Лидерские качества
Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка уверенным, независимым, самодостаточным и успешным. Качества, присущие лидеру, могут быть развиты в каждом человеке: умение убедительно говорить, широкие познания, внутренняя красота, харизматичность — это скорее, приобретаемые свойства личности, нежели врожденные.
Задатки лидера определяются еще в раннем дошкольном возрасте. Развитие лидерских качеств у детей начинается с 1,5–2 лет. Фундамент характера закладывается в семье – на основе родительского примера.
Прививать желание «быть первым» малышу необходимо не в целях воспитания выскочки с завышенной самооценкой, а для укрепления таких качеств, как справедливость, ответственность, преодоление жизненных трудностей, формирование цели и достижение ее, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Ребенка лидера можно определить по следующим признакам:
- Ребенок не стремится добиться собственных целей криками и требованиями, попытками указать на место сверстникам. Ребята — лидеры другими способами с легкостью привлекают внимание окружающих, быстро находят с ними общий язык. Например, они придумывают интересные игры и с готовностью принимают в них других.
- Дети с лидерскими качествами не стремятся вступать в конфликты, всегда готовы ответить за собственные действия. Они предпочитают не демонстрировать таланты, но все равно притягивают взгляды и заставляют обращать на них внимание.
- В большинстве случаев с самого раннего возраста становится видно лидера. Такие дети умеют грамотно планировать собственный день и будущее, просчитывают сразу несколько ходов и развитие событий.
- Малыши не будут ждать, когда родители предоставят им что-то, они самостоятельно придумывают игры и знают, как следует справляться с определенными делами.
- Лидеры всегда проявляют собственную любознательность, стремятся узнать нечто новое и обожают наблюдать за окружающими детьми, анализировать их поведение в разных ситуациях.
Лидерские качества не всегда появляются в детстве, поэтому не стоит паниковать. Мама и папа должны самостоятельно прививать их, развивать в малыше полезные навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.
Можно ли воспитать лидера и как это сделать?
Для начала родителям нужно понять, что значит быть лидером? Кто этот человек, который может воодушевить группу людей и собрать вокруг себя коллектив.
Важно понимать, что все не могут быть «капитанами» команды и не нужно стремиться навязывать ребёнку именно руководящую функцию. Важно воспитывать качества присущие лидерам, без навязывания стереотипов и реализации себя в ребёнке.
Прежде чем взяться за этот труд, попробуйте ответить самим себе на вопросы:
- Почему я хочу это сделать?
- А хочет ли мой ребенок становиться лидером?
- Какие качества я хочу в нем развивать, и как я это буду делать?
Конечно, стоит направлять ребёнка в положительные стороны лидерства, ведь очень легко скатиться к обычному самолюбованию, эгоизму и неоправданному самомнению.
Отсюда вытекает ещё одна характерная лидерская черта – не бояться ошибок. Промах не способен сломить, лидер умеет принимать поражение и взять из отрицательного события положительный опыт.
Спортивные соревнования являются лучшим тренажером для развития лидерской уверенности в себе.
Если вы по-прежнему полны энтузиазма вырастить Лидера, попробуйте воспользоваться следующими советами:
- Поощряйте стремление к исследованию, поиску нового.
- Позволяйте рисковать (в пределах разумного). Подчеркивайте важность стремления преодолевать преграды.
- Подбадривайте ребенка. «Я знаю, ты можешь это сделать!», «Ты это сделал».
- Не старайтесь уберечь от ошибок и их последствий. Воспитывайте в ребенке решительность.
- Настраивайте на успех.
- Поддерживайте в ребенке высокий уровень притязаний. Поощряйте мечты и различные проекты, какими бы далекими от жизни они ни казались. При этом важно, чтобы ребенок думал и о том, как эту мечту осуществить.
- Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться на помощь и делать что-то за него. Вместо этого спросите: «А что ты можешь сделать?»
- Давайте ребенку возможность совершенствовать навыки лидера на практике.
- Помогите ребенку определить сферу его интересов.
- Поощряйте ребенка к выступлению перед большим количеством людей.
Школа – это место, где лидерские качества у детей начинают проявляться наиболее активно. В это время человек начинает понимать, как выработать лидерские качества. Ошибочно думать, что если ваш ребенок выбился в лидеры среди одноклассников, то он пронесет эту роль на протяжении всей жизни.
Ваш школьник может стать лидером, если у него есть организационные способности, он не боится выражать своё мнение и идти даже против учителей. В этом случае к нему будут прислушиваться. Такой ребенок без особых усилий может повлиять на всех детей в классе.
Школьника-лидера должны поддерживать не только одноклассники, но и учителя с родителями. В этом случае его авторитет ещё больше вырастет и у него возникнет желание развиваться дальше.
Существует два типа лидерства:
- Первый тип – это прямое управление людьми. Люди, относящиеся к этому типу обычно яркие, харизматичные личности, которые прекрасно чувствуют себя на трибуне и ведут людей за собой. Примерами таких людей являются собственники или создатели бизнеса, а также президенты, депутаты и те, кто постоянно выступают на сцене.
- Второй тип – это скрытый тип управления. Людей относящихся к такому типу называют «серый кардинал». Серый кардинал – это тот, кто имеет влияние на людей, но управляет ими незаметно со стороны. Серый кардинал является более безопасным, эффективным и результативным методом влияния на других людей. Но когда ребенок научится манипулировать другими людьми, то возникает вопрос о его ценностях. Подростки так устроены, что почувствовав собственную силу, могут начать делать что-либо во вред. В таком случае ребенку необходимо объяснять долгосрочную ответственность.
Даже ребенок-интроверт может стать самым влиятельным лидером детского коллектива. Ему для этого нужны будут знания психологии, хорошо развитый эмоциональный интеллект и навыки эмпатии. Но в этом случае, есть риск развития манипулирования и нарциссизма.
Навыки эмпатии необходимы для того, чтобы понимать, что именно движет людьми и знать, как их мотивировать для достижения собственных целей.
Чтобы ребенок-подросток научился таким способом управлять людьми, родители должны постоянно объяснять, как это делается и почему в той или иной ситуации следует поступить именно так, а не иначе. Это можно сделать, постоянно рассказывая ребенку о каких-либо переговорах, желательно о тех, на которых ребенок присутствовал лично. К таким переговорам могут относиться любые разговоры с посторонними людьми, например, разговор с сотрудниками ГАИ или с продавцом овощей на рынке. Необходимо постоянно объяснять своему ребенку, почему диалог велся именно так и какие цели при этом преследовались.
Также очень важно научить подростка работать на достижение результата. Это не ограничивается влиянием на сверстников, а касается всех сфер жизни ребенка. Ребенок должен осознавать, что у любых его действий есть последствия.
Для того чтобы направить ребенка к позитивным достижениям, необходимо объяснять ему о долгосрочных перспективах, а также рассказывать об этике и жизненных ценностях.
Кроме этого необходимо помочь ребенку сформировать эмоциональную устойчивость. Очень хорошо для этого подходят занятия каким- либо видом спорта, так как он учит дисциплине и формирует жизненный стержень.
Также обсуждайте переживания вашего ребенка. Сначала необходимо его выслушать, затем поддержать и дать конструктивный совет, который поможет преобразовать переживания в достижение нужного результата: как лучше поступить в той или иной ситуации.
Для того чтобы ребенок имел адекватную самооценку и не зазнавался, необходимо менять его круг общения и постепенно вводить его во взрослые разговоры, где он себя уже не будет чувствовать лидером, но будет видеть путь личностного развития.
Как показать лидерские способности на собеседовании?
Сейчас проведение поведенческого собеседования очень распространено среди компаний во всех отраслях, особенно в компаниях из списка Fortune 500. На таком собеседовании задают вопросы, чтобы кандидат смог продемонстрировать компетенции, соответствующие для этой позиции, которые ему помогли в прошлом. Например, «Расскажите мне о времени…» — типичный вопрос, который вы услышите на поведенческом собеседовании. Лидерские способности — одни из самых главных компетенций, которыми должен обладать кандидат.
Многие считают, что лидерские способности необходимо иметь тем, кто претендует только на руководящие должности. И они сильно заблуждаются. Большинство компаний ищут людей с лидерскими качествами даже на низкие позиции. Я рекомендую, чтобы каждый соискатель подготовил по крайней мере один пример использования им лидерских способностей и уверенно чувствовал себя на интервью, говоря о ситуациях, когда ему приходилось демонстрировать свои лидерские компетенции.
Что имеется в виду под «лидерством»?
Дело в том, что для разных людей термин «лидерство» имеет разное значение. Что такое «лидерские навыки»? В словаре вы найдете, что «лидерство» — это вести за собой людей или организацию. Однако настоящее лидерство не заключается только в управлении людьми или проектами. Существует бесчисленное количество книг и статей о лидерстве и огромное количество дефиниций. Лидер – определяется сочетанием ориентации на человека и устремленности к результату. Вот несколько компетенций, которые обычно, относят к «лидерским навыкам»: уметь правильно оценить ситуацию, принимать трудные решения, мотивировать и развивать других, обеспечивать эффективность команды, определять потребности своих людей и заботиться об их удовлетворении, активно участвовать в работе команды.
Компетенционные вопросы про лидерство
Когда дело доходит до собеседования, большинство HR-менеджеров ищут кандидатов, обладающих лидерскими навыками, которые требуются для того, чтобы управлять командой, отделом или организацией.
Вот наиболее популярные компетенционные вопросы про лидерские способности:- Расскажите мне о времени, когда вы демонстрировали свои лидерские способности.
- Расскажите мне о времени, когда вы взяли на себя ведущую роль в сложном проекте.
- Когда вы эффективно делегировали обязанности?
- Опишите время, когда вы подавали личный пример другим.
- Кого вы коучили или были ментором (наставником), чтобы добиться успеха?
- Когда и кому вы в последний раз давали обратную связь?
- Как вы помогаете вашей команде добиваться успеха?
Есть много и других вариантов вопросов на тему лидерства. Прежде чем двигаться дальше, напомню вам, что такое поведенческое собеседование. На поведенческом собеседовании просят кандидата привести примеры использования им того или иного навыка в прошлом (вопросы обычно начинаются с «Расскажите мне о времени….» или «Опишите мне время, когда….»). Работодатели считают, что то, как вы работали в прошлом является лучшим способом предсказать, как вы будете работать в будущем.
Почему интервьюеры спрашивают про лидерские навыки?
Цель интервьюера — выяснить обладает ли кандидат лидерскими навыками. Для большинства позиций высшего звена, как и для любой должности, которая предусматривает наличие подчиненных, очень важно продемонстрировать свою готовность взять на себя ведущую роль. Лучший способ — это сделать — это рассказать о своем прошлом опыте, когда вы достигли результата исключительно за счет своих лидерских качеств.
Что касается других позиций (должности начального уровня, без подчиненных), то компании спрашивают про лидерство, потому что они хотят нанять человека с лидерскими качествами — того, кто будет расти и развиваться вместе с компанией.
Большинство компаний хочет взять на работу лучших из лучших. Интервьюер должен знать, есть ли у вас лидерские компетенции, которые помогут развитию организации. На многих собеседованиях вы будете конкурировать с квалифицированными кандидатами. Однако, чтобы получить работу в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, вы должны быть больше, чем квалифицированный. Вы должны показать себя лидером.
Как отвечать на компетенционные вопросы про лидерство?
Такой тип вопроса может показаться сложным, ведь большинство кандидатов не владеют навыками продажи себя работодателям. Для этого от вас потребуется немного подготовки. Если вы не сможете рассказать о своих лидерских способностях, то есть риск получить отказ. Поэтому, очень важно заранее подготовить истории о своих лидерских компетенциях для собеседования, используя технику STAR.
Задача не в том, чтобы выучить свои истории слово в слово. Техника STAR позволит вам структурировать свой ответ, используя маркированный список для подчеркивания каждого ключевого аспекта вашей истории.
Разберем на примере ответа на вопрос — «Расскажите мне о времени, когда вам пришлось вести и мотивировать людей».
Вот краткий обзор по применению техники STAR для демонстрации своих лидерских способностей.
S/T (Situation — ситуация/Task — задача)
— Кратко опишите задачу или ситуацию. Предоставьте интервьюерам лишь необходимую информацию для понимания контекста.
Пример использования маркированного списка для описания ситуации/задачи:
- Когда я работал в компании «Х», у нас проводились массовые сокращения.
В отделе осталась команда из пяти человек, на которую переложили обязанности двух ушедших команд. - В результате сотрудники были перегружены работой, что привело к недовольству и снижению эффективности работы.
- В то же время, из-за того, что необходимо было выполнять несколько задач одновременно в ограниченные промежутки времени, сотрудники допускали много ошибок.
- Моя главная цель, как менеджера заключалась в том, чтобы вернуть производительность на прежний уровень.
Плюсы такого ответа: С помощью маркированного списка кандидат быстро обрисовал ситуацию, с которой он столкнулся. Он должен был мотивировать команду из пяти человек, которая находилась в стрессовых условиях, негативе и была завалена работой. Эта ситуация, естественно, требует наличие сильных лидерских качеств.
Совет: Не поддавайтесь соблазну увязнуть в деталях. Вам не надо рассказывать интервьюеру про причины сокращений, как отреагировали на это члены команды или какие именно ошибки были сделаны.
A (Action — действие)
— Сообщите об основных действиях, которые вы предприняли. Рассказывая историю про использование лидерских навыков, убедитесь, что вы точно передаете шаги, которые вы сделали, как лидер. Какие действия были предприняты и почему? Как ваши действия демонстрируют лидерство?
Пример использования маркированного списка для описания действий:
- Я запланировал встречу со всей командой, чтобы выработать общую стратегию.
- Я поблагодарил всех за их напряженную работу в трудные для компании времена.
- Я попросил их о помощи в определении дальнейших действий для всех нас, чтобы работать более эффективно — включая меня самого.
- Я дал понять, что на этой встрече мы проведем мозговой штурм, чтобы придумать варианты — приветствуются любые предложения и ни одна из идей не будет подвергнута критике. Мы потратили час на то, чтобы записать все идеи на доске, а затем проголосовали за пять самых удачных из них.
- Затем я поручил каждому сотруднику узнать, как можно больше информации о том, как мы можем реализовать эти идеи на практике.
Плюсы такого ответа: Кандидат расписал по шагам свою лидерскую стратегию. Он дал возможность каждому члену команды придумать решение их проблем, он был открыт для конструктивной обратной связи, и он дал почувствовать сотрудникам, что их ценят и слышат.
Совет: Помните, что управление командой не делает из вас настоящего лидера. Важно выбрать ту историю, которая бы демонстрировала истинное лидерство — мотивировать людей, или проявлять инициативу в сложных условиях.
R (Results — результаты)
— История, рассказанная по технике STAR, включает в себя happy end. Подведите итог, описав положительные результаты ваших действий. Результаты в количественном выражении особенно впечатлят интервьюера (увеличил продажи на 32%), но и истории без упоминания цифр тоже будут иметь успех (мой клиент был очень рад и рекомендовал меня своим партнерам, начальству понравился мой креативный подход и меня повысили).
Пример использования маркированного списка для описания результатов:
- Во-первых, команда очень положительно отнеслась к такому подходу. Им понравилось, что к ним обратились за помощью в решении проблемы. Как только узнали, что их голос будет услышан, они, вместо того, чтобы жаловаться, направили всю свою энергию в нужное русло.
- Сразу же мы придумали две идеи, которые могут быть быстро реализованы и сэкономить нам много времени.
Первая идея состояла в том, чтобы ликвидировать еженедельный отчет. Это освободило до 8 часов в неделю — включая 2 часа моего времени и 3 часа моему главному бухгалтеру. - Вторая идея заключалась в том, чтобы обучить нашего ассистента для того, чтобы переложить на нее часть обязанностей наших менеджеров.
- Также мы решили каждый месяц устраивать мозговой штурм для выработки новых идей.
- Теперь мы стали работать намного эффективнее, а наш боевой дух повысился.
- