Проблема становления личностной идентичности в раннем юношеском возрасте
Проблема формирования личностной идентичности в раннем юношеском возрасте обусловлена необходимостью решения фундаментальных задач социального и личностного самоопределения в этот период. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, а проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.
Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям следует отнести понятия «Я-концепция», понятие «самоопределение личности» или «личностное самоопределение», «личностная идентичность», распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.
Приходится констатировать, что на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения уравнивает «внешние причины», «внешняя детерминация» и социальные условия, социальную детерминацию.
В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «идентичность», введенная в научный оборот Э. Эриксоном.Идентичность — совокупность базовых психологических, социально-исторических и экзистенциальных характеристик личности в концепции Э. Эриксона. Под личностной идентичностью Эриксон понимает субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека. Являясь жизненным стержнем личности и главным индикатором ее психосоциального равновесия, личностная идентичность означает: а) внутреннее тождество субъекта в процессе восприятия им внешнего мира, ощущение устойчивости и непрерывности своего Я во времени и пространстве; б) включенность этого Я в некоторую человеческую общность, тождество личного и социально-принятого типов мировоззрения. Кроме того, субъективная прочность ощущения личностной идентичности, согласно Э.
Потребность определить свое место в мире взрослых и ощутить себя самостоятельной и отдельной от Других личностью зачастую становится предпосылкой сепарационного процесса и маркирует развивающийся процесс индивидуации.
Х. Ремшмидт пишет о том, что новейшие данные о физическом, психическом, психосоциальном процессах взросления «убеждают в относительной независимости этой возрастной стадии от прочих» [3]. Таким образом, взрослеющих людей необходимо рассматривать не только как индивидов, не достигших еще статуса взрослого человека, но и как особую социальную группу со специфическими потребностями отделения, проблемами и трудностями.
Практически нигде не находит отражения, что формирование личностной идентичности в раннем юношеском возрасте предусматривает не только последовательные идентификации ребенка со взрослым и осознание собственной ценности и компетентности [2], но и переживание самотождественности путем эмоциональной сепарации от значимых взрослых.
Таким образом, личностная идентичность является результирующим вектором процесса идентификации, а также обладает целостностью и структурностью, что выражается в виде переживания личностью одновременно тождественности и изменчивости Я во времени. Подобная точка зрения на формирование идентичности в раннем юношеском возрасте включает в себя процесс самоосознания и самоидентификации среди других. Однако важно подчеркнуть, что в момент перехода от детства к зрелости подросток нуждается в определенной автономии и самоидентичности, чтобы иметь возможность принять на себя права и обязанности взрослого человека.
Формирование самосознания личности связано с особенностями самоотождествления и самооценивания.
Самоидентичность определяется как «устойчиво переживаемая тождественность Я во времени и пространстве. Она предполагает аутентичность самовосприятия, высокий уровень интеграции частных динамичных и противоречивых образов Я в единую связную систему, благодаря чему оформляется и сохраняется устойчивое, обобщенное и целостное индивидуально-личностное самоопределение, поддерживаемое и разделяемое общностью значимых других» [5; 4].
Вследствие этого, самоидентичность подразумевает самооценку и оценку ожиданий относительно базовых отношений Я и социального окружения.
Однако в связи с тем, что субъект идентификации также является личностью, то достижение полной тождественности с объектом невозможно. Переживание человеком своего Я в процессе идентификации является проявлением содержания психической жизни, показателем ее наличия, и дает возможность осознать свое Я и его нетождественность Другому. На обобщенном уровне идентификация выступает, как переживание динамической тождественности самому себе, принятие себя как данности [4]. Это интегральное переживание, которое строится из отдельных частных переживаний и проявляется в самых разных конкретных формах, позволяющих исследователям с разных точек зрения видеть этот процесс: он выступает как самооценка, как Я-концепция, как самосознание и др.
Исходя из вышеизложенного очевидно, что традиционный методологический подход к изучению обозначенной проблемы в контексте социальной регуляции идентификационных процессов не дает полноценной возможности рассмотреть особенности внутрипсихического регулирования динамики формирования ключевых аспектов идентичности.
ЛИТЕРАТУРА
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2003,713 с.
-
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Под ред. Толстых А.В. — М., 1996.
-
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2000, 624 с.
-
Малейчук Г.И. Идентичность ранней юности. Клинико-феноменологический подход. Монография. — Брест: БрГУ им. А.С.Пушкина, 2001. 126 с.
-
Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения тендерной идентичности // Вопросы психологии. 2001. № 6. С. 3-16.
Личностная идентичность как основа построения профессиональной и семейной карьер в условиях неопределённости — статья
В связи с техническими работами в центре обработки данных, часть прикреплённых файлов в настоящее время недоступна.
скрыть
Личностная идентичность как основа построения профессиональной и семейной карьер в условиях неопределённостистатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
- Авторы: Карабанова О.А., Захарова Е.И. , Старостина Ю.А.
- Журнал: Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки
- Номер: 3
- Год издания: 2021
- Издательство: МГОУ
- Местоположение издательства: Москва
- Первая страница: 6
- Последняя страница: 23
- Аннотация:
Цель исследования – изучение связи особенностей личностной идентичности и планов в отношении профессиональной и семейной карьер молодых людей в период вхождения во взрослость. Актуальность исследования связана с трудностями самоопределения молодёжи в сферах профессионального развития и семьи в условиях транзитивности и высокой социальной неопределённости. Анализ роли личностной идентичности как результата самопознания и самоопределения в конструировании профессиональной и семейной карьер позволяет оптимизировать жизненные стратегии личности и повысить уровень её жизнестойкости. В статье были поставлены следующие задачи: 1) изучение особенностей личностной идентичности; 2) выявление жизненных планов во временной перспективе в отношении семейной и профессиональной карьер; 3) изучение связи особенностей личностной идентичности и осмысленности жизни как выражения жизненной стратегии молодых людей в период вхождения во взрослость. Процедура и методы.Были использованы методики «Незаконченные предложения» / “Ego Identity – Incomplete Sentence Blank” (“EI–ISB”)» Дж. Марсиа в модификации В. Р. Орестовой и О. А. Карабановой, «Полуструктурированное интервью» / “Identity Status Interview” (ISI) Дж.
- Добавил в систему: Карабанова Ольга Александровна
Кто я? Философия личности
Личная идентичность — это философский вопрос, который охватывает целый ряд философских дисциплин, от философии сознания до метафизики и эпистемологии, этики и политической теории. Не существует единой проблемы личной идентичности — это скорее своего рода философская проблема, которая начинает возникать всякий раз, когда мы задаем вопросы о том, что человек «есть» в своей основе.
Проблемы личностной идентичности впервые были поставлены примерно в той форме, которую они принимают сегодня, но глубинные проблемы личностной идентичности были характерной чертой западной философской традиции с момента ее зарождения. Платон, писавший на заре философских исследований, и Декарт, писавший на заре современной философии, оба имели теорию о том, чем мы являемся в самой своей основе, а именно о том, что мы — души. Это показывает, что очень трудно предпринять какое-либо обширное философское исследование, не сталкиваясь с некоторыми проблемами личной идентичности.
Некоторые из обычных ответов на вопрос о личной идентичности — «я — человек», «я — личность» или даже «я — самость» — достаточно расплывчаты, чтобы заслуживать дальнейшего философского анализа. Некоторые из проблем личной идентичности связаны с попытками определить такие термины, как «человек», «личность» или «я». Другие спрашивают, каковы условия для постоянства человека, личности или личности во времени; другими словами, что нужно человеку или личности, чтобы сохраниться.
Тем не менее, другие спрашивают, каковы этические последствия этих категорий на самом деле, или имеет ли то, что имеет значение в этическом смысле, какое-либо отношение к тому, что мы вообще собой представляем. Другими словами, некоторые задаются вопросом, имеет ли значение личность . То, как мы реагируем на одну проблему личной идентичности, может (частично) определять, как мы реагируем на другие проблемы личной идентичности. Поэтому правомерно думать о личной идентичности с точки зрения общих подходов к ней как к проблеме, а не конкретных ответов на конкретные проблемы.
«Физический» подход
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Прежде чем подробно рассмотреть несколько проблем личной идентичности, стоит выделить некоторые из этих общих подходов. Есть три широких категории подхода к личной идентичности. Первый — это то, что мы можем назвать «физическим» подходом: он помещает то, чем мы являемся, в чем-то физическом. В некоторых теориях такого рода утверждается, что в основе своей мы представляем собой наш мозг или какую-то часть нашего мозга — будь то конкретная часть или часть нашего мозга. Основная мысль здесь, как правило, заключается в том, что наш разум существует таким, какой он есть, потому что наш мозг устроен определенным образом, и хотя потеря (скажем) пальца или даже руки не может превратить кого-то в совершенно другого человека, удалив или изменив его мозг может. Другие теории такого рода относятся к ряду физических характеристик, которые вместе определяют нас как биологический организм или вид.
Второй подход к личностной идентичности гласит, что то, чем мы являемся, по сути, является не каким-либо физическим органом или организмом, а чем-то психологическим . Мы можем назвать эти подходы «психологическими». Нас можно понимать, как это делал Юм, как последовательность восприятий или впечатлений. Нас также можно понимать как последовательные психологические связи. Что отличает их друг от друга, так это точка зрения, согласно которой определенные виды ментальных состояний представляют собой отношения, сохраняющиеся в течение определенного промежутка времени. Память здесь особенно важна. Например, существует связь между моим психическим состоянием, когда я вспоминаю, что согласился написать эту статью, и временем, когда я согласился написать эту статью. Мысль о том, что то, чем мы являемся, основывается на таких связях, очень интуитивна. Если бы чьи-то воспоминания были стерты или полностью заменены на кого-то другого, мы могли бы представить себе вопрос о том, является ли получившийся человек тем же самым, что существовал до того, как его память была изменена.
«Скептический» подход
Третий подход к личностной идентичности ставит под сомнение реальность проблем личностной идентичности или скептически относится к нашей способности правильно на них ответить. Мы можем назвать эти подходы «скептическими». Этот подход говорит, что на вопросы, касающиеся личности, нет ответа, или что это неправильный способ задавать вопросы о себе и своей ментальной жизни, или что какой бы ответ мы ни давали на эти вопросы, он на самом деле не важен.
В целом существует три вида скептических подходов. Во-первых, то, что утверждает, что мы «есть» вообще ничто, в самом фундаментальном смысле. В нашем существовании нет ядра, нет окончательного ядра истины о том, что мы есть, которое превосходит все остальные — одно влиятельное утверждение этой точки зрения взято из «Логико-философского трактата » Людвига Витгенштейна . Во-вторых, утверждение, согласно которому на этот вопрос нет ответа, потому что это неправильный тип вопроса, который слишком сильно фокусируется на понятиях, с помощью которых мы понимаем самих себя, а не на источнике нашей ментальной жизни. Этот подход мог бы сказать, что вопрос о том, чем мы являемся наиболее фундаментально, лучше всего оставить на усмотрение естественных наук. В-третьих, то, что то, чем мы являемся, не оказывает серьезного влияния на то, как мы должны видеть мир или на мораль.
Эту последнюю точку зрения стоит рассмотреть более подробно, поскольку мы переходим к более подробному рассмотрению конкретных проблем личной идентичности. Прежде чем приступить к ее дальнейшему изучению, важно пояснить, что личную идентичность часто считают разновидностью еще более многочисленных проблем идентичности simpliciter . Возможно, архетипическая проблема идентичности объясняется на примере, обычно называемом проблемой «Корабль Тесея». Мысленный эксперимент заключается в следующем: представьте себе корабль, в котором со временем каждая доска, каждая мачта, каждый участок паруса и даже каждая его часть заменены новым компонентом. Даже если судостроитель или капитан изо всех сил стараются сделать аналогичную замену, нет двух абсолютно одинаковых деревянных досок. В связи с этим возникают следующие вопросы: изменился ли корабль со всеми его составными частями тем же самым кораблем, которым он был до того, как был удален один компонент? А если нет, то в какой момент он стал другим кораблем?
Войдите в телетранспортер
Это даже не начало охвата некоторых из многих интересных проблем идентичности, но оно начинает иллюстрировать, как проблемы личностной идентичности могут быть поняты в аналогичных терминах. Дерек Парфит проиллюстрировал одну из таких задач, используя воображаемую часть технологии, известную как «Телетранспортер». Эта часть технологии стирает каждую клетку тела и мозга, отслеживает ее, а затем почти сразу же воспроизводит в другом месте. Человек в Телетранспортере воспринимает это как что-то вроде короткого сна, после которого он просыпается в пункте назначения, в остальном не изменившись. Интуитивно, если бы такая технология существовала, мы могли бы захотеть ее использовать. Если я проснусь с неизменившимися телом и разумом, что в этом плохого?
То есть до тех пор, пока Парфит не изменит мысленный эксперимент и не попросит нас представить, что произошло бы, если бы вместо этого мы были воспроизведены. Теперь, когда мы просыпаемся неизмененными, есть версия меня, остающаяся неизменной, откуда бы я ни пришла. Как это меняет мое отношение к этой процедуре? Что, если бы я очнулся от телетранспорта с пороком сердца, но знал бы, что мой репликант будет совершенно здоров, и поэтому смог бы жить своей жизнью, как я жил до этого момента. Все это головокружительное научно-фантастическое мышление призвано вызвать у нас ощущение, что то, как мы реагируем на одну проблему личной идентичности, может быть интуитивным, но применение той же логики к другим проблемам личной идентичности может привести к довольно извращенным результатам. выводы.
Редукционизм – скептическое решение?
Ответ Парфита на все это не в том, чтобы предложить свой, отдельный подход к проблемам личностной идентичности. Скорее, он утверждает, что личная идентичность не имеет значения. Важно не какое-то фундаментальное ядро личности, некий критерий личности или какой-то другой «глубокий» факт о нас самих. Что имеет значение, так это то, что, как мы знаем, имеет значение, а именно категории нашей ментальной жизни, которые самоочевидны. Наши воспоминания, наше восприятие и то, как мы описываем свою жизнь самим себе.
Такой подход к личной идентичности часто называют «редукционистским», но, возможно, лучше было бы назвать его «анти-созерцательным». Он не призывает к тому, чтобы мы отвечали на сложные вопросы, копая все глубже и глубже, пока не найдем то, чем мы являемся на самом деле. Это говорит о том, что такой способ размышления бесполезен и редко дает нам последовательные ответы. Проблемы личной идентичности бесконечно увлекательны и намного шире, чем можно обобщить в одной статье. Взаимосвязь между различными проблемами личной идентичности сама по себе является предметом дискуссий. Эрик Олсен считает, что «не существует единой проблемы личной идентичности, а скорее широкий круг вопросов, которые в лучшем случае слабо связаны».
Это, конечно, еще одно объяснение того, почему ни одна концепция нас самих, по-видимому, не отвечает всем проблемам личностной идентичности. Точно так же проблемы личной идентичности поднимают ряд «метафилософских» вопросов; то есть вопросы о природе самой философии и методологии, которую следует принять, занимаясь ею. В частности, он поднимает вопрос о том, существует ли в философии естественная иерархия, определяющая, на какие вопросы следует отвечать в первую очередь, и тем самым определять наши ответы на другие философские вопросы.
Часто подразумевается, что хотя наши выводы о том, как устроен наш разум, могут повлиять на наши выводы об этике, наши выводы об этике не могут повлиять на наши выводы о нашем разуме. Этот тип приоритета ставится под сомнение в тот момент, когда мы начинаем брать уже запутанный и противоречивый набор ответов на вопросы о нашем разуме и взаимодействовать с ними, не пытаясь дать несколько ветхий единый ответ, а скорее спрашивая, что действительно важно для нас. нас, как в сфере этических размышлений, так и в менее рефлексивной сфере нашей повседневной жизни.
Личная и социальная идентичность: кто вы глазами других
Давайте поговорим об идентичности — части нас самих, которые говорят нам, кто мы и что нам нравится, и части нас самих, которые другие используют, чтобы решить, кем они нас считают и какие мы на самом деле. Есть в основном два типа идентичностей, которыми мы обладаем: личная идентичность и наша социальная идентичность.
Личные данные
Давайте сначала сосредоточимся на личных качествах. Выделите несколько минут и подумайте о том, кто вы и о своих личных качествах. Личная идентичность — это то, как вы считаете себя «отличным» от окружающих. Хобби, образование, интересы, черты характера и так далее. Любимые блюда, роли, которые вы играете — «Я старший в семье». Это то, что отличает вас от других людей.
Возможно, нам может не нравиться какое-то качество одного из наших друзей, но это не мешает нам наслаждаться их обществом и ценить дружбу. Например, если кому-то не нравится фортепианная музыка, а вы пианист, они могут никогда не слушать, как вы играете, но они могут смотреть дальше этой одной черты, чтобы ценить вас как целостную личность.
Социальная идентичность
Социальная идентичность — это личность, которую вы разделяете с похожими членами группы. Они говорят о том, чем вы похожи на других — они обозначают сходство, а не различие. Однако наша социальная идентичность — это категории, которые создают такие сущности, как «свои» и «чужие» группы, группы «мы» и «они».
К ним относятся такие категории, как социальный класс, раса, гендерная идентичность, политические взгляды и, конечно же, религия и сексуальная ориентация. Попадание в определенную категорию не только дает вам чувство «принадлежности» и «сообщества», но также создает возможность того, что вас будут рассматривать как «одного из тех», что может привести к чувству внутренней стигматизации или стыда за себя. открыто претендовать на принадлежность к той или иной группе.
Социальные идентичности могут давать или отнимать власть и привилегии
В то время как личная идентичность — это то, как мы видим нашу собственную уникальную индивидуальность, наша социальная идентичность строится внутри, но также и внешне — одновременно. Социальные идентичности обладают тремя важными характеристиками, которые описывают их роль в восприятии других:
- Социальные идентичности предназначены для того, чтобы вознаграждать власть и ее преимущества или ставить других в невыгодное положение из-за отсутствия доступа к власти.
- Эти групповые идентичности часто используются для оправдания различий в результатах, способностях или усилиях, предпринятых для достижения определенных целей.
- После отнесения к определенной группе социальную идентичность почти невозможно изменить из-за сложности, затрат или опасности, связанных с преобразованием восприятия себя и других.
Социальная идентичность «Большой восьмерки»: где решаются исходы
Какова ваша социальная идентичность? Выделите несколько минут и подумайте о том, кто вы и к каким группам, по вашему мнению, принадлежите. Социальная идентичность заключается в том, как вы считаете себя «похожим» на тех, с кем себя идентифицируете: «отцы», «французские канадцы», «поколение Z», «республиканцы», «северяне» и т. д. Если кому-то не нравятся южане , и вы из Северной Каролины, вы им не понравитесь из-за того, что вы представляете.
Существует группа социальных идентичностей, которые считаются «Большой восьмеркой». К ним относятся возраст, раса, пол, способности, религия, класс, иммиграционный статус и сексуальная ориентация. Каждая из них представляет собой метрику ценности, которая присуждается тем, кто представляет большинство групп в пространстве. Притеснению подвергаются те, кто представляет маргинализованную группу, например, женщины, нехристиане, пожилые или молодые люди.
Размышляя о своей социальной идентичности, какая из этих идентичностей наиболее важна для вас? Ваша раса? Ваша сексуальная ориентация? Ваша религия или вера?
А теперь подумайте, что эта личность значит для вас — что она говорит о вас другим? Часто именно те, о которых вы не думаете, представляют привилегии, которыми вы обладаете. Кроме того, социальные идентичности, которые имеют значительный вес, часто представляют идентичности, которые имеют меньше привилегий или несут с собой чувство угнетения.
Все мы равны, но…
Некоторые идентичности несут другую «привилегию» или «угнетение», чем другие. Какие личности в вашем районе, сообществе, социальных группах, на рабочих местах имеют привилегии? Какую идентичность мы могли бы медленнее признать с другими, чтобы избежать риска потери некоторого количества привилегий? Мы опасаемся, что это те идентичности и союзы, которые другие могут «увидеть» и судить о том, кто мы такие как личности, на основе принадлежности к группе. Быть натуралом, белым и католиком, когда все ваши друзья натуралы, белые и католики, вероятно, не та социальная идентичность, о которой вы много думаете — она дает привилегии, которых может не быть у латиноамериканца, трансгендера и буддиста. Если вы единственный еврей в комнате, вы можете быть гораздо лучше осведомлены о своих религиозных убеждениях, чем о своей расе, образовании или поле.
Очень важно, чтобы мы заглянули внутрь себя и увидели, против какой социальной идентичности мы можем быть неявно предубеждены. Кто те люди, которым мы доверяем или уважаем меньше, чем другим? Хорошо подумайте о скрытых предубеждениях, которых вы можете придерживаться, и об ущербе, который вы можете причинить другим, основываясь на собственном ограниченном опыте и взглядах. Затем проведите внутреннюю работу по борьбе с этим часто автоматическим мышлением, которое ограничивает вашу способность расти как личность и быть частью расширяющегося множества сетей отношений, которые привнесут глубину и разнообразие в ваш мир.