Лад мажор и минор для детей: Лад в музыке: мажор и минор

Содержание

Урок сольфеджио №9 Лад и тональность, минор советы профессионалов



Урок сольфеджио №9 Лад и тональность, минор советы профессионалов 22

/ / Урок сольфеджио №9: Лад и тональность.Минор

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Записаться

Лад и тональность. Минор: натуральный, гармонический, мелодический

Минорным ладом или минором называется такой лад, в котором на тонике образуется минорное трезвучие. Мажорное трезвучие, образующееся на тонике, называется тоническим трезвучием.

Название лада минор характеризует малую терцию вверх от тоники, так как эта терция в наибольшей мере определяет окраску лада.

Натуральный минор, его гамма. Название и свойства ступеней

Гамма строится от тоники и до тоники, секунды расположены в следующем порядке б2, м2, б2, б2, м2, б2, б2. Гамма данного строения называется натуральным минором.

В натуральном миноре направление тяготений ступеней в общем такое же, как и в мажоре.

Параллельные тональности

Минор, такой же самостоятельный лад, как и мажор. Тем не менее на первое время удобно строить минор, исходя от мажора.

Каждой мажорной тональности соответствует минорная, имеющая одинаковый с ней звуковой состав. Мажор и минор, имеющие в натуральном виде одинаковый звуковой состав и, следовательно, одинаковые ключевые знаки, называются параллельными.

Минор как бы строится от 6 ступени мажора, принимаемой за тонику.

Гармонический и мелодический минор

Минор, так же, как и мажор, подвергся развитию. Особенно важное значение имеет гармонический и мелодический минор.

Гармонический минор отличается от натурального повышенной 7 ступенью. Благодаря этому повышению в миноре образовался такой же вводный звук, остро тяготеющий на полутон вверх к тонике, как в мажоре.

Мелодическим называется минор с повышенным 6 и 7 ступенями.

 

Статью утвердил

 

27.04.2020

Как поставить певческое дыхание

Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения…

Подробнее

Как брать высокие ноты баритону

Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец).  Вокалист-новичок же,…

Подробнее

Играть в ансамбле — круто

Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры…

Подробнее

Контакты

ООО «МузШок» УНП 191762867
BY90UNBS30121008300030000933
БСБ Банк, код UNBSBY2X

Copyright @ МузШок 2022

Имя *

Телефон (с кодом) *

Email

конспект музыкального занятия «Знакомство с мажором и минором» | План-конспект занятия по музыке (старшая группа):

Знакомство с мажором и минором

Цель: закрепление обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с главными ладами музыки мажором и минором;
  • формировать у обучающихся представления о внешних признаках веселого и грустного настроения;
  • учить применять на практике, демонстрировать признаки веселого, грустного настроения посредством собственной мимики, пантомимики, в том числе, в процессе собственной музыкальной деятельности;
  • совершенствовать певческие навыки (протяжное пение, выразительное исполнение песен, бесшумный вдох и выдох).

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально волевую сферу обучающихся (навыки самоконтроля, умение выражать настроение, свои чувства) посредством собственной мимики, пантомимики;
  • развивать слуховое восприятие посредством музыкальных произведений;
  • корригировать и развивать связную устную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес обучающихся к занятиям музыкальной деятельностью;
  • воспитывать интерес к классической музыке через слушание.

Оборудование: фортепиано, ПК, проектор, экран, зеркала, народные музыкальные инструменты.

Словарная работа: мажор, минор, лад, оттенки лада (веселый, задорный, игривый, озорной, грустный, печальный, мечтательный, задумчивый).

 Цель. Формировать представление о ладе в музыке, развитие ладового слуха. Установление ассоциативных связей в процессе обобщения музыкальных впечатлений. Расширение словарного запаса детей (мажор и минор).

        

Задачи.

        1. Развивать эмоциональный отклик на контрастную выразительность мажора и минора.

        2. Дать детям представление о понятиях «мажор» и «минор».

