Самопознание психология: Самопознание и развитие личности, виды самопознания человека

Содержание

Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения (Елена Сорокоумова)

Буду ждать

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Пособие посвящено проблеме развития самопознания в процессе обучения в начальной школе на основе разработанной автором концептуальной модели. Материалы книги раскрывают роль и значение понимания в процессе самопознания, феномен понимания, взаимосвязь понимания и самопознания личности, значение образования и обучения в развитии самопознания учащихся, роль учителя в этом процессе. Пособие содержит концептуальную модель развития детей младшего школьного возраста на основе понимания, а также программу проведения экспериментального исследования развития самопознания. В приложении представлены подробные планы занятий, направленных на развитие самопознания детей младшего школьного возраста.

Описание

Характеристики

Пособие посвящено проблеме развития самопознания в процессе обучения в начальной школе на основе разработанной автором концептуальной модели. Материалы книги раскрывают роль и значение понимания в процессе самопознания, феномен понимания, взаимосвязь понимания и самопознания личности, значение образования и обучения в развитии самопознания учащихся, роль учителя в этом процессе. Пособие содержит концептуальную модель развития детей младшего школьного возраста на основе понимания, а также программу проведения экспериментального исследования развития самопознания. В приложении представлены подробные планы занятий, направленных на развитие самопознания детей младшего школьного возраста.

Юрайт

На товар пока нет отзывов

Поделитесь своим мнением раньше всех

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Елена Сорокоумова «Психология детей младшего школьного возраста.

Самопознание в процессе обучения» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Настоящее самопознание – Психология без соплей

Познай себя! Растиражированный, хорошо всем известный призыв к исследованию собственной души. И только совсем уж поверхностный человек не чувствует в этой идее какого-то скрытого и непонятного, но все же глубокого смысла.

Но даже, когда мы принимаем этот лозунг всерьез и находим в нем свое призвание, понимание его сути обычно оказывается столь однобоким, что результатом всех поисков становится тупик или хождение по кругу.

В последних и даже более ранних статьях уже об этом говорилось. Традиционное психологическое самоисследование имеет свои пределы, даже если мы к этой работе относимся абсолютно серьезно и делаем все строго по науке. Вроде бы можно этого больше не повторять, но почему-то чешется показать и рассмотреть эту проблему с еще одной стороны. Видимо, самому для себя еще нужно что-то прояснить.

Могу даже для разнообразия взять свой собственный пример. Не люблю обычно рассказывать о себе и своих личных мытарствах, но, может быть, для кого-то именно такой формат повествования окажется более понятным.

Итак, давным-давно, в одной далекой галактике…

Интерес к психологии в моем случае — как, наверное, и в большинстве других — был обусловлен довольно серьезными социальными проблемами в подростковом возрасте. Как-то оно все не ладилось и приводило к сильным страхам и переживаниям по поводу своего места в этом мире. Было плохо и непонятно.

Случилось так, что выход из этой ситуации я изначально искал не «в вине», но в попытке разобраться, что вообще происходит со мной и с другими людьми. Склонность к анализу, страх конфликтов, физическая и душевная слабость сформировали склонность к поиску решения проблем через их понимание, а не путем прямой конфронтации.

Но первое время эта попытка разобраться больше была направлена на других людей — хотелось понять, что и как с ними происходит, чтобы получить доступ к каким-то скрытым рычагам управления, которые позволили бы себя от них обезопасить.

И только позднее стала вырисовываться иная точка зрения, с которой основным источником всех своих проблем виделся я сам, а не окружающий мир и другие люди.

Здравый смысл, требовательность к себе и юношеская еще склонность к максимализму запустили интенсивный процесс самопознания, который долгие годы (почти двадцать лет!) казался единственно правильным способом бытия. Простая и красивая логика этой идеи — «Познай себя, и это само собой решит все твои проблемы» — казалась неоспоримой, и все было принесено ей в жертву.

[[Продолжение — где искать потерянное?]]

Изучение психологической теории, бесчисленные эксперименты на себе и окружающих людях, бесконечные попытки заглянуть еще глубже и докопаться до нового слоя своих душевных проблем. Долгое время казалось, что это и есть истинное самопознание. Безжалостное и беспощадное вскрытие всех своих больных мест, всех иллюзий, всех убеждений, всех проекций, пока камня на камне не останется от собственной личности.

И, конечно же, в этом был определенный смысл и толк. Такое серьезное отношение к внутренней работе действительно помогло понять себя, других людей и решить все те проблемы, из-за которых изначально запустился процесс поиска ответов. Познай себя — решишь все проблемы. Это действительно так и действительно работает.

Но… как выяснилось, такое понимание призыва к самопознанию сродни забиваню гвоздей микроскопом. В принципе работает, и если чуток наловчиться, получается довольно неплохо. Но почему-то никак не приходит в голову очевидная казалось бы идея — в этот микроскоп заглянуть. А в микроскопе, между прочим, совсем другая вселенная — та самая, в которой вообще нет никаких гвоздей проблем.

Подобный процесс серьезного психологического самоисследования приходилось наблюдать у многих людей. Случилось даже быть инициатором многих таких процессов. И всякий раз в нем наблюдается похожая динамика. Сначала трудный процесс погружения, когда приходится преодолевать огромное внутреннее сопротивление, затем прорыв и этап интенсивного психологического опорожнения и вычищения, когда рушатся казавшиеся незыблемыми иллюзии, потом долгожданное облегчение, когда жизнь начинает перестраиваться в соответствии с новой гораздо более просторной и прозрачной картиной мира, а потом… замедление или даже застой.

Проблемы решены, жизнь заново и по-хорошему налажена, психический аппарат больше не дымит и не грохочет, работает мягко и экономично. Из жизни уходит драма, человек становится взрослым, ответственным, честным, открытым и свободным в самовыражении. Практически эталон душевного здоровья. Но все же есть во всем этом какое-то… замедление или даже застой.

Как будто после долгого и тяжелого восхождения оказался на плато, с которого открывается прекрасный вид. Все об этом только мечтают, а ты уже здесь — почти что в Раю. Но почему-то остается состояние растерянности — когда все проблемы решены, когда все уже расставлено по местам, остается все-таки какая-то неудовлетворенность. Интуитивное ощущение какого-то очень коварного тупика.

Есть очень большой соблазн предположить, что весь этот путь был необходим, чтобы обнаружить в своей руке микроскоп вместо молотка и впервые догадаться использовать его по прямому назначению. Но уже имеющиеся опытные данные показывают совсем другую картинку: долгое и всестороннее психологическое самоисследование — это очень интересная и познавательная форма вождения себя за нос. Сложный и бесконечный процесс копания в себе, который решает все-все проблемы, кроме самой главной — той, чтобы перестать лупить себя по башке микроскопом, а вместо этого направить его на самую суть «себя» и увидеть эту суть своими собственными глазами.

Но это все метафоры, а у нас сейчас не тот случай, чтобы наводить тень на плетень — надо бы, наоборот, разобраться во всем буквально на пальцах.

Главное открытие состоит в том, процесс самоисследования все это время мог быть направлен совершенно в другом направлении. И здесь все-таки опять напрашивается аллегория. Представьте, что вы… — автомобиль, и в рамках обычного понимания фразы «познай себя» вы начинаете исследовать свое собственное устройство. Заглядываете под капот, откручиваете колеса и рассматриваете подвеску, внимательно смотрите в выхлопную трубу и все такое прочее.

Со временем у вас выстраивается понимание, что, к чему, как и зачем приделано, и как оно все работает в комплексе. Теперь вам ясна суть собственного устройства и вы понимаете, что, когда заканчивается бензин и двигатель глохнет, — это не потому, что вы ленивы, и не потому, что папа-механик в детстве вас не любил, а только лишь потому, что таково само ваше устройства — без бензина двигатель не работает, и нет в этом никакой проблемы.

Таким же образом проясняются и все прочие сомнения на свой счет. Все становится понятно, никаких больше неприятных сюрпризов. Точное знание своего устройства, своих возможностей, своих границ, своих слабостей, своих особенностей, позволяющее никогда больше не разочаровываться на свой счет. Все здорово — отличный и во многих смыслах ценный процесс самопознания.

Но все это время ключевой вопрос остается за кадром и вообще не попадает в поле вашего зрения. Быть может, вы уже потратили целую жизнь и стали экспертом в автомеханике, и теперь объясняете устройство автомобиля другим таким же искателям… и тем самым невольно водите их за нос и не даете им обнаружить самый главный вопрос: А КТО ЗА РУЛЕМ?

Может быть вы даже слышали этот вопрос раньше, но поначалу он кажется таким мутным и неопределенным, что вообще не понятно, с какой стороны за него взяться. И тогда оказывается проще вернуться обратно к своему «устройству» и в тысячный раз профилактически поменять масло в двигателе. Есть у нас такая надежда, что своевременно и качественно выполняя общее психологическое ТО мы, таким образом, придем к окончательному ответу на вопрос о своем бытии. Но это не так. Это и есть тот самый застой и хождение по кругу.

Сколько ни познавай свое устройство, это не дает никаких окончательных ответов и — самое главное — не ведет и не приводит к познанию СЕБЯ. Кажется, это какая-то глупая словесная путаница, когда абсолютно буквальный призыв к познанию СЕБЯ понимается в какой-то поразительно извращенной форме. Познать нужно именно СЕБЯ, а не тонкости своей биологической или психической механики.

И самое важное здесь то, что эти два типа самопознания вообще никак не пересекаются. Одно не ведет к другому. Никак. Вообще.

На практике иногда получается, что изучение собственного устройства приводит, в конце концов, к тому, чтобы понять истинный смысл задачи самопознания. Но неужели нужно было потратить 20 лет, чтобы только понять смысл вопроса!? Это яркая практическая иллюстрация к тому анекдоту, где дурак ищет потерянные ключи не там, где их уронил, а под фонарем — потому что там светлее. Это и смешно, и грустно.

Возвращаясь к личному примеру, могу сказать, что будучи даже довольно подкованным в вопросах психологии и всяких духовных поисков, мне действительно не приходило в голову взяться всерьез за реальное самоисследование. Ключевой вопрос, самопознания все время ускользал от внимания и замещался бесконечными психологическими раскопками.

А все самое интересное в самопознании начинается только тогда, когда вопрос о водителе за рулем перестает казаться какой-то факультативной философской задачкой, а становится единственно важным и абсолютно практическим вопросом. Стоит принять этот вопрос всерьез, и вскоре камня на камне не останется от всей этой психологии с ее комплексами, неврозами, проекциями и прочей ерундой.

Машина, конечно, остается машиной. И знание ее устройства в определенном смысле полезно, но если кого-то интересует самая суть самопознания, то она совершенно в другом — в том, чтобы переключить и сфокусировать все свое внимание на том, кто же все-таки сидит за рулем. Кто там? Что там?

В моем случае, интуитивная догадка о том, что требуется какая-то иная точка зрения на задачу, вызрела уже давно — лет пять-шесть назад. Тогда у меня и были все эти попытки разобраться с медитацией и всякими прочими методами сдвига сознания. Было предположение, что именно здесь кроется ответ — что самую суть собственной природы нужно не столько понять, сколько пережить, а для этого надо в самом буквальном смысле сдвинуть крышу.

За эту идею было множество аргументов, и самый главный тот, что обширная категория людей, ищущих ответ на тот же вопрос, почему-то ищут его именно в медитации — в переживании особого состояния, о котором некоторые из них рапортуют, как о самом важном событии в их жизни. Внутри переживания они в той или иной форме лицезреют единство Вселенной, и это видение очень уж хорошо стыкуется со всякими затейливыми текстами различных духовных и религиозных традиций.

Но эти же люди затем в один голос констатируют, что состояние приходит и уходит, оставляя лишь глубокую тоску по иному видению реальности. А горечь утраты затем компенсируется ощущением своей особой личной заслуги и приобщенности к узкому кругу людей, которые умудрились довести себя до подобного переживания.

Так или иначе, все это было интересно и непонятно, и очень хотелось к этому прикоснуться и попробовать на себе. Были на этой волне проделаны всякие эксперименты, и на ней же был проведен наш первый сбор в Ярославле, где кульминацией стало именно упражнение на сдвиг крыши. Что-то тогда получилось — кое-кто наших из участников улетел в далекий Космос; и мне самому тоже чуть-чуть досталось, но только по касательной.

Затем были еще два года и два Ярославля, когда мы с разных сторон крутили и исследовали тему этих переживаний, но в глобальном смысле оно так ни к чему и не привело, а только добавило ощущения, что и здесь тоже мы ищем не под тем фонарем.

Погружение в транс, переживание «космического сознания» — это тоже какой-то очень важный и интересный опыт, но как и психологическое самоисследование, он не ведет к ответу на вопрос о собственной сути. Хуже того, оба эти пути лишь отвлекают внимание от главного вопроса. И оба они при этом кажутся принципиально важными, этапными. Но это не так. Ни психология, ни медитация не имеют никакого отношения к тому, что в самом глубоком смысле можно было бы назвать самопознанием.

Психология ведет к снятию напряжений и облегчению бытия, медитация и всякие волшебные переживания приводят к тому же самому эффекту, но другой дорожкой. Ценное и важное приобретение, которое, однако, не имеет ничего общего с сутью самопознания. Увы.

И все-таки, однажды, неведомым образом наступает момент, когда вопрос о водителе за рулем вдруг становится абсолютно осязаемым и единственно актуальным. Внимание переключается с «процессов внутри себя» на «самого себя». Это довольно неожиданный перескок, который никак не связан с какими бы то ни было глюками сознания, трансовыми состояниями или чем-то подобным. Это просто взгляд на ту же самую задачу под другим углом. На уровне абсолютно трезвого сознания и здравого смысла. Ничего необыкновенного — просто другая точка зрения на суть вопроса о познании себя.

И вот только тогда начинаются настоящие открытия, по сравнению с которыми глубокое знание своей психологии или умение впадать в космический транс — это все детские шалости и глупости.

Здесь начинается совсем другая работа, которая тоже требует внимания, концентрации, усилий. Можно сказать, что она довольно сложная. Но можно сказать и другое — она ничуть не сложнее самых обычных психологических разборок. И ничуть не сложнее и не дольше той практики, которая необходима для того, чтобы научиться входить в глубокие медитативные состояния.

Вообще, я бы даже сказал, что эта работа проще. Во всяком случае, энергозатраты на исследование природы собственного «Я» не так уж велики. Ничего такого особенного. Вся сложность здесь исключительно в том, чтобы понять суть вопроса и хотя бы на время отложить в сторону привычную убежденность в том, что ответ очевиден и не требует никакого исследования. Именно очевидность собственного «Я» не позволяет воспринять вопрос о его природе всерьез — он кажется абстрактным или философским, или каким-то коаном без ответа, или чем угодно еще, кроме самого себя в самом буквальном и практическом смысле.

Испытайте себя. Можете ли вы воспринять этот вопрос абсолютно всерьез: Что такое «Я»? Знаете ли вы ответ? Интересует ли вас этот ответ? Осознаете ли вы, что вы понятие не имеете, что это за штука такая — ваше «Я»? Или оно вам кажется абсолютно очевидным?

И вот здесь, если целью ваших поисков в жизни была не психология сама по себе, если вы искали ответ на какой-то глубокий, но не вполне определенный вопрос, отбросьте на время всякую психологическую работу, перестаньте гоняться за своими тараканами и просто посмотрите в зеркало — кого вы там видите? Кто на вас смотрит из ваших глаз?

Это и есть главный вопрос. И на этот вопрос есть абсолютно конкретный ответ. Это не философское упражнение. Это не вопрос с подвохом. Это такой же буквальный вопрос, как если бы нас интересовал собственный желудок — не его наполнение, не биохимия пищеварения, а сам желудок. Природа собственного «Я» — это абсолютно конкретный вопрос, требующий абсолютно конкретного ответа.

Найти его довольно непросто, и не совсем понятно, с какого края начинать. Но вспомните свои занятия психологией — сколько раз вы оказывались в подобной ситуации, когда перед вами стоял вопрос о своих реакциях, эмоциях, переживаниях, и вы не знали, как к нему подступиться. Но если вы не бежите от вопроса, не сдаетесь, крутите его с разных сторон, пытаетесь его почувствовать, пытаетесь о нем подумать, подключаете интуицию, то рано или поздно ответ всегда приходит. Нужно только терпение и упорство, а не какие-то особые знания или умения.

Здесь все то же самое. Отбросьте все лишнее. Не пытайтесь скатиться в транс или медитацию, исследуйте этот вопрос на уровне обычного человеческого здравого смысла и трезвого сознания. Покрутите его с разных сторон, прочувствуйте его. Поживите с ним. И если он вас действительно заинтересует, то это уже практически конец всему — ответ вас сам достанет из под земли.

Вопрос только в том, интересует ли вас этот вопрос.

Что это за хрень такая — ваше драгоценное «Я»?

p. s.

Процесс исследования собственной природы, как и процесс исследования собственной психологии, требует определенного навыка и, может быть, пары-тройки технических фокусов. Есть также несколько смежных вопросов, которые позволяют лучше осознать суть и содержание основного вопроса. Но это уже выходит за рамки данной статьи. Если у кого-то есть не праздный интерес к практической стороне процесса самоисследования, дайте знать.

Наша рассылка

БУДЬТЕ В КУРСЕ!

Новости сайта, статьи, видео

с доставкой на дом

БУДЬТЕ В КУРСЕ!

Новости сайта и публикации

с доставкой на дом

Что такое самопознание в психологии? Примеры и теории

Откройте для себя 44 похожие идеи в

Экосистема подкастинга

16 минут на прочтение

Самопознание в психологии

В психологии самопознание является точным информация, которой человек владеет о себе.

Сюда входят знания о нашем эмоциональном состоянии, личностных чертах, отношениях, мнениях, убеждениях, ценностях, потребностях, целях, предпочтениях, социальной идентичности и моделях поведения.

2.82K прочтений

Источники, способствующие самопознанию

  • Физический мир . Он ограничен физической информацией о нас самих, такой как рост и вес.
  • Социальные сравнения с другими людьми, которые живут лучше и хуже нас.
  • Отраженные оценки . Мы видим свое отражение в оценках нас другими.
  • Самоанализ. Замечание собственных мыслей, чувств, мотивов и желаний.
  • Самовосприятие через наблюдение и изучение собственного поведения.
  • Рациональный анализ наших негативных мыслительных процессов с помощью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ)
  • Методы осознанности , помогающие оценить наши навыки эмоционального интеллекта.

514 прочтений

Преимущества самопознания

  • Познание себя помогает принимать реалистичные решения, такие как выбор спутника жизни, образование и карьера, а также место жительства.
  • Помогает лучше понять других.
  • Помогает разобраться в опыте.
  • Помогает с упреждающими ответами, а не реактивными.
  • Это важно для поощрения позитивных изменений.

Недостаток самопознания приводит к переоценке своих сил, что может привести к снижению удовлетворенности жизнью.

466 прочтений

Использование самопознания для самообладания

  • Самопознание включает в себя честную самооценку, которая может привести к положительным изменениям.
  • Самопознание ведет к осмысленному повествованию о нашей жизни и ощущению преемственности.
  • Знание себя помогает нам жить последовательной и полноценной жизнью, помогает понять наши основные мотивы и позволяет нам контролировать свои эмоции.

419 прочтений

Психосоциальные области

  • Слепые зоны . Это бессознательные процессы, которые мешают нам познать себя.
  • Самообман . В этом состоянии мы верим желаемому за действительное.
  • Триггеры конфликтов . Это чужие слова или действия, которые воспринимаются как оскорбительные и создают конфликт.

380 прочтений

Самопознание против самосознания

Самопознание — это информация о субъективных тенденциях, например, о нашем эмоциональном состоянии или поведенческих моделях.

Самосознание — это осознание нашего настроения или мыслей об этом настроении. Это путь к самопознанию.

341 читает

Самопознание, самоидентификация и самооценка

  • Шелдон Страйкер утверждает, что идентичность является частью личности, которая пробуждается при взаимодействии с другими людьми.
  • Я-концепция — это образ, который мы формируем о себе. Это может или не может быть основано на реальности.
  • Самопознание исходит из различных источников, таких как внешние доказательства.
  • Низкая самооценка связана с отсутствием ясности, устойчивости и непротиворечивости Я-концепции.

283 чтения

Шесть теорий о самопознании

  1. Модель прямого наблюдения — Мы получаем самопознание через наши мысли, отдельно от внешнего знания.
  2. Прозрачная модель — Размышление и решение для себя о состоянии мира.
  3. Социальный конструктивизм — понимание себя и мира через использование языка для создания общей реальности.
  4. «Зазеркалье» — наше самопознание развивается через взаимодействие с другими.
  5. Нарративное я — использование объяснений и интерпретаций для создания основы реальности.
  6. Теория самовосприятия — люди узнают о себе, замечая поведение и делая выводы.

326 прочтений

Психология самопознания и теории самопознания-SoulCredo

Психология самопознания может предоставить человеку инструменты, позволяющие, наконец, обрести счастье в жизни.

Самопознание Психология может быть порождением философии, но, боже мой, какое могучее.

Это случай банальной двойственности бытия: Чтобы быть счастливым, надо быть здоровым, благополучным и иметь значимые отношения – А чтобы все это иметь, надо уметь. Для этого необходимо познание себя… Однако погружаться в глубины собственной души действительно страшно, и именно это делает нас несчастными… Чтобы бороться с этой дилеммой, мы должны иметь оружие, и Психология Самопознания – это лучший.

Проблема здесь в том, что мы мало знаем о смысле жизни, поэтому нам трудно жить духовной жизнью. Вместо этого мы находим только страдания, когда находимся в вечном безумном поиске счастья. И этот круг — судьба большинства.

Несчастье, как темная сторона счастья, всегда омрачает нас как прямой результат незнания нашей цели; А приобретенное несчастье выливается в плохое здоровье, финансовые затруднения, трудности в отношениях, неспособность найти занятие, которым можно было бы заниматься со страстью, и т. д.

Почему так? Ну, дорогие мои друзья, гиганты психологии тоже бьются головой. Вы не одиноки. Психология самопознания — это такой же бизнес, как и любой другой.

«Величайшее открытие моего поколения заключается в том, что люди могут изменить свою жизнь, изменив свое мышление».

Уильям Джеймс

ПСИХОЛОГИЯ САМООБНАРУЖЕНИЯ

Самопознание является краеугольным камнем духовного пробуждения и поиска души, где психология самопознания является основой… Итак, начнем.

Самопознание в психологии

С научной точки зрения значение Я-концепции наиболее полно раскрывается в психологии. В современных когнитивных теориях выделяются самые разные грани важности самопознания. Подробнее о самопознании вы можете прочитать в этой статье.

Например, в классическом психоанализе (я знаю, что это спорная тема) важным компонентом самопознания является осознание вытесненного в бессознательное. По Фрейду, для сознания неприемлемо все, особенно сексуальные и агрессивные тенденции. Роль психоаналитика состоит в том, чтобы помочь человеку, используя специальные приемы психоанализа, осознать и пережить то, что было вытеснено. Результатом является катарсис, он же очищение и личное выздоровление.

Некоторые ученики Фрейда отклонились от его учения. Адлер видит смысл самопознания в познании человеком своего действительного жизненного предназначения, которое скрыто от личности зачастую ложными целями, побуждающими его к превосходству над другими, к власти и т. д.

Карл Юнг обращает внимание на познание тех аспектов личности, которые ушли в область так называемой Тени, то есть сферы, не признаваемой человеком в качестве своей, но реально существующей и являющейся составной частью его личности . Он также внедрил концепцию архетипов в психологию.

 Задача состоит в том, чтобы познать эти стороны и принять их, обретя тем самым свою целостность и полноту своего Я. -познание сводится к достижению внутренней гармонии, единения с высшим «Я». Для этого человек должен осознать, с какими чертами своей личности (он идентифицирует себя), в результате чего они берут «власть» над личностью в целом, тем самым определяя ее дисгармоничность. Подробнее здесь.

В гештальт-терапии метод был разработан несколькими психологами-отшельниками Фрицем Перлзом, Лорой Перлз и Полом Гудманом в 1940-х и 1950-х годах и впервые описан в книге 1951 года Гештальт-терапия. S эльфийское знание, по их мнению, выступает средством достижения человеком личностной зрелости. Больше здесь.

Что такое Психология самопознания

Часто опираясь на область философии и даже мифологии, психологи указывают на озарение наших демон (или, как его называют греки, «истинное я») как конечная цель самопознания как философии. Истинное Я можно рассматривать как центральную внутреннюю силу, которая кажется общей для всех людей, особенно для тех, кто находится на пути духовного пробуждения. Тем не менее, это также уникально для каждого человека, который является глубоким источником роста. Истинное Я человека по существу лежит под поверхностью, и наша задача состоит в том, чтобы найти свое истинное Я в наших душах, и это основная задача Психологии Самопознания 9.0003

Самопознание, это определение в науке, на мой взгляд, лучше всего объясняется в психологии – Оно помогает выявить смысловые функции самопознания.

Компоненты психологии самопознания

Самопознание в психологии имеет свои компоненты, на которые следует опираться в процессе самопознания, а также самореализации и самореализации.

Некоторые из компонентов можно выделить как:

Осознание самоидентификации . Как правило, это происходит, когда ребенок учится распознавать ощущения, исходящие от тела и от внешних источников при взаимодействии в социуме и мире.

Принятие собственной Я-Концепции. Возможно, это начинается, как только мы начинаем сознательно использовать такие местоимения, как «я», «мой», «я» и т. д., в нашей повседневной речи.

Понимание особенностей психики. Когда мы научимся самоанализу. Когда человек замечает психические свойства и начинает их использовать.

Самоанализ. Пожалуй, самый сложный, но главное, хотя и самый важный компонент самопознания. Это происходит, когда индивидуум вступает в более тесную связь с социальной и социальной средой.

Связь с развитием личности и психология самопознания

Личность человека формируется с детства. Психоаналитики уже давно разбили формирование личности на несколько этапов. Например, немецкий психолог Зигмунд Фрейд выделил пять стадий, а его последователь Эрик Эриксон — восемь. У нее много последователей, которые пытались расширить эту область.

Стадии по Эриксону и процессам познания Я:

От рождения до года – младенчество, формируется собственная идентичность. От года до трех, раннее детство, развитие самостоятельности и осознание возможности быть самостоятельной. От трех до шести лет – детство, малыш начинает осознавать свою гендерную идентичность и усваивает модель поведения в соответствии с ней. С шести до двенадцати, школьный возраст, происходит социальная адаптация, ребенок пытается усвоить свои навыки и пытается превратить их в компетенции и опыт.

Двенадцать-двадцать лет, переходный возраст отрочества и юности, момент формирования целостной личности и поиска своего места в обществе. Двадцать-двадцать пять, период ранней зрелости, поиск полового партнера, момент создания семьи, при этом четко сформировавшемуся собственному «я» не грозит разрушение семьи, а только укрепляется осознание собственной значимости и своего места в ней.

Двадцать пять-шестьдесят пять лет, время среднего возраста, осмысленное стремление человека передать знания и жизненный опыт своему потомству, открытие способностей наставника и учителя. Шестьдесят пять, пока смерть не возьмет свое. Стадия поздней зрелости, процесс самопознания, позволяет принять и правильно оценить путь, увидеть результаты своих трудов, а в своих детях и внуках — продолжение своего «Я».

Основы и характеристики

Основы саморазвития предполагают наличие у человека способностей формировать свою жизнь и достигать поставленных целей и задач – стремиться к самореализации и жизненному процветанию. Помимо действия, на этот процесс оказывает влияние и деятельность человека. Он может быть социально активным, инициативным, исполнительным или социально реактивным, импульсивным, пассивным.

Социальная деятельность проходит следующие пути развития:

– Нормативный уровень – школьники, подражание, повторение действий.

– Нормативно-личностный – подростковый период, появляется свой взгляд на жизнь, отношение к тем или иным вопросам.

– Личностно-продуктивный, продуктивно-творческий – взрослый, который вносит свой вклад в общественную жизнь, создает инновации, модернизирует старое, привносит в процесс жизни элементы творчества.

Непременными условиями саморазвития являются инициатива, а в дальнейшем — сознательность и самостоятельность. Социальная активность способствует развитию способностей к выбору собственного пути и средств развития на жизненном пути, появляется ответственность за свои поступки. Развитие также невозможно без достижения необходимого уровня самосознания, понимания и анализа своей личности.

Основа саморазвития и самореализации напрямую зависит от внутреннего мира человека и его анализа реальной жизни и ситуации на данном этапе. Внутренний мир уникален и отчасти является отражением внешнего мира. Есть также предположения, что он развивается на протяжении всей жизни вместе с самой личностью под влиянием окружающей действительности.

Элементы самопознания

Выдающиеся психологи психологии самопознания

Альфред Адлер

Альфред Адлер был австрийским врачом, психотерапевтом и основателем школы индивидуальной психологии. Его акцент на важности чувства неполноценности, комплекса неполноценности признается изолирующим элементом, играющим ключевую роль в развитии личности и самореализации. Адлер первым подчеркнул важность социального элемента в процессе перестройки личности. Альфред Адлер рассматривал человека как индивидуальное целое и поэтому назвал свою психологию «индивидуальной психологией».

Карл Юнг

Швейцарский психолог, психиатр и философ, основоположник аналитической психологии, учения о коллективном бессознательном, автор теории личности, теории сновидений, ассоциативного метода, личности структура, понятие о психотипах/архетипах, комплексах, символах и архетипах.

Больше здесь.

Карл Густав Юнг известен как ученик Фрейда, продолживший развитие психоаналитической теории. Правда, он не следовал традициям Фрейда, а шел своим путем. Поэтому их сотрудничество было не таким долгим. Концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения взглядов между ними.

Подробнее о Юнге.

Согласно Юнгу, структура личности, которую он назвал душой, состоит из Эго, Личного Бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго — это то, что мы привыкли называть сознанием, или что-то другое, что мы имеем в виду, когда говорим «я». Личное бессознательное – личный опыт, по каким-то причинам забытый или вытесненный, а также все то, что мы как бы не замечаем вокруг себя.

Несколько хороших книг о Юнге.

Карл Роджерс

Роджерс считается одним из лучших психологов прошлого века. Он основал психологию гуманизма. Его концепция основана на стремлении личности к актуализации. Он выделяет следующие понятия:

1. «Реальное Я» – включает в себя осознание человеком мыслей, ценностей, жизненных установок.

2. «Идеальное Я» — комплекс представлений, как человек видит свое будущее, к чему он стремится, жизненный опыт.

3. «Социальная среда» — включает в себя ценности и нормы, особенности поведения, присущие социальной среде человека.

При наличии в жизни несоответствий между реальным и идеальным состоянием человека и его реализацией в социуме возникают психические расстройства, неврозы, тревога, плохая адаптация в социуме. Чтобы быть в гармонии со своим Я, достичь идеального состояния, нужно обрести свободу, научиться прислушиваться к своему внутреннему голосу, действовать на основе своего опыта и понимания жизни.

Обычно проблемы возникают, когда человек живет по правилам общества, стараясь не выделяться из толпы, забывая об «Идеальном Я». Роджерс, работая психотерапевтом, считал, что его задача — раскрыть потенциал личности, помочь определиться и обрести свободу, познав себя.

Его «теория» нашла применение в педагогике.

Подробнее о Роджерсе.

Психология развития Абрахам Маслоу

Психология Маслоу также гуманистична. Он уделял большое внимание исследованиям и выделял основные качества самореализовавшегося человека, такие как самостоятельность, креативность, философский юмор, потребность в уединении и другие.

Он считал, что человечество стоит на пороге новой психологии, которая позволит наиболее полно раскрыть потенциал и способности людей, рассматривая человека как единую и целостную психическую систему. Самопознание и саморазвитие личности лежат в основе теорий формирования этой личности.

Ключевые выводы Маслоу

1. Каждый человек имеет свою особую изначальную природу, которая получена при рождении.

2. Человек развивается на протяжении всей жизни, может развивать те данные, которые он получил изначально. При этом большое влияние на дальнейшее развитие оказывает окружающая среда (семья, школа).

3. Природа дала человеку наличие инстинктов и желаний, но с годами «голоса-импульсы» ослабевают в результате воспитания и тотального контроля над собой. Именно эти голоса помогают определить, что человеку нужно, что вызывает интерес, на что он способен, а не только то, что соответствует нормам и правилам общества.

4. Личностные характеристики могут быть сходными у разных людей, а могут быть уникальными, со своими характеристиками. У всех нас есть потребности в любви, уважении, понимании, а есть личностные свойства, способности.

5. Природа человека изучается как наукой, так и самим человеком, с помощью самопознания, психиатрических методов.

6. Большинство внутренних, глубинных мыслей, инстинктов подавляются нами, и переходят в бессознательную форму в результате постоянного страха, боязни осуждения.

7. Внутренняя сила человеческой натуры сохраняется до сих пор, периодически дает о себе знать, дает стимул к развитию и поиску себя.

8. Основа человека кроется в том, что дано изначально, важно уметь понять и принять себя. Причем при выборе жизненного пути главным критерием должно быть мнение личности, а не общества. Личность динамична и имеет тенденцию развиваться на протяжении всей жизни.

9. Внутренняя сущность человека может подвергаться тяжелым испытаниям, непониманию, чувствовать отвержение в жизни. Это часто приводит к настоящей болезни на психическом уровне. Рассмотрены сложные ситуации – утрата личности, собственных особенностей, определяющих свойств, когда нет возможности добиться их проекции, репрезентации своего Я.

10. Внутренняя сила изначально положительна. Главное научиться использовать его во благо, стимулировать развитие творчества, доброты, альтруизма, способности любить.

Пожалуй, в перспективном и устремленном в светлое будущее человечества вопрос самопознания (самоактуализации) лучше всего сформулировал Абрахам Маслоу:

«Как человек может развивать себя?» Недаром Маслоу называют отцом-основателем «психологии третьей волны» — гуманистической, поскольку именно в рамках этого направления лучше всего изучается человек в его высших проявлениях. В том числе в стремлении и в попытках самосовершенствоваться, максимально раскрыть свой внутренний потенциал, стать «лучшей версией себя».

Напомню, что ключевым понятием в работах Маслоу является самоактуализация. Содержание этого понятия изменилось; Маслоу дополнил его новыми смысловыми гранями.

Изначально само понятие было заимствовано у физиолога Курта Гольдштейна, который занимался восстановлением психических функций, нарушенных после ранений/травм головного мозга.

То, что Гольдштейн назвал «самоактуализацией», сегодня назвали бы «компенсаторными способностями мозга». О чем это? Гольдштейн обнаружил, что даже если какая-то функция была нарушена/потеряна, при достаточной мотивации и с помощью тяжелых тренировок можно было развить альтернативную функцию/способность, компенсирующую утраченную. Причем эта альтернативная функция как бы уже потенциально существовала, являлась «скрытым вариантом» на уровне всего мозга/психики.

То есть получается, что если больной или раненый человек не сдавался, то мозг и психика вполне могли «включиться», актуализировать в жизни свои резервные способности, что позволило прожить целую жизнь. И в обычной жизни, конечно, при отсутствии разрушительной травмы или болезни самореализация является естественной потребностью, следующей за своей истинной биологической сущностью, внутренней потребностью нашей психики.

Маслоу понравилась идея о том, что при достаточной мотивации мы можем вернуться к нашим биологическим истокам, к «полноте естественного существования», присущей нашим телам. Получается, что первоначальный смысл «самоактуализации» — биологическая целостность; жить в гармонии со своим телом/физиологией; такое гармоничное отношение со своим телом, которое дает возможность раскрыть наши природные таланты и способности.

Самоактуализирующийся человек, с точки зрения биологии, это тот, у кого ничего не заблокировано, ничего не убрано, но и не добавлено ничего лишнего. Поэтому он может быть естественным и свободно реализовывать себя.

В более поздних работах Маслоу к понятию самоактуализации добавляется экзистенциальная потребность выйти за пределы себя и своего повседневного существования, также известная как самотрансценденция. Этот выход может быть осуществлен разными способами: например, просто с помощью Измененных Состояний Сознания, которые Маслоу назвал «пиковыми переживаниями» или с применением творческой деятельности, результаты которой представляют собой высшую ценность не только для себя, но и для других людей, это то, что называется самореализацией.

В результате получается, что самоактуализация и самореализация становятся комплексным, биосоциальным понятием. И в целом задача усложняется: вроде бы необходимо сохранять биологическую целостность, не изменяя своей «природной природе», а в своих делах и переживаниях вырываться за рамки самого себя – в открытое пространство мира. культура, история, наука и т.д. Как решить эту проблему?

В отличие от современных гуру, занимающихся самопомощью, сам Маслоу ответов на этот вопрос не давал — он лишь пытался зафиксировать явление. При этом он использовал метод исследования «от противного»: сначала выделял группу «лучших представителей человечества» своего времени, после чего с помощью биографического анализа и интервью выявлял те уникальные качества, которые отличать их от остального человечества. Так появилась модель «самоактуализирующейся личности», которой уже 70 лет, и которая вполне может стать «дорожной картой» саморазвития любого человека.

 Кстати, Маслоу справедливо критикуют за такой подход: ведь для того, чтобы выбрать «лучших представителей человечества» в голове исследователя, предварительно должны быть какие-то критерии их «лучших» — только не в явном виде сформулировано. Получается, что он выбрал эту выборку необъективно, и полученные результаты естественным образом подтвердили его первоначальные предположения, которые мы называем предвзятостью.

Качества самоактуализирующейся личности по Маслоу

Одна из несомненных заслуг Маслоу заключается в том, что он создал один из первых концептуальных «портретов» людей, стремящихся максимально раскрыть свой потенциал, достигающих личностной зрелости и успешно реализующих свои таланты и способности в жизни и работе.

  • Эффективное восприятие реальности и комфортные отношения с реальностью. Способность распознавать ложь; стремление к точности и объективности; умение опираться на факты и абстрагироваться от мнений; восприятие действительности с минимальными когнитивными искажениями, без стереотипов, суеверий и т. д.; позитивное отношение к новому и неизведанному; терпимость к хаосу; исследовательский подход.
  • Принятие себя, других, природы и мира. (Отсутствие невротического стыда, вины и беспокойства; восприятие себя таким, каков он есть; принятие своей «низшей» биологической природы. В том числе принятие собственного несовершенства, своих недостатков.
  • Спонтанность, простота, естественность. (Естественность не только в внешнее поведение, но также спонтанность и свобода в мыслях, идеях Внешняя спонтанность – способность вести себя нестандартно, нарушать нормы и условности Внутренняя спонтанность – в том числе максимальная погруженность в то, что они делают
  • Сервис. Как сосредоточение на внешних проблемах и целях, в отличие от озабоченности эгоцентрическими проблемами. Эпохальные задачи, а не «бытовые вещи».
  • Отстраненность, потребность в уединении. Спокойно переносить любовь к одиночеству даже в унизительных и сложных ситуациях.
  • Автономия, независимость от культуры и окружающей среды, воля и активность.
  • Свежий взгляд на вещи.
  • Мистические переживания и высшие переживания.
  • Gemeinschaftsgefuhl (Социальный интерес, чувство общности со всем человечеством).
  • Межличностные отношения. Качество дружбы и любви гораздо выше, чем у обычных людей; это проявляется в качестве общения, в больших затратах времени и эмоций).
  • Демократия, демократический характер и природа. Терпимость к человеческим различиям; готовность учиться у всех, кто хоть что-то понимает или знает что-то лучше; уважительное отношение к людям.
  • Способность различать средства и цели, добро и зло. («Святые люди», обладающие твердой внутренней нравственностью; избирательны в средствах достижения цели; внутренняя религиозность как вера в принципы добра, справедливости и т. д.
  • Философское чувство юмора. Они не любят плоского и вульгарного юмора; они предпочитают юмор, высмеивающий гордость и тому подобные недостатки; развитая самоирония, в том числе по отношению к своей работе и достижениям; им нравится интеллектуальный юмор; сами они редко шутят, «серьезные» по сравнению с обычными людьми.
  • Творчество. Оригинальность, изобретательность, «творческая жилка», которая проявляется широко, то есть не только в узких изобретательных способностях или в профессии.
  • Сопротивление культурным влияниям. Трансцендентность культуры. (Поверхностная, внешняя адаптация к культуре, в которой они живут, но не полное отождествление с ней и зависимость от нее.

ТЕОРИИ САМООБНАРУЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Теории о развитии личности и стадиях процесса

Человек, рассматриваемый с точки зрения его обусловленных социально-психологических характеристик, есть личность.Свойства ее проявляются в общественных отношениях, значимых действиях.Проблема развития личности давно интересует философию, а затем и психологию. В результате исследований механизмы этого процесса были в некоторой степени раскрыты.

Отношение людей, как и само мировоззрение, может меняться со временем. Есть ряд причин для этого. Один из них, согласно которому происходят изменения к лучшему, – это личностный рост. Человек переосмысливает свой опыт, находит наиболее удачные решения для различных ситуаций, справляется с поставленными задачами. Направление, изучающее проблемы развития, отвечает на вопросы: каковы этапы и механизмы процесса, как происходит достижение целей.

Можно ли познать Себя, чтобы стать счастливым самостоятельно?

Научиться быть таковым или жить, получая удовлетворение от реальности, вполне возможно. Но у физиологов другое мнение. А именно считается, что такие состояния зависят от наличия уровня гормонов:

Серотонин, устраняющий депрессию, полезен для ума и тела. Когда-либо вторгающийся дофамин, связанный с ним, также мы привыкли называть его «гормоном удовольствия».

Теория поведения

Данная теория делится на рефлекторное и социальное направления. Максима обоих: среда является источником развития. К свойствам психологии личности относятся социальные навыки и рефлексы поведения.

Итак, биология мешает нашему самопониманию

Однако современная психология пытается дифференцировать разные уровни этой гормональной тирании. Вот несколько теорий, которые придумала психология.

Психодинамическая теория и психология самопознания

Фрейда можно считать мошенником или гением, кто знает. Но он точно установил, что проблемы психики бывают не только у неустроенных людей. У всех нас есть это. Фрейд рассматривал развитие личности в психологии. Он считал, что его источником были инстинкты или врожденные биологические факторы, создающие желание, такие как либидо. Эта энергия направлена ​​на воспроизводство или разрушение. Мотивы, мораль и этика вступают с ними в динамическое взаимодействие, которое регулирует поведение человека. Предполагалось, что бессознательное играет значительную роль.

 Психоаналитическая теория

Направление появилось в связи с именем Карла Густава Юнга, ученика Фрейда, создавшего отдельный вариант своего психоанализа – аналитическую психологию. Структуру личности в психологии делили на 3 части. Две из них — индивидуальное и коллективное бессознательное, а третья — самосознание. Первая часть – хранилище забытых мыслей и чувств.

Второй — это память поколений, опыт и история. Личностные ориентации, выделенные Карлом Юнгом: экстраверсия и интроверсия, также называются у него слугами. Разработано разделение психических процессов на 4 типа: мышление и познание, чувство или эмоции, интуиция.

Юнгианская психология включает в себя размышления о смысле жизни, целях, социальных проблемах. Революционный подход Юнга заключался в том, чтобы включить в современную психологию мифологию, особенно понятие архетипов.

Индивидуальная теория и психология самопознания

Направление касается концепции целостности личности и ее уникальности. Уникальность как понятие было разработано Альфредом Адлером. Он утверждал, что поведение определяет чувство общности с другими людьми, а не инстинкты от рождения. По его мнению, выделяются следующие компоненты индивидуальности: Чувство неудачника, чувство неполноценности и стремление это компенсировать. Желание быть идеальным членом общества. Творческая уникальность. Общественный интерес. По моему мнению. С этими исследованиями тесно связана психология развития личности современности.

Гуманистическая теория

Основоположники теории развития личности Роджерс и Маслоу считали: человек по своей природе может самосовершенствоваться, способен к личностному росту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *