Креативность – что это такое. Упражнения для развития креативности
Креативность – это одно из самых востребованных качеств личности в современном мире. Наличие этого качества приветствуется у молодых специалистов, с ним связывают надежды на успех и карьеру. Креативность требуется и в бизнесе, и в учебе, и в любой сфере профессиональной деятельности.
Однако, постоянно оперируя этим понятием, люди часто смутно понимают его значение, зная только, что креативность как-то связана с творчеством. Давайте разберемся в этом явлении и в возможностях его развития.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Креативность с точки зрения психологии
- 1.1 Креативность и творчество: в чем их различие
- 1.2 Креативность и интеллект
- 2 Структура креативности
- 2.1 Когнитивный компонент
- 2.1.1 Творческое мышление
- 2.1.2 Воображение
- 2.1.3 Восприятие, внимание и память
- 2.2 Эмоциональный компонент
- 2.3 Волевой компонент
- 2.1 Когнитивный компонент
- 3 Развитие креативности
- 3.
- 3.2 Упражнение «Дизайнер»
- 3.3 Упражнение «Любимая мелодия»
- 3.
Креативность с точки зрения психологии
Явление это психическое, и психология давно и успешно его изучает. Начнем с того, что понятие «креативность» дословно можно перевести несколько корявым русским словом «творческость». Но креативность, хоть и связана с творчеством, не является его синонимом.
Под творчеством обычно понимают особый вид активности, направленной на создание чего-либо нового: новых вещей, идей, способов деятельности и т. д. Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Дж. Гилфорд в 50-х годах XX века. Он объединил под этим понятием качества личности, обеспечивающие человеку возможность создавать новое, оригинальное, нестандартное.
Креативность и творчество: в чем их различие
Если говорить кратко, то творчество – это особый вид деятельности, а креативность – способность к этой деятельности. Причем не только некий внутренний потенциал и готовность творить, но и совокупность психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, решительность, потребность в креативной деятельности.
Поэтому далеко не всех людей, обладающих высоким творческим потенциалом, можно отнести к креативам, а только тех, кто достаточно активен, чтобы воплощать свои идеи в жизнь, организовывать и вести проекты, отстаивать свою точку зрения.
Креативность включает в себя не только качества личности, связанные непосредственно с творческим процессом, но и такие особенности, которые обеспечивают человеку высокий уровень активности: уверенность в себе, высокую самооценку и позитивный настрой.
Креативность и интеллект
Интеллект долгое время считался (да и сейчас считается) важнейшим качеством профессионала. Как способность к умственной деятельности, он необходим в любой сфере, но его недостаточно для успеха и тем более для творчества. Довольно долго коэффициент интеллекта – IQ – был определяющим фактором при приеме на работу специалиста. Иметь высокий IQ было престижно, и это открывало перед человеком широкие возможности.
Но к 50-м годам прошлого века стало ясно, что в тех сферах, которые требуют творческого подхода, специалисты-интеллектуалы далеко не всегда эффективны. Психологи Дж. Гилфорд и Э. Торренс (США) провели масштабные многолетние исследования, которые продемонстрировали, что, оказывается, способность к творчеству напрямую не связана с уровнем интеллекта. И нередко люди с высоким IQ (более 150 %) оказывались слишком рациональны для творчества, слишком прагматичны, расчетливы и… логичны. Но и низкий уровень интеллекта — менее 100 % — тоже не способствовал креативности.
Чтобы установить критерии креативности и связь этого качества с интеллектом, Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали специальные тесты, определяющие уровень творческой активности, и ввели понятие «коэффициента креативности» (Cr), аналогичного IQ. Как показали исследования, в которых принимали участие более 150 тыс. человек, наиболее оптимальным для творчества является уровень интеллекта чуть выше среднего. Но обязательное условие креативности – склонность человека к особому типу мышления, которое Дж. Гилфорд назвал дивергентным – разнонаправленным.
Структура креативности
Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.
Когнитивный компонент
Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.
Творческое мышление
Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.
Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.
- Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
- Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
- Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
- Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
- Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
- Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.
Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода. Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения. А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.
Воображение
Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является воображение. Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.
Восприятие, внимание и память
Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого восприятия, которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.
В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей. Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей. Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.
Эмоциональный компонент
Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.
С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:
- высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
- яркость и сила эмоций, что позволяет говорить о креативах как о людях с горящими сердцами;
- принятие мира и себя в этом мире, что в свою очередь обуславливает высокую самооценку;
- способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
- активная жизненная позиция, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, упорство и даже упрямство.
Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии. Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.
Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.
Волевой компонент
Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.
Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан. Как бы ни было важно изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит к этому усилий.
Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.
Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:
- самостоятельность;
- инициативность;
- решительность;
- уверенность в себе;
- упорство;
- настойчивость.
Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием. Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и косность вполне обоснованы, так как не всегда новое безопасно.
Развитие креативности
Вопрос развития творческих способностей долгое время вообще не рассматривался, так как эти способности считались особым даром, врожденным или данным Богом. И действительно, в силу особенностей психики есть люди, в большей степени предрасположенные к творчеству. Однако в настоящее время психологи доказали, что креативность в той или иной мере присуща всем людям. Можно сказать, что способность к творчеству – одна из базовых характеристик человека как вида. И именно она обеспечивает поступательное развитие цивилизации.
Но все же творческий потенциал у всех разный, да и не все оказались в детстве в благоприятных условиях для его реализации. Поэтому развитие креативности является довольно актуальной проблемой.
Начиная с середины XX века, в психологии активно разрабатываются методики развития творческих способностей. Большинство тренингов направлены на формирование творческого мышления, развитие воображения и способности поиска оригинальных решений.
Нестандартность, нешаблонность творческого мышления обусловила и своеобразие упражнений по его развитию, которые часто напоминают игры. С несколькими подобными упражнениями я вас познакомлю. Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики. Задача этих упражнений — освободить наши мысли, направить их в сторону от проторенной дороги обыденности.
Упражнение «Увидеть необычное»
Это упражнение можно выполнять дома на диване, у компьютера, по дороге на работу и в свободную минутку в офисе – где угодно. Посмотрите вокруг. На первый взгляд, вас окружают привычные вещи, примелькавшиеся люди и обычные детали интерьера. А на второй или на третий?
Сосредоточьтесь, посмотрите внимательнее и обязательно заметите что-то необычное или интересное. Вот на рабочем столе небрежно брошенные ручки и карандаши сложились в какую-то букву, знак, руну. Что она значит, как вы думаете? А вот по луже плывет осенний лист. Куда он плывет, какие приключения его ждут?
Вы считаете, что ничего необычного вокруг вас не происходит? Зря. Отпустите свои мысли, запертые в клетке рационального, дайте свободу фантазии, присмотритесь — и вы обязательно увидите много удивительного.
Упражнение «Дизайнер»
Представьте, что вам нужно оригинально оформить интерьер квартиры. Где взять идеи? Они буквально разбросаны вокруг нас, только нужно отпустить на свободу мысли, сойти с протоптанной и скучной тропы логического мышления.
Выберите несколько самых обычных предметов, например, лимон, карандаш, веточка сосны, мобильный телефон. А теперь вычлените из этих объектов их свойства — цвет, материал, запах, функции и т. д. Затем подумайте, как эти свойства можно использовать в оформлении интерьера.
Например, стены детской можно окрасить в лимонно-желтый цвет, а в гостиной – в зеленый цвет сосновой хвои. Стеновые панели кухни сделать деревянными и ребристыми, как рубашка карандаша, а в гостиной разместить сенсорную панель, с помощью которой можно регулировать освещение и включать музыку (мобильный телефон). Подумайте, какие еще свойства этих предметов можно использовать, или выберите другие предметы.
Упражнение «Любимая мелодия»
Думаю, у всех нас есть музыка, которая нам нравится, которую мы слушаем в минуты грусти или радости. Вспомните эту мелодию и опишите ее. Проще всего описывать музыку языком эмоций, ведь она передает настроение в чистом виде. Есть веселые мелодии и грустные, бодрые и спокойные.
Но мы же хотим развить нестандартное мышление, поэтому будем описывать мелодию другим языком. Например, скажите какого цвета ваша любимая мелодия. Наверное, в ней много оттенков. Какие они? Как сливаются, переплетаются, создавая цветовое полотно. Полотно… Из какого материала создана ваша мелодия. Возможно, это весенняя трава и струйки талой воды? Или серое полотно дороги, ведущей в сказочную страну? Или разноцветная новогодняя мишура?
Не бойтесь фантазировать, фантазия освобождает наше мышление, позволяет видеть мир шире, многообразнее, фееричнее.
Попробуйте выполнить эти упражнения, а затем придумайте свои, и вы поймете, что развитие креативности — не только полезное, но и очень увлекательное занятие, позволяющее расслабиться, отдохнуть от повседневной рутины и слишком рациональных дел.
youtube.com/embed/PUUPrPT6xJg?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»autoplay; encrypted-media» allowfullscreen=»»>Креативность в контексте «soft skills» и метакомпетенций современного человека //Психологическая газета
1. О важности креативности в современном мире
В современном мире – мире нарастающей неопределённости, текучей реальности, ожидаемой технологической сингулярности, когда скорость и сложность технического прогресса приведет к такому кардинальному изменению мира, что человек перестанет его понимать – креативность из модного атрибута личности, из некоторой элитарной способности, отличающей избранных, превращается в жизненно важное и крайне необходимое качество.
На всех самых продвинутых конференциях, форумах, дискуссионных площадках давно говорят о необходимости существенно изменить подходы в системе образования. О том, что, помимо фундаментальных знаний, помимо формирования понятийной картины мира, объясняющей, как всё устроено, действию каких объективных законов подчиняется – всё это сегодня называется «hard skills», современное образование должно развивать у человека так называемые «soft skills», без которых в современном мире не обойтись.
Перечни «soft skills» отличаются у разных авторов, но во всех списках неизменно присутствуют три качества, которые, наверное, составляют их ядро. Так называемые «3К»: креативность, критичность мышления, кооперация (способность к сотрудничеству с другими людьми). Эти же качества обозначены во ФГОС как метакомпетенции, которые должна развивать современная школа.
Сразу встает вопрос о том, как, с помощью какого инструмента и кто все это будет делать? У нас есть свой ответ на этот вопрос, но обо всем по порядку…
2. Подходы к пониманию креативности
В монографии первого ректора Института практической психологии «Иматон», доктора психологических наук Владимира Николаевича Дружинина «Психология общих способностей» очень полно и системно отражена история развития психологии креативности или творческих способностей. Описаны основные подходы и концепции, взгляды ключевых специалистов, внесших большой вклад в развитие понятия креативности и изучение процессов творческого мышления.
Как обычно, подходов к пониманию творческих способностей много и В. Н. Дружинин классифицирует их по трем основным группам:
1. Креативность рассматривается как личностное образование: творческих способностей не существует, есть творческая личность, обладающая определенной мотивацией и чертами (А. Маслоу, А. Адлер, К. Юнг, Д. Богоявленская…).
2. Редукция творческих способностей к интеллекту: считается, что высокий интеллект предполагает наличие развитых творческих способностей (Д. Векслер, Г. Айзенк, Р. Стернберг…).
3. Творческие способности существуют как специфическая форма психической активности наряду с интеллектом (Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Дж. Рензулли…).
3. Почему подход Дж. Гилфорда лидирует?
В. Н. Дружинин считает подход Дж. Гилфорда наиболее экспериментально обоснованным, получившим подтверждение в ходе известных лонгитюдных исследования. Но я хочу отметить еще одно преимущество данного направления, имеющее принципиальное значение для психологов-практиков.
Помимо описания сути феноменов креативности и творческих способностей, представители данного подхода смогли предложить методы для их диагностики и развития. Дж. Гилфорд и его единомышленники вывели креативность и творческие способности из области только художественно-психологических описаний и сделали их доступными для измерения и развития, а значит – для использования в сфере психологической практики, в том числе, практике образования.
4. Знаменитый кубик Гилфорда, дивергентное и конвергентное мышление
Кубик Гилфорда представляет собой классификационную модель, которая позволяет упорядочить все выделенные интеллектуальные способности по трем основаниям: 1. тип интеллектуальных операций; 2. содержание информации, с которой осуществляется данная операция; 3. форма представления результатов.
В кубике 120 ячеек, для 100 описанных интеллектуальных способностей на сегодняшний день существуют измерительные инструменты, тесты.
Одним из важнейших следствий модели является выделение дивергентного мышления и подробное описание образующих его мыслительных операций.
Дивергентное мышление — процесс создания оригинальных, необычных идей путем многовариативного поиска путей решения проблемы.
Противоположный тип мышления — конвергентный, именно он развивается в процессе обучения. Этот тип мышления предполагает поиск единственно правильного решения, ответа, указанного в конце учебника, при этом способы решения задач жестко ограничены. В рамках такого мышления ученики привыкают действовать единственно правильным, известным способом. Если он по каким-то причинам не срабатывает, задача оказывается нерешенной.
Конвергентное мышление хорошо справляется с формальными задачами, которые ученики решают в процессе обучения. Жизненные задачи принципиально отличаются. Они не имеют таких однозначно поставленных условий и предполагают достижение целей, к которым можно идти совершенно разными путями.
И вот этот диссонанс между тем, к чему учащиеся привыкают в школе, и тем, с чем им приходится сталкиваться в жизни, в современном мире стремительно возрастает.
5. Программы Дж. Рензулли и «Курс развития творческого мышления» Ю. Гатанова
Для развития дивергентного мышления требуется специальный тип задач. Они имеют множество правильных ответов и способов решения. Первые такие задачки были предложены самим Гилфордом, а затем на базе его модели Джозеф Рензулли разработал специальные программы, позволяющие системно развивать весь комплекс мыслительных операций, выделенных в структуре дивергентного мышления.
Программы Рензулли послужили прототипом «Курса развития творческого мышления», который выпускает сегодня Компания «Иматон».
Курс был разработан кандидатом психологических наук Ю.Б. Гатановым, специалистом в области обучения и развития одаренных детей. В 90-е годы, находясь на стажировке в Америке в рамках университетского обмена, с целью знакомства с опытом обучения одаренных детей, он получил все необходимые материалы по программе Дж. Рензулли и право на их адаптацию в российских школах, что и было сделано в течение трех лет.
6. Основные достоинства программы «Курс развития творческого мышления»
— Курс включает четыре части для учащихся разного возраста и может последовательно проводиться в течение четырех лет. Это принципиальный момент. В исследованиях Л.А. Ясюковой было показано, что для устойчивого формирования дивергентного мышления требуются регулярные занятия в течение 2-3 лет. Если Курс проводился один год, как чаще всего и бывает, то его эффект был не слишком продолжительным, хотя и ощущался сразу. Через два года после годичных занятий зачатки дивергентного мышления исчезли почти у всех учеников, будучи подавленными методикой школьного обучения. Для закрепления способностей к дивергентному мышлению требовалось 2-3 года.
Курс развития творческого мышления для детей 5 – 8 лет:
Курс развития творческого мышления для детей 7 — 10 лет:
Курс развития творческого мышления для детей 8 — 12 лет:
Курс развития творческого мышления для детей 9 — 14 лет:
— Содержание Курса носит системный характер и эффективно развивает не только отдельные творческие способности, но и творческое мышление как целостную психическую структуру. Курс включает задания на развитие всех способностей, выделенных в структуре дивергентного мышления Дж. Гилфордом. Курс развивает общие свойства творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность, способность к тщательной разработке идей), а также другие способности, которые выделяются в соответствии с типом обрабатываемой информации (образной, звуковой, семантической, символической и поведенческой).
— Каждая из 4-х частей Курса содержит 36 уроков и позволяет проводить занятия в течение всего учебного года с частотой один раз в неделю.
— Содержание и методика проведения каждого урока очень подробно описаны в Методическом руководстве: как проводить разминку, выполнять основное задание, какие дополнительные задания можно предложить тем учащимся, которым особенно понравился определенный вид творческой активности. Это существенно облегчает работу психолога или учителя, ведущего Курс, сокращает время на подготовку к занятиям. Кроме Методического руководства для учителя каждая часть Курса содержит альбом с заданиями для ученика.
— Важно отметить, что учителя, которые проводят такие занятия с детьми сами становятся более творческими людьми. Они активно развивают творческую составляющую своего педагогического потенциала и начинают использовать освоенные ими стратегии и приемы развития творческого мышления в рамках преподаваемых ими предметов.
— Опыт использования Программ Дж. Рензулли в Америке и «Курса творческого мышления» в школах России доказывает, что все дети обладают творческим потенциалом, который может быть развит в ходе специальных систематических занятий. Умения и навыки, полученные детьми на этих уроках, успешно переносятся на другие предметы и повседневную жизнь.
— Тщательно описанные в методическом руководстве Курса сценарии проведения уроков существенно облегчает подготовительный этап работы учителя. Однако его роль в процессе развития творческого мышления очень важна и его поведение сильно влияет на эффективность занятий. Отдельное внимание при обучении ведущих Курса уделяется той атмосфере, которую необходимо создать на уроках. Ведущему важно уметь фасилитировать мозговой штурм, избегать оценок, обеспечивать мягкое соревнование, развивать у детей способность к сотрудничеству в процессе творчества, искренне принимать юмор и веселье. Творчество стимулируется только атмосферой безопасности и безусловного принятия ценности каждого человека. Задача учителя — свести к минимуму угрозу внешнего оценивания и критических замечаний, перевести детей в русло самооценивания результатов творческого процесса.
7. Тест Торренса и диагностика дивергентного мышления
На базе модели Дж. Гилфорда созданы не только развивающие программы, но и психодиагностические методики, которые позволяют выявлять детей с большим творческим потенциалом, а также, что не менее важно, отслеживать эффективность развивающих воздействий.
Непревзойденной классикой в области психодиагностики творческого мышления является Тест Торренса, позволяющий комплексно оценить творческую одаренность человека и описать ее индивидуальную структуру. Большое количество разнообразных заданий увеличивает вероятность того, что тест охватывает все наиболее важные креативные способности. Компания «Иматон» выпускает Тест Торренса в адаптации Е.Е. Туник.
Для экспресс-оценки творческих способностей могут быть использованы задачки Гилфорда с нормами, полученными на отечественной выборке Л.А. Ясюковой, а также ее авторские задания для оценки вербальной и графической креативности. Все эти экспресс-тесты приведены в диагностико-коррекционном комплексе Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной, средней и старшей школах».
8. Заключение оптимистическое
Итак, можно с уверенностью констатировать, что для решения актуальной задачи развития креативности, как важнейшей способности современного человека, у нас, психологов, есть исчерпывающий психологический инструментарий, что, к сожалению, бывает довольно редко. Инструментарий, который сопровождается подробными руководствами по использованию и дополняется специальными обучающими семинарами.
Остается только им воспользоваться в интересах наших детей, нашей страны и нашего будущего!
12 стратегий развития творческих способностей
Творчество ценилось на протяжении всей истории человечества.
Его также называют « навыком будущего» (Powers, 2018).
Отчасти это связано с тем, что креативность помогает людям адаптироваться к неопределенности и решать проблемы по мере их возникновения. Исследования также показали, что креативность — как компонент личностного фактора « открытость опыту» — лучше предсказывает увеличение продолжительности жизни, чем интеллект или общая открытость опыту (Turiano, Spiro, & Mroczek, 2012).
Похоже, творчество стоит развивать для нашего же блага. Но можно ли его выращивать? Если да, то как? А что такое творчество?
В следующей статье мы рассмотрим, что такое креативность и как можно развивать личную креативность. Мы обсуждаем творчество в классе и на рабочем месте. Мы коснемся творчества в искусстве и музыке. Мы также отмечаем интригующую связь между ночным временем и творчеством.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши три силовых упражнения. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам реализовать свой уникальный потенциал и создать жизнь, полную энергии и подлинности.
Эта статья содержит:
- Что такое творчество?
- 6 способов (+1) стать более креативным
- Развитие творчества в классе: 3 совета
- 3 шага к созданию более креативного рабочего места
- Становление более творческим в искусстве и музыке: одиночество и сотрудничество
- Связь между ночью и творчеством
- Ресурсы PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое творчество?
Креативность можно определить как способность привнести в мир что-то оригинальное и ценное.
Творчество может проявляться практически в любой сфере. Это происходит в искусстве и музыке, конечно. Это также может произойти в математике, технике, науке, бизнесе, образовании. Везде, где есть проблемы, которые нужно решить, или где ум ищет самовыражения, можно найти творчество.
Креативность — черта, с которой рождаются избранные?
Вовсе нет. На самом деле, исследования креативности показывают, что ее можно развить в любом человеке (Neumann, 2007).
Давайте тогда посмотрим, как можно поощрять творческие способности любого человека.
6 способов (+1) стать более креативными
Ниже приведены шесть основных советов по развитию личного творчества и один дополнительный пункт, побуждающий вас развивать творческий потенциал.
1. Ежедневная ходьба
Ходьба является эволюционной основой многих человеческих способностей. Также известно, что он способствует творчеству. Как пишет О’Мара (2019), наша способность ходить прямо на собственных двух ногах (прямохождение) освободила наши руки и разум для творчества так, как ни одно другое животное не может.
О’Мара (2019) считает, что движущиеся умы более креативны. В одном примере он рассказывает, что ирландский математик сэр Уильям Гамильтон годами боролся с тем, как выполнять конкретные вычисления в трехмерной геометрии.
Однажды в 1843 году, прогуливаясь вдоль Королевского канала в Дублине, Гамильтон совершил интеллектуальный прорыв. Он понял, как учетверенные числа или «кватернионы» можно использовать для вычислений не только в трех, но и в четырех измерениях (четвертым измерением является время). Он быстро вырезал формулу кватернионов на камне рядом с Брум-Бридж.
С 1990 года математики со всего мира собираются на памятную «Гамильтоновскую прогулку» от его дома в Дублине до моста, на котором он вырезал свою революционную формулу.
Кто знает, какие еще математические прорывы могут произойти на этой памятной прогулке, вдохновленной движением разума?
В Стэнфордском университете Оппеццо и Шварц (2014) сравнили креативность людей в сидячем положении и во время ходьбы (включая ходьбу внутри и снаружи). Испытуемых просили выполнять различные задачи, требующие творческого подхода, при ходьбе в помещении на беговой дорожке, на улице, сидя в помещении или сидя в инвалидной коляске на открытом воздухе, когда ее толкали.
В одном задании испытуемым давали три предмета и просили придумать как можно больше различных способов их использования. В целом было обнаружено, что творческий результат улучшается примерно на 60% при ходьбе (в помещении или на улице) по сравнению с сидячим образом. Итак, если вы хотите повысить свою креативность, попробуйте совершить короткую или длинную прогулку.
2. Установите ограничения задач
Эта идея позаимствована у предпринимателя, который назвал ее « принятием ограничений» (Tank, 2019). Сначала это может показаться нелогичным. Разве креативность не означает быть более экспансивным, позволять своему разуму работать свободно? На самом деле, установление строгих ограничений также может способствовать творчеству.
Tank (2019) приводит в пример Теодора Гейзеля (доктор Сьюз), чей редактор поспорил с ним, что он не сможет написать детскую книгу, используя всего 50 разных слов. Гейзель принял вызов, выпустив в этих необычных условиях одну из своих самых продаваемых и самых запоминающихся книг: « зеленых яиц и ветчина » (Seuss, 1960).
Так что подумайте над тем, чтобы установить для себя необычные ограничения. Каким бы ни было занятие, вы можете обнаружить, что установка ограничений дает интересные и творческие результаты.
3. Расслабление
Известно, что расслабление способствует творчеству. Существуют различные проверенные способы привести себя в расслабленное состояние. К ним относятся прогрессивная мышечная релаксация, диафрагмальное дыхание, медитация при ходьбе и позы йоги.
Например, прогрессирующая мышечная релаксация связана со снижением частоты сердечных сокращений, тревогой и ощущением стресса. Кроме того, было показано, что расслабленные состояния стимулируют мыслительные процессы, важные для творчества. Например, диафрагмальное дыхание связано с улучшением внимания, что является ключевым компонентом творческого решения проблем (Ma et al. , 2017).
Кроме того, известно, что стресс – противоположность расслаблению – убивает нервные клетки в гиппокампе, области мозга, где формируются новые воспоминания. Эти новые воспоминания помогают нам устанавливать связи с другими вещами, подпитывая творческий процесс. Поэтому управление стрессом является обязательным.
Итак, перерыв. Создайте для себя расслабленное состояние, глубоко дыша, потягиваясь, отправляясь на прогулку, делайте все, что вам подходит. Расслабившись, вы можете найти творческий ответ на проблему, которая ускользала от вас.
4. Совместная работа
Есть известный образ одинокого гения, работающего в одиночестве в лаборатории или ищущего мелодию на одиноком пианино. Но является ли «одинокий гений» мифом? В статье о сотрудничестве и творчестве Уззи и Спиро (2005, стр. 447) отмечают, как сотрудничество может стимулировать творческое производство: « креативность — это не только, как гласит миф, дерзкая работа одиночек, но и следствие социального система акторов, которые усиливают или подавляют творчество друг друга. ”
Уззи и Спиро (2005) утверждают, что многие великие творцы истории, такие как Бетховен, Мария Кюри, «Битлз» и Майя Анжелу, были вовлечены в творческие сети, члены которых критиковали, поощряли и сотрудничали в проектах друг друга.
Итак, если вы склонны работать в одиночку и застряли на проекте, рассмотрите возможность сотрудничества, например, обсудив свой проект с другим человеком в вашей области. Возможно, вы найдете новый способ продвижения своего проекта с небольшой помощью друзей.
5. Спите на нем
Художники, ученые и другие творческие личности часто описывали, как сон и особенно сновидения помогали им находить новые решения постоянных проблем.
Например, психобиологу Отто Леви приснился повторяющийся сон, в котором содержался план эксперимента. Этот эксперимент позже доказал, что клетки мозга взаимодействуют с помощью химических веществ или «нейротрансмиттеров». За это открытие Леви разделит Нобелевскую премию по медицине в 1936 (Маккой и Тан, 2014).
Совсем недавно различные эксперименты показали, как сон способствует творческому решению проблем. Один набор экспериментов показал, что во время быстрого сна (фаза сновидений) мозг воспроизводит воспоминания, чтобы извлечь из них важные закономерности или уроки.
Во время медленного сна (глубокого или без сновидений) мозг затем устанавливает связи между этими паттернами или уроками и другими вещами, которые мы уже знаем (Lewis, Knoblich, & Poe, 2018). Таким образом, мы можем прийти к новым решениям проблем, которые занимали нас в часы бодрствования; как, например, когда Джеймсу Уотсону приснились две переплетенные змеи, что привело к открытию ДНК как двойной спирали (Conradt, 2012).
Итак, если ваш разум застрял на проблеме, попробуйте поспать над ней. Вы можете проснуться со своим решением.
6. Час гения
Этот совет по развитию творчества исходит от учителя, который использует его в своем классе (Provenzano, 2015).
Он называет это «часом гения», но затраченный период может быть больше или меньше 60 минут. Идея состоит в том, чтобы начать сторонний проект, что-то, чем вы увлечены. Вдохновение, идеи и навыки, которые вы развиваете в этом любимом деле, вполне могут быть использованы в других, более рутинных проектах, продвигая их вперед в позитивном ключе.
+1. Ваш творческий совет
Кажется уместным, что статья о развитии творческих способностей побудит вас, читатель, дать хотя бы один из ваших собственных советов в этом отношении. Мы предлагаем вам подумать о чем-то, что помогло вам развить творческий потенциал в себе или в других. Не стесняйтесь делиться любыми такими предложениями в ответ на эту статью.
Развитие творческих способностей в классе: 3 совета
Предоставление детям возможности развивать свои творческие способности с раннего возраста даст им навыки на всю жизнь.
1. Цените творчество
В классе покажите своим ученикам, что вы цените творчество. Это можно сделать разными способами.
Поощряйте пробы и ошибки при выполнении задач. Знаменитое высказывание Томаса Эдисона о различных попытках решения данной проблемы: « Я не потерпел неудачу. Я только что нашел 10 000 способов, которые не сработают 90 006» (Даум, 2016).
Иногда, найдя то, что не будет работать, вы придете к тому, что будет работать, как, например, когда Эдисон испробовал сотни материалов в качестве передатчиков для микрофонов, прежде чем успешно сузить выбор до небольшого углеродного диска.
2. Дайте ему время
Ценить творчество также означает уделять ему время в классе. Сара Диас, воспитатель детского сада в Испании, утверждает, что достаточное количество времени имеет решающее значение для творчества, особенно для маленьких детей (Tornio, 2017). Рассмотрите возможность предоставления учащимся целого урока каждую неделю для свободной работы над проектами и материалами, которые они выбрали.
3. Запишите
Лорен Кассини Дэвис, учительница второго класса, описывает эффект от раздачи всем ученикам блокнотов «Да Винчи» в ее классе (Davis, 2018). Это пустые тетради, в которые учащимся предлагается записывать любые вопросы, идеи или выражения, приходящие им в голову, в любое время в течение дня, на любую тему, как это делал Леонардо да Винчи на протяжении всей своей долгой и творческой жизни.
Мисс Дэвис рассказывает, как всего за одну неделю она была поражена всем, что студенты записали в свои тетради. Тетради были полны вопросов, таких как «Как работает ваш мозг?», «Почему у нас есть музыка?» и «Почему я не тигр?» Были также стихи, рисунки изобретений и комментарии о жизни в классе. . Эти тетради стали толчком ко всем творческим учебным проектам.
3 шага к созданию более креативного рабочего места
Вы хотите поощрять творчество на своем рабочем месте? Затем выполните следующие три шага для начала.
1. Разрушьте границы
В 2014 году Стив Джобс и Apple открыли новую штаб-квартиру в Купертино, Калифорния.
По словам главного дизайнера Apple Джонни Айвза, эта штаб-квартира должна была разрушить границы между офисами и занятиями.
Новая штаб-квартира Apple максимально увеличила количество общих путей и рабочих мест, позволяя людям « общаться, сотрудничать, ходить и разговаривать» (Levy, 2017). Кажется, это сработало. В 2018 году Fast Company признал Apple (по-прежнему) самой инновационной компанией в мире (Safian, 2018).
2. Дайте время
Развитие творчества требует особого времени. Мы отмечали это выше, говоря о творчестве на уроке. Это касается и рабочего места.
Google, например, был известен своей программой «20%». Эта программа давала разработчикам программного обеспечения и другим сотрудникам разрешение работать 20% своего оплачиваемого времени над проектами по своему выбору. Хотя Google в конечном итоге вернул себе эти 20% времени, ему приписывают создание некоторых из лучших продуктов компании, включая Новости Google, Gmail и AdSense.
В других компаниях применяются различные подходы к предоставлению творческого времени на рабочем месте, при этом все согласны с тем, что творчество является бизнес-активом, и сотрудникам следует давать время для изучения и развития своих новых идей (Subramanian, 2013).
3. Способствуйте пробам и ошибкам
По словам бизнес-консультанта Деборы Гольдштейн, креативность в бизнесе требует экспериментов и даже неудач, которые нужно поддерживать. Она утверждает, что «Эксперименты никогда не терпят неудачу. Даже когда попытка терпит неудачу, при правильном настрое команды извлекают бесценные уроки, чтобы добиться успеха в будущем » (Совет тренеров Forbes, 2017).
Становление более творческим в искусстве и музыке: уединение и сотрудничество
В некоторых видах искусства, таких как живопись, работа часто выполняется в одиночку. Художникам нужно время и уединение, чтобы сосредоточиться на процессе рисования. Однако такое одиночество может быть трудно выносимым, если оно не нарушается социальными контактами.
Джейсон Хорейс (2020) пишет о нарушении изоляции, которая может возникнуть в искусстве. Он приводит в пример художницу, живущую в маленьком городке в штате Монтана. Эта художница говорит о том, как присоединение к группе художников в ее районе помогло ей в социальном и творческом плане.
Группа собирается каждую субботу, чтобы вместе рисовать. Они регулярно проводят художественные выставки с конструктивной критикой работ друг друга. У них также есть групповой веб-сайт со ссылками на веб-страницы отдельных художников.
Такие коллективные занятия помогают этой художнице оставаться вдохновленной и творческой, даже когда она одна в своей студии. В конце концов, это может быть некая смесь уединения и сотрудничества, которая поддерживает наше творчество в искусстве. Что с музыкой?
В автобиографии Показания (2016), Робби Робертсон, гитарист и главный автор песен The Band , описывает, как его группа создавала песни.
Робертсон часто сам писал песни. Он сам набросал «The Weight», классическую песню за одну ночь. После этого он приносил эти идеи для песен группе.
Они работали в тесной компании, чтобы конкретизировать песни, в подвале большого розового дома в северной части штата Нью-Йорк. Их групповое творчество процветало благодаря возможности слышать музыкальные идеи друг друга от момента к моменту. Для них также было важно видеть музыкальные реплики друг друга.
Затем Робертсон рассказывает, как во время их первой записи для Capitol Records участники группы были отделены друг от друга в студии. Были установлены перегородки, чтобы лучше записывать отчетливое звучание каждого инструмента. Однако вскоре участники группы обнаружили, что, не имея возможности видеть или слышать друг друга, как обычно, им не хватает органического звучания, которое так впечатлило Боба Дилана и других музыкантов.
По настоянию Робертсона перегородки студии убрали. Получившиеся в результате записи стали очень творческим и популярным альбомом 9.0005 Музыка из Big Pink . Группа , таким образом, нашла тип рабочей и студийной среды, которая способствовала их творчеству.
И Робертсон обнаружил, что взаимодействие между одиночеством и сотрудничеством лучше всего подходит для материала The Band . Опять же, это может быть уникальный баланс одиночества и сотрудничества, который помогает нам быть наиболее творческими в искусстве и музыке.
Связь между ночью и творчеством
Некоторые из нас проявляют больше творчества ночью.
Как ночные (а не дневные или дневные) люди, мы находим ночную тишину освежающей и открывающей новые возможности.
Некоторые известные «совы», более склонные к работе и инновациям после наступления темноты, включают таких разных людей, как Уинстон Черчилль, Кристина Агилера, Боб Дилан, Фрэн Лейбовиц и Барак Обама (Curtin, 2018).
Giampietro and Cavallera (2007) исследовали творческие способности людей, предпочитающих ночной рабочий график. Они обнаружили, что ночные типы набрали больше баллов, чем дневные, в задании (Тест творческого мышления Торранса), измеряющем креативность по параметрам оригинальности, плавности и гибкости ответов.
Но мужайтесь, дневные типы.
Многие люди, ведущие дневной образ жизни, клянутся такими благоприятными для дневного времени привычками, как ранний подъем, и сами по себе очень креативны. Генеральный директор Apple Тим Кук встает в 3:45 утра, в то время как Опра Уинфри, Мишель Обама и генерал Стэнли МакКристал тоже рано встают, и они клянутся, что их выходной начинается правильно.
В конце концов, важнее всего найти график — ночной, дневной или что-то среднее — который лучше всего соответствует вашей личности, обстоятельствам и творческим способностям.
Ресурсы PositivePsychology.com
Следующие рабочие листы PositivePsychology.com также могут оказаться полезными для развития творчества.
- Визуализируйте успех. Это упражнение на повышение устойчивости предлагает людям задействовать свое творческое мышление, чтобы визуализировать успешную работу.
- Визуализация карьеры. Это упражнение похоже на предыдущую визуализацию и предназначено для того, чтобы помочь людям представить в подробностях, как они будут выглядеть, чувствовать себя и иметь ту карьеру, которую они хотят.0238 хотелось бы.
- Решение социальных проблем. Это упражнение было разработано, чтобы помочь отдельным лицам или группам применять методы мозгового штурма при решении проблем. Клиенты придумывают как можно больше решений проблемы, отдавая предпочтение количеству, а не качеству, а затем оценивают каждое возможное решение с точки зрения требуемых усилий .
- Рабочий лист разработки аффирмаций. Это упражнение было разработано, чтобы помочь людям создать самоутверждение, которое может помочь им повысить самооценку.
- Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим развить свои сильные стороны, эта коллекция содержит 17 практических инструментов для выявления сильных сторон. Используйте их, чтобы помочь другим лучше понять и использовать их сильные стороны для улучшения жизни.
Послание на дом
Творчество — способность привносить в мир что-то оригинальное и ценное — не зарезервировано для немногих привилегированных художников или интеллектуалов. У нас у всех есть творческий потенциал. Этот потенциал можно культивировать, находя конкретные средства повышения креативности у данного человека или группы.
Конкретные средства для человека могут включать прогулку или участие в расслабляющих упражнениях, которые улучшают мышление и творческие способности.
Средства для развития творчества в группах могут включать предоставление учащимся или сотрудникам записных книжек в стиле Да Винчи для записи идей по мере их возникновения, создание рабочих пространств, способствующих сотрудничеству, или выделение «гениального времени» для творческих занятий учащихся или сотрудников .
В конце концов, нам нужно быть гибкими и инновационными в поиске средств, с помощью которых повышается креативность для конкретного человека, группы или ситуации.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши три силовых упражнения.
- Кларк, Дж. (2018). Разведение идей. Разум за работой. Получено с http://www.mindsatwork.com.au/innovation-2/breeding-ideas/
- Конрад, С. (2012, 11 октября). Творческие прорывы люди совершали во сне. Ментальная нить. Получено с https://www.mentalfloss.com/article/12763/11-creative-breakthroughs-people-had-their-sleep
- Куртин М. (30 января 2018 г.). 7 вещей, которые совы делают по утрам, но люди никогда не поймут. Inc. Получено с https://www.inc.com/melanie-curtin/7-things-night-owls-do-that-morning-people-will-never-understand.html
- Даум, К. (2016, 11 февраля). 37 цитат Томаса Эдисона, которые вдохновят на успех. Inc. Получено с https://www. inc.com/kevin-daum/37-quotes-from-thomas-edison-that-will-bring-out-your-best.html
- Дэвис, Л. К. (2018, 17 декабря). Творческое обучение и обучение творчеству: как развивать творчество в классе. Кривая психологического обучения. Получено с http://psychlearningcurve.org/creative-teaching-and-teaching-creativity-how-to-foster-creativity-in-the-classroom/
- Совет тренеров Forbes. (2017, 21 декабря). 15 способов, которыми лидеры могут способствовать творчеству на рабочем месте. Форбс . Получено с https://www.forbes.com/sites/forbescoachescouncil/2017/12/21/15-ways-leaders-can-promote-creativity-in-the-workplace/#6d08235f58ef
- Джампьетро, М., и Кавальера, Г.М. (2007). Утренний и вечерний типы и творческое мышление. Личность и индивидуальные различия. 42 (3), 453–463.
- Хорейс, Дж. (2020, 19 апреля). Работать в одиночку: преодолеть изоляцию, которая окружает стремление к искусству. блог красной точки . Получено с
https://reddotblog. com/working-alone-breaking-the-isolation-that-can-surround-the-pursuit-of-art-19-2/ - Леви, С. (2017, 16 мая). Внутри безумно великолепного (или просто безумного) нового материнского корабля Apple. Проводной . Получено с https://www.wired.com/2017/05/apple-park-new-silicon-valley-campus/
- Льюис, П.А., Кноблих, Г., и По, Г. (2018). Как воспроизведение воспоминаний во сне способствует творческому решению проблем. Trends in Cognitive Sciences, 22 (6), 491–503.
- Ма, С., Юэ, З. К., Гонг, З. К., Чжан, Х., Дуань, Н. Ю., Ши, Ю. Т., … и Ли, Ю. Ф. (2017). Влияние диафрагмального дыхания на внимание, негативный аффект и стресс у здоровых взрослых. Frontiers in Psychology, 8, 874 .
- Маккой, А. Н., и Тан, С. Ю. (2014). Отто Леви (1873–1919 гг.)61): мечтатель и лауреат Нобелевской премии. Сингапурский медицинский журнал, 55 (1), 3–4.
- Нойманн, CJ (2007). Воспитание творчества. Модель развития культуры коллективного творчества в науке. Отчеты EMBO 8 (3), 202–206.
- О’Мара, С. (2019). Во славу ходьбы: новая наука о том, как мы ходим и почему это полезно для нас. Книги о пингвинах.
- Оппеццо, М., и Шварц, Д.Л. (2014). Дайте своим идеям опору: положительный эффект ходьбы на творческое мышление. Journal of Experimental Psychology : Обучение, память и познание, 40 (4), 1142–52.
- Пауэрс, А. (2018, 30 апреля). Креативность – это навык будущего. Форбс . Получено с https://www.forbes.com/sites/annapowers/2018/04/30/creativity-is-the-skill-of-the-future/#1ba564e34fd4
- Провенцано, Н. (2015, 25 июня). Творчество на уроке. Эдутопия. Получено с https://www.edutopia.org/blog/creativity-in-the-classroom-nicholas-provenzano
- Робертсон, Р. (2016). Показания . Кнопф.
- Сафиан, Р. (2018, 21 февраля). Почему Apple — самая инновационная компания в мире. Быстрая рота. Получено с
https://www. fastcompany.com/40525409/why-apple-is-the-worlds-most-innovative-company - Сьюз, Д. (1960). Зеленые яйца и ветчина . Книги для начинающих.
- Субраманиан, С. (2013, 19 августа). Google вернул свои 20%, но другие компании заставляют сотрудников работать на них. Быстрая рота. Получено с https://www.fastcompany.com/3015963/google-took-its-20-back-but-other-companies-are-making-employee-side-projects-work-for-them
- Танк, А. (2019, 7 июня). Я приучил себя к творчеству, выполняя эти девять вещей. Быстрая Компания . Получено с https://www.fastcompany.com/
- 673/i-trained-myself-to-be-creative-by-doing-these-9-things .
- Торнио, С. (2017, 3 марта). Девять проверенных учителем способов поощрения творчества в классе. Мы учителя. Получено с https://www.weareteachers.com/encourage-creativity-classroom/
- Туриано, Н. А., Спиро, А., 3-й, и Мрочек, Д. К. (2012). Открытость опыту и смертность у мужчин: анализ черт и граней. Journal of Aging and Health, 24 (4), 654–672.
- Уззи, Б., и Спиро, Дж. (2005). Сотрудничество и творчество: проблема маленького мира. Американский журнал социологии, 111 (2), 447–504.
Что такое интеллект и творчество? – Психология
Мышление и интеллект
OpenStaxCollege
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Дать определение интеллекту
- Объясните триархическую теорию интеллекта
- Определите разницу между теориями интеллекта
- Объясните эмоциональный интеллект
Мальчик четырех с половиной лет сидит за кухонным столом с отцом, который читает ему вслух новую сказку. Он переворачивает страницу, чтобы продолжить чтение, но прежде чем он успевает начать, мальчик говорит: «Подожди, папа!» Он указывает на слова на новой странице и читает вслух: «Иди, Свинья! Идти!» Отец останавливается и смотрит на сына. — Ты можешь это прочитать? он спрашивает. «Да папочка!» И он показывает на слова и снова читает: «Иди, Свинья! Идти!»
Этот отец не занимался активным обучением сына чтению, хотя ребенок постоянно задавал вопросы о буквах, словах и символах, которые видел везде: в машине, в магазине, по телевизору. Папа задумался, что еще может понять его сын, и решил провести эксперимент. Схватив чистый лист бумаги, он написал списком несколько простых слов: мама, папа, собака, птица, кровать, грузовик, машина, дерево. Он положил список перед мальчиком и попросил его прочитать слова. «Мама, папа, собака, птичка, кровать, грузовик, машина, дерево», — прочитал он, замедляя темп, чтобы тщательно выговорить 9.0396 птица и грузовик. Затем: «Я сделал это, папа?» «Конечно! Очень хорошо.» Отец крепко обнял своего маленького мальчика и продолжил читать историю о поросенке, все время задаваясь вопросом, являются ли способности его сына показателем исключительного интеллекта или просто нормальным паттерном языкового развития. Подобно отцу в этом примере, психологи задавались вопросом, что представляет собой интеллект и как его можно измерить.
Что такое интеллект? То, как исследователи определяют понятие интеллекта, много раз менялось с момента зарождения психологии. Британский психолог Чарльз Спирмен считал, что интеллект состоит из одного общего фактора, называемого 9.0396 г , которые можно измерить и сравнить между отдельными людьми. Спирмен сосредоточился на общих чертах между различными интеллектуальными способностями и подчеркнул, что делает каждую из них уникальной. Однако задолго до развития современной психологии древние философы, такие как Аристотель, придерживались похожей точки зрения (Cianciolo & Sternberg, 2004).
Другие психологи считают, что интеллект представляет собой не один фактор, а совокупность различных способностей. В 1940-х годах Рэймонд Кеттелл предложил теорию интеллекта, которая разделяла общий интеллект на два компонента: кристаллизованный интеллект и подвижный интеллект (Кеттелл, 19). 63). Кристаллизованный интеллект характеризуется как приобретенные знания и способность их извлекать. Когда вы изучаете, запоминаете и вспоминаете информацию, вы используете кристаллизованный интеллект. Вы постоянно используете кристаллизованный интеллект в своей курсовой работе, демонстрируя, что усвоили информацию, изложенную в курсе. Подвижный интеллект включает в себя способность видеть сложные отношения и решать проблемы. Навигация по дороге домой после того, как вы свернули на незнакомый маршрут из-за строительства дороги, потребует вашего подвижного интеллекта. Подвижный интеллект помогает решать сложные, абстрактные задачи в повседневной жизни, тогда как кристаллизованный интеллект помогает преодолевать конкретные, простые проблемы (Кеттелл, 19 лет).63).
Другие теоретики и психологи считают, что интеллект следует определять в более практических терминах. Например, какие типы поведения помогают вам преуспеть в жизни? Какие навыки способствуют успеху? Задумайтесь об этом на мгновение. Возможность перечислить всех 44 президентов Соединенных Штатов по порядку — отличный трюк для вечеринки, но сделает ли это знание вас лучше?
Роберт Штернберг разработал другую теорию интеллекта, которую он назвал триархической теорией интеллекта, поскольку в ней интеллект состоит из трех частей (Sternberg, 19).88): практический, творческий и аналитический интеллект ([ссылка]).
Теория Штернберга выделяет три типа интеллекта: практический, творческий и аналитический.
Практический интеллект, как предлагает Штернберг, иногда сравнивают с «уличным умом». Практичность означает, что вы находите решения, которые работают в вашей повседневной жизни, применяя знания, основанные на вашем опыте. Этот тип интеллекта, по-видимому, отличается от традиционного понимания IQ; люди с высокими показателями практического интеллекта могут иметь или не иметь сопоставимые показатели творческого и аналитического интеллекта (Sternberg, 19).88).
Эта история о стрельбе в Технологическом институте Вирджинии в 2007 году иллюстрирует как высокий, так и низкий практический интеллект. Во время инцидента одна ученица вышла из класса, чтобы пойти за газировкой в соседнее здание. Она планировала вернуться в класс, но когда она вернулась в свое здание после того, как получила газировку, то увидела, что дверь, которую она использовала, теперь закрыта изнутри. Вместо того, чтобы думать о том, почему на дверных ручках была цепь, она подошла к окну своего класса и заползла обратно в комнату. Таким образом, она потенциально подвергала себя нападению преступника. К счастью, ее не расстреляли. С другой стороны, пара студентов шла по кампусу, когда услышала выстрелы поблизости. Один друг сказал: «Пойдем проверим и посмотрим, что происходит». Другой студент сказал: «Ни за что, нам нужно убегать от выстрелов». Они сделали именно это. В результате оба избежали вреда. Ученик, пролезший в окно, продемонстрировал некоторый творческий интеллект, но не пользовался здравым смыслом. У нее был бы низкий практический интеллект. Студент, подстрекавший своего друга убегать от выстрелов, обладал бы гораздо более высоким практическим интеллектом.
Аналитический интеллект тесно связан с решением академических задач и вычислениями. Штернберг говорит, что аналитический интеллект проявляется в способности анализировать, оценивать, судить, сравнивать и сопоставлять. Например, при чтении классического романа на уроке литературы обычно необходимо сравнить мотивы главных героев книги или проанализировать исторический контекст рассказа. В таком научном курсе, как анатомия, вы должны изучать процессы, посредством которых организм использует различные минералы в различных системах человека. Развивая понимание этой темы, вы используете аналитический интеллект. Решая сложную математическую задачу, вы применяете аналитический интеллект для анализа различных аспектов задачи, а затем решаете ее по частям.
Творческий интеллект характеризуется изобретением или воображением решения проблемы или ситуации. Креативность в этой области может включать в себя поиск нового решения неожиданной проблемы, создание прекрасного произведения искусства или хорошо продуманного рассказа. Представьте на мгновение, что вы отдыхаете в лесу с друзьями и понимаете, что забыли свой походный кофейник. Человек в вашей группе, который найдет способ успешно варить кофе для всех, будет считаться обладателем более высокого творческого интеллекта.
Теория множественного интеллекта была разработана Говардом Гарднером, гарвардским психологом и бывшим учеником Эрика Эриксона. Теория Гарднера, которая совершенствовалась более 30 лет, является более поздней разработкой среди теорий интеллекта. Согласно теории Гарднера, каждый человек обладает как минимум восемью видами интеллекта. Среди этих восьми интеллектов человек обычно преуспевает в одних и колеблется в других (Gardner, 1983). [ссылка] описывает каждый тип интеллекта.
Теория Гарднера является относительно новой и нуждается в дополнительных исследованиях, чтобы лучше установить эмпирическую поддержку. В то же время его идеи бросают вызов традиционному представлению об интеллекте и включают в себя более широкий спектр способностей, хотя предполагалось, что Гарднер просто переименовал то, что другие теоретики называли «когнитивными стилями», в «интеллектуальные способности» (Morgan, 19).96). Кроме того, разработать традиционные измерения интеллекта Гарднера чрезвычайно сложно (Furnham, 2009; Gardner & Moran, 2006; Klein, 1997).
Интер- и внутриличностный интеллект Гарднера часто объединяют в один тип: эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект включает в себя способность понимать эмоции себя и других, проявлять эмпатию, понимать социальные отношения и сигналы, регулировать свои эмоции и реагировать культурно приемлемым образом (Parker, Saklofske, & Stough, 2009).). Люди с высоким эмоциональным интеллектом обычно имеют хорошо развитые социальные навыки. Некоторые исследователи, в том числе Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект: почему это может иметь большее значение, чем IQ », утверждают, что эмоциональный интеллект лучше предсказывает успех, чем традиционный интеллект (Goleman, 1995). Тем не менее, эмоциональный интеллект широко обсуждался, и исследователи указывали на несоответствия в том, как он определяется и описывается, а также подвергали сомнению результаты исследований по предмету, который трудно измерить и изучить эмпирически (Locke, 2005; Mayer, Salovey, & Карузо, 2004)
Интеллект также может иметь разное значение и ценность в разных культурах. Если вы живете на маленьком острове, где большинство людей добывают себе пищу, ловя рыбу с лодки, важно знать, как ловить рыбу и как чинить лодку. Если бы вы были выдающимся рыболовом, ваши сверстники, вероятно, считали бы вас умным. Если бы вы также умели чинить лодки, ваш интеллект мог бы быть известен всему острову. Подумайте о культуре вашей собственной семьи. Какие ценности важны для латиноамериканских семей? итальянские семьи? В ирландских семьях гостеприимство и рассказывание занимательных историй являются признаками культуры. Если вы умелый рассказчик, другие представители ирландской культуры, скорее всего, сочтут вас умным.
Некоторые культуры придают большое значение коллективной работе. В этих культурах важность группы важнее личных достижений. Когда вы посещаете такую культуру, то, насколько хорошо вы относитесь к ценностям этой культуры, свидетельствует о вашем культурном интеллекте, который иногда называют культурной компетентностью.
Креативность — это способность генерировать, создавать или открывать новые идеи, решения и возможности. Очень творческие люди часто хорошо разбираются в чем-то, работают над этим годами, ищут новые решения, обращаются за советом и помощью к другим экспертам и идут на риск. Хотя творчество часто ассоциируется с искусством, на самом деле это жизненно важная форма интеллекта, которая побуждает людей во многих областях открывать что-то новое. Творчество можно найти в каждой сфере жизни, от того, как вы украшаете свое жилище, до нового понимания того, как работает клетка.
Креативность часто оценивается как функция способности к дивергентному мышлению. Дивергентное мышление можно описать как «нестандартное мышление»; это позволяет человеку прийти к уникальным множественным решениям данной проблемы. Напротив, конвергентное мышление описывает способность дать правильный или хорошо зарекомендовавший себя ответ или решение проблемы (Cropley, 2006; Gilford, 1967) Университет посвятил свою карьеру изучению структуры и специфических аспектов молекул РНК, а также тому, как их взаимодействие помогает производить антибиотики и предотвращать болезни. В результате своей работы на протяжении всей жизни он получил Нобелевскую премию по химии в 2009 году.. Он писал: «Оглядываясь назад на развитие и прогресс моей научной карьеры, я вспоминаю, насколько жизненно важно хорошее наставничество на ранних этапах карьерного роста и постоянные разговоры с глазу на глаз, дебаты и дискуссии с коллегами вообще. стадии исследования. Выдающиеся открытия, озарения и разработки не происходят в вакууме» (Steitz, 2010, п. 39). Из комментария Стейтца становится ясно, что чье-то творчество, хотя и является индивидуальной силой, извлекает выгоду из взаимодействия с другими. Вспомните случай, когда ваш творческий потенциал был вызван разговором с другом или одноклассником. Как этот человек повлиял на вас и какую проблему вы решили с помощью творчества?
Интеллект — комплексная характеристика познания. Было разработано множество теорий, объясняющих, что такое интеллект и как он работает. Штернберг создал свою триархическую теорию интеллекта, тогда как Гарднер утверждает, что интеллект состоит из многих факторов. Третьи акцентируют внимание на важности эмоционального интеллекта. Наконец, креативность кажется одной из граней интеллекта, но ее крайне сложно объективно измерить.
Подвижный интеллект характеризуется ________.
- способность вспоминать информацию
- возможность создавать новые продукты
- способность понимать разные культуры и общаться с ними
- способность видеть сложные отношения и решать проблемы
D
Что из перечисленного не относится к множественному интеллекту Гарднера?
- креатив
- пространственный
- лингвистический
- музыкальный
A
Какой теоретик выдвинул триархическую теорию интеллекта?
- Гоулман
- Гарднер
- Штернберг
- Стейц
C
Когда вы изучаете данные для поиска тенденций, какой тип интеллектуального анализа вы используете чаще всего?
- практичный
- аналитический
- эмоциональный
- креатив
Б
Опишите ситуацию, в которой вам нужно было бы использовать практический интеллект.