Становление психологии сознания
5. Психологические
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира. Т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразить их в словах, понятиях, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.
Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная
психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображения, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредотачивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует.
В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них – осмысленность представляемого или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и
не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики
предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и
отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Третья характеристика человеческого сознания – это его способность к
коммуникации, т.е. передачи другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем
интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и храниться информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включаю правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.
Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в
сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном.
Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем
становиться достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления.
Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.
Язык и речь формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значение слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в толковых общеупотребительских и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в
знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.
Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения, которое слово
приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме
ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей,
ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.
Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком
случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
5. Нейропсихология сознания
Материальным субстратом протекания психических процессов, является нервная система. Здесь следует заметить, что на формирование психических образов оказывают влияние многие факторы — организм целиком, физическая среда, социальные условия. Однако собственно психические образы являются следствием деятельности нервной системы, идеальным порождением материального субстрата, оказывающим обратное влияние на нервную систему, а посредством ее и на организм. В свою очередь, вступая во взаимодействие со средой, организм изменяет и ее.
Особую роль в построении психических образов играет головной мозг, который представляет собой скопление тел нервных клеток, соединенных между собой особыми отростками — аксонами и дендритами. Наиболее важной особенностью нервных клеток является их способность проводить нервные импульсы, в которых кодируется информация, поступающая из организма и внешней среды, а также способность сохранять следы этих воздействий.
Идея о связи психических явлений с деятельностью головного мозга высказывалась очень давно, еще в античные времена. Так, Алкмеон из Кротоны (VI в. до н. э.) в результате наблюдений и хирургических операций пришел к выводу, что мозг есть орган души. Он обнаружил, что из мозговых полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки». Он утверждал, что мозг доставляет нам ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представлений, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой прочности» (Ярошевский М.
Г., 1985).
С накоплением сведений о строении организма и функциях отдельных органов крепло убеждение в том, что именно головной мозг отвечает за психические явления. Постепенно проблема локализации в организме превратилась в проблему локализации в органе (в средние века психическую жизнь связывали с желудочками мозга), а затем вместе с процессом дифференциации психических явлений — в проблему локализации отдельных психических феноменов в отделах мозга. В конце XVIII в. австрийский врач и анатом Ф. Галль, впервые описав серое и белое вещество мозга, также впервые попытался разместить все «умственные силы» и качества человека в коре больших полушарий головного мозга. С этого времени именно кора стала рассматриваться в качестве субстрата психической деятельности.
Таким образом, мозг представляет собой сложнейшую нейрональную систему, в пространстве которой осуществляются нервные процессы, протекающие в определенном режиме и составе, порождающие психические процессы, которые в свою очередь оказывают регулирующее влияние на нервные процессы и деятельность всего организма в целом.
Было бы грубой ошибкой связывать психические процессы только с корой больших полушарий головного мозга. Психика является продуктом деятельности всей нервной системы. В формировании психических явлений участвуют и кора, и скопления нервных клеток (так называемые ядра) в толще больших полушарий, и более древние образования (тот же гипоталамус), и так называемый ствол головного мозга, располагающийся в черепе, но представляющий собой видоизмененное продолжение спинного мозга, и, наконец, сенсорные (чувствующие) органы. Каждый из этих отделов вносит свой вклад в осуществление психической деятельности.
Идея функциональной организации высших психических функций человека делает понятным, что: а) нарушение одних и тех же видов психической деятельности может встречаться при различных по локализации повреждениях мозга и б) одно и то же локальное повреждение мозга может привести к поражению целого комплекса, казалось бы, очень разнородных функций.
Нейропсихология сознания – мало разработанная область нейропсихологии, центральной задачей которой является изучение мозговой организации сознания. Мозговые основы психических явлений, от элементарных до самых сложных, включая и сознание, – общая задача всех нейронаук, в том числе и нейропсихологии. Специфика нейропсихологического подхода к анализу мозговых основ психических явлений состоит в изучении данной проблемы на патологическом материале, и прежде всего на материале локальных поражений головного мозга с помощью психологических методов.
Наиболее богатый опыт в изучении патологии сознания накоплен, как известно, в «большой психиатрии», которая дала описания различных форм нарушений сознания при разных психических заболеваниях. Однако патология сознания наблюдается и при локальных поражениях мозга, поэтому изучение нарушений сознания и анализ их мозговых механизмов также входят в компетенцию нейропсихологии.
Проблема сознания – арена постоянной острой борьбы между сторонниками материалистического, естественно-научного понимания сознания как продукта работы мозга и сторонниками разных нематериалистических концепций сознания. Эта борьба никогда не прекращалась, а в последние годы – после появления методологического плюрализма чуть ли не во всех областях науки, включая и психологию, – она ведется особенно интенсивно.
А. Р. Лурия и представители его школы придерживаются в данном вопросе последовательных естественно-научных позиций, считая наряду с представителями других нейронаук, что сознание – как и другие психические явления – результат деятельности мозга.
Согласно С. Л. Рубинштейну, впервые выдвинувшему принцип единства сознания и деятельности, сознание человека сформировалось в процессе созидания материальной и духовной культуры, так как в труде «цели человеческой деятельности отвлекаются от непосредственной связи с его потребностями и благодаря этому впервые могут быть осознаны как таковые. Деятельность человека становится сознательной деятельностью. В ходе ее и формируется, и проявляется сознание человека как отражение независимого от него объекта и отношение к нему субъекта».
Согласно Л. С. Выготскому – убежденному стороннику представлений о первичности материи по отношению к сознанию, – проблема сознания принципиально важна для «новой психологии», являясь «камнем во главе угла» ее методологии. Л. С. Выготский придавал сознанию решающее значение в психическом статусе человека и обосновал новый взгляд на системную психологическую структуру сознания и высших психических функций; он призывал к конкретному объективному изучению сознания как психического явления.
Согласно А. Н. Леонтьеву, «сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, – это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т. е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства». По мнению А. Н. Леонтьева, сознание включает осознание не только внешнего мира, но и собственного внутреннего состояния, себя как субъекта психической деятельности, т.е. самосознание. В понятие «самосознание» входит и отношение субъекта к осознаваемым объектам. Структура сознания, согласно А. Н. Леонтьеву, включает в себя три компонента: чувственную ткань образа, значение и личностный смысл.
Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и многие другие отечественные психологи указывали на тесную связь языка и сознания, отмечая, что формирование сознания в историческом плане и в онтогенезе неразрывно связано с развитием речи. Относительно связи языка и сознания в современной отечественной и зарубежной психологии существует две точки зрения. Одна из них состоит в утверждении, что осознание возможно только с помощью языка (т. е. сознание отождествляется с вербально-логическим мышлением). Так, Ф. Блум с соавторами (1988) считают, что осознанными являются только те психические процессы, которые подверглись переработке в языковой системе. Другая точка зрения признает возможность осознания не только с помощью символов (слов, знаков), но и с помощью образов. Иными словами, различаются два вида сознания: в виде «вербальной и невербальной осведомленности».
Современная отечественная нейропсихология, созданная трудами А. Р. Лурия и его учеников, рассматривает сознание как высшую форму отражения человеком внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) мира в виде символов (слов, знаков) и образов, как интегративный обобщенный «образ мира» и «образ своего Я», как продукт деятельности мозга.
6. Мозг и сознание
Новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения. Коренное изменение характера деятельности – с переходом от жизнедеятельности к трудовой деятельности, все более усложнявшийся характер этой деятельности и соответственно все углублявшийся характер познания привели к тому, что над проекционными зонами, непосредственно связанными с периферическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, служащие для более сложных синтезов. Сравнение мозга человека с мозгом обезьяны отчетливо выявляет эти сдвиги: у человека первичное зрительное поле, столь развитое у обезьян, заметно уменьшается, и вместе с тем значительно возрастают поля, с которыми связаны сложные синтезы зрительного восприятия (вторичное зрительное поле).
Природа человеческого сознания
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его,, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания
Сознание
является высшим уровнем отражения
человеком действительности, если психику
рассматривают с
С сознанием связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Третья характеристика человеческого сознания — это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек .передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы.
Точно так же, по-видимому, возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).
Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения.
В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.
Второе
направление связано с
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.
Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.
Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это — рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.
Сознание и сон – БДГ – Стадии сна
- 1 Модальности сознания
- 2 Цикл сна-бодрствования
- 2.1 БДГ и медленный сон
- 2.2 Стадии сна
- 2.3 Циклы сна
- 3 Регулирование сна и бодрствование
- 3.1 Неврологическая регуляция
- 3.1.1 Ретикулярная активирующая система (РАС)
- 3.1.2 Гипоталамус
- 3.2 Эндокринная регуляция 900 13
- 3.1 Неврологическая регуляция
- 4 Клиническая значимость – Нарколепсия
Сон – это состояние сниженной чувствительности к окружающей среде, сниженной произвольной мышечной активации и значительного подавления сенсорных модальностей. Следовательно, это состояние измененного сознания. Он считается восстановительным процессом , если только его избыток или недостаточность не влияет на качество жизни пациентов.
В этой статье мы рассмотрим концепцию сознания и сна, а затем обсудим два типа сна: сон с быстрым движением глаз ( REM) и сон с небыстрым движением глаз (NREM) . Впоследствии мы рассмотрим сложную сеть регуляции сна и обсудим последствия ее нарушения.
Модальности сознанияСознание определяет осознание человеком самого себя и своего окружения вместе с собственным разумом, включая собственные мысли и мечты человека. Сознательный опыт зависит от интеграции нескольких частей нервной системы.
С неврологической точки зрения, система сознания представляет собой ряд корковых и подкорковых сетей мозга, которые работают в синергии для поддержания внимания, бдительности, и осознания.
Сон — это физиологическое состояние сниженного сознания. Однако сознание также может быть нарушено или полностью утрачено вследствие патологии. Человек может иметь разную степень сознания и, в свою очередь, осознанности.
TeachMeSeries Ltd (2023)
Рисунок 1 – Изменения в сознании человека и, в свою очередь, в осознании.
Цикл сна-бодрствования
Цикл сна-бодрствования представляет собой циклическое изменение сознания, состоящее из фаз бодрствования и сна. На это в значительной степени влияют изменения в поведении и физической активности, а также воздействие света и темноты, и это является примером c иркадного ритма . Циркадные ритмы важны для регуляции многих физиологических процессов, включая высвобождение гормонов, т.е. кортизол.
Регуляция сна-бодрствования и ее влияние на производительность рабочей памяти: роль аденозина. Райхарт и др. Биология, 2016. Доступно по адресу: https://www.mdpi.com/2079-7737/5/1/11. Лицензия Creative Commons
Рисунок 2. Циркардиальные ритмы
Быстрый и медленный сонСон делится на два состояния, которые мы сейчас рассмотрим более подробно.
Во время БДГ-сна мозг выглядит более активным на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) по сравнению с бодрствованием. Интересно, что во время этой фазы сна практически все мышцы тела парализованы (9).0099 РЭМ атония ). Исключение составляют дыхательные мышцы и экстраокулярные мышцы.
Симпатическая активность преобладает во время этой фазы сна, что, в свою очередь, приводит к учащению дыхания и сердечного ритма. Кроме того, во время фазы БДГ человеческий мозг создает яркие образы и события, которые мы знаем как сна.
Медленный сон характеризуется медленными низкочастотными паттернами ЭЭГ. Эта фаза сна дополнительно делится на 4 стадии по возрастанию синхронизации нейронной активности и понижению частоты генерируемых волн. В отличие от БДГ-сна, обычно быстрое движение глаз незначительное или отсутствует, а мышцы напряжены.0033 не парализован .
Кроме того, преобладает парасимпатическая активность, что приводит к снижению частоты сердечных сокращений, частоты дыхания и функции почек, а также усилению пищеварения.
Стадии сна
В таблице ниже представлены различные стадии сна, а также связанные с ними паттерны ЭЭГ.
Тип сна | Характеристики ступени | Описание волновой картины |
Пробуждение | Состояние бодрствования и бдительности с осознанием. | Низковольтные высокочастотные бета-волны (>14 Гц) |
Сонный | Снижение бдительности и активности | Отчетливые альфа-волны (8–13 Гц) |
Этап 1 | Переходный сон | Тета-ритмы (4-7 Гц) |
Этап 2 | Чуть более глубокий сон | Веретена (инициированные из таламуса) и К-комплекс и смешанная ЭЭГ-активность |
Этап 3 и 4 (медленноволновой/глубокий сон) | Быстрые движения глаз классически отсутствуют со стадией 4 (стадия самого глубокого сна) продолжительностью 20-40 минут | Дельта-волны (<4 Гц) |
РЕМ | Быстрый сон с быстрыми движениями глаз. | Пилообразные волны – низкое напряжение высокой частоты |
Циклический сон
В течение ночи человек будет чередовать медленный и быстрый сон. Средняя продолжительность первого цикла NREM-REM составляет 9 секунд. 0033 70-100 минут , в то время как более поздние циклы немного более продолжительны — примерно от 90 до 120 минут.
Эпизод сна начинается с периода медленного сна, стадии 1, и проходит через стадии 2, 3 и 4. Затем человек выходит из стадии медленного сна, реверсируя этапы , чтобы войти в состояние быстрого сна, как показано на рисунке 3. Этот цикл повторяется в течение ночи.
С течением ночи доля быстрого сна в цикле увеличивается, тогда как на стадию 2 приходится большая часть медленного сна. Стадии 3 и 4 могут полностью исчезнуть в более поздних циклах.
Кернстерс [CC-3.0] через Wikimedia commons
Рисунок 3 – Цикл сна
Регуляция сна и бодрствованияЦикл сна-бодрствования представляет собой серию сложных неврологических и 900 33 эндокринных влияния .
Неврологическая РегуляцияНеврологическая регуляция сна и бодрствования распределяется между двумя основными анатомическими структурами ствола головного мозга, в которых находятся ret икулярная активирующая система (RAS) , и гипоталамус, содержащий супрахиазматическое ядро (SCN).
Ретикулярная активирующая система
(РАС)Ретикулярная активирующая система (РАС), расположенная в передней части ствола головного мозга, является центральным неврологическим центром регуляции цикла сон-бодрствование. Он играет критическую роль в регуляции корковой активности, бодрствования и внимания . РАС состоит из четырех основных компонентов, каждый из которых играет ключевую роль в бодрствовании и возбуждении.
Ядро coeruleus содержит норадренергические нейроны, которые проецируются в кору головного мозга и мозжечка. Он активируется гипокретином (орексином) из латерального гипоталамуса. Активность этого ядра может влиять на быстрый сон. Однако в первую очередь он участвует в повышении возбудимости мозга при бодрствовании и возбуждении.
Шов Ядра содержат серотонинсодержащие клетки. Он напрямую сообщается с гипоталамическим супрахиазматическим ядром. Следовательно, он играет непосредственную роль в регуляции циркадного ритма вместе с возбуждением и вниманием.
Нодункулопонтинное и латеродорсальное ядра покрышки вместе обозначаются как мостомезэнцефалотегментальный комплекс . Этот комплекс расположен в мосту и среднем мозге и содержит холинергические нейроны, которые проецируются в области, включая таламус и кору. Их активация отвечает за переход от медленных ритмов сна к более высокочастотным ритмам бодрствования.
Туберомаммилярное ядро содержит гистаминергические нейроны и также играет важную роль в бодрствовании и возбуждении, а также в памяти.
Гипоталамус
Активность РАС и, следовательно, цикл сон-бодрствование в значительной степени регулируется ядрами, присутствующими в гипоталамусе.
Супрахиазматическое ядро (SCN) расположено непосредственно над перекрестом зрительных нервов. Он получает информацию от сетчатки об интенсивности света. Этот вход сетчатки хорошо подходит для его роли в качестве основные циркадные часы в человеческом мозгу. В ответ на световые изменения он генерирует циркадные ритмы в состоянии покоя и активности.
Латеральный гипоталамус содержит нейроны, секретирующие пептидный нейротрансмиттер, называемый гипокретином (орексин) . Считается, что он иннервирует и возбуждает РАС, помогая установить бодрствование и ингибировать быстрый сон.
Вентролатеральное преоптическое ядро (ВЛПО) расположено в переднем гипоталамусе и ингибирует основные компоненты РАС, тем самым способствуя сну. Он наиболее активен во время сна, когда высвобождает тормозные нейротрансмиттеры, такие как ГАМК, для подавления бодрствования, вызванного РАС.
Эндокринная регуляцияМелатонин представляет собой гормон, вырабатываемый шишковидной железой в ответ на сигналы от SCN. Следовательно, высвобождение мелатонина основано на циркадном ритме.
Выброс мелатонина увеличивается ночью, за несколько часов до сна, и достигает пика около полуночи. Затем его уровни постепенно снижаются до утра, когда бодрствование восстанавливается. Синий свет (400 и 525 нм), излучаемый экранами, отвечает за ингибирование высвобождения мелатонина в большей степени, чем другие длины волн. Следовательно, длительное и позднее время перед экраном может затруднить засыпание людей!
Клиническая значимость – Нарколепсия
Спонтанные эпизоды сна в то время, когда сон обычно не наступает, т.е. при попытке читать книгу может быть признаком патологического состояния, известного как нарколепсия . Сопутствующим состоянием, которое может сопровождать нарколепсию, является катаплексия , когда происходит потеря мышечного тонуса.
Хотя это не совсем понятно, считается, что нарколепсия вызывается иммуноопосредованным разрушением клеток в гипоталамусе и других областях мозга, участвующих в регуляции цикла бодрствование-сон. Пораженные клетки обычно продуцируют гипокретин ( орексин ).
Однако у лиц, страдающих нарколепсией, уровни гипокретина становятся очень низкими, даже потенциально неопределяемыми. Считается, что это аутоиммунное разрушение вызвано неадекватной реакцией иммунной системы на инфекцию.
распечатать распечатать эту статью
5.4: Состояния сознания (краткое содержание)
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 38255
- Анонимный
- LibreTexts
Сознание — это наше субъективное осознание себя и своего окружения.
Сознание функционально, потому что мы используем его для логических рассуждений, планирования действий и отслеживания нашего прогресса в достижении целей, которые мы перед собой поставили.
Сознание занимает центральное место во многих теориях психологии. Теории личности Фрейда различали бессознательные и сознательные аспекты поведения, а современные психологи различают автоматическое (бессознательное) и контролируемое (сознательное) поведение, а также имплицитные (бессознательные) и эксплицитные (сознательные) когнитивные процессы.
Французский философ Рене Декарт (1596–1650) был сторонником дуализма, идеи о том, что разум, нематериальная сущность, отделен от физического тела (хотя и связан с ним). В отличие от дуалистов, психологи считают, что сознание (и, следовательно, разум) существует в мозгу, а не отдельно от него.
На поведение организмов влияют биологические ритмы, в том числе суточные циркадные ритмы, которые определяют цикл бодрствования и сна у многих животных.
Исследователи сна обнаружили, что спящие люди проходят довольно последовательные стадии сна, каждая из которых длится около 90 минут. Каждая из стадий сна имеет свой собственный отчетливый паттерн активности мозга. На быстрое движение глаз (БДГ) приходится около 25% всего времени сна, в течение которого мы видим сны. Сон с небыстрым движением глаз (не-БДГ) — это глубокий сон, характеризующийся очень медленными мозговыми волнами, который далее подразделяется на три стадии: стадии N1, N2 и N3.
Сон выполняет жизненно важную восстановительную функцию, и продолжительное отсутствие сна приводит к повышенной тревожности, снижению работоспособности и, в тяжелых и продолжительных случаях, даже к смерти. Лишение сна подавляет иммунные реакции, которые борются с инфекцией, и может привести к ожирению, гипертонии и ухудшению памяти.
Некоторые люди страдают от нарушений сна, включая бессонницу, апноэ во сне, нарколепсию, лунатизм и расстройство поведения во время быстрого сна.
Фрейд считал, что основной функцией сновидений является исполнение желаний, и различал явное и скрытое содержание сновидений. Другие теории сновидений предполагают, что мы видим сны в первую очередь для того, чтобы помочь консолидации — перемещению информации в долговременную память. Теория активации-синтеза сновидений предполагает, что сновидения — это просто интерпретация нашим мозгом случайных возбуждений нейронов в стволе мозга.
Психоактивные препараты — это химические вещества, которые изменяют наше состояние сознания, в частности наше восприятие и настроение. Использование (особенно в сочетании) психоактивных препаратов может вызвать очень негативные побочные эффекты, включая толерантность, зависимость, симптомы отмены и привыкание.
Стимуляторы, включая кофеин, никотин, кокаин и амфетамин, являются психоактивными препаратами, которые действуют путем блокирования обратного захвата дофамина, норадреналина и серотонина в синапсах центральной нервной системы (ЦНС). Некоторые амфетамины, такие как экстази, имеют очень низкий коэффициент безопасности и поэтому очень опасны.
Депрессанты, включая алкоголь, барбитураты, бензодиазепины и токсичные ингалянты, снижают активность ЦНС. Они широко используются в качестве лекарств, отпускаемых по рецепту, для облегчения боли, снижения частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в качестве противосудорожных средств. Токсичные ингалянты являются одними из самых опасных рекреационных наркотиков с индексом безопасности ниже 10, и их дальнейшее употребление может привести к необратимому повреждению головного мозга.
Опиоиды, включая опиум, морфин, героин и кодеин, представляют собой химические вещества, повышающие активность нейронов опиоидных рецепторов в головном мозге и пищеварительной системе, вызывая эйфорию, обезболивание, замедление дыхания и запоры.
Галлюциногены, включая каннабис, мескалин и ЛСД, являются психоактивными веществами, которые изменяют ощущения и восприятие и могут вызывать галлюцинации.
Даже когда мы знаем потенциальные затраты на употребление наркотиков, мы все равно можем их употреблять, потому что вознаграждение от употребления наркотиков происходит прямо сейчас, тогда как потенциальные затраты абстрактны и только в будущем. И наркотики — не единственное, чем мы наслаждаемся или чем можем злоупотреблять. Злоупотребление другими формами поведения, такими как азартные игры, секс, переедание и даже переутомление, обычно называют «зависимостью» для описания чрезмерного использования приятных стимулов.
Гипноз — это похожее на транс состояние сознания, обычно вызываемое процедурой, известной как гипнотическая индукция, которая состоит из повышенной внушаемости, глубокого расслабления и интенсивного сосредоточения. Гипноз также часто используется, чтобы попытаться изменить нежелательное поведение, например, уменьшить курение, прием пищи и злоупотребление алкоголем.
Сенсорная депривация — это преднамеренное снижение раздражителей, воздействующих на одно или несколько из пяти органов чувств, что может привести к изменению сознания. Хотя сенсорная депривация используется для релаксации или медитации и для получения приятных изменений в сознании, когда депривация затягивается, она неприятна и может использоваться как средство пытки.
Медитация относится к техникам, при которых человек сосредотачивается на чем-то конкретном, например, на объекте, слове или дыхании, с целью игнорировать внешние отвлекающие факторы. Медитация имеет множество положительных эффектов для здоровья.
Эта страница под заголовком 5.4: Состояния сознания (краткое содержание) опубликована в соответствии с лицензией CC BY-NC-SA 3.0 и была создана, изменена и/или курирована Anonymous посредством исходного контента, отредактированного в соответствии со стилем и стандартами Платформа LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- анонимно
- Лицензия
- СС BY-NC-SA
- Версия лицензии
- 3,0
- Программа OER или Publisher
- Издатель, имя которого нельзя называть
- Показать оглавление
- нет
- Теги
- источник@https://2012books.