Личностная зрелость:5 аспектов
Социальное, эмоциональное, моральное и интеллектуальное развитие человека.
Счастливая семья – не результат случайности, как может показаться на первый взгляд. Это результат работы над собой, которая начинается задолго до создания семьи. Для того, чтобы семья была счастливой, важно чтобы люди желающие создать семью, достигли необходимой зрелости еще до того, как они примут решение вступить в супружество.
Что такое личностная зрелость? Это не столько физический возраст, сколько уровень социального, эмоционального, морального и интеллектуального развития. Многое тут зависит и от конкретных условий, в которых рос и воспитывался данный человек. Поэтому некоторые подростки отличаются уже достаточной личностной зрелостью, тогда как отдельные взрослые и даже пожилые люди в своих взглядах и установках по отношению к важным аспектам человеческих взаимоотношений остаются детьми.
1. Мотивация достижений. Под этим термином подразумевается общая направленность деятельности индивида на значимые жизненные цели, стремление к максимально полной самореализации, самостоятельность, инициативность, стремление к лидерству, к достижению высоких результатов в предпринимаемых действиях.
2. Отношение к своему «Я» («Я» — концепция). Это уверенность в своих возможностях, удовлетворенность своими способностями, темпераментом и характером, своими знаниями, умениями и навыками. Вместе с тем данный аспект предполагает такой существенный параметр поведения, как адекватная самооценка, высокая требовательность к себе, отсутствие самодовольства, скромность, уважение к другим людям. Все эти качества несовместимы с так называемым комплексом неполноценности, нередко проявляющемся в неосознанном стремлении подбодрить себя бахвальством, бравадой, саморекламой и т.д.
3. Чувство гражданского долга. Здесь имеется ввиду чувство патриотизма, интерес к явлениям общественно-политической жизни, чувство профессиональной ответственности, потребность в общении, коллективизм.
4. Жизненная установка. Это понимание относительности всего сущего, преобладание интеллекта над чувством, эмоциональная уравновешенность, рассудительность (в противоположность импульсивности).
5. Способность к психологической близости с другим человеком. В это понятие включены доброжелательность к людям, эмпатия (способность к чувствованию и сопереживанию), умение слушать, потребность в духовной близости с другими людьми.
Одной из самых больших проблем в социуме является незрелость. Мы говорим и делаем незрелые вещи, принимаем незрелые решения, идем незрелым путем.
Зрелость часто определяется нашим отношением т.е. характером. Характер есть то, кем мы являемся, когда нас никто из людей не видит.
Проявления личностной зрелости:
1. Зрелый человек правильно проходит через трудности. В жизни были и будут трудности. Зрелый человек ищет выход, а незрелый видит себя жертвой. Ответьте на следующие вопросы:
- Как Вы реагируете на трудности?
- Вы негативны или позитивны?
- Вы скептичны или оптимистичны?
- Ваша жизнь наполнена ропотом или благодарностью?
- Когда люди ошибаются, Вы чаще ободряете или злитесь на них?
2. Зрелый человек чувствителен к другим людям. Вместо того, чтобы говорить: «мне, мне», он уважает, защищает и помогает другим в их нуждах. Не оказывает предпочтение или отвержение другим людям. Главное преступление, которое мы часто совершаем – это преступление против любви.
3. Зрелый человек управляет своим языком. Язык человека силен как для зла, так и для добра. Неуправляемые речи разрушают жизнь и отношения. Сплетни – есть слушание чего-то, что Вам нравится о ком-то, кого вы не любите. Самодисциплина начинается с языка. Это значит: важно иметь правильное отношение, и знать время и место когда говорить.
4. Зрелый человек есть миротворец. Он не создает проблемы. Есть две причины конфликтов: осуждение и эгоизм.
Спросите себя:
- Люблю ли я спорить?
- Часто ли у меня конфликты с людьми?
- Легко ли меня обидеть?
- Легко ли мне ранить другого?
Есть три причины не судить:
- Я не есть Бог.
- Только Бог имеет все факты.
- Я не знаю мотивов поведения этого человека.
5. Зрелый человек терпелив и благодарен. Эти два качества выражают то, что Вы не сосредоточены исключительно на своем я. Спроси себя: Как долго я могу ждать? И как часто я выражаю благодарность людям и Богу?
Показатели личностной зрелости:
- способность заботиться о себе и о других людях
- способность брать ответственность за свой выбор и решения
- в равной степени уважать себя и других людей
- способность решать конфликты и справляться с кризисами
- умение управлять своими желаниями и другими импульсами
- способность учиться у других и признавать свои недостатки
Развитие данных качеств начинается в семье и в обществе людей, где растет будущий супруг или супруга. Если хочешь построить счастливую семью – принеси туда счастье с собой. Мы все не растем в идеальном окружении, которое способно было бы дать нам и научить всему, что важно и нужно для будущей самостоятельной и здоровой жизни. Поэтому мы вступаем в брак с разным «багажом».
И в зависимости от того, какой он, нам приходиться прилагать большие или меньшие усилия для того, чтобы учиться принципам создания здоровых отношений. Чем больший уровень зрелости будет до брака – тем легче будет происходить процесс создания и развития семьи.
Одним из секретов успешного супружества является личностная зрелость обоих или хотя бы одного из двух людей. Чтобы создать счастливую семью нужно быть сформированной счастливой личностью уже до свадьбы.
Нужна консультация специалиста брачного агентства Heart-Hunter?
Звоните: 8 800 775-91-31
33 вопроса
Личностная зрелость и профессионализм практического психолога //Психологическая газета
Стремительный поток современной жизни ставит перед человеком все новые задачи, соответственно, появляются и новые проблемы, которые необходимо разрешить, чтобы жить дальше. Сегодня профессия психолога становится массовой и проникает во все уголки общественной жизни. Поэтому в процессе профессионального становления специалиста ему важно научиться ориентироваться как в традиционных проблемах психологии, так и в проблемах современной жизни, чтобы подготовиться к самостоятельному успешному решению тех из них, которые неизбежно появляются на профессиональном пути каждого психолога вне зависимости от его специализации.
Содержание профессиональной подготовки психолога становится предметом многих дискуссий. Профессия психолога, из круга профессий «человек — человек», примечательна тем, что она находится «на стыке» всех наук о человеке и предполагает изначально интерес к внутреннему миру личности, чтобы на основе этого познания изменяться самому и помогать изменяться другим (Панферов 2020). Профессионально-личностный портрет психолога многогранен, он включает наличие базовых знаний из области общественных и естественных наук, необходимые способности (характеристики внимания, памяти и мышления; коммуникативные и ораторские способности, способность к самоконтролю), значимые интересы и склонности (склонность к сопереживанию; любознательность), необходимые личностные качества (высокий уровень личной ответственности; инициативность; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, целеустремленность, интуиция, эрудированность).
В данном профессионально-личностном портрете тесно переплетаются профессиональные и личностные качества специалиста-психолога. Очень часто профессия понимается как некий социально фиксированный трудовой пост. Более глубоко профессия может пониматься как способ бытия, отношения к реальности, построения своей деятельности, т.е. как активность субъекта. Второе понимание профессии как нельзя близко для характеристики помогающих профессий, к которым относится и профессия психолога. Для настоящего психолога работа — это его жизнь. Помимо того, что каждый человек стихийно сам себе психолог, профессиональный психолог (и теоретик, и практик) воспринимает мир и людей в мире, а также самого себя осознанно, исходя из тех или иных методологических и теоретических позиций.
Практический психолог осуществляет помощь другим, в первую очередь, своей собственной личностью. Отсюда ясно, какие высокие требования предъявляются к личности психолога.Несмотря на значимость содержательно-технологической стороны подготовки психологов, имеет значение развитие их профессиональной субъектности, личностной сферы в целом (Цветкова, Волкова, Коржова и др. 2017). Психолог, работающий с личностью, должен и сам быть личностью, зрелой и продуктивной. В настоящее время при подготовке практических психологов большое внимание уделяется становлению профессиональной идентичности, эмоциональной сфере и процессам смыслообразования (Mele, Español, Marsico 2021). Профессиональное становление практикующего психолога сейчас тесно связывается с его личностным ростом, что отражается в различных технологиях обучения (McEwan, Tod, Euban et al. 2019).
Субъектные характеристики
В нашем исследовании жизненных ориентаций студентов — будущих психологов была выявлена тенденция к росту субъектности на протяжении обучения в вузе (Коржова, Артемьева, Веселова и др. 2018). На первом курсе наиболее ярко выражены трансситуационная изменчивость (склонность изменяться, попадая в новые жизненные ситуации) и трансситуационная подвижность (склонность к поиску новых жизненных ситуаций). От курса к курсу уровень трансситуационной изменчивости снижается, тогда как растет уровень трансситуационной подвижности. Такая тенденция характеризует постепенный выход из самозамкнутости и рост интереса к новым жизненным обстоятельствам. При этом растет уровень трансситуативной направленности освоения внутреннего мира, что можно связать с началом сознательного целенаправленного самосовершенствования.
Данные субъектные характеристики имеют непосредственное отношение к профессиональной специфике, поскольку отмечен ряд достоверных различий по этим показателям при сравнении студентов, осваивающих разные профессии. Так, по сравнению с будущими психологами будущие художники, стремящиеся по-своему осмыслить все, что происходит в мире, больше склонны к освоению внутреннего мира, а будущие медики, выбравшие профессию с выраженной практической направленностью, меньше склонны к самоизменениям (Коржова, Артемьева, Веселова и др.
Субъектные характеристики студентов — будущих психологов взаимосвязаны с показателями самоотношения и смысложизненных ориентаций, а также с показателями рефлексии, в отличие от субъектных характеристик студентов, осваивающих другие профессии. Это указывает на опосредованность их субъектной активности. Их стремление к самосовершенствованию связано с психологической автономностью и позитивным взглядом на природу человека, что отражает явный интерес к человеку в целом. Вместе с тем, стремление к самосовершенствованию и самодостаточности, а также чрезмерно позитивный взгляд на природу человека могут иметь разные последствия для формирования зрелости личности психолога, которая связана и с его морально-нравственным уровнем.
Психологический портрет студента — будущего психолога характеризуют умеренный уровень общей субъектности, высокий уровень жизненного творчества (как правило, тип «преобразователь» или «гармонизатор»).
По мере овладения профессией усиливается тенденция направленности на внешний мир, при этом пробы и ошибки личных самоизменений сменяются целенаправленным самосовершенствованием. Субъектность будущего психолога опосредуется стремлением к самоутверждению и развитой рефлексией.Нравственные характеристики
Зрелость личности психолога связана и с его морально-нравственным уровнем. Важной проблемой обеспечения моральной надежности представителей помогающих профессий является соответствие уровня нравственности средним этическим стандартам в социуме, тогда как как этические стандарты помогающих профессий гораздо выше. Так возникает феномен двойного этического стандарта. Не случайно эмоциональное выгорание, тесно связанное с мировоззренческими позициями профессионала, часто бывает именно у специалистов помогающих профессий (Веселова 2002). Среди основных профессионально важных качеств психолога выделяется просоциальная направленность, понимаемая как ценностная диспозиция личности к оказанию помощи окружающим.
Практический психолог сегодня — массовая профессия. Происходящие трансформации психологической практики, вызванные нарастанием цифровизации образования, расширением процессов инклюзии и интеграции, а также условиями пандемии, порождают острые психологические проблемы, требующие этико-деонтологического осмысления. В этих сферах пока нет хорошо осмысленного опыта. Поэтому сегодня по-прежнему регламентация психологической практики осуществляется с опорой на проект Этического кодекса, который был обсужден и принят на III съезде психологов Российской Федерации (Этический кодекс педагога-психолога 2003).
Тема этической регламентации профессиональной деятельности практического психолога является обязательной в программах подготовки студентов. Однако к разнообразию функций психолога невозможно применять каждый раз общие этические принципы таким образом, чтобы эффективно разрешать все трудные ситуации. Такие виды профессиональной деятельности психолога, как просвещение, психодиагностика, психопрофилактика, могут эффективно осуществляться на ролевом уровне при хорошем знании и исполнении профессиональных обязанностей, которые в современных социальных условиях постоянно трансформируются. Консультирование требует более глубокого личностного включения в профессиональное взаимодействие и соответствующих качеств личности. На ролевом уровне психологическими механизмами соблюдения этических норм выступают внешние мотивы моральной регуляции (знание требований кодекса и опасение административных санкций за негативные последствия). Для исполнения профессиональных обязанностей на личностном уровне требуются другие психологические механизмы — внутренняя мотивация морального поведения (понимание значимости помощи для клиента, значимость голоса совести, экзистенциальный смысл профессионального взаимодействия).
Соответствующая ролевому уровню этическая регуляция профессионального взаимодействия основывается на моральной ответственности специалиста перед клиентами, коллегами и социумом. Часто выход из ситуации морального выбора предполагает взаимоисключающие и отнюдь не безупречные с моральной точки зрения решения (Форман, Роулз 2004). В ситуации моральной дилеммы кто-нибудь да пострадает: либо клиент или его родственники, либо сам специалист, либо будут нарушены какие-либо законодательные установления. В этом случае решить вопрос может только человек с нравственно зрелой личностью, обладающий индивидуальным опытом и моральной надежностью.
Проблема нравственного воспитания студенчества очень актуальна в связи с нравственным кризисом нашего общества в целом (Журавлев, Юревич 2012). Формирование нравственности личности студентов в процессе обучения должно осуществляться разными способами:
- усилением внимания к исторически сложившимся, культурно обусловленным способам — к чтению художественной литературы, организацией разного рода мероприятий духовно-нравственной направленности и т.д.;
- реализацией специальных курсов формирования нравственного компонента коммуникативных умений. Этические категории «добра» и «зла» («хорошо» и «плохо») осваиваются человеком в форме опыта переживаний и принятия решения в социальных ситуациях морального выбора.
В рамках программ вузовского обучения возможно эффективно реализовать специальные курсы по формированию нравственного компонента коммуникативных умений при помощи специальной технологии «погружения» в ситуации морального выбора и организации группового обсуждения предлагаемых моральных дилемм различного содержания, как житейского, так и профессионального характера. В процессе группового обсуждения осознаются индикаторы нравственного неблагополучия личности, проявляющиеся в высказываниях студентов.
Выводы
Вышесказанное показывает, что в становлении личности психолога субъектный и морально-нравственный уровни играют значительную роль. Зрелые субъектные характеристики отличаются творческой направленностью жизнедеятельности, опосредованной рядом показателей самоотношения. Профессия, воспринимаемая как способ бытия, способствует высокому уровню жизнедеятельности, включающему творческую самореализацию в профессии и карьере.
Психологическое просвещение, психодиагностика, психопрофилактика могут эффективно осуществляться на ролевом уровне. Психологическими механизмами соблюдения этических норм для адекватного достижения целей деятельности выступают внешние мотивы моральной регуляции. Консультирование требует более глубокого личностного включения в профессиональное взаимодействие, наличия внутренней мотивации морального поведения.
Таким образом, основными качествами личности, характеризующими профессиональную зрелость психолога и способность действовать как на ролевом, так и на личностном уровнях профессионального функционирования, являются творческая направленность субъектной позиции, развитость нравственного сознания, сформированность внутренней мотивации нравственного выбора в жизненных ситуациях. В целом, чем более зрелой становится личность психолога, тем более глубок его профессионализм.
Литература
- Веселова, Е. К. (2016) Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб: СПбГУ, 316 с.
- Журавлев, А. Л., Юревич, А. В. (2012) Нравственные проблемы современной России (вместо введения). В кн.: А. Л. Журавлев (ред.), Нравственность современного российского общества: психологический анализ. М.: Институт психологии РАН, с. 5–21.
- Коржова, Е. Ю., Артемьева, В. А., Веселова, Е. К. и др. (2018) Жизненные ориентации современных студентов (на примере будущих психологов). Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки, № 3 (45), с. 18–23.
- Кузьменкова, М. О., Веселова, Е. К. (2017) Мировоззренческие убеждения студентов-психологов I курса и их представления о будущей профессии. В кн.: Е. Ю. Коржова, А. В. Микляева (ред.), Сборник VII Всероссийская научно-практическая конференция «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей», часть 2. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 54–58.
- Панферов, В. Н. (ред.), (2020) Введение в профессию: психолог. М.: Юрайт, 291 с.
- Форман, Н., Роулз, Р. (2004) Этические проблемы в психологии: британский опыт. Психология. Журнал ВШЭ, т. 1, № 1, с. 110–123.
- Цветкова, Л. А., Волкова, Е. Н., Коржова, Е. Ю. и др. (2017) Профессиональное становление педагога-психолога: между образовательным и профессиональным стандартом. Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки, № 10, с. 83–95.
- Шмелева, И. А. (2010) Введение в профессию. Психология. М.: Эксмо, 270 с.
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования. (2003). [Электронный ресурс]. URL: http://practic.childpsy.ru/ethics/ (дата обращения 01.08.2021).
- McEwan, H. E., Tod, D., Euban, M. (2019) The rocky road to individuation: Sport psychologists’ perspectives on professional development. Psychology of Sport and Exercise, vol. 45. DOI: 10.1016/j.psychsport.2019.101542
- Melea, E., Español, A., Carvalho, B. et al. (2021) Beyond technical learning: Internship as a liminal zone on the way to become a psychologist. Learning, Culture and Social Interaction, vol. 28. DOI: 10.1016/j.lcsi.2020.100487
Источник: Коржова Е.Ю., Веселова Е.К. Личностная зрелость и профессионализм практического психолога // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. №4. С. 277–283. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-33
5 вещей, которые определяют ваш уровень зрелости
3. Принятие вещей и реакция на них Все вы сталкиваетесь с болью разбитого сердца, отвержения или любой другой подобной болезненной ситуации в какой-то момент жизни. Однако зрелость требует, чтобы по прошествии времени вы принимали вещи такими, какие они есть (если их нельзя изменить) и достойно двигались по жизни.
Разным людям требуется разное время, чтобы справиться с проблемами в жизни. Однако, какой бы ни была ситуация, необходимы различные типы зрелости, чтобы подготовить себя к тому, чтобы смириться с работой и смотреть вперед. Зрелые люди бросают вызов тому, чтобы отпустить вещи, чтобы они могли действовать позитивно, расти дальше с каждым инцидентом.
4. Как вы заботитесь о своих близких У каждого есть уникальный способ показать любовь. Однако в целом незрелые люди иногда становятся цепкими и собственническими, думая, что делают это из любви и заботы. Однако зрелые люди, с другой стороны, выбирают разные пути, чтобы заботиться о своих близких.
Например, если вы созрели, вы поймете, что просто осыпать своих близких подарками и сюрпризами — это еще не любовь. Вы можете подумать о том, чтобы обезопасить их жизнь с помощью срочного плана, чтобы они не столкнулись с финансовыми проблемами в ваше отсутствие. С той же заботой вы можете купить для них план медицинского обслуживания или вложить свои деньги в пенсионные планы, чтобы сохранить их финансовую стабильность и исполнить их многочисленные желания. Они выражают любовь более значимыми способами и испытывают длительное удовлетворение.
5. Как вы планируете жизньЛюди, которым не хватает зрелости, часто принимают решения в спешке, будь то их карьера, отношения или что-то еще. Они строят планы и принимают решения, основываясь на своих эмоциях и импульсах. Зрелые люди, с другой стороны, объективно смотрят на жизнь и практически взвешивают варианты, прежде чем прийти к какому-либо выводу.
Таким образом, от зрелости отношений до интеллектуальной зрелости вам нужны все виды зрелости, чтобы справляться с различными проблемами. Например, даже в финансовых вопросах зрелый человек будет искать более безопасный инструмент для вложения своих денег, например, вкладывая деньги в пенсионный план, ежемесячные схемы или другие подобные схемы. Однако незрелый человек может вкладываться в рискованные сделки, чтобы быстро заработать деньги, что, впрочем, впоследствии может оказаться мошенничеством.
Принимайте правильные решения Действуя зрелоЗрелое поведение может изменить жизнь окружающих вас людей. Итак, для вашей семьи и друзей, принимайте все решения и планируйте свою жизнь зрелым образом. Прежде всего, убедитесь, что вы правильно защищаете свою семью, покупая правильные планы. Мы в Max Life Insurance предлагаем широкий спектр страховых и связанных с единицами страховых планов, таких как срочное покрытие, пенсионный план, страховой план с привязкой к единице и некоторые другие, чтобы удовлетворить ваши различные потребности. При выплате иска процентов около 9Источник: Годовой отчет о результатах на 21-22 финансовые годы
ARN:- 17102019/KC15
Личная зрелость и сложность | Культурная зрелость
Адаптировано из Культурная зрелость — руководство для будущего
Подразумеваемая культурной зрелостью метафора развития помогает лучше понять, как то, что мы видим в отношении сложности, может быть возможным, и почему мы это видим. Концепция культурной зрелости предполагает, что связь между личностной зрелостью и зрелостью, которую мы должны привнести в задачи нашего времени, не просто метафорична, поскольку она на самом деле отражает нечто фундаментальное в том, как мы, люди, растем и развиваемся как вид. Но базовое признание того, что зрелость в нашей личной жизни изменяет наши отношения со сложностью — и способами, очень похожими на то, что будет необходимо в культурном масштабе, — дает отправную точку.
Зрелость во второй половине жизни — не просто становление взрослым, а становление зрелым взрослым — дает определяющую метафору концепции культурной зрелости. Такая зрелость в нашей личной жизни знаменует собой уникальную точку поворота в индивидуальном развитии. Во взрослом возрасте мы покидаем наш дом и родителей физически. В зрелом взрослом возрасте мы делаем это символически. Именно здесь мы действительно «взрослеем», переосмысливая наши проекции и переосмысливая мифологизированные образы — будь то родители как идеалы или родители как источник всех наших проблем, — которые до этого момента защищали нас от полного воздействия жизненных сложностей и ответственности.
Вместе с этими изменениями мы, как правило, также видим новую готовность подвергнуть сомнению наши прошлые системы верований, чтобы исследовать, какие части могут отсутствовать. Не все достигают этой стадии рефлексии — наши более поздние годы могут вместо этого привести к «ожесточению категорий», в котором мы еще сильнее цепляемся за наши старые убеждения. Но если у нас хватит духу заняться своевременными задачами развития второй половины жизни, мы увидим углубление и созревание перспективы. По крайней мере, накопленный опыт хорошо прожитой жизни снижает вероятность того, что мы будем прибегать к простым решениям. Но в самих задачах развития есть что-то такое, что делает для нас все более возможным новое всеобъемлющее видение.
С этими изменениями наше понимание становится не только более сложным, оно становится более сложным в более глубоком смысле, чем просто усложнение вещей. Зрелое понимание включает в себя больше, чем просто большее знание. Это всегда касается и мудрости. Я имею в виду мудрость в особом смысле. Часто мы идеализируем понятие мудрости или приравниваем его к более духовной или поэтической стороне вещей. В конечном счете это обесценивает мудрость. Настоящая мудрость более обыденна, а также более значительна. На самом деле мы можем думать о мудрости и глубоком погружении в сложность — в нашем «сложносложном» смысле — почти как об одном и том же. Мудрость заключается в лучшем понимании общей картины и ее многочисленных сложностей. Мудрость вызывает отвращение к простоте. Он также находит удовольствие в понимании, которое схватывает сложное особенно элегантным — можно сказать, простым — способом.
Пристальный взгляд позволит нам быть более конкретными. Одним из наиболее поразительных аспектов среднего возраста является то, что он открывает перед нами части нашей психики, которые до этого времени мы скрывали даже от самих себя. Мы можем это упустить, но в своей работе психиатра я нахожу это одной из самых очевидных и определяющих характеристик зрелости. Это ключ к задачам развития второй половины жизни.
Человек, который был экстравертом, может внезапно начать обращать внимание на более внутренние аспекты, или интроверт может внезапно обнаружить свою более общительную сторону; человек, который был более интеллектуальным, может стать более внимательным к чувствам или наоборот. Части, которые прежде были отвергнуты и часто проецировались на других, теперь признаются заново. Поначалу может показаться, что такие недавно признанные части противоречат тем элементам нас самих, с которыми мы сильнее всего себя отождествляем. Но центральное место в мудрости занимает умение принимать и даже ценить такую большую сложность.
Разные люди по-разному реагируют на первую забытую деталь. Один человек может энергично оттолкнуть новую часть — очень логичный человек может счесть новые, более эмоциональные импульсы угрозой. Или мы можем видеть как раз обратное. Человек может идеализировать новую часть — очень приземленный, цепкий человек может сделать вновь ощущенные духовные склонности ответом, новой всеобъемлющей истиной своей жизни. Со временем мы осознаем, что задача состоит не в том, чтобы выбирать между частями, а в том, чтобы удерживать более широкую картину, в признании и принятии наших противоречий и множественности. Результатом является углубленное и, как это ни парадоксально, более прочное и связное переживание идентичности. Если что-то и определяет зрелость, так это более полное принятие наших внутренних нарративов. Мне нравятся слова Уолта Уитмена в «Песне о себе»: «Я противоречу себе, хорошо, тогда я противоречу себе. я крупный; Я вмещаю множество».
Используя слово «зрелость», концепция культурной зрелости предполагает, что значение этого момента в истории человечества также является ключевым. Мы задействуем возможность «зрелой взрослой жизни» в культурном масштабе. Если мы хотим, мы можем поместить это наблюдение в расширенную картину развития. Но важным признанием является просто то, что если личная зрелость и задачи нашего времени на самом деле имеют параллели, то мы ожидаем увидеть большую изощренность перед лицом сложности. Как и в случае с личной зрелостью, мы должны стать свидетелями новой оценки того, «как мы вмещаем множество».
С личной зрелостью мы становимся способными как лучше отступить назад, чтобы лучше взглянуть на нашу сложную природу, так и более глубоко задействовать все многочисленные грани нашей сложной природы.