Лев Семенович Выготский — краткая биография
ФИО: | Выготский Лев Семенович |
Дата рождения: | 5 (17) ноября 1896 г. |
Место рождения: | Орша, Беларусь |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Ученый-психолог |
Дата смерти: | 11 июня 1934 г. (37 лет) |
Содержание:
- У истоков: детские годы
- Хроника жизни
- Личная жизнь
- Научное наследие
Выдающийся учёный Л.С. Выготский оставил яркий след в истории советской науки о человеке. Результаты его научных достижений оказали колоссальное влияние на развитие психологии и педагогики в ХХ веке.
У истоков: детские годы
Лев Семёнович Выготский родился в 1896 года в городе Орша в интеллигентной семье. Его отец, Семён Львович, был банковским служащим. В последние годы жизни, он управлял Арбатским отделением Промышленного банка в Москве. Мать имела педагогическое образование, хорошо знала французский и немецкий языки, но была домохозяйкой и занималась воспитанием шестерых детей.
Родители — Семён Львович и Цецилия Моисеевна
Когда Льву Семёновичу ещё не исполнилось и года, семья переехала из Орши в Гомель. В этом городе прошли детские и школьные годы будущего выдающегося психолога.
Лев Выготский в возрасте 4 года с сестрой
В формировании личности Л. С. Выготского огромную роль сыграло домашнее образование и воспитание. Ещё будучи мальчиком, он получил навыки внимательного отношения к людям, присматривая за младшими детьми.
В многодетной семье у Льва Семёновича было пять сестёр и брат: Хая-Ана (1895-1936), Клавдия (1904-1975), Зинаида (1898-1981), Эстер (1899-1969), Мария (1907-1990). Младший брат Льва Семёновича, Давид, родился в 1905 году, но очень рано умер в возрасте 14 лет. Две сестры учёного, Клавдия и Зинаида, впоследствии стали видными лингвистами и составителями словарей для перевода с французского и английского языков.
В семье царил культ книги и постоянно обсуждались спектакли местного театра. Начальное образование Л. С. Выготский получил дома, усердно занимаясь у педагога С. Апшиза. Сдав экзамены за пять классов, он продолжил обучение в мужской гимназии Гомеля в шестом классе.
Самыми интересными для Льва Семёновича были такие предметы, как философия и литература. За годы учёбы он выучил шесть языков: латынь, древнееврейский, греческий, английский, французский и немецкий. Закончив гимназию с отличием в 1913 году, для продолжения обучения юноша переехал в Москву.
Лев Выготский в молодости
Хроника жизни
- 1913 год ‒ Л.С. Выготский поступил на медицинский факультет Московского университета, но вскоре перевёлся на юридическое отделение.
- 1914-1917 годы ‒ Параллельное обучение в Московском народном университете по историко-философскому направлению.
- 1916-1917 годы ‒ Совмещая учёбу в двух вузах, Л. С. Выготский работает техническим секретарём в журнале «Новый путь».
- 1917 год ‒ Лев Семёнович возвращается в Гомель после окончания обучения. Начало преподавательской деятельности в педагогическом техникуме. Основывает и редактирует литературный журнал «Вереск».
- 1919 год ‒ Л.С. Выготский заболевает туберкулёзом, но продолжает педагогическую и научную деятельность. Создание психологического кабинета-лаборатории при Гомельском педагогическом техникуме.
- 1924 год, январь ‒ Л. С. Выготский переезжает из Гомеля в Москву. Поступление в аспирантуру и начало работы в Институте экспериментальной психологии.
- 1925 год, лето ‒ Участие в международной дефектологической конференции в Лондоне. Посещение Германии и Франции.
- 1925 год, осень ‒ Присвоение по болезни без защиты научной степени кандидата психологических наук. Тема кандидатской работы ‒ «Психология искусства».
- 1925-1926 годы ‒ Лечение от туберкулёза в санатории «Захарьино». Выведен на группу по инвалидности.
- 1927 год ‒ Возобновление научной деятельности в Институте экспериментальной психологии РАНИОН.
- 1927 год, декабрь ‒ Возглавляет руководство Медико-педагогической станцией Главсоцвоса.
- 1928 год ‒ Из печати выходит очередная книга психолога «Педология школьного возраста».
- 1929 год, апрель ‒ Поездка в Ташкент с циклом лекций по психологии.
- 1929-1931 годы
- 1930 год ‒ Издание монументальной работы в соавторстве с А. Р. Лурией «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок» и завершение работы над книгой «Педология подростка».
- 1931 год ‒ Назначение Л. С. Выготского на должность замдиректора по науке в Институте педиатрии.
- 1931 год, май-август ‒ Л. С. Выготский организует первую психологическую экспедицию в Среднюю Азию.
- 1932 год, лето ‒ Вторая и последняя психологическая экспедиция в Среднюю Азию.
- 1934 год, зима ‒ Создание Львом Семёновичем психологического отдела во Всесоюзном институте экспериментальной медицины.
- 1934 год, лето ‒ Обострение тяжёлой болезни и смерть учёного 11 июня этого года.
Лев Выготский во время занятий по педологии в Университете. (Ташкент, 1929)
Личная жизнь
В повседневной жизни Л.С. Выготский был энергичным и увлечённым своим делом человеком. Он легко овладевал вниманием собеседников, поражая их четкостью и ясностью изложения мысли. Современники отмечали трудолюбие учёного и его огромную эрудированность, выходящую за пределы профессиональной деятельности.
Лев Семёнович превосходно знал классическую и современную художественную литературу, проводил литературные понедельники, на которых обсуждались новинки поэзии и прозы. Л.С. Выготский читал лекции о теории относительности, был большим знатоком театра. Ему принадлежит около 70 рецензий на театральные постановки.
В 1924 году Л.С. Выготский женился на Розе Ноевне Смеховой (1899-1979). За десять лет семейной жизни у них родись две дочери. Старшая девочка, Гита (1925-2010), стала впоследствии доктором психологических наук и возглавила Институт психологии им. Л. С. Выготского при Российском государственном гуманитарном университете. Младшая дочь, Ася, родилась в 1930 году и прожила всего пятьдесят пять лет. Став взрослой, она защитила кандидатскую диссертацию и работала научным сотрудником НИИ онкологии.
С женой и дочерьми
Научное наследие
Неуёмная энергия и многообразие интересов Л.С. Выготского объясняет обширность его научного наследия. За свою непродолжительную жизнь ученый опубликовал около 200 научных статей и книг по педагогике и психологии.
В своих работах Л.С. Выготский исследовал связи интеллекта и состояния аффекта, интересовался проблемой истории развития поведения и сознания, продемонстрировал основу высших психологических функций человека, включая процесс образования. Особенно его интересовали взаимосвязи членораздельной речи и мышления.
Ученый-психолог Лев Выготский
Выдающийся учёный разработал новую эстетическую теорию, в которой, при анализе художественного произведения, делал упор на взаимодействие двух структурных элементов ‒ материала и формы. Его плодотворная научная деятельность оказала существенное влияние на развитие этнографии, социологии, психопатологии, дефектологии, патопсихологии, нейропсихологии, психиатрии, языкознания.
Лев Семёнович ‒ основоположник собственной школы в психологической науке. Её базой стала культурно-историческая теория учёного. В числе ярких последователей Л.С. Выготского советские психологи А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец и многие другие.
Имя Л.С. Выготского присвоено несколькими образовательным учреждениям. В их числе Институт психологии Российского государственного гуманитарного университета и педагогический колледж в Гомеле.
Выготский биография кратко
Биография Льва Выготского, советского психолога, основателя культурно-исторической школы изложена в этой статье.
Выготский Лев Семенович биография кратко
Лев Выготский краткая биография которого начинается 17 ноября 1896 года. Он родился в городе Орше в многодетной семье банковского служащего. Когда мальчику был всего год, отец основал в городе Гомель публичную библиотеку и перевез сюда свою жену и девятерых детей.
В 1914 году он поступает на медицинский факультет в Московский университет. Проучившись немного на факультете, Выготский переходит на юридический факультет и параллельно обучается на историко-филологическом факультете в Народном университете им. А. Л. Шанявского. Будучи студентом, он начинает публиковать свои рецензии на книги известных писателей-символистов — В. И. Иванова, А. Белого, Д. С. Мережковского. В это же время он пишет свою большую первую работу на тему «Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира». Хотя свет она увидела только спустя 50 лет в его сборнике «Психология искусства».
Лев Выготский интересные факты
В 1917 году Лев Семенович возвращается в Гомель и принимает активное участие в процессе создания школы нового типа. Он начинает проводить исследования в специально им же организованном психологическом кабинете при педагогическом техникуме.
В 1924 году его назначили делегатом на II Всероссийском съезде в Петрограде по психоневрологии. На нем он огласил доклад о тех рефлексологических методиках, которые он применил, когда изучал механизмы сознания. После фееричного выступления на данном съезде, Выготского пригласил на работу директор института экспериментальной психологии в Москве Н. К. Корнилов. Спустя 2 года под его руководством создали дефектологический экспериментальный институт, который был переименован позже в Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. Благодаря стараниям Льва Выготского был заложен фундамент дефектологии в СССР.
Он проявил себя как талантливый ученый психолог. В 1926 году он выдал книгу «Педагогическая психология», в которой он защищал индивидуальность ребенка. Через год психолог Лев Выготский начинает публиковать статьи, которые анализируют различные направления мировой психологии. Также он разработал новую концепцию в психологии — культурно-историческую. Согласно концепции поведение человека, регулируемое сознанием, тесно соотносится с разными формами культуры, искусством и языком.
Лев Выготский разработал понятие знака, символа, как особого психологического инструмента, служащего средством для превращения психики из биологической в историческую. В результате в 1960 году был написан труд под названием «История развития высших психических функций».
Свою последнюю монографию под названием «Мышление и речь» он написал в 1936 году и посвятил вопросам структуры сознания. В 30-г годах Льва Семеновича начали обвинять в его отступлении от марксистского ученья. Бесконечные обвинения, работа на износ и недуг туберкулеза, который он подхватил от брата, практически истощили психолога. Выготский умер 11 июня 1934 года от обострения болезни.
Лев Выготский: биография и вклад этого русского психолога — медицина
Видео: Lev VygotskyСодержание
- Биография Lev Vygotsky (1896 — 1934)
- Ранние годы
- Профессиональная жизнь
- 5 Основные взносы Lev Vygotsky в психологию
- 1. Фонд социокультурной теории
- 2. языка в поведении человека
- 3. Зона ближайшего развития
- 4. Влияние на систему образования
- 5. Развитие психологии развития
Влияние психологии на то, как мы понимаем нашу человеческую природу, неоспоримо. И история этой социальной науки полна важных деятелей, которые своими исследованиями позволили (и позволяют нам) понять, почему мы такие, какие мы есть.
В этом смысле на протяжении многих лет мы считали, что наше поведение и способ мышления являются связующим звеном между тем, что определяет нашу генетику, и событиями, которые происходили с нами в нашей жизни. Но, учитывая, что люди являются личностями в обществе, мы потерпели неудачу.
И один из первых психологов защищает влияние общества и культуры на наше когнитивное развитие в детстве Именно Лев Выготский, известный русский психолог, основал теорию, отражающую социальное происхождение умственного и психологического развития у детей.
В сегодняшней статье мы увидим биографию этого ключевого психолога в современной психологии, который в течение многих лет не получал должного внимания из-за своей связи с коммунистической партией и своей преждевременной смерти. Сегодня мы восхвалим его фигуру, а также рассмотрим его самый важный вклад в эту науку и, в конечном счете, в мир.
- Рекомендуем прочитать: «15 лучших книг по психологии (для студентов и любознательных)»
Биография Льва Выготского (1896 — 1934)
Лев Семенович Выготский был русским еврейским психологом, внесшим большой вклад в область психологии развития , помимо создания социокультурной теории, где он защищал влияние культурной и социальной среды на когнитивное развитие людей в детстве.
Ниже мы представляем биографию этого знаменитого психолога, который, поскольку его работа получила международную огласку только более чем через 30 лет после его смерти и потому что она была преждевременной, также известна как «Моцарт психологии».
Ранние годы
Лев Выготский родился в 1896 году в Орше, городе в Белоруссии, которая в то время была частью Российской империи, в еврейской семье с высоким социальным положением. Выготский был вторым из восьми детей, которые должны были родиться у пары.
Когда ему исполнился год, из-за проблем с работой его родители переехали в Гомель, другой белорусский город, где Выготский провел все свое детство. Именно в это время он проявил свою страсть к театру и живописи, сказав родителям, что, когда вырастет, хочет стать литературным критиком.
Однако, и несмотря на то, что он действительно хотел посвятить свою жизнь гуманитарным наукам, родители убедили его изучать медицину. В 1913 году, в возрасте 17 лет, он начал изучать эту профессию. Однако всего через месяц после начала учебы, зная, что он не хочет посвящать свою жизнь медицине, Подал в отставку и поступил на юридический факультет Московского университета .
Выготский начал заниматься юриспруденцией, хотя параллельно с университетом продолжал заниматься философией и историей. На самом деле, в 1915 году, в возрасте 19 лет, он написал эссе о Гамлете, знаменитой трагедии драматурга Уильяма Шекспира.
Наконец, четыре года спустя, в 1917 году, Выгостский получил высшее образование и стал юристом. Однако он принял решение уехать из Москвы и вернуться в город, где он вырос, чтобы преподавать психологию и литературу 9. 0030 , то, что определило его профессиональную жизнь.
Профессиональная жизнь
Выготский всю свою жизнь посвятил преподаванию. Сначала он работал профессором психологии в Гомеле в то время, когда эта наука находилась в кризисе, так как существовали разные теории, которые конфликтовали друг с другом. Психологи были в эпицентре больших споров, пытаясь объяснить происхождение нашего когнитивного развития.
В этом контексте Выготский поставил перед собой задачу снова объединить Психологию , поэтому ему пришлось объяснить с научной точки зрения все эмоциональные процессы, которые переживают люди.
В то же время в 1917 г. произошла Октябрьская революция, в которой Выготский принимал активное участие и которая привела к основанию Советской России. Это, наряду с другими личными и профессиональными событиями, побудило его переехать в Москву, чтобы продолжить карьеру психолога.
К сожалению, в 1919 году он заболел туберкулезом , заболеванием, которое в то время было смертельным. Зная, что его жизнь будет короткой, Выготский с головой ушел в работу из желания выполнить свое предназначение.
Быстро, уже в Москве, он стал очень уважаемой фигурой в мире психологии, воспитав тех, кто впоследствии станет крупными психологами, такими как Александр Лурия, выдающийся российский нейропсихолог.
Его жизнь изменится в 1924 году, когда, помимо женитьбы, он произнес важную речь по нейропсихологии, которая сделала его всемирно известным, открыв двери для профессора Института экспериментальной психологии в Москве. .
С тех пор Выготский внес свой самый важный вклад в психологию, особенно в области развития, сформулировав теорию, благодаря которой он войдет в историю: социокультурная теория.
В ней Выготский защищал, что наше когнитивное и эмоциональное развитие было результатом социальных взаимодействий , в которых историческое наследие, культурные явления (например, язык) и социальные структуры, в которых мы выросли, определяли наш образ жизни и вести себя.
Эта вера в то, что психические процессы имеют социальный характер, привела к радикальному изменению того, что было известно о когнитивном, умственном и эмоциональном развитии детей. Все мы являемся результатом социальной и культурной среды, в которой растем.
В дополнение к этой революции в психологии развития Выготский внес важный вклад в область нейропсихологии, в дополнение к теориям о том, как язык определяет наше мышление, и трактатам о таких болезнях, как шизофрения.
К сожалению, из-за болезни в 1926 году он потерял работу, поэтому практически не успевал в достаточной мере развивать учебу. Наконец, в 1934 и годах Выготский умер всего в 37 лет от туберкулёза .
Из-за его преждевременной смерти, его еврейского происхождения и его политического участия в русской революции его работа не получила должного признания до тех пор, пока после его смерти. К счастью, с 1960-х годов его вклад был признан во всем мире, оставив после себя наследие, которое остается ощутимым и сегодня.
5 основных вкладов Льва Выготского в психологию
Несмотря на свою короткую профессиональную жизнь, Лев Выготский стал одним из самых важных современных психологов в истории , и не только потому, что его теории были важны в различных областях этой науки, но потому что его идеи оказали большое влияние на общество, оставив наследие, которое продолжает существовать. Давайте посмотрим, каковы основные вклады этого русского психолога в психологию и мир в целом.
- Рекомендуем прочитать: «5 отличий между психологией и психиатрией»
1. Основание социокультурной теории
Разработка социокультурной теории была, несомненно, наиболее важным вкладом Льва Выготского. Эта теория, пытаясь объяснить происхождение человеческого поведения, утверждает, что все мы развиваем свой образ жизни в детстве и что в наибольшей степени (почти исключительно) его обусловливает среда, в которой мы растем.
В этом смысле Выготский утверждает, что контекст и социокультурная среда, в которой мы живем, определяют наше когнитивное и эмоциональное развитие . Таким образом, характеристики общества, в котором мы растем, его культурные особенности (такие как язык, традиции и обычаи) и историческое наследие, с которым мы живем в детстве, определяют, каким будет наше поведение и образ мышления во взрослом возрасте. .
Короче говоря, Выготский был первым психологом, который утверждал, что социальные, культурные и исторические аспекты, в которых мы растем, формируют наше сознание. Эта теория, в то время она была сформулирована в 1920-х годов, было одним из величайших достижений современной психологии и изучается до сих пор.
- Вам может быть интересно: «23 типа поведения (и характеристик)»
Все мы продукт общества, в котором живем.
2. Значение языка в человеческом поведении
Что касается его Социокультурной теории, Выготский всегда проявлял большой интерес к исследованию важности языка в формировании нашего поведения . Поэтому в своих исследованиях Выготский наблюдал, как оно менялось на протяжении жизни в зависимости от социального контекста и как это заставляет нас меняться. Эти психологические исследования, в которых он исследовал, как слова начинаются с эмоций, продолжают оставаться одним из самых важных столпов психологии, применяемой к семантике.
- Рекомендуем прочитать: «17 типов языка (и характеристик)»
3. Зона ближайшего развития
Еще одним важным вкладом Выготского в педагогику является разработка концепции «Зоны ближайшего развития». », что относится к границе между тем, что ребенок может сделать сам, и тем, что для его достижения требует присутствия взрослого. Нахождение зоны ближайшего развития для каждого ребенка очень важно, потому что образование должно быть основано на том, чтобы просить вас делать все возможное, но не расстраивать вас . Таким образом, концепция полезна для стимулирования самостоятельного решения проблем малышами.
4. Влияние на систему образования
Вклад его Социокультурной теории, исследование важности языкового развития в нашем поведении и разработка концепции Зоны ближайшего развития сделали Выготского (и продолжают иметь) большим влияние на характеристики образовательной системы. Благодаря ему образование основано, прежде всего, на совершенствовании устной речи, чтобы оттуда ребенок рос эмоционально.
Благодаря его теориям образование в настоящее время понимается как процесс сотрудничества между детьми и учителями , где самые молодые всегда должны пытаться решать проблемы самостоятельно, понимая, что каждая система образования должна быть разработана в соответствии с социальными, культурными и историческими контекст среды, в которой растут их ученики.
5. Развитие психологии развития
Психология развития — это раздел психологии, изучающий, как наше поведение, образ мышления, поведение, эмоции, способы реагирования на раздражители и т. д. развиваются на протяжении всей жизни. Поэтому, несмотря на то, что Выготский не был ее основателем, он был в ней одним из главных референтов, поскольку выдвинул идею о том, что двигатель трансформаций, через которые проходит наш разум, обусловлен социальным, культурным и историческим контекстом того, что окружает нас. Точно так же его важность в педагогической психологии столь же (или даже более) важна.
- Чтобы узнать больше: «23 отрасли и специальности психологии»
Лев Выготский: теория, влияние и вклад
Лев Выготский является одним из самых известных авторов психологии, хотя ему было всего 37 лет, когда он умер. Что он успел сделать перед смертью?
