Семейная психология — Кризис современной семьи и нарушения ее развития.
Совр. семья переживает кризис.
Проявления кризиса: падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей. Также это резкое сокращение уровня брачности и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. в 1990 г. в I квартале было заключено 301 тыс. браков, то в 1993 г. — 246,1 тыс. браков.
Доля внебрачных детей в общем числе родившихся в 1992 г. составила 17%.
По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%, значительно превысив число заключенных браков. С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. В 1994 г. рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а смертность — 16,2 человек.
Развитие совр. семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи — персоналитарную (от лат. persona — особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.
————————————
4
Кризис связан с поиском новых моделей брачных отношений, адекватных для реализации современной семьей ее функций и способных наиболее полно удовлетворить индивидуальные потребности супругов с учетом их динамической природы.
Кризис современной семьи понимается демографами как кризис институциональный, то есть кризис семьи как социального института, проявляющийся в первую очередь в том, что семья перестала быть так называемой «ячейкой общества», одной из важнейших и основных функций которой является репродуктивная. Семья представляет в настоящий момент более динамичное образование и, в отличие от предыдущей эпохи, в меньшей степени стабилизируется социальными факторами. Существенно возросло значение личностных мотивов и коммуникативных способностей супругов, и уже практически невозможно обязать двух людей жить вместе, воздействуя на них орудием социальных норм и долженствований. Факт снижения количества официально регистрируемых браков и рост числа свободных союзов может объясняться ослаблением регламентирующего влияния социальных норм и правил. Кроме того, это может отражать формирование в сознании людей отношения к семье как к институту, жизнедеятельность которого зависит в большей степени от их личной ответственности.
Таким образом, специфика современной жизни обусловила трансформационные процессы в современной семье, требующие анализа особенностей ее функционирования, прохождения стадий жизненного цикла и особенностей переживания нормативных и ненормативных кризисов.
Современная семья представляет собой союз, во-первых, мужа и жены, затем родителей и детей и, в-третьих, более широко, союз родственников и свойственников.
Сначала мы рассмотрим ослабление связи супругов. Из чего видно, что союз супругов становится все более и более непрочным? Доказательством служит многое:
все быстрее и быстрее растущий процент разводов и «разлучений от стола и ложа»;
уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что все больше и больше становится лиц, не желающих связывать себя современными узами «законного брака»;
рост «внебрачных» союзов мужчины и женщины;
рост проституции;
падение рождаемости детей;
уничтожение религиозной основы брака;
все более и более слабая охрана супружеской верности и самого брака государством.
Уже само по себе развитие этих явлений служит признаком падения современных «устоев» семьи, применительно же к факту ослабления семейной связи оно является неопровержимым доказательством.
Очертив кратко признаки, свидетельствующие о разложении и ослаблении семьи как союза супругов, перейдем теперь к краткой характеристике тех «уклонов», которые произошли в семье как союзе родителей и детей.
Падение родительской власти над детьми — такова та основная черта, которой характеризуется история взаимоотношений родителей и детей.
Происходящий в наше время перелом отношений родителей и детей означает падение родительской опеки и замену ее опекой общества и государства, постепенную утрату семьей ее учительски — воспитательной роли и приобретение этой роли обществом и государством.
Время, проводимое ребенком в семье, все более и более укорачивается. Раньше ребенок получал образование и воспитание в семье («домашнее образование»). Затем с появлением общественных школ ребенок с 7—8 лет переходил от семьи к школьному воспитанию и обучению. Первые годы до последнего времени он все же проводил в семье. Но теперь, с быстрым ростом и распространением детских садов, площадок, детских игр и т.п., — и в эти годы уже ребенок переходит в руки общества, выходит из-под крова семьи в широкий мир своих сотоварищей, в мир «детского общества» и в среду «детского государства».
Наконец, современная семья распадается и как хозяйское целое. До сих пор наряду с другими задачами она выполняла и хозяйственные функции. Семья была одновременно и «очагом» в смысле кухни и стола, приготовления запасов, одежды, необходимых для хозяйства предметов и т.п. В прошлом она была целой хозяйственной единицей, или, говоря языком экономистов, «замкнутым натуральным хозяйством». Машины, торговля и магазины отняли у нас множество хозяйственных дел. Не раз воспетый семейный обед, или чай, или кофе, с прекрасной хозяйкой за столом, с радушным хозяином и милыми детьми — этот образ отходит в прошлое. На место их приходят прозаические рестораны, кафе и столовые, и чем плотнее население, чем крупнее центр и город, тем быстрее выживают эти «публичные» учреждения старый, милый образ застольных семейных картин.
Одним из проявлений кризиса семьи является – развод. В нашей стране наряду со свободой брака существует и право супругов на развод. По статистике ежегодно расторгается примерно 930 тысяч браков (это приблизительно 1,5 % от их общего количества) и образовывается 2788 тысяч новых семей. Таким образом, соотношение между браками и разводами составляет примерно 3:1. Но этот показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так в больших городах разводов приходится больше чем в сельской местности.
По мере роста числа разводов возможность того, что они будут компенсированы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15 % женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается количество неполных семей.
Основной причиной разводов, на мой взгляд, является неподготовленность супругов к семейной жизни. На молодых супругов наваливаются бытовые, финансовые проблемы. В первые годы супружеской жизни молодые больше узнают друг друга, раскрываются недостатки, которые старались скрывать до свадьбы, происходит адаптация супругов друг к другу.
Молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу, как к способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых. Подобное «лёгкое» отношение к распаду семьи складывается благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака существует чёткая установка на развод, в случае если хоть один из супругов не будет удовлетворён совместной жизнью. Ясно, что такая установка стимулирует развод.
Просто для чтения. Равный брак. Кризис современной семьи.
Каждый тип брака тесно связан с уровнем развития общества. Патриархальное общество трудно представить без патриархального брака, с его установившимся и освященном веками порядком, многодетностью, поверхностными отношениями между мужчиной и женщиной.Современное общество, в первую очередь речь идет о странах Запада, о бизнес-сообществе в России, безусловно, тяготеет к равному браку, с эмансипацией женщин, феминизацией мужчин, падением интереса к воспитанию детей. Общество будущего, которое еще только создается, скорее всего, отдаст предпочтение духовному браку, в котором на первое место выйдет творческое содружество мужчин и женщин. Однако будущее еще только формируется, и пока духовный брак с его обособленностью от общества выглядит преждевременным. И только романтический брак в любые времена одинаково! уместен и столь же одинаково не типичен.
Изучая проблемы равного брака, мы получим достаточно точное описание современного института семьи, сумеем объяснить тот кризис, в который угодил весь современный цивилизованный мир, а вслед за ним и все мы.
Итак, речь пойдет о браке, в котором встречаются мужчина и женщина, обладающие принципиально различными подходами к организации внешней стороны бытия, но зато с одинаковым типом мышления, одним стилем ведения дел. Отсюда вытекает главная стратегическая линия брака — минимальный интерес к бытовым вопросам, с одной стороны, и налаживание эмоциональных, интеллектуальных, деловых контактов — с другой. Все, что было так важно в патриархальном браке, — порядок, разделение труда на мужской и женский, четкий режим дня, наличие многочисленной домашней утвари, огромные запасы провианта и т. д. и т. п., все это теперь не так уж важно, все это мешает, отвлекает от главного — постоянного напряженного выяснения отношений.
Для любого другого брака мощное и нелицеприятное выяснение отношений было бы губительно, но в равном браке оно не приводит к ухудшению, а сплошь и рядом даже полезно. Можно ругаться, можно ссориться, хотя лучше всего, конечно, просто обсуждать различные проблемы, а еще лучше — обсуждать подробности какого-нибудь совместного дела, скажем бизнеса или политических мероприятий. У большинства удачливых современных политиков брак именно равный. Помогает равному браку обстановка обоюдной заряженности супругов на внешние дела, в ущерб внутреннему благоустройству семейной жизни.
Еще недавно мы и помыслить не могли о том, чтобы выйти из стереотипов патриархального брака. В семье Должен быть глава, он же кормилец и добытчик. Должен быть налажен быт, свое, домашнее, и дешевле, и вкуснее, и полезнее. Ну и наконец, что за семья без детей… Равный брак не только подвергает эти стереотипы сомнению, но попросту отрицает их.
Начнем с того, что зарплаты мужа стало не хватать на возросшие потребности семьи, жене пришлось идти работать. Потом (или одновременно) вполне привычным стало женское высшее образование. Никого уже не удивляет тот факт, что женщины все чаще имеют более престижную и высокооплачиваемую работу, чем мужчин Неизбежным в такой ситуации стало снижение интереса к рождению и воспитанию детей, перепоручение их на разных этапах воспитания яслям, детсадам, школам, бабушкам, нянюшкам, прочим третьим лишним. Все описываемые трансформации и есть переход от патриархального брака к равному. Неналаженность и запущенность быта компенсируется более высокими доходами семьи, где оба супруга находятся при деле. Нет своих могучих запасов, зато есть возможность купить готовое, сходить в ресторан, нанять кого-то, в конце концов. Высвобождается огромное количество времени, физических и психологических сил для деловой и творческой активности мужа и жены.
Ну а что же дети? Казалось бы, на детях все эти трансформации никак не должны отражаться. Однако это глубоко не так. В равном браке разрушается тот самый детский мир, без которого невозможно вырастить психологически уравновешенного ребенка. От постоянных споров, изменений, нововведений мир теряет четкие очертания. Не установившаяся еще психика ребенка ищет опоры и не может ее найти, все зыбко, все плывет, ребенку трудно фиксировать свое движение, свои изменения, не имея точки отсчета. Раньше времени инициируется интеллектуальная сфера ребенка, что может радовать родителей, но на деле это вредно, как и все, что происходит раньше времени. Ребенок должен научиться ходить, бегать, говорить, а лишь потом думать, анализировать, сомневаться…
И наконец, самое главное — в равном браке рано или поздно возникает дилемма: или брак, или дети. Как бы сознательно родители ни хотели уделить внимание детям, они все равно начинают чувствовать, что дети мешают им, отвлекают от дел, не дают общаться мужу женой, а жене с мужем. В патриархальном браке дет
усиливают взаимную любовь родителей, улучшают отношения между ними и от этого становятся еще лучше. В равном браке дети очень рано начинают понимать, что мешают родителям, и, таким образом, происходит обратный резонанс: поиски душевного контакта происходят на стороне — у бабушки, в детсаду, у воспитателя, учителя и т. д., вплоть до дурной компании.
Другой очень важный аспект состоит в равенстве супругов. Равная зарплата, равная степень участия в хозяйстве, равный авторитет в решении семейных проблем — все это радует защитников прав человека, но безумно огорчает защитников прав детей. Дело в том, что равный брак делает женщину много мужественнее, а мужчину мягче, слабее, безответственнее. В результате мать не может дать детям нужного количества ласки, нежности, тепла, а отец не гарантирует семье необходимой защиты, не является энергетическим щитом, отчего теряется одно из главных условий существования нормальной семьи — ощущение некой своей территории. Грубо говоря, в равном браке слишком сильны сквозняки, слишком тонки стены, слишком мало тепла.
Воспитание в семье, где различить отца и мать можно лишь по одежде, в итоге принесет вполне ожидаемые результаты — слишком сильные девочки и слишком слабые мальчики. Так начинается цепная реакция постепенного размыва половых различий, постепенного разрушения семьи как места рождения и воспитания детей.
Запад, а теперь и Россия вполне ощутили на себе последствия торжества стереотипов равного брака: рождаемость падает, количество разводов (хоть и не всегда оформленных юридически) растет, дети все чаще переходят на попечение государственных и общественных организаций. Держатся лишь те страны, в которых по-прежнему сильны стереотипы брака патриархального. Разумеется, вернуться в прошлое невозможно, историю вспять не повернуть, то, что сейчас происходит с женщинами, иначе как бунтом не назовешь, и ни в каком, даже самом распрекрасном патриархальном браке, женщина уже не ведет себя так, как полагалось от веку (вина мужчин в основном в неспособности прокормить семь» при ее возросших запросах). А потому единственный, как ни парадоксально, выход состоит в том, чтобы
забыть о патриархальном браке и жить в браке равном, но! по его уже ущербным законам. А именно: рожать не более одного ребенка, создавать все более совершенные детские учреждения, а главное — планировать каждый день в воспитании собственного чада (хотя бы до 7 лет) заранее и очень тщательно.
Романтическая, возвышенная любовь не является препятствием в воспитании детей. Однако идеалы равного брака ведут супругов не к романтической любви, к любви интеллектуальной, соревновательной, в которой максимальное значение приобретает секс, сексуальное творчество. Такая любовь уводит от проблем детей, вергает самоценность воспитания подрастающего поколения. В равном браке главная ценность — это отношения между мужем и женой. Отсюда вывод — если вдруг ушла любовь или просто супруги надоели друг другу, то нужно немедленно расходиться, что было невозможно в рамках стереотипов патриархального брака (это подтверждали и законы того времени). Так что наступление эпохи равных браков автоматически подразумевает резкое увеличение разводов и, соответственно, снижение интереса к детям.
Россия очень долго придерживалась патриархальног брака и одна из первых придет к духовному браку. Но сегодня, увы, мы, как и весь. Запад, находимся на территории стереотипов равного брака, что совсем не означает, что нужно непременно копировать все «достижения» Запада на стезе разрушения института семьи
Кризисы современной семьи
Институт семьи в современном мире-социальный контекст и вызовы эпохи
Леонид Третьяк
к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт, супервизор, тренер и преподаватель гештальт-терапии.
Институт семьи в современном мире-социальный контекст и вызовы эпохи
Наши представления о задачах семьи и брака восходят корнями к традиционной модели, основные черты которой сформировались к середине девятнадцатого века. Изначально брак в основном обслуживал задачи выживания потомства пары в сложных условиях. Мужчины выполняли традиционную функцию защиты и охоты, женщины занимались преимущественно собирательством, воспитанием потомства и домашним хозяйством. Подобно разделение ролей было обусловлено врожденными биологическими особенностями (половым диморфизмом) и определяло структуру и функцию семейных отношений, изменяясь лишь незначительно. Брак становился формой существования, обеспечивающей защиту финансово-экономических интересов потомства. Позднее традиции династического брака перешли в жизнь общин, и традиционно выбор невесты осуществляли родители жениха, скрепляя формулой «у вас товар, у нас купец». И несмотря на то что предпочтения жениха могли учитываться, значение личного выбора партнера было минимальным.
Традиционная модель семьи больше не обслуживала потребности общества, так как структура расширенной многопоколенной семьи препятствовала экономическому развитию, затрудняла миграцию и мобильность трудоспособного населения.
И только с конца 19 века произошла значительная перемена в укладе семей, имевшая под собой экономические основания-под влиянием технологической промышленной революции началась массовая миграция трудоспособного населения в города, традиционный деревенский уклад начал разрушаться, наряду с падением большинства монархий, представлявших собой самую распространенную форму правления в традиционном обществе, а у молодых появилась возможность свободного выбора партнера. Развернулось мощное движение за права женщин, и общественная мораль стала признавать право на сексуальные удовольствия (и здесь, как известно, большой вклад внесли Зигмунд Фрейд и его последователи.) Традиционная модель семьи больше не обслуживала потребности общества, так как структура расширенной многопоколенной семьи препятствовала экономическому развитию, затрудняла миграцию и мобильность трудоспособного населения. С подростковым задором человечество бросилось экспериментировать с правилами и социальными нормами, внезапно осознав относительный характер ранее незыблемых ценностей и догматов, подкрепляя свою уверенность в светлом будущем открытием общей и частной теории относительности, в которой само время уже рассматривалось как относительная величина. Вдохновленные идеей самостоятельного улучшения, ни много ни мало, человеческой природы, наработками генетики и евгеники, крушители общественных устоев привели человечество к самой кровопролитной войне, охвативший весь мир. Но уже после короткой передышки консервативных сороковых, пришла следующая волна изменений, сексуальная революция шестидесятых, поощрявшая свободное выражение сексуальных желаний и свободу сексуальных отношений. Секс освободился от экономических последствий кратковременного удовольствия. Женщина середины прошлого века уже была способна вырастить ребенка сама. О множестве детей речи уже не шло, так как большое количество детей противоречит гедонистической философии общества потребления.
В связи с этим социально-экономическое принуждение к браку ослабло, в то время как компонент сексуальной удовлетворенности отношениями стал играть значительно большую роль.
Ведущий Антон Ежов — к.м.н., врач-психиатр, психотерпевт, супервизор.
Пришлите расписание
В паре существует динамическое равновесие центростремительных и центробежных сил. Центростремительные силы пары сфокусированы благодаря стабилизирующим объектам. К ним относятся зона совместности и взаимности, где удовольствие и выгода от взаимодействия значительно выше. Помимо основных биологических императивов-сексуального влечения друг к другу и его производного в форме зрелой любви, а также родительского инстинкта в форме привязанности пару скрепляют общие цели, общие ценности и общий соразделенный интерсубъективный опыт («общая эмоциональная память отношений»).
В паре существует динамическое равновесие центростремительных и центробежных сил. Центростремительные силы пары сфокусированы благодаря стабилизирующим объектам. К ним относятся зона совместности и взаимности, где удовольствие и выгода от взаимодействия значительно выше. Помимо основных биологических императивов-сексуального влечения друг к другу и его производного в форме зрелой любви, а также родительского инстинкта в форме привязанности пару скрепляют общие цели, общие ценности и общий соразделенный интерсубъективный опыт («общая эмоциональная память отношений»).
В качестве стабилизирующих объектов пары можно отметить даже совместные материальные объекты, в том числе недвижимое имущество. Так, процент разводов среди пар, взявших ипотеку, в среднем составляет от 1 до 5 %, в то время как парах без ипотеки, процент разводов в первые пять лет составляет уже от 30 до 50%. Конечно, никакая сила не удержит надолго вместе людей не любящих, и тем более ненавидящих друг друга.
Но ипотечное обременение стоит на пути импульсивной агрессии, возникающей в паре и проявляющейся в косвенной форме (обесценивание партнера, дистанцирование, игнорирование и.т.п.).
Удержавшись от мстительных фантазий, возникающих в случае неизбежных конфликтов партнеры направляют агрессию в конструктивное русло, выращивая шаг за шагом культуру диалога, который тем продуктивнее, чем больше учитываются различия.
Удержавшись от мстительных фантазий, возникающих в случае неизбежных конфликтов партнеры направляют агрессию в конструктивное русло, выращивая шаг за шагом культуру диалога, который тем продуктивнее, чем больше учитываются различия.
К сожалению, у людей с низкой степенью личностной дифференциации страдает культура уважения различий, что делает такую задачу для них особенно трудной.
В современном мире секса может становиться больше, а любви все меньше.
В то же время в современном мире мы наблюдаем ослабление центростремительных сил, связанных с социальным принуждением и увеличение центробежных, связанных с соблазнами общества потребления. Гедонистическая мотивация, стремление к получению удовольствия как такового, начинает вытеснять мотивы, поддерживающие близость и совместность. Усилия, направленные на развитие и поддержание близости и зависимости, не являются более необходимым условием счастья. Все чаще встречаются так называемые «материнские семьи», где мать вынуждена воспитывать ребенка сама, и выросшие в таких семьях мальчики и девочки лишены встроенной модели отношений мужчины и женщины, что впоследствии определяет их сложности в построении близких взаимоотношений. Коммуникация становится более дистантной и отстраненной, социальный императив эпохи выживания— сохранять отношения любой ценой уходит далеко на второй план.
Известный психолог и исследователь застенчивости Филипп Зимбардо отмечает нарастание во всем мире шизоидных тенденций и замену реального секса, получаемого в отношениях на виртуальный, получаемый без них, при просмотре порно. Это способствует искаженному восприятию взаимных ожиданий мужчин и женщин.
Известный психолог и исследователь застенчивости Филипп Зимбардо отмечает нарастание во всем мире шизоидных тенденций и замену реального секса, получаемого в отношениях на виртуальный, получаемый без них, при просмотре порно. Это способствует искаженному восприятию взаимных ожиданий мужчин и женщин.
Поэтому в современном мире секса может становиться больше, а любви меньше.
Снижение романтического компонента в любовных отношениях, и четких, обусловленных экономическими причинами границ гендерных ролей, способствует появлению новых форм социальной организации, атомизации общества, где становится ненужной не только семья, но и парная деятельность как таковая, среди молодежи появляются субкультуры пансексуалов и асексуалов, отрицающих институт семьи как таковой.
Все это удивительным образом напоминает описанный в начале семидесятых эксперимент «Рай», проведенный Джоном Келхуном в целях изучения влияния на популяцию условий эустресса общества потребления и моделирования поведения жителей мегаполисов будущего. И хотя и сам эксперимент, и выводы из него были признаны не совсем корректными, все же его стоит признать убедительным предостережением со стороны матушки-природы и батюшки-универсума всем видам социальных экспериментаторов.
Современные супруги, мужчины и женщины, находятся в поле разнонаправленных информационных воздействий, наполненных посланиями, пропагандирующими индивидуализм, сексуальную свободу, культ личного успеха в противовес сотрудничеству, наряду с архаичными традиционалистскими предписаниями религиозной и социалистической морали, строгой, ригидной и неработающей.
Ценностью может являться сохранение взаимно удовлетворяющих отношений. Проще говоря, таких, в которых намного лучше, чем без них.
Как известно, невроз вызывается конфликтующими потребностями и конфликтами собственных потребностей и моральных предписаний. Современное социальное поле содержит массу подобных противоречий, а люди, вступающие в брак, могут придерживаться абсолютно разных, а порой и противоположных ценностей. Это делает задачу сохранения отношений в современном мире особенно сложной. Но сохранение отношений как таковое ни в коем случае не является самостоятельной ценностью. Ценностью может являться сохранение взаимно удовлетворяющих отношений. Проще говоря, таких, в которых намного лучше, чем без них. Традиционные культурные и обрядовые механизмы в данном случае уже не работают в качестве регуляторов, хотя и продолжают архетипически влиять на взаимодействие партнеров. В связи с этим возрастает потребность в определенных посредниках в отношениях пары, в особенности в критические для ее существования периоды, и растет запрос на парную терапию. Психотерапия, выйдя из тесных рамок узко клинических задач лечения психических расстройств, все больше становится формой социальных услуг, заменяя отживающие институты (религию, общинную мораль, государство в его традиционном представлении). Смелые люди, поддавшиеся чувствам любви и решившиеся на трудное приключение в форме брака (как известно, хорошее дело так не назовут), в определенные периоды особенно нуждаются во внешней поддержке.
Все, что нужно знать о клинических проявлениях.
Углубленный курс «Психиатрия для психологов»
Ведущий Антон Ежов — к.м.н., врач-психиатр, психотерпевт, супервизор.
Семейные кризисы
Кто-то из великих сказал— «все на свете имеет начало, середину и конец». С этим трудно поспорить. Во всяком случае мы знаем мало противоположных примеров. Вновь созданный любящими людьми социальный организм под названием «семья» также имеет определенные периоды, когда она должна реализовать новые задачи, вызванные заложенной в нее подобно культурному фракталу, диалектикой развития.
Если партнеры смогут распознать эти вызовы и адаптироваться к меняющимся потребностям, кризисы буду пройдены успешно.
Неудача в прохождении кризисов порождает семейную дисфункцию, а она в свою очередь, порождает различные последствия— от невротических и психосоматических расстройств до болезней зависимости.
Неудача в прохождении кризисов порождает семейную дисфункцию, а она в свою очередь, порождает различные последствия— от невротических и психосоматических расстройств до болезней зависимости.
Развод в данном случае так же не является решением, как правило, вновь созданная семья с большой вероятностью повторяет болезни предыдущей. Психотерапевты называют это по-разному, в зависимости от школы — бихевиористы винят в этом дисфункциональные иррациональные убеждения, психодинамические терапевта-структуру первичных объектных отношений, системные семейные терапевты- триангуляторные
процессы в семье и неработающие границы, и даже невидимые семейные лояльности. Мы сфокусируемся на типовых вызовах каждого кризиса и на том, какие типовые запросы они порождают.
Периодизация семейной жизни пришла в психологию из социологии, а также под влиянием периодизации психического развития, предложенной Э.Эриксоном. Первоначально авторы подхода Э. Дюваль и Р. Хил (1948), базируясь на воспитательной и репродуктивной функции семьи, выделяли 24 периода, которые характеризуются особенной задачей. В дальнейшем, с целью удобства и упрощения количество периодов было ограничено 8 основными. Приведем основные проблемы и задачи, характерные для каждого из этапов жизненного цикла.
Есть различные модификации периодизации семейной жизни, с большим или меньшим количеством периодов.
Суть кризиса семьи определяется задачами развития, в каждом периоде взаимодействие членов семьи претерпевает перестройку, выходом из кризиса является новая и уникальная для каждой семьи форма творческого приспособления к меняющимся условиям. Это требует от супругов выработки новых навыков, новой ролевой идентичности на каждом из этапов.
Суть кризиса семьи определяется задачами развития, в каждом периоде взаимодействие членов семьи претерпевает перестройку, выходом из кризиса является новая и уникальная для каждой семьи форма творческого приспособления к меняющимся условиям. Это требует от супругов выработки новых навыков, новой ролевой идентичности на каждом из этапов.
Люди с одинаковым уровнем психической организации могут привлекать и хорошо понимать друг друга.
Выбор партнера чаще осуществляется либо по принципу схожести (симметричности), либо по принципу дополнительности (комплементарности). Выбор партнера осуществляется преимущественно бессознательно и является результатом интегральной трансферентной оценки. Можно сказать, что влюбленные бессознательно проводят интуитивное тестирование методом портретных выборов с заднеплановым подходом и долгосрочным прогнозом поведения, но не всегда осознают сделанный ими выбор. Люди с одинаковым уровнем психической организации могут привлекать и хорошо понимать друг друга. Как говорит поговорка— «рыбак рыбака видит издалека». Юношу с пограничной личностной организацией и подсознательным героическим сценарием может привлекать рискованная и провоцирующая конфликты роковая девушка. Девушка из зависимой семьи вполне может очароваться романтическим героем-хулиганом, проявляющем доминирование над сверстниками за счет асоциального поведения. Юноша с психотической организацией может найти родную душу в девушке, разделяющей увлеченность эзотерикой и ценностью магического мышления и увлечься дискуссией на религиозную тему.
Подобное притягивает подобное, либо увеличивая, либо понижая уровень психической дифференцированности в поколениях семейной системы, как считал создатель системного подхода Мюррей Боуэн (1978). Психическая ригидность, свойственная людям с низким уровнем структурной организации мешает естественному протеканию процессов адаптации и обуславливает накопление семейной дисфункции и уровня внутрисемейного стресса, что проявляется у каждого из членов семьи разными формами психической патологии.
У семей с более высокой дифференциацией идентичности ее членов, гибкими и ясными границами, кризисы как правило протекают легко. Семьи с пограничным уровнем психической организации часто не выдерживают кризиса, заканчивая эмоциональным разрывом (развод, конфликтная сепарация детей), либо стабилизируются в форме дисфункциональной семьи (семьи зависимых, часто болеющих, депрессивных).
У семей с более высокой дифференциацией идентичности ее членов, гибкими и ясными границами, кризисы как правило протекают легко. Семьи с пограничным уровнем психической организации часто не выдерживают кризиса, заканчивая эмоциональным разрывом (развод, конфликтная сепарация детей), либо стабилизируются в форме дисфункциональной семьи (семьи зависимых, часто болеющих, депрессивных).
Согласно представлениям эволюционной психологии (Tennov D., 1979), стратегия формирования долговременных пар появляется на относительно поздних этапах эволюции человечества и средний период жизни пары, заложенный эволюционно составляет в среднем лишь 3,5 года. Этот срок, благодаря одноименным книгам (Ф.Бегбедер) и фильмам уже стал афористическим высказыванием. Биологическая сила привязанности супругов максимально напряжена в период максимальной зависимости ребенка от родителей (и соответственно матери от ребенка). Когда ребенок становится более независим, и может уже выживать самостоятельно, влияние биологических механизмов ослабевает и от супругов требуются усилия, направленные на укрепление, поддержание и развитие связи.
Но в современных условиях, ослабление центростремительных сил брака представляет собой вызов для единства пары и на более ранних сроках. Условно, согласно устоявшейся в поп-психологии традиции выделяют кризисы, примерно привязанные к сроку жизни пары. С учетом данной условной периодизации мы перечислим основные запросы пар, проходящих критические периоды своего существования.
В условиях кризиса традиционных способов регуляции и ритуализации семейной жизни роль семейных терапевтов в качестве посредников, облегчающих прохождения семьями и парами семейных кризисов будет только возрастать. И это увеличивает значение и востребованность социальной психотерапии, общественная польза которой, увы, до сих пор остается недооцененной в обществе. Несмотря на ее затратность и относительную дороговизну, польза, которую она может принести, в значительной и превосходящей степени выше затрат на нее. К сожалению многие пары и семьи, не справившиеся с кризисами, осознают это только постфактум.
Ведь наличие семьи в современном мире уже не является необходимым с точки зрения, как выживания, так и удовлетворения базовых потребностей. Поэтому семья — это источник вдохновения, эмоциональной поддержки, близости и творчества.
Семейная терапия позволяет раскрыть ресурсы семьи в полном объеме, либо, если смыслы семьи утрачены, прекратить совместное бессмысленное страдание.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И хАРАКТЕР
20 Мая
Все, что нужно знать о клинических проявлениях.
Углубленный курс «Психиатрия для психологов»
Ведущий Антон Ежов
к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт
Зарегистрироваться! |
Литература
1. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М.: Класс, 1998
2. Олифирович Н.И, Зинкевич-Куземкина Т.А, Велента Т.А. Психология семейных кризисов. Речь, 2006-260 с.
3. Палмер Дж. , Палмер Л. Секреты поведения Homo Sapiens. Эволюционная психология, Издательство «Прайм-Еврознак», 2007-384 с.
4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003, 336 с
5. Воwеп М. Family therapy in clinical practice. N.Y.: Jason Aronson, 1978
6. Филипп Зимбардо: «Мальчики рискуют стать зависимыми от видеоигр и порнографии» Интервью журнала PSIHOLOGIST
7. Calhoun, John. Environment and Population: Problems and Adaptation: An Experimental Book Integrating Statements by 162 Contributors. — Praeger, 1983. — P. 486. — ISBN 0-275-90955-7.
8. Jacobson E. The Self and the Object World,1964
9. Panksepp, J. (1998) Affective Neuroscience: The Foundations of Human and Animal Emotions, New York: Oxford University Press.
Автор Леонид Третьяк
Для обложки и бейджика взят фрагмент работы
‘The Painter’s Family’, Giorgio de Chirico, 1926
© 2020-2022 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
[email protected]
«Кризис современной семьи», проповедь в баптистской церкви на Декстер-авеню
В этой типизированной проповеди в День матери Кинг обвиняет войну, урбанизацию, индустриализацию и индивидуализм в распаде семьи. 1 «В средней современной семье, — утверждает Кинг, — идет гражданская война, в которой родители восстают друг против друга, а дети бунтуют против родителей. В современной семье индивидуализм сошёл с ума». В заключение он предлагает своим слушателям разработать некоторые практические способы укрепления семейной близости, такие как создание семейного алтаря и совместное посещение церкви.
Каждый здравомыслящий американец глубоко обеспокоен декадентским состоянием, в которое впадает американская семья. В течение некоторого времени как религиозные, так и светские мыслители пытались найти причину и средство от этого распада, который постепенно угнетает американскую семью. Они помнят, что этот распад семьи есть первый шаг к упадку нации, ибо семья составляет основную ячейку нации.
Сегодня утром я не мог бы вдаваться в широкие разветвления этой огромной проблемы. Для такого предприятия потребовалась бы книга, и мне пришлось бы говорить о проблеме брака, о многих сексуальных проблемах, о воспитании детей и об основной структуре семьи в целом. Но, возможно, даже за ограниченное время я смогу коснуться некоторых из наиболее насущных аспектов этой великой проблемы. Я хотел бы, чтобы вы прежде всего подумали о природе кризиса, с которым сталкивается семья, и о некоторых причинах его развития.
Большая часть распада семейной жизни связана с войной. Правда, перед войной начался распад семейной жизни, но военные годы неизмеримо осложнили ситуацию. Многие мальчики и девочки были вынесены из атмосферы прекрасного дома и помещены в атмосферу, наполненную дикими приключениями. Эта ситуация привела их к соприкосновению с самой низменной безнравственностью. Азартные игры, половая распущенность и всевозможные патологические пороки постоянно представлялись как альтернативы одиночеству.
Многие юноши и девушки, запутавшись в оковах системы, переняли эти привычки, не вполне осознавая того, что они неминуемо ведут к их моральной и духовной гибели. Одно из самых больших возражений, которые у меня есть против войны, заключается в том, что она ведет к нарушению моральных и этических норм общества. Опять же, общее разочарование, вызванное войной, заставило многих людей вступать в неразумные связи с противоположным полом. Военные схватки и военные браки заключались между людьми, которым так и не довелось узнать друг друга в нормальных условиях и в течение достаточного времени. Хуже того, многие молодые люди предавались сексуальным связям, не имея ни малейшего намерения создать совместный дом. Далее, многие красивые и благотворные браки {были} разлучены на долгие годы. Это разделение часто приводит к тому, что мужчина испытывает эмоциональное и сексуальное влечение к другим женщинам, в то время как женщины испытывают влечение к другим мужчинам, так что относительно гладкое плавание, характеризовавшее брак до разделения, теперь было прервано приливной волной неверности, в результате чего в обмане, подозрении и непонимании.
Более того, долгая разлука часто приводила к изменению личности разлученных. Я столько раз слышал, советуясь с людьми: «Он просто не тот, что вернулся из армии». Часто это правда. Никакие два человека, часто {после} разлуки на несколько лет, не могут продолжить то, на чем они остановились. Личность не является статичной вещью. Он динамичен, постоянно растет и развивается. Так что даже когда была полная верность и любовь, нужно было вносить новые коррективы и пытаться узнать друг друга заново.
Какой бы сильной ни была война, приведшая к распаду американской семьи, она была не единственным фактором. Вторым источником проблемы был тот факт, что растущая индустриализация нашего общества и сложная структура экономической системы заставляли многих жен и матерей выходить на улицу и помогать в обеспечении экономических средств семьи. Это привело многих женщин к экономической независимости. Роль, которую когда-то играла женщина в семье, теперь сильно видоизменилась. Она могла требовать больше прав и привилегий, чем она имела до сих пор, благодаря своему общему экономическому положению. Бессознательно она осознавала тот факт, что если что-то пойдет не так, она может пойти и сделать это самостоятельно. Эпоха, когда женщина полностью зависела от мужа, постепенно ушла в прошлое под требованиями растущей экономической и промышленной системы.
Еще одним фактором, приведшим к кризису современной семьи, стало то, что нарастающая тенденция к урбанизации и индустриализации уводила людей из дома в сторону отдыха и социальной отдушины. Было время, когда дом предоставлял высшую форму отдыха. Семьи собрались вместе и весело болтали {разговаривали} и смеялись между собой. Но с появлением кино, автомобилей и ночных клубов людей стали постепенно вытаскивать из домов ради социальной отдушины.
Вероятно, более основной источник нынешнего семейного кризиса заключается в современном акценте на индивидуализме. С приходом Ренессанса лозунгом современного человека был индивидуализм. В экономике этот акцент выразился в капитализме Laissez-Faire; в политике она выражалась в демократии; в религии оно выразилось в протестантизме; а в образовании это выражалось в прогрессивном образовании. Этот акцент на эндивидуализме был здоровым бунтом против калечащего авторитаризма. Но трагедия заключалась в том, что современный человек позволил индивидуализму выйти из-под контроля. Он предавался трагической роскоши грубого индивидуализма. Этот грубый индивидуализм просочился в семью. И поэтому сегодня каждый член семьи отстаивает свои права, мало заботясь о мыслях семьи в целом. Все члены семьи индивидуалисты в своих удовольствиях и индивидуалисты в своих страданиях. Их права — это индивидуальные права, их проблемы — индивидуальные проблемы, их ответственность — индивидуальная ответственность. Дом теперь просто полезное место, где можно поесть и поспать. Это не центр общественной жизни, где интересы одного являются интересами всех, где радости одного с радостью разделяют все, а беды одного считаются бременем для всех.
Все эти факторы привели к распаду американской семьи. Дома распались, как стопки карт. Национальное бюро статистики естественного движения населения сообщает, что в 1950 году в Америке было заключено 1 669 000 браков. В том же году было 385 000 разводов. Теперь вы можете видеть, что в том году на каждые четыре брака приходилось примерно один развод. В 1946 году количество браков достигло рекордного уровня. В том году было 2 291 000 браков. Но сравните это с фактом, что в том же году было 610 000 разводов. В том году на каждые три брака приходилось примерно один развод.
Теперь подумайте о трагических последствиях этого. Это означает, что сотни и тысячи молодых людей вынуждены воспитываться в неполных семьях.
Все мы знаем о возможных психологических трудностях, которые могут возникнуть в результате воспитания в неполной семье. Божий план состоит в том, чтобы у каждого ребенка был хороший отец и хорошая мать. Если что-то пойдет не так, чувство безопасности ребенка будет подорвано, и его эмоциональная стабильность окажется под угрозой. Семья должна быть тесной группой людей, живущих вместе в атмосфере доброй воли, где радости и успехи одного являются радостями и успехами всех, а проблемы и неудачи одного касаются всех. Это чувство единства находится под угрозой в современном мире.Трагический распад современной семьи означает также возможную потерю нашей национальной безопасности. Семейная жизнь по-прежнему является основной ячейкой жизни нации, и от здоровой семейной жизни зависит нравственная и духовная жизнь нации. Вы помните, что историк Гиббон в своем анализе упадка и падения Римской империи считал, что одним из главных факторов, приведших Рим к свалке разрушений, было не противостояние врага без ворот, а распад семейной жизни в домах.
Я думаю, что лучше всего использую оставшееся время, пытаясь изложить некоторые вещи, которые мы можем сделать, чтобы вернуть семье то благородное положение, которое Бог предназначил для нее. Прежде всего я могу сказать, что не думаю, что мы решим проблему, издав догматический указ о том, что разводов быть не должно. Такое простое решение не позволяет добраться до корня проблемы и не позволяет увидеть, что бывают времена, когда разводы не только необходимы, но даже полезны.
Первое, что можно сделать для восстановления гармоничного единства семьи, это уважение достоинства и ценности каждого члена семьи. Родители должны уважать друг друга, а дети должны уважать и уважать родителей. Мужчины должны принять тот факт, что прошли те дни, когда мужчина может стоять над женой с железным прутом, утверждая свою власть как «босс». Это не означает, что женщины больше не уважают мужественность, т. е. сильную, динамичную мужественность; женщина всегда будет уважать это. Но это означает, что прошли те дни, когда женщины будут попираться и обращаться с ними как с рабынями, подчиняющимися велениям деспотического мужа. Один из великих вкладов христианства в мир — это поднятие статуса женщины с уровня незначительной детородной женщины до положения достоинства, чести и уважения. Женщин нужно уважать как людей, а не относиться к ним просто как к средству. Строго говоря, в доме нет хозяина; это не отношения господин-слуга. Семья должна быть кооперативным предприятием [
Ребенка также следует уважать как члена семьи. Навсегда ушел тот день, когда родители могли {могли} позволить себе жить в своем собственном надменном, превосходном мире, в котором «детей видят, но не слышат». Это не означает, что детей нельзя наказывать; это также не означает, что детей нельзя учить уважать своих родителей. Однако это означает, что детей {ребенок} следует уважать и обращаться с {a} человеком s с максимальной значимостью. У него есть свои маленькие мысли и свои маленькие права, которые нужно уважать. Когда каждый член семьи начинает уважать достоинство другого, эта семья движется к началу любви, гармонии и взаимного уважения, которые Бог предназначил для нее.
Второе, что необходимо сделать, чтобы вернуть семье ее центральное положение, это привить каждому человеку новое осознание священности брака и семьи. Брак для многих был низведен до состояния сексуального эксперимента , когда {где} люди живут вместе, пока очарование не исчезнет. Голливуд стал священным городом для многих американцев, и тысячи склонились перед [ зачеркнуто неразборчиво ] {его} святыней, чувствуя, что чем больше разводов они получат, тем больше они получат милости гламура. Любовь как необходимость для брака была устранена, и на ее месте появились такие вещи, как экономическая безопасность, статус, физическая привлекательность и т. д. Все это привело к почти полному игнорированию священности брака. Но если мы хотим избежать надвигающейся гибели, в которую постепенно погружается семья, мы должны еще раз подчеркнуть священность брака. В каком-то смысле брак является величайшей прерогативой человека, ибо в нем и через него Бог позволяет человеку помогать ему в его творческой деятельности. По этой причине брак всегда будет оставаться одним из самых священных институтов человечества. Вот почему брачные обеты настаивают на том, чтобы их заключали мудро, благоразумно, благоговейно и в страхе Божием.
{Третье, что необходимо сделать, это найти некоторые условий способ восстановить интимность семьи.
- Семейный алтарь
- Дайте детям понять, что вы обеспокоены
- Подружитесь вместе с какой-нибудь церковью} 3
1. Кинг написал «Проповедовал в Декстере в День матери 1955 года» на внешней стороне папки, содержащей этот документ. Его объявленная тема проповеди 8 мая 1955 года в Декстере была «Кризис современной семейной жизни в Америке» («Особая служба матери», Montgomery Advertiser , 6 мая 1955 г.).
2. Кинг ссылается на английского историка Эдварда Гиббона (1737-1794) и его работу История упадка и падения Римской империи (1776-1788).
3. Кинг написал этот раздел ручкой.
«Современная семейка» закрывается в разгар кризиса, как это было с «Шоу Косби» в 1992 году
Си-Эн-Эн —
«Современная семейка» прощается с зрителями в среду вечером, а финал ситкома, получившего премию «Эмми», предлагает долгожданное отвлечение от тревожных текущих событий.
Как и другая семейная комедия «Шоу Косби» почти 30 лет назад.
В сериале ABC «Современная семья» будет показан последний часовой эпизод — после ретроспективы 11-летнего выпуска программы из 250 эпизодов — зрители останутся дома из-за нового коронавируса.
«Косби» — одна из программ с самым высоким рейтингом всех времен — вышла в эфир на фоне более локального события, вспышки беспорядков в Лос-Анджелесе после оправдания полицейских, обвиненных в избиении автомобилиста Родни Кинга. Для Лос-Анджелеса сценарий временного побега от плохих новостей за счет просмотра затянувшейся комедии имеет явные параллели.
30 апреля 1992 года в эфир вышла 201-я серия «Шоу Косби». Но программа также включала специальное сообщение, записанное ее звездой Биллом Косби, которое транслировалось по KNBC-TV в Лос-Анджелесе, в котором говорилось: «Давайте все помолимся, чтобы все, от верхушки правительства до людей на улицах… у всех был бы здравый смысл. И давайте молиться о лучшем завтра, которое начинается сегодня».
Косби фактически записал на пленку два сообщения, одно для трансляции на случай, если эпизод не выйдет в эфир, на фоне насилия, происходящего по всему городу, и местного комендантского часа.
Давний ведущий новостей KNBC Джесс Марлоу представил шоу, отметив, что тогдашний мэр Лос-Анджелеса Том Брэдли призвал людей «держаться подальше от улиц и смотреть «Шоу Косби». Мы считаем, что на этот раз нам нужен (как) период охлаждения. … чтобы вспомнить, какими были наши вечера четверга до того, как началось все это безумие». В заключение Марлоу сказал: «Мы надеемся, что вы используете этот час, чтобы попрощаться и поблагодарить хорошего друга».
Билл Косби в «Шоу Косби».
НБКВ статье, посвященной 30-летию премьеры, тогдашний обозреватель New Orleans Times-Picayune Джарвис Деберри заметил, что «Шоу Косби» — идеализированный пример расового прогресса Америки — столкнулось с более суровой реальностью.
«Мне всегда нравилось «Шоу Косби», — написал он. «Но от моего внимания не ускользнуло, что шоу, которое создавало впечатление, что чернокожие победили, исчезло из эфира, как раз в тот момент, когда черный Лос-Анджелес приводил веские доводы, которых у нас не было».
Очевидно, линия от «Шоу Косби» до «Современной семейки» заходит так далеко. И воспоминания о бывшем не могут быть оторваны от ассоциации с заключенной в тюрьму звездой, осужденной за сексуальное насилие в 2018 году.
Тем не менее, обе программы объединяли семьи, в них участвовали дети, выросшие на глазах у зрителей. В то время как «Косби» рассматривался как объединяющая сила, продемонстрировавшая, что шоу с афроамериканским составом может понравиться такой широкой аудитории, «Современная семья» прорвалась вперед с изображением любящей гей-пары, чей брак в эпизоде 2014 года произошло за год до вынесения Верховным судом решения об однополых браках.
Во время ретроспективы звезды «Современной семейки» обсуждают, что для них значит шоу. Тай Бурелл говорит, что сериал «погубил меня самым лучшим образом», а Джули Боуэн, которая играет его жену, добавляет: «Если это моя лучшая работа, я возьмусь за нее».
Будучи коммерческим хитом, делящим с «Фрейзером» (пять) рекорд по количеству побед на «Эмми» как выдающаяся комедия — и последним сериалом, претендующим на этот приз, — «Современной семейке» не осталось гор, чтобы взобраться на них.