Социокультурное самоконструирование личности в социальных сетях Интернета
Гримов О.А.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности реализации социокультурных практик личности в социальных сетях Интернета, в совокупности называемых самоконструированием. Автор выделяет следующие уровни самоконструирования: самопрезентация, личностно-деятельностные практики, сетевые взаимодействия в интернет-сообществах. Предложена общая схема самоконструирования личности и описаны его социально-средовые механизмы.
Ключевые слова: социальная сеть, личность, информационно-коммуникативная культура, самоконструирование, социокультурные практики.
Abstract. The article deals with characteristic features of personal socio-cultural practices in social networking services, described as self-construction. The author singles out basic levels of self-construction: self-presentation, personal-active practices, network interactions in online-communities.
Key words: social networking service, personality, informational-communicative culture, self-construction, socio-cultural practices.
Социальные сети Интернета как интерактивный веб-сервис в силу ряда своих характеристик (отсутствие пространственно-временных ограничений, виртуализация всевозможных видов деятельности, мозаичность информационных потоков) определяют специфику реализации различных социальных практик, в совокупности репрезентирующих конструктивную активность личности. Личность в социальных сетях Интернета выступает креативным субъектом коммуникации, в которой конституируются социальные смыслы, дискурсы и практики – иными словами, социальная реальность.
Далее для обозначения всего многообразия продуктов материальной и духовной культуры, связанных с применением информационно-коммуникативных технологий и выступающих предельно общим контекстом реализации социальных практик в социальных сетях Интернета, будем пользоваться концептом «информационно-коммуникативная культура».
В целом под информационно-коммуникативной культурой мы понимаем всю совокупность актуальных информационно-коммуникативных технологий, средств связи и коммуникации, а также обусловленных ими устойчивых форм социальных отношений, социальных практик и артефактов, являющихся неотъемлемой частью современной социокультурной реальности.При этом для обозначения институционально организованных социально-средовых механизмов осуществления социальных практик в сфере удовлетворения информационно-коммуникативных потребностей достаточно продуктивным нам представляется употребление понятия «пространство информационно-коммуникативной культуры». Пространство информационно-коммуникативной культуры можно представить как совокупность институционализированных форм, средств, каналов, а также социально-системных механизмов осуществления информационно-коммуникативных социокультурных практик.
Конструктивная активность личности связывается нами с её творческой активностью и способностью к саморазвитию и самоосуществлению. Вместе с тем, конструктивность проявляется через творческую активность. Поэтому далее мы будем употреблять понятия «конструктивная активность» и «творческая активность» как синонимы. Важнейшее значение для конструктивной активности личности приобретает её «творческость», под которой мы вслед за С.С. Беликовой будем понимать «социально-духовный феномен, воплощаемый в социальном качестве личности и проявляющий себя в свободно организуемой деятельности» [1, С. 19]. Творческость как характеристика личностной деятельности определяется нами, в первую очередь, в связи с актуализацией личностью своих сущностных свойств, активизацией её творческого потенциала.
Конструктивность активности в пространстве информационно-коммуникативной культуры можно рассматривать с позиции влияния активности на реорганизацию форм социальных отношений или координацию общественной деятельности. Широкая практика применения сети Интернет как инновационного инструмента в различных сферах деятельности (маркетинг, реклама, PR, образование, политика) – является свидетельством практической значимости информационно-коммуникативных технологий при решении конкретных задач. Однако в подобной оценке отражён только утилитарный аспект внедрения технологического новшества без учёта его влияния на развитие личности.
Поэтому конструктивная активность субъекта понимается нами как перманентное производство и воспроизводство социальных практик и дискурсов в аспекте актуализации и выражения сущностных свойств личности. (Подробнее см. [2]).
Базисной практикой, обусловливающей проявление конструктивной активности личности на основе применения информационно-коммуникативных технологий, является коммуникация.
Именно коммуникативные практики характеризуют конструктивность мышления и активности личности в пространстве информационно-коммуникативной культуры социальных сетей Интернета. Творческие механизмы генерации и воспроизводства социальной реальности (в виде информации, идей, образов, смыслов) в процессе осуществления коммуникативных практик являются главным критерием самореализации личности в пространстве информационно-коммуникативной культуры. Таким образом, коммуникация как фундаментальная социокультурная практика, характеризующая конструктивную активность личности, понимается, прежде всего, как процесс создания и воссоздания социальной реальности, при котором любая социальная связь основана на коммуникации.
Рассматриваемые нами коммуникативные практики являются разновидностью социальных практик – как обобщающего понятия для характеристики всех видов целесообразной и целенаправленной деятельности. Социальные практики характеризуются культурным наполнением (в виде тех или иных культурных кодов) и культурной значимостью для личности. Культурный аспект социальных практик, на наш взгляд, можно подчеркнуть использованием концепта «социокультурные практики», которым мы будем пользоваться в дальнейшем для обозначения конструктивной, культурно обусловленной деятельности и активности личности в социальных сетях Интернета.
Социокультурные практики, выступающие средством творческого самовыражения личности в социальных сетях Интернета, в совокупности можно назвать самоконструированием. Данное понятие является достаточно распространённым в научном дискурсе, однако не имеет единого значения, которое определяется, как правило, контекстом употребления и дисциплинарной принадлежностью исследования. Применительно к объекту настоящего исследования мы предлагаем следующее его определение: самоконструирование – процесс формирования целостного комплекса статических и деятельностно-поведенческих (динамических) характеристик и свойств, репрезентирующих индивида в пространстве информационно-коммуникативной культуры социальных сетей Интернета в ходе осуществления разнообразных социокультурных практик.
В общем виде на социально-теоретическом уровне самоконструирование в социальных сетях сводится к бытию личности в их среде и не предполагает обязательного сознательного, целенаправленного характера данного процесса.Детерминантами самоконструирования выступают: ценностно-целевые интенции личности, которые входят в её информационную культуру, наличная информационно-коммуникативная культура как совокупность транслируемых культурных паттернов и образцов, а также творческий потенциал личности, который «увязывает» личностные интенции и средовые механизмы на уровне непосредственной реализации социокультурных практик. Данные детерминанты фундируют каждый уровень самоконструирования личности, определяя конкретные процедуры его реализации.
Структуру самоконструирования личности в социальных сетях можно представить 2-мя основными уровнями, выделенными по критерию степени социокультурной интеграции личности в социальную сеть Интернета:
1) уровень личностно-деятельностных практик отражает реализуемые в информационно-коммуникативном пространстве социальных сетей Интернета социокультурные практики личности, характеризующие содержательно-деятельностную сущность пребывания её в данных социальных сетях, при котором социальные сети выступают как средство такой деятельности;
2) сетевые взаимодействия в интернет-сообществах – как потенциально высшая форма осуществления коллективной деятельности, укладывающаяся в рамки парадигмы развития интернет-технологий и программного обеспечения, ориентированного на консолидацию усилий учёных, профессионалов и творческой интеллигенции по созданию высококачественного контента в принципиально новой информационной среде.
Отметим, что самопрезентация личности, несмотря на социально-конструктивную значимость, является всё же начальным уровнем вхождения личности в социальную сеть Интернета. Таким образом, самопрезентация личности в пространстве информационно-коммуникативной культуры социальных сетей Интернета рассматривается нами как онтологический базис личности и начальная форма субъективного целеполагания, понимаемого как выбор определённой стратегии самовыражения и форм социокультурной деятельности. В таких условиях характер самопрезентации является системообразующим конструктом, а условия и факторы самопрезентации, определяемые информационно-коммуникативной культурой социальных сетей Интернета, можно представить как наиболее устойчивые интериоризируемые личностью социокультурные паттерны и артефакты пространства информационно-коммуникативной культуры, определяющие праксеологические аспекты бытия личности в данном пространстве. Именно на уровне самопрезентации осуществляется взаимопроникновение и взаимовлияние личности и коммуникативной среды.
Указанные выше основные уровни самоконструирования располагаются по мере усложнения форм социальности (хотя отчасти могут пересекаться и быть взаимно обусловленными коммуникативной природой социальных сетей Интернета) и являются более сложными формами социокультурных практик. Все уровни самоконструирования (в том числе, самопрезентация) характеризуются интерактивным характером коммуникации, однако степень актуализации интерактивности (проявляемой в данном случае через форму социальности) объективируемых в них социокультурных практик существенно отличается.
Рассмотрим подробнее данные уровни самоконструирования.
Личностно-деятельностные практики определяются нами как следующий после самопрезентации уровень реализации социокультурных практик личности, сводимый к осуществлению разнообразной (коммуникативной, досуговой, творческой и т.д.) деятельности в социальных сетях Интернета, которая характеризуется личностной социальностью (субъектом деятельности выступает личность). На данном уровне степень выраженной интеграции личности в виртуальный социум выше, чем при самопрезентации, но также невысока и может быть в значительной мере ограничена; связь с социумом (другими пользователями Сети) не носит обязательного характера.
При осуществлении личностно-деятельностных практик другие пользователи могут выступать средством их (практик) реализации – личностно-деятельностные практики, как правило, основаны на межсубъектных отношениях, но фундированная ими коммуникация не имеет характера институционализированных сетевых взаимодействий, которые определяют самоконструирование на уровне сетевых сообществ.
Результатом реализации личностно-деятельностных практик выступают конкретные результаты социокультурной деятельности – достигнутые цели и удовлетворённые потребности в социальных сетях Интернета.
Высшим уровнем самоконструирования в социальных сетях Интернета является непосредственная интеграция личности в виртуальный социум, выступающая в форме институционализированных сетевых взаимодействий в интернет-сообществах, характеризующихся коллективной социальностью и являющихся способом самоорганизации индивидов, направленной на коллективное достижение тех или иных социокультурных целей.
Локальный контекст данного уровня определяется предельно высоким уровнем социально-праксеологического обобщения (т.е. самоконструированием в интерсубъектной среде). Результатом самоконструирования на данном уровне выступают совместно реализуемые социокультурные практики. Именно на уровне сетевых сообществ информационно-коммуникативная культура в наибольшей степени является не только средой и фактором, но и продуктом, производимым и воспроизводимым в социокультурных практиках.
Структура самоконструирования личности в социальных сетях Интернета отличается последовательной взаимообусловленностью уровней (от самопрезентации к сетевым взаимодействиям в сообществах): каждый последующий уровень обусловлен предыдущим и является невозможным без его предварительной реализации. Однако гибкая структура информационно-коммуникативной культуры предоставляет возможность изменения и постоянной регенерации уже осуществлённых уровней; возможна также их одновременная реализация, взаимовлияние и обратная связь. Данные уровни являются условными и теоретически могут пересекаться; один и тот же акт может относиться к разным уровням. Однако выделение уровней самоконструирования определяется необходимостью спецификации субъектно-средовых механизмов самоконструирования личности, обусловленных преобладающей формой социальности – и, как следствие, типов социокультурной деятельности. Общая схема самоконструирования личности в социальных сетях Интернета представлена на Рис. 1.
Пребывание личности как субъекта в социальных сетях Интернета на каждом уровне самоконструирования может быть раскрыто через набор определённых коммуникативных актов, которые изменяют наличное состояние субъекта и формируют ткань его повседневной конструктивной (творческой) активности в данных социальных сетях, характеризующейся диалектическим единством производства и «потребления» социокультурных отношений и практик, посредством которых личность развивается и самореализуется.
Социокультурные практики, посредством которых осуществляется процесс перманентного самоконструирования личности в социальных сетях Интернета, по сути, сводятся к реализации различных практик повседневности, обусловленных вынесением их из мира обыденного в мир виртуальный. Повседневные практики в социальных сетях Интернета заключаются в попытках придать своему виртуальному бытию черты реальной жизни, своеобразный распорядок.
Д.В. Куликовым развивается феноменологический подход к рассмотрению социальных сетей Интернета, которые являются неотъемлемой частью мира повседневности, или, иными словами, мира здравого смысла. Мир социальных сетей Интернета анализируется им на основе предложенной А. Шюцем матрицы анализа повседневности, которая предполагает различные критерии анализа, важнейшими из которых можно назвать следующие:
1) специфическая напряжённость сознания – понимается Д.В. Куликовым как творческая напряжённость. Субъект находится в бесконечном текстовом пространстве, и, переходя по гиперссылкам, является творцом различных текстов и смыслов;
Рисунок 1. Общая схема самоконструирования личности в социальных сетях Интернета. (Примечание. 1- локальные контексты самоконструирования)
2) преобладающая форма спонтанной активности, под которой Д. В. Куликов понимает равномерно представленные в Сети типы деятельности при отсутствии ведущей;
3) специфическая форма переживаний собственного Я – Я переживается пользователем Сети как дуальное образование: с одной стороны – как реальный объект («эмпирическое тело») и как виртуальная личность («аватара») – с другой;
4) специфическая форма социальности – представлена в виде пространства сетевых сообществ [3].
Решающее значение при самоконструировании личности в социальных сетях Интернета приобретает перманентное оригинальное самоизменение в различных дискурсах как метафизическое подтверждение своего наличия, актуализирующееся в онлайн-коммуникации. При этом самоконструирование не предполагает обязательного построения альтернативной идентичности, хотя и допускает его возможность. В связи с этим считаем необходимым подчеркнуть, что «…бытие личности в киберпространстве не должно стать альтернативным, т.е. «виртуальным» в смысле не настоящим по отношению к реальному, а должно быть и служить своего рода дополнением, актуализирующим реальные социокультурные практики жизнедеятельности…» [4, C. 12] Перманентное оригинальное самоконструирование становится важнейшим требованием, предъявляемым к личности в социальных сетях Интернета, без которого виртуальный образ пользователя перестанет быть привлекательным и интересным для других пользователей Сети.
Противоречивый характер бытия личности в пространстве информационно-коммуникативной культуры определяет сложный, субъектно-объектный статус личности в ходе реализации ею социокультурных практик самоконструирования в социальных сетях Интернета, что актуализирует системное рассмотрение самоконструирования личности как сложного явления во всём многообразии его внутренних связей и внешних проявлений.
Литература
- Беликова С.С. Образовательное пространство ВУЗа: состояние и социокультурный потенциал формирования творческой способности специалиста. Автореферат дисс. … канд. социологических наук. – Ростов-на-Дону, 2009. – 31 с.
- Гримов О.А. Корявко Г.Е. Природа и специфика конструктивной активности субъекта в социальных сетях // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2012. — №3 (42). Часть 2. – С. 209-214.
- Куликов Д.В. Феноменологический метод и мир медийных социальных сетей // Ярославский педагогический вестник. – 2006. – № 1. – С. 75-81.
- Плешаков В.А. О социальных практиках жизнедеятельности «Homo Cyberus» // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2015. – Т. 22. – № 8 (171). – С. 11-15.
© Гримов Олег Александрович
Гримов О.А. Социокультурное самоконструирование личности в социальных сетях Интернета / О.А. Гримов // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2016. — №1. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/sociokulturnoe_samokonstruirovanie_lichnos… , свободный. — Загл. с экрана.
Самоактуализация студентов: особенности и специфические признаки
Автор: Гаджиева Умажат Басировна
Рубрика: 3. Общая психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 08.06.2015
Статья просмотрена: 593 раза
Скачать электронную версию
Библиографическое описание:Гаджиева, У. Б. Самоактуализация студентов: особенности и специфические признаки / У. Б. Гаджиева. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8346/ (дата обращения: 22.02.2023).
Статья раскрывает важнейшую проблему самоактуализации и самореализациии человека, которая имеет двоякую характеристику: первая характеристика раскрывает связь с социальными, экономическими и политическими процессами, вторая глубже обозначает задачу нахождения объективного настоящей проблеме этического образа и соответственной практике нравственности и духовности.
Ключевые слова: психология, педагогика, самореализация, личность, среда, барьеры, притязательный компонент, адаптация, стремления и побуждения, аффективность, самопознание, самовыражение, коммуникация.
Главной проблемой гуманистических взглядов педагогической и психологической науки в настоящее время становится самореализуемый человек.
Категория самореализации на сегодня выходит на первый план. Применительно к нашей проблеме, взгляд на проблему самоактуализации и самореализации человека ближе к деятельности учения имеет двоякий характер.
Первая сторона связана с теми процессуальными особенностями, которые происходят в двадцать первом веке. Это и социальные, экономические, политические процессы, имеющие такие последствия как отчужденность человека в огромной массе общества и определенной среды, связанной информационной технологической средой.
Другая сторона, учитывая, поступательное движение психологии и общественных дисциплин в сочетании с гуманистической педагогикой глубже обозначает задачу нахождения объективного настоящей проблеме этического образа и соответственной практике нравственности и духовности [53, с. 48–49].
Необходимо указать, что и современные источники обращают внимание на образовательную и воспитательную сферу в процессе развития всех сторон человека.
Гармоничная и всесторонне развитая личность всегда была и будет основным девизом и общим критерием теории и практики всемирного воспитания в духе гуманизма [44, с.166].
Проведение анализов многочисленных исследований по психологии во взаимосвязи с фундаментальными положениями направлений самоактуализирующей личности и уровнями, которые имеют место в научной деятельности, способствует выявлению того, что понимание самоактуализирующей личности в концепции А.Маслоу по важным особенностям идентична понятию гармонично развитая личность в психологической науке.
Беря за основу эти исследования, различают следующие специфичные признаки самоактуализированной личности: сознательной «принимание себя», понимание существования, жизни как огромной ценности, доверительная решительность, интеллектуальная чувствительность, творчество, выясняемое качествами человека к пояснению, решение проблем и предсказуемость взаимосвязей, понимание; самоорганизацию, обусловленную вниманием к психологическим компонентам, в сознательном принятии ценностных содержательных жизненных смыслов, и в терпимом отношении студенчества [31, с. 40].
Самоактуализация человека предполагает некоторые качества:
сознательное «принимание» окружающего и гармоничное внимание к этому; принятие других и себя; профессиональное увлечение своим занятием;
активность, отчужденность от социальной среды;
дифференциация мотивов и инструментария, хорошего и плохого;
наивность, импульсивность, естественная манера; инициативность в преодолении проблем, к сознанию проблем и трудностей [32, с. 137].
Проводя анализ исследуемых работ о понимании условий педагогики в процессе учебы (И.Серкова, В. О. Ключевского, В. И. Переведенцева, А. Н. Ждана и др.), необходимо провести черту, которая выявляет эту продуктивность. Она основывается на активном отношении к самостоятельному развитию, на мотивационных стремлениях педагогического коллектива основательного и решительного самовыражения любого обучаемого [27, с.43].
Самореализация может развиваться продуктивно и планомерно в категориях социальных и возможных в том случае, когда человек опирается на помощь и психолога и педагога, которая осуществляется на границах положительного соприкосновения [2, с. 3].
Рассматривая проблему самореализации необходимо указать и на определенные барьеры, которые носят характер внешний или внутренний. Они связаны объективностью и субъективностью.
Барьеры внешнего характера:
1. учебное заведение специально не формирует критерии благополучного самовыражения и самореализации;
2. агрессивность, негативизм и конфликтность окружающих, присутствие непонимания создает неблагоприятные факторы для развития самореализации;
3. недостаток взаимопомощи и сопровождения в этой проблеме со всех сторон: педагогический состав, администрация.
Барьеры внутреннего характера:
1. нехватка возможностей к самореализации, склонность шаблонирования и стереотипизации;
2. недостаток побуждений и стремлений к самореализации;
3. слабость, неуверенное отношение к себе, которое не дает удовлетворения в жизни;
4. отрицательное отношение ко всякого рода инновациям [8, с. 38–46].
Большое количество исследований, проведенных за рубежом и отечественными учеными в психологии, выявило существенное воздействие, которое оказало на самопознание, самовыражение, коммуникацию, влияние на деятельностные компоненты, на побуждения, качествами привязанностей, самосознания, мотивационных устремлений, темперамента (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. С. Каган, А.Маслоу и др.).
Важнейшая характеристика структуры личности, представляющая собой составляющую активной личности это притязательный компонент (О. Н. Арестова, Л. В. Бороздина, Е. А. Григорян, В. Г. Маралов, О. Г. Мельниченко, К. Левин, и др.). Данный компонент обуславливает самостоятельные и активные компоненты человека, при этом оказывает влияние на все процессы аффективности.
Отечественная психологическая литература накопила широчайший материал по эксперименту и теории в области притязательного компонента.
Работы исследователей психологии выявили, что притязательный уровень, будучи характерной особенностью человека, тесно переплетается с определенными качествами человека, а именно успех и неуспех в, уверенное и неуверенное отношение, самопознание [11, с. 64].
Притязательный компонент прочно переплетен самопознанием человека, т. е. попыткой достичь цель определенной сложности, которая считается достижимой. Притязательный компонент человека опирается на оценку своих качеств, изменение которых становится личностной необходимостью [46, с. 90].
В соответствии с исследованиями В. Н. Мясищева притязательный компонент представляет собой определенные критерии качества и количества, которые должны устраивать, исходя от изучаемого человека, его эффективность. По мнению Б. Г. Ананьева этот компонент переплетен мотивами оценки, стремлениями и побуждениями [7, с.42].
В соответствии с исследованиями В. С. Мерлина, притязательный компонент выявляет тот уровень оценивания, который устраивает человека и он получает удовольствие. Проводя анализ изменений притязательного компонента, В. С. Мерлин видел, что быстрота и сложность адаптации человека к работе в результате преобразования притязательного компонента обусловлена свойствами темперамента [4, с. 95].
Тем не менее, масса ученых придерживается более целого и полного понимания притязательного компонента, которое близко к начальному, при котором исследуемый аспект имеет некоторую сложность при определении конкретным человеком цели. Подобное объяснение сохраняется за зарубежными учеными [7, с.55].
В итоге притязательный компонент представляет собой различие между этапом сложности отбираемых человеком задач, образующихся на основе прошлых работ, оценивания своих особенностей, и стремлений, направленных на реализацию определенных задач [6, с.80].
Литература:
1. Алтунина, И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения: Учебное пособие. — М.: Изд-во Московского психолого-педагогического института, 2006. — с. 144;
2. Антропова, Л. И. Самоактуализация личности // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. — М., 2002. — № 1.
3. Бакшеева, Э. П. Педагогическая поддержка профессиональной самоактуализации студентов в педвузе // Педагогическое образование и наука. — 2003. — № 3. — С. 90–98.
4. Барабанова, В.В., Зеленова, М. Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 2. — С. 12–23.
5. Бойко, Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. — 2003. — № 3. — С. 40–48.
6. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д., 1996. — 400 с.
7. Костюкова, С. В. Профессиональное самоопределение молодежи // Профессиональное образование. — М., 2004. — № 2. — С. 67–75.
8. Кошелева, А. О. Самоактуализация личности в условиях высшего профессионального образования // Режим доступа: http://www.education.rekom.ru/2_2006/26.html
9. Морозова, И. В. Самореализуется ли личность сегодня? // Прикладная психология. — М., 2000. — № 2. — С. 30–38.
10. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие для вузов (под ред. Булановой-Топорковой М. В.) Изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Феникс», 2006. — 512 с.
11. Русалов, В. М. Формально-динамические свойства индивидуальности человека (темперамент). Краткая теория и методы измерения для различных возрастных групп. Методическое пособие. — М.: ИП РАН, 2004. — 136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): притязательный компонент, задача нахождения, качество человека, неуверенное отношение, проблема самоактуализации, психологическая наука, развитая личность, самореализация, соответственная практика нравственности, этический образ.
Ключевые слова
самореализация, коммуникация, адаптация, личность, коммуникация. , самовыражение, педагогика, психология, педагогика, барьеры, психология, среда, самопознание, притязательный компонент, стремления и побуждения, аффективностьПохожие статьи
Самореализация, нравственность и профессиональное. ..Нравственность же, являясь внутренним регулятором поведения и отношения человека (Т. А
2. Исаев А. К. Самореализация личности как проблема социальной философии.
Наука. Образование. Практика: Сб. региональной межвузовской научно-практической конференции.
Особенности формирования
нравственных качеств личности…К проблеме формирования нравственности личности школьника обращались многочисленные исследователи (А. М. Архангельский, Н. М
Нравственные качества проявляются в поведении и деятельности человека, определяют его отношения с окружающим миром и другими людьми.
Условия и
задачи личностной самореализацииНравственное воспитание: понятие, сущность, задачи. Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, нравственность.
Проблема самореализации личности: исторический контекст. Одни зарубежные ученые придерживаются мнения, что люди, прежде…
Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня…Поэтому становится актуальной проблема изучения условий саморазвития личности, ее самоактуализации.
Гозман Л. А., Кроз М. В. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. Т. Кроз. — М.: Наука, 2007. — 56 с. Кузнецова Л. Э., Кулешова М. Ю. Повышение…
Проблема самореализации личности: исторический контекстВ отечественной науке идеи самореализации личности отстаивали К. Д. Ушинский и С.И. Гессен.
Создание условий для развития нравственных качеств… То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.
Нравственно—психологическая устойчивость личности как……на результатах личностного и профессионального самоопределения, самореализации и самоактуализации личности.
Нравственно—психологическая устойчивость будет характеризоваться системой личностных качеств человека (знаний, убеждений, умений…
Опыт теоретического анализа
проблемы самореализации…Психологические проблемы самореализации личности.
Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя
В качестве конечной цели самореализация рассматривается в исследованиях самоактуализации личности (А. Маслоу).
Любопытство как первоэлемент в
развитии профессиональной…Это означает прекращение поиска новых путей для самореализации и самоутверждения личности, а соответственно
Исследовательское поле самоактуализации по мере развития общества и человека все в.
Проблема самореализации личности: исторический контекст.
Психологические особенности нравственного развития……для человека качества в системе нравственных отношений общества [2]. В своей работе мы будем опираться на определение нравственности Р. В
— С. 106–108. Овчарова Р. В., Гизатуллина Э. Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка…
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Похожие статьи
Самореализация, нравственность и профессиональное…Нравственность же, являясь внутренним регулятором поведения и отношения человека (Т. А
2. Исаев А. К. Самореализация личности как проблема социальной философии.
Наука. Образование. Практика: Сб. региональной межвузовской научно-практической конференции.
Особенности формирования
нравственных качеств личности…К проблеме формирования нравственности личности школьника обращались многочисленные исследователи (А. М. Архангельский, Н. М
Нравственные качества проявляются в поведении и деятельности человека, определяют его отношения с окружающим миром и другими людьми.
Условия и
задачи личностной самореализацииНравственное воспитание: понятие, сущность, задачи. Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, нравственность.
Проблема самореализации личности: исторический контекст. Одни зарубежные ученые придерживаются мнения, что люди, прежде…
Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня…Поэтому становится актуальной проблема изучения условий саморазвития личности, ее самоактуализации.
Гозман Л. А., Кроз М. В. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. Т. Кроз. — М.: Наука, 2007. — 56 с. Кузнецова Л. Э., Кулешова М. Ю. Повышение…
Проблема самореализации личности: исторический контекстВ отечественной науке идеи самореализации личности отстаивали К.Д. Ушинский и С.И. Гессен.
Создание условий для развития нравственных качеств. .. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.
Нравственно—психологическая устойчивость личности как……на результатах личностного и профессионального самоопределения, самореализации и самоактуализации личности.
Нравственно—психологическая устойчивость будет характеризоваться системой личностных качеств человека (знаний, убеждений, умений…
Опыт теоретического анализа
проблемы самореализации…Психологические проблемы самореализации личности.
Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя
В качестве конечной цели самореализация рассматривается в исследованиях самоактуализации личности (А. Маслоу).
Любопытство как первоэлемент в
развитии профессиональной…Это означает прекращение поиска новых путей для самореализации и самоутверждения личности, а соответственно
Исследовательское поле самоактуализации по мере развития общества и человека все в.
Проблема самореализации личности: исторический контекст.
Психологические особенности нравственного развития……для человека качества в системе нравственных отношений общества [2]. В своей работе мы будем опираться на определение нравственности Р. В
— С. 106–108. Овчарова Р. В., Гизатуллина Э. Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка…
Самоактуализация: что это такое и как ее достичь
Самоактуализация — это не только то, что вы изучаете в школе как высший уровень пирамиды потребностей Маслоу. Вы много раз слышали это слово, но точно ли знаете, что это такое? Что на самом деле означает самореализация? Все ли мы достигаем самореализации?
Самоактуализация не имеет этого «фиксированного стандарта», потому что она отличается от одного человека к другому. То, что может быть достижением самореализации для вас, может быть другим для других. Только вы можете определить, что на самом деле означает для вас самореализация. Если вы находитесь на пути к самореализации, эта статья для вас.
Что означает самоактуализация?
Прежде всего, давайте познакомимся с теорией Маслоу об иерархии потребностей Маслоу. Есть пять категорий потребностей человека, чтобы выжить и жить полноценной жизнью: основные человеческие потребности, потребности в безопасности и защищенности, любовь и принадлежность, потребности в самоуважении и самоактуализация. Самореализация находится на вершине пирамиды, поскольку именно здесь человек может сказать: «Я полностью раскрыл свой потенциал».
Самоактуализация означает достижение человеком развития самореализации, самореализации, самопреодоления, саморазвития и самоуважения. Другими словами, вы можете принять свои силы и слабости, осознавать свой потенциал, быть довольным тем, что имеете, стремиться к личностному росту, иметь желание достичь своей цели в жизни и ценить саму жизнь.
Иметь много денег, быть генеральным директором компании из списка Fortune 500 или быть самым богатым человеком на земле не означает, что вы достигли самореализации. Люди из разных слоев общества могут достичь самореализации без изобилия материальных вещей в жизни. Не каждый может достичь самореализации, но это достижимо. У него нет эндшпиля; это незавершенная работа.
Каковы характеристики человека, достигшего самореализации?
Достигнув самореализации, вы можете искренне сказать, что действительно нашли и приняли лучшую версию себя. Итак, каковы характеристики самоактуализированных личностей? Помните, что самореализация индивидуальна для каждого человека. Человек может достичь этого, не достигая каждой характеристики.
В целом, следующие качества описывают самореализованного человека:
1. Их не беспокоит, что думают другиеВы находитесь в процессе самореализации, когда перестаете заботиться о мнении других людей и их нелегко убедить в ожиданиях общества. Вы ставите на первое место свое счастье, и на вас нелегко повлиять негативное мнение других людей.
2. Чтобы сделать их счастливыми, нужно совсем немногоМы должны научиться ценить простые моменты: объятия, своих друзей, природу и мелочи жизни, которые доставляют вам радость. Вам не нужны дорогие каникулы или походы по магазинам, чтобы сделать вас счастливыми, если вы самореализуетесь. Простых вещей в жизни, таких как крепкое здоровье и полноценная семья, достаточно, чтобы сделать вас счастливым.
3. Они испытывают сострадание к другимЛюбовь, сострадание и доброта ко всем людям, которых вы встречаете, характерны для самореализованного человека. У вас также есть чувство справедливости, потому что вы сострадательны к другим людям.
Вы заботитесь о том, что правильно, и только потому, что вы сочувствуете другим. Это также включает в себя помощь другим, кто в ней нуждается, не ожидая ничего взамен. Как следствие, вы строите значимые и длительные дружеские отношения.
4. Они спонтанны и с ними веселоЧувство спонтанности и принятие неизвестного — еще одна характеристика самоактуализированных людей. Никто не знает, что готовит будущее, и жизнь, в которой вы принимаете неизвестное и приспосабливаетесь к нему, — это самореализация. Быть спонтанным и веселым означает, что вы не слишком беспокоитесь, что хорошо для вашего психического здоровья.
5. Они благодарны за то, что имеютВместо того чтобы жаловаться на то, чего вам не хватает, вы благодарны за то, что у вас есть. Вы стремитесь стать лучше и ставите перед собой цели, но довольны и довольны тем, что имеете. Материальные вещи или деньги не обязательно волнуют вас.
6. У них хорошее чувство юмораСпособность посмеяться над собой, даже если вы совершили ошибку, является признаком уверенности в себе, самопринятия и самопрощения. Юмор в сложных ситуациях также является характеристикой самореализации. Это не значит, что вы беззаботны; у вас просто более спокойный характер.
7. У них есть пиковые переживанияПиковые переживания — это моменты чистого блаженства или восторга. Они описываются как волнующие переживания, когда вы чувствуете себя совершенно счастливым. Этот опыт затрагивает в вас эмоциональную струну, которая меняет ваше видение и оценку жизни. Некоторые люди переживают пиковые переживания, когда читают замечательную книгу, смотрят трогательный фильм, путешествуют в одиночку или отправляются на природу.
8. Они практикуют самосознаниеСамосознание означает принятие своих сильных и слабых сторон и осознание своих действий. Вы станете самореализованным человеком, если научитесь принимать и процветать даже в самых сложных ситуациях.
9. Они стремятся к счастьюСтремление к счастью является движущей силой самореализации. Занимаясь любимым делом, вы получаете опыт, который делает вас счастливым, а окружать себя людьми, которых вы любите, — значит стремиться к счастью. Это может быть работа в саду, занятия спортом, ужин с друзьями или выезд на природу с друзьями.
Начните свой путь к самореализации
Эти характеристики самореализации подобны выработке привычки. Чтобы измениться, потребуются время и сознательные усилия. Настроиться на себя сложно, особенно в связи с занятостью, хлопотами и проблемами в жизни. Но попробуйте. Улыбнитесь незнакомцу, остановитесь и понюхайте розы или выясните, что делает вас счастливым.
Поговорите с терапевтом, если вы хотите начать свое путешествие по самореализации, но не совсем уверены, с чего начать. Ваш терапевт может помочь вам понять, какие шаги нужно предпринять, чтобы начать это путешествие. Вы не только окажетесь на пути к самореализации; вы также можете позаботиться о своем психическом здоровье на этом пути.
Только не зацикливайтесь на достижении всех характеристик, потому что для самореализовавшегося человека не существует универсального решения. Это процесс, и если вы хотите жить полноценной жизнью, всегда найдется место для совершенствования. Никто не идеален; просто стать лучшей версией себя. Цитируя Абрахама Маслоу, «каждый человек частично является его собственным проектом и создает себя сам».
10 Характеристики самореализовавшейся личности
Абрахам Маслоу перевернул психологию с ног на голову. Он изучал здоровых людей вместо того, чтобы изучать противоположное. Его знаменитая пирамида поместила иерархию человеческих потребностей, а на вершине пирамиды было нечто, называемое самоактуализацией. Это все о реализации вашего высочайшего потенциала и ведет к длительному удовлетворению. Он также упомянул, что все эти люди ценят правду и красоту. Он определил несколько характеристик самоактуализировавшегося человека, которые могут помочь всем нам на нашем жизненном пути.
Вот мои любимые с моей точки зрения на каждую.
Они принимают себя такими, какие они есть – Все мы должны принимать себя такими, какие мы есть. Это ключ к счастью. Каждый из нас уникален, и у всех нас есть уникальные таланты. Как только вы принимаете себя таким, какой вы есть, весь мир открывается, и вы чувствуете себя прекрасно.
Они сопротивляются инкультурации – Это связано с вашей уникальностью. Они сопротивляются всем попыткам общества определить, кем они должны быть или чего они должны хотеть. Я хочу сказать, что у вас не должно быть амбиций, если вы этого не хотите. Не нужно ставить цели, если вы этого не хотите. Когда вы живете верными своим ценностям или видению, счастье течет. Никогда не позволяйте другим диктовать, чего вы хотите от своей жизни. Важнее никогда не сравнивать себя ни с кем в этом мире. Вы уникальны, и у вас есть свой собственный путь, который не зависит от того, что делают другие.
У них сильное чувство цели – Всегда спрашивайте, почему много. Почему важно то, чем вы занимаетесь? Какова цель вашей жизни? Как говорит Дэн Пинк в своей книге «Драйв», один из ключей к успешной жизни — найти свое предназначение. Как говорит Саймон Синек в своем замечательном выступлении на Теде и в книге «Начните с почему». Его тезис: люди не покупают то, что вы делаете; они покупают, почему вы это делаете. Мартин Лютер Кинг произнес речь «У меня есть мечта», а не речь «У меня есть план». У вас должна быть сильная личность и цель. Ваша мотивация становится более внутренней, когда у вас есть сильная цель. Эта цитата Виктора Франкла попадает в самую точку: «Человеку на самом деле нужно не состояние покоя, а скорее стремление и борьба за какую-то достойную его цель. Ему нужна не разрядка напряжения любой ценой, а зов потенциального смысла, ожидающего своего исполнения». Имея некоторое время в ваших руках, вы можете потратить время на то, чтобы определить миссию своей жизни. Это можно сделать с помощью поиска души и глубокого самоанализа. Как говорит Стивен Кови, начинайте с конца. Упражнение, которое он дает, состоит в том, чтобы представить себя на собственных похоронах, а затем представить, что четыре человека произносят надгробную речь. Представьте, что бы вы хотели, чтобы о вас говорили. Теперь определите свою миссию с видением того, чего вы хотели бы придерживаться в своей жизни.
У них больше пиковых переживаний – Удивительно, как далеко ушел Маслоу от того, что он давно определил то, что мы называем состоянием потока. Здесь вы чувствуете, что все возможно. Это напоминает мне случай, когда Стефан Эдберг обыграл Джима Курьера в финале Открытого чемпионата США 1991 года в двух сетах. Он сказал, что в то время он чувствовал, что в тот день он может сделать все, что угодно, и он не может ошибаться. Это состояние удивительно, и все мы когда-то испытывали его, когда чувствовали себя полностью вместе и абсолютно на вершине мира. Ключ в том, чтобы повторять этот опыт чаще.
Они подобны детям и спонтанны. – У них есть чувство благоговения перед всем и они спонтанны. Им свойственна открытость и наивность в отношении мира. Они верят в себя и обладают высокой любознательностью.
Они оторваны от исхода — Это то, что советуют нам все духовные традиции на пути к просветлению. Делайте все возможное, чтобы достичь желаемого, но затем просто оставьте результат. Не зацикливайтесь на результатах и вкладывайтесь в процесс. Делайте все возможное, чтобы убедиться, что вы получите то, что хотите, но имейте соответствующее убеждение, чтобы принять любой результат. Это применимо во всех сферах нашей жизни. Иногда время жизни отличается от наших ожиданий.
Они не зависят от хорошего мнения других – Чужое мнение — это то, на что они имеют полное право. Даже чужое мнение о нас — это то, на что они имеют право. Тем не менее, вы имеете право обрабатывать это мнение так, как хотите. Вы можете взять его или оставить. Самоактуализированные люди больше заботятся о своем мнении о себе, чем о том, что о них думают другие. Вы станете спокойнее, если будете применять этот принцип в своей жизни.
Они любят одиночество – Есть целые книги на эту тему, и все мы боремся с этим, особенно учитывая все отвлекающие факторы в нашем современном мире. Однако даже выход на природу оказался приятным восстановителем мира, спокойствия и безмятежности. Спокойная прогулка на природе восстанавливает баланс в нашей жизни. На самом деле, когда мы расслаблены, мы достигаем большего. Я не думаю, что есть что-то плохое в том, чтобы расслабиться.
Они искренне любят людей – Общение с людьми — это искусство. Если мы овладеем этим искусством, мы будем более счастливыми и довольными. Самореализованные люди искренне любят людей и стараются установить с ними связь от всего сердца. Некоторые методы заключаются в том, чтобы быть хорошим слушателем, хвалить людей, никогда не сплетничать и никогда не осуждать.
Они совершенно скромны – Познай себя. Это старейший совет, и он до сих пор остается действенным принципом для руководства. Как только вы узнаете, в чем ваши сильные стороны, вы сможете соответствующим образом скорректировать свою работу. Вы можете делегировать задачи на свои слабые стороны и сильные стороны других. Знание себя также даст вам сильное чувство идентичности. Как спросил Бакминстер Фуллер: «Какова моя работа на планете». Как сказал Стив Джобс, ваше время ограничено, поэтому не тратьте его впустую, живя чужой жизнью. Честность и порядочность — два качества, необходимые для подлинного лидерства.