        3. Создать условия для соотнесения эмоционально-двигательного и слухового опыта с музыкальными понятиями «мажор» и «минор».

Пояснительная записка

НОД художественно-эстетической направленности, образовательная область «Художественно эстетическое развитие» составлено в соответствии с основной образовательной программой ДОО, с использованием ИКТ, а также здоровьесберегающими технологиями.

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Художественно-эстетического развития», «Познавательное развитие»».

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

Ход НОД

Дети входят под музыку: «Марш-парад»  В.Сорокина №73

М.р.: Здравствуйте ребята, сегодня мне опять пришло сообщение от жителей города Настроение. Вы, конечно же помните, как мы им помогали прогнать из города злого волшебника.

  Они опять просят помощи: недавно злой волшебник вернулся в город и жители решили превратить его из злого в доброго волшебника .

Я предлагаю помочь им с помощью музыкальных ладов мажора и минора.

У меня есть добрые друзья. Братья близнецы- Мажор и Минор , познакомьтесь с ними.

-Здравствуйте. я Мажор.

-Здравствуйте. я Минор.

Мажор- мальчик светлый, радостный, задорный.

Минор- мальчик грустный , спокойный.

Я- мажор, бегу, кричу,

Я- минор, иду, грущу,

Я- мажор, смеюсь, шумлю,

Я- минор, шепчу и сплю,

Я- мажор, веселый

Я- минор печальный

Я- мажор, как помидор:

Красный, очень яркий,

Белым назовем минор,

Как подснежник в парке.

 Давайте мы тоже с ними познакомимся: «Песенка приветствие» с.96

Они помогут волшебнику приобрести добрые качества и превратиться из злого в доброго волшебника. Ну что, отправляемся в путь?

1. Музыкально ритмические движения.

Упр. «Нежные руки» «Адажио» Д. Штейбельта №69

2.слушание

Я предлагаю послушать два произведения с одинаковым названием ,определить характер и лад.

«Декабрь» А. Вивальди(фа минор)( Начинается музыка с колючих звуков….

«Декабрь» П. И. Чайковский ля бем. Маж)

3.игра на инструментах

«Загадка» с.78

4.пение

-а сейчас мы подготовим наш голосовой аппарат и споем распевку, в которой присутствуют два брата, послушаем и определим.

«Зайчик» Горбиной

 «Улыбка» Шаинского

5.игра

Друзья, я предлагаю поиграть в игру «Динь, динь. динь.»

Когда мы будем вручать письмо адресату, почтальон  должен сказать какое чувство изображено на картинке  чтобы наш волшебник запомнил добрые слова, каждый ,кому достанется

 «Почтальон» № 7

Обучение игре на грифе — Guitar Lesson World


Обучение игре на грифе — это задача, с которой этот урок поможет вам эффективно справиться. Знаете ли вы, что гитара с 22 ладами содержит 138 нот? Это огромная задача, которая бросает вызов как начинающим, так и опытным гитаристам. Этот урок расскажет вам, почему некоторые люди учат этому неправильно (неэффективно и скучно).

Почему вы должны изучать гриф

Вы должны изучать гриф по одной простой причине. Вы хотите играть быстрее!

Обычно, когда люди говорят о скорости, они говорят о физических  аспектах обучения игре на гитаре. Обычно я думаю о том, как шредеры выстукивали пальцами свой путь к безумному шквалу нот. Измельчение требует много практики, но это другой тип скорости.

Когда вы изучаете гриф, вы играете быстрее, потому что можете мгновенно вспомнить ноту. Мгновенный вызов позволяет найти и воспроизвести любую ноту как можно быстрее. Это умственная скорость, которая позволяет вам решать, находить и играть быстрее.

Почему определение грифа не работает

Большинство гитаристов утверждают, что знают гриф, потому что могут найти любую ноту. Многие песни имеют темп 120 ударов в минуту, что составляет 2 секунды на такт.

  • Вся нота = 2 секунды
  • Половина ноты = 1 секунда
  • Четвертная нота = 1/2 секунды
  • Восьмая = 1/4 секунды
  • Шестнадцатая нота = 1/8 секунды

Вам нужно запоминать ноты за доли секунды! Вот почему знание того, как найти любую заметку, не работает. Без мгновенного отзыва вы не сможете идти в ногу!

Как научиться играть на грифе

Научиться играть на грифе не сложно, но это требует практики. Большинству гитаристов эта задача кажется скучной, потому что они изучают ее неправильно. Кроме того, они пытаются использовать ярлыки, которые не работают! Лучший способ выучить гриф — использовать несколько способов запоминания ноты. Это не только интереснее, но и эффективнее.

Использование ассоциаций

Человеческий мозг запоминает, используя ассоциации. Когда вы играете ноту, вы думаете о той ноте, которую хотите. Вы найдете его на грифе. Вы слышите записку. Вы видите гриф. Все эти элементы могут быть связаны друг с другом для формирования многомерных упражнений. Позже я дам вам упражнения, которые связывают то, что вы видите, слышите и чувствуете, чтобы максимизировать вашу эффективность.

Практикуйтесь, чтобы запомнить

Вы когда-нибудь зубрили перед экзаменом и забывали то, что выучили? Когда вы попытаетесь выучить гриф, вы забудете об этом. Ваш мозг переводит вашу кратковременную память в долговременную, когда вы спите. Я рекомендую тренироваться на грифе по 10-20 минут в день, пока вы не освоите его.

Избегайте этих методов

Вот список неэффективных или скучных способов изучения грифа. Это мой антирекомендационный список.

  • Не пытайтесь зрительно запомнить изображение нот на грифе. Это, наверное, самый скучный метод, и вы не ассоциируете звук
  • .
  • Не пытайтесь срезать путь, изучая только лады с 1 по 12. Лады 13+ расположены ближе друг к другу, поэтому они воспринимаются по-другому и имеют более высокий тон. Мгновенный отзыв требует психических и физических отзывов!
  • Не ограничивайтесь 5-й -й и 6-й -й. Многие гитаристы изучают эти две струны и выводят остальные ноты. Это просто недостаточно быстро.
  • Не репетируйте слишком много нот за одну сессию. Большинство людей могут запомнить около 7 предметов за один присест без особых усилий. По иронии судьбы существует семь естественных названий нот (A, B, C, D, E, F, G). Я рекомендую заняться ими в первую очередь.

Что нужно знать перед началом практики

В этом разделе я дам вам необходимую информацию.

Нумерация струн и стандартная настройка

Струны нумеруются от самой тонкой струны (1-я струна) до самой толстой (6-я струна). Строй дается от 6-й струны к 1-й струне: E-A-D-G-B-E. Этот строй (E-A-D-G-B-E) называется стандартным строем.

Ноты названы с использованием первых семи букв алфавита, однако на гитаре воспроизводятся более семи звуков или нот. Названия нот или буквы повторяются. Например: нота
после ноты G называется A: … E-F-G-A-B-C-D-E-F-G-A-B-C …

Нумерация ладов

Нумерация ладов начинается с 1 от головки грифа к корпусу. Иногда цифра 0 или буква O используются для обозначения открытой струны, или тот, который играется без раздражения ноты.

Ладирование ноты выполняется нажатием струны вниз за ладом (со стороны грифа грифа).

Движение грифа

Гитаристы могут перемещаться по грифу горизонтально вверх или вниз или вертикально по грифу. Это общие термины, используемые для обозначения того, как нужно менять положение рук при игре на гитаре.

Расположение нот на грифе

В этом разделе показано, где можно сыграть каждую ноту на гитаре. Обозначения даны для полноты. У меня есть урок по чтению стандартной нотации и табулатуры, если вам нужна дополнительная информация.

1 -й строки примечания (высокая e String)

2 -й строковые ноты (B Строка)

3 -й строки. Примечания (G String)


8 4 -й строки (D строка)

888888888888888
888888898

888888

9 -й строки. 5-я струна (струна ля)

6-я струна (струна ми)

Обозначение всех нот

Следующие обозначения и табулатура показывают полный диапазон гитары.

Некоторые ноты можно воспроизводить только в одном месте, а другие — в пяти.

Упражнения по возрастанию и убыванию

Это простые упражнения, но вы хотите попробовать несколько вещей, играя в них.

  • Скрыть табулатуру во время игры. Показывайте только обозначения (чтобы вас не обманули).
  • Не используйте один палец для всех нот. Найдите наименьшее возможное количество ручных переключений.
  • Вы заметите, что я использовал четвертные ноты для B-C и E-F. Это полутона друг от друга. Я использовал половинные ноты, когда интервал составляет целый шаг (2 полутона). Это должно усилить различные интервалы.
  • Произносите ноты во время игры, чтобы связать название с нотой.
  • Следите за своей беспокойной рукой, когда говорите, и играйте по нотам.
  • Прослушайте ноты. Постарайтесь запомнить их звук вместе с ощущением раздражения в этом положении.
  • Попробуйте послушать с закрытыми глазами и с глазами на ладах.
  • Обратите внимание, как точки на грифе соответствуют каждой ноте.
  • Используйте метроном со скоростью 60 ударов в минуту (1 секунда на удар). Увеличивайте скорость интервалами по 20 ударов в минуту каждый раз, когда вы проходите его. Посмотрите, как быстро вы можете играть чисто. Идите медленнее, если вы становитесь неряшливым, чтобы не формировать плохие привычки.

6th String Notes По возрастанию

Я рекомендую переместить руку из открытой/первой позиции в 5-ю, 10-ю, 15-ю и 19-ю позиции. Не стесняйтесь попробовать другие ручные переключения, чтобы изменить его.

6-я струна Ноты по убыванию

Еще раз, попробуйте различные положения ручного переключения.

Мажорные аккорды, основанные на 6-й струне

 

Ноты 5-й струны по возрастанию

Ноты 5-й струны по убыванию

Мажорные аккорды 5-й струны по возрастанию

Играйте эти аккорды по возрастанию, а затем по убыванию.

Другие упражнения на восхождение и нисхождение

Я оставлю эти упражнения на ваше усмотрение, что само по себе является отличным умственным упражнением.

  • Вы заметите, что я использовал мажорные аккорды в форме ми и ля. Попробуйте сыграть последовательность диатонических аккордов в тональности C: CMaj, Dm, Em, FMaj, GMaj, Am, Bdim. Например, замените EMaj на Em. Хотя диатоническая гармония является отдельной темой, в этих упражнениях я определяю ее как аккорды, в которых используются ноты мажорной гаммы. В данном случае гамма до мажор.
  • Замените аккорды на диатонические септаккорды в тональности C из форм E и A: CM7, Dm7, Em7, FM7, G7, Am7, Bm7b5.
  • Поскольку аккорды строятся на терциях (мажорные и минорные терции), попробуйте играть в терциях (каждая вторая нота на струне), чтобы вы знали ноты аккорда вдоль струны. Это работает для всех диатонических аккордов в тональности. Возьмем для примера ми минор 7: E-(пропустить F)-G-(пропустить A)-B-(пропустить C)-D. Ноты Em7: E G B D. Если вы хотите Em, пропустите последнюю ноту. Я люблю это упражнение. Он учит одновременно стольким нюансам музыки.

Дополнительные упражнения

Вот лишь несколько дополнительных упражнений, которые вы можете использовать.

  • Сыграйте ноту, затем сыграйте ее октаву на той же струне (12 ладов вверх). Повторите это для всех нот.
  • Сыграйте ноту, затем сыграйте ту же ноту на соседней струне. Пример. А на 5-й струне, открытая; А на 6-й струне, 5-й лад.
  • Сыграйте ноту, затем сыграйте ее октаву на соседней струне. Пример E на 6-й струне, открытый; Ми на 5-й струне, 7-й лад.
  • Сыграйте ноту, затем сыграйте ее октаву через две струны. Пример: ми на 6-й струне, открытая; Ми на 4-й струне, 2-й лад. Обратите внимание, как эти октавы используются в известных вам формах аккордов.
  • Сыграйте аккорд и определите основные ноты в этом аккорде.

Упражнений намного больше, поэтому я предлагаю вам книгу, чтобы систематизировать все это, чтобы вы могли быстро сосредоточиться на изучении грифа! Он содержит 159 упражнений, которые сделают ваши тренировки свежими. Он включает в себя теорию музыки, аккорды и многое другое, так что вы изучаете несколько концепций одновременно. Я до сих пор использую эти упражнения, чтобы оставаться свежим. Они работают от новичков до профессионалов. Подумайте о покупке моей книги, Секреты обучения игре на грифе !

Заключительные мысли

Надеюсь, вам понравился этот урок по изучению грифа. Это требует много практики, но сохранение мотивации кажется проблемой №1. Есть много интересных способов попрактиковаться на гитаре. Лучший способ — освежить свою практику разнообразными упражнениями. Как только вы это сделаете, вы вырветесь из колеи и получите гораздо больше удовольствия от игры на гитаре!

Если этот урок помог вам, пожалуйста, отметьте мою новую страницу в Facebook и напишите о том, как она вам помогла.

Базовые гитарные аккорды для начинающих, которые легко выучить

Когда ваш ребенок начинает учиться играть на гитаре, аккорды — это одна из первых и самых важных вещей, с которыми он познакомится. На гитаре много аккордов, и новичку может быть сложно научиться, особенно если он молод. К счастью, есть несколько гитарных аккордов для начинающих, которые вы можете выучить и научить своего ребенка.

В этом руководстве вы найдете несколько простых гитарных аккордов для начинающих. Это могут быть базовые гитарные аккорды, но вскоре вы обнаружите, что они используются во многих популярных песнях. Знание аккордов потребует некоторой практики и запоминания, но результаты того стоят, когда вы и ваш ребенок сможете сыграть несколько фантастических песен, возможно, даже вместе.

Содержание

Почему важно изучать гитарные аккорды для начинающих

Аккорды являются фундаментальными строительными блоками песни. Они придают песням свой ритм и вкус. Как только вы освоите основные гитарные аккорды, вы можете начать играть их в определенном порядке, известном как последовательность аккордов. Постепенно вы можете начать создавать мелодии, которые могут превратиться в потрясающие песни.

[Читать: Гитары для начинающих]

Самые простые гитарные аккорды для начинающих

Ниже вы узнаете несколько основных гитарных аккордов для начинающих. При достаточном количестве повторений вы обнаружите, что их постепенно становится легче выполнять. Вскоре вы сможете играть в них без особых усилий. Затем вы можете перейти к промежуточным аккордам. Поначалу вам может быть трудно, но, как говорится, «Практика делает совершенным».

Примечание. Пробуя эти аккорды, помните, что струны отсчитываются от головы грифа до корпуса. Это означает, что струна сразу после передней бабки является струной №1.

Ля мажор (ля)

Мажор — это простой гитарный аккорд, для исполнения которого нужно играть тремя пальцами. Вам будет трудно найти ля мажор, отсутствующий в любом списке гитарных аккордов для начинающих.

Действия по игре аккорда ля мажор:

  • Поместите палец №1 на струну №4 второго лада
  • Поместите палец №2 на струну №3 второго лада
  • Поместите палец №3 на струну №2 второй лад

Как видите, все действие происходит на втором ладу, поэтому многим новичкам ля мажор дается легко.

[Читать: Как играть на гитаре]

Ля минор (Am)

Еще один известный ля минор.

Шаги для исполнения аккорда Am:

  • Поместите палец №1 на струну №2 первого лада
  • Поместите палец №2 на струну №4 второго лада
  • Поместите палец №3 на струну №3 второй лад

До мажор (C)

До мажор — один из самых популярных пауэр-аккордов в западной музыке, поскольку он представляет собой элегантное сочетание трех основных нот: до, ми и соль. новички были бы полными без него. Кроме того, в нее очень легко играть.

Шаги для исполнения аккорда до мажор:

  • Поместите палец №1 на струну №2 первого лада
  • Поместите палец №2 на струну №4 второго лада
  • Поместите палец №3 на струну №3 третий лад

[Читать: Как поменять струны на гитаре дома]

Ре мажор (D)

Продолжение простых гитарных аккордов с тремя пальцами — ре мажор. Чтобы сыграть этот аккорд, вам нужно заглушить пару струн. Приглушение струн предотвращает попадание нежелательных струн на пути достижения желаемого звука.

Действия по игре аккорда ре мажор:

  • Поместите палец №1 на струну №3 второго лада
  • Поместите палец №2 на струну №2 третьего лада
  • Поместите палец №3 на струну №1 второй лад (вы увидите, что ваши пальцы образовали перевернутый треугольник)
  • Заглушите струны №5 и №6, оставив струну №4 открытой

Ре минор (Dm)

ре мажор, вы обнаружите, что ре мажор намного легче осуществить. Для этого вам нужно всего лишь переместить первый палец со второго лада на первый.

[Читать: Как держать гитару]

Шаги для исполнения аккорда Dm:

  • Поместите палец №1 на струну №3 первого лада
  • Поместите палец №2 на струну №2 третьего лада
  • Поместите палец №3 на струну №1 второй лад (вы увидите, что ваши пальцы образовали перевернутый треугольник)
  • Заглушите струны №5 и №6, оставив струну №4 открытой

Ми мажор (ми)

Форма ми мажор похож на ля минор. Разница в том, что вы перемещаете одну строку влево. Это означает, что если вы освоили аккорд Am, этот должен быть немного более интуитивным.

Шаги для исполнения аккорда ми мажор:

  • Поместите палец №1 на струну №3 первого лада
  • Поместите палец №2 на струну №5 второго лада
  • Поместите палец №3 на струну №4 второй лад 

Ми минор (Em)

Пожалуй, самый удобный для начинающих гитарный аккорд – это ми минор. Это шнур питания, который требует использования только двух пальцев.

Действия по игре аккорда Em:

  • Поместите палец № 2 на струну № 4 второго лада 9.0023
  • Поместите палец №3 на струну №3 второго лада

Обратите внимание, что вы можете превратить Em в Am, если поместите первый палец на вторую струну первого лада. Таким образом, вы можете легко переключаться между аккордами Em и Am и наоборот, и это здорово, потому что вы начинаете практиковаться в переключении между аккордами.

[Читать: гитарные риффы]

Соль мажор (G)

Как видите, большинство гитарных аккордов для начинающих используют три пальца. Соль мажор ничем не отличается. Тем не менее, это немного сложнее, потому что третий палец должен простираться дальше, чем первые два. По этой причине у вас могут возникнуть проблемы с переключением с других аккордов на этот.

Шаги для исполнения аккорда соль мажор:

  • Поместите палец №1 на струну №5 второго лада
  • Поместите палец №2 на струну №6 третьего лада
  • Поместите палец №3 на струну №1 третий лад

Обучение ребенка игре аккордов на гитаре

После того, как вы достаточно раз отрепетировали эти гитарные аккорды для начинающих и приобрели уверенность, вы можете научить им своего ребенка. В зависимости от того, насколько они молоды, они могут найти аккорды тремя пальцами немного сложной задачей. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок выучил гитарные аккорды в веселой и интерактивной среде с вниманием 1: 1, тогда Музыкальная школа FutureSchool BYJU может научить их всему, что им нужно знать, и даже больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *