Позитивная психотерапия — методы и техники
Позитивная психотерапия – это специфическая психотерапевтическая методика, у́чащая индивида принимать окружающую среду во всей многоликости и разнообразии, а не входить в противостояние с ней. Позитивная психотерапия указывает субъекту правильную и безболезненную стезю для обеспечения гармоничного формирования его мыслям, поведенческим реакциям, поступкам и чувствам.
Первоначально позитивная терапия носила название дифференциальный анализ. С позиции гуманистической концепции позитивную психотерапию следует отнести к транскультурному, психодинамическому подходу психотерапии. Концепция позитивной терапии базируется на важности для личности ее способностей: врожденных, т.е. базовых, и выработавшихся во время формирования личности, т.е. актуальных.
Пезешкиан позитивная психотерапия
Позитивная терапия представляет собой методику краткосрочной терапии, предложенную в 1968 году Н. Пезешкианом. Данная методика направлена на принятие решений позитивного характера в различных жизненных ситуациях посредством мобилизации внутренних резервов личности.
Свое название методика получила от слова латинского происхождения, которое означает в переводе фактическое или данное. Ключевая идея позитивной психотерапии заключена в работе со способностями индивида, выработавшимися в ходе личностного развития, а не с самим заболеванием, симптомами или насущной проблемой. Главный тезис позитивной психотерапии состоит в том, что здоров не тот индивид, кто не имеет проблемных ситуаций, а тот, кто понимает, каким образом грамотно преодолеть возникающие трудности, преграды, и находит максимально допустимое число решений проблемных ситуаций.
В соответствии с концепцией терапии, позитивное представление индивида происходит из осознания того, что каждый субъект обладает от рождения двумя центральными способностями: любить и знать. Эти базовые способности имеют тесную взаимосвязь, поскольку уровень сформированности одной поддерживает и способствует развитию другой. В позитивной психотерапии на этой аксиоме выстраивается представление об индивиде: он добр по сути своей и обладает врожденной тягой к добру.
Позитивная психотерапия базируется на глубоком веровании в то, что все люди наделены необходимыми способностями в полной мере для счастливой жизни. Каждому открыт доступ к неисчерпаемым жизненным возможностям для личностного роста и индивидуального раскрытия.
Пезешкиан утверждал, что индивида можно представить в виде шахты, наполненной драгоценностями. Одной из задач индивида, приводящей к личностной самореализации, является поиск сокрытого клада, поднятие его из глубин человеческой души и демонстрация вселенной в виде применения природных способностей и талантов. Основой жизненной удовлетворенности Пезешкиан считал исполнение индивидуальной жизненной миссии.
Краткосрочная позитивная психотерапия обладает неоспоримыми достоинствами, включающими ее доступность всем возрастным категориям и социальным группам. Обучение самопомощи и системный подход психотерапии притягивает все больше субъектов к методике из различных профессиональных сфер. Принцип простоты и разносторонности предоставляет возможность легко применять концепцию Пезешкиана без психологического образования каждому в будничной жизни в тяжелые жизненные моменты.
Ценностью данного метода психотерапии является рассмотрение проблемы с точки зрения транскультурного подхода. Психотерапевт, практикующий данный метод, должен обладать особенной чувствительностью и знаниями о разнообразных культурных особенностях и специфике духовных различий народов мира. Неординарность жизненного опыта отдельных личностей и целых народов не оспаривается, а принимается. Духовная атмосфера и специфика среды, в которой индивид родился и вырос, уважается, а не рассматривается в качестве предрассудка. Транскультурный подход базируется на концентрации внимания, на схожести человеческой расы, а не на ее различиях.
Философия позитивной психотерапии анализирует индивида комплексно в процессе его видоизменений. В ходе психотерапии ключевыми являются индивидуально-биологические особенности, психосоциальные аспекты и духовные качества личности. Данный подход способствует обретению внутренней целостности.
Применение концепции Пезешкиана не ограничиваются только терапией и психологическим консультированием, оно распространяется и на другие прикладные сферы. Довольно эффективны его идеи в организации и проведении тренингов, в управлении бизнесом.
Множество психотерапевтических методик сосредоточивает внимание на патологических личностных расстройствах, на болезнях и проблемах индивида. А краткосрочная позитивная психотерапия акцентирует внимание в процессе взаимодействия клиента с терапевтом на индивидуальном потенциале в качестве первичного и ключевого момента его исцеления.
Позитивная психотерапия видит причиной появляющихся личностных проблем в неразвитых и подавленных сферах духовного межличностного общения. Подавление некоторых сфер межличностного взаимодействия ведет к зарождению конфликтов и к другим жизненным расстройствам.
Позитивная психотерапия базируется на трех главнейших принципах: надежды, баланса и самопомощи. Принцип надежды сфокусирован на ресурсах индивида. Он позволяет понять свои способности, принять ответственность за происходящее в личной жизни на себя. Принцип баланса рассматривает жизнь и личностное развитие в четырех аспектах, таких как тело, отношения, достижения и будущее. Суть этого принципа заключена в стремлении к возрождению их природной гармонии. Принцип самопомощи можно представить в образе 5-шаговой модели. Ее применяют в качестве стратегии гармонизации, личностной адаптации и развития.
Целенаправленность на развитие и будущность является неоспоримым преимуществом метода позитивной терапии. Он обучает образовывать будущее через принятие обстоятельств настоящего. Принятие абсолютной ответственности за собственную жизнь позволяет каждому индивиду совершать конкретные действия по трансформации своей реальности.
Важным принципом позитивной психотерапии также считается и принцип неординарности, индивидуальности личности. Жизнь не состоит из шаблонов. Многогранность и разнообразность источников людского счастья выстраивается на использовании и получении удовольствия от того, что имеется на данный момент времени, а не от возможного.
Позитивная психотерапия является одной из дорог на пути к жизненному балансу и гармонии. Она учит индивида, как стать автором собственной жизни. Однако позитивное направление не означает трактовку вселенной через призму «розовых очков».
Позитивное направление в качестве метода психотерапии призвано помочь индивиду не потерять себя в течение стремительно разворачивающихся событий века.
