ДИНАМИКА КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
- Наталия Рудольфовна Красовская
- ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
DOI: https://doi.org/10.35634/2587-9030-2020-4-3-344-349
Ключевые слова: идентичность, глобализация, кризис, образ мира, механизмы переживания, динамика кризиса идентичности, адаптация
Аннотация
В статье рассматривается проблема и обозначается актуальность кризиса идентичности личности в условиях социальной нестабильности. Отмечается, что кризисы постоянно происходят на определенных этапах развития человека, группы, общества в целом или в разных сферах социальной жизни, но, несмотря на это, имеют свою специфику и значимость.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.М., 1991.
2. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 1985. № 6. С. 107-115.
4. Буякас Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 1.
5. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (Опыт общепсихологического исследования). М.: Смысл, 2005. 190 с.
6. Гулякина В.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1999.
7. Капустин А.Ф. Неопределенность: виды, интерпретации, учет при моделировании и принятии решений // Вестник СпбГУ. 1993 № 2. С. 108-114.
8. Корнилова Т.В. Многомерность фактора субъективного риска в вербальных ситуациях принятия решений // Психол. журнал. 1998. Т. 19, № 6. С. 32-41.
9. Красовская Н.Р. Тень на стене. Как побороть страх перед будущим и неизвестностью? [Электронный ресурс]. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/ten_na_stene_kak_poborot_strah_pered_buduschimneizvestnostu/
10. Левин П. Пробуждение тигра — исцеление травмы. М.: «Издательство ACT», 2007.
11. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1998.
12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
13. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/ br/?b=430278&p=1
14. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
15. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001.
17. Bauman Z. Migration and Identities in the Globalized World // Philosophy Social Criticism. 2011. Vol. 37, no. 4. P. 425-435.
18. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.). Handbook of adolescent psychology. NY: JohnWiley, 1980.
Поступила в редакцию
2020-04-21
Опубликована
2020-09-30
Раздел
Политология. Международные отношения
Страницы
344-349
Гармонизация концепции «Я» Кризис идентичности
Глава 1. Теоретико-методологическая часть:
1.1 Кризис идентичности.
Впервые данные о кризисе личности появились в работах 3. Фрейда, посвященных роли конфликтов в развитии личности и изучению травматического невроза (З.Фрейд, 1991).Исследования идентичности также начинаются с психоанализа — с понятий «идентификация» в работах 3. Фрейда и «самость» в работах К.Г. Юнга, то есть с отражения двух аспектов идентичности, социального признания и собственной целостности. В дальнейшем, в работах экзистенциальных психологов личность рассматривается в процессе становления, а следовательно и возможного кризиса (May, 1958г.).
В течение всей жизни человек сталкивается с ситуациями, провоцирующими личностный (экзистенциальный) кризис. В ряде случаев можно выявить события, приводящие к резким изменениям в жизни человека и послужившие стартовым механизмом для кризиса. Это переживание различного рода утрат,связанные со смертью близких людей, разводом, потерей работы. Это могут быть кризисы, вызванные разлукой, одиночеством, миграцией, неизлечимой болезнью, операцией, изменением социального статуса и др.
Причиной кризиса могут быть также и такие позитивные события как беременность, рождение ребенка, влюбленность, бракосочетание или повышение по службе. Часто событие может быть абсолютно незначительным, срабатывающим по типу «последней капли».
Внешняя причина как пусковой механизм кризиса выявляется далеко не всегда. Кризис личностной идентичности возникает в результате нереализации основных ценностей и смыслов. Внешние и внутренние причины могут как совпадать, так и действовать независимо друг от друга.
Говоря о стартовых механизмах, необходимо также учитывать экстремальные ситуации глобального уровня, связанные с политическими, экономическими, социальными, экологическими и природными бедствиями. В этих случаях глубина переживаний личностью собственного кризиса может усугубляться масштабностью трагических событий.
Для понимания кризиса важно знать психологический механизм его возникновения. Как считает Дж. Якобсон, «кризис возникает если жизненные события создают потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и при этом они ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами» [98]. Итак, суть личностного кризиса — это конфликт между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между тем, кто ты есть сейчас и тем, кем бы ты мог стать.
Большинство психологов, как отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, В.Ф. Василюк, С.Л. Рубинштейн и др.), так и зарубежных (Р. Ассаджиоли, Т. и Э. Йоманс, К. и С. Гроф, Д. Тайарст, К.Г. Юнг, Дж. Якобсон и др.), занимавшихся кризисной психологией, придерживаются мнения о том, что кризис является предпосылкой важнейших личностных изменений, характер которых может быть как положительным (конструктивным, созидательным, интегрирующим), так и негативным (деструктивным, разрушительным, разъединяющим).
В разрешении кризисной ситуации можно выделить два основных выхода. Один состоит в том, что человек рискует, открываясь новым возможностям и преодолевая страх изменений. Тем самым он реализует, по словам Р. Ассаджиоли, «базовое стремление к росту» [1]
Другой выход заключается в сохранении существующего порядка.
Личностный рост и тревога неразделимы. Выбирая потребность в безопасности и сохранении существующего порядка, человек останавливается в своем развитии, при этом ограничивая и разрушая себя.
В период кризиса теряется внутренняя опора, нарушаются связи с миром и людьми. Происходит потеря прежних целей и смыслов. Это состояние толкает человека на поиск немедленного решения проблемы. Среди разрушительных для личности способов выхода из кризиса могут оказаться суицид, нервно-психические и психосоматические расстройства, социальная дезадаптация, посттравматический стресс, криминальное поведение, алкогольная или наркотическая зависимость и др. Таким образом, если кризис не разрешен или разрешен неадекватно, то это может привнести в личность деструктивный аспект и тем самым затруднить процесс дальнейшего роста и развития.
Но кризис — это прежде всего возможность изменения, перехода на новую ступень развития личности.
Адекватное разрешение кризиса дает клиенту возможность перейти на следующую ступень развития более зрелой личностью. С. Гроф, К. Гроф отмечают, что «если правильно понять кризис и относиться к нему как к трудному этапу в естественном процессе развития, то он способен дать спонтанное исцеление различных эмоциональных и психосоматических нарушений, благоприятное изменение личности, разрешение важных жизненных проблем и эволюционное движение к тому, что называют высшим сознанием» [20 с. 19]. Подобных идей придерживались в своих работах К.Г. Юнг и Р. Ассаджиоли.
Позитивный или деструктивный выход из кризиса определяется как соотношением созидательных и разрушительных тенденций в личности и способом решения экзистенциальных проблем, так и отношением человека к кризисной ситуации. Баканова А.А. выделяет два типа такого отношения [12]: «Кризисная ситуация как возможность роста» и «Кризисная ситуация как мученичество».
В первом случае кризис воспринимается личностью как возможность более глубокого, аутентичного бытия. Этот подход характеризуется принятием своей судьбы, чувством онтологической защищенности (по И. Ялому ), которое можно описать как переживание тесной эмоциональной связи с родительской семьей и собственным детством, принятием духовного и телесного аспекта своей личности, стремлением к росту. Среди экзистенциальных ценностей, присутствующих в этом отношении к кризису, можно отметить осмысленность жизни, терпимость к ее изменчивости, высокий уровень ответственности за себя, а также принятие собственных чувств по отношению к смерти и веру в бессмертие души.
Во втором варианте кризисная ситуация воспринимается как наказание или мучение и выражается в концентрации на своих страданиях — болезнях, старости, страхах, зле, беспомощности и одиночестве. Этот подход не предполагает принятия ответственности за выход из кризиса, а олицетворяет, скорее, пассивное, «страдальческое ничегонеделание».
Таким образом, кризисная ситуация предоставляет для личности возможности как для роста, так и для «ухода в болезнь». Выбор в данном случае зависит только от самой личности, что подтверждает основные идеи экзистенциально — гуманистического направления в психологии и определяет основные направления в оказании психологической помощи в кризисных ситуациях.
На основе теоретического анализа концепции Э. Эриксона в 2004г. Овчинниковой Ю.Г. Были выделены индикаторы кризиса личностной идентичности и описаны характеристики кризиса. К облигатным признакам относятся нарушение доверительных отношений, эмоциональные проявления, особенности временной трансспективы, пониженное самоуважение. Данные признаки встречаются при любом кризисе идентичности и образуют единый комплекс, поскольку они тесно взаимосвязаны.[61]
Нарушение доверительных отношений, выражается в их стереотипизации, формализации и поверхностном характере. Преобразования ценностно-смысловой системы влекут изменение доверительных отношений. Смысловая спутанность порождает ощущение враждебности мира или невозможность увидеть как других людей, так и самого себя. Из нарушения доверительных отношений и состояния утраты смысла обязательно следует чувство одиночества как основного эмоционального проявления. Отсутствие социального признания и раздробленность Я ведут к снижению самоуважения, а разрыв в связи событий и утрата смысла порождают диффузию временной трансспективы, которая характеризуется разрывом связи прошлое — настоящее — будущее. Базисным расстройством переживания времени является блокировка будущего. Связь самоуважения со здоровой личностной идентичностью основано на совпадении представлений о себе и социальных ролях.
Факультативные же признаки — особенности трудовой деятельности (чрезмерная поглощенность или невключенность в работу), «маска», негативная и групповая идентичности, характер сновидений, не имеют жесткой связи с определением личностной идентичности и ее кризиса. Как правило, один или два факультативных признака при кризисе идентичности обязательно присутствуют.
О наличии кризиса идентичности можно говорить только при выявлении всех облигатных индикаторов и хотя бы одного факультативного.[61]
При кризисе идентичности психосоматические симптомы по мнению Ю. Ващенко, «компенсируют на бессознательном уровне недостаток целостности Я» (Ващенко, 1999, с. 7) [14]. Он утверждает, что «дефицит идентичности, континуальности жизни, ее уникальности и неостановимости принуждает психосоматика на психологическом уровне искать компенсацию в компульсивном следовании социальным стандартами и правилам. Соблюдение стандартов на бессознательном уровне восполняет недостаток идентичности, свидетельствует о праве на существование. Нарушение правил переживается как угроза целостности, страх потери себя»
Е.Т. Соколова определяет функцию психосоматической симптоматики как основного носителя психотравмирующего переживания. «Психосоматизация травмы может стать «архаическим» защитным механизмом, наряду с отреагированием и расщеплением, позволяющим изолировать сознание от полноценного, но непереносимого переживания психотравмы. Тогда пространством конфликтных переживаний становятся «внутренности» и, как следствие, — соматические заболевания внутренних органов или «внешних» кожных покровов, как известно, наиболее тонко отражающих опыт межличностных эмоциональных прикосновений, соприкосновений, поранений, вторжений и т.д.» (Соколова, 2001, с. 27).[83]
Для устранения тревоги, негативных эмоций и сокрытии отвергаемых частей я неизбежных при кризисе идентичности, формируются защитные механизмы, которые в свою очередь являются препятствиями на пути к разрешению кризиса. Это:
— преуменьшение значимости проблемы, ее отрицание или отрицание своих переживаний, отказ от помощи, надежда на преодоление проблемы естественным путем (Р. Питцер, 2003) [72]
— психическая фрагментарность. Конфликты в одной из «частей» не затрагивают всю систему, что и позволяет сохранять равновесие. Ппереживание себя по «частям» уводит личность от обретения идентичности.(Хорни, 1997) [91].
— деперсонализация, когда происходит диссоциация субъекта и объекта. (В. Франкл 1990) [86]
-апатия — феномен внутреннего приспособления к специфической среде: все происходящее достигает сознания в приглушенном виде (Франкл, 1990) [86].
Факторы, способствующих разрешению кризиса идентичности:
— выработка конструктивной установки и
— самостоятельное принятие решений, реализующих ценности и смыслы человека. (Боуэн, 1992).
— доверительное отношение со стороны значимого другого, которое дает ощущение поддержки в период самоопределения и позволяет выявить собственные устремления.
— эмоционально значимое событие.
-усиление рефлексии, сознательной работы -способствуют перестройке или созданию системы новой ценностей.
Вывод: Из представленного нами анализа теоретического материала, можно заключить, что кризис личностной идентичности является одним из механизмов естественного развития личности. Он способствует изменению ситуаций, препятствующих ее развитию. Главная характеристика этих ситуаций — не реализация или устаревание основных ценностей и смыслов жизни человека. Разрешение кризиса сопровождается появлением осмысленности жизни, творчества, улучшением состояния здоровья, межличностных отношений и повышением продуктивности деятельности. Индикаторы кризиса идентичности позволяют своевременно диагностировать кризис и проясняют механизм преодоления стагнации развития. Выделение факторов, способствующих разрешению кризиса, важно для разработки эффективных методик оказания психотерапевтической помощи.
Определение, причины и способы преодоления
Кризис идентичности — это фаза, через которую проходят многие люди, когда они задаются вопросом или переоценивают, кто они есть. Поиски идентичности распространены в подростковом возрасте, но люди также могут пересмотреть свою жизнь после важного события в жизни, такого как выход на пенсию.
Психоаналитик и психолог Эрик Эриксон разработал концепцию кризиса идентичности, чтобы охарактеризовать фазу экспериментирования и развития идентичности, которую люди переживают в подростковом возрасте.
Период кризиса идентичности приходится на пятую эриксоновскую стадию развития. Во время кризиса человек экспериментирует с разными ролями и идентичностями. В конце этой стадии развития человек либо разрешает кризис и имеет твердую идентичность, либо имеет спутанность идентичности. В теории Эриксона кризис идентичности — нормальная, предсказуемая часть здорового развития.
С тех пор эта концепция стала популярной, и многие люди теперь используют ее для описания любой фазы, на которой человек задает себе вопросы. Например, люди могут сказать, что кризис среднего возраста — это кризис идентичности, что у них кризис идентичности, если они не могут выбрать карьеру, или они могут сообщить о кризисе идентичности после окончания колледжа или другого серьезного изменения в жизни. То есть этот термин теперь имеет два различных значения, и в популярном использовании он значительно изменился по сравнению с его первоначальным значением.
Продолжайте читать, чтобы узнать больше о кризисе идентичности, важности идентичности, причинах и симптомах, советах по преодолению трудностей и советах о том, когда обращаться к врачу.
Согласно восьми стадиям развития Эрика Эриксона, кризис идентичности происходит как часть нормального развития.
Каждый из восьми этапов Эриксона представляет собой конфликт между двумя противоположными ценностями. На пятом этапе, в подростковом возрасте, человек должен выбирать между идентичностью и путаницей идентичности. Этот этап характеризуется кризисом идентичности.
Во время кризиса идентичности человек «примеряет» разные идентичности и способы существования. Они могут подвергнуть сомнению ценности и культурные нормы своей семьи и начать развивать свою собственную систему ценностей и уникальную индивидуальность отдельно от своей семьи.
Термин изменился со временем. В его популярном использовании люди используют его для обозначения любого случая, когда личность человека меняется или когда он ставит под сомнение свою личность. Например, культурные или профессиональные изменения могут спровоцировать кризис профессиональной идентичности.
Чувство идентичности помогает людям взаимодействовать с окружающим миром. Постоянная идентичность может уменьшить замешательство и тревогу, помочь человеку сделать выбор и воспитать значимую самооценку.
Эриксон утверждал, что уверенность в идентичности помогает человеку отвергнуть неконгруэнтную самооценку. Например, человек с сильным чувством идентичности может быть лучше подготовлен к тому, чтобы игнорировать или отвергать травлю. Путаница или неуверенность в идентичности могут привести к проблемам с психическим здоровьем, таким как депрессия и тревога.
Эриксон считал, что важно быть гибким и не стремиться только к сильной идентичности. Это может воспитать фанатизм и негибкость. Вместо этого человек должен быть открыт для изменений в своей идентичности.
В понимании Эриксона развитие сосредоточено вокруг восьми стадий психосоциального развития, которые следуют друг за другом в предсказуемом порядке. Пятая стадия происходит в подростковом возрасте, когда человек сталкивается с кризисом идентичности и должен выбирать между эго-идентичностью и замешательством.
Согласно популярной концепции кризиса идентичности, кризис идентичности может возникнуть после серьезных изменений в жизни или после травмы. Некоторые потенциальные причины могут включать:
- окончание средней школы или колледжа
- вступление в брак
- начало работы
- потеря супруга или родителя
- становление родителем
- выход на пенсию
- изменения в жизни s должностные обязанности или карьерный рост
И в понимании Эриксона, и в популярной концепции кризисы идентичности имеют несколько общих черт. Среди них:
- изучение новых идентичностей и способов бытия
- проба различных способов мышления
- неуверенность в своей идентичности и ценностях
- размышления о своей роли в мире и в отношениях кризиса такое поведение характерно для подросткового возраста, а не для других стадий развития. Здоровое развитие идентичности требует от подростка разрешения кризиса с чувством идентичности. Это не требует лечения.
В популярной концепции кризиса идентичности кризис идентичности может иметь дополнительные признаки:
- серьезное изменение в жизни, такое как окончание колледжа или переживание пандемии COVID-19
- изменение ценностей или жизненного пути человека
- изменение в развитии вне подросткового возраста, например, вступление в брак или вступление в средний возраст
- изменение гендерной идентичности
Как и в понимании Эриксона, это популярное понимание разрешается, когда человек понимает и принимает свою идентичность. Однако, в отличие от эриксоновского понимания, это не обычная часть развития. Человеку может потребоваться лечение для поддержки психического здоровья, чтобы справиться с этим.
Кризис личности в понимании Эриксона не требует лечения. Эриксон действительно считал, что определенное поведение и эмоции могут быть признаками проблем развития и спутанности личности. Например, депрессия, тревожность и другие распространенные проблемы среди молодежи могут быть результатом неразрешенного кризиса идентичности.
Люди, испытывающие проблемы с самоидентификацией, могут найти поддержку в терапии. Во время терапии человек может прояснить свои ценности, обсудить свою историю, восстановить или развить новую идентичность и получить поддержку при тревоге и стрессе, которые иногда сопровождают кризис идентичности.
Кризис личности не является диагнозом психического здоровья и не требует лечения. Однако у некоторых людей могут развиться психические расстройства во время кризиса идентичности или обнаружить, что их кризис идентичности усугубляет ранее существовавшее состояние психического здоровья. Лекарства, особенно вместе с терапией, могут помочь.
Некоторые состояния, похожие на кризис идентичности, включают:
- Кризис среднего возраста: Кризис идентичности в среднем возрасте.
- Кризис четверти жизни: Кризис личности, который часто случается в возрасте 20 лет, когда человек начинает карьеру или заканчивает колледж.
- Кризис профессиональной идентичности : Кризис, возникающий, когда человек не уверен в своей карьере.
- Гендерная дисфория: Чувство дискомфорта из-за пола, присвоенного человеку при рождении, что может включать желание жить как другой пол.
- Расстройство адаптации: Интенсивная стрессовая реакция на стресс или травму.
Узнайте больше о расстройстве адаптации здесь.
Некоторые стратегии преодоления кризиса идентичности включают:
- Изучение различных идентичностей и способов существования. Чтение новых книг, просмотр телевизора, посещение различных религиозных церемоний и другие способы изучения личности могут помочь. Эта стратегия также может сделать различные идентичности более приемлемыми.
- Взаимодействие с разными людьми. Узнайте об их жизни и спросите об их опыте. Это может помочь в развитии осмысленной идентичности.
- Рассмотрение того, как культурные и семейные нормы влияют на личность человека. Взвесьте, какие аспекты человек хотел бы принять, а какие отвергнуть.
- Обращение за поддержкой к близким, которым доверяют, или к терапевту.
- Понимание того, что никто другой не может и не должен устанавливать личность человека.
- Воспринимать кризис как шанс развить осмысленное чувство идентичности и цели.
Кризис идентичности не является диагнозом психического здоровья или медицинской проблемой. В эриксоновском понимании это естественная стадия развития. Лечение не требуется, если у человека разрешается кризис и не развивается спутанность идентичности.
Человек может подумать о разговоре с врачом или специалистом в области психического здоровья, если он:
- испытывает сильную неудовлетворенность или замешательство в отношении своей личности
- нуждается в поддержке психического здоровья для преодоления кризиса идентичности
- испытывает сильную тревогу или депрессию
- есть мысли о членовредительстве
Профилактика самоубийств
Если вы знаете кого-то, кто подвергается непосредственному риску членовредительства, самоубийства или причинения вреда другому человеку:
- Задайте сложный вопрос: «Вы думаете о самоубийстве?»
- Слушайте человека без осуждения.
- Позвоните по номеру 911 или по местному номеру службы экстренной помощи или отправьте текстовое сообщение РАЗГОВОР на номер 741741, чтобы связаться с обученным кризисным консультантом.
- Оставайтесь с человеком, пока не прибудет профессиональная помощь.
- Постарайтесь убрать любое оружие, лекарства или другие потенциально опасные предметы.
Если у вас или у кого-то из ваших знакомых возникают мысли о самоубийстве, вам может помочь горячая линия по профилактике. 988 Suicide and Crisis Lifeline доступен 24 часа в сутки по номеру 988. Во время кризиса слабослышащие люди могут воспользоваться предпочитаемой услугой ретрансляции или набрать 711, а затем 988.
Щелкните здесь, чтобы получить дополнительные ссылки и местные ресурсы.
Было ли это полезно?
Кризис идентичности — типичная стадия развития, с которой, в понимании Эриксона, должен столкнуться каждый. За пределами концепции Эриксона кризисы идентичности остаются обычным явлением, и некоторые люди переживают несколько кризисов в течение жизни.
Кризис идентичности не обязательно отрицательный. Это может побудить человека задуматься о своих ценностях и месте в мире, принять новые ценности и понять свои отношения с другими. Однако этот процесс может вызвать стресс, и у людей, которые чувствуют себя застрявшими, может развиться путаница идентичности. Если это произойдет, им следует обратиться за консультацией по психическому здоровью.
Разговоры с поддерживающими их близкими или терапевтом также могут помочь людям справиться с кризисом идентичности.
Определение, причины и способы борьбы
Кризис идентичности — это фаза, через которую проходят многие люди, когда задаются вопросом или переоценивают, кто они есть. Поиски идентичности распространены в подростковом возрасте, но люди также могут пересмотреть свою жизнь после важного события в жизни, такого как выход на пенсию.
Психоаналитик и психолог Эрик Эриксон разработал концепцию кризиса идентичности, чтобы охарактеризовать фазу экспериментирования и развития идентичности, которую люди переживают в подростковом возрасте.
Период кризиса идентичности приходится на пятую эриксоновскую стадию развития. Во время кризиса человек экспериментирует с разными ролями и идентичностями. В конце этой стадии развития человек либо разрешает кризис и имеет твердую идентичность, либо имеет спутанность идентичности. В теории Эриксона кризис идентичности — нормальная, предсказуемая часть здорового развития.
С тех пор это понятие стало популярным, и многие люди теперь используют его для описания любой фазы, на которой человек задает себе вопросы. Например, люди могут сказать, что кризис среднего возраста — это кризис идентичности, что у них кризис идентичности, если они не могут выбрать карьеру, или они могут сообщить о кризисе идентичности после окончания колледжа или другого серьезного изменения в жизни. То есть этот термин теперь имеет два различных значения, и в популярном использовании он значительно изменился по сравнению с его первоначальным значением.
Продолжайте читать, чтобы узнать больше о кризисе идентичности, важности идентичности, причинах и симптомах, советах по преодолению трудностей и советах о том, когда обращаться к врачу.
Согласно восьми стадиям развития Эрика Эриксона, кризис идентичности происходит как часть нормального развития.
Каждый из восьми этапов Эриксона представляет собой конфликт между двумя противоположными ценностями. На пятом этапе, в подростковом возрасте, человек должен выбирать между идентичностью и путаницей идентичности. Этот этап характеризуется кризисом идентичности.
Во время кризиса идентичности человек «примеряет» разные идентичности и способы существования. Они могут подвергнуть сомнению ценности и культурные нормы своей семьи и начать развивать свою собственную систему ценностей и уникальную индивидуальность отдельно от своей семьи.
Термин изменился со временем. В его популярном использовании люди используют его для обозначения любого случая, когда личность человека меняется или когда он ставит под сомнение свою личность. Например, культурные или профессиональные изменения могут спровоцировать кризис профессиональной идентичности.
Чувство идентичности помогает людям взаимодействовать с окружающим миром. Постоянная идентичность может уменьшить замешательство и тревогу, помочь человеку сделать выбор и воспитать значимую самооценку.
Эриксон утверждал, что уверенность в идентичности помогает человеку отвергнуть неконгруэнтную самооценку. Например, человек с сильным чувством идентичности может быть лучше подготовлен к тому, чтобы игнорировать или отвергать травлю. Путаница или неуверенность в идентичности могут привести к проблемам с психическим здоровьем, таким как депрессия и тревога.
Эриксон считал, что важно быть гибким и не стремиться только к сильной идентичности. Это может воспитать фанатизм и негибкость. Вместо этого человек должен быть открыт для изменений в своей идентичности.
В понимании Эриксона развитие сосредоточено вокруг восьми стадий психосоциального развития, которые следуют друг за другом в предсказуемом порядке. Пятая стадия происходит в подростковом возрасте, когда человек сталкивается с кризисом идентичности и должен выбирать между эго-идентичностью и замешательством.
Согласно популярной концепции кризиса идентичности, кризис идентичности может возникнуть после серьезных изменений в жизни или после травмы. Некоторые потенциальные причины могут включать:
- окончание средней школы или колледжа
- вступление в брак
- начало работы
- потеря супруга или родителя
- становление родителем
- выход на пенсию
- изменения в жизни s должностные обязанности или карьерный рост
И в понимании Эриксона, и в популярной концепции кризисы идентичности имеют несколько общих черт. Среди них:
- изучение новых идентичностей и способов бытия
- проба различных способов мышления
- неуверенность в своей идентичности и ценностях
- размышления о своей роли в мире и в отношениях кризиса такое поведение характерно для подросткового возраста, а не для других стадий развития. Здоровое развитие идентичности требует от подростка разрешения кризиса с чувством идентичности. Это не требует лечения.
В популярной концепции кризиса идентичности кризис идентичности может иметь дополнительные признаки:
- серьезное изменение в жизни, такое как окончание колледжа или переживание пандемии COVID-19
- изменение ценностей или жизненного пути человека
- изменение в развитии вне подросткового возраста, например, вступление в брак или вступление в средний возраст
- изменение гендерной идентичности
Как и в понимании Эриксона, это популярное понимание разрешается, когда человек понимает и принимает свою идентичность. Однако, в отличие от эриксоновского понимания, это не обычная часть развития. Человеку может потребоваться лечение для поддержки психического здоровья, чтобы справиться с этим.
Кризис личности в понимании Эриксона не требует лечения. Эриксон действительно считал, что определенное поведение и эмоции могут быть признаками проблем развития и спутанности личности. Например, депрессия, тревожность и другие распространенные проблемы среди молодежи могут быть результатом неразрешенного кризиса идентичности.
Люди, испытывающие проблемы с самоидентификацией, могут найти поддержку в терапии. Во время терапии человек может прояснить свои ценности, обсудить свою историю, восстановить или развить новую идентичность и получить поддержку при тревоге и стрессе, которые иногда сопровождают кризис идентичности.
Кризис личности не является диагнозом психического здоровья и не требует лечения. Однако у некоторых людей могут развиться психические расстройства во время кризиса идентичности или обнаружить, что их кризис идентичности усугубляет ранее существовавшее состояние психического здоровья. Лекарства, особенно вместе с терапией, могут помочь.
Некоторые состояния, похожие на кризис идентичности, включают:
- Кризис среднего возраста: Кризис идентичности в среднем возрасте.
- Кризис четверти жизни: Кризис личности, который часто случается в возрасте 20 лет, когда человек начинает карьеру или заканчивает колледж.
- Кризис профессиональной идентичности : Кризис, возникающий, когда человек не уверен в своей карьере.
- Гендерная дисфория: Чувство дискомфорта из-за пола, присвоенного человеку при рождении, что может включать желание жить как другой пол.
- Расстройство адаптации: Интенсивная стрессовая реакция на стресс или травму.
Узнайте больше о расстройстве адаптации здесь.
Некоторые стратегии преодоления кризиса идентичности включают:
- Изучение различных идентичностей и способов существования. Чтение новых книг, просмотр телевизора, посещение различных религиозных церемоний и другие способы изучения личности могут помочь. Эта стратегия также может сделать различные идентичности более приемлемыми.
- Взаимодействие с разными людьми. Узнайте об их жизни и спросите об их опыте. Это может помочь в развитии осмысленной идентичности.
- Рассмотрение того, как культурные и семейные нормы влияют на личность человека. Взвесьте, какие аспекты человек хотел бы принять, а какие отвергнуть.
- Обращение за поддержкой к близким, которым доверяют, или к терапевту.
- Понимание того, что никто другой не может и не должен устанавливать личность человека.
- Воспринимать кризис как шанс развить осмысленное чувство идентичности и цели.
Кризис идентичности не является диагнозом психического здоровья или медицинской проблемой. В эриксоновском понимании это естественная стадия развития. Лечение не требуется, если у человека разрешается кризис и не развивается спутанность идентичности.
Человек может подумать о разговоре с врачом или специалистом в области психического здоровья, если он:
- испытывает сильную неудовлетворенность или замешательство в отношении своей личности
- нуждается в поддержке психического здоровья для преодоления кризиса идентичности
- испытывает сильную тревогу или депрессию
- есть мысли о членовредительстве
Профилактика самоубийств
Если вы знаете кого-то, кто подвергается непосредственному риску членовредительства, самоубийства или причинения вреда другому человеку:
- Задайте сложный вопрос: «Вы думаете о самоубийстве?»
- Слушайте человека без осуждения.
- Позвоните по номеру 911 или по местному номеру службы экстренной помощи или отправьте текстовое сообщение РАЗГОВОР на номер 741741, чтобы связаться с обученным кризисным консультантом.
- Оставайтесь с человеком, пока не прибудет профессиональная помощь.
- Постарайтесь убрать любое оружие, лекарства или другие потенциально опасные предметы.
Если у вас или у кого-то из ваших знакомых возникают мысли о самоубийстве, вам может помочь горячая линия по профилактике. 988 Suicide and Crisis Lifeline доступен 24 часа в сутки по номеру 988. Во время кризиса слабослышащие люди могут воспользоваться предпочитаемой услугой ретрансляции или набрать 711, а затем 988.
Щелкните здесь, чтобы получить дополнительные ссылки и местные ресурсы.
Было ли это полезно?
Кризис идентичности — типичная стадия развития, с которой, в понимании Эриксона, должен столкнуться каждый. За пределами концепции Эриксона кризисы идентичности остаются обычным явлением, и некоторые люди переживают несколько кризисов в течение жизни.