Кратко стили руководства: какой выбрать и почему / Skillbox Media

Содержание

кратко, какие существуют основные виды

Взаимодействие сотрудников в организации — одно из наиболее важных определений в бизнесе и менеджменте. Слаженный, эффективный коллектив в совокупности работает и может существовать как одно целое, тем самым повышая как собственную, так и общую производительность. Большое значение имеет отношение руководителя к персоналу и подчиненным. Профессиональный подход к руководству значит достаточно много. Организация взаимодействия сотрудников, их поведения на должном уровне может характеризоваться успешностью компании в целом. Всем известно, что от мотивации сотрудников, их отношений между собой и с руководителями, зависит основной доход предприятия. Хороший руководитель зачастую обозначает и хороших подчиненных. Поэтому, стили управления, выбранные менеджментом, имеют одно из наиболее важных значений для предприятия.

Содержание

  • 1 Что это такое?
  • 2 Виды
    • 2.1 Либерализм
    • 2.2 Авторитаризм
    • 2.3 Демократия
    • 2. 4 Коучинг
  • 3 Как усовершенствовать
    • 3.1 Одномерные
    • 3.2 Многомерные
  • 4 Теория Y заключается в:
  • 5 трудовая деятельность такая же нормальная вещь, как игра для ребенка;
  • 6 люди могут себя контролировать и управлять собой;
  • 7 стандартный человек хочет ответственности.
  • 8 Принцип Лайкерта
  • 9 Связь между культурой управления и стилем

Что это такое?

Менеджер любого звена является управляющим, выступает в виде ведущего звена, от которого зависят такие показатели, как:

  • подбор персонала;
  • целенаправленность деятельности всех сотрудников;
  • социальный и психологический климат в компании;
  • иные факторы и качества работы.
Каким может являться выбранный стиль

Руководство в целом, обозначает способность и возможность оказывать влияние на определенных лиц или группы людей, тем самым мотивируя их действовать во благо компании и для достижения ее целей.

Каждый руководитель обладает набором характеристик собственной деятельности, которые называются стилями руководства. Они являются манерой поведения менеджера в отношении подчиненных сотрудников. Управленческие манеры применяются с целью повлиять на работников и побудить их действовать для достижения целей предприятия.

Руководитель в компании представляет собой ведущего организатора во всей системе управления. Управление работой персонала проводится в форме лидерства и руководства. Указанные формы похожи между собой.

Важно! Существует большое количество теорий и трудов по управлению. Одним из наиболее популярных авторов является Курт Левин.

Описание поведения

Виды

Существует несколько видов управленческих стилей, которые могут подразумевать различное поведение руководителя к подчиненным, от попустительских мер до строжайшего контроля. Они изучаются в психологии и описываются в учебниках.

Либерализм

Представленный стиль часто именуются принципом невмешательства начальника в работу собственных сотрудников. Либеральный вид характеризуется тем, что управленец, предпочитающий такую манеру, является посредником между подчиненными и высшими уровнями начальства. Такой тип поведения распространен среди профессиональных работников, которые полностью знают свою работу, могут качественно управлять своим временем и не нуждаются в том, чтобы их направлял и мотивировал кто-то вышестоящий.

Либерализм имеет плюсы и минусы. Положительные качества такого стиля такие:

  • проявление инициативы совершают только сотрудники;
  • творческие особенности каждой личности раскрываются полностью.

Негативные качества заключаются в следующем:

  • практически полное отсутствие контроля;
  • возможны проявления анархического строя.

Авторитаризм

Характеризуется строгим и единоличным управлением. Все решения по работе, управление ситуациями, определенными моментами осуществляются только руководителем. Проявляется такой метод постоянным прессингом, контролем и слежением за рабочей деятельностью подчиненных. Авторитарный тип управления идеально подходит только в тех моментах, когда требуется принимать срочные решения, при возникновении непредвиденных и других чрезвычайных происшествий. Единоличное и строго командование требуется в армии и других силовых структурах, когда следует полностью соблюдать все решения вышестоящих чинов.

Качества и пример

Положительные характеристики авторитарного стиля управления:

  • своевременная реакция в экстремальных ситуациях;
  • высокий уровень дисциплины.

Негативные качества:

  • проявления инициативы подчиненными отсутствуют;
  • необходимы большие расходы времени и сил от руководителя для контроля подчиненных.

Демократия

Во всем мире считается наиболее оптимальным стилем, который позволяет наладить отношения с персоналом. Менеджеры высшего звена, которые считаются поклонниками такого типа, могут привлекать к работе над различными ситуациями сотрудников множества сфер, специалистов и профессионалов. Демократический стиль деятельности характеризуется спокойной обстановкой, когда ни один из сотрудников не испытывает жесткого контроля и управления. Мотивация для действий начальником выбирается, исходя из творческих предпочтений работников, поощряется самовыражение и хорошие отношения на рабочем месте.

Краткое описание

Плюсы:

  • мотивация для работников в раскрытии их собственного потенциала, творчества и развития навыков;
  • постоянное обсуждение рабочих моментов и диалог;
  • полное доверие между участниками рабочей деятельности.

Отрицательные стороны:

  • недостаточный контроль, при котором может возникать брак, попустительство, недостаточно качественное выполнение собственных обязанностей некоторыми работниками;
  • обсуждения и консультации, которые предшествуют конечному решению могут занять определенный период времени.

Коучинг

Представляет собой разновидность психоанализа в управлении. Сейчас такой метод только начинает развиваться и совершенствоваться. Характеризуется тем, что бизнес-тренер не выполняет никаких действий и не оказывает помощи в решении ситуаций или проблем. Основная задача тренера, привести работника к тому, чтобы он самостоятельно понял свою проблему и отыскал возможные шаги для ее решения. Считается достаточно перспективным типом управления, который только начинает развитие.

Как усовершенствовать

Усовершенствовать собственный стиль управления можно, если соблюдать такие действия:

  • осознать личный смысл предназначения как руководителя;
  • отыскать личные слабые места;
  • провести работу над собой;
  • сохранять уверенность и покой;
  • настроиться на ритм сотрудников в подчинении;
  • проявлять смелость, преданность делу и сочувствие;
  • всегда работать над ошибками;
  • измерить и убрать ограничения, как управленца;
  • постоянно общаться с подчиненными;
  • адекватно воспринимать критику;
  • пользоваться групповым опытом;
  • разделять ответственность с группой.
Выбор стиля

Теория Дугласа Мак-Грегора
Согласно представленной теории, все качества начальника делятся на два вида стилей управления: одномерные и многомерные.

Одномерные

К первым принято относить авторитаризм, либерализм и демократию. Такие стили обусловлены только одним основным фактором, при помощи которого можно мотивировать и осуществлять влияние на сотрудников.

Многомерные

Ко вторым относятся те стили, которые характеризуются несколькими факторами влияния на подчиненных. Метод состоит из двух точек зрения на управления. Первый представляет собой авторитарную точку зрения, которая требует контроля и регулирования. Вторая заключается в демократизме, то есть разделении полномочий и ответственности.

Метод состоит из двух теорий, X и Y. Теория Х утверждает:

  • человек не любит и избегает трудовой деятельности, он ленив;
  • его необходимо контролировать, принуждать и угрожать для того, чтобы он начал работать;
  • стандартная личность больше любит, когда им руководят, он не хочет испытывать чувство ответственности.

Теория Y заключается в:

  • трудовая деятельность такая же нормальная вещь, как игра для ребенка;

  • люди могут себя контролировать и управлять собой;

  • стандартный человек хочет ответственности.

Смысл теории

Принцип Лайкерта

Представленная теория делит стили руководства на четыре направления:

  • эксплуататорско-авторитарный. Заключается в том, что начальник отличается автократизмом, не имеет большого доверия к работникам, к решению ситуаций их не привлекает, все установки создает и доводит самостоятельно. Мотивация проходит с применением угроз, устрашения. Вознаграждения применяются редко, все контакты осуществляются при недоверии. Борются две организации: неформальная и формальная;
  • патерналистски-авторитарный. Начальник разрешает работникам участвовать в решении ситуаций. Вознаграждение является действительным, при этом, наказание может потенциально примениться. Оба метода используются в качестве мотивации сотрудников. Неформальность периодически сменяется формальностью;
  • консультативный. Менеджер работает над принятием основных и наиболее важных решений, может доверить некоторые вопросы сотрудникам. Неполное подключение подчиненных в рабочий процесс по разрешению ситуаций может применяться для мотивирования. Неформальность не совпадает с формальностью только в некоторых моментах;
  • демократический. Отличается полным доверием и заключается в подключении сотрудников для принятия решений и управления процессом. Формальная сторона и неформальная находятся на одном уровне и взаимодействуют.

Связь между культурой управления и стилем

Культура управления персоналом представляет собой широкий набор показателей в управлении и совокупность достижений в организации процесса управления. Она оценивается согласно множества различных параметров, но, максимально полная оценка культуры управленца может быть выполнена по стилю его работы. То есть, стиль является только одной характеристикой культуры руководства.

Стили руководства делятся на несколько типов. Существуют некоторые теории, согласно которым производится отдельная классификация и определение основных понятий стилей.

Плюсы и минусы демократического стиля руководства

Управление компанией — достаточно сложный процесс. Усилия руководителя направлены на то, чтобы максимально наладить работу в коллективе и сделать ее эффективной. Ранее большим спросом пользовался авторитарный стиль управления, когда сотрудники не могли выразить свое мнение и пойти против руководства. На сегодняшний день все большую популярность обретает демократический стиль управления.


Управленческий стиль

Основной задачей любого руководителя является контроль и воздействие на подчиненных. Климат в коллективе зависит от того, по какому принципу руководитель воздействует на сотрудников. Согласно теории доктора социологических наук Ренсиса Лайкерта, условно стили руководства можно поделить на 4 вида:

  • эксплуататорско-авторитарный;
  • патерналистски-авторитарный;
  • консультативный;
  • демократический.

Демократичный стиль подразумевает активное привлечение сотрудников для решения вопросов относительно работы компании, а также принятия важных решений, связанных с организацией рабочего процесса. Данный стиль подразумевает невмешательство начальника и его полную уверенность в профессионализме сотрудников.

Преимущества и недостатки

Демократический подход со стороны лидера имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ:

  • активное привлечение сотрудников в жизнь компании и организацию работы;
  • полное доверие по отношению к сотрудникам;
  • работники редко вступают в конфликты за счет того, что все решения принимают вместе;
  • всегда есть возможность найти ответ в любой ситуации, так как задействован нестандартный подход.

Демократичный стиль имеет и незначительные недостатки:

  • невозможность быстро решить вопрос в случае экстренной ситуации;
  • руководитель меньше контролирует весь процесс;
  • необходимость придерживаться новых правил по отношению к качеству руководства.

Что характерно для демократического стиля?

Для демократического стиля управления характерны:

  • полное информирование сотрудников относительно дел фирмы;
  • возможность делегирования дел и обязанностей на любого из сотрудников, таким образом каждый человек в коллективе может проявить самостоятельность и подойти к процессу творчески;
  • полное или частичное отсутствие штрафов и наказаний;
  • получение премий, похвалы при всем коллективе и поощрений;
  • совместный поиск проблемы в случае, когда результаты были отрицательными.

Таким образом демократический стиль управления ориентирован на то, что каждый член команды чувствует себя незаменимым работником, который является важной деталью большого механизма.

К сожалению, не всегда и не везде подобный путь управления применим. Чаще всего его могут использовать офисные работники в области менеджмента, а также люди, причастные к инновационным разработкам. А, например, учитель физкультуры подобный способ использовать не может, ведь он не может полагаться на мнение ученика в обучающем процессе.

Обычно главными чертами начальника-демократа считают открытость, умение выстраивать доверительные отношения с работниками и делегировать свои полномочия. Такой руководитель никогда не вмешивается в работу коллектива. Коллектив в свою очередь демонстрирует ответственное отношение к работе, профессионализм и самоконтроль. Все вышеперечисленные качества отражают сущность стиля руководства. Любого руководителя грамотно строить коммуникации с сотрудниками научит курс Викиум «Эффективное общение.

Онлайн интенсив».

Краткое изложение стилей лидерства

Итак, мы наконец-то здесь — это последняя статья в моей серии блогов о стилях лидерства. В этом посте я попытаюсь собрать все вместе в итоговом обсуждении. Один из ключевых моментов, который следует вынести из этой серии блогов, заключается в том, что, хотя каждый отдельный стиль лидерства следует рассматривать сам по себе, именно способность лидера адаптировать и использовать каждый стиль в соответствии с ситуацией делает его эффективным лидером. Лидеры имеют разные личности, разные рабочие роли, разный персонал, разные знания, опыт и набор навыков. Поэтому было бы неправильно заканчивать эту серию блогов, не поместив эту информацию в контекст и не обобщив, как все эти отдельные стили лидерства взаимодействуют и пересекаются.

Нет предпочтительного стиля руководства

В этой серии блогов мы рассмотрели восемь различных стилей лидерства. Я хотел бы прояснить, что не существует единого идеального стиля лидерства, который должен принять каждый лидер. Точно так же не существует единого стиля лидерства, которого руководители должны избегать. Разные люди в разных ситуациях должны использовать наиболее подходящий стиль руководства, чтобы добиваться требуемых действий и результатов.

В разных ситуациях следует использовать разные стили руководства

Эффективные лидеры могут использовать разные стили руководства в разных ситуациях. Например, если сотрудник не справляется с поставленными задачами, руководитель может применить стиль руководства, ориентированный на задачу, чтобы обеспечить ясность и четкое понимание человеком того, что от него ожидается. Точно так же, если руководитель входит в комнату и становится свидетелем того, как персонал подвергает себя риску, используя оборудование ненадлежащим образом, он может принять автократический стиль руководства, чтобы взять ситуацию под контроль и сохранить благополучие сотрудников.

Даже в конкретной ситуации могут использоваться разные стили руководства.

Это добавляет еще один уровень к понятию отсутствия единого предпочтительного стиля лидерства. Давайте посмотрим на приведенный выше пример для неэффективного сотрудника. Лидер может подойти к этой ситуации по-разному: он может быть автократичным и предъявлять требования к человеку; они могут быть ориентированы на задачу, обеспечивая ясность; они могут быть ориентированы на отношения, чтобы лучше понять основные проблемы; или они могут принять подход лидера-слуги, поддерживающего сотрудника для достижения своих целей. Стиль, который примет лидер, будет в значительной степени зависеть от его личности, опыта и характера сотрудника, с которым он имеет дело.

Стиль руководства иногда определяется характером должностных обязанностей.

Определенные стили руководства часто встречаются в различных секторах бизнеса. Например, шеф-повара, как правило, выкрикивают авторитарные приказы своим сотрудникам в условиях сжатых сроков. Точно так же, когда речь идет буквально о жизни или смерти, военачальники традиционно придерживаются авторитарного подхода к руководству. Однако возьмем пример Google, где большинство сотрудников высококвалифицированы и высоко мотивированы. В Google большинство сотрудников следуют стилю руководства laissez faire, когда они могут работать где хотят, с кем хотят и когда хотят. Конечно, есть исключения из этого правила, но оказывается, что некоторые стили руководства естественным образом больше связаны с конкретными секторами бизнеса, чем другие.

Важно понимать различные стили руководства.

Большинство лидеров работают в бизнес-секторе, который не слишком соответствует одному конкретному стилю руководства. В этой среде лидер будет постоянно перескакивать с одного стиля на другой, преодолевая постоянно меняющиеся препятствия своего обычного рабочего дня. Если у лидера есть четкое понимание различных доступных стилей лидерства, он будет в лучшем положении, чтобы предложить подходящее лидерство для каждой ситуации. Знание того, когда и как быть поддерживающим, обучающим, заботливым, сосредоточенным на задаче и харизматичным, может значительно повысить общую эффективность лидера.

По возможности лидеры должны работать на пределе своих возможностей.

Естественная личность и прошлый опыт лидера окажут значительное влияние на выбранный им стиль (стили) лидерства. Если вам посчастливилось родиться с пучками уверенности и харизмы, харизматическое лидерство будет естественным для вас. Точно так же, если вы заботливый и поддерживающий человек, вы можете чувствовать себя более естественно, применяя подход к лидерству, ориентированный на отношения. Хорошие лидеры работают над своими сильными сторонами, но также усердно работают над развитием областей, которые не так естественны для них. Продолжая предыдущий пункт, важно понимать различные стили лидерства, но также важно знать, что вы делаете лучше всего и над чем вам нужно поработать.

Заключительное заявление…

Я искренне надеюсь, что вы нашли мою серию блогов о стиле лидерства интересной и приятной для чтения, и я призываю вас оставлять комментарии там, где это уместно, а также знакомиться с некоторыми другими моими статьями, посетив мой блог о социальной ответственности. Если вам будет полезна серия блогов на другую тему, пожалуйста, дайте мне знать, поскольку я всегда стремлюсь писать контент, актуальный и полезный для моих читателей. Если вы пропустили какие-либо статьи из этой серии блогов, вы можете просмотреть полный список сообщений, нажав здесь.

7 распространенных стилей лидерства: какой вы тип лидера? | от ProofHub

«Лидерство — это не должность или титул, это действие и пример» — Неизвестно

Независимо от ваших должностных обязанностей, вы должны в тот или иной момент продемонстрировать свои лидерские качества рабочее место. Демонстрация лидерства — это продолжение вашей личности, которое красноречиво говорит о вашем авторитете как работающего профессионала.

С течением времени меняется и определение лидерства. Лидер больше не рассматривается как сильная или влиятельная личность, говорящая людям, что делать, а что нет. Он/она – это тот, кто способен вести членов команды в правильном направлении, ведя их с фронта, а не наоборот.

Поскольку о лидерстве так много говорят, имеет смысл сначала определить, что именно такое понятие называется лидерством и как оно полезно для повышения вашего карьерного роста.

«Упростите управление своими проектами и командами. Переключитесь на ProofHub».

Что такое лидерство?

В действительности лидерство несколько полиморфно по своей природе. В разных случаях это определение будет иметь разное значение. Вопреки распространенному мнению, это не имеет ничего общего с вашим положением или иерархией в компании, это скорее развитие позитивного отношения и передача его другим, чтобы побудить их к достижению общей цели.

Великий Нельсон Мандела сказал нечто очень меткое о лидерстве. Он сказал, что

«Лидер подобен пастырю. Он остается позади стаи, пропуская самых проворных вперед, за чем остальные следуют за ними, не понимая, что все это время их направляют сзади».

Типы стилей лидерства

Интересно, что каждый из нас является лидером, и у нас есть стиль лидерства, который проявляется как в трудные времена в жизни, так и на рабочем месте. Однако многие люди путают менеджмент с лидерством или наоборот. Но их много разница между лидерством и управлением. Сейчас мы должны сосредоточиться на знании различных стилей лидерства и на том, как извлечь из них максимальную пользу.

  1. Автократический стиль руководства

Автократический стиль лидерства — это сильный одномерный стиль руководства, который дает полную власть или полномочия лидеру/начальнику/менеджеру. В этом стиле лидер принимает все решения без каких-либо консультаций с подчиненными или членами команды. Он делает все важные звонки, которые затем передаются членам команды, и ожидается, что они немедленно приступят к выполнению инструкций.

В двух словах, лидер является лицом, принимающим окончательные решения в автократическом стиле руководства. Известные имена, такие как Дональд Трамп и Альберт Дж. Данлэп , отдают предпочтение автократическому стилю руководства.

Руководители проектов во многом стали частью организационного успеха. Именно они, скорее всего, будут измерять…

blog.proofhub.com

2. Демократический стиль руководства

В отличие от описанного выше стиля руководства, демократический стиль руководства по своей природе более основан на участии, когда лидер вовлекает команду участников при принятии важных решений. Это хорошо работает для организации, члены команды которой обладают высокой квалификацией и опытом. Лучшая часть такого стиля лидерства заключается в том, что коммуникация активна снизу вверх. Лидерство, также называемое партиципативным лидерством, требует, чтобы лидер был умным, творческим, внимательным и компетентным.

В любом сценарии на рабочем месте демократический стиль руководства предпочтительнее других стилей руководства.

3. Стиль лидерства в коучинге

В течение достаточно долгого времени велись споры о том, рассматривать ли коучинг как стиль лидерства или нет.

Тем не менее, это один из самых эффективных стилей лидерства, который ведет не прямо, а косвенно. В этом стиле руководства лидеры больше похожи на тренеров или учителей, что включает в себя коучинг или наблюдение за членами команды. Это относительно современный стиль руководства, который все чаще используется во многих организациях.

Он поставляется с набором дополнительных преимуществ, таких как повышение мотивации сотрудников, повышение их производительности , уход и мотивация членов команды.

4. Стратегический стиль лидерства

Согласно Википедии, «Стратегическое лидерство — это способность влиять на других, чтобы они добровольно принимали решения, улучшающие перспективы долгосрочного успеха организации». Проще говоря, это относится к потенциалу или способности лидера выражать стратегическое видение организации и убеждать их следовать этому видению с помощью правильных стратегий и инструментов.

Этот стиль руководства позволяет вам создать команду членов команды, хорошо обученных и хорошо оснащенных для борьбы с непредвиденными рисками и угрозами. Стратегический стиль лидерства также создает больше лидеров, а это и есть лидерство!

5. Трансформационный стиль лидерства

Часто считающийся одним из самых желанных стилей лидерства, он направлен на создание процветающей рабочей культуры посредством эффективного общения в команде. Однако для того, чтобы инициировать изменения в себе и других в организации, требуется определенный уровень стратегического видения и интеллектуальной стимуляции.

Трансформационное лидерство фокусируется на постановке высоких целей со строгими сроками и совместной работе для их своевременного выполнения. Таким образом, трансформационные лидеры возлагают большие надежды на себя и команду для достижения выдающихся результатов

6. Стиль руководства «невмешательство»

Буквальное значение французского слова laissez-faire — это «пусть делают », что можно перевести как «пусть будет» на английском языке. При таком стиле лидеры делегируют ответственность членам команды и позволяют им работать самостоятельно с минимальным вмешательством или вообще без него.

Попустительский стиль руководства дает максимальный простор для инноваций и гибкости. Это лучше всего работает для творческих команд, состоящих из целеустремленных и опытных людей, которым не требуется такой уровень надзора и бдительности. Махатма Ганди был лидером невмешательства, который считал, что люди работают лучше, когда им не говорят, что делать, а поощряют работать самостоятельно.

7. Харизматический стиль лидерства

Лидеры, применяющие харизматический стиль лидерства, автоматически или, скорее, ловко привлекают множество людей своим обаянием и харизмой. Они целеустремленны, страстны и уверены в себе. Подобный стиль лидерства можно использовать для создания сильного положения на рынке и получения огромного количества поклонников, используя их сильное представление о себе.

Однако харизматический стиль лидерства считается менее благоприятным, поскольку успех или неудача во многом зависят от лидера и его влияния. Это воспринимается скорее как шоу одного человека, чем коллективная работа команды. Нынешний премьер-министр Индии Нарендра Моди считается одним из самых харизматичных лидеров в мире.

Заключение

Лидерство является важным аспектом, независимо от того, управляете ли вы кухней, организацией или страной. Это связано со своим набором обязанностей и задач, поскольку у каждого из нас есть свои

стиль руководства и управление делами. Сложно определить, какой стиль руководства следует применять, когда, где и как. Если вы знаете свой тип личности и понимаете, какой тип лидерства вам больше всего нравится, это будет не так уж сложно.

Существуют десятки стилей лидерства, но мы выбрали наиболее подходящие и соответствующие сегодняшним сценариям. Если вы наблюдали различные стили лидерства, отличные от упомянутых в приведенном выше списке, оставьте комментарий ниже и поделитесь своим мнением об их стиле лидерства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *