Личность в когнитивном направлении рассматривается как: Когнитивная теория личности

Когнитивная теория личности

Когнитивная теория личности

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cognoscere – «знать». Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Основоположником является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий.

Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. construct — строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами.

Конструкт — это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат. С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т.

д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный — неспортивный», «музыкальный-немузыкальный» и т. д. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, тот который лучше обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно представить себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт «порядочный-непорядочный», а у другого такого конструкта нет вообще. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания.
Внешний мир — не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир. Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». Наиболее известный из них «тест репертуарной решетки» (Франселла Баннистер,1987г.) Испытуемый сравнивает одновременно между собой триады (список и последовательность триад составляются заранее из людей, играющих важную роль в прошлой или настоящей жизни данного испытуемого) с целью выявления таких психологических характеристик, которые есть у двух из сравниваемых трех людей, но отсутствуют у третьего человека. Например, вам предстоит сравнить преподавателя, которого вы любите, свою жену (или мужа) и себя. Предположим, вы считаете, что у вас и вашего преподавателя есть общее психологическое свойство — общительность, а у вашего супруга(и) такое качество отсутствует.
Следовательно, в вашей конструктной системе есть такой конструкт — «общительность-необщительность». Таким образом, сравнивая себя и других людей, вы раскрываете систему своих собственных личностных конструктов. Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов. На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» когнитивисты отвечают так: потому что у агрессивных людей имеется особая конструктная система личности. Они иначе воспринимают и интерпретируют мир, в частности, лучше запоминают события, связанные с агрессивным поведением.

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание. Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысль, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными. Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека («он всегда такой»), напротив, даже «хорошие» люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях.

Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов, т ношений человека. Находя или создавая соответствующий – удобный – канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей за счет манипулирования отдельными частными характеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много сил, организуя внешнее воздействие на людей

Психология рекламы: когнитивная психология и когнитивный диссонанс в рекламе Теория Когнитивного Диссонанса

— одна из концепций западной социальной психологии, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером (1957) и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов (верований, мнений, ценностей, намерений и т. д.). Исходное положение теории когнитивного диссонанса: когнитивный диссонанс есть негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми “знаниями” (мнениями, понятиями) об одном объекте. Состояние когнитивного диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться либо путем изменения одного из элементов диссонансных знаний, либо путем введения нового элемента. Стремясь усилить оправдание поступка, человек либо изменяет свое поведение, либо изменяет свое отношение к объектам, с которыми связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других.
Когнитивная Психология
— одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д.Бродбент, С.Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р.Аткинсон). При таком более широком подходе Когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Дж.Фодор).

Вы только что купили телевизор Горизонт и тут по телевизору идет реклама Panasonic. Есть вероятность, что вы задумаетесь — а правильный ли вы выбор сделали и не поторопились ли. То есть реклама конкурента ввела вас в когнитивный диссонанс. Это и есть одна из функций рекламы — вводить в диссонанс покупателей продукции конкурентов и поддерживать своих. Ведь если вы купили бы именно Panasonic, то такая реклама только укрепила бы ваш выбор и удовлетворение своим решением (а соответственно и самим собой.)

Литература

1.       Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970, с.5-22.

2.       Немов Р.С. Психология. М., 1998.

3.   Психология личности. Тексты. М.,1982, с.11-41.

4. http://studentu-vuza.ru/psihologiya/lektsii/kognitivnyie-teorii-lichnosti. html

5. http://www.reclama.su/viewtopic.php?t=110

6. http://www.jurnal.org/articles/2009/psih6.html

Содержание

1.       Когнитивная теория личности

2.       Психология рекламы: когнитивная психология и когнитивный диссонанс в рекламе

Введение в психологию личности

Основное содержание: Когнитивная теория личности Джорджа Келли. Биографический очерк Дж. Келли. Основы когнитивной теории. Конструктивный альтернативизм. Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы. Личностные конструкты: модели для действительности. Формальные свойства конструктов. Типы личностных конструктов по Келли.

Когнитивная теория личности Джорджа Келли

После получения степени бакалавра по математике и физике Келли изменил свои интересы в сторону социальных проблем. После защиты магистерской диссертации по педагогической социологии в Университете Канзаса несколько лет преподавал, затем в Эдинбургском университете получил степень бакалавра педагогики, в Государственном университете Айовы защитил диссертацию на соискание степени доктора философии по психологии.

За несколько лет до Второй мировой войны организовал программу передвижных психологических клиник, служивших базой для практики студентов. После войны, во время которой работал авиационным психологом, Келли занял пост профессора и руководителя программы клинической психологии в Государственном университете Огайо.

Теория личности Келли выделяется несколько особняком от основных концепций личности, подчеркивавшего познавательный аспект в содержании структуры личности и ее отношений с миром. Его точка зрения на человека, являющегося, по существу, исследователем, стремящимся понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом послужила причиной интереса когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.

Теория личности Келли в своей основе имеет понятие «конструктивный альтернативизм», исходя из которого он доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется людьми по-разному, так как каждый человек обладает уникальной системой конструктов. Все конструкты имеют определенные свойства (диапазон применимости, проницаемость и т.д.), на основании сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных конструктов. Говоря о том, что «А – это то, что человек объясняет как Л», он утверждал, что не существует такой вещи, относительно которой не может быть нескольких мнений. Разница в них связана с тем, какими схемами (конструктами) оперирует человек. Таким образом, ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы. Утверждая, что каждый человек является исследователем, Келли, конечно, не отождествлял этой деятельности с реальными исследованиями ученых. Речь шла о том, что люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал – личностных конструктов. Исходя из этого образа, выдвигаются гипотезы о будущих событиях. В том случае, если гипотеза не подтвердилась, человек в большей или меньшей степени перестраивает свою систему конструктов с тем, чтобы повысить адекватность последующих прогнозов. В отличие от психоанализа, утверждающего, что люди ориентированы на прошлое, или Рождерса, говорящего о настоящем, Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.

Утверждая, что личность тождественна тем личностным конструктам, которые использует данный человек, Келли полагал, что таким образом устраняется необходимость в дополнительных объяснениях причин его поступков, поскольку ведущим мотивом является именно стремление к прогнозированию будущего. Теория личности Келли имеет основной постулат, который гласит, что психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущие события, т.е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний. Из этого постулата им было сделано 11 выводов, которые объясняют, каким образом функционирует система конструктов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию вокруг человека.

Конструкты человека организованы в определенную иерархическую систему, которая не является жесткой, так как изменяются не только отношения доминирования – подчинения, но и сами конструкты. На основании этих положений Келли разработал методический принцип репертуарных решеток. Им и его последователями было создано большое число методик диагностики особенностей индивидуального конструирования субъектом реальности, а также психотерапевтический метод фиксированных ролей.

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. Construct – строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987). Конструкт – это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя.

Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически ка­нализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат. С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неин­теллигентным и т. д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный – неспортивный», «музыкальный-немузыкальный» и т. д. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, тот исход, который лучше описывает событие, т. е. обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Например, конструкт  «умный-глупый» вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт «хороший-плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.

Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее – субординатными. Например, если, встретив какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения того, является ли он умным или глупым, и только потом – добрым или злым, то ваш конструкт «умный-глупый» является суперординатным, а конструкт «добрый-злой» – субординатным.

Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно представить себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт «порядочный-непорядочный», а у другого такого конструкта нет вообще. Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта, т. е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно «сознательное». Бессознательное может относиться только к отдаленным (субординантным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир – не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):

— блок «ядерных» конструктов – это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми;

— блок периферических конструктов – это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:

1) имеет лучшее психическое здоровье;

2) лучше справляется со стрессом;

3) имеет более высокий уровень самоооценки;

4) более адаптивна к новым ситуациям.

Для оценки личностных конструктов (их качества и количества) существуют специальные методы. Наиболее известный из них «тест репертуарной решетки» (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987).

Испытуемый сравнивает одновременно между собой триады (список и последовательность триад составляются заранее из людей, играющих важную роль в прошлой или настоящей жизни данного испытуемого) с целью выявления таких психологических характеристик, которые есть у двух из сравниваемых трех людей, но отсутствуют у третьего человека. Например, вам предстоит сравнить преподавателя, которого вы любите, свою жену (или мужа) и себя. Предположим, вы считаете, что у вас и вашего преподавателя есть общее психологическое свойство – общительность, а у вашего супруга(и) такое качество отсутствует. Следовательно, в вашей конструктной системе есть такой конструкт – «общительность-необщительность». Таким образом, сравнивая себя и других людей, вы раскрываете систему своих собственных личностных конструктов.

Согласно когнитивной теории, личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов. На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» когнитивисты отвечают так: потому что у агрессивных людей имеется особая конструктная система личности. Они иначе воспринимают и интерпретируют мир, в частности, лучше запоминают события, связанные с агрессивным поведением.

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных, или мыслительных, процессов на поведение человека. Джордж Келли (1905-1966), один из основателей этого направления, считал, что любой человек – это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон. Соответственно предоставляется большой набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий.

Любой человек выдвигает гипотезы относительно реальности, с помощью которых пытается предвидеть события жизни и контролировать их, предугадывать будущее и строить планы, основанные на ожидаемых результатах. Точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, какой была вчера или окажется завтра. Люди способны активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Келли полагал, что они воспринимают свой мир при помощи четких систем, или моделей, называемых конструктами.

Личностный конструкт – это идея или мысль, используемые человеком, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, с помощью которого человек осмысливает какие-то аспекты действительности с позиции схожести или контраста. Именно когнитивный процесс наблюдения сходства и различий между объектами, событиями приводит к формированию личностных конструктов. Для этого необходимы три элемента (явления или предмета): два из них должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться от этих двух. Поэтому все личностные конструкты биполярны и дихотомичны, мышление человека осознает жизненный опыт как черный или белый, без оттенков серого. Все конструкты имеют два противоположных полюса: сходство отражает то, в чем близки два предмета, а контраст показывает, в чем они противоположны третьему элементу. Примерами таких конструктов могут быть «умный – глупый», «хороший – плохой», «мужской – женский», «дружеский – враждебный» и т. п.

Конструкт затрагивает определенный диапазон явлений, имеет свой масштаб применимости, который включает в себя все события, при которых данный конструкт релевантен. Келли различает проницаемый и непроницаемый конструкт. Диапазон применимости первого предполагает элементы, еще не истолкованные в пределах его границ, он открыт для объяснения новых явлений. Второй, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта.

По предположению ученого, конструкты можно классифицировать следующим образом:

Упредительные классификационные: то, что попало в одну классификацию, исключается из другой; т. е. упредительное мышление отвергает право пересмотра или иной интерпретации и других, и себя, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете.

Констелляторные: когда явление относится к категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированны (например, суждение «Если этот человек – продавец, то он, скорее всего, нечестен, жуликоват и умеет обращаться с клиентами»), т. е. если мы относим человека к данной категории, то наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками.

Предполагающие: открыты для нового опыта, восприятия альтернативных точек зрения, гибкие, могут меняться.

И упреждающие, и констелляторные, и предположительные формы мышления – конструкты – необходимы для объяснения явлений, вещей и людей.

Личностные конструкты представляют собой:

— всесторонние конструкты, которые включают в себя широкий спектр явлений;

— частные конструкты, которые включают узкий диапазон явлений и возможностей;

— основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека;

— периферические конструкты, которые могут меняться, не изменяя существенным образом основную структуру.

Каждый из нас воспринимает действительность благодаря собственным моделям, или конструктам, необходимым для создания непротиворечивой картины мира. Если эта модель помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит ее. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, скорее всего, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность его проверяется как прогностическая эффективность, степень которой может меняться.

Каждый человек обладает уникальной системой подобных конструктов (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они объясняют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами или имей схожие взгляды, по-разному интерпретируют происходящее. Каждый человек понимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Любой из нас пытается объяснить ее, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предугадать будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов. И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует эти будущие события.

Келли считал, что данная система уникальна для определенного человека и люди расходятся во взглядах именно потому, что каждый действует в пределах своей системы конструктов. Все организуют их иерархически, чтобы свести до минимума несовместимость и несоответствия. Люди отличаются друг от друга не только по числу и типу конструктов, которые они используют в своих суждениях о мире, но и тем, как они их организуют. Конструкты выстраиваются в пирамиду так, что создаются отношения подчинения между ними.

Иерархия личностных конструктов различна у каждого человека: подчиняющие и подчинительные конструкты в системе у одного вовсе не обязательно занимают такое же положение в системе другого. Келли предположил, что если мы знаем, как они организованы личностью, можно правильно судить о ее поведении, т. е. узнать личность – значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт.

Личность и понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые используются для того, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Всякий человек располагает несколькими моделями мышления, каждый день выбирая, какой конструкт и какой полюс использовать для прогноза событий. Если необходимо сделать выбор, то предпочтение отдается тому, что с большей вероятностью либо расширяет понимание человеком мира, либо уточняет структур константов. Она разрабатывается в направлении или определения, или расширения.

Определение включает в себя выбор наиболее вероятной альтернативы, предполагает опору на прежний опыт, использование конструкта известным способом. Расширение – выбор такой альтернативы, которая позволит расширить понимание событий, увеличит диапазон применимости конструкта, использует его для прогноза события, которое ранее было человеку неизвестно. В новой или неопределенной ситуации личность осуществляет ряд действий: ориентировка – выбор – исполнение, т. е. последовательно обдумывает несколько возможных конструктов и выбирает тот из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации.

Это происходит благодаря оценке того, какой альтернативный конструкт с наибольшей вероятностью приведет к расширению или к определению системы, и выбранная в результате этого модель определит поведение человека. Отсюда следует, что если человек изменит свои конструкты, то другими станут его поведение и жизнь. Система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать порядок событий. Система личностных конструктов – это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Те, которые оказываются полезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или отбрасываются. Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты человека, тем больше возможность изменений внутри структур, к которым они относятся. Новации в отношениях со значимыми другими заставляют меняться и наши конструкты.

Если два человека разделяют общие взгляды на мир, схожи в интерпретации личного опыта, то они, вероятно, и вести себя будут сходным образом. Люди похожи друга на друга не потому, что пережили одинаковые события, и не потому, что их поведение сходно. Это происходит по той причине, что события для них имеют приблизительно одинаковое психологическое значение. Представители одной культуры похожи по поведению, конструктам. Культурные различия коренятся в неодинаковости этих моделей мышления, к которым прибегают люди.

Социальное взаимодействие состоит в первую очередь из попыток одного человека понять, как другой осознает действительность. Чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, необходимо интерпретировать хотя бы часть системы конструктов другого человека. Надо также поставить себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение. Оптимальные отношения предполагают взаимное понимание жизненных представлений. Люди интерпретируют мир одинаково в той мере, в какой они используют схожие системы конструктов, и значимое социальное общение с кем-либо требует понимания того, как данный человек воспринимает мир. Воспринимающие мир сходным образом скорее обратят внимание друг на друга и в конце концов станут друзьями, чем те, кто видит мир по-разному. Келли объяснял эмоциональные состояния с помощью понятия конструкты.

Например, состояние тревоги, неопределенности, беспомощности возникает у человека, если тот осознает, что присущие ему конструкты не подходят для предсказания событий, с которыми он сталкивается. Система конструктов включает стержневые роли (это профессиональная роль, роль родителя, близкого друга), и их неадекватное исполнение может иметь неприятные последствия; возникнет чувство вины, стыда у человека, когда он осознает, что его поведение противоречит его восприятию самого себя. Эмоциональное состояние угрозы возникает в том случае, когда человек осознает, что его модели мышления могут быть существенно изменены вследствие их неминуемой «встряски».

Враждебность, склонность вести себя мстительно по отношению к другим возникает в том случае, когда человек, не признавая, что его ожидания насчет других людей нереалистичны и нуждаются в пересмотре, пытается заставить окружающих вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение. Изменить свои конструкты трудно, страшно и иногда даже невозможно, и поэтому человек пытается изменить мир, других людей, чтобы они соответствовали его предубеждениям и конструктам.

Психические расстройства – это личностный конструкт, который обычно повторяется, несмотря на очевидную его неполноценность. В этом случае проявляется непригодность системы конструктов для достижения целей человека, который не может прогнозировать события, терпит неудачу в познании мира и его овладении. Келли предполагал, что депрессия появляется обычно у того, чье перцептивное поле сокращено до минимума (так как сузились интересы), кто испытывает трудности в принятии даже самых незначительных решений, когда сокращается система конструктов.

Келли видел задачу психотерапии в том, чтобы помочь людям изменить эту систему, улучшить ее прогностическую эффективность, содействовать клиенту в развитии и апробировании новых гипотез и конструктов, сделать доступными факты, позволяющие проверить выдвинутые гипотезы, сформировать или реорганизовать систему в более прогностически эффективную. Тогда человек сможет осознать и проинтерпретировать и ситуации, и себя иначе и сам обретет большую эффективность.

Контрольные вопросы

1 Назовите основы когнитивной теории личности Дж. Келли.

2 Перимущества методологического подхода Дж. Келли в изучении личности и индивидуальности.

3 Сравните когнитивную теорию личности с гуманистической.

4 В чем суть теория личностных конструктов: основные концепции и принципы.

5 Объясните, что понимается под основным постулатом.

6 Назовите основные положения Келли относительно природы человека.

 

Тесты для самоконтроля

1 Философское положение Дж. Келли о том, что люди способны к пересмотру или изменению всей интерпретации событий и взгляду на объективную реальность с разных точек зрения, называется:

А) теория вариаций;

В) конструктивный реализм;

С) конструктивный альтернативизм;

D) альтруизм;

Е) и дентификация.

2 Выберите сколько элементов необходимо для формирования личностного конструкта?:

А) 2;

В) не меньше трех;

С) 4;

D) не больше двух;

Е) 1.

3 Выберите категорию мышления, посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт (по мнению психологов когнитивного направления):

А) личностная стратегия;

В) личностный резонанс;

С) личностный конструкт;

D) индивидуально-психологические особенности личности;

Е) идентификация.

4 Основателем первого Центра когнитивных исследований является:

А) Ж. Пиаже;

В) Дж. Келли;

С) У. Найсер;

D) Дж. Миллер;

Е) А. Адлер.

5 По мнению когнитивных психологов, наиболее подходящей моделью мышления человека является:

А) человекообразные приматы;

В) социальные насекомые;

С) компьютерные программы;

D) дельфины;

Е) крысы.

6 Метод психотерапии, разработанный Дж. Келли и направленный на то, чтобы помочь клиентам по-новому интерпретировать себя и свои жизненные ситуации

А) логотерапия;

В) терапия изменения установки;

С) терапия фиксированной роли;

D) арттерапия;

Е) библиотерапия.

7 Какое из этих предположений не выводил в своей теории Дж. Келли?

А) «вывод о частности»;

В) «вывод об индивидуальности»;

С) «вывод о содружестве»;

D) «вывод об общности»;

Е) все ответы верные.

8 В соответствии с психологией личностных конструктов (Дж. Келли), человек – это…

А) учёный, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний;

В) механизм, приводимый в движение инстинктами;

С) квинтэссенция его предыдущего опыта;

D) носитель индивидуально-психологических особенностей;

Е) механизм, приводимый в движение эмоциями.

9 «Личностный конструкт» (по Дж. Келли) – это…

А) способность полагаться на свои внутренние переживания и чувства как на основу для принятия важных решений;

В) идея или мысль, которую человек использует для анализа своего опыта;

С) накопленный ранее эмпирический опыт человека;

D) идея, которую человек заимствовал у других;

Е) понимание жизненных ситуаций.

10 Основной постулат психологии личностных конструктов Дж. Келли:

А) личность можно изучить эмпирически — но лишь какую-то её сторону в процессе одной процедуры исследования;

В) поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события;

С) не существует двух одинаковых людей;

D) существуют похожие друг на друга люди;

Е) личность нужно наблюдать.

Пятифакторная модель черт личности и когнитивных функций в пяти областях в пожилом возрасте

Многоцентровое исследование

. 2019 5 декабря; 19 (1): 343.

doi: 10.1186/s12877-019-1362-1.

Ангелина Р Сутин 1 , Янник Стефан 2 , Мартина Лучетти 3 , Антонио Терраччано 3

Принадлежности

  • 1 Медицинский колледж Университета штата Флорида, 1115 W. Call Street, Таллахасси, Флорида, США. [email protected].
  • 2 Euromov, Университет Монпелье, Монпелье, Франция.
  • 3 Медицинский колледж Университета штата Флорида, 1115 W. Call Street, Таллахасси, Флорида, США.
  • PMID: 31805866
  • PMCID: PMC6896269
  • DOI: 10.1186/s12877-019-1362-1

Бесплатная статья ЧВК

Многоцентровое исследование

Ангелина Р. Сутин и соавт. БМС Гериатр. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2019 5 декабря; 19 (1): 343.

doi: 10.1186/s12877-019-1362-1.

Авторы

Ангелина Р Сутин 1 , Янник Стефан 2 , Мартина Лучетти 3 , Антонио Терраччано 3

Принадлежности

  • 1 Медицинский колледж Университета штата Флорида, 1115 W. Call Street, Таллахасси, Флорида, США. [email protected].
  • 2 Euromov, Университет Монпелье, Монпелье, Франция.
  • 3 Медицинский колледж Университета штата Флорида, 1115 W. Call Street, Таллахасси, Флорида, США.
  • PMID: 31805866
  • PMCID: PMC6896269
  • DOI: 10.1186/s12877-019-1362-1

Абстрактный

Фон: Черты личности пятифакторной модели (FFM) постоянно связаны с риском болезни Альцгеймера и связанной с ней деменции (ADRD). Меньше известно о том, как эти черты связаны с функционированием в определенных областях когнитивной функции в пожилом возрасте.

Методы: Участники (N = 2865) были отобраны из подисследования Гармонизированного протокола когнитивной оценки 2016 года исследования здоровья и выхода на пенсию (HRS). Участники выполнили ряд когнитивных задач, которые измеряли производительность в пяти областях: память (восемь задач), скорость-внимание-исполнение (пять задач), зрительно-пространственные способности (три задачи), беглость речи (одно задание) и числовое мышление (одно задание). . Участники проходили личностное измерение FFM в рамках регулярной оценки HRS либо в 2014, либо в 2016 году. Линейная регрессия использовалась для изучения связи между чертами и каждой когнитивной задачей и сводными баллами для пяти доменов с учетом возраста, пола, расы, национальность, образование. Мы также проверили, модерировались ли ассоциации этими социально-демографическими факторами или психическим статусом.

Полученные результаты: Нейротизм был связан с ухудшением выполнения всех когнитивных задач. Добросовестность была связана с лучшей производительностью во всех пяти когнитивных областях, хотя и не обязательно в каждой задаче. Открытость и приятность были связаны с лучшей производительностью во всех областях, кроме числовых рассуждений. Экстраверсия была связана с лучшей скоростью, вниманием, исполнительностью и беглостью. Не было убедительных доказательств того, что связь между личностью и познанием была обусловлена ​​социально-демографическими характеристиками или глобальной когнитивной функцией.

Выводы: Черты личности тесно связаны с функционированием пяти когнитивных областей. В соответствии с литературой о личности и риске СДВР, нейротизм и добросовестность были связаны с когнитивными характеристиками в ожидаемом направлении во всех областях. Экстраверсия была единственной чертой, которая демонстрировала ассоциации со специфическими доменами. Настоящее исследование поддерживает модели личности и здоровья в контексте познания и предполагает, что личность связана с промежуточными маркерами когнитивного здоровья.

Ключевые слова: Когнитивные функции; Добросовестность; ХКАП; Личность.

Заявление о конфликте интересов

Ни один из авторов не сообщил о конфликте интересов.

Похожие статьи

  • Связь между чертами личности пятифакторной модели и вербальными и числовыми рассуждениями.

    Сутин А.Р., Стефан Ю., Лучетти М., Стрикхаузер Дж.Е., Ашванден Д., Терраччано А. Сутин А.Р. и соавт. Neuropsychol Dev Cogn B Aging Neuropsychol Cogn. 2022 март; 29(2):297-317. дои: 10.1080/13825585.2021.1872481. Epub 2021 19 января. Neuropsychol Dev Cogn B Aging Neuropsychol Cogn. 2022. PMID: 33465008 Бесплатная статья ЧВК.

  • Черты личности пятифакторной модели и беглость речи в 10 когортах.

    Сутин А.Р., Стефан Ю., Дамиан Р.И., Лучетти М., Стрикхаузер Дж.Е., Терраччано А. Сутин А.Р. и соавт. Психологическое старение. 2019 май; 34(3):362-373. doi: 10.1037/pag0000351. Психологическое старение. 2019. PMID: 31070400 Бесплатная статья ЧВК.

  • Черты личности, о которых сообщают сами, и познание, оцененное информантом: 10-летнее проспективное исследование.

    Сутин А.Р., Стефан Ю., Терраччано А. Сутин А.Р. и соавт. Дж. Альцгеймера Дис. 2019;72(1):181-190. DOI: 10.3233/JAD-190555. Дж. Альцгеймера Дис. 2019. PMID: 31561364 Бесплатная статья ЧВК.

  • Взаимосвязь между личностными чертами Большой пятерки и когнитивными способностями у пожилых людей — обзор.

    Curtis RG, Windsor TD, Soubelet A. Кертис Р.Г. и соавт. Neuropsychol Dev Cogn B Aging Neuropsychol Cogn. 2015;22(1):42-71. дои: 10.1080/13825585.2014.888392. Epub 2014, 28 февраля. Neuropsychol Dev Cogn B Aging Neuropsychol Cogn. 2015. PMID: 24580119Обзор.

  • Связана ли личность с риском деменции? Метааналитическое исследование.

    Ашванден Д., Стрикхаузер Дж. Э., Лучетти М., Стефан Ю., Сутин А. Р., Терраччано А. Ашванден Д. и соавт. Aging Res Rev. 2021 May; 67:101269. doi: 10.1016/j.arr.2021.101269. Epub 2021 6 фев. Старение Res Rev. 2021. PMID: 33561581 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Когнитивные различия в субъективном снижении когнитивных функций с сопутствующим беспокойством и без него.

    Павел А., Паун Р., Михалча М., Дуту И., Тудозе К. Павел А и др. Медика (Букур). 2022 Декабрь; 17 (4): 771-776. doi: 10.26574/maedica.2022.17.4.771. Медика (Букур). 2022. PMID: 36818272 Бесплатная статья ЧВК.

  • IQ в подростковом возрасте и познание более 50 лет спустя: посредническая роль взрослой личности.

    Стефан Ю., Сутин А.Р., Лучетти М., Ашванден Д., Терраччано А. Стефан Y и др. Интеллект. 2022 сен-октябрь;94:101682. doi: 10.1016/j.intell.2022.101682. Epub 2022 11 августа. Интеллект. 2022. PMID: 36816630 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияет ли личность на эффективность физических и когнитивных тренировок? 12-месячное рандомизированное контролируемое исследование у пожилых людей.

    Кекяляйнен Т. , Терраччано А., Тиркконен А., Савикангас Т., Ханнинен Т., Нили А.С., Сипиля С., Кокко К. Кекаляйнен Т. и др. Перс. Индивид. Диф. 2023 Февраль; 202:111957. doi: 10.1016/j.paid.2022.111957. Epub 2022 31 октября. Перс. Индивид. Диф. 2023. PMID: 36776733 Бесплатная статья ЧВК.

  • Показатели физической работоспособности как посредники между личностью и познанием в двух проспективных исследованиях.

    Стефан Ю., Сутин А.Р., Лучетти М., Ашванден Д., Кабибель В., Терраччано А. Стефан Y и др. Арх Геронтол Гериатр. 2023 Апр; 107:104902. doi: 10.1016/j.archger.2022.104902. Epub 2022 13 декабря. Арх Геронтол Гериатр. 2023. PMID: 36592492

  • Ассоциация личности типа D и легких когнитивных нарушений у пациентов с артериальной гипертензией.

    Ye Q, Liu L, Wang Y, Li L, Wang Z, Liu G, Lin P, Li Q. Йе Кью и др. Фронт Псих. 2022 ноя 16;13:974430. doi: 10.3389/fpsyg.2022.974430. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36467148 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Рекомендации

    1. Маккрей Р.Р., Джон ОП. Введение в пятифакторную модель и ее приложения. J Перс. 1992;60(2):175–215. doi: 10.1111/j.1467-6494.1992.tb00970.x. — DOI — пабмед
    1. Терраччано А. , Стефан Ю., Лучетти М., Альбанезе Э., Сутин А.Р. Черты личности и риск когнитивных нарушений и деменции. J Psychiatr Res. 2017;89:22–27. doi: 10.1016/j.jpsychires.2017.01.011. — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Duberstein PR, Chapman BP, Tindle HA, Sink KM, Bamonti P, Robbins J, Jerant AF, Franks P. Личность и риск болезни Альцгеймера у взрослых в возрасте 72 лет и старше: 6-летнее наблюдение. Психологическое старение. 2011;26:351–362. DOI: 10.1037/a0021377. — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Бекман Л., Джонс С., Бергер А.К., Лаукка Э.Дж., Смолл Б.Дж. Когнитивные нарушения при доклинической болезни Альцгеймера: метаанализ. Нейропсихология. 2005;19(4):520–531. дои: 10.1037/0894-4105.19.4.520. — DOI — пабмед
    1. Лезак МД. Нейропсихологическая оценка. 4. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета; 2004.

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • R01 AG053297/AG/NIA NIH HHS/США
  • R21 AG057917/AG/NIA NIH HHS/США
  • R56 AG064952/AG/NIA NIH HHS/США
  • U01 AG009740/AG/NIA NIH HHS/США

Связь между умственными требованиями на рабочем месте и когнитивным функционированием: роль большой пятерки личностных качеств

. 2020 июль; 24 (7): 1064-1070.

дои: 10.1080/13607863.2019.1617244. Эпаб 201925 мая.

Феликс С. Хуссенодер 1 , Инес Конрад 1 , Сюзанна Рёр 1 , Хайде Гласмер 2 , Андреас Хинц 2 , Корнелия Энценбах 3 , Кристоф Энгель 3 , Вероника Витте 4 , Матиас Л. Шрётер 5 , Маркус Леффлер 3 , Иоахим Тьери 6 , Арно Вильрингер 4 , Штеффи Г. Ридель-Хеллер 1 , Франсиска С Родригес 7

Принадлежности

  • 1 Институт социальной медицины, гигиены труда и общественного здравоохранения Лейпцигского университета, Лейпциг, Германия.
  • 2 Кафедра медицинской психологии и медицинской социологии Лейпцигского университета, Лейпциг, Германия.
  • 3 Институт медицинской информатики, статистики и эпидемиологии (IMISE), Лейпцигский университет, Лейпциг, Германия.
  • 4 Макс-Планк-Институт когнитивных наук и наук о мозге человека, Лейпциг, Германия.
  • 5 Клиника когнитивной неврологии, Институт им. Макса Планка когнитивных наук и наук о мозге и Университетская клиника Лейпцига, Лейпциг, Германия.
  • 6 Институт лабораторной медицины, клинической химии и молекулярной диагностики Лейпцигского университета, Лейпциг, Германия.
  • 7 Центр когнитивных наук Университета Кайзерслаутерна, Кайзерслаутерн, Германия.
  • PMID: 31129995
  • DOI: 10.1080/13607863.2019.1617244

Феликс С. Хуссенодер и соавт. Старение психического здоровья. 2020 9 июля0003

. 2020 июль; 24 (7): 1064-1070.

дои: 10.1080/13607863.2019.1617244. Эпаб 2019 25 мая.

Авторы

Феликс С. Хуссенодер 1 , Инес Конрад 1 , Сюзанна Рёр 1 , Хайде Гласмер 2 , Андреас Хинц 2 , Корнелия Энценбах 3 , Кристоф Энгель 3 , Вероника Витте 4 , Матиас Л. Шрётер 5 , Маркус Леффлер 3 , Иоахим Тьери 6 , Арно Вильрингер 4 , Штеффи Г. Ридель-Хеллер 1 , Франсиска С Родригес 7

Принадлежности

  • 1 Институт социальной медицины, гигиены труда и общественного здравоохранения Лейпцигского университета, Лейпциг, Германия.
  • 2 Кафедра медицинской психологии и медицинской социологии Лейпцигского университета, Лейпциг, Германия.
  • 3 Институт медицинской информатики, статистики и эпидемиологии (IMISE), Лейпцигский университет, Лейпциг, Германия.
  • 4 Институт Макса Планка когнитивных исследований человека и мозга, Лейпциг, Германия.
  • 5 Клиника когнитивной неврологии, Институт им. Макса Планка когнитивных наук и наук о мозге и Университетская клиника Лейпцига, Лейпциг, Германия.
  • 6 Институт лабораторной медицины, клинической химии и молекулярной диагностики Лейпцигского университета, Лейпциг, Германия.
  • 7 Центр когнитивных наук Университета Кайзерслаутерна, Кайзерслаутерн, Германия.
  • PMID: 31129995
  • DOI: 10. 1080/13607863.2019.1617244

Абстрактный

Цели: Психические требования на рабочем месте могут предотвратить ухудшение когнитивных функций. Тем не менее, личность определяет способ обработки информации, и поэтому мы предполагаем, что невротизм, экстраверсия, открытость, доброжелательность и добросовестность будут смягчать благотворное влияние стимуляции на рабочем месте на когнитивные результаты. Методы: Мы проанализировали данные популяционного исследования LIFE-Adult-Study (n = 6529). Когнитивные результаты оценивались с помощью теста на создание следов (TMTA, TMTB) и теста на беглость речи. Личность оценивалась с помощью списка личностных прилагательных (16:00). Психические потребности были классифицированы с помощью индексов Verbal и Executive на основе базы данных O*NET. Результаты: Многофакторный регрессионный анализ показал только два значительных эффекта модерации личности, т. е. у лиц с низкими баллами по Добросовестности/Открытости индекс Verbal был связан с лучшими показателями TMTB, в то время как этот эффект исчезал у лиц с высокими значениями личностной черты. Однако дополнительная объясненная дисперсия оставалась незначительной. Заключение: Полученные данные свидетельствуют о том, что личность не изменяет связи между высокими умственными требованиями на работе и лучшим когнитивным функционированием в пожилом возрасте; однако существует тенденция, что высокие уровни Открытости и Добросовестности могут компенсировать последствия умственных требований.

Ключевые слова: Ментальные требования; познание; На модерации; личность; рабочее место.

Похожие статьи

  • Пятифакторная модель черт личности и когнитивных функций в пяти областях в пожилом возрасте.

    Сутин А.Р., Стефан Ю., Лучетти М., Терраччано А. Сутин А.Р. и соавт. БМС Гериатр. 2019 5 декабря; 19 (1): 343. doi: 10.1186/s12877-019-1362-1. БМС Гериатр. 2019. PMID: 31805866 Бесплатная статья ЧВК.

  • Связь между личностью и нейропознанием американских пожилых людей: эпидемиологическое исследование.

    Мальдонато Н.М., Сперандео Р., Делл’Орко С., Коццолино П., Фуско М.Л., Иорио В.С., Альбеси Д., Мароне П., Наскивера Н., Чипрессо П. Мальдонато Н.М. и соавт. Clin Pract Epidemiol Ment Health. 2017 28 ноября; 13: 233-245. дои: 10.2174/1745017

    3010233. Электронная коллекция 2017. Clin Pract Epidemiol Ment Health. 2017. PMID: 29299046 Бесплатная статья ЧВК.

  • Связь между чертами пятифакторной модели и воспринимаемым напряжением на работе: популяционное исследование.

    Торнроос М., Хинтсанен М., Хинтса Т., Йокела М., Пулкки-Рабак Л., Хутри-Кахёнен Н., Келтикангас-Ярвинен Л. Торнроос М. и соавт. J Occup Health Psychol. 2013 Октябрь; 18 (4): 492-500. doi: 10.1037/a0033987. J Occup Health Psychol. 2013. PMID: 24099167

  • Черты личности Большой пятерки и онлайн-игры: систематический обзор и метаанализ.

    Акбари М., Сейдави М., Спада М.М., Мохаммадхани С., Джамшиди С., Джамалу А., Аятмехр Ф. Акбари М. и др. Джей Бихав Наркоман. 2021 25 августа; 10 (3): 611-625. дои: 10.1556/2006.2021.00050. Джей Бихав Наркоман. 2021. PMID: 34432645 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Как личностные черты влияют на функциональные результаты у пациентов с рассеянным склерозом: предварительный обзор малоизученной темы.

    Маджио М.Г., Куццола М.Ф., Лателла Д., Импеллиццери Ф., Тодаро А., Рао Г., Манули А., Калабро Р.С. Маджио М.Г. и соавт. Мульт Склер Релят Расстройство. 2020 ноябрь;46:102560. doi: 10.1016/j.msard.2020.102560. Epub 2020 7 октября. Мульт Склер Релят Расстройство. 2020. PMID: 33049463 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Связь умственных потребностей на рабочем месте с когнитивной функцией у пожилых людей с повышенным риском развития деменции.

    Зюльке А.Э., Луппа М., Рёр С., Вайссенборн М., Бауэр А., Самос Ф.З., Кюне Ф., Цёллингер И., Дёринг Дж., Бреттшнайдер С., Оей А., Чок Д., Фрезе Т., Генсихен Дж., Хафели В.Е., Хоффманн В., Кадушкевич Х., Кениг Х.Х., Тириан Дж.Р., Визе Б., Ридель-Хеллер С.Г. Зюльке А.Е. и соавт. БМС Гериатр. 2021 10 декабря; 21 (1): 688. doi: 10.1186/s12877-021-02653-5. БМС Гериатр. 2021. PMID: 34893023 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние личностных факторов на структурную целостность ментализирующей сети в пожилом возрасте: комбинированное исследование ПЭТ-МРТ.

    Яннакопулос П., Родригес С., Монтандон М.Л., Гариботто В., Халлер С., Херрманн Ф.Р. Джаннакопулос П. и соавт. Фронтовая психиатрия. 2020 17 нояб.; 11:552037. doi: 10.3389/fpsyt.2020.552037. Электронная коллекция 2020. Фронтовая психиатрия. 2020. PMID: 33312132 Бесплатная статья ЧВК.

  • Связаны ли социальные конфликты на работе с депрессивной симптоматикой? Результаты популяционного исследования LIFE-Adult-Study.

    Зуэльке А.Е., Рёр С., Шретер М.Л., Витте А.В., Хинц А., Энгель С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *