Курентзис вангелино: Вангелино Курентзис. Резонанс | ГЭС-2

В Петербурге Дом радио представит премьеру трагикомедии Youkali

25 мая, 21:24

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 мая. /ТАСС/. Дом радио представит в пятницу премьеру танцевального спектакля-концерта Youkali с участием оркестра, хора и танцевальной труппы musicAeterna. Лирическая трагикомедия в постановке Анны Гусевой на темы зонгов немецкого композитора Курта Вайля разыгрывается в ожидании поезда, следующего в страну несбыточного счастья.

«Спектакль построен как «книга песен». В нем нет сквозного сюжета, но есть связующая все номера смысловая нить и открытый финал. Мы делаем попытку исследовать, как разрешается коллективная и индивидуальная тревога перед лицом неопределенного будущего и к чему приводит жизнь в ожидании. В сущности, это способ сообщить, что будущее — в настоящем, единственное значимое время — сейчас, а чудесный край мечты Юкали — это тот квадратный метр, который мы занимаем в данный момент, и те люди, что вместе с нами», — представила журналистам свой замысел Гусева.

Название постановки Youkali отсылает к одноименной песне Курта Вайля на стихи Роже Ферне о несуществующей стране Юкали. Музыку к спектаклю, в котором переосмыслено творческое наследие Курта Вайля, написали композиторы — резиденты Дома радио Алексей Ретинский, Алексей Сюмак, Вангелино Курентзис и Андреас Мустукис, а также экс-участник Einst rzende Neubauten FM Einheit и Теодор Курентзис.

Близкие к оригиналу аранжировки или радикально новые авторские прочтения песен будут исполнены солистами, хором и оркестром musicAeterna с использованием десятков различных инструментов и способов звукоизвлечения, в том числе крайне необычных. В спектакле артисты хора дуют в фольгу и вращают пластиковые шланги, музыканты играют на расстроенных фортепиано, используют терменвокс и синтезаторы, трещотки, маракасы, тайские гонги, корабельную сирену, охотничьи манки, поющие бокалы и даже барабан стиральной машины.

Некоторые инструменты изготовлены специально к премьере. Один из таких объектов — крыло: полутораметровый металлический лист со штырями имеет изгибающиеся «крылья», которые могут менять тон потусторонней гулкой вибрации. Еще один инструмент, сконструированный для постановки, — газовый двигатель, имитирующий звук лодочного мотора.

В спектакле в жанре сюрреалистического кабаре участвуют более полусотни артистов. Хореографом постановки выступила Анастасия Пешкова.

Подготовка спецпроектов-посвящений, переосмысляющих творчество деятелей искусства и науки XIX-XX веков, стала ежегодной традицией Дома радио. Для каждой постановки специально создаются музыка, поэзия, саунд-арт и сценическое решение.

Дом радио — творческая резиденция musicAeterna, где в 2019 году по инициативе Теодора Курентзиса создан междисциплинарный культурный центр. Он объединяет творческие и просветительские программы, авторские экспериментальные и исследовательские проекты, которые охватывают различные области современного искусства. К числу таких новаций относится спектакль Youkali. 

Теги:

РоссияСанкт-Петербург

Читайте ТАСС

Новости

Дзен

Как это было: фестиваль Дягилев+

Спецпроект Дягилев+ прошел в Перми с 23 по 25 декабря. Задуманный как демисезонный спутник Дягилевского фестиваля, спецпроект, тем не менее, вполне самостоятелен и тянет на отдельную, хоть и более скромную версию фестиваля. В его программу вошли симфонический, камерный и хоровой концерты, музыкально-поэтический перформанс, мастер-классы, а также традиционная «Diaghilev+ party» c альтернативной музыкой. Как все начиналось и чем это обернулось, рассказывает музыкальный критик Мария Невидимова.

Теодор Курентзис подливает масло в огонь

Несколько поводов сделали программу открытия Дягилев+ чуть ли не единственно возможной. Концертное исполнение балетов Стравинского «Жар-Птица» и «Петрушка» — это и «прогрев» грядущих юбилеев Дягилева и Стравинского, и дань импресарио Сергею Дягилеву, пермяку, имя которого изменило культурный ландшафт страны в ХХ веке и косвенно связано с появлением Дягилевского фестиваля. В конце концов, это часть предновогоднего бытия — балет! И даже если происходит все на contemporary фестивале, без пачек и «Щелкунчика»… Хотя без последнего все равно не обошлось. На бис исполнили знаменитое Adagio, нисходящая гамма которого стабильно утягивает в пучины восторга даже снобов.

Детища эпохи модерна и европейской моды на à la russe, особенно на русскую сказку, «Петрушка» и «Жар-Птица» условны и утрированы: богато оркестрованы, ритмически прихотливы, испещрены эклектичными музыкальными темами. Тут главное — не пережать, не превратить стилизованный балаганчик Петрушки в разухабистый театр, а искрящуюся партитуру «Жар-Птицы» — в неряшливый костер. Курентзис рискует и подливает масла в огонь: каждому музыканту достается по микрофону.

Дело в том, что соборная акустика бывшего заводского пространства «Литеры А», где проходил концерт, — не самая комфортная среда для исполнения симфонических сочинений. Пока звук добирается до потолка и отправляется в зал, оркестр уже успевает сыграть следующую ноту. Вокруг исполнителей нарастают и уплотняются как бы звуковые «термитники», внутри которых не слышно ни себя, ни соседа.  Курентзис, естественно, с особенностями бывшей своей резиденции хорошо знаком и, по всей видимости, ловушек ее не боится. Без незначительных расхождений внутри оркестра не обошлось, но, тем не менее, в этой ситуации вопрос «зачем нужен дирижер?» получил наглядный ответ: все — буквально все — оказалось в его руках. А руки Курентзиса — это и есть феномен Курентзиса, позволяющий ему не только управлять оркестровым механизмом, но и подсаживать искру каждому оркестранту, внушать отношение к исполняему, добиваясь при этом совершенно определенных, нужных ему самому музыкальных результатов. И даже в условиях, когда музыканты не вполне принадлежат себе и играют, можно сказать, «вглухую».

Юлианна Авдеева не выходит за рамки

Под новогодней елкой, упирающейся в потолок Дома Дягилева, пианистка Юлианна Авдеева дала сольный концерт. Мировая известность к ней пришла в 2010 году, после победы на XVI Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве. Однако в России ее по-прежнему знают не так хорошо, и появление редкого имени в программе Дягилев + было одним из самых интригующих событий феста.

Игра Авдеевой интровертна, будто бы невидимое стекло находится между исполнителем и залом. Она ставит динамические, интонационные и эмоциональные рамки и за них не выходит. Вместо фиксации на контрастах Авдеева предлагает бесконечную, предельно выверенную градацию полутонов — и в драматическом Полонезе-фантазии op.61 Шопена и в Восьмой сонате Прокофьева, и в Четвертой сонате Вайнберга, сдержанная патетика которой особенно подходит исполнительнице.

Собранный токкатный пианизм Авдеевой пришелся впору сюите «Жизнь машин» Владислава Шпильмана, о котором пианистка рассказала сама. Имя польского композитора известно благодаря биографическому фильму Романа Полански «Пианист». Травмированный пребыванием в гетто, Шпильман не смог восстановить по памяти многое из написанной им и утерянной во время Второй мировой войны музыки. Утраченными долгое время считалась и ноты сюиты «Жизнь машин» — до того, как в 2000 году они не были случайно обнаружены в Лос-Анджелесе. Сочинение написано в 1933 году, на излете моды на звукоподражание новому индустриальному, конвейерному миру, задорно гремящему и равномерно выстукивающему производственне ритмы. При этом музыка сюиты нетривиальна, тематически насыщенна и подкупает вполне человеческой лирикой второй части, хитро скрытой за названием «Машина в состоянии покоя».

Панос Малактос любит пиццу

На летнем Дягилевском фестивале спектакль «Диптих. Пропавшая дверь / Потерянная комната» бельгийской танцевальной компании Peeping Tom пользовался таким успехом, что зрители приходили на оба показа. Осенью Peeping Tom выступили в Москве, и вот теперь артист группы Панос Малактос провел мастер-класс для танцовщиков, студентов  образовательной программы Дягилев +. Занятие состояло из импровизационной части и постановки этюда из «Потерянной комнаты».

Малактос говорит больше, чем танцует, о чем сам заранее предупреждает. В основном он шутит и советует уходить из профессии, если не веселишься. Но и «ненавидеть все, что ты делаешь», по Малактосу, нормально. Он с пристрастием выбирает треки и после Билли Айлиш включает песню «I love pizza» — говорит, потому что пиццу очень любит. 

Импровизационный урок посвятили движению как таковому: участники перемещались от одной стороны зала к другой, сначала стоя, потом лежа. Задача была не останавливаться, двигаться каждую секунду и всем телом. «Танцуйте так, как будто вы занимаетесь сексом с полом», — выкрикивал Малактос. В мастер-классе пригласили принять участие и дирижеров с вокалистами, и те, кажется, вообще не стеснялись. Надо отдать должное переводчице Анастасии Казаковой. Талантливый двойник Малактоса, этакий Лепорелло при Дон Жуане, она была не менее харизматичной и в лексике, и в движениях, и в разговоре со студентами. 

Золушки используют телепатию

Занятие Теодора Курентзиса со студентами было посвящено взаимодействию дирижера и вокалиста. Для типичных дирижерских мастер-классов такой формат непривычен, но образовательная программа Дягилевского фестиваля, проходящая под кураторством Анны Фефеловой, всегда несколько экспериментальна. Сам Курентзис прокомментировал, что взаимодействие певца и дирижера — это большая проблема для обоих, никто этому не учит: «Пока они поймут друг друга, пройдет 20 лет».

На летнем фестивале дирижеры уже работали с вокалистами, в  этот раз к ним присоединился оркестр musicAeterna. Происходило все в заполненном публикой зале Пермской оперы, однако зрителей предупредили, что сейчас они вовсе и не зрители никакие, а подглядывают. Исполняли классику — арии из опер Верди, Сен-Санса, Моцарта, Беллини. Времени на четыре пары хватило впритык, но, с другой стороны, может ли быть иначе, когда все вы немного Золушки на балу.

Мастер-классы Курентзиса похожи на сеансы телепатии. Начинается все как обычно: молодые дирижеры работают с оркестром и с вокалистами, все очень стараются и, само собой, переживают. Затем Курентзис выходит к студенту, рассказывает и показывает, как надо. Если это вокалист, то маэстро споет наизусть что угодно, а если дирижер — то, скорее всего, просто постоит рядом. Часто его руки в процессе обучения и не участвуют. Курентзис занимает определенную позу, принимает особое выражение лица — и оркестр звучит совсем иначе. Вроде как сам. «Вы пытаетесь руками это делать, а надо внутри это делать», — учит Курентзис. А потом начинается самое интересное: уже уходя, он смотрит в глаза студенту и хитро улыбается. Кажется, что ключевой этап обучения происходит именно в этот момент. И затем оркестр дирижера-студента тоже звучит по-другому. Тут сколько не подглядывай, чувствуешь себя облапошенным, потому что природу происходящего понимаешь не вполне.

Евгений Воробьёв повышает теноров

В сочельник католического Рождества хор Parma Voices исполнил камерную программу, состоящую из духовной музыки. В первом отделении прозвучали мотеты композиторов эпохи Возрождения — Моралеса, Томаса де Виктории, Палестрины, — все a’capella, все на единый литургический рождественский текст «O magnum mysterium». Разницу между ними современному слуху уловить сложно, да и не нужно: контексты, в которых эта музыка существовала в свою эпоху, безвозвратно исчезли, и теперь она обитает в контекстах новых, сформированных у слушателя массовой культурой, реконструирующей условную старину. Что представляет человек, слушая духовный мотет XVI века, который существует для него вне контекста, вне эмоций и страстей? «Наверное, замок», — отвечаю себе во время концерта. И правда: в антракте кто-то так и сказал: «Сразу представляешь себе какой-нибудь средневековый замок». Однако публика почувствовала что-то более верное, поддалась мистериальной атмосфере и между исполнениями даже не аплодировала.

Следом прозвучала рождественская оратория «In Nativitatem Domini canticum» французского барочного композитора Марк-Антуана Шарпантье. Казалось бы, написанное менее чем веком позже после мотетов, это сочинение словно из совсем другой эпохи. Эмоции в нем — главный актор, драматургия оратории выстроена на их смене. Повлияло на это оперное искусство, расцветшее на рубеже XVI и XVII столетий и узаконившее состояние аффекта — тут тебе и страсти, и аплодисменты, и никакой холодности каменных замков. Для исполнения оратории теноров повысили до контртеноров, и вышло даже без вокальных потерь. Безупречному исполнению «Parma Voices» бережно аккомпанировал фестивальный барочный ансамбль.

За недолгое время существования Хор Parma Voices обрел отличную репутацию. Презентовав коллектив в феврале 2021 года с триумфом, дирижер Евгений Воробьёв сохраняет планку и выполняет «предвыборное» обещание — знакомит публику с хоровыми редкостями ушедших и наших времен. Более того, хор Пермской оперы стабильно спасает последние постановки театра от полного разгрома в прессе — хвалят коллектив часто вопреки всему остальному.

Шарль Бодлер провоцирует страх

Если рассматривать финал Дягилев+, концерт-посвящение Бодлеру, как творческую задачу, то она в силу некоторых вводных данных решенной быть не могла априори. И поэтому больше хочется рассказать о них, чем непосредственно о музыкально-литературном перформансе.

В Литеру А — темное заводское пространство, вмещающее две тысячи человек и полное непривычных звуков — приводят свору воспитанных овчарок из кинологического центра. По сценарию, их нужно раззадорить на коллективный грозный «гав», что и делают сидящие напротив животных и спиной к залу люди. Люди гавкают первыми. Кто-то из овчарок действительно входит в раж, а кто-то замолкает и жмется к ногам держателя поводка. Кто-то скулит.

В Литеру А — темное заводское пространство, вмещающее две тысячи человек и полное непривычных звуков — выносят змею, а потом козленка. Но те скулить не умеют.

В Литеру А — темное заводское пространство, нагретое для публики огромными турбинами — выносят тропических бабочек. Их отпустят, и они красиво разлетятся в софитах дорогого оборудования. Софиты погаснут, публика уйдет в уральскую зиму, Литера А остынет. А бабочки останутся.

Стоила ли этого хоть одна нота прозвучавших сочинений Теодора и Вангелино Курентзисов, Раннева, Ретинского, Сюмака? Обсуждать художественный результат подробно — означает признать его правомерность. Относительно результата скажу только, что в какой-то момент происходящее стало напоминать слабый хоррор: тут и ванна с кровью, и корчащаяся в ней актриса в прозрачной сорочке, и крики, и слезы. Были и отвлекающие «бомбы» для моралистов: актеры на инвалидных колясках, дети, стирающие сажу с их лиц. Однако хуже дурной эстетизации смерти и страха может быть только заигрывание с ней и провокация страха реального (и это, к слову, в католическое Рождество, что, конечно, жуткое ерничество).


Об авторе:

 Мария Невидимова — музыковед, музыкальный критик.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Новая российская этномузыка

Автор подкаста «Этномузыка» подготовила подборку этнических треков для ваших плейлистов.

9 декабря 2021

Убийство Бетховена: о музыке в фильме «Заводной апельсин»

Как Кубрик использовал композитора в своих целях.

21 декабря 2021

Фотография обложки «Как это было: фестиваль Дягилев+». Источник пресс-служба фестиваля.

АВРОРА — Alma Mater

АВРОРА, женщина-демон, пробудившаяся от глубокого сна, боги просят исполнить свое предназначение, подготовив почву для наступления новой эры. Ее задача, как и задача рассвета, — вынести мир из мрака ночи к свету дня. Во время этого процесса, который будет длиться 45 минут, ее рот выпустит слова, разорванный и разнообразный текст, исследуя источник языка, песню, прежде чем она стала песней, слово, прежде чем оно стало словом.

Продолжительность: 45 минут

Концепция: Владимир Николузос

Режиссер: Владимир Николузос

Текст: Фернандо Пессоа, Св. Иоанн Перс, Владимир Николоузос, С. Кольридж, Библия, Фёдор Любимов, Лукреций, Св. Августин , Антонен Арто .

Аврора: Электра Николузу

Музыка, звуковой дизайн: Вангелино Курентзис

Эскиз декорации: Эффи Бирба Костюмы |: Янис Чамайлиди

Световой дизайн: Сакис Бирбилис

Производство: Res Ratio Network, Л. Дуйко, В. Николузос, Нина Михайлюк, Alma mater Foundation.

ПРОНИКНОВЕНИЕ Внутрь человека через эстетику НЕВЕРОЯТНО БЛЕСТЯЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ.

На сцене темно. В глубине сцены мы видим полуосвещенную фигуру женщины, которая постепенно пробуждается от глубокого сна, она напоминает те фигуры изношенных фресок, на древних стенах. Голос Электры Николузу звучит чисто, пробуждая наше воображение и наши эмоции. Это голос личности, которая пробуждается от своего летаргического сна, начиная свой экзистенциальный путь, из тьмы к свету, одинокое путешествие по коридорам бытия, в котором тело повествует и несет накопленный жизненный опыт. Это путешествие, несмотря на то, что оно проходит внутри разбитого прошлого, готово заглянуть в будущее. Аврора, как Владимирос Николузос называет свое очень интересное выступление, вдохновлена ​​16 9Книга мистической философии  века 0040 года, написанная Якобом Беме, и ее текст, который Владимирос Николузос собирает  с духовной ясностью, представляет собой нарезку из слов и стихов Фернандо Пессоа, С. Т. Кольриджа, Федора Любимова, Антонена Арто, Лукреция. , Святой Августин, а также стихи самого режиссера.

Его молчаливая на сцене героиня, женщина-демон между реальностью и сном, вслушивающаяся в обрывки собственных слов, является вестником, прибывшим, чтобы напомнить нам об утраченной вере и через нее изгнать застой Современная эра.

Электра Николузу своими церемониальными движениями рассказывает рапсодию миниатюры, произнося этот поэтический монолог с разрушительной ясностью, используя собственное тело как канал для описания того, что, наконец, лежит за пределами слов. Страдает тело Авроры, одетое в кроваво-красное платье, как открытая рана.

В пустом пространстве, заполненном разрозненными лампами, которые угрожающе мерцают, окутанная тонким светом, Аврора сублимируется внутри психологически напряженной музыки Вангелино Курентзиса и в конечном счете с успехом проходит различные метаморфозы роль. Пока она не достигнет точки дионисийского взрыва, взывая к глаголам жизни и экстаза, чтобы достичь уровня катарсиса.

Кому-то нелегко войти в головокружение человеческого внутреннего мира, как и многим нелегко понять это эстетически блестящее представление. Нужно оставить чувства и разум свободными, чтобы прислушаться к глубоким голосам памяти и всецело проникнуть внутрь мистического дыхания поэтического видения.

ОТ ХЕЛЕН ПЕТАССИ ( искусствовед и театральный критик ) 
(газета НАФТЕМПОРИКИ)

Плейлист: Теодор Курентзис | myfidelio

Inhalt

Optisch ist er irgendwo zwischen Paganini und Marilyn Manson angesiedelt, die Medien bezeichnen in wahlweise als Punk, Guru, Rebell, Rockstar, Dandy или Che Guevara der Klassik und er selbst stuft sich als anarchistischer Narzisst und Partisane ein.
Niemand polarisiert schöner als Теодор Курентзис, gebürtiger Grieche und seit den 1990ern Wahlrusse: Exzentrisch gekleidet betritt er die Bühne, beim Dirigieren tanzt, Stampft und Hüpft er und versetzt den Großteil seines Publikums mit seinen atemberaubenden Interpretation ru в Экстазе. Die anderen stößt er mit ihrer Ballung an Effekten vor den Kopf; kalt lässt er niemanden.

В Перми im fernen Ural chart er die besten Musiker um sich, man betrachtet sich hier als spirituelle Bruderschaft, als Familie, und gibt sich dem Meister voll und ganz hin. Fixe Arbeitszeiten gibt es nicht, alle tun jederzeit alles für die gemeinsame Mission.
Denn schon 2005 verkündet der damals 32jährige vollmundig in einem Интервью: «Ich werde die klassische Musik retten» и ergänzt: «gebt mir zehn Jahre».
Mittlerweile ist mehr als ein Jahrzehnt vergangen und Teodor Currentzis hat tatsächlich einen nicht zu unterschätzenden Beitrag dazu geleistet, die geliebte Musik an pulsierendem und brennendem Leben zu erhalten.

© Улла Пильц, ORF – Radio Österreich 1

Wissenswertes


  • 1972 in Athen geboren, beginnt er mit vier Jahren Klavier zu spielen, mit sieben Geige und mit zwölf, am Konservatorium Komposition und dirigieren zu studieren

  • 900 23 Ab 1994 Studium am Konservatorium St. Petersburg, er ist der letzte Schüler des greisen Илья Мусин, der auch Lehrer von Gergiev und Bychkov war, aber ausschließlich Currentzis wahres Genie attestiert
  • 2004 — 2010 Chefdrigent der Oper von Новосибирск, Gründung von Ensemble und Chor MusicAeterna, mit ihnen шляпа Einen Exklusivvertrag для Sony

  • 2006 Gründung des Territoria Festivals Modern Art Moskau

  • Seit 2011 Musikdirektor der Oper von Perm, der östlichsten Millionenstadt Europas, die Ausländer bis 1991 nur mit Sondergenehm igung bereisen dürfen. Sein Ensemble nimmt er an seine neue Arbeitsstätte mit

  • 2012 gestaltet er gemeinsam mit seinem Bruder Vangelino den Soundtrack für die Eröffnung der Europaspiele in Baku

  • 2016/17 Artist in Residence Wiener Kon zerthaus, 2017 Дебют на Зальцбургском фестивале

  • Ab 2018/19 Chefdirigent des SWR Symphonieorchesters, dessen erster Gastdrigent er seit 2011 ist

  • Zahlreiche Auszeichnungen, darunter sieben Mal die «Goldene Maske» des russischen Theaterverbandes, ECHO Klassik 2014 и KAIROS-Preis 2016. Я выбрал Jahr ernennt ihn die „Opernwelt“ zum Dirigenten des Jahres


Шон гевусст?


  • Курентзис руководителем с Диригентенстабом, das wäre „wie eine geliebte Frau mit Krücken zu umarmen“.

  • Sein Privatleben hält er bedeckt: Bekannt ist eine geschiedene Ehe, angeleblich wechselt er jährlich die Geliebte und genießt es, umschwärmt zu werden.

  • Die ebenfalls Grenzen sprengende Geigerin Патрисия Копачинская ist Курентзиса Seelenverwandte. Was sie betrifft, beauert er nur, ihr nicht schon 20 Jahre früher begegnet zu sein.

  • Für seine Don Giovanni-Aufnahme stimmt er seine Kleidung auf die Szenen ab, vom Bauernkostüm bis zum goldbestickten Gewand. Steht bei einem Konzert Sakralmusik von Bach auf dem Programm, duftet Curentzis’ Dirigentenzimmer nach Weihrauch

  • Wenn er einen verstorbenen Komponisten zum Abendessen einladen könnte, so wäre dies Schubert. Er würde mit Ihm über verlorene Liebe reden, sich betrinken und vierhändig spielen.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *