Научные направления и школы в психологии: Школы психологии — Психологос

Научные школы | Академия психологии и педагогики ЮФУ

Инвентаризация научно-исследовательской деятельности Академии психологии и педагогики в 2020 году


Основные научные направления Академии психологии и педагогики

 (по которым подразделение осуществляет научно-исследовательскую деятельность)

Научное направление

Коды по ГРНТИ

(хх,уу; хх,уу)

1

2

3

1

Психология развития. Возрастная психология

15.31

2

Прикладная психология

15.81

3

Общая психология

15. 21

4

Психологические аспекты управления и обеспечения эффективности профессиональной деятельности сотрудников и структурных подразделений в организациях и на предприятиях

15.41.47, 15.81.25, 15.81.35

5

Психологическое сопровождение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов и силовых структур

 

15.81.57, 15.81.43

6

Методология и методика инклюзивного образования

14.01; 14.07; 14.15; 14.29

7

Теория и методика профессионального образования

14.33; 14.35; 14.37

8

Социокультурная динамика трансформационных процессов в системе профессионального образования.

Проблемы, состояние и прогнозы развития отечественной и зарубежной  дидактики.

Педагогика и психология высшего образования.

Качество высшего образования.

Дистанционное образование.

Инновационные процессы в педагогике

14.35,

15.21.

14.85.

20.53

9

Кластерный подход к организации инновационных проектов в сфере общего и высшего образования

Профильная психолого-педагогическая подготовка старшеклассников в условиях образовательного кластера ЮФУ

14.35,

15.21.

14.85.

20.53

10

Профессиональные представления в процессе образования и практической деятельност

15.81.00

15.81.29

11

Теоретико-методологические основы обеспечения качества подготовки педагогов дошкольного профиля в ВУЗе

14.35

12

Теории и технологии дошкольного образования

14.23

13

Когнитивные основы моделирования инновационного потенциала субъектов образования на разных этапах онтогенеза;

15. 21.41

14

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;

15.81.99

15

Профилактика проблемного поведения детей;

15.81.21

16

Психология семейных отношений;

15.81.65

17

Профессиональное самоопределение лиц с проблемами развития.

15.81.99

18

Социально-психологические аспекты развития человека на разных этапах онтогенеза; экспрессия в педагогическом общении.

 

15.41.39

19

Психофизиология сенсорных и речевых систем у детей с ограниченными возможностями здоровья

34.39.19

14.29.33

20

Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе образования

14. 29.41

21

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в развитии

14.29.33

22

Инновационные технологии диагностической и коррекционно-развивающей работы.

14.29.33

23

Комплексная медико-педагогическая коррекция речевых нарушений

14.29.33

34.39.55

24

Физиология различных видов деятельности в норме и в условиях дизонтогенеза

34.39.55

25

Психолого-педагогические методы диагностики и коррекции в специальном и инклюзивном образовании

14.29.33

26

Воспитание в специальных школах и дошкольных учреждениях детей с отклонениями в развитии

14.29.05

27

Специальные школы и дошкольные учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи. Логопедические пункты. Логопедия.

14.29.29

28

Обучение инвалидов

14.29.41

29

Психофизиологические механизмы высших психических функций  Психолого-педагогические аспекты формирования системы противодействия идеологии терроризма и экстремизма, разработка и внедрение методов формирования толерантных отношений в полиэтноконфессиональных регионах РФ

15.21.35

 

30

Психофизиологические механизмы когнитивных процессов

15.21.35

31

Психология когнитивных процессов: психофизиологические и психогенетические аспекты

15.21.25

15.21.35

32

Психофизиология. Психофизиологические механизмы высших психических функций

15.21.35

33

Психическое развитие детей с онкопатологией

15. 21.35

34

Психофизиология творчества, психофизиологические аспекты адаптации, дифференциальная психофизиология, когнитивные процессы, функциональная асимметрия мозга

15.21.35

35

Психология спорта. Психофизиология

15.81.45

15.21.35

36

Психофизиология. Практическая психология. Психология деятельности и поведения. Психология мотивации

15.21.35

15.81.70

15.21.45

37

Психофизиология творчества

15.21.35

38

Психофизиологические механизмы лжи

15.21.35

 

39

Медицинская психология

Методы психологического исследования. Математическая психология

Биологическое и социальное в психике

Психофизиология

15.

81.61

15.21.69

15.21.25

15.21.35

40

Социально-психологические механизмы трансформации представлений о Другом

15.41.21; 15.41.39; 15.41.43

41

Социальная психология внешнего облика в ситуациях межэтнического взаимодействия

15.41.43

42

Социально-психологические факторы затрудненного и конфликтного взаимодействия в разных социальных контекстах

15.41.43

43

Конструирование сексуальной привлекательности и гендерной идентичности личности в общении

15.41.43

44

Психология личности в стрессовых и экстремальных ситуациях; психология самовыражения личности в общении и творчестве

15.21.51; 15.41.21

45

Трансдисциплинарные дискурсивные исследования социальности и социального взаимодействия

15. 41.43

46

Социальная психология общения и внешнего облика человека

15.41.43

47

Привлекательность внешнего облика человека в различных социальных контекстах

15.41.43

48

Моделирование внешнего облика в зависимости от субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью

15.41.43

49

Онтопсихология общения

15.41.39

50

Социально-психологические факторы формирования отношения к Другому в различных ситуациях взаимодействия

15.41.43

51

Социально-психологические факторы и механизмы восприятия возраста в процессе общения

15.41.43

52

Самореализация личности в различных сферах жизнедеятельности

15. 21.51.

 

53

Социально-педагогические проблемы современной сельской школы

14.25.01

54

Становление, развитие, история и регионализация образования на Юге России.

14.25.01

55

Преемственность образовательного процесса в системе дошкольного, начального и среднего школьного звена как условие личностно-ориентированного образования.

14.25.07

56

Технологии образования и развития ребенка младшего школьного возраста.

14.25.07

57

Подготовка учителя начальных классов к духовно-нравственному воспитанию младших школьников

14.35.07

58

Первичная профилактика зависимостей в образовании

14.43.00

59

Теория развития личности

14. 07.03

60

Технологии онлайн-обучения в деятельности преподавателя

14.85.09

 

Область научных исследований подразделений (указать приоритетные направления,  критические технологии, научные направления поиска).

Приоритетные направления:

Безопасность и противодействие терроризму

Науки о жизни

 

Научные направления:

Гуманитарные технологии и модели развития человеческого капитала и социоэкономических сообществ в полиэтническом регионе Российской Федерации

Процессы  модернизации в системе профессионального и высшего образования

Процессы развития современной дидактики в российском и зарубежном образовании.

Процессы развития сетевого взаимодействия в сфере образования.

Дистанционное образование.

Проектная деятельность в образовании

Психофизиология чувств, совладание, критическое мышление, эффективность психологических вмешательств;

Нейрофизиологические механизмы творческого процесса;

Психофизиологические особенности мужчин и женщин с разными индивидуальными особенностями;

Особенности восприятия учебной информации в зависимости от психологических и психофизиологических особенностей респондентов при разной форме ее подачи;

Психофизиологические механизмы социальной креативности

Живые системы;

Биоинформационные технологии;

Механизмы восприятия, внимания и памяти

Клиническая психология

Генетика и физиология поведения

Социальная психология общения

Социальная психология внешнего облика

Психология личности.

Консультативная психология.

Психология отношений.

Психология самосознания.

Психология профессиональной карьеры.

Психология жизненного пути личности.

Психология нейро-лингвистического программирования.

Психология семьи

Исследование, экспертиза и методическое сопровождение профилактики

аддитивных и девиантных форм поведения обучающихся в образовательных

организациях

 

Научные школы

 

1. Научная школа «Психологические механизмы высших психических функций. Социально-психологическая, медико-психологическая диагностика, коррекция, реабилитация личности и группы» (Научный руководитель – П.Н. Ермаков, д.б.н., профессор, академик РАО)

2. Научная школа «Психолого-педагогические и социально-педагогические основы противодействия идеологии насилия (экстремизма и терроризма) в молодежной среде» (научный руководитель – П.Н. Ермаков, д.б.н., профессор, академик РАО) Утверждена Ученым Советом ЮФУ

3. Научная школа «Профессиональные представления в процессе образования и практической деятельности» (научный руководитель – Е.И. Рогов, д.п.н., профессор) Утверждена Ученым Советом ЮФУ

4. Научная школа «Смыслодидактика и психология смысловых инициаций» (научный руководитель – И.В. Абакумова, д.псх.н., профессор, академик РАО) Утверждена Ученым Советом ЮФУ

5. Научная школа «Психология индивидуальных различий: психофизиологические и психогенетические предикторы» (научный руководитель – Е.В. Воробьева, д.псх.н., профессор) Утверждена Ученым Советом ЮФУ

6. Научная школа «Социальная психология общения и экспрессивного поведения личности» (научный руководитель – В.А. Лабунская, д.псх.н., профессор) Утверждена Ученым Советом ЮФУ (финансирование в 2018 году из средств гранта РНФ; гранта РФФИ)

7. Научная школа «Микрогрупповая теория: психология малых групп и неформальных подгрупп» (научный руководитель – А.В. Сидоренков, д.псх.н., профессор) Утверждена Ученым Советом ЮФУ

8. Научная школа «Психологические отношения и стратегии личности» (научный руководитель – С.Т. Джанерьян, д.псх.н., профессор) Утверждена Ученым Советом ЮФУ (финансирование в 2018 году из средств гранта РФФИ)

9. Куликовская И.Э. Основатель научной школы (присуждена Российской Академией Естествознания)

10. Научная школа профессора Р.М. Чумичевой «Феноменология Детства».

 

Ведущие научно-педагогические коллективы (научные школы) МГППУ

Научная школа «Деятельностный подход в психолого-педагогическом образовании»

Научная школа «Деятельностный подход в психолого-педагогическом образовании» разрабатывается с 1990 года, утверждена на заседании Ученого совета МГППУ от 20.01.2010   протокол №1.

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Виталий Владимирович Рубцов

Основные направления научных исследований коллектива научной школы:

  • Реализация деятельностного подхода в вузе по психолого-педагогическому направлению (международное сотрудничество по развитию деятельностного похода в образовании; проведение исследований по проблемам деятельностного подхода в педагогике и психологии образования)
  • Психолого-педагогические основы инклюзивного образования.
  • Развитие теоретического мышления младших школьников в условиях учебной деятельности.
  • Инклюзия детей 6-9 лет с особыми образовательными потребностями в условиях совместно-распределённой учебной деятельности. 

Основные научные публикации коллектива в 2018 году

Основные научные публикации коллектива в 2019 году

Основные научные публикации коллектива в 2020 году

Основные научные публикации коллектива в 2021 году

Научная школа «Акмеогенез: гражданское и профессиональное становление личности»

Научная школа «Акмеогенез: гражданское и профессиональное становление личности» утверждена на заседании Ученого совета МГППУ от 21.12.2011   протокол №14.

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Юрий Михайлович Забродин

Основными направлениями научных исследований коллектива научной школы стали мероприятии по экспертно-методическому сопровождению внедрения профессионального стандарта педагога-психолога:

  • выявление и анализ эффективных практик применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах РФ;
  • проведение профессионально-общественного обсуждения практик применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
  • формирование предложений по перечню и составу пилотных площадок по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах Российской Федерации в 2018 году в режиме адаптации;
  • разработка рекомендаций по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации;
  • проведение экспертного обсуждения основных мероприятий пилотных площадок по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в 2018 в режиме адаптации;
  • формирование экспертной группы по вопросам применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
  • анализ и обобщение опыта пилотных регионов по реализации моделей межведомственного взаимодействия в условиях применения профессиональных стандартов;
  • профессионально-общественное обсуждение предложений по развитию системы оценки квалификации педагогов-психологов и актуализации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».      

Основные научные публикации коллектива в 2018 году

Основные научные публикации коллектива в 2019 году

Основные научные публикации коллектива в 2020 году

Основные научные публикации коллектива в 2021 году

Научная школа «Инновационные подходы и методы экспериментальной психологии»

Научная школа «Инновационные подходы и методы экспериментальной психологии» утверждена на заседании Ученого совета МГППУ от 21.12.2011 протокол №14.

Руководитель научной школы –  доктор психологических наук, профессор, Владимир Александрович Барабанщиков

Основные направления научных исследований коллектива научной школы:

  • Изучение психологических механизмов познавательных процессов при решении человеком когнитивно-коммуникативных задач, на материале конкретных проблем психологической науки: межличностного восприятия, и распределенного познания и совместной деятельности.
  • Экспериментальное изучение системы детерминант восприятия выражения лица в условиях реального и викарного общения.
  • Экспериментальное изучение закономерностей взаимодействия процессов познания, общения и деятельности.

Основные научные публикации коллектива в 2018 году

Основные научные публикации коллектива в 2019 году

Основные научные публикации коллектива в 2020 году

Основные научные публикации коллектива в 2021 году

 

Наша модель образования — Чикагская школа

Подготовка увлеченных профессионалов

Образовательная модель Чикагской школы представляет новый подход к профессиональному образованию, подход, который основан на двух более ранних моделях обучения, созданных для подготовить психологов.

Модель Боулдера (ученый-практик) (1949 г.): Эта модель, разработанная в ответ на потребности в лечении после Второй мировой войны, направлена ​​на установление легитимности психологии как признанной науки. Его акцент делается на классические количественные исследования как основу и бенефициар научной практики и основное средство для объяснения психологических явлений, подтверждения результатов лечения и разработки теории и инструментов оценки.

Модель Vail (практик-ученый) (1973 г.): Эта модель породила степень доктора психологии (Psy.D.) и ее упор на обучение практикующих врачей эффективному предоставлению традиционных психологических услуг на благо отдельных лиц, семей и групп. Хотя исследования остаются важной частью этого образовательного подхода, они отличаются расширенным спектром исследовательских подходов и большим упором на применение в реальных условиях.

Чикагская модель (2009 г.): В ответ на все более разнообразные и сложные социальные потребности эта модель включает в себя обязательство по вовлечению сообщества и социальным изменениям на системном уровне. Эта модель новаторски расширяет применение психологии и выходит за ее пределы на другие профессии, которые могут играть важную роль в преобразовании жизни, организаций и сообществ. Он сочетает в себе акцент на подготовке профессионально компетентных и культурно образованных практиков, чья работа поддерживается эмпирическим подтверждением, с ответственностью за достижение значительных и устойчивых изменений.

Наша модель образования переопределяет роль профессионала; больше не ограничиваясь учебой и/или практикой, «вовлеченный профессионал» является неотъемлемой частью сообщества. Они применяют стипендии и постоянно растущее множество приложений для решения насущных социальных проблем, укрепления семей и организаций и наращивания потенциала.

Кроме того, в нем излагается новый подход к преподаванию конкретной дисциплины, подход, основанный на четырех институциональных ценностях (образование, инновации, служение и сообщество) и целях обучения (профессиональная практика, ученость, разнообразие и профессиональное поведение).

Хотя эти ценности и цели составляют основу, в нашем отдельном подходе возникают три основные темы:

  1. Плюрализм

Стремление к разнообразию, которое характеризует Чикагскую школу, лежит в основе внимания к культурным знаниям, которое присутствует в каждой программе, каждом курсе и каждом дополнительном учебном мероприятии. Плюрализм воспринимается как фундаментальный принцип, который способствует саморефлексии, включению и социальной справедливости. Это также постепенно понимается в терминах, выходящих за рамки традиционных категорий различий, обычно выделяемых в категориях расы, этнической принадлежности, пола, сексуальной ориентации, социально-экономического статуса, религии и духовности, национального происхождения и инвалидности.

  1. Практика и стипендия

Практическое применение обучения в классе и стипендии в реальных условиях занимает центральное место в нашей образовательной модели. Такой опыт начинается в начале обучения учащегося и продолжается на протяжении всего обучения, увеличивая интенсивность и степень ответственности. Это дает студенту беспрецедентный набор возможностей для внедрения и оценки основанных на фактических данных практик, оттачивания профессиональных навыков, взаимодействия с местным и глобальным сообществом и работы в качестве мощного проводника перемен.

  1. Удар

Наша образовательная модель чутко реагирует на растущие потребности общества и активно выявляет их. Программы создаются, пересматриваются и реализуются для удовлетворения потребностей рынка и решения проблем, стоящих перед отдельными лицами, организациями, сообществами и миром посредством участия сообщества. Совместные учебные отношения являются преднамеренными, взаимовыгодными и приводят к трансформации студентов и преподавателей, а также людей, организаций и обслуживаемых сообществ.

Образование, которое имеет значение

Наши выпускники становятся «увлеченными профессионалами», которые не являются ни учеными-практиками, ни практиками-учеными, которые были раньше. Наоборот, это мультикультурные и профессиональные люди, которые являются неотъемлемой частью своих сообществ. Они подходят к практике и науке с более широкой точки зрения новаторов, преобразователей и решателей проблем; и они используют свои дисциплины, чтобы оказывать положительное и долгосрочное влияние на мир.

Психология

НОВАЯ магистерская программа по психологии, начиная с осени 2023 года. Нажмите здесь для получения дополнительной информации!

Заявление о нашей миссии

Программа бакалавриата по психологии Техасского университета A&M в Сан-Антонио предоставит студентам образовательные возможности, которые позволят им: Развить четкое понимание и признание того, что психология является наукой, основанной на исследованиях, со многими подвидами. дисциплины; понимать, что исследовательское предприятие основано на сборе, организации и анализе эмпирической/объективной информации; оценивать существующие исследования и развивать навыки эффективного научного письма. Кроме того, студентам будет предоставлена ​​возможность участвовать в исследовательской деятельности и/или прикладных аспектах психологии. Наконец, студенты, успешно завершившие программу, получат знания и навыки, которые помогут им в получении оплачиваемой работы и/или поддержат их стремление к получению ученой степени.

Добро пожаловать… на программу психологии Техасского университета A&M в Сан-Антонио!

Знаете ли вы, что Колледж USA Today обнаружил, что психология является одной из трех основных специальностей, выбираемых студентами бакалавриата по всей стране? На самом деле, согласно данным Бюро статистики труда за 2016 год, рабочие места в сфере психологии, по оценкам, в следующем десятилетии будут расти взрывными темпами – почти в три раза быстрее, чем в среднем по стране. Чтобы претендовать на звание «Психолог» и построить профессиональную карьеру в области психологии, многие студенты продолжают обучение в аспирантуре. Однако на многие должности начального уровня приглашаются студенты со степенью бакалавра психологии!

Психология в простом определении — это изучение поведения и психических процессов. Но мы представляем собой широкую дисциплину с многочисленными подобластями: клиническая, консультационная, социальная, спортивная, медицинская, когнитивная, сравнительная, биопсихология, нейропсихология, геропсихология, экспериментальная, образовательная, инженерная, производственно-организационная, военная и судебная экспертиза — и это лишь некоторые из них. ! Психологов можно найти практически в любой сфере деятельности , которую вы можете себе представить.

Причина, по которой многие студенты выбирают психологию, заключается в ее действительно междисциплинарном характере. Наша учебная программа охватывает широкий спектр теоретических и прикладных тем и одновременно дает практический опыт исследований. Это означает, что выпускники могут использовать свои навыки в различных сферах деятельности, что делает степень бакалавра наук в области психологии особенно ценной! Для тех, кто намеревается закончить аспирантуру, наша программа обеспечивает исключительно прочную основу.

Психология — многогранная и сложная наука. Чтобы получить степень в психологии, требуется нечто большее, чем просто изучение фактов и теории: учащиеся также должны развить практические знания и понимание научного метода, оттачивая при этом сильное критическое мышление, исследовательскую деятельность и навыки письменного общения.

Что я могу делать со степенью психолога?
В соответствии с Careers in Psychology , лучшие должности для выпускников психологии включают делопроизводителя, социального работника, специалиста по реабилитации, психиатра и школьного консультанта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *