Личностные качества что такое: Личностные качества это

Содержание

Личностные качества и благоприятные социальные условия способствуют высокой продуктивности пожилых учёных – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Сначала коротко

Ситуация: Научно доказано, что с возрастом наблюдается заметное снижение когнитивных способностей.

На деле: У многих людей 60–70 лет и старше, вопреки возрасту, происходит рост творческой продуктивности. Особенно это касается представителей науки.

Теперь подробнее

Учёные из Московского городского педагогического университета (МГПУ) и НИУ ВШЭ Владимир Поставнев, Ирина Поставнева, Вадим Песков и Алексей Двойнин выявили ключевые свойства личности, способствующие творческой продуктивности учёных старшего возраста. В ходе исследования были проанализированы данные интервью с известными российскими учёными в возрасте от 65 до 94 лет, которые активно заняты научной деятельностью и внесли значительный вклад в развитие гуманитарных и технических наук. Один из главных выводов авторов — высокая творческая и научная продуктивность учёных старшего возраста является результирующей психологических предпосылок и социальных условий профессиональной деятельности. Статья с результатами работы опубликована в журнале Acta Biomedica Scientifica.

О чём речь?

Соотношение возраста и творческой продуктивности — актуальная проблема для современной психологии. Продолжительность жизни людей в XXI веке значительно выросла, и всё больше представителей старших возрастных групп продолжают вести активную профессиональную и творческую деятельность в разных сферах. Среди них учёные, деятели искусств, изобретали и т.д.

В научном творчестве понятие «продуктивность», как правило, употребляется в нескольких значениях, в том числе, как базовая характеристика творческого мышления. «В качестве примера продуктивного мышления можно привести ситуацию соединения двух разных идей из различных сфер науки или практики», — пишут учёные. Также под продуктивностью понимается «исключительно успешное выполнение задач научно-познавательной деятельности за установленный период времени». Кроме того, творческая продуктивность может выражаться в создании новой исследовательской традиции, научной школы, получении признания научной общественности (награды, премии и прочее), поясняют авторы.

Период высших достижений современных учёных приходится на время жизни от 58 до 78 лет, показывают результаты исследования, выполненного на основе анализа данных наукометрических систем.

В то же время отечественные и зарубежные учёные признают, что до сих пор не решена проблема критериев творческой деятельности. Такие критерии, как «популярность» или «продуктивность» не позволяют дать психологическую характеристику самого процесса творчества.

Попытки осмыслить природу творчества и закономерности реализации творческого потенциала привлекают не только деятелей науки, отмечают авторы. Так, писатель Михаил Зощенко в своей книге «Возвращённая молодость» сделал попытку дать ответ на вопрос о возможности сочетания продолжительной жизни и творческого долголетия. Люди, у которых наряду с творческой активностью сформирован высокий уровень интеллекта, рефлексии и саморегуляции, живут долгую и продуктивную жизнь, считал писатель. А ранняя гибель или самоубийство творческих людей, по его мнению, случается от переутомления и неумения управлять собой в заданных условиях.

Сходный тезис на языке психологии, как отмечают авторы, сформулировал психолог Владимир Дружинин. Он полагал, что явное преобладание в структуре личности творческого начала над интеллектом может привести к творческому спаду и сокращению времени активной жизни.

Необходимым объяснительным потенциалом в отношении феномена творческого долголетия, по мнению авторов, обладает предложенная психологом Ксенией Абульхановой-Славской интегральная характеристика личности, которую она определила как жизненную стратегию. Также исследователи обращают внимание на работу Александра Махнача, который обосновывает положение о связи способности человека сохранять творческую продуктивность на высоком уровне в преклонные годы с присущей таким людям высокой жизнеспособностью.

Также читайте

Новым направлением в исследовании природы творческой продуктивности, по мнению авторов, является научная традиция метакогнитивизма. Человек, который обладает метакогнитивными способностями, потенциально готов управлять своим поведением и может рационально распределять свои ресурсы для достижения нетривиальных целей. Такая способность, как предполагают исследователи, присуща пожилым учёным, сохранившим высокую продуктивность до преклонных лет.

Как изучали?

При построении эмпирического исследования авторы ориентировались на положение Эриха Фромма о безграничности личностного развития человека. Фромм, как они поясняют, опровергал бытующее в психологической науке убеждение о том, что развитие человека как личности направлено на достижение им конечного состояния — «зрелости», «мудрости», после которого личность начинает деградировать.

В основу исследования предпосылок и условий творческой продуктивности учёных старшего возраста была положена идея многовершинности акме. Это понятие используется в акмеологии — дисциплине, относящейся к психологии развития и исследующей механизмы и закономерности, ведущие к высшей ступени индивидуального развития — акме.

Иными словами, под акме можно понимать пик карьеры, профессионализма, компетентности. «Многовершинная модель описывает возможность неоднократного творческого «взлёта» и «падения», а экспоненциальная модель «акме» предполагает, что процесс творческого развития и реализации творческого потенциала человека идет непрерывно по нарастающей до конца жизни», — поясняют авторы.

Также читайте

В ходе исследования использовался метод дифференциально-акмеологического анализа. Эмпирическим материалом послужили интервью, взятые профессором, академиком РАО, доктором психологических наук Валерией Мухиной. Она брала интервью у учёных старшего возраста, являющихся основателями и лидерами известных научных школ, имеющих учёную степень доктора наук, учёное звание профессора, членство в академии РАН, РАМН или РАО и продолжающих активную научную работу.

Интервью «Жизненные ценности и жизненный путь», разработанное Валерией Мухиной, как поясняют авторы, включало в себя одиннадцать вопросов, направленных на изучение ключевых событий биографии, значимых ценностей и смысложизненных ориентаций респондентов. Всего было проанализировано 16 интервью с учёными в возрасте от 65 до 94 лет. Данные о пиковых достижениях респондентов были взяты из наукометрических баз данных Российского индекса научного цитирования и Российской государственной библиотеки.

Что получили?

В ходе исследования авторы пришли к выводу, что пиковое достижение (акме) является результирующей психологических предпосылок и социальных условий профессиональной деятельности. Среди последних: социальный статус учёного, принадлежность к научной школе, доступность организационных и финансовых ресурсов.

Исследователи отмечают, что в научной работе пожилых учёных на протяжении всего времени их научной деятельности можно выделить несколько продуктивных периодов, которые в области акмеологии называются «микроакме». «При этом вершинные достижения учёных, как правило, разнесены во времени с оптимальным сочетанием предпосылок и условий для научного творчества», — комментируют авторы.

Также читайте

Психологическими факторами, способствующими творческой продуктивности и её сохранению на высоком уровне в течение всей жизни учёных, согласно результатам исследования, являются:

 понимание и принятие роли учителя, который является источником научных знаний, руководителем профессионального становления и учителем в широком смысле — как носитель ценностей и духовный наставник;

 особая восприимчивость к новому опыту;

 высокий уровень удовлетворённости жизнью в целом и низкая значимость карьеры, связанной с административной работой;

 развитая саморегуляция и способность выступать в качестве автора своей жизни, брать на себя ответственность за ее результаты;

 способность выстраивать свою жизнь на основе планирования замыслов на отдаленные перспективы и текущих, повседневных дел, приносящих удовлетворение и радость;

 высокая социальная активность;

 развитые рефлексивные способности, высокая критичность по отношению к себе и результатам творчества, социальным стереотипам и влияниям;

 способность рассматривать нарастающую физическую немощь не как тотальное поражение, а как препятствие для продуктивной деятельности;

 выход на первый план духовных способностей, духовной силы личности, проявляющейся в непрерывной работе над творческими замыслами;

 понимание самоактуализации как непрерывного деяния в избранной сфере, приложения своих сил, результатом которого становится совершенствование человека.

Также в ходе анализа исследовательских интервью было выявлено, что творческая продуктивность в преклонном возрасте находится в тесной связи с социально-психологическими условиями становления и развития творческого потенциала человека. Творчески активные в преклонном возрасте учёные в детстве имели поддержку семьи в своих интересах и устремлениях.

«В период студенчества и профессионального становления они имели возможность включиться в активную исследовательскую деятельность и приобщиться к уже сложившейся научной традиции. Учёные, творческая продуктивность которых остается на высоком уровне и в преклонном возрасте, имели также поддержку со стороны старших коллег-наставников», — поясняют авторы.

Для чего это нужно?

Наука — одна из сфер, в которой люди часто трудятся до самого преклонного возраста, при этом достигают больших успехов именно в этот период. Поэтому важно понимание, что именно способствует творческой продуктивности учёных старшего возраста. Это особенно актуально на фоне роста продолжительности и качества жизни, что способствует тому, что пожилые люди долго остаются активными в профессиональной сфере.
IQ
 

Авторы исследования:

Владимир Поставнев, руководитель департамента психологии МГПУ

Ирина Поставнева, доцент департамента психологии МГПУ

Вадим Песков, доцент департамента психологии МГПУ

Алексей Двойнин, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 11 октября, 2022 г.

Все материалы автора

Психология Исследования


Какие личные качества соискателя наиболее важны для работодателей? — ЦСТМ на базе ТвГУ

Задумываясь над вопросом: «Подхожу ли я на эту должность?», — каждый молодой специалист «примеряет» на себя, в первую, очередь профессиональные навыки и знания, заявленные в каждой выбранной вакансии. Это вполне понятно, ведь центральную позицию в оценке личности выпускника занимает именно его профессиональная подготовка. Но не стоит останавливаться именно на одном полюсе требований. Не меньшую роль в работе, адаптации на новом месте занимают личные качества будущего специалиста, которым работодатели уделяют ничуть не меньшую роль.

Сейчас во всех крупных компаниях развита корпоративная культура, да и мелкие компании не отстают. И, как раз таки, кандидат, никак не вписывающийся в рамки принятых корпоративных стандартов, может потерпеть поражение. А причиной тому — личные качества, несоответствующие «климату» организации.

Разобраться в этом вопросе помогло исследование, проведенное РЦСТВ ТвГУ среди работодателей, размещающих у нас вакансии. Мы обработали все варианты трудоустройства за 2015 – 2016 гг., проанализировали требования к соискателям в отношении личных качеств. На основании полученных данных выявили список наиболее часто встречающихся личностных характеристик, которыми должен обладать кандидат, причем проранжировали их по степени важности, по мнению представителей работодателей.

Чтобы исследование было наиболее наглядным и интересным, мы решили спросить и другую сторону – соискателей. Здесь нам помог опрос на тему: «Какие личные качества соискателя наиболее важны для работодателей?». Студентам и выпускникам предлагалось проранжировать те же личностные характеристики, которым работодатели отдали главенствующее место. Итак, что же в итоге получилось? Далее мы представим результаты, взгляд с двух сторон

«Работодатель – Соискатель».

Из рисунка видно, что важнее всего при трудоустройстве, по мнению соискателей, быть исполнительным (1-е место), обучаемым (2-е место), стрессоустойчивым (3-е место), ответственность (4-е место).

Однако работодатели считают иначе: здесь личные качества расположились следующим образом: коммуникабельность (1-е место), грамотность (2-е место), ответственность (3-е место), стрессоустойчивость (4-е место).

Заметим, что среди лидирующих характеристик лишь две совпадают: это стрессоустойчивость и ответственность. Сейчас в любой компании появляются все больше факторов, способных вызвать стресс: работа в режиме многозадачности, перегрузка либо слишком маленькая рабочая нагрузка, неопределенность ролей, конфликт ролей, – это лишь малая часть стрессоров, оказывающих влияние на нормальное психологическое состояние специалиста.

Поэтому, вполне понятно столь высокая оценка такого качества, как стрессоустойчивость, в работе. Ответственность ставят также на одно из главных мест, как работодатели, так и соискатели. Это объяснимо тем, что это качество не будет лишним в любой профессии, а вакансии на Студенческой бирже ТвГУ размещаются из разных сфер.

Какие личные качества реже всего встречаются в объявлениях с вакансиями? «Настойчивость (10-е место), обучаемость (9-е место), целеустремленность (8-е место)», – считают соискатели.

«Целеустремленность (10-е место), настойчивость/активность (9-е место), исполнительность (8-е место)», – считают работодатели.

И здесь нет полного соответствия. Такая личностная характеристика, как исполнительность, указывается в заявках о вакансиях редко. Однако среди соискателей бытует мнение, что быть исполнительным в работе – самая важная черта. Возможно, такое утверждение имеет место быть. Но, учитывая сегодняшнюю реальность на рынке труда, любая стремящаяся к развитию и процветанию компания ищет отнюдь не исполнительных сотрудников, а людей с инициативой, новыми идеями, способностью предложить что-то новое, взять на себя ответственность за реализацию конкретных задач.

Таким образом, РЦСТВ ТвГУ советует будущим молодым специалистам:

  • изучайте вакансии, относящиеся к вашей профессиональной области
  • помимо требуемых профессиональных навыков и знаний, обращайте внимание на личные качества, описанные в вакансии
  • тренируйте и развивайте личные качества, которые понадобятся вам в будущей работе!

Большая пятерка личностных черт

Обзор

Большую пятерку личностных черт можно резюмировать следующим образом:

  • Нейротизм — Склонность легко испытывать неприятные эмоции, такие как тревога, гнев или депрессия.
  • Экстраверсия — Энергия, напористость и склонность к поиску стимуляции и компании других.
  • Приятие — склонность к состраданию и сотрудничеству, а не к подозрительности и враждебности по отношению к другим.
  • Добросовестность — Склонность проявлять самодисциплину, действовать послушно и стремиться к достижению.
  • Открытость к опыту — Ценность искусства, эмоций, приключений и необычных идей; образный и любопытный.

Эти черты обычно измеряются процентильными баллами со средней оценкой 50%; так, например, рейтинг Сознательности в 80-м процентиле указывает на чувство ответственности и упорядоченности выше среднего, в то время как рейтинг Экстраверсии в 5-м процентиле указывает на исключительную потребность в уединении и тишине.

Происхождение

В 1936 году Гордон Олпорт и Г. С. Одберт выдвинули гипотезу, что индивидуальные различия, наиболее заметные и социально значимые в жизни людей, в конечном итоге будут закодированы в их языке; чем важнее такое различие, тем больше вероятность того, что оно будет выражено одним словом.

Это утверждение стало известно как лексическая гипотеза.

Терапевты готовы оказать вам помощь при депрессии, беспокойстве или других проблемах психического здоровья

Исследуйте свои варианты сегодня

Ad

Олпорт и Одберт проработали два самых полных словаря английского языка, доступных в то время, и извлекли 18 000 слов, описывающих личность. Из этого гигантского списка они извлекли 4500 прилагательных, описывающих личность, которые, по их мнению, описывают наблюдаемые и относительно постоянные черты.

В 1946 году Рэймонд Кеттелл использовал новые компьютерные технологии для анализа списка Олпорта-Одберта. Он разбил список на 181 кластер и попросил испытуемых оценить людей, которых они знали, по прилагательным в списке. Используя факторный анализ, Кеттелл сгенерировал двенадцать факторов, а затем включил четыре фактора, которые, по его мнению, должны были появиться. Результатом стала гипотеза о том, что люди описывают себя и друг друга в соответствии с шестнадцатью различными независимыми факторами.

Взяв за основу эти шестнадцать факторов, Кеттелл разработал личностный опросник 16PF, который до сих пор используется университетами и предприятиями для исследований, отбора персонала и тому подобного. Хотя последующие исследования не смогли воспроизвести его результаты, и было показано, что он сохранил слишком много факторов, текущий 16PF учитывает эти результаты и считается очень хорошим тестом. В 1963 году У. Т. Норман повторил работу Кеттелла и предположил, что пяти факторов будет достаточно.

Узнайте свой риск сегодня.

Бесплатный онлайн-тест на тревожность

Начать тест

Перерыв в исследованиях

В течение следующих семнадцати лет изменяющийся дух времени затруднял публикацию исследований личности. Социальные психологи утверждали, что поведение не стабильно, а меняется в зависимости от контекста, поэтому предсказать поведение с помощью личностного теста невозможно. Они также утверждали, что характер или личность — это то, что люди навязывают людям, чтобы поддерживать иллюзию постоянства в мире. Кроме того, Уолтер Мишель в свои 1968 book Psychological Assessment утверждал, что личностные тесты не могут предсказать поведение с корреляцией более 0,3.

Приблизительно в 1980 году исследования личности вошли в современную эпоху благодаря трем разработкам: персональным компьютерам, статистическому агрегированию и Большой пятерке.

Персональные компьютеры

До появления персональных компьютеров психологам, желающим проводить крупномасштабный статистический анализ, приходилось арендовать доступ к мейнфрейму. Однако, как только персональные компьютеры станут широко доступными, они смогут выполнять эту работу на своих настольных компьютерах. Поэтому любой может легко пересмотреть список Олпорта-Одберта. Оставался вопрос, почему они это делают, учитывая, что, казалось бы, уже установлено, что личность является иллюзией.

Утверждалось, что психологи личности рассматривали поведение с неправильной точки зрения. Вместо того, чтобы пытаться предсказать отдельные случаи поведения, что было ненадежно, считалось, что исследователи должны попытаться предсказать модели поведения. В результате корреляция взлетела с 0,3 до 0,8, и казалось, что «личность» действительно существует. Социальные психологи до сих пор утверждают, что мы навязываем миру постоянство, но с помощью статистического агрегирования можно показать, что на самом деле последовательности больше, чем считалось раньше.

«Большая пятерка»

В 1981 году на симпозиуме в Гонолулу четыре видных исследователя (Льюис Голдберг, Наоми Такамото-Чок, Эндрю Комри и Джон М. Дигман) рассмотрели имеющиеся на тот момент личностные тесты и решили, что большинство из них многообещающие тесты, казалось, измеряли подмножество пяти общих факторов, как это обнаружил Норман в 1963 году.

Появление текущей модели была разработана модель, в которой утверждается, что личность может быть описана с помощью пяти дескрипторов черт совокупного уровня.

Хотя многие исследователи личности построили свои собственные модели, когда они разговаривают друг с другом, они обычно переводят свою модель в модель, предложенную Норманом в 1963 году.

Факторы

сочинения доктора Джона А. Джонсона.)

Нейротизм или (обратно) Эмоциональная устойчивость

Нейротизм — это фактор, определяющий уровень эмоциональной стабильности человека и его эмоциональные реакции на раздражители. Тем, у кого высокий балл по невротизму, не чужды тревога, гнев или депрессия, и они, вероятно, регулярно испытывают некоторые из этих эмоций. Проще говоря, те, у кого высокий балл по невротизму, как правило, более эмоционально реагируют, в то время как те, кто набирает меньше баллов, как правило, менее эмоционально реагируют. Сделайте первый шаг к исцелению и пройдите наш онлайн-тест на тревогу уже сегодня.

Люди с высоким уровнем невротизма, как правило, эмоционально реактивны, склонны к интенсивным реакциям на раздражители, на которые другие люди с низким уровнем невротизма обычно не реагируют. Эти вспышки могут постепенно подрывать способность человека логически мыслить, легкомысленно принимать сложные решения и эффективно справляться со стрессом. Люди с высоким уровнем невротизма склонны вести себя негативно, усугубляя даже малейшие неудачи и имея постоянное «плохое настроение».

И наоборот, люди с низким уровнем невротизма, как правило, более эмоционально стабильны, менее склонны к вспышкам гнева и обычно считаются более спокойными, чем те, у кого невротизм высок. Хотя нет гарантии, что люди с низким уровнем невротизма будут настроены позитивно (экстраверсия более прямо коррелирует с позитивностью), им может быть легко освободиться от эмоциональных неудач, которые могут вызвать у человека с высоким уровнем невротизма длительное плохое настроение.

Вы, вероятно, знаете о бинарной системе интроверт-экстраверт и о том, где вы находитесь на шкале. Экстраверсия — это фактор, определяющий, как человек взаимодействует с физическим внешним миром.

Экстраверты, или те, кто занимает высокое место по шкале экстраверсий, как правило, обладают позитивным духом «умеет». Часто полные энергии, они процветают благодаря социальным взаимодействиям и физическому опыту с миром.

Интроверты или те, кто занимает низкие позиции по шкале экстраверсии, склонны к более непринужденному образу жизни, им не нужно постоянно участвовать в социальных взаимодействиях. Хотя интроверты менее позитивны, чем экстраверты, следует отметить, что интроверты не всегда застенчивы или подавлены. Скорее, они находят социальную и физическую стимуляцию более подавляющей и предпочитают одиночество, время для обработки эмоций и меньше, но более интимные социальные связи.

Доброжелательность

Доброжелательность измеряет готовность и способность человека участвовать в социальном сотрудничестве. Хотя может показаться, что доброжелательность с самого начала является универсально полезным качеством, это не всегда так. В то время как приятные люди, как правило, положительно воспринимаются своими сверстниками, они также склонны испытывать нерешительность при выполнении сложных или стрессовых задач.

Покладистые люди понимают ценность ладить с другими. Они склонны придавать первостепенное значение целям и эмоциям других, часто даже выше своих собственных интересов. Дружелюбные, отзывчивые и безжалостно оптимистичные, приятные люди кажутся окружающим надежными и непоколебимо честными.

На другом конце спектра неприятные люди — это те, кто ставит свои интересы выше всего остального. Неприятные люди обычно не заботятся о благополучии других, вместо этого сосредотачиваясь на том, как продвигать свои собственные цели и планы. Они воспринимаются как недружелюбные и отказывающиеся сотрудничать, заботящиеся только о себе и ни о ком другом. Однако не все так плохо, поскольку сосредоточенность Неприятных людей на собственных идеях и целях делает их идеальными в определенных областях, таких как наука, критика, бизнес и военная жизнь.

Сознательность

Сознательность измеряет, как и в какой степени мы способны контролировать свои импульсы. По сути, Сознательность человека определяет, какой успех он может достичь и как лучше всего его добиться.

Люди с высоким рейтингом добросовестности, скорее всего, лучше контролируют свои импульсы. Хотя они могут показаться жесткими и, возможно, немного скучными, они преуспевают в преследовании и достижении целей благодаря правильному планированию и внутренней мотивации. Они будут держаться подальше от ошибочных решений и будут избегать неприятностей любой ценой. Проблемы у высокосознательных людей возникают, когда планы идут наперекосяк или когда они не соответствуют чрезвычайно высоким (и обычно добровольно установленным) стандартам.

Люди с низким рейтингом Сознательности меньше способны откладывать удовлетворение и, следовательно, будут более склонны следовать своим импульсам. Хотя это доставляет массу удовольствия на вечеринках и может быть именно тем, что необходимо в ситуациях, когда действие важнее мысли, это также означает, что людьми с низкой Сознательностью будет трудно управлять, и они часто могут попасть в неприятности с авторитетными фигурами.

Открытость к опыту

Открытость к опыту определяет, насколько человек восприимчив к новым идеям и опыту. Тех, кого считают «открытыми опыту», обычно можно охарактеризовать как интеллектуально и художественно любознательных с острым чувством прекрасного. Те, кто открыт для опыта, преуспевают в творческих ролях, и их можно найти в высших эшелонах академических кругов и дизайнерских команд. Однако они, как правило, избегают позиций, требующих соблюдения набора правил и руководящих принципов.

Хотя маловероятно, что кто-то может быть полностью ограниченным, тех, кто не набирает высоких баллов по критериям Открытости к опыту, можно назвать таковыми. «Закрытые» люди склонны иметь несколько общих интересов. Скорее всего, они будут яростными противниками двусмысленности и тонкости, особенно в разговоре, и плохо справляются с переменами. Хотя они, возможно, и не зажигают мир новыми изобретениями, «закрытые» люди демонстрируют лучшие результаты в таких областях, как продажи или работа в полиции, где порядок важнее всего остального.

Одним из наиболее значительных достижений пятифакторной модели стало установление таксономии, демонстрирующей порядок в ранее разбросанном и неорганизованном поле. Например, как чрезвычайно разнородный набор черт, исследование показало, что «личность» (т. Е. Любая из большого числа предполагаемых черт личности) не позволяет предсказать важные критерии.

Однако, используя пятифакторную модель в качестве таксономии для группировки огромного числа непохожих личностных черт, психологи Баррик и Маунт использовали метаанализ предыдущих исследований, чтобы показать, что на самом деле существует много значимых корреляций между личностными чертами человека. пятифакторная модель и производительность труда на многих работах. Их самым убедительным открытием было то, что психометрическая добросовестность предсказывала производительность во всех изученных семействах профессий. В этом есть смысл, поскольку очень трудно представить работу, где при прочих равных условиях высокая Сознательность не является преимуществом.

Научные выводы

С 1990-х годов, когда психологи постепенно пришли к единодушному мнению в пользу Большой пятерки, число исследований, связанных с этими личностными чертами, растет. Существование каждого из них было подтверждено кросс-культурным исследованием людей за пределами западных стран, и все они демонстрируют влияние как наследственности, так и факторов окружающей среды (примерно в равной пропорции).

Было обнаружено, что оценки человека по пяти факторам со временем меняются. С возрастом наблюдается увеличение доброжелательности и добросовестности. И наоборот, Экстраверсия, Нейротизм и Открытость обычно уменьшаются с возрастом человека.

Полы демонстрируют различия в показателях «Большой пятерки» в разных культурах, при этом женщины набирают более высокие баллы как в областях приятности, так и в области невротизма. (Простой факт обнаружения половых различий сам по себе не свидетельствует о том, что полы врожденно различны по характеру, хотя это возможно. )

Индивидуумы также различаются, если рассматривать их по порядку рождения; Фрэнк Дж. Саллоуэй собрал доказательства того, что порядок рождения коррелирует с личностными чертами: первенцы статистически более сознательны, более социально доминируют, менее приятны и менее открыты для новых идей по сравнению с теми, кто родился позже.

Недавняя работа также обнаружила взаимосвязь между культурными факторами Герта Хофстеде, Индивидуализмом, Дистанцией власти, Мужественностью и Избеганием неопределенности со средними показателями Большой пятерки по стране. Например, степень, в которой страна ценит индивидуализм, коррелирует с ее средней экстраверсией, в то время как люди, живущие в культурах, допускающих большое неравенство в своих структурах власти, как правило, имеют несколько более высокие баллы по добросовестности. Причины этих различий неизвестны, но область остается активной с точки зрения исследований.

Слабые стороны

Несмотря на то, что было проведено большое количество исследований Большой Пятерки, относительно небольшое количество исследований было опубликовано в обобщенной форме.

Большинство исследований появляются в научных журналах относительно некомпилированными. Для лучшего понимания «Большой пятерки» необходимо быть в курсе литературы, которая может ограничивать полное понимание для случайных читателей.

У Большой пятерки есть и другие слабости. Первый из них заключается в том, что пять факторов не полностью «ортогональны» друг другу; то есть пять факторов не являются независимыми. Отрицательные корреляции часто появляются между невротизмом и экстраверсией, например, указывая на то, что те, кто более склонен испытывать негативные эмоции, как правило, менее разговорчивы и общительны.

Еще одна слабость состоит в том, что Большая пятерка не объясняет всю человеческую личность. Некоторые психологи не согласны с этой моделью именно потому, что считают, что она игнорирует другие черты личности, такие как:

  • Религиозность
  • Манипулятивность
  • Честность
  • Сексуальность
  • Бережливость
  • Консервативность
  • Мужественность/Женственность
  • Снобизм
  • Чувство юмора

Были обнаружены корреляции между этими факторами и Большой пятеркой, такие как хорошо известная обратная зависимость между политическим консерватизмом и Открытостью, хотя различия в этих чертах не полностью объясняются самими Пятью факторами.

Более того, методология, используемая для исследования этих явлений (факторный анализ), не имеет хорошо обоснованной, общепризнанной научной или статистической основы для выбора среди решений с разным количеством факторов. То есть пятифакторное решение является выбором аналитика, по крайней мере, в некоторой степени. На самом деле в основе этих пяти факторов может лежать большее количество факторов, и набор данных этих переменных может быть включен в более простые модели. Это привело к спорам об «истинном» количестве факторов. Многие исследователи и практики критикуют эти пять факторов как слишком широкие для прикладной работы. В неопубликованном исследовании Голдберг (исследователь, придумавший термин «Большая пятерка») обнаружил, что 16-факторное решение Кеттелла обладает большей прогностической силой, чем пять факторов, даже когда количество предикторов контролируется с помощью выборки перекрестной проверки для оценки прогноза. конкурирующих регрессионных моделей (16 переменных против 5).

Еще одна слабость Большой пятерки заключается в том, что они полагаются на анкеты самоотчетов для измерения; С предвзятостью самоотчетов и фальсификацией ответов невозможно полностью справиться. Это становится особенно важным при рассмотрении вопроса о том, почему оценки могут различаться между отдельными людьми или группами людей — различия в оценках могут представлять собой подлинные лежащие в основе личностные различия или они могут быть просто артефактом того, как испытуемые отвечали на вопросы.

Последняя слабость «Большой пятерки» и критика, которая часто была направлена ​​на нее, заключается в том, что она не основана ни на какой лежащей в ее основе теории; это просто эмпирический вывод о том, что определенные дескрипторы группируются вместе при факторном анализе. Хотя это не означает, что этих пяти факторов не существует, лежащие в их основе причины неизвестны. Например, нет теоретического обоснования того, почему поиск ощущений и общительность предсказывают общую экстраверсию; это область для будущих исследований.

NEO PI-R (тот же, переработанный) представляет собой психологический опросник личности; 240-анкетный показатель пятифакторной модели: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту.

Кроме того, тест измеряет шесть второстепенных параметров каждого из «большой пятерки» личностных факторов.

Тест был разработан Полом Т. Коста-младшим и Робертом Р. МакКрэем для взрослых (18+) мужчин и женщин без явной психопатологии.

Дальнейшие исследования

Текущие исследования концентрируются на трех областях.

  • Верны ли пять факторов? Попытки воспроизвести «Большую пятерку» в других странах с помощью местных словарей в одних странах увенчались успехом, а в других — нет. Например, у венгров явно отсутствует открытость опыту. Конечно, есть, говорят другие, проблема в том, что язык не обеспечивает достаточного разнообразия связанных терминов для надлежащего статистического анализа. Кто-то нашел семь факторов, кто-то только три.
  • Какие факторы предсказывают что? Результаты работы лидеров и продавцов уже были измерены, и в настоящее время проводятся исследования по расширению списка профессий. Есть также множество жизненных результатов, на которые, согласно предварительным исследованиям, влияет личность, например, курение (прогнозируемое высокими баллами по невротизму и низкими баллами по доброжелательности и добросовестности) и интерес к различным видам музыки (в значительной степени опосредованный открытостью).
  • Есть ли способ сделать модель личности? Черты личности «Большой пятерки» — это эмпирические наблюдения, а не теория; наблюдения исследований личности еще предстоит объяснить. Коста и МакКри построили то, что они называют пятифакторной моделью личности, которая является попыткой предоставить модель личности, которая может объяснить личность от колыбели до могилы. Однако они не следуют лексической гипотезе, а предпочитают подход, основанный на теории, но вдохновленный теми же источниками, что и источники Большой пятерки.

Эта статья находится под лицензией GNU Free Documentation License. В нем использованы материалы из статьи Википедии «Большая пятерка черт личности» и статьи Википедии «Опись невротизма, экстраверсии, открытости и личности»

Приложение Myndfulness

Создано, чтобы помочь вам чувствовать себя лучше каждый день

Загрузить сейчас бесплатно

4 Подробнее >

Объявление

Большая пятерка личностных черт: OCEAN

Большая пятерка личностных черт — это пять широких категорий личностных черт, присутствующих в людях и определяющих их поведение. Черты личности включают открытость опыту, добросовестность, экстраверсию, покладистость и невротизм.

Содержание

Каковы основные пять черт личности?

В 1936 году Гордон Олпорт и Х. С. Одберт впервые выдвинули гипотезу о том, что индивидуальные различия, наиболее заметные и социально значимые в жизни людей, в конечном итоге будут закодированы в их языке и личности. Тем не менее, эксперты считают, что в основном есть пять основных черт личности, которые определяют личность человека. Большая пятерка личностных черт, также известная как модель ОКЕАН, представляет собой категоризацию пяти личностных черт. 902:00 Важно принять во внимание, что эти черты представляют диапазон между двумя крайностями. В действительности большинство людей находятся между двумя крайностями каждого измерения или черты. Большая пятерка личностных черт обозначается аббревиатурой ОКЕАН –

  • O означает открытость
  • C означает добросовестность
  • E 909 означает экстраверсию 80 означает приятность
  • N означает невротизм

Понимание науки о личности является ключом к оптимизации поведения и познанию себя. Эти черты используются в общеупотребительном языке для определения личности и психики человека. Несмотря на то, что личностные черты не могут конкретно предсказать поведение, они могут помочь понять, почему люди реагируют так, как они поступают, ведут себя по-разному и как они по-разному видят вещи в сходных ситуациях.

Понимание модели OCEAN

Эта модель 1 была разработана для демонстрации взаимосвязи между личностью и академическим поведением. Исследователи использовали факторный анализ вербальных дескрипторов, чтобы понять поведение человека. Изучая отношения между большим количеством вербальных дескрипторов, относящихся к чертам личности, они сократили список этих дескрипторов в 5-10 раз, а оставшиеся черты сгруппировали с помощью факторного анализа, чтобы найти лежащие в их основе факторы личности. Модель личности, OCEAN, является широко принятой теорией личности в научном сообществе. В этой модели обнаруживается, что люди имеют разную степень ключевых личностных факторов, которые управляют их мыслями и поведением. Некоторые исследования 2 показывает, что добросовестность, экстраверсия, открытость опыту и невротизм стабильны с детства до зрелого возраста. Исследование 2012 года 3 показало, что люди из более чем 50 различных культур обнаружили, что пять измерений могут быть точно использованы для определения личности. Отчеты 4 обнаружили относительную стабильность пяти больших личностных черт на протяжении всей жизни человека, по крайней мере, от дошкольного возраста до взрослой жизни. Существует очень мало доказательств того, что неблагоприятные жизненные события могут оказывать значительное влияние на личность человека.

Понимание и знание людей и их личностей является ключом к улучшению общения и принятию лучших решений, связанных с ситуацией. Также считается, что наше лицо также раскрывает нашу личность. Следовательно, это также может помочь определить личность человека. Когда человек понимает свою личность, он может задавать свои собственные потребности, легче находить общий язык и соответствующим образом оптимизировать свое поведение.

Большая пятерка черт характера


Пять больших личностных качеств подразделяются на следующие категории:

1. Открытость

Эта черта личности состоит из таких характеристик, как воображение, проницательность или креативность. Люди с высоким уровнем открытости проявляют широкий круг интересов. Они любознательны и стремятся узнавать новое и получать новые впечатления. Люди с высоким уровнем открытости склонны к авантюрам и творчеству. С другой стороны, люди с низким уровнем открытости более традиционны и борются с творчеством.

A. Характеристики высоких уровней открытости:
  • Чрезвычайно креативные
  • Пробующие новые вещи
  • Чрезвычайно сосредоточены на обращении с новыми проблемами
  • думают о абстрактных концепциях
B. Характеристики низких уровней
  • Не любит перемен
  • Не интересуется новыми вещами
  • Не приветствует новые идеи
  • Обладает слабым воображением
  • Не любит абстрактные или теоретические концепции

Узнайте больше об открытости здесь

2. Добросовестность

Эта большая пятерка черт личности включает в себя высокий уровень вдумчивости, отличный контроль над импульсами и целеустремленное поведение. Люди с высокой степенью добросовестности более организованы и ориентированы на детали. Это люди, которые любят планировать заранее, думают о том, как их поведение повлияет на других, и более внимательно относятся к срокам. Сознательность связана с активностью лобных долей. Эта часть мозга отвечает за исполнение, сдерживание и регулирование животных и инстинктивных импульсов из других областей мозга.

A. Характеристики высокого уровня добросовестности:
  • Тратит больше времени на подготовку
  • Сосредотачивается и выполняет важные задачи вовремя
  • Особое внимание уделяет деталям Б Признаки низкого уровня добросовестности:
    • Не любит структуру и планирование
    • Не любит заботиться о вещах
    • Не справляется с важными или порученными задачами
    • Неспособность вернуть вещи или поставить их на место

    Узнайте больше о добросовестности здесь

    3. Экстраверсия

    Экстраверсия — одна из пяти больших личностных черт человека. характеризуется возбудимостью, общительностью, разговорчивостью, напористостью, высокой степенью эмоциональной экспрессивности. Экстраверсия предполагает взаимодействие с внешним миром, поскольку люди с этой чертой любят быть в центре внимания. Экстраверты любят общаться с людьми и полны энергии. Часто это активные и полные энтузиазма люди. Экстраверты более доминируют в социальной среде по сравнению с интровертами. Люди с высоким уровнем экстраверсии более общительны и полны энергии в социальных ситуациях. Они чувствуют себя более энергичными и возбужденными, когда находятся среди людей. В случае низкого уровня экстраверсии люди более замкнуты и интровертированы и обычно имеют низкий уровень энергии в социальных ситуациях. Они обычно чувствуют себя опустошенными на светских мероприятиях. Таким образом, им требуется период одиночества, чтобы перезарядить свои энергетические уровни.

    A. Характеристики высокого уровня экстраверсии:
    • Любит быть в центре внимания
    • Начинает разговор
    • Любит знакомиться с новыми людьми новые друзья
    • Имеет много энергии среди других людей
    • Склонен говорить вещи, не задумываясь
    B. Характеристики низкого уровня экстраверсии: 9
  • Не может начать разговор центр внимания
  • Меньшая вовлеченность в социальную среду

4. Доброжелательность

Эта черта личности включает в себя такие качества, как доверие, альтруизм, доброта, привязанность, щедрость или помощь. У приятных людей оптимистичный взгляд на человеческую природу. Неприятные люди больше интересуются собственными интересами, чем ладят с другими. Эти люди обычно не заботятся о благополучии других. Они более подозрительны, недружелюбны, склонны к манипуляциям, соперничают или отказываются сотрудничать.

A. Характеристики высокого уровня уступчивости:
  • Проявляет большой интерес к другим людям
  • Обычно заботится о других
  • Сочувствует другим людям помогать другим людям
B. Характеристики низкого уровня доброжелательности:
  • Проявляет меньший интерес к другим людям
  • Низкий интерес к чужим проблемам
  • Не заботится о том, что чувствуют другие люди
  • Подозрителен, недружелюбен или склонен к манипуляциям
  • Оскорбляет других людей

Подробнее о доброжелательности

99 90 60199 90 Нейротизм Невротизм является одним из 5 больших черт личности, характеризующихся грустью, капризностью или эмоциональной нестабильностью. Эта черта связана с низкой переносимостью стресса. Люди с высоким уровнем невротизма испытывают перепады настроения, тревогу, раздражительность и печаль. Они более эмоционально реактивны и уязвимы к тревоге или стрессу. Люди с низким уровнем невротизма более эмоционально устойчивы и жизнестойки. Они менее эмоционально реагируют и обычно не расстраиваются. Они более спокойные, эмоционально устойчивые, хорошо переносят стресс.

Корреляция с высоким уровнем невротизма может быть обнаружена, когда человек не доволен своими достижениями, которые могут увеличить вероятность клинической депрессии. Исследование 2014 года 5 показало, что люди с высоким уровнем невротизма склонны переживать больше негативных жизненных событий, но также меняют их в ответ на позитивные и негативные жизненные события. Исследование 2017 года 6 показало, что люди с более высоким уровнем невротизма имеют худшее психологическое состояние.

A. Характеристики высокого уровня невротизма:
  • Склонен к сильному стрессу
  • Склонен сильно беспокоиться о различных вещах
  • Часто расстраивается
  • Драматические перепады настроения

    78 0007 Трудно прийти в себя после стрессовых ситуаций

B. Характеристики низкого уровня нейротизма:
  • Очень эмоционально устойчивый
  • Хорошо справляется со стрессом
  • Редко чувствует себя расстроенным или подавленным
  • Менее тревожен
  • Очень расслаблен

Факторы, влияющие на большую пятерку личностных черт

Эксперты считают, что биологические факторы и факторы окружающей среды в значительной степени ответственны за влияние на нашу личность. Исследование близнецов 1996 года 7 показало, что природа и воспитание ответственны за развитие пятерки больших личностных качеств. В этом исследовании была предпринята попытка понять генетические и экологические влияния пяти личностных черт у 123 пар однояйцевых близнецов и 127 пар разнояйцевых близнецов. Результаты показали, что наследуемость каждого признака составила 53% для экстраверсии, 41% для покладистости, 44% для добросовестности, 41% для невротизма и 61% для открытости.

Другие исследования 8 предполагают, что пять больших личностных черт, как правило, остаются относительно стабильными в течение взрослой жизни. Исследование 2016 года 9 показало, что взрослые трудоспособного возраста оставались стабильными в течение 4 лет и мало менялись в результате неблагоприятного жизненного опыта. Научное исследование 2014 года 10 также показало, что возраст и зрелость влияют на пять больших личностных качеств. С возрастом люди становятся менее экстравертными, менее невротичными и менее открытыми для новых ощущений. С другой стороны, покладистость и добросовестность, как правило, растут, когда люди становятся старше.

Стабильность личностных черт «большой пятерки»

Стабильность личностных черт «большой пятерки» остается постоянной на протяжении всей жизни человека с некоторыми минимальными изменениями от детства до взрослой жизни. В исследовании 2012 года 11 была предпринята попытка отследить тенденции развития большой пятерки личностных черт. Было обнаружено, что общая доброжелательность и добросовестность увеличиваются с возрастом. Экстраверсия не претерпела существенных изменений. Открытость опыту и невротизм несколько снижались от подросткового возраста к среднему детству. Исследователи также обнаружили, что существуют более значительные тенденции в конкретных аспектах личности, чем в пяти больших чертах личности в целом.

Краткий обзор пятерки основных черт личности
  1. Пятерка больших черт личности, также известная как модель ОКЕАН, представляет собой классификацию пяти черт личности.
  2. Черты личности включают открытость опыту, добросовестность, экстраверсию, покладистость и невротизм.
  3. Стабильность пяти больших личностных черт остается неизменной на протяжении всей жизни человека с некоторыми минимальными изменениями от детства до взрослой жизни.
  4. Эта модель была разработана для демонстрации взаимосвязи между личностью и академическим поведением.
  5. Понимание и знание людей и их личностей является ключом к улучшению общения и принятию лучших решений.
  1. Поропат А.Э. (2009). Метаанализ пятифакторной модели личности и успеваемости. Психологический бюллетень , 135 (2), 322-338. https://doi.org/10.1037/a0014996 [↩]
  2. Леон Г.Р., Гиллум Б., Гиллум Р., Гуз М. Стабильность личности и изменение за 30-летний период – от среднего возраста до старости. J Consult Clin Psychol. 1979 июня; 47(3):517-24. doi: 10.1037//0022-006x.47.3.517. PMID: 528720. [↩]
  3. Гурвен, М., фон Рюден, К., Массенкофф, М. , Каплан, Х., и Леро Ви, М. (2013). Насколько универсальна Большая пятерка? Тестирование пятифакторной модели личностных вариаций среди собирателей-фермеров в боливийской Амазонии. Журнал личности и социальной психологии , 104 (2), 354–370. https://doi.org/10.1037/a0030841 [↩]
  4. Марки П. М., Марки С. Н. и Тинсли Б. Дж. (2004). Детские поведенческие проявления пятифакторной модели личности. Бюллетень личности и социальной психологии , 30 (4), 423-432. https://doi.org/10.1177/0146167203261886 [↩]
  5. Jeronimus BF, Riese H, Sanderman R, Ormel J. Взаимное подкрепление между невротизмом и жизненным опытом: пятиволновое 16-летнее исследование для проверки взаимной причинно-следственной связи. J Pers Soc Psychol. 2014 Октябрь; 107 (4): 751-64. doi: 10.1037/a0037009. Epub 2014, 11 августа. PMID: 25111305. [↩]
  6. Дван Т. и Оунсворт Т. (2017). Факторы большой пятерки личности и психологическое благополучие после инсульта: систематический обзор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *