Леонтьев личность и индивид: А.Н.Леонтьев. «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ» >> 2. ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ Изучая особый класс жизненных процессов, научная психология необходи

А.Н.Леонтьев. «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ» >> 2. ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ Изучая особый класс жизненных процессов, научная психология необходи

2. ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ

Изучая особый класс жизненных процессов, научная психология необходи — мо рассматривает их как проявления жизни материального субъекта. В тех случаях, когда имеется в виду отдельный субъект (а не вид, не сообщест — во, не общество), мы говорим осоль или, если мы хотим подчеркнуть также и его отличия от других представителей вида, индивид.

Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность — это продукт биологической эволюции, в ходе ко — торой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания». Процесс такого внут — реннего слаживания хорошо известен, он отмечался Дарвином, описывался в терминах коррелятивного приспособления Кювье, Плате, Осборном и другими. Функцию вторичных коррелятивных изменений организмов, создающих целост — ность из организации, особенно подчеркнул в своей «гипотезе корреляции» А. Н. Северцов.

Индивид — это прежде всего генотипическое образование. Но индивид яв — ляется не только образованием генотипическим, его формирование продолжа — ется, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в характеристи — ку индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онто — генетически. Речь идет о возникающих «сплавах» врожденных и приобретен — ных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о форми — рующихся доминантах поведения. Наиболее общее правило состоит здесь в том, что, чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, чем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их порожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более, если можно так выразиться, инди — виды индивидуализируются.

Итак, в основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.

Представляя собой про — дукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внеш — них условиях, индивид, однако, отнюдь не является простой «калькой» этих условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой, а не среды, взятой самой по себе.

Все это достаточно известно, и если я все же начал с понятия индиви — да, то лишь потому, что в психологии оно употребляется в чрезмерно широ — ком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как инди — вида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о жи — вотном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особен — ностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т.

д. ; то же, ко — нечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двух — летнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особен — ности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воз — действием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лиш — ний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекре — щивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не фигуральное только выражение; но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида: раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не «полипняк». Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Потому — то мы и не говорим о личности новорожденно — го или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза из менее ярко, чем на более поздних возраст — ных этапах. Личность есть относительно поздних продукт общественно — исто — рического и онтогенетического развития человека. Об этом писал, в част — ности, и С. Л. Рубинштейн.

Это положение может быть, однако, интерпретировано по — разному. Одна из возможных его интерпретаций состоит в следующем: врожденный, если можно так выразиться, индивид не есть еще индивид вполне «готовый», и вначале многие его черты даны лишь виртуально, как возможность; процесс его формирования продолжается в ходе онтогенетического развития, пока у него не развернутся все его особенности, образующие относительно устой — чивую структуру; личность якобы и является результатом процесса вызрева — ния генотипических черт под влиянием воздействий социальной среды. Имен — но эта интерпретация свойственна в той или иной форме большинству совре — менных концепций.

Другое понимание состоит в том, что формирование личности есть про — цесс sui generis, прямо не совпадающий с процессом прижизненного измене — ния природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней сре — де. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динами — ческими силами биологических потребностей, аффективности и многими дру — гими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью разверты — ваются, а частью подавляются, словом, многообразно меняются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность.

Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как и его потребности (Маркс говорит: производство сознания, производство потребностей), личность человека тоже «произво — дится» — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности.

То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причи — ну, а следствие формирования его личности.

Выразим это иначе: особенности, характеризующие одно единство (инди — вида), не просто переходят в особенности другого единства, другого обра — зования (личности), так что первые уничтожаются; они сохраняются, но именно как особенности индивида. Так, особенности высшей нервной дея — тельности индивида не становятся особенностями его личности и не опреде — ляют ее. Хотя функционирование нервной системы составляет, конечно, не — обходимую предпосылку развития личности, по ее тип вовсе не является тем «скелетом», на котором она «надстраивается». Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т. д. проявляют себя лишь на уровне ме — ханизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности.

Чтобы подчеркнуть сказанное, я позволю себе некоторое отступление.

Когда речь заходит о личности, мы привычно ассоциируем ее психологичес — кую характеристику с ближайшим, так сказать субстратом психики — цент — ральными нервными процессами. Представим себе, однако, следующий случай: у ребенка врожденный вывих тазобедренного сустава, обрекающий его на хромоту.

Подобная грубо анатомическая исключительность очень далека от того класса особенностей, которые входят в перечни особенностей личности (в так называемую их «структуру»), тем не менее ее значение для формиро — вания личности несопоставимо больше, чем, скажем, слабый тип нервной системы. Подумать только, сверстники гоняют во дворе мяч, а хромающий мальчик — в сторонке; потом, когда он становится постарше и приходит время танцев, ему не остается ничего другого, как «подпирать стенку». Как сложится в этих условиях его личность? Этого невозможно предсказать, невозможно именно потому, что даже столь грубая исключительность индиви — да однозначно не определяет формирования его как личности. Сама по себе она не способна породить, скажем, комплекса неполноценности, замкнутости или, напротив, доброжелательной внимательности к людям и вообще никаких собственно психологических особенностей человека как личности.
Парадокс в том, что предпосылки развития личности по самому существу своему без — личны.

Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осу — ществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундамен — тальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфи — ческие для человека общественные отношения, в которые он вступает в сво — ей предметной деятельности. Как мы уже видели, при всем многообразии ее видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего стро — ения и предполагают сознательное их регулирование, т. е. наличие созна — ния, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта.

Так же как и сами эти деятельности, процесс их объединения — возник — новения, развития и распада связей между ними — есть процесс особого ро — да, подчиненный особым закономерностям.

Изучения процесса объединения, связывания деятельностей субъекта, в результате которого формируется его личность, представляет собой капи — тальную задачу психологического исследования. Ее решение, однако, невоз — можно ни в рамках субъективно — эмпирической психологии, ни в рамках по — веденческих или «глубинных» психологических направлений, в том числе и их новейших вариантов. Задача эта требует анализа предметной деятельнос — ти субъекта, всегда, конечно, опосредованной процессами сознания, кото — рые и «сшивают» отдельные деятельности между собой. Поэтому демистифика — ция представлений о личности возможна лишь в психологии, в основе кото — рой лежит учение о деятельности, ее строении, ее развитии и ее преобра — зованиях, о различных ее видах и формах. Только при этом условии пол — ностью уничтожается упомянутое выше противопоставление «личностной пси — хологии» и «психологии функций», так как невозможно противопоставлять личность порождающей ее деятельности. Полностью уничтожается и гос — подствующий в психологии фетишизм — приписывание свойства «быть лич — ностью» самой натуре индивида, так что под давлением внешней среды меня — ются лишь проявления этого мистического свойства.

Фетишизм, о котором идет речь, является результатом игнорирования то — го важнейшего положения, что субъект, вступая в обществе в новую систему отношений, обретает также новые — системные — качества, которые только и образуют действительную характеристику личности: психологическую, когда субъект рассматривается в системе деятельностей, осуществляющих его жизнь в обществе, социальную, когда мы рассматриваем его в система объективных отношений общества как их «персонификацию».

Здесь мы подходим к главной методологической проблеме, которая кроет — ся за различением понятий «индивид» и «личность». Речь идет о проблеме двойственности качеств социальных объектов, порождаемых двойственностью объективных отношений, в которых они существуют. Как известно, открытие этой двойственности принадлежит Марксу, показавшему двойственный харак — тер труда, производимого продукта и, наконец, двойственность самого че — ловека как «субъекта природы» и «субъекта общества».

Для научной психологии личности это фундаментальное методологическое открытие имеет решающее значение. Оно радикально меняет понимание ее предмета и разрушает укоренившиеся в ней схемы, в которые включаются та — кие разнородные черты или «подструктуры», как, например, моральные ка — чества, знания, навыки и привычки, формы психического отражения и темпе — рамент. Источником подобных «схем личности» является представление о развитии личности как о результате наслаивания прижизненных приобретений на некий предсуществующих метапсихологический базис. Но как раз с этой точки зрения личность как специфически человеческое образование вообще не может быть понята.

Действительный путь исследования личности заключается в изучении тех трансформаций субъекта (или, говоря языком Л. Сэва, «фундаментальных пе — реворачиваний»), которые создаются самодвижением его деятельности в сис — теме общественных отношений. На этом пути мы, однако, с самого начала сталкиваемся с необходимостью переосмыслить некоторые общие теоретичес — кие положения.

Одно из них, от которого зависит исходная постановка проблемы личнос — ти, возвращает нас к уже упомянутому положению о том, что внешние усло — вия действуют через внутренние. «Положение, согласно которому внешние воздействия связаны со своим психическим эффектом опосредствованно через личность, является тем центром, исходя из которого определяется теорети — ческий подход ко всем проблемам психологии личности. . . «. То, что внешнее действует через внутреннее, верно, и к тому же безоговорочно верно, для случаев, когда мы рассматриваем эффект того или иного воз — действия. Другое дело, если видеть в этом положении ключ к пониманию внутреннего как личности. Автор поясняет, что это внутреннее само зави — сит от предшествующих внешних воздействий. Но этим возникновение личнос — ти как особой целостности, прямо не совпадающей с целостностью индивида, еще не раскрывается, и поэтому по — прежнему остается возможность понима — ния личности лишь как обогащенного предшествующим опытом индивида.

Мне представляется, что, для того чтобы найти подход к проблеме, сле — дует с самого начала обернуть исходный тезис: внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет. Положение это имеет совершенно реальный смысл. Ведь первоначально субъект жизни вообще выс — тупает лишь как обладающий, если воспользоваться выражением Энгельса, «самостоятельной силой реакции», но эта сила может действовать» только через внешнее, в этом внешнем и происходит ее переход из возможности в действительность: ее конкретизация, ее развитие и обогащение — словом, ее преобразования, которые суть преобразования и самого субъекта, ее но — сителя. Теперь, т. е. в качестве преобразованного субъекта, он и выступа — ет как преломляющий в своих текущих состояниях внешние воздействия.

Конечно, сказанное представляет собой лишь теоретическую абстракцию. Но описываемое ею общее движение сохраняется на всех уровнях развития субъекта. Повторю еще раз: ведь какой бы морфофизиологической организа — цией, какими бы потребностями и инстинктами ни обладал индивид от рожде — ния, они выступают лишь как предпосылки его развития, которые тотчас пе — рестают быть тем, чем они были виртуально, «в себе», как только индивид начинает действовать. Понимание этой метаморфозы особенно важно, когда мы переходим к человеку, к проблеме его личности.

А.Н.Леонтьев. «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ».

 


 


   RSS     [email protected] 

5. Индивидуальность, индивид, личность, субъект. Структура индивидуальности.

Данный вопрос является культурно-специфичным, так как не все школы делают подобное разделение. Различия в определениях имеют парадигмальный характер (для разных школ).

1.Субъект — это носитель деятельности и познания. Понятие «субъект» говорит о том, что активность и энергия исходят только от него, а не извне.

2.Личность (в широком смысле) — это синоним человека с момента его рождения (самая распространенная точка зрения в современной психологии).

Личностью человека можно назвать лишь с определенного момента его развития. Личность «рождается» в онтогенезе «дважды», говорил А. Н.Леонтьев. Первое рождение личности начинается (это не одномоментное событие) в возрасте около 3 лет и продолжается фактически все дошкольное детство. Критерием произошедшего рождения является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного поведения. Второе рождение личности, по А. Н.Леонтьеву, происходит в подростковом возрасте, когда ребенок, у которого сложилась уже в результате предшествующей деятельности определенная более или менее устойчивая иерархия мотивов, оказывается вдруг перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов.

Личность обладает свойствами активности, субъективности, пристрастности, осознанности

3. Индивид – это физический носитель психологических характеристик человека. Индивид создает предпосылки особенностей личности, но не может принципиально детерминировать тех ее качеств, которые социокультурны по происхождению (в Нартовой). Индивид — продукт онтогенетического развития заложенных в его организме генетических программ в конкретных условиях его деятельности в определенной среде (Леонтьев).

4. Индивидуальность – это саморазвивающаяся и саморегулируемая автономия, уникальная и неповторимая биосоциальная система. Она включает многомерные и многоуровневые связи, охватывающие все устойчивые факторы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития материи – физические, биохимические5, физиологические, социально-групповые и общественно-исторические. Это форма бытия отдельного человека, в рамках которой он сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений (Равич-Щербо).

Структура индивидуальности.

1.Все индивидуальные, формально-динамические характеристики (пол, темперамент, задатки способностей, ассиметрию полушарий ГМ). Устойчив во времени, практически не поддается социальному воздействию.

2.Предметно-содержательные качества (черты, типы личности, способности, стилевые характеристики поведения). Более восприимчив воспитанию.

3.Духовно-мировоззренческие характеристики (направленность личности, ценности, убеждения, взгляды, установки). Наиболее изменчивый уровень.

Леонгардю 3 сферы индивидуальности:

-направленность интересов и склонностей,

-чувства и воля,

-ассоциативно-интеллектуальная.

В отечественной традиции:

-Динамические – качества, определяющие способ активности независимо от его содержания. В основном свойства НС (темперамент).

-Содержательные – качества, определяющие содержание, предмет, смысл человеческой активности (способности, знания, мотивы, цели).

Унификация понятия личности как основного термина практической психологии

Унификация понятия личности как основного термина практической психологии

Обзорная статья

Том 2 Выпуск 5

Унификация понятия личности как базового термина практической психологии

Евгений Ю. Шантыр*

28 апреля 2023 г.

DOI: 10.56831/PSMPH-02-063

Посмотреть PDF

Резюме

     Одной из основных социально-психологических понятийных категорий является понятие личности, при этом общепринятого толкования этого термина нет. В основе научных представлений о личности человека на данный момент лежит ряд теорий и представлений, для которых характерны разные научные подходы, разнообразное смысловое наполнение и неоднозначное толкование.

     В то же время проблемы современного общества настоятельно требуют разработки принципиально новой теории личности, которая по аналогии с интегративной психологией выступала бы объединяющим принципом всех парадигм психологического мышления в контексте интерпретации понятие личности и способствовало бы единому подходу к пониманию этой базовой понятийной категории в других социальных и философских науках.

     В статье последовательно изложена новая теория личности, которая базируется на основных положениях интегративной психологии и, соответственно, называется Интегративной теорией личности. По мнению автора, эта теория может выступать как консолидирующий принцип, как в научном мировоззрении, так и в практической реализации. На основе аналитического исследования в работе показаны основные подходы к пониманию содержания теории личности, дано определение понятия личности, описана структура личности как основы поведенческих проявлений человека, а также показаны и раскрыты основные терминологические концепции, которыми оперирует интегративная теория личности. На основе ее основных положений автор статьи интерпретирует ключевые вопросы, которые чаще всего обсуждаются в научной и научно-популярной литературе относительно понятийной категории личности человека.

Ключевые слова: психология; социология; социальная психология; практическая психология; интегративная психология; личность; теория личности; структура личности; термины и понятия

Список литературы

  1. Александров А. А. «Интегративная психотерапия». СПб: Питер (2009): 352.
  2. Ананьев Б.Г. «Человек как субъект познания». СПб: Питер (2001): 228. (на русском языке).
  3. Веккер ЛМ. «Психика и реальность: единая теория психических процессов». Москва: Смысл (1998): 670. (на русском языке).
  4. Типы психологических проблем. Психологос. Энциклопедия практической психологии.
  5. Войновская О.О. «Актуальные психологические проблемы религиозной привлекательности личности в современном обществе». Наука и образование 4-5 (2004): 14-17.
  6. Елисеев ОП. «Практикум по психологии личности». СПб: Питер (2001): 560.
  7. Ждан А.Н. История психологии. От древности до наших дней: Учебник для вузов. 5-е изд., испр. и добавить. М.: Академический проект (2004): 576. (на русском языке).
  8. Капрара Дж. и Сервон Д. «Психология личности». СПб.: Питер (2003): 640 с.
  9. Клонингер С. «Теории личности: познание человека». СПб.: Питер (2003): 718.
  10. Козлов Н. И. «Личность». Психологос. Энциклопедия практической психологии.
  11. Козлов Н.И. «Личность в психологии». Психологос. Энциклопедия практической психологии.
  12. Куликов Л.В. «Психология личности в трудах отечественных психологов». Антология, 2-е изд. Изравл. и добавить-е. Санкт-Петербург: Питер (2009).): 464.
  13. Леонтьев АА. «Деятельность, сознание, личность». М.: Смысл (2005): 431.
  14. Марцинковская ТД. «История психологии». Москва: Академия (2001): 538. (на русском языке).
  15. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. 4-е изд. М.: Гуманит. Эд. Центр ВЛАДОС (2003): 688. (на русском языке).
  16. Папуча М.В. «Внутренний мир человека и его формирование». Дис. доктор психол. наук. К.: Ин-т психологии. Г. С. Костюк (2013): 400.
  17. Первин Л. и Джон О. «Психология личности: теория и исследования». Москва: Аспект Пресс (2001): 607. (на русском языке).
  18. Платонов К.К. «Строение и развитие личности». Москва: Наука (1986): 56-57.
  19. Психиатрические состояния/Сост. и общее издание Л.В. Куликов. СПб.: Питер (2000): 512. (на русском языке).
  20. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Комп. и общее издание А.А. Реан. СПб.: Питер (2000): 320.
  21. Психология личности: Сборник статей. А.Б. Орлов. Москва: Вопросы психологии (2001): 192. (на русском языке).
  22. Психология человека от рождения до смерти. Эд. А.А. Реан. СПб (2002): 656. (на русском языке).
  23. Психология самосознания. Читатель. Под редакцией Райгородского Д.Ю. Самара: «Бахрах-М» (2003): 672 с. (на русском языке).
  24. Сальваторе Мадди. «Теории личности: сравнительный анализ». СПб.: Речь, 2002. С. 539.
  25. Фернхейм А. и Хейвен П. «Личность и социальное поведение». СПб.: Питер (2001): 358. (на русском языке).
  26. Фрагер Р. и Фейдимен Д. «Большая книга по психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты». СПб.: Прайм-Еврознак (2008): 704. (на русском языке).
  27. Хегглунд Б. «История богословия». СПб.: Светоч (2001): 370 с.
  28. Кьелл Л. и Циглер Д. «Теории личности (Основные положения, исследование и применение)». СПб: Питер Пресс (2003): 608. (на русском языке).
  29. Шантыр Э.Э. «Толкование профессий и вопросы подготовки кадров в сфере психологической службы». Психология и психотехника 9 (2015): 942-950.
  30. Шантыр Э.Э. «Объединение основных понятий и практических терминов психологии». Психолог 2 (2015): 99-117.
  31. Шеховцова Л.Ф. «Мировоззренческие основы гуманистической и трансперсональной психологии». Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. Санкт-Петербург: Общество православных психологов Санкт-Петербурга (2009 г.).): 24-32.
  32. Щербак Т.И. «Развитие образа Я в период репрезентации интеллекта Личности». Дис. канд. психол. Одесса: Министерство образования и науки Украины ДЗ «Южноукраинский национальный. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского (2013): 200.
  33. Юнг К. Г. Человек. Москва: АСТ-Пресс (2007): 470. (на русском языке).

Развитие личности в нормальных и осложненных условиях // Культурно-историческая психология — 2014. Том. 10, нет. 3

Культурно-историческая психология
2014. Том. 10, нет. 3, 97–106
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

3576

Резюме

Статья посвящена особенностям развития личности у лиц с ограниченными физическими возможностями, которое понимается как развитие в осложненных условиях, отличных как от нормального, так и от аномального развития. Цели, направления и критерии развития в осложненных условиях не отличаются от случая нормального развития, но дефицит той или иной категории ресурсов развития требует дополнительной мобилизации других ресурсов и увеличивает усилия, которые необходимо приложить индивиду для достижения цели. цели развития. Предложенная в статье теоретическая модель описывает развитие личности через механизмы взаимодействия телесных, социальных и личностных ресурсов, одни из которых компенсируют дефицит других. Ситуация развития человека с ограниченными физическими возможностями характеризуется именно этим вызовом; ее принятие предполагает построение специфической системы регуляции деятельности, основанной на компенсации дефицита ресурсов организма за счет ресурсов личности. Характер этой компенсации во многом зависит от наличия макросоциальных и микросоциальных ресурсов социальной поддержки.

Ключевые слова: личность, физическое испытание, развитие, телосложение, ресурсы, вызов, социальная поддержка

Рубрика журнала: Дискуссии и дискурсы

Тип статьи: научная статья

Для цитирования: Леонтьев Д. А. Развитие личности в нормальных и осложненных условиях. Культурно-историческая психология = Культурно-историческая психология, 2014. Том. 10, нет. 3, стр. 97–106. (на рус., реферат на англ.)

Ссылки

  1. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Стратегии владения: попытка системной характеристики. систематическая характеристика]. Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы Второй Международной научно-практической конференции (Кострома, 23—25 сент. 2010 г.) [ Психология стресса и копинг-поведения в современном русском языке общество . Материалы Второго Международного научно-практического конференция. Кострома, 2010. Вып. 2, стр. 176—177.
  2. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития. ресурсы преодоления сложных условий развития. В Леонтьев Д.А. (ред.) Личный потенциал: структура и диагностика [ Потенциал личности: структура и оценка ]. Москва: Смысл, 2011, с. стр. 579— 610.
  3. Александрова Л.А., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Основные принципы психолого-педагогической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. психолого-педагогическая работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивный образовательный контекст]. У Алехиной С.В. (ред.) Психолого-педагогические основы инклюзивного образования [ Психопедагогические основы инклюзивного образования ]. Москва: МГППУ; ООО «Буки Веди», 2013. С. 219—254.
  4. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Москва: Институт психологии РАН, 2006, 511 с.
  5. Белопухов А.К. Я — спинальник (чуть медленнее, чем Анданте) [Я спинальный пациент (немного медленнее, чем анданте)]. Москва: КИНТ, 1993. 224 с. п.
  6. Васильев И.А., Митина О.В., Шапкин С.А. Контроль за действием как Составляющая контроля личностного потенциала. потенциал личности]. В Леонтьев Д.А. (ред.) Личный потенциал: структура и диагностика [ Потенциал личности: структура и оценка ]. Москва: Смысл, 2011. С. 330—359.
  7.  Василюк Ф.Е. Психология переживаний: анализ преодоления критических ситуаций. критические ситуации]. Москва: Изд. Моск. ун-та, 1984, 200 с.
  8. Лебедева А.А. Субъективное благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья: Дис. канд. психол. наук [Субъективное благополучие физически неполноценные субъекты. Кандидат наук. (Психология) Дис. Москва, 2012, 32 п.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Активность, сознание и личность]. М. Политиздат, 1977. 304 с.
  10. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения «Психологические основы развития и воспитания детей». Москва: Смысл, 2009. 423 с.
  11. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Смысл, 1999. 487 с.
  12. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личный потенциал как Основа самодетерминации. основа самоопределения]. В Братуся Б.С. (ред.) Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1 [ Труды кафедрой общей психологии МГУ, вып. 1 ]. Москва: Смысл, 2002. С. 56—65.
  13. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции Потенциал личности как потенциал саморегуляции. В Братуся Б.С. (ред.) Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, вып. 2 [ Труды кафедры общей психологии г. Москвы Государственный университет, вып. 2 ]. Москва: Смысл, 2006. С. 85—105.
  14. Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуации: к уточнению базовых конструкций. преодоление стрессовых ситуаций: к выяснению основных ограничений. Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе . Материалы Второй Международной научно-практической конференции (Кострома, 23—25 сентября 2010 г.) [ Психология стресса и копинг-поведение в современном российском обществе . Материалы второго Международная научно-практическая конференция. Кострома, 2010. Т. 2. С. 40—42.
  15. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции Потенциал личности как потенциал саморегуляции. В Леонтьев Д.А. (ред.) Личностный потенциал: структура и диагностика [ Личность потенциал: структура и оценка ]. Москва: Смысл, 2011. С. 107—130.
  16. Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческого развития. личностное измерение развития человека]. Вопросы психологии [ Вопросы психологии ], 2013, вып. 3, с. 67—80.
  17. Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях Специфика ресурсов и механизмов инклюзивного образования. психологическая устойчивость у студентов с ограниченными физическими возможностями в условиях инклюзивное образование]. Психологическая наука и образование [ Психологическая наука и образование ], 2011, вып. 3. С. 80—94. абстр. на англ.).
  18. Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Александрова Л.А. Психологические механизмы и ресурсы развития личности у участников с ограниченными Психологические механизмы и ресурсы здоровья. развитие личности у студентов с ограниченными физическими возможностями. У Алехиной С.В. (ред.) Психолого-педагогические основы инклюзивного образования [ Психопедагогические основы инклюзивного образования ]. Москва: МГППУ; ООО «Буки Веди», 2013. С. 116—149.
  19. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Методологические и методические вопросы эмпирического изучения и диагностики личностного потенциала. и методические вопросы эмпирического исследования и оценки потенциал личности]. В Леонтьев Д.А. (ред.) Личный потенциал: структура и диагностика [ Потенциал личности: структура и оценка ]. Москва: Смысл, 2011. С. 404—423.
  20. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006. 63 с.
  21. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при Высшие корковые функции человека и их искажения при локальных повреждениях головного мозга]. Москва: Изд. Моск. ун-та, 1969. 504 п.
  22.  Магомед-Джеминов М.Ш. Деятельностьно-смысловой подход к психологической трансформации личности. Автореф. дис. докт. психол. наук. [Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личность. Доктор наук. (Психология) Дис. Москва, 2009 г.. 53 р.
  23.  Семаго М.М. Психология развития в постнеклассической научной kartine mira [Психология развития в постнеклассическом научном мире вид]. Москва: Изд. АПК и ППРО, 2010. 332 с.
  24. Чиксентмихай М. Поток: психология оптимального переживания [Поток: психология оптимального опыта]. Москва: Смысл; Альпина нон-фикшн, 2011. 460 с.
  25.  Adler A. Studie uber Minderwertigkeit von Organen. Берлин: городской и Шварценберг? 1907. 127 с.
  26. Калхун Л., Тедеши Р. (ред.). Справочник по посттравматическому росту. Исследования и практика. Махва: Лоуренс Эрлбаум, 2006, XII, 387 стр.
  27. Чиксентмихайи М. За пределами скуки и беспокойства. Сан-Франциско: Джосси-Басс, 1975.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *