29.Физиологические свойства нервной ткани. Понятие о возбудимости, проводимости и лабильности.
Помимо нейронов в состав нервной системы входят клетки глии. Совокупность нейронов и глиальных клеток составляет нервную ткань. Клетки глии, окружая со всех сторон нейроны, выполняют для них опорные, питательные и электроизолирующие функции.
Основными свойствами нервной ткани являются возбудимость, проводимость и лабильность, которые в свою очередь связаны с одним из самых общих свойств всего живого — раздражимостью.
Изменения в окружающей среде или организме называют раздражителями, процесс действия раздражителя — раздражением, а ответные изменения в деятельности клеток и целого организма — биологическими реакциями.
Основные физиологические свойства нервной ткани, ее проводимость, возбудимость и лабильность характеризуют функциональное состояние нервной системы человека, определяют его психические процессы. Нарушение проводимости и возбудимости нервной ткани, например при общем наркозе, прекращает все психические процессы человека и приводит к полной потере сознания.
Возбудимость и возбуждение. Клетки нервной ткани в процессе эволюции приспособились к быстрой ответной реакции на действие раздражителя, поэтому нервную ткань называют возбудимой, а ее способность быстро реагировать на раздражение — возбудимостью.
Возбуждение нервной клетки связано с изменением обмена веществ и сопровождается появлением электрических потенциалов — электрических, или нервных, импульсов.
Проводимость . Проводимость — способность живой ткани проводить возбуждение. Проводимость нервной ткани связана с распространением по ней процессов возбуждения. Возникнув в одной клетке, электрический (нервный) импульс легко переходит на соседние клетки и может передаваться в любой участок нервной системы.
Проводимость нервной ткани связана с тем, что возникший в месте возбуждения потенциал действия в свою очередь вызывает изменения ионных концентраций в соседнем участке. Возникнув на новом участке, потенциал действия вновь вызывает изменение концентрации ионов в соседнем участке и, соответственно, новый потенциал действия и т.
д. Таким способом волна возбуждения распространяется вдоль всей ткани или отдельной нервной клетки.Лабильность . Способность возбудимой ткани отвечать максимальным числом потенциалов действия в ответ на определенную частоту раздражений Н. Е. Введенский назвал лабильностью или функциональной подвижностью. Иначе говоря, лабильность — свойство, характеризующее способность возбудимой ткани воспроизводить максимальное количество потенциалов действия в единицу времени. Оказалось, что нервная ткань обладает наибольшей лабильностью, у мышечной она значительно ниже, самая низкая лабильность у синапсов.
Лабильность ткани в значительной степени зависит от функционального состояния этой ткани. Патологические процессы и утомление приводят к снижению лабильности нервной ткани, а систематические специальные тренировки — к ее повышению.
В основе деятельности нервной системы лежат два процесса: возбуждение и торможение нейронов.
Возбуждение в ЦНС. Основное свойство нервной системы имеет ряд особенностей в ЦНС по сравнению с возбуждением в нервном волокне. В связи с особенностями строения синапсов в ЦНС возможно только одностороннее проведение возбуждения — от окончания аксона, где освобождается медиатор, к постсинаптической мембране. В синапсах ЦНС отмечается замедленное проведение возбуждения. Известно, что возбуждение по нервным волокнам проводится быстро. В синапсах скорость проведения возбуждения примерно в 200 раз ниже скорости проведения возбуждения в нервном волокне.
В деятельности всех отделов нервной системы играет важную роль и процесс торможения, результатом которого является ослабление или подавление возбуждения.
Явление торможения в ЦНС было открыто И. М. Сеченовым.
Торможение участвует в осуществлении любого рефлекторного акта.
Взаимодействие процессов возбуждения и торможения обеспечивает всю сложную деятельность нервной системы и согласованную деятельность всех органов человеческого тела. На воздействия из внешней и внутренней среды организм реагирует как единое целое. Объединение деятельности различных систем организма в единое целое (интеграция) и согласование, взаимодействие, ведущее к приспособлению организма к различным условиям среды (координация), связаны с деятельностью ЦНС.
Координация нервных процессов. (Иррадиация, индукция, доминанта нервных процессов)
Любая реакция организма представляет собой результат деятельности нервной системы и зависит от функционального состояния многих нервных центров и составляющих их нейронов. Такое согласованное взаимодействие нейронов и нервных процессов называют
Координация нервных процессов, без которой были бы невозможны согласованная деятельность всех органов детского организма и его адекватные реакции на воздействия внешней среды, основывается на следующих особенностях, или принципах.
Конвергенция нервных процессов. В связи с широкой межнейронной связью нервные импульсы к одному нейрону могут приходить из различных участков нервной системы. Например, на один и тот же нейрон могут конвергировать импульсы от слуховых, зрительных и кожных рецепторов.
Иррадиация нервных процессов. Возбуждение или торможение, возникнув в одном нервном центре, могут распространяться на другие нервные центры. Это явление называют иррадиацией.
Индукция нервных процессов. В каждом нейроне или их скоплениях (нервные центры) один нервный процесс легко переходит в свою противоположность. Это явление называют индукцией. Если возбуждение сменяется на торможение, говорят об отрицательной индукции. Если вслед за торможением наступает возбуждение, говорят о положительной индукции.
Концентрация нервных процессов. Явление концентрации противоположно иррадиации. При этом процессы возбуждения или торможения концентрируются в каком-либо участке нервной системы.
Возрастные особенности координации нервных процессов
Деятельность целостного организма всегда связана со сложной координацией безусловно-рефлекторной и условно-рефлекторной реакций и их двигательных и вегетативных компонентов. Особое значение имеет координация вегетативных функций, выражающаяся в согласованных изменениях дыхания, работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы, деятельности желез внутренней секреции и т.
Ребенок рождается с далеко несовершенной координацией рефлекторных реакций. Ответная реакция у новорожденного всегда связана с обилием ненужных движений и широкими неэкономичными вегетативными сдвигами.
Дети в сравнении со взрослыми имеют более высокую возбудимость нервной ткани, меньшую специализацию нервных центров, более распространенные явления конвергенции и более выраженные явления индукции нервных процессов.
Доминантный очаг у ребенка возникает быстрее и легче, чем у взрослого, с чем в значительной степени связана неустойчивость внимания детей. Новые раздражители легко вызывают и новую доминанту в мозге ребенка.
В процессе развития все недостатки координации рефлекторных процессов у детей и подростков сглаживаются. Своего совершенства координационные процессы достигают только к 18—20 годам
31. Нервные центры, их физиологические особенности.
Нервный центр— это совокупность нейронов, расположенных на различных уровнях центральной нервной системы и регулирующих сложный рефлекторный процесс.
Нервные центры состоят из множества нейронов, связанных между собой еще большим множеством синаптических связей. Это обилие синапсов определяют основные свойства нервных центров: односторонность проведения возбуждения, замедление проведения возбуждения, суммацию возбуждений, усвоение и трансформацию ритма возбуждений, следовые процессы и легкую утомляемость.
Односторонность проведения возбуждения в нервных центрах связана с тем, что в синапсах нервные импульсы проходят только в одном направлении — от синаптического окончания аксона одного нейрона через синаптическую щель на клеточное тело и дендриты других нейронов.
Замедление движения нервных импульсов связано с тем, что «электрический, способ передачи нервных импульсов в синапсах сменяется химическим, или медиаторным, скорость которого в тысячу раз меньше.
Чем больше синапсов на пути движения нервных импульсов, тем больше проходит времени от начала раздражения до начала ответной реакции. Это время называют временем реакции или латентным временем рефлекса.
У детей время центральной задержки больше, оно увеличивается также при различных воздействиях на организм человека.
Суммация возбуждений была открыта И. М. Сеченовым в 1863 г. В настоящее время различают пространственную и временную суммацию нервных импульсов.
Первая наблюдается при одновременном поступлении к одному нейрону нескольких импульсов, каждый из которых в отдельности является подпороговым раздражителем и не вызывает возбуждение нейрона. В сумме же нервные импульсы достигают необходимой силы и вызывают появление потенциала действия.
Временная суммация возникает при поступлении к постсинаптической мембране нейрона серии импульсов, в отдельности не вызывающих возбуждение нейрона. Сумма этих импульсов достигает пороговой величины раздражения и вызывает возникновение потенциала действия.
Усвоение и трансформация ритма возбуждений в нервных центрах были изучены А. А. Ухтомским. Сущность усвоения ритма возбуждений заключается в способности нейронов «настраиваться» на ритм поступающих раздражений, что имеет большое значение для оптимизации взаимодействия различных нервных центров при организации поведенческих актов человека. С другой стороны, нейроны способны трансформировать (изменять) поступающие к ним ритмические раздражения в свой собственный ритм.
После прекращения действия раздражителя активность нейронов, составляющих нервные центры, не прекращается. Время этого последействия, или следовых процессов, сильно варьирует у различных нейронов и в зависимости от характера раздражителей. Предполагают, что явление последействия имеет важное значение в понимании механизмов памяти.
Быстрая утомляемость — также связана в значительной степени с деятельностью синапсов. Существуют данные, что длительные раздражения приводят к постепенному истощению в синапсах запасов медиаторов, к снижению чувствительности к ним постсинаптической мембраны. В результате рефлекторные ответные реакции начинают ослабевать и в конечном итоге полностью прекращаются.
Интеллектуальная лабильность
Обновлено: 08.01.2023
Нервная система любого живого организма обладает таким свойством, как лабильность. Это скорость изменения процессов возбуждения и торможения в специфических клетках – нейронах. Проявляется такое качество и в физиологическом плане, и в психологическом. В первом случае отмечаются вегетативные нарушения в организме, что приводит к сбоям в работе различных его органов и систем. При этом часто нарушаются такие жизненно важные функции как дыхание, кровообращение и многие другие. Психологическое же проявление данного свойства нервной системы – эмоциональная и интеллектуальная лабильности. При этом в современных условиях для человека очень важна последняя из них.
Интеллектуальная лабильность – что это такое
Психическая активность человеческого мозга основана, прежде всего, на качестве его интеллекта. Это понятие подразумевает определенный уровень умственного развития, позволивший в свое время разделить человека, как существо разумное, и животных. Интеллект как способность включает в себя склонность к познанию, логическому мышлению, анализу полученной информации. И здесь, как никогда важна интеллектуальная лабильность. Что же это такое?
В условиях современного общества, его быстрого развития, поток поступающей извне информации непрерывно растет. Успешность деятельности человека зависит не только от его конкретных профессиональных знаний. Крайне необходимо умение мыслить продуктивно и конструктивно, быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, выделяя существенное и необходимое в каждый конкретный момент. Для этого требуется достаточно высокий уровень интеллектуальной лабильности, что подразумевает быстрое переключение между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.
Подобное качество нервной системы очень востребовано в современном мире. Человек, обладающий достаточной лабильностью умственных способностей, всегда адекватно реагирует на изменения ситуации, умеет мыслить нестандартно, быстрее приобретает новые умения и навыки. Такие свойства очень важны в различных сферах деятельности. Для оценки уровня интеллектуальной лабильности разработан специальный тест. Он позволяет определить профессиональную пригодность человека, претендующего на получение достойной работы.
Интеллектуальная лабильность, тест
Существует множество тестов, на основе которых можно выяснить, насколько развиты у конкретного человека различные психические качества: память, внимание, мышление. Обычно определяется только одно какое-либо из них, например, внимание. Однако для человека очень важной является способность к его переключению, или интеллектуальная лабильность, тест на которую проводят с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности.
Материал для обследования, состоящий из 40 быстро перечисляемых заданий, предлагается в устной форме. Это исключает возможность возврата к пропущенному вопросу. Для записи ответов есть специальный бланк. Он представляет собой прямоугольник, разделенный на 42 квадрата с определенными номерами, которые идут не по порядку. Для проверки уровня интеллектуальной лабильности тест предусматривает задания, требующие быстрого переключения внимания, начиная уже с того, что их номера не совпадают с порядком нумерации квадратов.
Ответы, вписываемые в бланк, могут представлять собой буквы, цифры, прямые линии, а также различные геометрические фигуры. При оценивании результатов учитываются как ошибочно выполненные, так и пропущенные задания. Высокий уровень интеллектуальной лабильности предполагает не более 4 допущенных недочетов. При наличии же 15 ошибок и более, переключаемость между процессами возбуждения и торможения очень низка.
Исследование интеллектуальной лабильности, методика
Для получения точных результатов при проведении тестирования необходима правильная его подготовка. С помощью специально разработанной методики интеллектуальная лабильность человека становится практически «прозрачной». Тест проводится с участием двух сторон. Первая из них представлена так называемым экспериментатором – человеком, который озвучивает все задания. В случае необходимости можно использовать аудиозапись с текстовым материалом.
Вторая сторона, принимающая участие в исследовании – это человек, выступающий в качестве испытуемого. С помощью универсальной методики интеллектуальную лабильность можно также исследовать одновременно у группы людей, конечно, относительно малой. Ограничение по численности связано со сложностью подачи информации в большой аудитории.
Объективность исследования во многом зависит от двух важных факторов. Один из них – это четкость произнесения каждого задания экспериментатором либо хорошее качество аудиозаписи. Второй фактор – готовность испытуемой стороны к предстоящему тестированию. Для этого необходимо заблаговременное разъяснение того, что предстоит сделать. Также обязательно требуется и предупреждение об ограниченности времени, предоставленного для выполнения каждого задания.
В результате тестирования возможно выявление одного из четырех уровней интеллектуальной лабильности, в зависимости от количества допущенных ошибок. Способность нервной системы к быстрому переходу от состояния возбуждения к торможению или же, наоборот, оценивается следующим образом: хорошая, средняя, низкая и очень низкая.
Современный мир требует от человека достаточно высокого уровня интеллектуальной лабильности. Ведь только при хорошей способности нервной системы к своевременному переключению можно достичь значительных успехов в выбранной сфере деятельности. Это объясняется тем, что получение любых новых знаний и умений требует обучения, способность к которому зависит от интеллекта и такого его свойства, как лабильность.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Симптомы, инсульт, другие причины и лечение
Что такое эмоциональная лабильность?
Эмоциональная лабильность — это неврологическое состояние, которое вызывает неконтролируемый смех или плач, часто в неподходящее время. Он имеет тенденцию поражать людей с ранее существовавшими неврологическими заболеваниями или травмами.
Имеет много других названий, в том числе:
- патологический смех и плач
- псевдобульбарный аффект
- аффективная лабильность
- эмоциональность
- эмоциональное недержание
- непроизвольное расстройство выражения эмоций
Хотя симптомы эмоциональной лабильности кажутся психологическими, на самом деле они являются результатом изменений в той части мозга, которая отвечает за эмоциональный контроль.
Основными симптомами эмоциональной лабильности являются неконтролируемые вспышки плача или смеха. Эти вспышки обычно являются преувеличенной или неадекватно интенсивной эмоциональной реакцией. Они также могут быть совершенно не связаны с вашим текущим эмоциональным состоянием. Например, вы можете начать безудержно смеяться, когда расстроены.
Другие симптомы эмоциональной лабильности включают:
- короткие эмоциональные вспышки, длящиеся не более нескольких минут
- смешанные эмоциональные вспышки, такие как смех, переходящий в плач
- отсутствие эмоциональных симптомов между эпизодами
- смех или плач в ситуациях, которые другие люди не находят смешными или грустными
- эмоциональные реакции, которые являются чрезмерными для ситуации
- эмоциональные всплески, которые сильно отличаются от вашего обычного поведения
После инсульта часто возникает эмоциональная лабильность. По данным Национальной ассоциации инсульта, более половины выживших после инсульта имеют симптомы эмоциональной лабильности.
Инсульт случается, когда кровеносный сосуд в вашем мозгу лопается или что-то нарушает кровоснабжение вашего мозга. Это приводит к тому, что клетки мозга начинают умирать в течение нескольких минут, что может повредить части вашего мозга, отвечающие за память, язык и эмоции.
Исследователи не уверены в точной причине эмоциональной лабильности после инсульта. Однако наиболее популярная теория предполагает, что это связано с повреждением связей между стволом мозга и лобными долями.
Эмоциональная лабильность часто ошибочно принимается за депрессию или другое психическое заболевание. Чтобы облегчить постановку диагноза, старайтесь вести журнал своих симптомов, в том числе, когда они возникают и как долго они длятся. Если возможно, отметьте свое общее настроение и эмоциональное состояние между вспышками. Если вы не замечаете никаких эмоциональных симптомов между эпизодами, это хороший показатель того, что у вас скорее эмоциональная лабильность, чем психологическое состояние.
Обязательно сообщите своему врачу о любых недавних травмах головы или сопутствующих заболеваниях. Вам также может быть полезно взять с собой любимого человека, который наблюдал за вашими эмоциональными вспышками.
Хотя специального теста для диагностики эмоциональной лабильности не существует, ваш врач задаст вам ряд вопросов о вашей истории болезни и настроении, чтобы подтвердить диагноз.
Более легкие случаи эмоциональной лабильности могут не требовать лечения. Однако, если это вызывает значительный стресс, некоторые лекарства могут помочь уменьшить тяжесть и частоту ваших вспышек. Это может сделать состояние гораздо более управляемым и менее разрушительным в социальных ситуациях.
Лекарства, часто используемые для лечения эмоциональной лабильности, включают:
Декстрометорфана гидробромид и сульфат хинидина (Nuedexta)
Nuedexta в настоящее время является единственным лекарственным средством, одобренным Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) для лечения эмоциональной лабильности. Клинические исследования на людях с неврологическими заболеваниями показали, что он снижает частоту эмоциональных всплесков примерно наполовину.
Антидепрессанты
Низкие дозы антидепрессантов могут уменьшить интенсивность ваших эмоциональных вспышек и сделать их более редкими.
Хотя антидепрессанты могут облегчить симптомы эмоциональной лабильности, они не одобрены FDA для лечения этого состояния. Когда лекарство используется для лечения состояния, для которого оно не получило одобрения FDA, это называется использованием препарата не по прямому назначению.
Жизнь с эмоциональной лабильностью может вызывать разочарование, особенно если вам трудно участвовать в социальных ситуациях или если близкие не понимают вашего состояния.
Вот несколько советов, как справиться с эмоциональной лабильностью:
- Делайте частые перерывы в общении, чтобы успокоиться.
- Найдите местную группу поддержки или онлайн-сообщество, чтобы встретиться с другими людьми, имеющими дело с состоянием, вызвавшим вашу эмоциональную лабильность.
- Практикуйте техники медленного дыхания и сосредоточьтесь на своем дыхании во время эпизодов.
- Выясните, что вызывает ваши приступы, например, стресс или усталость.
- Отвлеките себя от нарастающих эмоций сменой деятельности или положения.
- Отвлеките себя, считая предметы в комнате или считая свое дыхание.
- Если у вас случился приступ, постарайтесь продолжить свой день и не зацикливаться на нем.
- Подготовьте краткое объяснение для людей, которых может смутить ваше поведение, например: «После инсульта я иногда хихикаю. Просто игнорируй это».
Долгосрочные перспективы для людей с эмоциональной лабильностью зависят от основной причины. Если у вас необратимое повреждение головного мозга в результате инсульта, у вас могут продолжаться вспышки до конца жизни. Однако со временем вы, возможно, научитесь определять причины, вызывающие вспышки гнева, или придумывать способы отвлечь себя, когда почувствуете, что они приближаются.
Если приступы начинают вызывать у вас сильный стресс, вам также могут помочь лекарства. Поработайте со своим врачом, чтобы найти варианты лечения, которые лучше всего подходят для вас.
Нервная система — Канал лучшего здоровья
Сводка
Читать полный информационный бюллетень- Нервная система использует электрические и химические средства, чтобы помочь всем частям тела общаться друг с другом.
- Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему.
- Нервы во всем теле являются частью периферической нервной системы.
Нервная система помогает всем частям тела взаимодействовать друг с другом. Он также реагирует на изменения как снаружи, так и внутри организма. Нервная система использует как электрические, так и химические средства для отправки и получения сообщений.
Нейроны являются строительными блоками
Основным строительным блоком нервной системы является нервная клетка или нейрон. Нейроны имеют разную форму в зависимости от того, где они находятся в организме и какую роль играют. Все нейроны имеют пальцевидные отростки, называемые дендритами, и длинное волокно, называемое аксоном.
Во многих случаях аксон покрыт специальной мембраной, называемой миелиновой оболочкой. Аксон выпячивается и имеет несколько бугорков на нем. Каждая шишка находится рядом с дендритом другого нейрона. Пространство между бугорком и дендритом называется синапсом. Сообщения передаются по синапсу от одного нейрона к другому с помощью специальных химических веществ, называемых нейротрансмиттерами.
В отличие от других клеток в организме нейроны нелегко заменить, если они погибают или повреждаются инфекцией или травмой.
Центральная нервная система
Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему. Они покрыты тонкой оболочкой, называемой мозговыми оболочками, и омываются спинномозговой жидкостью (ЦСЖ).
Мозг
Мозг является электростанцией тела, несмотря на то, что он составляет всего 2 процента массы тела. Этот мягкий желеобразный орган имеет бесчисленные миллиарды нейронных перекрестных связей. Мозг наблюдает за работой тела, а его высшие функции дают нам сознание и личность.
Спинной мозг
Спинной мозг соединен с головным мозгом и проходит по всему телу. Его защищают кости позвоночника (позвонки). Нервы ответвляются от спинного мозга в руки, ноги и туловище.
Периферическая нервная система
Нервы соединяют головной и спинной мозг с периферической нервной системой, так называется нервная ткань вне центральной нервной системы. Она состоит из двух основных частей: вегетативной и соматической нервной системы.
Вегетативная нервная система
Вегетативная нервная система является частью периферической нервной системы. Одной из его основных функций является регулирование работы желез и органов без каких-либо усилий со стороны нашего сознания.
Вегетативная нервная система состоит из двух частей: симпатической и парасимпатической . Эти системы действуют на организм противоположным образом. Вместе они координируют множество корректировок, необходимых для наших меняющихся личных потребностей по мере того, как мы перемещаемся в окружающей среде. Например, размер наших зрачков регулируется автоматически, чтобы обеспечить правильное количество света для оптимального зрения, наши потовые железы включаются, когда нам становится слишком жарко, а наши слюнные железы производят слюну, когда мы едим пищу (или даже думаем о ней). об этом!).
Соматическая нервная система
Соматическая нервная система также является частью периферической нервной системы. Одной из его функций является передача информации от глаз, ушей, кожи и мышц в центральную нервную систему (головной и спинной мозг). Он также подчиняется командам центральной нервной системы и заставляет мышцы сокращаться или расслабляться, позволяя нам двигаться.
Проблемы с нервной системой
Некоторые распространенные проблемы с нервной системой включают:
- Эпилепсия — бури аномальной электрической активности в головном мозге, вызывающие судороги.
- Менингит – воспаление оболочки, покрывающей головной мозг.
- Рассеянный склероз – поражается миелиновая оболочка, защищающая электрические кабели центральной нервной системы.
- Болезнь Паркинсона — гибель нейронов в части головного мозга, называемой средним мозгом. Симптомы включают дрожь и проблемы с движением.
- Ишиас – сдавление нерва, вызванное грыжей диска в позвоночнике или артритом позвоночника, а иногда и другими факторами.
- Опоясывающий лишай – инфекция чувствительных нервов, вызванная вирусом ветряной оспы.
- Инсульт – недостаточность кровоснабжения части головного мозга.
Где можно получить помощь
- Всегда вызывайте скорую помощь в экстренных случаях (три нуля) Тел. 000
- Ваш врач общей практики
- Нервная система, Интернет-книга по биологии, Общественный колледж Эстрелла-Маунтин, США.
- Неврологические заболевания, Medline Plus, Национальные институты здравоохранения, Национальная медицинская библиотека, США.