Лад в музыке — определение, виды, подробное описание, какие лады бывают
Что такое лад в музыке — рассмотрим на примере
Ступени лада
Названия ступеней лада
Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта
Мажорный лад и гамма
Тональности мажорного лада
Минорный лад и гамма (натуральные)
Названия ступеней минорного лада
Тональности натурального минорного лада
Виды минорного и мажорного ладов
Лады народной музыки
Дорийский лад
Фригийский лад
Лидийский лад
Миксолидийский лад
Пятиступенный лад (Пентатоника)
Что такое лад в музыке
Одним из важных средств музыкальной выразительности является лад. Чтобы лучше понять, что такое лад, споем широко известные песни: «Широка страна моя родная» («Песня о родине») И. Дунаевского:
и «Ой не ходи, Грицю».
Музыка первой из них радостная, бодрая, передает величие и героику. Музыка второй — лирическая, с оттенком грусти.
Эти песни написаны в разных ладах:
- первая — в мажорном,
- вторая —в минорном.
Итак, лад — это постоянная взаимосвязь звуков музыкального произведения, придающая ему определенное напряжение и окраску.
В самом деле, ни один из музыкальных звуков не является случайным в музыке. Все они определенной степенью связаны между собой по высоте и тяготением к той или иной ладовой системе, группируясь вокруг главного опорного звука, который называется тоникой.
В музыке есть много ладов. В каждую из ладовых систем входит небольшое количество различных звуков. Они называются ступенями лада.
Ступени лада
Основой европейской классической музыки, творчества таких композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Глинка, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Н. Лысенко, В. Косенко и многих других, а также основой народной музыки большинства европейских народов является семиступенный диатонический лад (семь основных и пять производных звуков в октаве).
Но есть Лады с большим или меньшим количеством ступеней: пятиступенный лад, семнадцатиступенный, двадцатидвухступенный и д.р.
Пятиступенный лад называется пентатоникой и характерен для музыки народов Востока (Китай, Монгольская Народная Республика, ряду народностей РФ — Татарская, Башкирская и др.), для некоторых европейских народов (напр, шотландцев).
Семнадцатиступеневый лад характерен для арабской музыки, двадцатидвухступенный — для народов Индии и т. д.
Семиступенный европейский лад имеет много видов, но наиболее распространенными являются мажорный и минорный лады. В этих ладах написано подавляющее большинство музыкальных произведений.
Выбор лада зависит от содержания произведения, однако не всегда, например, минорный лад используется в произведениях с оттенком грусти. В этом ладе написано много лирических произведений, воспевающих красоту природы («Подмосковные вечера»), чувства человека, некоторые бытовые песни, песни о любви, большинство колыбельных («Рябина»,»Одинокая гармонь», и др.).
Иногда минорный лад в сочетании с другими средствами музыкальной выразительности используется в песнях героического характера (например, «Варшавянка — Вихри враждебные веют над нами»).
Часто содержание произведения требует сочетания обоих ладов. Например, в песне «Священная война» О. Александрова, где оба строя тесно связаны между собой и переход одного в другой является органическим, не случайным.
Названия ступеней лада
Поступеневая последовательность в восходящем или нисходящем порядке звуков строя образует его гамму, где звуки — ступени обозначаются, начиная
от основы гаммы, порядковыми римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII.
Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта
Среди звуков — ступеней есть такие, что воспринимаются на слух как опорные звуки всей системы лада. Они называются устойчивыми ступенями лада — это I, III, V ступени. Но устойчивость этих звуков неодинакова.
Главным устойчивым, опорным звуком, основой лада является тоника — I ступень лада. К ней тяготеют все остальные звуки (см.рис. ниже).
Устойчивость III и V степеней относительна. Если эти три звука объединяются в созвучие — аккорд, построенный на I ступени, они подчеркивают стойкость тоники и сами являются устойчивыми. Если же эти ступени являются составной частью мелодии, их устойчивость уменьшается, и в определенном окружении возникает необходимость в дальнейшем их движении к тонике.
Устойчивость III и V ступеней уменьшается еще и тогда, когда на их основе строятся аккорды (трезвучия III и V ступеней). Имея в своем составе
один или два неустойчивых звука, такие аккорды стремятся к дальнейшему движению в стойкое тоническое трезвучие.
В приведенном примере звуки до, ми, соль воспринимаются на слух как стойкие. Особенно это подчеркивается во втором и шестом тактах, где движение
мелодии задерживается на звуке фа. При сопоставлении с предыдущими звуками (соль и ми) фа — в движении мелодии воспринимается как несовершенство и побуждает к дальнейшему движению мелодии в ми. Этот звук в свою очередь также не завершает мелодической линии и тяготеет через неустойчивый звук ре в до. Он воспринимается уже как наиболее завершенный, устойчивый. Повторяясь сначала, мелодия заканчивается дважды повторенным звуком до. Это повторение будто подчеркивает конец музыкальной мысли и наибольшую устойчивость звука до.
Итак, кроме порядкового, цифрового обозначения, ступени лада имеют еще специальные так называемые функциональные названия, которые происходят от места и значения их в лада:
- I степень — основа строя — называется тоникой (Т),
- V степень — доминантой (D) (она занимает второе место по значению в классической гармонии).
- IV степень лада — субдоминанта
Гармонический язык раннего классицизма базировался в основном на этих трех ладах ( I, IV и V), а потому они в учебниках гармонии называются главными ступенями ладами. Позже, особенно начиная с эпохи романтизма и до наших дней, аккордика гармоничного языка постепенно расширяется и все ступени становятся равнозначными.
Кнопки на левом боку баяна (аккордеона) расположены так, что к каждому основному басу (второй ряд с левой стороны) соседним звуком сверху будет доминанта, а соседним снизу — субдоминанта. Аккорды третьего, четвертого и пятого рядов дают возможность сопровождать мелодию простейшим аккомпанементом
Две ступени, соседние с Тоникой сверху и снизу, называются вводными тонами:
- II ступень — нисходящий вводный тон;
- VII — восходящий вводный тон.
Оба они неустойчивы, но наименее устойчивым является восходящий вводный тон (VII ступень), ибо он ближе всего к тонике (полутону).
III и VI ступени называются медиантами , то есть средними (лежащими между субдоминантой и тоникой или тоникой и доминантой). III ступень -относительно устойчивый звук лада, VI-неустойчивый
Мажорный лад и гамма
Мажорным называется лад, устойчивые (опорные) звуки которого (I-III—V) образуют мажорное тоническое трезвучие.
Гаммой называется мелодическая последовательность звуков — ступеней лада, расположенных в восходящем или нисходящем порядке от тоники до ее повторения (сверху или снизу).
Слово «гамма» происходит от названия буквы греческого алфавита, которой обозначался самый низкий звук музыкального звукоряда средневековья.
Чтобы определить соотношение звуков -ступеней в мажорной гамме и вывести формулу ее построения, пропоем украинскую народную песню «Ой дідуню, дідуню».
Если звуки этой песни расположить, не повторяя их, от самого низкого до его октавного повторения, будем иметь гамму с соотношением ступеней:
тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.
Одновременное звучание трех устойчивых звуков лада (I— III —V) с соотношением в два и полтора тони образуют характерный для мажорного
лада мажорное тоническое трезвучие.
В приведенном примере гамма начинается со звука до, поэтому она называется гаммой до мажор. При буквенной записи звуков мажорный лад обозначается знаком dur (дур — твердый), следовательно, гамма До мажор C-dur. Название тоники мажорной гаммы пишется с большой буквы.
Гамма, обозначенная приведенной выше формулой, в отличие от ее разновидностей называется еще натуральной мажорной гаммой.
Тональности мажорного лада
Построим мажорную гамму не от звука до, а от любого другого звука октавы, сохраняя соотношение звуков, характерное для мажорного лада. Лад останется неизменным — мажорным, изменится лишь высотное положение каждого звука лада. Такое изменение дает нам большое количество мажорных тональностей.
Итак, тональность — это высотное положение лада. Название тональности состоит из названия звука, которым оно начинается (названия тоники гаммы), и названия лада. Например: До мажор, Ре мажор, Соль мажор и т. д.
Соотношение звуков в каждой новой тональности точно соответствует формуле мажорной гаммы: тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.
Построим, например, гамму в тональности Соль мажор. Запишем на нотном стане все звуки от соль и выше в восходящем порядке и завершим гамму октавным звуком соль, то есть верхней тоникой.
В этой гамме соотношение звуков будет немного иным, чем уже известное нам, а именно: тон — тон — полутон — тон — тон — полутон — тон. Чтобы она целиком соответствовала формуле гаммы мажорного строя, следует повысить звук фа (VII степень) на полтона (поставить диез перед нотой фа). Тогда расстояние между ми и фа-диез составит тон, а между фа-диез и соль — полтона.
Итак, тональность и гамма Соль мажор (G-dur) имеет один диез (фа-диез). Так же строятся и другие тональности мажорного лада:
- Ре мажор (D-dur) имеет два измененных звука: фа-диез и до-диез;
- Ля мажор (A-dur) —три: фа-диез, до-диез, соль-диез и т. д.
Диезы или бемоли, характерные для данной тональности, выставляются около ключа в начале нотного состояния в порядке их появления в тональности. Эти ключевые знаки всегда однородны: это только диезы или только бемоли.
Мажорных тональностей пятнадцать: первая -До мажор — не имеет ни одного Диеза или бемоля, остальные — семь диезных и семь бемольных. Тональностей с количеством ключевых знаков свыше семи музыкальная практика не использует.
В соответствии с количеством ключевых знаков тональности располагаются так:
Итак, если в ключе стоят три диеза, то это соответствует гамме в тональности Ля мажор (A-dur), если два бемоля — гамме в тональности си-бемоль
мажор (B-dur)
Минорный лад и гамма (натуральные)
Минорным называется лад, устойчивые (опорные) звуки которого (I-III-V) образуют минорное тоническое трезвучие , а мелодическая последовательность ступеней лада, расположенных в восходящем или нисходящем порядке от тоники до ее повторения (сверху или снизу), — минорную гамму.
Минорный лад отличается от мажорного другим соотношением звуков — ступеней, а потому и формула построения его гаммы — иная.
Проиграем следующую народную песню:
Выпишем все звуки, разместим их в восходящем порядке друг за другом,отбросим повторение звуков и завершим звукоряд октавным звуком.
Образуется гамма с другим соотношением соседних звуков-ступеней: тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон. Гамма с таким
соотношением степеней называется минорной натуральной.
Устойчивые (опорные) звуки (I—III —V) минорной гаммы при одновременном звучании образуют минорное тоническое трезвучие с соотношением звуков: полтора и два тона
Приведенная в примере гамма начинается от звука ля и называется Гамой ля минор. При буквенном обозначении минорный строй записывается
moll (моль — меньший, малый), а название тоники лада — малой буквой. Итак: ля минор — a-moll.
Названия ступеней минорного лада
Отличаясь от мажорного лада другим соотношением ступеней и формулой построения гаммы, названия ступеней минорного лада и размещения
опорных звуков его такие же, как и в мажорном, а именно: I ступень — основа строя — называется тоникой ( T ) , V ступень — доминантой (D),
IV ступень — субдоминантой (S), III и VI ступени также называются медиантами (III — верхней, IV — нижней), а V II и II ступени —вводными тонами (VII — восходящим, II — нисходящим).
В отличие от мажорного лада в минорном соотношение VII степени и верхней тоники определяется целым тоном.
Тональности натурального минорного лада
Изменение высотного положения минорного лада с сохранением основной формулы лада (тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон) дает целый ряд минорных тональностей. Соотношение ступеней остается неизменным, изменяется только тоника гаммы, а в соответствии с этим-и название
гаммы. Например: ре минор (d-moll), фа минор (f-moll), соль-диез минор (gis-moll) и т. д.
Построим, например, минорную натуральную гамму в тональности ми минор. Для этого напишем все звуки от ми и выше в восходящем порядке и
завершим гамму октавным звуком Ми следующей октавы
Чтобы соотношение звуков в этом примере соответствовало формуле минорной гаммы (тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон), следует повысить звук фа (II ступень) на полтона. Итак, тональность и гамма ми минор (e-moll) имеет один диез (фа-диез).
Так же строятся и другие тональности минорного натурального лада. В гамме си минор (h-moll) — уже два диеза (фа-диез и до-диез), в фа-диез минор (fis-moll) — три (фа-диез, до-диез и соль-диез) и т. д.
Минорных тональностей, как и мажорных, пятнадцать: одна — ля минор — не имеет ни одного знака, остальные — семь диезных и семь бемольных. Диезы и бемоли, характерные для данной тональности, также выносят к ключу. В соответствии с количеством ключевых знаков натуральные минорные тональности располагаются так:
Виды минорного и мажорного ладов
Музыкальная практика использует не только натуральный минорный или мажорный лады. Распространенными являются так называемые гармонический и мелодический минор и гармонический и мелодический мажор.
Появление нового знака в минорной тональности указывает на разновидность минорного лада. По сравнению с натуральным лада в гаммах этой новой разновидности минора VII ступень повышается на полтона. Такой строй называется гармоническим минором Дополнительный знак, повышающий VII степень гаммы, к ключу не выносят и пишут всегда при повышаемой ноте (обратите внимание на гармонические гаммы, например ля минор, на картинке выше).
Второй разновидность минорного лада — мелодический (см. картинку выше). В его гаммах при мелодическом движении вверх VI и VII ступени повышаются на полутон, а когда мелодия идет вниз-устанавливается натуральный минор.
Разновидностью мажорного лада является гармонический мажор , что в отличие от натурального характеризуется понижением VI ступени на полтона,
благодаря чему в гамме также образуется характерный ход на полтора тона, присущий гармоническому минору. Знак, появляющийся из-за снижения VI
степени, также является дополнительным и к ключу не выносится.
В музыкальной практике, в основном в народных песнях, встречается еще одна разновидность минорного лада, который имеет две дополнительные альтерации звуков: повышение на полтона IV и V II ступеней. Такой вид минора называется дважды гармоническим.
Лады народной музыки
Кроме рассмотренных выше мажорного и минорного ладов и их разновидностей, существует много других семиступенчатых диатонических ладов с различной формулой построения- ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, гипофригийский.
Имея древнее происхождение, эти лады сохранились в музыкальном фольклоре многих народов мира, а с середины XIX века широко используются в музыкальном творчестве композиторов-профессионалов. Название ладов заимствованj из теории музыки Древней Греции и происходит от названий исторических областей: Дориды — в Греции, Фригии и Лидии — в Малой Азии и т.
Во времена возникновения диатонические греческие kады строились несколько иначе, чем теперь, то есть — сверху вниз, и основой их построения были четырехзвучные отрезки — тетрахорды(от гр. тетра — четыре, хорда — струна). Общий объем каждого из тетрахордов составлял два с половиной тона.
Позаимствовав древние греческие названия ладов, средневековая теория музыки сменила направление построения лада, строя его снизу вверх, но сохранила последовательность соотношений диатонических тонов и полутонов. Итак, структура каждого из ладов, дошедших до наших времен, отличается от древних греческих.
Из семи диатонических ладов два- ионийский и эолийский — по своему характеру и формуле построения полностью совпадают с натуральным мажором и минором, распространенными в Европейской народной и профессиональной музыке. Седьмой лад — гипофригийский, имеющий в своей основе — тонике уменьшенное трезвучие, — является неустойчивым и в музыкальной практике не используется.
Глубокое изучение музыкального творчества всех народов Российской Федерации и стран СНГ выявило, что наиболее распространенными являются последние четыре лада -дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.
Сохраняя греческие названия, каждый из них прочно связан с народным музыкальным творчеством, и потому современная теория музыки справедливо относит их к ладам народной музыки .
В былые времена диатонические лады назывались еще средневековыми, или церковными. Зависело это от того, какая музыкальная культура исследовалась в то время.
Дорийский лад
Дорийский лад строится по формуле: тон — полутон — тон— тон — тон — полутон — тон. В отличие от одноименного натурального минора он имеет повышенную VI ступень, а между I — VI ступенями-четыре с половиной тона, так называемую дорийскую сексту.
Фригийский лад
Фригийский лад строится по формуле: полутон — тон — тон —тон — полутон — тон — тон. В отличие от одноименного натурального минора он имеет пониженную II ступени и между I—II степенями — полтона, так называемую фригийскую секунду.
Примеры:
Лидийский лад
Лидийский лад строится по формуле: тон — тон — тон — полутон — тон — тон — полутон. В отличие от одноименного натурального мажора он имеет повышенную IV ступень и между I —IV степенями — три тона, так называемую лидийскую кварту.
Пример:
Миксолидийский лад
Миксолидийский лад строится по формуле: тон-тон-полутон — тон — тон — полутон — тон. В отличие от одноименного натурального мажора он имеет пониженную VII ступень и между I —VII степенями пять тонов, так называемую миксолидийскую септиму.
Примеры:
Первые два лада (дорийский лад и фригийский лад) по характеру ближе к минору, последние два (лидийский и миксолидийский) — к мажору. Каждый из ладов может быть построен по определенной формуле от любого из звуков октавы. Нужные знаки альтерации выносятся к ключу, и название лада произносится, например, так: лидийский с тоникой фа, дорийский с тоникой cи-бемолъ, фригийский с тоникой до-диез и т.д.
Обозначения ступеней и их функциональные значения — такие же, как и в мажоре или миноре.
Пятиступенный лад (Пентатоника)
Народная музыка использует также и пятиступенный лад. Для этого лада характерно то, что в нем отсутствуют полутоновые
соотношение звуков. Чаще всего встречается пятиступенчатый лад:
- с мажорным характером и формулой построения: тон — тон — полтора тона — тон — полтора тона.
- с минорным характером и формулой построения: полтора тона-тон-тон-полтора тона — тон.
Для написания статьи использовались материалы из учебника Е.Ф. Андреева. Основы музыкальной грамоты.
Музыкальные лады – виды народных ладов, как строить мажор, минор
В данной статье мы рассмотрим различные виды музыкальных ладов и их важность в музыкальной композиции. Мы узнаем, какие эмоции и настроения они способны вызывать у слушателя, и как их использование помогает создавать разнообразные музыкальные образы.
Содержание:
В чем отличия тональности и лада?
Тональность и лад – это два понятия, связанных с музыкальной гармонией, но они имеют различные значения.
Тональность относится к организации музыкального материала вокруг определенной тоники. Она определяет основную тональность или ключ, в которой основано музыкальное произведение. Тональность указывает на основную ноту или аккорд, которые являются гармоническим центром композиции. Например, мажорная тональность может иметь тональность До мажор, где нота До является тоникой. Тональность определяет набор музыкальных правил и конвенций, которые применяются в процессе написания, исполнения и аранжировки музыки.
Лад, с другой стороны, относится к системе звуковых интервалов и шкал, которые используются в музыке. Он определяет специфический музыкальный режим или стиль, который формируется на основе определенного набора интервалов и последовательностей нот. Лад определяет характеристики мелодических и гармонических отношений внутри музыки и влияет на звучание и эмоциональное воздействие произведения. Примеры ладов включают мажорный, минорный, дорийский, фригийский и т. д.
Ионийский лад (натуральный мажор)
Ионийский лад — это мажорный лад, который часто используется в современной западной музыке. Этот лад имеет своей основой семь нот, начиная с первой ступени мажорной гаммы.
Ионийский лад был одним из главных ладов в древнегреческой музыке и в средневековой европейской музыке. Он был использован для создания многих классических произведений, включая многие из симфоний Бетховена и Моцарта.
Одной из характеристик Ионийского лада является его радостный и светлый характер. Он обычно используется для создания музыки, которая звучит оптимистично и весело.
Ионийский лад может быть использован в разных тональностях. Например, если мы начнем на ноте до, то мы играем до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до в Ионийском ладу до мажор. Если мы начнем на ноте ре, то мы играем ре-ми-фа#-соль-ля-си-до#-ре в Ионийском ладу ре мажор.
Гармонический мажор
В гармоническом мажорном ладу шестая ступень, или субмедианта, понижается на полутон. Это изменение придает музыке особый характер и создает гармоническое напряжение. Пониженная шестая ступень отличает гармонический мажор от натурального мажора и придает ему более экспрессивный и выразительный звук.
Мелодический мажор
В мелодическом мажорном ладу при восходящем движении структура гаммы остается такой же, как в натуральном мажоре. Однако, при нисходящем движении мелодический мажорный лад отличается от натурального мажора. В мелодическом мажоре при нисходящем движении понижаются шестая и седьмая ступени, возвращаясь к натуральным значениям минорного лада. Это придает мелодии более характерное звучание и создает ощущение глубины и меланхолии.
Лидийский лад
Лидийский лад – это модальный лад, который получил свое название от древнегреческой области Лидия. Он является одним из основных модальных ладов и обладает ярким и радостным звучанием.
Лидийский лад строится на основе мажорной гаммы с повышенной четвертой ступенью. Его последовательность ступеней выглядит следующим образом: тон – тон – тон – полутон – тон – тон – полутон. Таким образом, основной характеристикой лидийского лада является повышенная четвертая ступень, что придает ему яркое и отличающееся звучание.
Лидийский лад обладает светлым и возвышенным характером. Его музыкальные произведения часто звучат ярко и мелодично, принося радостные и оптимистичные эмоции. Этот лад часто ассоциируется с величественностью и торжественностью, и используется в различных музыкальных жанрах, включая классическую музыку, джаз и фьюжн.
Миксолидийский лад
Миксолидийский лад является одним из основных модальных ладов и обладает характерным и отличительным звучанием.
Миксолидийский лад строится на основе мажорной гаммы с пониженной седьмой ступенью. Его последовательность ступеней выглядит следующим образом: тон – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон. Таким образом, основной характеристикой миксолидийского лада является пониженная седьмая ступень, что создает интересное и немного напряженное звучание.
Миксолидийский лад обладает ярким и энергичным характером. Его музыкальные произведения часто звучат динамично и задорно, принося веселое и энергичное настроение. Этот лад часто ассоциируется с жанрами, такими как блюз, рок, фанк и кантри.
Использование миксолидийского лада позволяет музыкантам создавать музыку с яркими и характерными аккордовыми прогрессиями. Пониженная седьмая ступень добавляет особый акцент в музыку и придает ей некоторую напряженность. Миксолидийский лад часто используется для создания сильных и запоминающихся мелодий, а также для импровизаций и соло.
Эолийский лад (натуральный минор)
Эолийский лад – это модальный лад, который также известен как натуральный минор. Он является одним из наиболее распространенных ладов в музыке и широко используется в различных музыкальных жанрах.
Эолийский лад строится на основе минорной гаммы, которая имеет следующую последовательность ступеней: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон. Он начинается с шестой ступени мажорного лада, поэтому он также называется “шестой ступенью мажорного лада”. В этом ладу мелодический и гармонический материал имеют особый окрас и эмоциональную выразительность.
Одной из характерных особенностей эолийского лада является его меланхоличный и задумчивый характер. Он часто ассоциируется с грустью, печалью и интроспекцией. Используя этот лад, музыканты могут выражать широкий спектр эмоций и создавать атмосферу, наполненную тайной
Гармонический минор
в гармоническом миноре повышается седьмая ступень. Таким образом, структура гармонического минорного лада состоит из следующих ступеней: первая, вторая, минорная третья, четвертая, пятая, минорная шестая и повышенная седьмая. Использование повышенной седьмой ступени в гармоническом миноре придает ему характерное звучание и создает особенную гармоническую напряженность.
Мелодический минор
Структура мелодического минора в восходящем движении отличается от натурального и гармонического миноров. В восходящем мелодическом миноре седьмая и шестая ступени повышаются, создавая своеобразную гамму, похожую на натуральный мажор, но с пониженной третьей ступенью. Таким образом, структура мелодического минора в восходящем движении выглядит следующим образом: первая, вторая, минорная третья, четвертая, пятая, повышенная шестая и повышенная седьмая ступени.
В нисходящем движении, традиционно, мелодический минор использует структуру натурального минора, то есть с пониженной шестой и седьмой ступенями.
Дорийский лад
Дорийский лад – это модальный лад, который строится на основе натуральной минорной гаммы. Главной характеристикой дорийского лада является повышенная шестая ступень по сравнению с натуральным минором. Таким образом, между пятой и шестой ступенями образуется большая секунда, в отличие от натурального минора, где между этими ступенями находится малая секунда.
По сравнению с другими модальными ладами, дорийский лад имеет относительно мрачный и задумчивый характер. Это связано с повышенной шестой ступенью, которая создает некую напряженность и интересные гармонические возможности.
Дорийский лад находит широкое применение в различных музыкальных стилях, включая классическую, рок, джаз, фолк и многие другие. Он используется как в мелодическом, так и в гармоническом контексте, помогая создавать особый эмоциональный оттенок и выразительность в музыке.
Фригийский лад
Фригийский лад – это модальный лад, который получил свое название от древнегреческого народа Фригии. Он является одним из основных модальных ладов и имеет своеобразный и захватывающий звучание.
Фригийский лад строится на основе минорной гаммы с пониженной второй ступенью. Его последовательность ступеней выглядит следующим образом: полутон – тон – тон – тон – полутон – тон – тон. Таким образом, основными характеристиками фригийского лада являются пониженная вторая ступень и уникальная последовательность тонов и полутонов.
Фригийский лад обладает таинственным и экзотическим звучанием. Его особенности придают музыке мистическую и загадочную атмосферу. Этот лад часто ассоциируется с восточными мотивами и исполняется в музыке различных культур, включая испанский фламенко, марокканскую гнаву музыку и некоторые жанры рок-музыки.
Локрийский лад
Локрийский лад является самым мрачным и диссонансным из всех модальных ладов.
Локрийский лад строится на основе натуральной минорной гаммы с пониженными второй и пятой ступенями. Его последовательность ступеней выглядит следующим образом: тон – полутон – полутон – тон – полутон – полутон – тон.
Локрийский лад обладает темным и напряженным звучанием. Его особенности придают музыке загадочность, тревожность и драматичность. Использование локрийского лада создает атмосферу нестабильности и неопределенности. Этот лад редко используется в современной музыке, так как его звучание считается диссонантным и вызывающим дезориентацию у слушателя. Однако, в контексте экспериментальной, авангардной и современной джазовой музыки, локрийский лад может быть использован для создания атмосферы напряжения и экспрессии.
Пентатоника
Мажорная пентатоника
Мажорная пентатоника – это пятизвучная мелодическая структура, которая используется в музыкальной практике многих культур по всему миру. Она получила свое название от слова “пента”, что означает пять, и “тоника”, что указывает на тональный центр. Мажорная пентатоника состоит из пяти звуков, которые создают особый мелодический контур.
Основные ступени мажорной пентатоники образуют простую мажорную гамму, в которой опускаются две ступени. Обычно это делается путем удаления четвертой и седьмой ступеней из стандартной мажорной гаммы. Таким образом, ступени мажорной пентатоники обозначаются следующим образом: первая, вторая, третья, пятая и шестая ступени мажорной гаммы.
Мажорная пентатоника имеет характерный звуковой профиль, который придает ей светлый, радостный и воздушный характер. Этот лад широко используется в различных музыкальных жанрах, включая фольклорные мелодии, поп-музыку, рок, кантри и многие другие.
Преимущество мажорной пентатоники заключается в ее простоте и универсальности. Ее малое количество звуков делает ее легкой для запоминания и использования в импровизации. Мажорная пентатоника также хорошо сочетается с аккордовыми прогрессиями, что делает ее популярной в сфере сольного исполнительства и создания мелодий.
Минорная пентатоника
Минорная пентатоника – это пятизвучная мелодическая структура, которая широко используется в различных музыкальных жанрах. Она является одной из наиболее распространенных пентатонических гамм и имеет своеобразный звуковой характер.
Минорная пентатоника образуется путем удаления двух ступеней из натуральной минорной гаммы. Обычно это делается путем исключения второй и шестой ступеней. Таким образом, ступени минорной пентатоники обозначаются следующим образом: первая, третья, четвертая, пятая и седьмая ступени натуральной минорной гаммы.
Минорная пентатоника имеет особый звуковой характер, который придает ей мистическое, таинственное и экзотическое звучание. Она часто ассоциируется с восточными музыкальными традициями и дает возможность создавать мелодии с особым эмоциональным оттенком.
Заключение
Музыкальные лады представляют собой важный элемент музыкальной теории и практики. В этой статье мы рассмотрели различные виды ладов, их характеристики и влияние на музыкальное выражение.
Мажорные и минорные лады являются основой западной музыки. Мажорный лад обладает ярким и радостным характером, в то время как минорный лад создает более глубокое и меланхоличное настроение. Оба лада строятся на определенных последовательностях полутонов и целых тонов, которые образуют гармоническую структуру музыки.
Другие лады, такие как дорийский, фригийский, лидийский и другие, представляют собой разновидности музыкальных ладов, которые имеют свою уникальную звуковую палитру и характерные мелодические и гармонические особенности. Они отличаются от мажорных и минорных ладов и могут придавать музыке особый колорит и настроение.
Пентатоника, состоящая из пяти звуков, является еще одним важным видом лада. Она широко применяется в различных музыкальных культурах и жанрах благодаря своей простоте и универсальности. Пентатоника позволяет создавать мелодии и гармонии, проникнутые гармоничностью и эмоциональной выразительностью.
Понимание и использование музыкальных ладов играет важную роль в музыкальном образовании и творчестве. Они помогают расширить музыкальный словарь, развить слуховое восприятие и артистическую выразительность.
Разблокируйте гриф с помощью ОДНОЙ пентатоники — Guitar Nutrition
Если вы когда-нибудь играли на гитаре, то наверняка слышали о пяти пентатониках. Это одна из первых вещей, которые вы изучаете после того, как разберетесь с гитарными аккордами для начинающих и научитесь играть несколько песен. Но пентатоника не только для начинающих! Они являются основной частью вашего инструментария как гитариста и часто используются в качестве основы для всех видов соло и импровизаций.
Однако я не думаю, что способ, которым люди обычно изучают пентатонику, очень эффективен. Эти формы полезны. Но я не думаю, что они так важны, как мы думаем.
Рис. 1: Паттерн минорной пентатоники 1
Рис. 2: Паттерн минорной пентатоники 2
Рис. 3: Паттерн минорной пентатоники 3
Рис. 4: Паттерн минорной пентатоники 4
Рис. 5: Паттерн минорной пентатоники 5
Эти пентатонические паттерны отлично подходят для передачи информации о том, какую часть гитарного грифа вы играете — кто-то точно узнает, где вы играете рифф, если вы скажете, что используете паттерн 1. Мы должны их знать. Но я не думаю, что они являются хорошим местом для начала. Пытаясь познакомить пальцы с пятью узорами, которые вы , затем нужно научиться правильно применять, прежде чем даже прикасаться к мажорной гамме, это не эффективное использование вашего времени.
В этом уроке мы применим немного музыкальной теории к паттерну 1. Вы обнаружите, что с помощью этого одного паттерна и некоторых минимальных теоретических отбивок вы сможете играть мажорную пентатонику, минорную пентатонику, мажорную гамму и минорную гамму в любом месте на грифе в любой тональности. Это гораздо полезнее, чем изучение пяти, казалось бы, отдельных паттернов! Да и времени на обучение уйдет меньше.
Минорная пентатоника
Мы начнем с паттерна 1. Мне всегда нравится проводить различие между паттерном и гаммой. Паттерн — это просто набор нот, выложенных блоком на грифе. Если вы играете вверх и вниз по паттерну 1, вы заметите, что он начинается с «А» и заканчивается на «С».
Рис. 6: Образец пентатоники ля минор 1 начинается с ля (нижняя струна ми, пятый лад) и заканчивается на до (высокая струна ми, восьмой лад).
Чтобы играть в пентатонике ля минор, вы должны начать с «ля» и закончить на «ля», играя по паттерну 1.
Рис. 7: Пентатоника ля минор гамма начинается с «ля» и заканчивается на «ля», проходя через образец пентатоники 1.
Большинство людей просто изучают Паттерн 1 как набор нот на грифе. Или они могут научиться играть от «ля» до «ля» с помощью первого паттерна (как мы делали выше), но это все еще охватывает две октавы. Проблема с отработкой пентатоники ля минор таким образом заключается в том, что очень легко не заметить леденящую кровь букву «ля» в середине двухоктавной гаммы; основная нота, соединяющая две октавы.
Рис. 8: Легко пропустить основную ноту, соединяющую первую и вторую октавы.
Важно уметь физически играть через две октавы. Но, по иронии судьбы, такая практика на самом деле затрудняет применение теории музыки к тому, что вы делаете (и теория музыки здесь — магия).
Если мы разобьем пентатонику ля минор на две октавы, вы заметите, что мы получим два паттерна. Правильное выражение гаммы с нотами, расположенными справа от основной ноты.
Рис. 9: Правильное выражение пентатоники ля минор.
И левое выражение звукоряда с нотами, расположенными слева от основной ноты.
Рис. 10: Левое выражение пентатоники ля минор внутри паттерна 1.
Теперь у нас есть два очень разных паттерна, которые мы извлекли из двухоктавного паттерна номер один. Если мы примем во внимание уникальное поведение струны B, мы можем переместить это левое выражение вверх к струне Low E и сыграть ее с той же основной ноты, что и правое выражение.
Рис. 11: Учет струны B для воспроизведения левого выражения из основной ноты струны E.
Теперь мы можем сыграть левое и правое выражения пентатоники ля минор с одной и той же основной ноты. Эти весы являются зеркальным отражением друг друга. Они звучат точно так же.
Рис. 12: Левое и правое выражения пентатоники ля минор, сыгранные с основной ноты струны ми.
Если вы знаете ноты на грифе, вы можете применять левое и правое выражения из любой основной ноты на грифе. Пусть вас не смущает тот факт, что узоры выглядят немного иначе. Они имеют одинаковую форму на каждой струне, вам просто нужно учитывать струну B, где это необходимо.
Рис. 13: Левое и правое выражения пентатоники ля минор, сыгранные с основной ноты струны ля.
Рис. 14: Левое и правое выражения пентатоники ля минор, сыгранные с основной ноты струны ре.
Рис. 15: Левое и правое выражения пентатоники ля минор, сыгранной из основной ноты струны соль.
Теперь вы можете играть ля минорную пентатонику в любом месте на грифе, используя две простые формы: левое и правое выражения минорной пентатоники.
Если вы не знаете ноты на грифе, ознакомьтесь с нашим курсом, который поможет вам запомнить каждую ноту за 25 дней.
Мажорная пентатоника
До сих пор мы использовали паттерн пентатоники 1 для воспроизведения нашей минорной пентатоники по всему грифу. Мы также можем использовать его для воспроизведения нашей мажорной пентатоники по всему грифу. На этот раз мы будем работать в тональности до мажор. Это относительный мажор ля минор, что означает, что у них одинаковые ноты. Мы пройдем тот же процесс, что и с минорной пентатоникой.
Сначала мы разобьем гамму на две октавы, что позволит нам распознавать левое и правое выражения гаммы.
Рис. 16: Левое выражение пентатоники до мажор, сыгранное в Паттерне 1.
Рис. 17: Правильное выражение до мажорной пентатоники.
После того, как мы это сделали, мы можем принять во внимание струну B и переместить паттерн в нашу основную ноту на струне Low E.
Рис. 18: Учет струны B для воспроизведения правильного выражения из основной ноты струны E.
Теперь мы можем применить эти левые и правые выражения к каждой основной ноте на грифе.
Рис. 19: Левое и правое выражения пентатоники до мажор, сыгранные с основной ноты струны ми.
Рис. 20: Левое и правое выражения пентатоники до мажор, сыгранные с основной ноты струны ля.
Рис. 21: Левое и правое выражения пентатоники до мажор, сыгранные с основной ноты струны ре.
Рис. 22: Левое и правое выражения пентатоники до мажор, сыгранные из основной ноты струны соль.
Мажорная гамма
На этом этапе мы использовали одну форму (Пентатоника 1) для воспроизведения левого и правого выражения мажорной и минорной пентатоники повсюду на грифе. Однако мы не должны останавливаться на достигнутом. Пентатоника представляет собой пятинотную шкалу, что означает, что в ней отсутствуют две ноты, образующие семинотную мажорную шкалу. Я часто думаю о пентатонике как о скелете, а дополнительные ноты мажорной гаммы подобны мышцам. Мы можем добавить эти дополнительные ноты к мажорной и минорной пентатонике, чтобы создать мажорную и минорную гаммы 9.0003
Левое и правое выражения гаммы до мажор.
Рис. 23: Левое выражение гаммы до мажор.
Рис. 24: Правильное выражение гаммы до мажор.
Минорная гамма
И, левое и правое выражения ля минорной гаммы.
Рис. 25: Левое выражение ля минорной гаммы.
Рис. 26: Правильное выражение ля минорной гаммы.
Эти левые и правые выражения минорной и мажорной гаммы могут быть применены к каждой основной ноте (точно так же, как мы сделали с пентатоническими гаммами выше).
Блюзовая гамма
Этот принцип взятия левого и правого выражения гаммы не должен останавливаться на достигнутом. Мы могли бы добавить блюзовую ноту к минорной пентатонике, что позволило бы нам играть левое и правое выражения блюзовой гаммы.
Рис. 27: Левое выражение блюзовой гаммы А.
Рис. 28: Правильное выражение блюзовой гаммы А.
Этот урок только поверхностно показывает, как мы можем применять пентатонику, чтобы значительно повысить эффективность нашей практики и прогресса в игре на гитаре. В настоящее время мы работаем над дополнительными уроками и курсом, в котором эти идеи будут рассмотрены более подробно. Пожалуйста, оставьте комментарий, если у вас есть какие-либо вопросы, чтобы мы могли уточнить что-либо в будущем контенте!
Как практиковатьМэттью Стюарт Пентатоника, Теория1 Комментарий
0 лайковBasic Chords — Fretsource
Аппликатура показана только там, где может быть не очевидно, какие пальцы использовать, но это всегда только предложение. Первый аккорд (ля мажор) показывает пальцы 2, 3 и 4. Однако многие гитаристы предпочитают использовать 1, 2 и 3, а некоторые, особенно те, у кого большие руки, могут даже предпочесть использовать один палец на всех трех струнах.
Для экономии места включены только аккорды с естественными тонами, но см. ниже информацию о движущихся фигурах на грифе гитары для воспроизведения диезов/бемолей версий аккордов.Аккорды представляют собой комбинации определенных нот, и, поскольку на гитаре много дублированных нот, для каждого аккорда возможно гораздо больше форм грифа. Показанные здесь являются типичными и распространенными формами.
На приведенной выше диаграмме показана дополнительная информация, обычно не включаемая в диаграммы хорд. Цифры над каждой струной показывают интервалы над корнем аккорда. См. схему построения аккордов, если вы готовы узнать больше о формулах аккордов и хотите попробовать создать свои собственные формы аккордов.
Аппликатура показана только там, где может быть не очевидно, какие пальцы использовать, но это всегда только предложение. Первый аккорд (ля мажор) показывает пальцы 2, 3 и 4. Однако многие гитаристы предпочитают использовать 1, 2 и 3, а некоторые, особенно те, у кого большие руки, могут даже предпочесть использовать один палец на всех трех струнах.
ОСНОВНЫЕ АККОРДЫ SHARP/FLAT
Чтобы создать диезную версию любой формы аккорда, переместите всю форму вверх по грифу ровно на один лад. Например, если вы переместите все ноты формы аккорда, показанной для до минор, на один лад вверх, вы получите до-диез минор. Если форма аккорда включает в себя открытые струны, их тоже нужно двигать (для чего часто приходится класть первый палец на гриф), иначе их нужно опустить. Например, посмотрите на C7, который обычно играется как 5-струнный аккорд (6-я обычно опускается, поскольку это не основная нота). Первая струна также является открытой ми, которую нужно поднять на один лад вместе со всеми остальными ладовыми нотами, если вы хотите сделать до-диез 7-й. К сожалению, это невозможно, так как (предположительно) у вас не осталось свободных пальцев — все они цепляются за разные ноты. Тогда первая строка должна быть опущена. К счастью, это не обязательный тон аккорда, поскольку аккорд уже содержит ту же ноту (на октаву ниже) на 4-й струне, поэтому его можно опустить, не влияя на гармонический эффект аккорда. В качестве альтернативы, чтобы найти до-диез септаккорда, вы можете взять другую форму септаккорда, например F7, и переместить ее полностью вверх, чтобы начать с 9 лада. .
Чтобы сделать бемольную версию любой формы аккорда, переместите всю форму ВНИЗ на один лад. Однако, если фигура включает в себя открытые струны, эту фигуру нельзя сдвинуть дальше вниз. Например, если сдвинуть си-минор вниз на один лад, получится си-бемоль минор. Если вы сдвинете его еще на один лад вниз, вы получите ля минор, но форма теперь включает открытые струны, поэтому его нельзя сдвинуть дальше. Так как же перейти к ля-бемоль минор (или соль-диез минор, что одно и то же)? Вы можете использовать соль минор и переместить ее на один лад ВВЕРХ. Вы также можете использовать до минор и переместить его на семь ладов вверх.
Использование всего грифа
Принцип скользящих форм аккордов для получения бемолей или диезов также применим к созданию альтернативных версий аккордов, показанных на схеме. Например, перемещение фа мажор на лад 3 вместо лада 1 дает альтернативную форму соль мажор; перемещение его на 5-й лад дает альтернативный ля-мажор и так далее. Поскольку шестая струна для этой формы обеспечивает основной тон аккорда, любая нота, на которую остановится ваш первый палец, будет корнем нового аккорда. Просто помните, что при смещении любой формы аккорда каждая нота аккорда (включая открытые струны) должна быть сдвинута точно на одинаковую величину. Если конкретная нота не может быть перемещена, ее нельзя включать (если только она не является аккордовым тоном).
Например, форма аккорда, данная для C7, включает E на струне 1. Перемещение нот на ладу вверх по ладу грифа за ладом дает, в свою очередь, аккорды: до-диез 7 (ре-бемоль 7), D7 и ре-диез 7 (ми-бемоль 7-й). Поскольку у вас нет свободного пальца, чтобы двигать открытую струну ми вместе с нажатыми нотами, ее нельзя сыграть, потому что ми не является аккордовым тоном ни одного из этих аккордов. Однако, достигнув 5-го лада, эта открытая ми снова становится аккордовым тоном. Это корень аккорда E7.
Основная позиция v Перевернутые аккорды
Большинство аккордов звучат наиболее сбалансированно и стабильно при игре в ROOT POSITION, что означает, что самая низкая нота имеет то же имя, что и аккорд.