- Кем был Лев Выготский?
- Что такое социокультурная теория Льва Выготского?
- Что такое зона ближайшего развития Льва Выготского?
- Что является примером теорий Льва Выготского?
Лев Выготский был советским психологом, наиболее известным своим вкладом в развитие области социокультурного развития. Он родился в 1896 году и умер в 1934 году от туберкулеза, а это означает, что все его монументальные вклады в психологию произошли за короткое время! Кто знает, что еще он развил бы, если бы прожил дольше.
Выготский был евреем, и когда он был ребенком, его случайным образом выбрали для поступления в российский университет, который должен был принимать студентов-евреев для выполнения своей 3-процентной квоты. Там Выготский познакомился с широким спектром социальных, гуманитарных наук и искусства (и даже поступил на юридический факультет). Однако Выготский так и не получил степень из-за большевистского восстания в России. Вы можете себе представить, чтобы стать известным психологом во время полного политического переворота и революции?
Лев Выготский. Общины Википедии.
Выготский в конце концов опубликовал свою диссертацию после большевистского восстания и продолжил свое академическое путешествие. Хотя он в основном сосредоточился на развитии детей, он по-прежнему работал над более широкими аспектами психологии. К сожалению, из-за его безвременной смерти многие из его теорий так и не были полностью разработаны, что задержало большинство его будущих дополнений в области психологии.
Теория когнитивного развития Льва ВыготскогоЛев Выготский наиболее известен своей теорией когнитивного развития.
Когнитивное развитие — это развитие способности детей формировать мысли, решать проблемы и исследовать окружающую среду.
Память, мышление и развитие речи — все это части когнитивного развития. Как вы можете предположить, в детстве дети проходят много стадий когнитивного развития.
Выготский, Пиаже и когнитивное развитиеТрудно не говорить о Выготском и его вкладе в развитие детей и не говорить о Жане Пиаже . Пиаже опубликовал свою теорию детского развития до того, как Выготский заинтересовался этой областью. Теория Пиаже сосредоточена на четырех различных стадиях, которые дети должны пройти в своем развитии. Он выделил ключевые качества, которые необходимо развивать на каждом этапе. Выготский был знаком с теорией Пиаже, но, хотя он сначала принял ее, в конце концов не согласился со стадиями и опубликовал свои взгляды на развитие детства. Интересно, что хотя Пиаже и Выготский были живы в одно и то же время, и Выготский знал о теории Пиаже, Пиаже даже не читал убеждений Выготского до тех пор, пока Выготский уже не умер.
Интересно, что Пиаже был не единственным, кто посмертно познакомился с работами Выготского. Несмотря на то, что Выготский умер в 1934 году, популярность он приобрел только в 1970-х и 1980-х годах. В то время люди не были в восторге от теории Пиаже и искали лучшее объяснение детского развития. Несмотря на то, что Пиаже и Выготский создали свои теории примерно в одно и то же время, люди часто считают, что теории Выготского появились после Пиаже, поскольку они стали общепринятыми спустя десятилетия. В то время как большинство других заслуживающих внимания психологов прославились еще при жизни, Выготский умер за сорок лет до того, как общество сочло его труд достойным прочтения.
Социокультурная теория Льва ВыготскогоПрежде чем мы углубимся в конкретный вклад Выготского, давайте сначала разберемся в основной области психологии, в которую он внес свой вклад.
Социокультурная теория в первую очередь фокусируется на том, как общество, семейные отношения и отношения со сверстниками, а также культура влияют на людей и их поведение.
Если вы погуглите «социокультурная теория», вы увидите только имя Выготского. Выготский должен быть синонимом социокультурной теории. Хотя Выготский внес свой вклад в различные аспекты психологии, это был его самый влиятельный вклад.
Социокультурная теория может объяснить множество разных вещей. Поскольку социокультурная теория фокусируется на влиянии семейных отношений, люди могут использовать эту теорию для объяснения расизма среди поколений одной семьи. Выготский сказал бы, что если ваши родители расисты, вы, вероятно, тоже будете расистом, поскольку семья сильно влияет на человека.
Думайте о социокультурной теории как о теории, которая фокусируется на том, как наше окружение влияет на нас. Несмотря на то, что социокультурная теория в основном вращается вокруг общества, семьи и отношений со сверстниками, а также культуры, она все же может включать другие факторы окружающей среды, такие как язык, религия и социальный класс.
Зона ближайшего развития Льва ВыготскогоВ рамках социокультурной теории Выготский разработал зону ближайшего развития.
Зона ближайшего развития — это зона, где дети могут усвоить сложную информацию с помощью взрослого.
Выготский считал, что обучение имеет три различных уровня способности к обучению. Первый уровень – это то, что человек может сделать сам. Этот уровень будет включать информацию, которую ребенок уже знает, или новую, простую информацию, которую ребенок может легко понять. Следующий уровень — это то, что кто-то может сделать с помощью. Этот уровень будет представлять собой информацию, которую ребенок не сможет понять самостоятельно, но если, используя ярлык Выготского, более осведомленный другой поможет объяснить, он сможет ее усвоить. Этим более осведомленным может быть родитель, учитель или другой пожилой человек, который знает и может объяснить больше информации. Последний уровень обучения включает в себя материал, который слишком сложен для изучения, независимо от помощи или руководства взрослых. Несмотря ни на что, ребенок не воспримет эту новую информацию.
Как нетрудно догадаться, этот средний уровень обучения и есть то, что Выготский считал зоной ближайшего развития. В этой зоне дети могут усвоить новую, более сложную информацию, которую они не смогли бы получить без посторонней помощи. Отличительным аспектом, который делает возможной зону ближайшего развития, является роль «более осведомленного другого». Выготский придавал этой роли большое значение, чего не придавали многие его современники. Эта фигура может помочь ребенку расширить свои знания и вырасти до определенной степени, а не позволять ребенку развиваться без посторонней помощи.
Обучение в зоне ближайшего развития. Pixabay.com.
Для достижения максимального выхода из зоны ближайшего развития Выготский выдвинул второй важный аспект своего исследования – строительные леса. Создание лесов происходит, когда учитель специализируется и корректирует свое обучение в соответствии с потребностями ученика. Все учатся по-разному и имеют разные потребности, поэтому строительные леса помогают удовлетворить индивидуальные потребности ребенка. В дополнение к адаптации потребностей каждого ребенка, при построении лесов учителя будут начинать с большой помощи, а затем набирать ее до тех пор, пока ребенок не поймет концепцию и больше не будет нуждаться в помощи. Наряду с ролью более знающего другого Выготский также считал, что культура играет решающую роль в том, как ребенок учится и развивается.
В данном случае «учитель» может означать школьного учителя или кого-либо более осведомленного.
Влияние Льва Выготского на развитие ребенкаНесмотря на то, что на протяжении десятилетий теория Выготского противопоставлялась теории Пиаже, теории Выготского стали очень заслуживающей доверия теорией детского развития. Он показал важность общества, семьи и культуры для развития детей и то, насколько важным может быть обучение. Его зона ближайшего развития помогла людям понять, сколько потенциальных детей может родиться при помощи взрослого. Кроме того, его строительные леса подчеркивали решающую роль, которую учителя играют в росте и образовании детей.
Лев Выготский Применение в реальной жизниПоскольку Выготский теоретизировал о широком спектре подтем когнитивного развития, существует множество вариантов практического применения его работы. Один пример происходит в школе. Вам когда-нибудь было трудно что-то понять на уроке? Если вы это сделали, надеюсь, вы пошли в класс своего учителя позже, чтобы получить индивидуальную помощь. Когда вы были там, учитель мог разбить новую концепцию на более мелкие компоненты, адаптируя свои инструкции к вашему уровню понимания. Затем вы могли лучше понять информацию, когда учитель преподавал ее.
Это реальное приложение является примером строительных лесов и зоны ближайшего развития! Учитель использовал строительные леса, когда они изменили свое преподавание, чтобы приспособить ваши конкретные потребности. Затем, поскольку информация, которую вы изучали, находилась в зоне вашего ближайшего развития, вы могли понять эту информацию с дополнительной помощью.