Психосоматика и позитивная психотерапия
Жизненный путь индивида представляет собой череду событий, отмеченных персональным участием индивида, восприятием, оцениванием и ответной реакцией. Ответная реакция личности объединяет в себе определенный набор поступков в конкретной ситуации, переживание того, что произошло. Жизненные события представляют собой модификации обстоятельств или новые конфигурации взаимоотношений окружающих, нарушения в осуществлении жизненной стратегии и целей, неудовлетворенные желания и потребности, несбывшиеся мечты, крушение надежд. Шагая полосами стрессовых, конфликтных и проблемных ситуаций, попадая в жизненные кризисы, индивид может преобразоваться в жертву продолжительных состояний напряжения психоэмоционального характера и социальной дезадаптации.
Так как тело и душа личности являют собой неразрывную целостность, то психологическое неблагополучие довольно часто становится причинами телесных хворей. В свою очередь, такие нарушения, оказывают воздействие на психику индивида. В реалиях стремительной современной жизни у субъекта обнаруживается множество расстройств психосоматического характера, которые устраняются только посредством понимания телесного «языка» психики. Нередко тело, посредством проистекающих в нем процессов, может проявлять эмоции при помощи языка чувств, например, выражения боязни, отчаяния, уныния, радости. Одновременно с этим психические процессы обнаруживают себя через «язык органов». Так, например, психические процессы могут выражаться покраснением лица, дрожью, болью в спине или сыпью на лице.
Причиной связи в таких случаях между изначально произошедшим и его следствием не существует. Физиологические и психические реакции являются различными проявлениями индивидуального внутреннего состояния.
Пезешкиан в своих трудах обосновал связь психосоматики (телесное отображение душевной жизни субъекта) и позитивной психотерапии.
Позитивный подход Пезешкиана охватывает все психические недуги, психосоматические и соматические болезни. Данный подход направлен на учет симптомов и динамики болезни наряду с содержательными аспектами для каждого индивида.
Методы позитивной психотерапии
Основной задачей позитивной терапии выступает трансформация убеждений пациента относительно собственного заболевания и поиск новых возможностей внутреннего резерва в битве с болезнью. Так как фундаментом множества психических и психосоматических недугов является конфликт, то смена взглядов на симптоматику позволяет психотерапевту и, соответственно, пациенту более разграничено подходить к конфликтным ситуациям.
Согласно концепции позитивной терапии, ответная реакция на конфликт у любого индивида выражается посредством четырех основных сфер разрешения конфликтов – тела, деятельности, контакта и фантазии.
Позитивная психотерапия бывает динамической и краткосрочной, она может быть направлена, как на помощь отдельной личности, так и семье в целом.
Позитивная семейная психотерапия основана на поиске решений через личный опыт участников терапии. Клиенты решают собственные проблемы самостоятельно, не замечая этого. Сеансы психотерапии помогают выяснять, каким именно образом желает каждый участник семейных отношений видоизмениться. Наряду с этим довольно важным является понимание клиентами основных моментов, заключающихся в том, какие внутренние резервы могут использовать члены семьи в конкретной ситуации и каково желаемое состояние системы семейных отношений, к которым устремлены их участники и ради которых они согласились сотрудничать с психотерапевтом.
Позитивная семейная психотерапия в своем арсенале средств для помощи семьи использует различные истории, притчи, небылицы, мифы, сказания. Целью историй, рассказанных терапевтом, является не только морализирование, но и соприкосновение с ситуацией-примером в воображении. Истории играют роль зеркала, модели, посредника между клиентами и психотерапевтом.
Ключевым понятием позитивного подхода в семейном консультировании выступает «концепция». Концепцией называются эмоциональные и когнитивные конфигурации, задающие индивиду схему толкования отношений к собственной личности, к другим индивидам, к окружению.
Позитивная психотерапия и упражнения направлены на помощь клиенту осознать, что проживать собственную данность (positum) нужно так, чтобы жизнь его становилась крепче, ярче, несла здоровье, уважение и принятие собственной уникальности.
Позитивная психотерапия техники
Позитивный подход в терапии обладает четким алгоритмом и позволяет применять различные техники и методы, включающие и приемы из смежных направлений. Например, техники проговаривания, методику вопрос-ответ, опросник актуальных способностей, элементы арт-терапии, техники визуализации и др.
Позитивная психотерапия в своем арсенале располагает следующими, свойственными только ей, конкретными техниками и терапевтическими направлениями: стандартизованным первым интервью, применением притч, сказаний, поговорок, мифов и пословиц, былин, транскультуральным подходом, позитивной символ ориентированной интерпретацией, образцом конфликта для осознания проблем клиентов, шаблоном равновесия способности к постижению, переработкой микро- и макротравм, шаблоном равновесия способности любить.
Техника позитивной психотерапевтической практики обычно имеет пять уровней: отдаление от конфликтной ситуации и ее проработка, ситуативное одобрение и вербализация, увеличение границ жизненных целей.
Позитивная психотерапия упражнения и техники в данном направлении не требуют максимум усилий и не затрачивают много времени, но требуют определенных знаний и особой чувствительности от психотерапевта.
Техники позитивной психотерапии подходят для разрешения всевозможных проблемных вопросов, начиная от личностных конфликтов, межличностных взаимоотношений и заканчивая работой с психосоматическими заболеваниями. Они предоставляют возможность проследить причины специфики поведенческих реакций клиента, позволяют понять их. Позитивный подход терапии принуждает клиента посмотреть на проблемную ситуацию с абсолютно новой точки зрения, нередко противоположной той, которая была изначально.
При помощи техник позитивной терапии клиент учится находить резервы и другие жизненные цели.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Краткосрочная позитивная психотерапия — презентация онлайн
1. Краткосрочная позитивная психотерапия А.М. Ялова: использование в дистантной работе
Г О С У Д А Р С ТВ Е Н Н О Е Б Ю Д Ж Е ТН О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е Р Е С П У Б Л И К ИК А Р Е Л И Я » К А Р Е Л Ь С К И Й Р Е С У Р С Н Ы Й Ц Е Н ТР Р А З В И ТИ Я
С О Ц И А Л Ь Н Ы Х ТЕ Х Н О Л О Г И Й «
Краткосрочная
позитивная
психотерапия А.М.
Ялова:
использование в
дистантной работе
Петров Павел Валерьевич, психолог Отделения
по развитию форм работы с семьёй и детьми
2. Краткосрочная позитивная психотерапия
2Краткосрочная позитивная
психотерапия
Solution Focused Therapy — SFT — терапия (разговор),
фокусированая на решении — США
Solution Focused Brief Therapy (Talk) — SFBT — краткосрочная
терапия (разговор), фокусированная на решении США, Стив де Шейзер и Инсу Ким Берг, 1978 год,
Центр Краткосрочной Семейной Терапии в Милуоки (1978)
Solution talk — разговор о решении — уход от медицинских
ассоциаций в связи с распространением данного
подхода во внеклиническую среду. Финляндия, Тапани
Ахола и Бен Фурман, Инситут краткосрочной терапии,
Хельсинки (1986)
Краткосрочная позитивная психотерапия — Россия — чисто
российское обозначение, намёк на
позитивную психотерапию Н.Пезешкиана, Бараш Борис
Анатольевич, Ялов Анатолий Михайлович (середина 90-х)
Решение-фокусированная терапия — Россия, наши дни,
Ялов Анатолий Михайлович
3. Психотерапия новой волны (Б.А.Бараш. «Позитивный подход — новое психотерапевтическое мировоззрение»)
Психотерапия новой волны3
(Б.А.Бараш. «Позитивный подход — новое психотерапевтическое мировоззрение»)
1. Ориентации на ресурсы пациента
2. Разделение ответственности с пациентом
3. Подстройка к пациенту
4. Техническая пластичность, интегративное использование широкого
арсенала разнообразных приемов и создание новых, адекватных
конкретному пациенту
5. Опора на интуицию и опыт пациента и психотерапевта
6. Бережное отношение к симптому, как к проявлению «мудрости
человеческого организма», перестройка симптома только после
выработки нового более адаптивного стереотипа реагирования
7. Целенаправленная реализация установки на психотерапию как на
краткосрочное и даже веселое событие в жизни человека
8. Ориентация на бригадное
обслуживание одного пациента или одной семьи
9. Имидж «веселого чудака»
10. Отсутствие нозологических и характерологических
противопоказаний для всех пациентов, желающих
получить помощь
4. Основные положения КПТ
4Позитивный подход — Ориентации на ресурсы пациента Саногенетическая направленность (А.М. Ялов). В противовес
ориентации на «проблему». Последнее нежелательно, так как чревато
возникновением и/или усилением чувства вины у клиента. Даже
«проясняющие причину» вопросы могут способствовать этому. Ресурс
— «всё то, что есть, а могло бы и не быть» (А.М. Ялов), более широкое
представление о ресурсе, идея уникальности ситуации.
Использование только положительных подкреплений — «Никогда не
скупитесь на похвалу» (А.М. Ялов). То, что помогает взглянуть на
«проблему» с разных сторон.
Опора на интуицию и опыт пациента и психотерапевта — с т.зр.
Ялова скорее как дополнение к концептуальному подходу. В любом
случае, это не оправдание дефицита подготовки. Традиционный
концептуальный подход сам по себе недостаточен в силу:
Наличия более, чем одного «правильного» решения любой реальной
жизненной «проблемы» с одной стороны («Приснившиеся рыбы»)
Уникальности (следовательно — творческого подхода) любого
конкретного жизненного решения («Священный ужас»)
5. Основные положения КПТ
5Принцип утилизации — Подстройка к клиенту.
Содержательное наполнение процесса — за самим
клиентом (личностные качества, взгляды, убеждения,
пространственно-временные координаты, социальное
окружение и пр.)
Принцип экономичности — «Не чини то, что не сломано»
(Инсу Ким Берг). Противоположность психодинамическому
представлению о «проблеме» (симптоме) как о «вершине
айсберга». Эффект «ряби»: изменение неэффективного
паттерна (симптома) запускает
опосредованные социальным окружением когнитивные,
эмоциональные и поведенческие изменения, что в свою
очередь влияет на личностные структуры.
Пациент как эксперт, убеждённость в мудрости пациента
— «Каждый клиент знает решение своей проблемы;
единственное, что ему неизвестно, это то, что он это
знает» (Милтон Эриксон). Легко выводится из факта
наличия более 3-х вариантов «правильных» решений любой
«проблемы».
6. Основные положения КПТ
6Ориентация на будущее, которое является областью реализации
решений. Даже если клиенты обращены в прошлое в поиске
источника(ов) «проблем», можно использовать это для
поиска ресурсов.
Принцип сотрудничества. Сотрудничать с клиентом — задача
терапевта (в отличие от традиционных подходов). Наиболее ярко
— в случаях клиентов «без цели», клиентов-«визитёров».
Экоцентризм — работа с социальной экологической системой
клиента. Традиционная психотерапия рассматривает помощь
других людей как признак несамостоятельности. В КПТ
обсуждаются различные формы участия (СОТРУДНИЧЕСТВА)
других людей в решении.
Имидж весёлого чудака — использование юмора. В отличие
от традиционных схем, где юмор рассматривается как не самый
конструктивный вариант психологической защиты, в КПТ
юмор используется и как средство снятия напряжения, и как
способ выхода на креатив относительно решений. Смеяться
должен клиент!
7. Основные положения КПТ
7«Гласность» (Тапани Ахола и Бен Фурман) — «Один ум хорошо, а два
— лучше». Как положение краткосрочной позитивной
психотерапии, имеет два аспекта:
Во-первых, отсутствующие на психотерапевтической сессии члены
семьи или другие причастные к проблеме люди могут в той или иной
форме ознакомиться с основными моментами разговора.
Приветствуется или даже организуется присутствие на сессии многих
людей как со стороны пациента (родственники, коллеги, лечебный
персонал учреждения, друзья и т.д.), так и со стороны психотерапевта
(ко-терапевт, супервизор, коллеги, студенты).
Во-вторых, нет ничего такого, что психотерапевты могут сказать
приватно друг другу и не сказать пациенту или другим
заинтересованным лицам, (т. е. отказ от политики «двух правд»). НО! при условии, что профессионалы обсуждают случай с позитивной
точки зрения, без психопатологических ярлыков и профессионального
тона превосходства.
Отношение к симптому, как к адаптивному стереотипу,
проявлению «мудрости человеческого организма», в духе Н.
Пезешкиана. В противовес традиционному взгляду на симптом как
на «мишень» терапии.
8. Схема (основные блоки) КПТ
8Схема (основные блоки) КПТ
Работа с
проблемой
Работа с
целью
Работа с
социальной
сетью
Работа с
ресурсами
Работа с
объяснениями
9. Работа с проблемой
9Техника хороших наименований. Цель — избавиться от различных
отрицательных ассоциаций, связанных с традиционным названием и
сосредоточиться больше на своём потенциале, чем на проблемах.
Возможные вопросы (примеры):
Как бы старое поколение, до того как появилась психиатрия и психология,
назвало проблему такого рода?
Да, можно воспользоваться термином «слабое эго» для описания этой
проблемы, но не будет ли звучать симпатичнее, означая то же самое,
«сильное эго» в состоянии сна”?
Замена терминов обычными повседневными словами. Желательно теми,
которые использовал сам клиент.
Как Вы поняли, что у Вас <какая-либо проблема>? Ответы — конкретизировать,
«приземлять» к ситуации.
Имя или прозвище для проблемы — если клиент не способен сразу изменить
«выстраданное» название, которое он носил с собой долгое время. Может
быть никак не связано по смыслу.
Использование юмора в именовании проблемы — используем то, что вызывает
смех у клиента.
10. Работа с проблемой
10Работа с клиентом-«визитёром». Отсутствует собственный запрос, клиент
общается с терапевтом по инициативе третьих лиц. Мотивация клиента:
«Чтобы все от меня отстали». Возможные вопросы (примеры):
Чья идея была, чтобы Вы пришли сюда?
Что заставляет <N> думать, что Вам надо сюда прийти?
Что должно произойти, чтобы <N> оставил Вас в покое?
Что, по мнению <N>, Вам необходимо делать по другому?
Как Вы полагаете, что <N> скажет о том, чем Ваш приход сюда будет полезен Вам?
С подростками — лучше подольше оставаться в исследовательской позиции, т. к. они
могут не знать, почему именно их привели.
Работа с клиентом-«жалобщиком». Отсутствует представление о
собственной ответственности за происходящее, за изменения.
Ответственность возлагается на людей, которые «породили проблему». Не
стоит сразу говорить о «вкладе» клиента в проблему, сначала лучше
проявить сочувствие и позитивно подкреплять любые его позитивные
действия. Возможные вопросы:
Что Вы получите для себя, если другие будут вести себя иначе? Что Вам это даст?
Какими иными способами Вы можете получить желаемое?
Как Вы получали это до знакомства с этими людьми?
11. Работа с проблемой
11Работа с проблемой
Техника изоляции проблем. Работа с клиентом, предъявляющим
сразу много проблем. При этом совершенно непонятно, что
является причиной. Что следствием, как вообще эти проблемы
связаны друг с другом. Цель — некий «список» постепенных
изменений. Возможные вопросы (примеры):
Возможно, разрешение какой-то одной из Ваших проблем окажет
положительный эффект на остальные. Какая, по Вашему, наиболее
перспективна в этом отношении?
Вы упомянули несколько проблем. Какую из них вы хотели бы разрешить
в первую очередь?
Взаимосвязи между проблемами. Преодоление «безысходности»
из-за непреодолимых причин. Возможные вопросы:
Возможно ли связать решение одной проблемы с другой?
Что, если предполагаемые Вами причины — это следствия?
12. Работа с целью
12Работа с целью
Перевод проблемы в цель. Таким образом, возможно перейти от
обсуждения прошлого к будущему. Пример:
Техника «Знаки улучшения» (Стив де Шейзер). Служит
конкрентизации цели. Пример:
Вы не можете сдержаться и шлёпаете своего сына. Но что Вы хотите
делать вместо этого? — Просто не шлёпать, не быть раздражительной, — Но
какой Вы хотите быть вместо этого? — Быть сдержанной, -Очень хорошо, мы
можем поработать с этой целью.
Давайте вообразим, что произошло чудо, и вдруг в один прекрасный
день проблема разрешилась. Поскольку Вы спите, Вы не знаете, что
случилось чудо. По каким признакам Вы заметите на следующее утро, что
проблемы больше нет? Как смогут заметить другие люди, что произошла
перемена?
Техника шкальных оценок. 10 баллов — идеальный результат, а
начало шкалы — наихудшее положение дел. Клиента просят
отметить на этой шкале его сегодняшнюю ситуацию, а затем
описать, какой должна быть его жизнь, чтобы он смог оценивать
ситуацию на один балл больше.
13. Работа с целью
13Техника «Воспоминание из будущего». Мысленный переход в
будущее, когда проблема будет решена, погружение в эти приятные
переживания. Случайная встреча с клиентом, вопросы о том, как
удалось с этим справиться. Исп. глаголы прошедшего времени,
совершенного вида. Пример:
Давайте предположим, что мы встретились через год и этой проблемы
больше не существует. Как в таком случае выглядит теперь Ваша жизнь?
Давайте пофантазируем. Мы в будущем, и проблемы давно уже не
существует. Мы случайно встретились. Мне интересно знать, как Вы
поживаете, я Вас об этом спрашиваю. Что Вы мне ответите? Затем я
спросил, благодаря чему стала возможна эта перемена? Что Вы отвечаете?
Клиент может озвучивать не средства достижения каких-то целей, а сами
цели. Т.е. когда клиент говорит, что он получил некий результат,
заявляемый как цель благодаря тому, что обрёл какие-то качества, их
и можно вывести на позицию цели для дальнейшей работы.
14. Работа с целью
14Техника создания положительных представлений о будущем. Уместна,
если клиент не в состоянии сформировать желаемую картину
будущего. Возможно привлечение третьих лиц (друзья, члены семьи,
студенты, супервизор или коллеги). Пример:
Скажем, Ваш психотерапевт видит однажды ночью сон, в котором Вы были
счастливы и выглядели превосходно. Какого рода сон это мог бы быть?
Предположим, что после того, как Вы умрёте, Вы обнаружите себя в небесных
вратах. Вас уважительно приветствует ангел, который информирует, что Ваш
случай был пересмотрен и что Вам дарован второй шанс. Когда Вы вернулись
на землю, то обнаружили, что Ваши проблемы миновали и теперь Ваша жизнь
вполне удовлетворительна. Как теперь выглядит Ваша жизнь?
Техника нахождения выгод из достижения целей. Можно использовать,
если клиент выбирает цель в соответствии с общепринятыми нормами,
которые сам может не разделять. В результате может не только усилиться
мотивация, но и могут возникнуть новые цели. Пример:
Какие положительные события начнут происходить, когда проблемы больше не
будет? … А ещё?
Что изменится в Вашей жизни, когда Вы достигнете того, что Вы намечаете?… А
ещё?
15. Работа с целью
15Техника «разубеждения». Используется как и предыдущая. Необходим
хороший контакт. Юмор, нотки любопытства, можно добавить
перечисление актуальных плюсов и искреннее непонимание, как от
них можно отказаться. Пример:
Вы говорите, что собираетесь сменить свою работу на более интересную и
вышеоплачиваемую. Да зачем вам это надо? Ведь на этой работе спокойнее
и есть свободное время, — Отношения в семье улучшатся. А ещё — куплю дочке
куклу, о которой она давно мечтает, — Но семья так сковывает, а детей надо
воспитывать в строгости и не баловать подарками (и т.д.).
Вы говорите, что хотите бросить пить, чтобы сохранить брак. Да найдёте себе
другую жену!
На работе держать не станут, если не бросите? Да стоит ли держаться за
такую работу, как Ваша?
16. Условия хорошо сформированного результата
16Условия хорошо
сформированного результата
Результат должен быть описан позитивно. Выясните, чего клиент
действительно хочет, а не что является нежелательным.
Демонстрируемость результата в чувственном опыте.
Правильная (с т.зр. клиента) контекстуализацня и определение
желаемого результата; привязка ег ок конкретным ситуациям.
Субъектность: результат должен быть таким, чтобы клиент мог
его инициировать и поддерживать.
Экологиченость: сохранении позитивных побочных эффектов
Кэмерон-Бэндлер, Лесли. С тех пор они жили счастливо. — Воронеж, 1996
17.
Работа с ресурсами17Работа с ресурсами
Прямые вопросы. Пример:
Есть ли что-то такое, что Вам хорошо удаётся? Как можно было бы
использовать это Ваше умение в разрешении данной проблемы?
Техника «Копинг(coping)-вопросов». Пример:
Если бы мне пришлось пройти через то, что прошли Вы, я бы, наверное, не
выжил. Как Вам удалось выжить, откуда у Вас взялись силы?
Вам так долго удавалось избегать этой проблемы. Какие ресурсы Вы для
этого использовали?
Техника «Ревизия прошлого». Анализ прошлых проблем с
точки зрения ресурсов для их преодоления. В то же время
разрыв причинных связей между прошлыми проблемами и
нынешней. Прошлые проблемы — как ценный обучающий опыт.
Пример:
Как Вы думаете, трудное детство делает человека слабее или сильнее?
Если можно было бы каким-то образом узнать, имеют Ваши
прошлые переживания отношение к Вашим текущим проблемам и
выяснилось бы точно, что Ваша проблема не имеет ничего общего с
Вашим прошлым, будет ли Ваш подход к своей проблеме другим?
18.
Работа с ресурсами18Техника «Жизненного опыта». Выяснение собственных идей клиента
о том, как подходить к решению проблемы, с тем, чтобы в
последующем опираться на эти идеи. Пример:
Предположим, что Ваш друг (подруга) с проблемой вроде Вашей пришёл к
Вам за советом. Что бы Вы ему (ей) сказали?
Представьте, что в один прекрасный день Вы получаете приглашение
прочитать лекцию профессионалам о проблеме, подобной Вашей. Что бы
Вы им рассказали?
Техника «Шкала надежды». На стандартной 10-бальной шкале
отмечаются наихудшее состояние проблемы и сегодняшнее
положение дел. Типовой вопрос: Что даёт Вам основание давать
такую оценку, считать, что Ваша ситуация сегодня лучше? Что
влияет на улучшение ситуации?
19. Работа с ресурсами
19Техника «фокусирования на прогрессе”. Тема прогресса
функционирует как трамплин для открытия новых решений. Пример:
Вы сказали, что сейчас Ваша ситуация несколько лучше. Как Вы объясняете эту
перемену?
Так как оказывается, существует некоторое движение в правильном
направлении, имеет смысл предпринять исследование. Как Вы думаете, как
мы могли бы (можно) выяснить, чем обусловлен этот прогресс?
Мы выяснили, что часто в тот момент, когда мы встречаемся с пациентами,
желаемая перемена уже начала совершаться. Заметили ли Вы, что прогресс
уже наметился?
Техника «Проблема как друг (как учитель)». Выявление РЕАЛЬНОЙ
пользы, связанной с проблемной ситуацией. Возможна иллюстрация
примером, историей. Важно дать «хорошее наименование» проблеме.
Лучше использовать при хорошем контакте. Пример:
Многие думают, что проблемы и страдания не напрасны. А что думаете Вы?
Если эта проблема открыла для Вас что-то важное о жизни, о себе или о
других людях — что это было в Вашем случае?
20. Работа с ресурсами
20Работа с ресурсами
Техника «хороших исключений» (или «эксплуатации ремиссий»).
Акцент на исключительные случаи, когда проблема отсутствовала.
Представление о проблеме как о процессе, который может быть
изменён, а не как о стабильном состоянии. Можно использовать в
случае представления о проблеме, которая «всё время». Пример:
были у Вас когда-нибудь такие времена, когда проблема отсутствовала?
Как Вы это объясняете?
Бывали ли у Вас такие ситуации, когда Вам удавалось устоять перед
соблазном отреагировать так, как Вы обычно реагируете? Как Вы это
сделали?
РЕСУРСОМ МОЖЕТ БЫТЬ ВСЁ, ЧТО УГОДНО
21. Работа с социальной сетью
21Техника «признание вклада других лиц в успех». Помогает пациентам
развивать более тёплые и поддерживающие отношения с их
семьями, знакомыми и другими людьми. Пример:
Предположим, Вы захотели бы поблагодарить всех тех людей, которые до сих
пор Вам помогали. Что бы Вы сказали каждому из них?
Представим себе, что в будущем, когда эта проблема какое-то время уже
не будет существовать, Вы решите отпраздновать эту перемену. Кого Вы
пригласите? Как Вы отметите заслуги этих людей?
Когда Вы достигнете своей цели, кого ещё, кроме себя Вы сможете
поблагодарить за Ваше достижение?
22.
Работа с объяснениями22«Полезные» и «вредные» объяснения — с т.зр. того, дают ли они что-то
для решения проблемы.
Техника «мета-вопросов». Позволяет обйти вопрос о согласии или
несогласии терапевта с объяснениями клиента. Переключает на
решения. Пример:
Если бы все мы сейчас поверили в то, что депрессия Саши связана с его
детскими переживаниями, что произойдёт? Будет ли из-за этого Саша
чувствовать себя лучше или хуже? Как с отношением Саши к
родителям? Изменится ли оно?
Итак, Вы думаете, что причина проблемы в том, что ваш муж пьёт. Если бы это
было именно так, помогло бы это в решении проблемы или только всё
ухудшило?
23. Работа с объяснениями
23«Полезные» и «вредные» объяснения — с т.зр. того, дают ли они что-то
для решения проблемы.
Техника «плодотворные объяснения». Даёт представление о
множественности объяснений, помогает клиенту мобилизовать
воображение. Пример:
Давайте придумаем творческое или шутливое (игровое) объяснение того,
почему существует эта проблема. Это может помочь нам подумать о новых
типах решений. Есть ли у Вас какие-нибудь предложения о совершенно ином
типе объяснения?
Представим себе — всего лишь на несколько минут, — что причиной Ваших
трудностей является не то, что Вы сейчас рассказали, (например, «происки
тёщи») а то, что у Вас … <новое объяснение N> (например, «избыточная
сексуальная энергия»). Я знаю, что это может звучать несколько странно, но
предположим, в этом есть доля истины. Будет ли тогда Ваш подход к
проблеме иным?
Как могли бы объяснить эту проблему люди в другой культуре?
Какое самое “притянутое за уши” объяснение этой проблемы Вы можете
придумать?
Можно просто давать самые разные объяснения (главное — количество).
24. Напутствия
24Напутствия
Инсу Ким Берг:
Не чините то, что не сломано.
Узнав, что работает, делайте это ещё.
Если что-то не подходит, то не повторяйте это опять.
Ялов Анатолий Михайлович:
Улыбайтесь вместе с клиентом
Усилия по “дизайну” при введении техник всегда
полезны. Они не могут быть избыточными.
Не экономьте на похвалах. Выражайте одобрение
каждому движению пациента в сторону решения.
25. Литература
25Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная
позитивная психотерапия (Терапия,
фокусированная на решении). — СПб,
2000
Ахола Т., Фурман
Б. Психотерапевтическое
консультирование. Беседа, направленная
на решение. — СПб, 2001
Литература
Кэмерон-Бэндлер, Лесли. С тех пор они
жили счастливо. — Воронеж, 1996
Прошутинский Ю.С. Модели психологической
помощи ресурсного направления:
Учебное пособие. — Петрозаводск, 2010
Ялов А.М. Краткосрочная позитивная
психотерапия. Методическое пособие. СПб, 1997
26. Контакты
26Зав. отделением: Самойликова Е.Н.
тел: 8-964-318-82-10
Специалист: Озерская Е.О.,
Психолог: Целищева О.А,
тел:67-13-52
Контакты
Специалист: Никонова А.А.
тел: 67-13-53
Психолог: Петров П.В.,
тел: 8-906-208-53-89
Психологи детского телефона доверия
8-800-2000-122
Варианты долгосрочного и краткосрочного психотерапевтического лечения
В наши дни существует множество вариантов психотерапевтического лечения, различные формы терапии имеют различные преимущества и недостатки. При выборе между краткосрочным и долгосрочным типами лечения есть несколько ключевых аспектов, которые следует учитывать при выборе продолжительности лечения, а также самого типа лечения.
Психотерапия: определение
Американская психиатрическая ассоциация (АПА) определяет психотерапию как способ оказания помощи людям, борющимся с различными видами психических расстройств. Это также известно как разговорная терапия. Общаясь друг с другом (в основном посредством разговоров, хотя некоторые формы терапии также включают физическую активность), пациент и терапевт могут лучше понять состояние, от которого страдает пациент. Надеемся, что со временем пациент сможет обдумать свои собственные взгляды, защитные механизмы, сценарии, отношения, надежды и страхи в своей жизни, как в прошлом, так и в настоящем, и обдумать, как они хотят подойти к ним в будущем. В то время как большинство форм терапии включают пациента и терапевта, другие могут включать пациента и любимого человека, групповую терапию или терапию с помощью животных, и это лишь некоторые из них.
Многократно доказано, что психотерапия дает пациентам значительные преимущества: примерно 75% сообщают об улучшении своего самочувствия после терапии.
Далее АПА утверждает, что психотерапия может быть долгосрочной или краткосрочной, охватывающей отдельные сеансы или, в некоторых случаях, на протяжении всей жизни. Психотерапия может предлагаться как отдельное лечение или в дополнение к другим формам лечения, таким как медикаментозное лечение или лечение медицинскими устройствами. Как и в случае с другими формами лечения, настоятельно рекомендуется проконсультироваться с лицензированным специалистом при выборе варианта терапевтического лечения.
APA также подчеркивает важность настройки: психотерапевтическое лечение должно начинаться с понимания потребностей пациента в лечении и того, почему он решил обратиться за ним. Он также должен установить параметры частоты сеансов лечения, его стоимости, сборов за отмену и лимитов, при этом APA особенно подчеркивает важность воздержания от интимных контактов между пациентом и терапевтом.
Варианты долгосрочной психотерапии
Исторически психотерапия предлагалась как долгосрочная форма поддержки психического здоровья, причем интенсивная, когда пациенты приходили на сеанс несколько раз в неделю в течение многих лет.
Преимущества длительной терапии заключаются в том, что пациент и терапевт не торопятся распаковывать тревожные, а иногда и травматические проблемы, последствия которых могут преследовать пациента на протяжении большей части их жизни. Хотя пациенты часто чувствуют необходимость избавиться от неблагоприятных симптомов, на искоренение некоторых могут уйти годы, точно так же, как на замену некоторых моделей поведения могут уйти годы. Для этих случаев существует длительная терапия.
Варианты долгосрочной психотерапии включают следующее:
- Психоанализ . Одна из самых ранних форм психотерапии, психоанализ, была изобретена доктором Зигмундом Фрейдом, который стремился раскрыть механизмы, лежащие в основе кажущихся нелогичными реакций пациентов. Психоанализ является одной из наиболее интенсивных форм терапии и обычно состоит из трех-пяти сеансов в неделю. Психоанализ может продолжаться годами или даже бесконечно, поскольку он пытается понять психику пациента и адаптировать его реакции и защитные механизмы к более полезным, позволяя им, как выразился Фрейд, «любить и работать». Исчерпывающий характер психоанализа может восприниматься некоторыми пациентами как слишком неблагоприятный и может даже вызвать эффект распутывания, когда они достигают травматического события в своем прошлом. По этой причине больных с активным психозом обычно не направляют к психоанализу. С другой стороны, его углубленный подход оказался эффективным при более обширных расстройствах психического здоровья, особенно расстройствах личности. Психоанализ также может помочь в случаях депрессии или тревоги, когда у пациента есть время и финансовые возможности, чтобы глубоко погрузиться в свои симптомы, чтобы понять, что их вызывает.
- Психодинамика . Менее интенсивная, чем психоанализ, но все же предлагающая долгосрочную поддержку, психодинамическая терапия обычно включает еженедельные или двухнедельные сеансы между пациентом и терапевтом. Обычно это продолжается не менее нескольких месяцев, пока терапевт и пациент учатся строить доверительные отношения и создавать среду, способствующую открытию новых истин о себе, которые были скрыты и влияли на жизнь пациента изнутри. Как и психоанализ, длительная психодинамическая терапия оказалась особенно полезной при депрессии и расстройствах личности.
- Реабилитационная психотерапия. Сосредоточенная не только на разуме, но и на связи между разумом и телом, реабилитационная психология предлагает поддержку психического здоровья людям, которые испытали серьезное нарушение своего благополучия, а иногда и травму в результате несчастного случая, травмы или болезни. Он часто имеет дело с тем, как представления пациента о самооценке, роли в обществе, образе тела и других аспектах их жизни изменились из-за постоянной или продолжающейся ситуации, с которой они сталкиваются. Реабилитационная терапия охватывает диапазон от предоставления краткосрочной поддержки сразу после несчастного случая до продолжения лечения пациента на протяжении всей его жизни, особенно в случаях хронического заболевания.
Варианты краткосрочной психотерапии
Краткосрочные виды лечения, как правило, более целенаправленны, чем долгосрочная терапия, и, как правило, сосредоточены на конкретных проблемах, которые доставляют пациентам наибольшее количество невзгод в настоящее время. Одно из ее основных преимуществ по сравнению с долгосрочной психотерапией заключается в том, что краткосрочная терапия помогает пациенту справиться с любой склонностью к избеганию, которая у него может быть: ограниченные временные рамки краткосрочной терапии могут подтолкнуть пациентов к признанию и решению их самых насущных проблем.
Краткосрочная терапия обычно длится до 10-20 сеансов или от трех до пяти месяцев. Кратковременное лечение первоначально получило признание в 1950-х годах, после появления поведенческой и семейной терапии, которая предлагала более прямой подход к психическим расстройствам, чем психодинамика.
К краткосрочным видам лечения относятся следующие:
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Основан на признании дистресса и постепенном воздействии на пациента триггерных раздражителей, чтобы повысить его толерантность к ним. Было обнаружено, что КПТ особенно эффективна при обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР).
- Краткосрочная психодинамика . В отличие от классической психодинамики, которая стремится предложить более полный, созерцательный подход к жизни пациента, краткосрочная психодинамика исследует более конкретные аспекты его переживаний, такие как его защитные механизмы и отношения. Обращая внимание на определенные области своей жизни, краткосрочная психодинамика хочет помочь пациенту осознать, какие из его паттернов поведения больше не являются адаптивными, и где они могли бы извлечь пользу, опробовав новые способы реагирования на свой внутренний мир и внешний мир. среда. Эмоциональные фобии, когда пациент переполнен тревогой из-за определенного эмоционального контекста, хорошо реагируют на кратковременную психодинамику.
- Гештальт-терапия . Более гуманистический подход, гештальт-психотерапия рассматривает точку зрения каждого человека на свой опыт как уникальную. Гештальт — это очень валидирующая форма терапии, направленная на создание согласованности между реакциями пациента и его эмоциями, чтобы они могли почувствовать, что различные аспекты их жизни интегрированы друг с другом. Было показано, что гештальт предлагает облегчение симптомов в случаях беспокойства и трудностей, связанных с отношениями.
Вас также может заинтересовать…
Эффективность позитивной психотерапии в снижении негативных и усилении положительных психологических результатов: метаанализ рандомизированных контролируемых исследований
Метаанализ
. 6 сентября 2021 г .; 11 (9): e046017.Толе Хилко Хоппен 1 , Некшмедин Морина 2
Принадлежности
Принадлежности
- 1 Институт психологии Мюнстерского университета, Мюнстер, Германия [email protected].
- 2 Институт психологии Мюнстерского университета, Мюнстер, Германия.
- PMID: 34489269
- PMCID: PMC8422317
- DOI: 10.1136/bmjopen-2020-046017
Мета-анализ
Thole Hilko Hoppen et al. Открытый БМЖ. .
Бесплатная статья ЧВК . 6 сентября 2021 г .; 11 (9): e046017. doi: 10.1136/bmjopen-2020-046017.Авторы
Толе Хилко Хоппен 1 , Некшмедин Морина 2
Принадлежности
- 1 Институт психологии Мюнстерского университета, Мюнстер, Германия [email protected].
- 2 Институт психологии Мюнстерского университета, Мюнстер, Германия.
- PMID: 34489269
- PMCID: PMC8422317
- DOI: 10. 1136/bmjopen-2020-046017
Абстрактный
Цель: Позитивная психотерапия (ППТ) направлена на усиление положительного аффекта, смысла и вовлеченности. Мы стремились обобщить имеющиеся данные об эффективности ПРТ.
Дизайн: Мы провели предварительно зарегистрированный систематический поиск литературы и метаанализ рандомизированных контролируемых исследований, в которых изучалась эффективность ППТ для повышения положительных (например, удовлетворенности жизнью) или снижения негативных психологических последствий (например, депрессии).
Источники данных: Medline, PsycINFO и Web of Science с 2006 г. (т. е. с момента создания PPT) по февраль 2020 г., а также соответствующие систематические обзоры и метаанализы.
Полученные результаты: Мы включили 20 рандомизированных контролируемых испытаний с общим числом участников 1360. Умеренные размеры эффекта были обнаружены для увеличения положительных исходов (g = -0,72, 95% ДИ: от -1,31 до -0,14, k = 10, количество необходимых для лечения (NNT) = 2,55) и уменьшения отрицательных исходов (g = 0,48, 9).5% ДИ: от 0,18 до 0,78, k = 8, NNT = 3,76), когда PPT сравнивали с контрольными условиями списка ожидания при оценке после лечения. По сравнению с условиями активного контроля, PPT давала большие размеры эффекта для увеличения положительных результатов (g = -0,92, 95% ДИ: от -1,74 до -0,11, k = 6, NNT = 2,05) и уменьшения депрессии (g = 0,94, 95%). ДИ: от 0,18 до 1,70, k=6, NNT=2,03) при оценке после лечения. Не было обнаружено существенных различий в эффективности по сравнению с общепризнанными методами лечения, такими как когнитивно-поведенческая терапия. Были обнаружены доказательства, подтверждающие связь между качеством испытаний и величиной эффекта. Для положительных результатов более высокое качество испытаний было связано с большей величиной эффекта. В то время как более высокое качество испытаний было связано с меньшей величиной эффекта в отношении депрессии. Последующие оценки оставались слишком скудными для большинства запланированных анализов.
Выводы: Наши результаты подтверждают краткосрочную эффективность PPT. Однако к результатам следует относиться с должной осторожностью в свете небольшого количества испытаний. Необходимы дополнительные исследования высокого качества, в которых оценивается эффективность при последующем наблюдении, чтобы сделать более твердые выводы о долгосрочной эффективности ПРТ.
Регистрационный номер Просперо: CRD42020173567.
Ключевые слова: взрослая психиатрия; раковая боль; депрессия и расстройства настроения; психиатрия; шизофрения и психотические расстройства.
© Автор(ы) (или их работодатель(и)) 2021. Повторное использование разрешено в соответствии с CC BY-NC. Нет коммерческого повторного использования. См. права и разрешения. Опубликовано БМЖ.
Заявление о конфликте интересов
Конкурирующие интересы: Не заявлено.
Цифры
Рисунок 1
Блок-схема PRISMA, изображающая синтез…
Рисунок 1
Блок-схема PRISMA, показывающая синтез включенных рандомизированных контролируемых испытаний. PPT, позитивная психотерапия;…
Рисунок 1 Блок-схемаPRISMA, показывающая синтез включенных рандомизированных контролируемых испытаний. ППТ, позитивная психотерапия; PRISMA, Предпочтительные элементы отчетности для систематических обзоров и метаанализов; РКИ, рандомизированное контролируемое исследование.
Рисунок 2
Лесные участки — эффективность PPT по сравнению с…
Рисунок 2
Лесные участки — эффективность PPT по сравнению с контрольным листом ожидания (WC) при повышении положительных результатов (слева)…
фигура 2Форест-графики — эффективность PPT по сравнению с контрольными условиями списка ожидания (WC) в увеличении положительных (слева) и уменьшении отрицательных (справа) психологических результатов при оценке после лечения. ППТ, позитивная психотерапия.
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
- Психологическая терапия (дистанционно) для лечения хронической и рецидивирующей боли у детей и подростков.
Фишер Э., Лоу Э., Палермо ТМ, Экклстон С. Фишер Э. и др. Cochrane Database Syst Rev. 2015 Mar 23;3(3):CD011118. doi: 10.1002/14651858.CD011118.pub2. Кокрановская система базы данных, ред. 2015 г. PMID: 25803793 Бесплатная статья ЧВК. Обновлено. Обзор.
- Вмешательства по изменению поведения при необъяснимых с медицинской точки зрения симптомах в первичной медико-санитарной помощи: систематические обзоры и экономическая оценка.
Ливисс Дж., Дэвис С., Рен С., Гамильтон Дж., Скоуп А., Бут А., Саттон А., Парри Г., Бушевич М., Мосс-Моррис Р., Уайт П. Ливисс Дж. и др. Оценка медицинских технологий. 2020 сен;24(46):1-490. дои: 10.3310/hta24460. Оценка медицинских технологий. 2020. PMID: 32975190 Бесплатная статья ЧВК.
- Психологическая терапия (дистанционно) для лечения хронической и рецидивирующей боли у детей и подростков.
Фишер Э., Лоу Э., Дудени Дж., Экклстон С., Палермо ТМ. Фишер Э. и др. Cochrane Database Syst Rev. 2019 Apr 2;4(4):CD011118. doi: 10.1002/14651858.CD011118.pub3. Кокрановская система базы данных, ред. 2019 г. PMID: 30939227 Бесплатная статья ЧВК.
- Вмешательства для взрослых с историей сложных травматических событий: систематический обзор смешанных методов INCiTE.
Мелтон Х., Мидер Н., Дейл Х., Райт К., Джонс-Диетт Дж., Темпл М., Шах И., Ловелл К., Макмиллан Д., Черчилль Р., Барбуи С., Гилбоди С., Ковентри П. Мелтон Х. и др. Оценка медицинских технологий. 2020 сен;24(43):1-312. дои: 10.3310/hta24430. Оценка медицинских технологий. 2020. PMID: 32924926 Бесплатная статья ЧВК.
- Психологические, социальные и социальные вмешательства для психологического здоровья и благополучия лиц, переживших пытки.
Патель Н., Келлези Б., Уильямс А.С. Патель Н. и соавт. Cochrane Database Syst Rev. 2014 11 ноября; (11): CD009317. doi: 10.1002/14651858.CD009317.pub2. Кокрановская система баз данных, ред. 2014 г. PMID: 25386846 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Рекомендации
- Член Европарламента Селигман, Рашид Т., Паркс А.С. Позитивная психотерапия. Am Psychol 2006; 61: 774–88. 10.1037/0003-066Х.61.8.774 — DOI — пабмед
- Петерсон С. , Селигман, член Европарламента. Сильные стороны и достоинства характера: Справочник и классификация. Издательство Оксфордского университета, 2004.
- Уолш С., Кэссиди М., Прибе С. Применение позитивной психотерапии в охране психического здоровья: систематический обзор. J Clin Psychol 2017; 73: 638–51. 10.1002/jclp.22368 — DOI — пабмед
- Шранк Б., Браунелл Т., Джакайте З. и др. . Оценка позитивного группового психотерапевтического вмешательства для людей с психозом: пилотное рандомизированное контролируемое исследование.