Ключевые черты лидера
- Details
- Просмотров: 87139
- Предыдущая статья Теоретический анализ исследовательских подходов к феноменам лидерств а и эмоционального интеллекта
- Следующая статья Теории происхождения лидерства
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
При анализе феномена лидерства особое внимание уделяется личности лидера. Несмотря на то, что исследователи столкнулись с большой сложностью при составлении краткого, согласованного списка ключевых черт, присущих всем лидерам, в последние годы многие ученые пришли к выводу, что лидеры действительно отличаются от других людей в нескольких важных отношениях [42, с.428].
Понимание лидерства с точки зрения качеств личности и характера, которыми лидер наделен в большей степени, чем остальные, по-прежнему не утратило своего значения [1, с.31]. Лидер становится привлекательным для последователей, благодаря умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.
Лидерство как специфический тип отношений управления основывается на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации [24, с.
16]. В отличие от собственно управления, этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. Лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер – последователь».Рассматривая вопрос о лидерстве в системе управления, Чередниченко И.П. с соавторами [47, с.262] перечисляет наиболее важные особенности личности человека как лидера, которые в значительной мере определяют его становление и успех в деятельности: 1) личностные черты лидера; 2) представления лидера о себе самом; 3) потребности и мотивы, влияющие на поведение; 4) система важнейших убеждений; 5) стиль принятия решений; 6) стиль межличностных отношений; 7) устойчивость к стрессу.
1. На успешное лидерство влияют достаточно высокий уровень интеллекта и знаний, честность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, дисциплинированность, настойчивость, определенный социально-экономический статус, надежность, ответственность, социальная активность. Одним из важнейших качеств лидера, по мнению Чередниченко И. П. с соавторами, является коммуникабельность, которая предполагает способность к установлению хороших взаимоотношений, к сохранению их в любое время; способность создавать такие взаимоотношения, которые наиболее необходимы коллективу. Авторы выделяют наиболее характерные черты мышления, присущие лидерам: гибкость, продуктивность, скорость и аналитичность мышления. Гибкое мышление обеспечивает большую приспосабливаемость к изменяющимся обстоятельствам функционирования группы или организации, что обеспечивает ее жизнеспособность. Продуктивность мышления отражает способность лидера к рождению новаторских и оправданных реальностью идей. Необходимость скорости мышления объясняется тем, что тугодум в силу естественного отбора не может стать лидером. А если у лидера нет склонности к анализу ситуации, то он долго не сохранит свои властные позиции.
2. Лидер в любой ситуации ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует. Адекватное осознание лидерских составляющих Я-концепции позволяет руководителю более четко реализовать основные управленческие функции: планирования и контроля, принятия решения и урегулирование конфликтов, стимулирование труда и другие.
3. Лидер, как и каждый человек, имеет большой набор потребностей, каждая из которых появляется в определенный момент времени и исчезает после удовлетворения или подавления, если ее оказалось невозможным удовлетворить. Однако, помимо общечеловеческих, имеются и специфические лидерские потребности, главными из которых являются: потребность во власти; потребность в контроле над событиями и людьми; потребность в достижении; потребность в принадлежности к какой-то группе и получении одобрения.
4. Система важнейших убеждений представляет собой упорядоченную совокупность знаний, в истинности которых человек уверен, и которые он использует для регуляции своего поведения. При жесткой системе убеждений подчиненным легче понять лидера, угадать его намерения и соответствовать им. Коллектив не лихорадит из-за того, что шеф меняет решения в соответствии с настроением или под влиянием чьих-то советов. С другой стороны, жесткая система убеждений обусловливает негибкость руководителя, которая распространяется и на его способ принимать решения и на все остальные управленческие функции. Есть опасность окружить себя подхалимами. Человеком с жесткими убеждениями легче манипулировать, чем с убеждениями гибкими.
5. Под стилем принятия решений понимают индивидуальные методы принятия решения. Стиль принятия решений определяется: а) подходом к получению новой информации: склонность получать любую, как позитивную, так и негативную информацию в сжатой форме; склонность вникать в детали, быть независимым от экспертов; стремление получать объективную, но сжатую информацию, оставляя детали на помощников; б) характеристиками мышления — здесь задействованы как виды мышления, так и индивидуальные его особенности; г) предпочтением определенной величины риска; д) когнитивной сложностью, то есть способностью и склонностью к анализу и синтезу получаемой информации.
6. Стиль межличностных отношений. Личностные черты, имеющиеся в руководителе, и, прежде всего, те из них, которые образуют склад его характера, определяет то поведение, которое он позволяем себе по отношению к другим людям. Братченко С.Л. различает 6 видов направленности в общении, которые и могут определять стиль межличностных у отношений в управленческой деятельности: 1) ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии; 2) ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе; 3) ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, стремление «вычислить» собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью; 4) добровольная «центрация» на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т.д. и бескорыстное жертвование своими интересами, безразличие к пониманию себя с его стороны; 5) готовность «подстроиться» под собеседника, подчинение силе авторитета, уход от противодействия, отсутствие стремления к действительному пониманию и желанию быть понятым; 6) доминирование ориентации на «сугубо деловые» вопросы, «уход» от общения как такового [47, с.
268–269].7. Устойчивость к стрессу является неотъемлемой характеристикой лидера. Если человек не стрессоустойчив, то он лидером не может стать по определению, поскольку лидерская позиция предполагает более высокие, по отношению к последователям, психологические нагрузки.
Таблица 1. Характеристики лидеров по Бэрону Р.С. с соавт. [42, 430]
Черта |
Описание |
1 |
2 |
Напористость |
Желание успеха; амбиции; большая энергия; упорство; инициатива |
Честность и прямота |
Заслуживают доверия; надежность; открытость |
Мотивация лидерства |
Желание оказывать влияние на других для достижения общих целей |
Самоуверенность |
Вера в собственные способности |
Умственные способности |
Ум; способность объединять и интерпретировать большое количество информации |
Креативность |
Оригинальность |
Приспособляемость |
Способность адаптироваться к нуждам своих подчиненных и к изменяющимся требованиям ситуации |
Компетентность |
Знание деятельности группы; знание соответствующих технических вопросов |
Однако наиболее важной характеристикой лидера, как полагают авторы, является высокий уровень приспособляемости: способность осознавать, какие действия или подходы требуются в данной ситуации, и затем действовать соответственно им.
Рассматривая вопрос эффективного лидерства, Чалдини Р. с соавторами [46, с.174], отмечая, что лидеры действуют эффективно, если приспосабливают свой стиль к потребностям группы, обращают особое внимание на то, что есть некоторые лидеры, которые эффективны не потому, что изменяются сами, а вследствие того, что способны преобразовывать группу и вдохновлять ее на выполнение своих собственных целей. На основании ряда исследований психологи сделали вывод, что лидеры, способные не только вызывать одобрение своих подчиненных, но и добиваться высокой продуктивности, обладают определенными характеристиками. Людей, обладающих несколькими такими характеристиками, исследователи назвали трансформирующими (харизматическими) лидерами. Они формируют стремления и Я-концепции последователей, так что успех всей группы становится и личным успехом последователей, а цель лидера становится их собственной целью. Такие лидеры интеллектуально стимулируют своих последователей, позволяют им испытать свои жизненные позиции и ценности, убеждают последователей, что те лично играют значительные роли и вносят важный вклад в общее дело. Авторами перечисляются конкретные характеристики трансформирующего лидера и соответствующее им поведение (табл. 2).
Таблица 2. Характеристики трансформирующего лидера и соответствующее им поведение по Чалдини Р. с соавт. [46, с.176]
Характеристика |
Соответствующее поведение |
Идеализированное влияние, или |
Передает чувство «совместной миссии» последователям Демонстрирует преданность своим последователям Апеллирует к надеждам и желаниям последователей Желает пожертвовать своими личными целями ради блага группы |
Интеллектуальная стимуляция |
Формирует открытость к новым способам мышления Создает «большую картину», включающую разные взгляды на проблему Желает принимать в расчет идеи, даже на первый взгляд «глупые» |
Воодушевляющая мотивация |
Убеждает последователей, что они обладают способностями выполнить больше, чем они сначала считали возможным Подает остальным пример, к которому надо стремиться Представляет оптимистический взгляд на будущее |
Индивидуализированный подход |
Признает силы и слабости отдельного человека Открыто интересуется благополучием других людей Поддерживает усилия других, направленные на улучшение работы |
Описывая ключевые черты харизматического лидера, Столяренко Л. Д. [44, с.276] обращает внимание прежде всего то, что его индивидуальные интересы, потребности и ценности не всегда совпадают с общегрупповыми, но лидер демонстрирует личную искреннюю приверженность общегрупповым целям, готовность идти на риск ради их достижения. Во-вторых, харизматический лидер может внушить членам коллектива новые ценности, но этот процесс не может носить насильственный характер — подчеркивая значимость индивидуальных ценностей, лидер стремится связать их с общегрупповыми. В-третьих, харизматические лидеры, как правило, подчеркивают положительное значение деятельности данного коллектива, для общества в целом – благородство работы врача и педагога, героический характер деятельности работников милиции и т.д. Четвертое: харизматический лидер выявляет в человеке все самое лучшее. Задачи, которые он ставит перед своими подчиненными, трудны, но всегда посильны, и каждый член группы ощущает свою компетентность, верит, что способен преодолеть трудности. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную заинтересованность сотрудника, его упорство в преодолении препятствий. Индивидуальная вера в собственные силы базируется на коллективном ожидании высоких результатов деятельности от каждого работника и всех членов трудового коллектива. В-пятых, в группе с харизматическим лидерством первостепенную роль играют не внешние стимулы (заработная плата, престижность деятельности), а внутренняя мотивация — реализованность потребностей в самовыражении, осознание собственной значимости, признание со стороны лидера и членов коллектива.
Опровергая предположение о том, что природа трансформационного лидерства основана на определенных чертах характера, Р.С. Бэрон с соавторами утверждают, что оно в большей степени основывается на определенном типе реакций со стороны последователей. Такие реакции включают: 1) высокий уровень приверженности, преданности и уважения к лидеру; 2) увлеченность лидером и его идеями; 3) желание последователей принести в жертву свои личные интересы ради более значительной общей цели и 4) более высокий, по сравнению с обычным, уровень активности. Таким образом, делают вывод авторы, трансформационное, или харизматическое, лидерство подразумевает особый тип взаимоотношений «лидер – последователи», при котором лидер может «заставить обычных людей делать экстраординарные вещи перед лицом несчастья» [42].
Наиболее эффективные лидеры, по мнению Мескона М.Х. с соавт. [29] способны нести ответственность за свое поведение, желают достичь поставленной цели, а также имеют образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую надо исполнить.
Адлер Ю.П., и Липкина В.В. [2] также выделяют особую роль, которая имеет ответственность лидера и, кроме нее, – системное мышление и ценностный базис. «Ответственность – это то, без чего в принципе не бывает истинного лидерства, – подчеркивают авторы. – Даже в тех случаях, когда ответственным назначают, требуется внутреннее согласие человека, иначе все превращается в пустую формальность».
Системное мышление позволяет создать общее видение организации, адекватно оценить ситуацию, корректно осуществить постановку задачи. Только при системном подходе процесс может стать большим, чем сумма его элементов. Основной принцип системного мышления состоит в том, что любой процесс, объект или явление рассматривается как система.
Определяющим фактором при признании лидера группой являются ценности. При этом играет роль не только система ценностей группы, но и система ценностей организации и общества [29]. В ходе исследований Далгаарда определились и основные ценности лидера: взаимное уважение, доверие, терпимость, любознательность, мужество [2, с.18].
Мелиссой Х. были выделены четырнадцать ключевых черт глобальных лидеров: 1) мыслит глобальными категориями; 2) предвидит потенциальные возможности; 3) создает общее видение будущего; 4) способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия; 5) ценит в людях различия; 6) развивает командный подход к работе, чувство партнерства; 7) приветствует перемены; 8) демонстрирует знание технологий; 9) поощряет конструктивный вызов; 10) обеспечивает удовлетворение клиентов; 11) достигает успехов в соревновании с конкурентами; 12) демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции; 13) проявляет готовность к коллективному руководству; 14) действует в соответствии с провозглашенными ценностями [2, с. 19].
Питер Сенге в своей книги «Пятая дисциплина: основа самообучающейся организации» отмечает, что большинство выдающихся лидеров, с которыми ему случилось работать, «отличает ясность и убедительность идей, глубина убеждений и постоянная готовность учиться. Таких людей отличает «умение формулировать и убеждать, слушать и оценивать идеи других людей. Они размышляют над личными ценностями и увязывали с ними собственное поведение» [41]. В разработанной Сенге П. программе развития лидерских качеств автор акцентирует «индивидуальные дисциплины» – системное мышление, работу с интеллектуальными моделями и личное совершенствование. Эти дисциплины охватывают жизненно важные для лидерства умения: концептуализацию, общение и творческий подход. В свою очередь, природное лидерство, по мнению Сенге, не сводится к набору умений или знаний: люди в конечном итоге следуют за теми, кто во что-то верит и при этом способен достигать адекватных результатов. Иначе говоря, природным лидером становится тот, кто способен учиться [41, с. 373].
Лидерство – это постоянная, напряженная деятельность, которая может быть не выражена во внешнем плане. В связи с этим А.М. Первитская разграничивает лидерскую деятельность на актуальную и потенциальную. Исходя из понимания лидерской деятельности как процесса активного воздействия на деятельность других и (или) на свою собственную, актуальная лидерская деятельность определяется как разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на деятельность других членов группы. Потенциальная лидерская деятельность – это разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на собственную деятельность и может быть преобразована в активность относительно других членов группы. Рассматривая специфику лидерства как роли, автор подчеркивает, что эту роль лидеру не только «дают», но он берёт её сам, то есть стремится реализовать свои потенциальные возможности. На месте лидера не может быть любой человек, а лишь тот, чья готовность действовать соответствует моменту. [34, с.9]
Таким образом, психологическую готовность к лидерству можно рассматривать как возможность мобилизации лидерского потенциала, который предполагает наличие соответствующих потребностей и мотивов, а также определенный уровень принятия ответственности за свои действия и поступки.
См. Взаимосвязь лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта (Дипломная работа)
- Предыдущая статья Теоретический анализ исследовательских подходов к феноменам лидерств а и эмоционального интеллекта
- Следующая статья Теории происхождения лидерства
Лидерские качества личности — Психология жизни
Чтобы быть неформальным лидером в своем коллективе, вам несомненно понадобится огромная внутренняя работа над собой. Необходимо обладать лидерскими качествами, чтобы окружающие признали вашу состоятельность как лидера.
Лидер в коллективе
Лидер (от англ. leader) — первый, идущий впереди планеты всей.
Лидер — это прежде всего человек, который в определенной группе людей пользуется признанием, авторитетом и обладает влиянием, которое определяется, как управленческая деятельность.
Секреты харизмы. Харизматические качества лидера
Лидер способен принимать самые ответственные решения, и руководит многими процессами.
Лидер — это тот человек, который пользуется в обществе большим авторитетом, имеет влияние на окружающих, умеет мотивировать и вдохновить человека. Загораясь мечтой или целью лидер убеждает других своими идеями. Лидеры всегда знают чего они хотят и это придает решимости их действию. А действуют лидеры всегда быстро и во всех ситуациях.
Лидерами не рождаются, а становятся! Нужно воспитывать в себе лидерские качества если стремитесь стать лидером в коллективе. Вы должны упорно трудиться над собой и развивать в себе лидерские качества, чтобы в будущем стать уважаемым и независимым человеком!
Основные лидерские качества личности
Уверенность и решительность
Чтобы стать лидером в коллективе надо научиться быстро принимать решения, и постарайтесь проявить уверенность в своих действиях. Настоящий лидер уверен в себе в любой ситуации и готов решать любые жизненные задачи. Лидер должен по — настоящему верить в то, что он делает и знает зачем он это делает. Развитие уверенности в себе
Коммуникабельность как лидерское качество личности
Чтобы стать лидером в коллективе старайтесь общаться и тем самым учиться позитивным навыкам общения. Трудно себе представить лидера, который не умеет налаживать контакты и быстро находить общий язык с окружающими людьми. Искусство успешного общения
Целеустремленность
Важное лидерское качество, которое отличает его от остальных людей. Чтобы стать лидером в коллективе ставьте себе точные цели и ежедневно работайте над их достижением. Настоящий лидер всегда знает к чему он стремится и каким способом реализовать свои планы. Как достичь цели?
Ещё одним лидерским качеством личности является ответственность
Чтобы стать лидером в коллективе возьмите ответственность за важное дело или за принятое решение на себя. Весь груз возможных неудачных или провальных решений лидер берет на себя, а вот успех делит со всеми. Как уверенно принимать решения?
Организованность
Ответственный лидер просто не может быть не организованным. Чтобы стать лидером в коллективе не позволяйте себе опаздывать или забыть о своем обещании.
Амбициозность как важное лидерское качество
Лидер всегда стремиться к высоким результатам, при этом делает это основываясь на своих объективных возможностях, способностях и горячем желании достичь цели. Чтобы стать лидером в коллективе вы должны быть амбициозным. Здоровые амбиции приводят людей к успеху, вдохновляют и побуждают их к следующим действиям.
Твёрдость в характере лидера
Научитесь отказывать, чтобы стать лидером в коллективе. Людям свойственно стараться быть хорошим для всех, но это невозможно. Как научиться отказывать?
Мотивация к достижению успеха
Конечно нельзя отрицать, что очень важная часть лидера является мотивация. Мотивация в свою очередь появляется тогда, когда у человека есть мечта, которая трансформируется в цель.
Пройти тест «Цель — средство — результат»
Мечта и успех всегда встречаются по жизни. Мечта и целеустремленность Била Гейтса, например, привела его к успеху. И компания Apple стала брендом только потому что, у Стива Джобса находилось ясное определение и видение того, чего он хочет.
ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Как полюбить свою работу?
Квадрат Декарта для принятия сложных решений
12.2 Кто такой лидер? Подходы к лидерству на основе черт
Цели обучения
- Изучить место подходов с чертами в истории изучения лидерства.
- Объясните черты, связанные с лидерством.
- Обсудите ограничения подходов к лидерству на основе черт.
Самый ранний подход к изучению лидерства заключался в выявлении набора черт, отличающих лидеров от нелидеров. Каковы были личностные характеристики, а также физические и психологические качества людей, которых считали лидерами? Из-за проблем с измерением личностных качеств в то время в разных исследованиях использовались разные меры. К 1940, исследователи пришли к выводу, что поиск черт, определяющих лидерство, был тщетным. Однако в последние годы, после достижений в литературе о личности, таких как разработка структуры личности Большой пятерки, исследователи добились большего успеха в выявлении черт, которые предсказывают лидерство. Что наиболее важно, харизматическое лидерство, являющееся одним из современных подходов к лидерству, можно рассматривать как пример подхода, основанного на чертах.
Черты, которые показывают относительно сильные отношения с лидерством, обсуждаются ниже.
Интеллект
Рисунок 12.2 Многие наблюдатели считают, что Карли Фиорина, уволенный генеральный директор HP, продемонстрировала высокий уровень интеллекта, но низкий уровень эмпатии к окружающим ее людям, что привело к чрезмерному упованию на цифры и игнорированию человеческих потерь ее решений. Источник: http://commons.wikimedia.org/wiki/Image:CarlyFiorina49416.jpeg.
Общие умственные способности , которые психологи называют «g» и которые в повседневном языке часто называют «IQ», связаны с тем, что человек становится лидером в группе. В частности, люди с высокими умственными способностями с большей вероятностью будут считаться лидерами в своем окружении. Однако мы должны предостеречь, что интеллект является положительным, но скромным предиктором лидерства, и когда реальный интеллект измеряется с помощью бумажно-карандашных тестов, его связь с лидерством немного слабее по сравнению с тем, когда интеллект определяется как воспринимаемый интеллект лидер. Помимо высокого IQ, эффективные лидеры, как правило, обладают высоким эмоциональным интеллектом (EQ). Люди с высоким EQ демонстрируют высокий уровень самосознания, мотивации, эмпатии и социальных навыков. Психолог, который ввел термин эмоциональный интеллект , Дэниел Гоулман, считает, что IQ — это пороговое качество: он важен для начальных должностей на руководящих должностях высокого уровня, но как только вы туда доберетесь, он больше не поможет лидерам, потому что большинство лидеров уже имеют высокий IQ. По словам Гоулмана, то, что отличает эффективных лидеров от неэффективных, заключается в их способности контролировать свои эмоции и понимать эмоции других людей, их внутреннюю мотивацию и их социальные навыки.
Большая пятерка черт характера
Психологи предложили различные системы классификации характеристик, составляющих уникальную личность человека; одной из наиболее широко распространенных является модель «Большой пятерки», которая оценивает человека в соответствии с его открытостью опыту, добросовестностью, экстраверсией, доброжелательностью и невротизмом. Некоторые из личностных качеств «большой пятерки» были связаны с появлением лидерства (независимо от того, рассматривается ли кто-то как лидер другими) и эффективностью.
Рисунок 12.3 Черты личности Большой пятерки
Рис. 12.4 Стив Балмер, генеральный директор корпорации Microsoft, лидер-экстраверт. Например, чтобы отпраздновать 25-летие Microsoft, Балмер с энтузиазмом выскочил из юбилейного торта, чтобы удивить публику. Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Steve_ballmer_2007_outdoors 2.jpg.
Например, экстраверсия связана с лидерством. Экстраверты общительные, напористые и энергичные люди. Им нравится взаимодействовать с другими людьми в их окружении, и они демонстрируют уверенность в себе. Поскольку они доминируют и общительны в своем окружении, они становятся лидерами в самых разных ситуациях. Из всех черт личности экстраверсия имеет самую сильную связь как с появлением лидера, так и с его эффективностью. Это не означает, что все эффективные лидеры экстраверты, но вы, скорее всего, найдете экстравертов на руководящих должностях. Пример лидера-интроверта — Джим Бакмастер, генеральный директор Craigslist. Он известен как интроверт и признается, что не устраивает совещаний, потому что не любит их. Исследования показывают, что еще одна черта характера, связанная с лидерством, — добросовестность . Добросовестные люди организованы, проявляют инициативу и проявляют настойчивость в своих начинаниях. Совестливые люди с большей вероятностью станут лидерами и будут эффективны в этой роли. Наконец, люди, обладающие открытостью к опыту — те, кто демонстрирует оригинальность, креативность и открытость к новым вещам, — как правило, становятся лидерами, а также весьма эффективны.
Самоуважение
Самоуважение не входит в число черт личности Большой пятерки, но является важным аспектом личности. Степень, в которой человек находится в мире с самим собой и имеет общую положительную оценку своей самооценки и способностей, по-видимому, имеет отношение к тому, рассматривается ли кто-то как лидер. Лидеры с высокой самооценкой больше поддерживают своих подчиненных, а при назначении наказания наказывают более эффективно. Вполне возможно, что люди с высокой самооценкой имеют более высокий уровень уверенности в себе, и это влияет на их имидж в глазах их последователей. Самоуважение также может объяснить взаимосвязь между некоторыми физическими качествами и появлением лидера. Например, исследования показывают тесную связь между высоким ростом и тем, что вас считают лидером (а также карьерным успехом в жизни). Предполагается, что самооценка может быть ключевым механизмом, связывающим рост с восприятием себя как лидера, потому что более высокие люди также имеют более высокую самооценку и, следовательно, могут проявлять более высокий уровень харизмы, а также уверенность в своих последователях. .
Целостность
Исследования также показывают, что люди, являющиеся эффективными лидерами, как правило, имеют моральный компас и демонстрируют честность и принципиальность. Лидеры, чья честность подвергается сомнению, теряют доверие и попутно наносят ущерб бизнесу своей компании. Например, когда выяснилось, что генеральный директор Whole Foods Market Джон Макки использовал псевдоним для негативных комментариев в Интернете о конкуренте компании Wild Oats Markets Inc., его действия подверглись резкой критике, его руководство было поставлено под сомнение, а репутация компании пострадала. ..
Рисунок 12.5 Ключевые черты, связанные с лидерством
Есть также некоторые черты, которые отрицательно связаны с появлением лидера и успехом на этой должности. Например, приятные люди, скромные, добродушные и избегающие конфликтов, с меньшей вероятностью будут восприниматься как лидеры.
Рисунок 12.6 У Кондолизы Райс в качестве ректора Стэнфордского университета были разные обязанности по сравнению с ее ролью государственного секретаря Соединенных Штатов. Как вы думаете, повлияли ли эти различия на ее поведение как лидера? Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Condoleezza_Rice_cropped.jpg.
Несмотря на проблемы, связанные с подходами к анализу признаков, эти результаты могут быть полезны менеджерам и компаниям. Например, знание качеств лидера помогает организациям выбирать правильных людей на ответственные должности. Ключ к получению пользы от результатов исследований черт характера заключается в том, чтобы знать, что не все черты одинаково эффективны в прогнозировании лидерского потенциала во всех обстоятельствах. Некоторые организационные ситуации позволяют лидерским качествам иметь большее значение. Например, в небольших предпринимательских организациях, где лидеры имеют большую свободу действий в определении своего поведения, тип качеств, которыми обладают лидеры, может иметь значение в лидерском потенциале. В крупных, бюрократических и регламентированных организациях, таких как правительство и армия, черты лидера могут иметь меньшее отношение к тому, как человек ведет себя и является ли он успешным лидером. Более того, некоторые черты становятся актуальными в конкретных обстоятельствах. Например, храбрость, вероятно, будет ключевой характеристикой военных лидеров, но не обязательно деловых лидеров. Теперь ученые приходят к выводу, что вместо того, чтобы пытаться определить несколько черт, которые отличают лидеров от нелидеров, важно определить условия, при которых различные черты влияют на эффективность лидера, а также то, становится ли человек лидером.
Key Takeaway
Во многих исследованиях искали ограниченный набор личных качеств или черт, которые позволили бы человеку считаться лидером и добиться успеха в качестве лидера. Некоторые черты, которые постоянно связаны с лидерством, включают интеллект (как умственные способности, так и эмоциональный интеллект), личность (экстраверсию, добросовестность, открытость опыту, чувство собственного достоинства) и честность. Основным ограничением подхода, основанного на чертах, было то, что он игнорировал ситуацию, в которой происходило лидерство. Поэтому полезнее указать условия, при которых нужны разные черты.
Упражнения
- Подумайте о лидере, которым вы восхищаетесь. Какими качествами обладает этот человек? Соответствуют ли они характеристикам, обсуждаемым в этой главе? Если нет, то почему этот человек эффективен, несмотря на наличие разных качеств?
- Можно ли использовать результаты подходов, основанных на чертах характера, для обучения потенциальных лидеров? Каким качествам легче обучать? Какие стабильнее?
- Как организации могут идентифицировать будущих лидеров с заданным набором качеств? Какие методы были бы полезны для этой цели?
- Какие еще качества вы можете назвать важными для лидерства?
Лидерские качества | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Промышленность и организация : Введение : Персонал : Организационная психология : Род занятий: Рабочая среда: Индекс : Краткое описание
Были предложены различные лидерские качества . Они включают:
- Технические/специальные навыки в выполнении какой-либо задачи
- Харизматическое вдохновение — привлекательность для других и способность использовать это уважение для мотивации других
- Озабоченность ролью — преданность делу, которая занимает большую часть жизни лидера — служение делу
- Четкое понимание цели (или миссии) — четкие цели — фокус — приверженность
- Ориентация на результат – направление каждого действия на достижение цели – расстановка приоритетов в деятельности, чтобы проводить время там, где больше всего результатов
- Сотрудничество — хорошо работать с другими
- Оптимизм — очень немногие пессимисты становятся лидерами
- Отказ от детерминизма — вера в свою способность «иметь значение»
- Способность поощрять и воспитывать тех, кто отчитывается перед ними — делегировать полномочия таким образом, чтобы люди росли
- Образцы для подражания — лидеры могут принять образ , который заключает в себе их миссию и подает пример
- Самопознание (в небюрократических структурах)
- Самосознание — способность «вести» (так сказать) самого себя до того, как таким же образом вести других «я»
- Осведомленность об окружающей среде — способность понимать среду, в которую они ведут, и то, как они влияют на нее и на нее воздействуют
- Что касается людей и проектов, умение выбирать победителей — признавая, что, в отличие от навыков, нельзя (вообще) научить отношению. Обратите внимание, что «выбор победителей» («выбор победителей») подразумевает удачу игроков, а также их способность идти на риск, но «настоящие» лидеры, как и игроки, но в отличие от «ложных» лидеров, основывают свои решения на реалистичном понимании (и обычно на многих других факторах, частично производных от «настоящей» мудрости).
- Эмпатия — Понимание того, что говорят другие, вместо того, чтобы слушать, как они что-то говорят — это можно отчасти охарактеризовать как «хождение в чьей-то чужой обуви» (используя распространенное клише).
- Целостность — интеграция внешних действий и внутренних ценностей.
- Чувство юмора — люди работают лучше, когда они счастливы.
В 2008 году Burman and Evans [1] опубликовали «хартию» для лидеров:
- Подавать пример в соответствии с основными ценностями компании.
- Укрепление доверия и уверенности людей, с которыми они работают.
- Постоянно ищут улучшения в своих методах и эффективности.
- Информирование людей.
- Ответственность за свои действия и привлечение других к ответственности за свои.
- Вовлечение людей, выяснение их взглядов, активное слушание того, что они говорят, и честное представление этих взглядов.
- Четкое понимание того, что ожидается, и предоставление обратной связи о прогрессе.
- Проявление терпимости к различиям людей и справедливое решение их проблем.
- Признание и признание людей за их вклад и работу.
- Взвешивание альтернатив с учетом как краткосрочных, так и долгосрочных эффектов, а затем принятие решительных решений.
Подход с перечислением лидерских качеств, часто называемый «теорией черт лидерства», предполагает, что определенные черты или характеристики ведут к эффективному лидерству. Хотя теория черт обладает интуитивной привлекательностью, могут возникнуть трудности с доказательством ее положений, и оппоненты часто оспаривают этот подход. «Самые сильные» версии теории черт считают эти «лидерские характеристики» врожденными и, соответственно, называют некоторых людей «прирожденными лидерами» из-за их психологического склада. При таком прочтении теории развитие лидерства включает в себя выявление и измерение лидерских качеств, отбор потенциальных лидеров от нелидеров, а затем обучение тех, у кого есть потенциал.
Дэвид Макклелланд рассматривал лидерские качества не столько как набор черт, сколько как набор мотивов. Он утверждал, что успешные лидеры, как правило, имеют высокую потребность во власти, низкую потребность в принадлежности и высокий уровень того, что он назвал подавлением активности (можно назвать это самоконтролем).
Теория ситуационного лидерства предлагает альтернативный подход. Он исходит из того, что разные ситуации требуют разных характеристик. Согласно этой группе теорий не существует единого оптимального психографического профиля лидера. Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшара, например, предполагает четыре стиля лидерства и четыре уровня развития последователей. Для эффективности модель утверждает, что стиль руководства должен соответствовать соответствующему уровню развития последователей. В этой модели лидерское поведение становится функцией не только характеристик лидера, но и характеристик последователей. Другие модели ситуационного лидерства вводят множество ситуационных переменных. К таким детерминантам относятся:
- характер задачи (структурированная или плановая)
- организационная политика, климат и культура
- предпочтения начальства лидера
- ожидания сверстников
- взаимные ответы последователей
Модель непредвиденных обстоятельств Врума и Йеттона использует другие ситуационные переменные, в том числе:
- суть проблемы
- требования к точности
- принятие инициативы
- временные ограничения
- ограничение стоимости
Содержание
- 1 См. также
- 2 Ссылки и библиография
- 3 Ключевые тексты
- 3.1 Книги
- 3.2 Документы
- 4 Дополнительный материал
- 4.