Красиво говорить учим слова: Курс «Искусство говорить» для детей 7-13 лет

Содержание

Учить ребенка говорить красиво с выражением необходимо с раннего детства | Консультация (старшая группа) на тему:

Консультация для родителей.
Учить ребенка говорить красиво с выражением необходимо с раннего детства. Как это сделать?

Умение красиво говорить – это немаловажный фактор успеха в жизни, и этому искусству нужно учиться с самого детства. Умение четко и ясно изъясняться можно и нужно развивать у ребенка с тех самых пор, как он начинает говорить первые в своей жизни слова.
Существует несколько простых рекомендаций, которые помогут вам научить ребенка красиво и внятно говорить.

Прежде всего, запомни: от того, как ты сейчас постараешься, в будущем будет зависеть очень многое. Ведь красивая речь ребенка – это не только твоя гордость на утренниках и спектаклях. В дальнейшем – это еще и уверенность ребенка в общении с друзьями и сверстниками, его помощь на любом экзамене, а в дальнейшем – успех на собеседовании при приеме на работу, авторитет как руководителя и т. д. Несомненно, есть ради чего потрудиться.

Теперь, собственно, о самих рекомендациях.

Итак, чтобы научить ребенка красиво и внятно говорить, нужно:

Показать ребенку, как нужно говорить, на собственном примере.
Возьмем, например, тот же стих из программы детсадовского утренника. Усади ребенка в кресло в качестве зрителя, а сама встань перед ним, и красиво прочти стихотворение. Не спеша, с выражением, выдерживая нужные паузы, четко выговаривая слова. Видя своего авторитетного родителя в роли выступающего, ребенок и сам с радостью попытается воспроизвести нечто подобное.

Спроси у ребенка, понравилось ли ему твое выступление, все ли слова он хорошо расслышал. Теперь прочитай тот же стих, но быстро, тихо и невнятно. Спроси у ребенка, почувствовал ли он разницу, и какой вариант понравился ему больше. Объясни, что если ребенок будет быстро тараторить и плохо выговаривать слова, то зрители ничего не поймут, и такое выступление им не понравится.

Внимательно слушай своего ребенка
Очень хорошо, если ты находишь время для того, чтобы послушать речь твоего ребенка. Слушай, как он разговаривает, и, если нужно, поправляй его, подсказывай правильное произношение и ударение, рассказывай значение слов. Даже если ты будешь притворяться, что внимательно слушаешь ребенка, это будет намного лучше и полезнее, чем фраза типа «Отстань, я очень устала и хочу отдохнуть… Потом расскажешь». Ведь если ребенок поймет, что даже тебе его рассказы не интересны, то что уж говорить про публичные выступления!

Записать его выступление на диктофон (веб-камеру, камеру телефона и т.д.)
Чтобы ребенок прочувствовал, что и где он делает не так, обязательно дай ему послушать собственное выступление, записанное на цифровой носитель. После прослушивания вместе с ребенком обсуди, хорошо ли он прочел стихотворение, что в его выступлении было хорошо, а что – не очень. Обязательно найди, за что похвалить своего оратора. Сплошная критика – это не наш метод.

После того, как все замечания учтены, запиши выступление еще раз. Ребенок привыкнет к своему голосу, будет меньше стесняться, и твои записи будут с каждым разом все лучше. И не забывай про похвалу – это огромный стимул к новым свершениям.

Предоставить ребенку свободу выбора
Если есть такая возможность, то выбирай стихотворение для выступления вместе с ребенком. Те строки, которые придутся ему по душе, где он будет понимать суть прочитанного, ребенок выучит с гораздо большим удовольствием, чем тот стих, который ему навязали.

Читать, читать, и еще раз читать
Если твой малыш еще не умеет читать, то читай ему вслух ты, и как можно чаще. Конечно же, читать стихи и сказки нужно с выражением, интересно, чтобы ребенок на подсознательном уровне впитал то, как нужно правильно говорить, чтобы было интересно слушать.

Если ребенок умеет читать сам, то пусть читает как можно больше. И опять же, пусть не просто бубнит себе под нос, а медленно, четко произносит все слова, выдерживает интонацию и паузы. Иногда давай ребенку передохнуть, и почитай пару страниц сама. Это будет очень интересно.

Хвалить ребенка, замечать все его успехи
Очень важно, чтобы в процессе обучения твой ребенок чувствовал твою поддержку и любовь. Напоминай ему, какой он молодец, какой он способный ученик, что у него обязательно все получится. Твоя похвала может выглядеть примерно так:

– «Мне очень нравится, как ты сегодня читаешь»,
– «С тобой очень весело читать сказки, ты молодец»,
– «Сегодня ты постарался, мне особенно понравилась интонация»,
– «Как приятно видеть тебя с книгой в руках!»,
– «У тебя приятный голос, мне он очень нравится» и т.д.

Это придаст ребенку дополнительную уверенность в собственных силах.

Учимся говорить грамотно и красиво (расширяем словарь и формируем грамматические навыки). Развитие речи для малышей в рассказах и веселых картинках

Учимся говорить грамотно и красиво (расширяем словарь и формируем грамматические навыки)

Речь человека может быть понятной и приятной окружающим лишь в том случае, если она грамотна и лексически разнообразна. Вот почему взрослым необходимо следить за тем, чтобы их речь была выразительна и грамматически безупречна, ведь накопление словарного запаса и формирование грамматических навыков у ребёнка происходит исключительно по подражанию.

Фразы следует использовать не слишком сложные, а произносить их медленно, чтобы малыш понял значение слов и смог уловить, как они связаны между собой в предложении.

Малыш должен уверенно использовать в речи разные предлоги (на столе — взять со стола, под столом — достать из-под стола, в кармане — вынуть из кармана, за спиной — достать из-за спины) и т. п.

Вашему маленькому собеседнику важно расширять словарь не только за счёт существительных (это названия предметов, явлений), но и за счёт других частей речи — прилагательных, наречий, глаголов и т. д.

Нужно объяснять малышу значения новых слов, используя как слова, близкие по значению, — синонимы (весёлый — радостный), так и слова с противоположным значением — антонимы (весёлый — грустный).

Необходимо показывать ребёнку образцы разных грамматических форм, чтобы он постепенно привыкал использовать их в собственной речи. Выработка этого навыка требует большого труда и внимания.

Учите ребёнка изменять слова разными способами. Так, следует объяснить, как согласовывать слова в роде, числе и падеже. Например, прилагательное красный в именительном падеже будет звучать так: краснЫЙ шар (мужской род), краснАЯ машина (женский род), краснОЕ ведёрко (средний род), в родительном — нет краснОГО шара, краснОЙ машины, краснОГО ведерка, в винительном — вижу краснЫЙ шар, вижу краснУЮ машину, вижу краснОЕ ведёрко.

Но слова изменяются не только с помощью окончаний, но и суффиксов, например: лес, лесной, лесистый, лесник, лесовик. Учите малыша использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: заяц — зайчик, кошка — кошечка. Очень важно показать, как можно образовывать новые слова от уже известных: у птички красная грудка — значит, птичка красногрудая.

Объясните, как нужно употреблять глаголы в разных временных формах и наклонениях (Ваня, ешь; Ваня будет есть; Ваня ест; Ваня поел, Маша поела), с разными приставками (пришёл, ушёл, зашёл, перешёл).

Задача взрослого — поправлять малыша в тех случаях, когда он употребляет неправильную грамматическую форму. При этом ни в коем случае не следует говорить: «У зайца не ухи, а уши!» Таким образом вы сами ещё раз повторяете и невольно закрепляете его ошибку. Лучше сказать, например, так: «Да, у зайца большие уши. Уши так уши. Не всякий зверь может похвастаться такими ушами».

Помните: русский язык — один из самых сложных в мире: и правил много, и исключений из них достаточно. Вот почему для маленького человека столь важен ежедневный опыт общения.

Чего не хватает?

Учите ребёнка употреблять существительные в родительном падеже.

? Пусть малыш расскажет, каких частей не хватает у каждого из этих предметов, а затем дорисует недостающие детали.

У машины нет колёс.

? А что отсутствует у этих предметов?

Когда ребёнок справится с заданием, предложите ему самому нарисовать предметы ближайшего окружения с отсутствующими деталями и рассказать о том, каких деталей в них недостаёт.

Угощенье для игрушек

Учите ребёнка употреблять существительные в дательном падеже.

? Скажите, что Миша угощает все сбои игрушки конфетами. Пусть малыш посмотрит на картинки и скажет, кому Миша даст конфету. (Миша даст конфету обезьянке, конфету… конфету… конфету… конфету…)

Назови ласково

? Учите ребёнка употреблять имена в уменьшительно-ласкательной форме.

? На картинке изображена семья: мама, папа, Настя (девочка постарше), Вася, Аня и совсем маленький Ваня. Попросите ребёнка показать каждого взрослого и каждого ребёнка и назвать их ласково: мамочка, папочка и т. д.

? После этого предложите малышу ласково назвать всех его родных и друзей.

Расскажи какой-1

Учите ребёнка согласовывать прилагательное с существительным.

? Попросите показать и рассказать, какой формы предмет.

Это круглый мяч.

Это квадратный флажок.

Это треугольный парус.

Это змей в форме ромба.

? А теперь попросите раскрасить предметы и назвать их цвет. Например:

Это красный мяч.

Это синяя книга.

Это зелёный флажок.

Это жёлтый змей.

? Попросите рассказать о других качествах этих предметов. Например:

Это резиновый мяч.

Это интересная книга.

Это маленький флажок.

Это воздушный змей.

Расскажи, что видишь

Учите ребёнка употреблять существительные в винительном падеже.

На следующих страницах — картинки-путаницы.

? По очереди с малышом рассказывайте о том, что вы видите на них.

Например, вы скажете: «Я вижу шапку», — и покажете ее. Ребёнок продолжит: «А я вижу сапоги», и т. д.

? Закончив игру, не забудьте назвать обобщающие слова для каждой группы предметов:

— обувь;

— посуда;

— домашние и дикие животные;

— овощи;

— игрушки.

Где кот?

Учите ребёнка употреблять разные предлоги.

? Пусть малыш с вашей помощью сначала покажет, а потом и расскажет, где спрятался кот: в коробке, перед коробкой, за коробкой, на коробке, около коробки, под коробкой.

? А вы можете продолжить так: кот выглядывает из коробки, уселся перед коробкой, смотрит из-за коробки, спрыгивает с коробки, стоит справа от коробки, вылезает из-под коробки.

Расскажи какой-2

Продолжайте учить малыша образовывать новые прилагательные при помощи суффиксов.

? Предложите малышу продолжить по образцу.

1. На берёзе листок — берёзовый.

На осине листок — … (осиновый).

Под берёзой грибок — подберёзовик.

Подосиной грибок … (подосиновик).

2. На ёлке шишки — еловые.

На сосне шишки …(сосновые).

На клёне листья — кленовые.

На дубе листья …(дубовые).

Маленький и большой

Учите ребёнка употреблять «увеличительные» суффиксы.

? Пусть малыш расскажет про двух тигров — большого и маленького. У маленького тигра лапы, а у большого — лапищи, у маленького — когти, а у большого — когтищи, у маленького — голова, а у большого — головища и т. д.

Усы — усищи.

Глаза — глазища.

Нос — носище.

Хвост — хвостище.

Странный зверь

Учите ребёнка употреблять притяжательные прилагательные.

? Предложите рассмотреть это странное животное, а потом постараться отгадать, чьи у зверя ноги, голова, туловище, хвост, уши, крылья, иголки.

? Если нужно, подскажите ребёнку: у зверя петушиный хвост и лапы, овечье туловище, комариные крылья, ежовые иголки, заячьи уши, лисий нос.

Посчитай и расскажи

Учите ребёнка употреблять в речи числительные (один, два, три, четыре, пять) и согласовывать их с существительными.

? Используйте такие словосочетания.; один цветок, два цветка… пять цветков (много цветков).

? Помогите малышу решить задачи по математике, произнося данные словосочетания.

Это чьи малыши?

Учите ребёнка употреблять в речи названия детёнышей диких и домашних животных.

? Скажите малышу, что у детёнышей домашних животных часто бывают особенные названия, непохожие на названия, взрослых животных. Так, у собаки детёныш — щенок. А если их два или больше, то говорят так: щенки.

? Спросите ребёнка: «У кого поросёнок, у кого щенок, у кого жеребёнок?» и т. д.

Я начну, а ты продолжи

Учите ребёнка подбирать антонимы (слова, имеющие противоположный смысл).

? Предложите малышу, глядя на картинки, закончить фразы, начатые: вами.

У берега озеро мелкое,

    а посередине… (глубокое.)

У берега вода тёплая,

    а посередине озера … (холодная).

Сначала самолёты летели высоко,

    а потом полетели … (низко).

Сначала самолёты были далеко,

    а потом… (близко).

Сначала самолёты летели быстро,

    а потом полетели … (медленно).

Сначала коса была острая,

    а потом стала … (тупая).

Сначала трава была мокрая,

    а потом стала… (сухая).

Сначала кузнец ударил молотом слабо,

    а потом стал бить … (сильно).

Сначала искры были бледные,

    а потом стали … (яркие).

Сначала спортсмен бежал медленно,

    а потом побежал … (быстро).

Сначала бегун был последним,

    а потом стал … (первым).

Сначала хоккеисты проигрывали,

    а потом стали … (выигрывать).

Сначала хоккеисты пропускали шайбы,

    а потом стали их … (забивать).

Сначала мальчик открыл дверь,

    а потом… (закрыл.)

Сначала мальчик вошёл в комнату,

    а потом… (вышел.)

Добавь слово

Учите ребёнка подбирать инфинитивы — глаголы в неопределённой форме.

? Покажите картинку и назовите начало действия, а затем предложите ребёнку закончить предложение.

Галя взяла микрофон и стала … (петь).

Папа взял фотоаппарат и начал … (фотографировать).

Мама взяла книгу и стала… (читать).

Петя взял барабан и начал … (барабанить).

Лиза взяла шарик и пошла … (гулять).

Бабушка взяла спицы и начала … (вязать).

Катя взяла самокат и стала … (кататься).

Коля набрал в ванну воды и стал … (мыться).

Что умеют делать животные

Продолжайте работу по расширению словарного запаса малыша.

? Помогайте ему подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Например: кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызёт кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

? Эту игру можно проводить, используя разные лексические темы. Например, тема «Животные и птицы»: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

Кто назовёт больше действий

Продолжайте работу по расширению глагольного словаря малыша.

? Предложите соревнование: кто больше назовёт глаголов, обозначающих действия?

? Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, причёсывать.)

? Что можно делать с мячом? (Кидать, бросать, ловить, катать, забивать, подбрасывать.)

? Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком, колет лёд. )

Как правильно сказать?

Учите малыша понимать связь между словами в предложении.

? Прочитайте подписи к рисункам и предложите дать правильный ответ.

Мама держит дочку или дочка держит маму?

Мальчик кормит кошку или кошка кормит мальчика?

Мальчик уступает место девочке или девочка уступает место мальчику?

Девочка тянет скатерть или скатерть тянет девочку?

Папа сажает дерево или дерево сажает папу?

Мама учит малыша ходить или малыш учит маму?

Слова-братья

Продолжайте работу по расширению словарного запаса.

? Предложите ребёнку придумать слова, близкие по значению (синонимы). Например, прилагательные оценочного характера: умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый, маленький — крохотный; ласковый — добрый; жадный — скупой; быстрый — стремительный; беспокойный — суетливый.

? Усложните задание: предложите подобрать слова, отражающие характер похожих действий: бежать — мчаться; брести — плестись; жалеть — сочувствовать; беречь — хранить; видеть — представлять; воевать — ссориться; говорить — сообщать; думать — размышлять; хотеть — желать; звать — манить; беречь — ценить; нести — тащить; рисовать — изображать.

Упрямый Фома

Продолжайте работу по расширению словарного запаса малыша.

? Прочитайте ребёнку стихотворение С. Михалкова «Упрямый Фома» и дайте задание изобразить героя. Что бы Фоме ни говорили, он ни с чем и ни с кем не соглашается. Пусть малыш подбирает слова, противоположные по смыслу. Проводите игру в быстром темпе.

Взрослый

Старый дом. Старый человек. Лёгкий чемодан. Добрый человек. Глубокая река. Сладкое яблоко. И т. п.

Ребёнок

Нет, новый. Нет, молодой. Нет, тяжёлый. Нет, злой. Нет, мелкая. Нет, кислое.

Как расширить свой словарный запас и научиться красиво говорить / 5-Minute Crafts

Расширение словарного запаса важно только в том случае, если вы можете использовать новые слова в своей письменной и устной речи. Лучше правильно использовать простые фразы, чем неправильно сложные. И когда вы хотите использовать новое слово, вы должны убедиться, что точно знаете, что оно означает.

5 Minute Crafts нашел 7 способов пополнить свой словарный запас.

Играть в словесные игры

Вы можете использовать популярную настольную игру Scrabble как игру в слова. Если вы не хотите играть с реальными маленькими буквами, вы можете скачать приложение. Также можно разгадывать кроссворды и другие словесные головоломки . Это приятный и простой способ узнать что-то новое.

💡 Эти игры помогут тем, кому нужна дополнительная мотивация. Во время игры вы чувствуете вызов и чувствуете контроль.

Объедините слова в группы

Когда вы выучите новое слово, поместите его в одну из групп ниже и работайте с ним:

  • Тема . Сосредоточьтесь на словах той же темы. Например, «природа», «бизнес», «музыка», «погода». Допустим, вы выучили слово шурин . Вы можете поместить его в группу «семья». Подумайте обо всех словах, подпадающих под эту тему. Например, мать, отец, дочь, сестра, бабушка, дедушка, тесть, двоюродный брат и продолжайте добавлять слова в список. Таким образом, вы сможете соединить эти слова вместе и быстрее запомнить их, когда вам это нужно.
  • Наука . Когда вы учите новое слово, подумайте о его производных. Например, в степени — это существительное. Empower  – это глагол,  мощный,  – прилагательное, а  мощно  – наречие. Таким образом, вы выучите 4 новых слова вместо 1.

Прочтите что-нибудь

Вам не нужно читать Шекспира, чтобы выучить новые слова. На самом деле, это не обязательно должно быть что-то очень сложное, если только это не то, что вы хотите прочитать. Важен сам процесс — вы в любом случае улучшите свой словарный запас.

Читай что хочешь . Обратите внимание на язык и то, как он используется. Не делайте этого слишком много часов подряд. Достаточно даже 20 минут в день. Когда вы устали, послушайте аудиокнигу. Это также полезно.

Выбирая книгу, помните, что иногда полезно мыслить нестандартно . Если вам нравится читать новости о технологиях, попробуйте почитать о спорте. Если вам нравятся детективы, почитайте научную фантастику для разнообразия.

В разных жанрах писатели используют разный язык. Новые слова в другом контексте легче запомнить.

Проверяйте значение каждого нового слова

Многие люди удивляются, когда им говорят, что их словарный запас невелик, хотя они много читают. Это означает, что одного чтения недостаточно. Когда вы вкладываетесь в историю, вы можете пропустить неизвестные или едва известные слова.

Вместо того чтобы избегать их, присмотритесь к ним повнимательнее . Сначала попробуйте угадать их значение из контекста, прочитайте предложение целиком несколько раз. Во-вторых, если у вас есть словарь, проверьте определение.

Конечно, это замедлит процесс чтения, но изучение новых слов со временем облегчит чтение других книг.

Проверьте свой словарь и тезаурус

Онлайн-словарь и тезаурус могут быть полезными ресурсами, если вы используете их правильно. Не используйте их только тогда, когда вам нужно определить новый мир .

Они могут помочь вам вспомнить синонимы, когда вы хотите заменить слово, которое вам надоело. Противоположности могут помочь выразить разные мнения, а этимология расскажет вам о происхождении слов.

Используйте новые слова в повседневном языке

Всегда помните новые слова и старайтесь использовать их в разговорах с другими людьми .

В зависимости от слова можно либо дождаться подходящего момента, либо создать необходимую ситуацию самостоятельно. Но не забывайте помнить о контексте. Слово должно быть подходящим. Таким образом, вы со временем сделаете то, что говорите, более интересным.

💡 Если вы используете этот метод с одним новым словом каждый день, вы выучите 365 новых слов в год.

Используйте приложения

Современные приложения могут значительно облегчить расширение вашего словарного запаса. Например, вы можете использовать приложение « слов дня «. Вам не нужно искать новые слова самостоятельно, приложение будет давать вам по одному каждый день. Он не только определяет его, но и позволяет узнать, как его правильно произносить.

Используя подобные приложения, вы можете создать свой личный словарь . У вас будет доступ к этим словам, когда они вам понадобятся. Кроме того, вы можете поделиться своим словарем с другими пользователями и попросить приложение отправлять вам уведомления, когда пришло время пересмотреть ваш словарный запас.

5-Minute Crafts/World/Как расширить словарный запас и научиться красиво говорить

Как развить речь и научиться красиво говорить. Учимся говорить

Значение грамотной речи трудно переоценить. Люди с хорошо поставленной речью и большим словарным запасом добиваются больших успехов в любой сфере жизни. Если человек не умеет выражать свои мысли и говорит неграмотно, большинство людей не воспримут его всерьез. Кроме того, плохая речь может сильно раздражать. Следующие советы помогут вам научиться правильно говорить.

Если вам сложно правильно излагать свои мысли или высказывать мнение о чем-либо, начните много читать. Вы сможете пополнить свой словарный запас, научиться строить фразы и улучшить правописание. Ежедневно выделяйте время для чтения. В определенные дни читайте вслух, чтобы научиться четко говорить. Выбирайте книги, которые принесут вам удовольствие и развитие. Обязательно включите в список книг для чтения классическую литературу — в ней используется чистый русский язык. Прочитав книги, сделайте краткое изложение своим друзьям или родственникам. Грамотный и живой рассказ вызовет у зрителей эмоции и вопросы относительно произведения. Если у вас проблемы с дикцией, каждый день выделяйте время на произношение скороговорок. Начните с простых фраз, а затем переходите к более сложным и длинным. Когда вы освоите скороговорки, начните произносить их с орехами во рту. Если регулярно выполнять упражнение, проблемы с дикцией исчезнут. Возьмите любое слово (дерево, музыка, радость). Подумайте об этом в течение тридцати секунд. А в следующую минуту расширьте представление об этом слове как угодно. Вы также можете высказать свое мнение вслух о любой цитате великого человека, фильме, прочитанном тексте или совершенном вами поступке. Попробуйте найти человека, перед которым вы могли бы вот так импровизировать. Он вас внимательно выслушает и укажет на основные ошибки (если они есть).


Начните писать рецензии на фильмы или очерки на тему любых произведений. Также вы можете начать Дневник в виде диалогов и подробных рассказов обо всех событиях. Как вариант, сочиняйте короткие рассказы. Вы научитесь писать вдумчивые, грамотные и сложные предложения. Многие специалисты по ораторскому искусству считают, что сначала нужно научиться выражать свои мысли с помощью текста. После этого вам будет намного проще применять полученные навыки в общении. Если вы слышите новое незнакомое слово, запишите его и узнайте значение и происхождение. Но не злоупотребляйте слишком умными и длинными словами в повседневной речи. Лучше использовать их в нужное время. В обычной жизни используйте простые и ясные слова, произнесенные правильно.

Мы все умеем говорить. Но все же не все красиво и правильно излагают свои мысли: одни приятно слушать, а другие не могут донести мысль до слушателя и привлечь внимание. А как научиться грамотной речи? Это вполне возможно, если приложить усилия и действовать целенаправленно.

Зачем говорить мудро?

Что такое правильная речь? Вообще беседа является основным средством общения. разумные люди, с его помощью они выражают свои мысли, передают и получают информацию, достигают целей, то есть, по сути, взаимодействуют друг с другом. Хотя, конечно, даже бессвязные фразы вполне понятны, но будет ли восприниматься всерьез тот, кто их произносит? Конечно нет.

Так зачем нужна правильная речь?

  • Чтобы общаться и быть понятым. Если вы будете говорить четко, вы сможете быстрее донести свои мысли и получить ответы на вопросы.
  • Учиться и развиваться. В настоящее время ценятся образованные люди, и чтобы стать именно таким человеком и добиться восприятия себя состоявшейся личностью, нужно научиться правильно говорить.
  • Добиться успеха в профессиональной деятельности. Сотрудник, не умеющий грамотно говорить и излагать мысли, вряд ли сможет построить карьеру, особенно в крупной организации. Но умелый и талантливый оратор обязательно покажет себя с лучшей стороны и добьется успеха.
  • Воспитать подрастающее поколение. Дети все впитывают, как губки, и если родители матерятся или не владеют грамотными навыками речи, то ребенок, скорее всего, не научится правильно говорить.
  • Гордиться своим языком, ведь каждый красив по-своему.

Суть понятия

Что такое правильная речь? Такое понятие не имеет точного определения, но совершенно логично, что оно подразумевает умение грамотно, четко и красиво говорить, выражать и передавать свои мысли, строить фразы и предложения. Казалось бы, всему этому нас учат с детства, но это вовсе не значит, что вести грамотную беседу сможет каждый. Чтобы научиться красиво и правильно говорить, нужно иметь достаточный словарный запас, логически мыслить и образовывать цепочки слов, уместно и изящно использовать компоненты речи.

Компоненты грамотной речи

Техника грамотной речи включает в себя несколько компонентов:

  • Дикция, то есть правильное и четкое произношение всех звуков. Без этого компонента вы просто будете «коверкать» слова.
  • Дыхание. Если вы не научитесь правильно дышать во время разговора, то ваша речь будет недостаточно стройной и убедительной. Кроме того, длинные предложения автоматически вызывают дискомфорт.
  • Точная, лаконичная и понятная презентация. Не перенасыщайте речь лишними словами: протяжными звуками, вводными фразами, междометиями и другими не самыми важными, а иногда и вовсе ненужными элементами.
  • Содержание — это тема разговора, то есть то, о чем вы говорите. Вы должны изначально определить суть и придерживаться ее, чтобы ваша мысль была понятной и ясной.
  • Логика – это правильно построенные словосочетания и предложения, а также уместно использованные отдельные слова. Грамотная речь должна быть логичной, чтобы говорящий был понят.
  • Словарный запас – это слова, которые вы знаете и можете использовать. Если идея сложная, то передать ее с помощью ограниченного числа понятий вряд ли получится.
  • Ораторское мастерство – это то, что делает речь интересной, наполненной смыслом и эмоциями. Талантливые ораторы раньше были на вес золота, а в современной жизни эти навыки пригодятся во многих ситуациях.

Как научиться делать это правильно?

Если вы еще не умеете правильно и красиво говорить, то начинайте исправлять ситуацию как можно скорее. Вот увидишь, это пойдет тебе на пользу.

Думаю, никто не станет спорить с тем, что умение красиво говорить — самое ценное человеческое качество.

Грамотно говорящий человек производит благоприятное впечатление, он чаще добивается поставленной цели, более успешен в профессиональной деятельности, ему легче приспособиться к любой жизненной ситуации.

Правильная речь имеет почти магический эффект. Она хочет слушать и слушать; а от другого — закрой уши и беги.

Умение красиво и грамотно говорить, к сожалению, встречается все реже.

Люди, мыслящие шедеврами, иногда не умеют так ярко выразить себя словами. Многим людям трудно выразить свои мысли, чувства, пересказать что-то интересное из прочитанного, увиденного, пережитого.

Но за бесхитростной речью таких людей иногда скрывается великолепный интеллект, интересный человек. Но нужно время, чтобы признать это. А время – это то, чего нам постоянно не хватает.

Отсюда только один путь — нужно и можно тренировать речь. Ведь умение красиво говорить – это не природный дар, а приобретенный навык, который можно довести до совершенства. Даже если вы не собираетесь становиться профессиональным оратором, умение красиво говорить, правильно пользоваться речью крайне полезно как в работе, так и в повседневной личной жизни.

Соблюдение некоторых правил может значительно улучшить качество речи.

Во-первых, читайте дальше. Газеты, журналы, качественная художественная литература. В этом смысле идеальна наша отечественная классика, которую мы все изучали в школьные годы (или не изучали, что печально). Читайте или перечитывайте классику! Причем вслух, не торопясь. Такое чтение произведет колоссальный эффект. Научит правильно строить слова в предложении, увеличит словарный запас.

В-третьих, следите за темпом речи. Он не должен быть монотонным. Делайте паузы, чтобы выделить основные моменты разговора. Он должен быть актуальным и не перегруженным.

В-четвертых, используйте разговорную речь, разговорные сравнения, метафоры, образные выражения, поговорки, наконец. Это оживит речь, сделает ее более интересной. Ну и конечно беспроигрышный вариант — это юмор. Уместная самоирония, шутки добавят блеска вашей речи. Ведь слова – это только средства для передачи информации, и то, как ты их составляешь, произносишь, либо западает тебе в душу, либо нет.

В-пятых, говори, практикуй речь как можно больше. Это легко сделать, если у вас широкий круг общения. Если его нет, то поможет телевизор или радио. Выберите телеведущего, который вам больше всего нравится, и попробуйте подражать ему. Повторяйте вслух (!) за ним фразы, также копируя интонации его голоса. Это непросто, но через некоторое время вы обязательно увидите прогресс. Помимо развития мелодичной речи, вы пополните свой словарный запас.

Есть еще одно веселое и только поначалу сложное упражнение. Выберите простой предмет домашнего обихода, например торшер или домашние тапочки. Установите для себя лимит времени, в течение которого вы будете красиво говорить на эту тему. литературный язык. Поначалу будет сложно минут 5 рассказывать о каком-то банальном торшере. Но с каждой тренировкой будет легче. Увеличивая лимит времени и усложняя тему, вы вскоре преодолеете неуверенность, робость перед словами, неумение их подобрать. В результате вы сможете целый час увлеченно рассказывать о своих домашних тапочках, ни разу не повторяясь. Лучше делать это в группе или с членами семьи, превратив тренировку в своеобразную игру. В свою очередь, каждый становится и исполнителем, и слушателем.

Вы не заметите, как полюбите слова: вы почувствуете свою власть над ними, они придадут вам уверенности и будут служить вам.

Пополняя словарный запас, черпайте информацию отовсюду — из книг, статей, фильмов. Запоминайте яркие фразы, словосочетания, интересные речевые обороты. Запишите их в тетрадь, используйте в повседневной речи.

Изучайте значение незнакомых слов, обращая внимание на правильное ударение, тренируйте их произношение.

Неправильное произношение и неуместное использование слов могут сделать вашу речь смешной, моментально обесценив ее. Сами придумывайте новые фразы и предложения. Избегайте словарных клише, используйте речевые образы.

В идеале, через несколько месяцев систематических (!) занятий у вас сформируется мелодичная, запоминающаяся и яркая речь. Вы легко простыми предложениями можете объяснить суть сложных вещей. Ваша речь будет подобна журчанию ручья. Он будет течь легко и свободно. Отныне такая речь всегда и везде будет с вами.

Отличное владение родным языком придаст вам уверенности в себе. Более того, это изменит качество вашей жизни – вы сможете без труда и страха общаться с людьми. Вы всегда будете на высоте!

Желаю процветания.

Хорошая речь никогда не выйдет из моды. Людям всегда приятно иметь дело с тем, кто не только блистает внутренней красотой, но и умеет наиболее точно придать своим мыслям речевую форму. Кроме того, превосходно поставленный – это не что-то вроде дара природы. Его можно и нужно развивать.

Правильная устная и письменная речь

Каждый язык обладает уникальным богатством, которое ему свойственно, и грех им не пользоваться. Особенно это касается языка, который является родным для человека. Когда слышишь грамотную речь или перед глазами лежит идеально оформленный текст, без единой ошибки, то сразу складывается положительное впечатление об авторе, собеседнике.

Воспитывать культуру письменной и устной речи – обязанность каждого. И это происходит каждый день в процессе общения, обучения. Ведь не зря говорят, что с умным человеком приятно не только поговорить, но и просто помолчать.

Критерии грамотной речи

Если перейти к более подробному рассмотрению данного понятия, то следует отметить, что культура речи означает:

  • уместность сказанного;
  • грамотность письменной или устной информации;
  • доступность в понимании фраз собеседника, ясность;
  • богатство, заключающееся в употреблении различных эпитетов, фразеологизмов, метафор и т. п.;
  • разнообразие, отсутствие тавтологии, ненужные повторы, загрязняющие смысл сказанного;
  • эстетика.

Отсутствие навыков грамотной речи

Все эти ошибки существенно режут слух и не несут абсолютно никакой ценной информации о говорящем, не создают имиджа грамотного человека.

Как развить грамотную речь?

Качество грамотной речи необходимо ежедневно улучшать, доводить до совершенства. Ведь даже если человек интеллектуально развит, начитан, имеет глубокий внутренний мир, но, увы, не умеет ясно выражаться, то только он будет знать о том, что говорит.

Итак, развитие грамотной речи требует выполнения нескольких простых правил:

Умение красиво и осмысленно говорить дано не каждому. Этому предшествует длительное большое желание и терпение. Если вы осознанно решили найти ответ на вопрос: «Как развить внятную, красивую, лаконичную речь в домашних условиях?» — тогда советы и шаги, описанные в статье, приведут вас к хорошим результатам и заложат основу в ораторском искусстве.

Перед началом занятий необходимо узнать требования и программу действий. Эта простая схема разовьет красивую и полноценную речь, поднимет вас в глазах друзей, заставит точно говорить о любом прочитанном тексте. Чтобы научиться переводить мысли в слова и без особого труда оформлять их в красивые выражения, необходимо выполнить следующие шаги.
Для занятий по улучшению речи необходимо:

  • Большое желание;
  • упорство;
  • Распределение времени и пространства;
  • Уверенность в конечной цели;
  • Поддержка близких.

Программа, пунктов которой вы будете придерживаться, достаточно проста и интересна. Взяв его за основу, можно за короткое время убедиться в эффективности и целесообразности. Это:

Классика полезна и незаменима

Классическая литература содержит красивую и богатую речь. Диалоги персонажей, их размышления способствуют произнесению правильно построенных фраз. Вербальные обороты, воспетые авторами, отражают не только эпоху времени, сюжет и динамику развития, но и внутренний мир, переполненный нравственностью и высокими идеями.
Любое произведение, являющееся классикой, пополняет словарный запас. Красивые слова побуждают к развитию воображения, возникает желание научиться играть с выражениями, построенными по правилам, чтобы слушатель получил не только полезную информацию, но остался доволен общением и не пожалел потраченного времени.

Важность темпа

Продуманная презентация включает содержание, синхронизацию и темп. Однообразие даже при исключительно совершенном материале порождает скуку, монотонность и неприятие. Научиться делать паузу не менее важно, чем выбранная тема и выбранная информация.
Медлительность или скорость речи чревата отсутствием контакта с аудиторией. Без понимания содержания публика просто перестанет реагировать на выступление. Тогда красиво подготовленная информация превратится в заунывную песню или сложную скороговорку. Конечно, со временем эта проблема перестанет существовать. Опыт выступления и чувства аудитории приходит в процессе многодневной работы над собой.

Добавление изюминки

Сухой текст, насыщенный нужной информацией, будет скучным и неинтересным. Когда во время беседы присутствуют живые выражения, подтвержденные фразы известных людей, мудрые изречения и легкий юмор, то беседа найдет отклик у зрителей и спектакль будет полезен всем.
После нескольких удачных попыток назойливая мысль о том, как быстро развить живую речь и при этом обязательно научиться строить фразы, говорить богато и красиво, будет забыта за ненадобностью. Общение принесет эмоции, удовлетворение. Будет возможность развить мышление и выработать собственный стиль.

Обязательная практика

Вы никогда не добьетесь высот в ораторском искусстве, если откажетесь выступать перед незнакомцами. Практика публичных выступлений показывает недостатки подготовленной информации, продуманность речи и ее качество, вашу способность к общению и поиску единомышленников.

Если вы боитесь публичных выступлений — тренируйся чаще, должно пройти. Также существуют специальные методики и целые системы (типа Турбо-Суслика) для преодоления страхов. Например, Турбо-Суслик может дать: ощущение внутренней свободы, легкость как в общении, так и в выступлениях. Там, конечно, результаты посерьезнее и интереснее, но это для тех, кто много хочет и готов.

Умение выражать свои мысли и чувства дает силы для дальнейшего развития. Обратная связь от других возрождает забытые идеи и цели. Вы находите понимание в общении, проверяете свою жизненную программу и перерождаетесь как личность. Умение красиво оформлять мысли добавляет уверенности и значимости в жизни.

Блокнот — помощник для анализа

Приучите себя после каждого важного разговора анализировать его результат. Выступления осуждения или одобрения записывайте в отдельную тетрадь, подчеркивая ошибки и успехи. Не бойтесь высказывать свои мысли вслух, как будто вы стоите перед ответственным комитетом по улучшению образования. Уменьшайте и искореняйте собственные недостатки.

Пожелания

Есть маленькие хитрости для понимания того, как закрепить полученные навыки и еще больше развить свою грамотную речь, продолжать говорить красиво и осмысленно.

  • Обязательно обдумывайте каждое слово, смакуя и влюбляясь в него. Постепенно речь превратится в красивую, переосмысленную игру, в которой есть текст и чувство.
  • Необходимо запоминать ключевые фразы из фильмов, книг, программ и выступать на публике, подтверждая свою эрудицию.
  • Расшифруй значение непонятных слов, чтобы узнать правильное произношение, ударение, позицию в предложении.
  • Понравившаяся красивая фраза вставляй уместно и правильно. В противном случае есть опасность выставить себя на посмешище.

Систематическая ежедневная практика произведет речь, которая понравится любому слушателю. После одобрения вы захотите больше говорить и выступать.
Когда вы поставите перед собой важную цель — научиться говорить на родном языке и развить умение общаться, то, несомненно, откроются новые возможности и смысл жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *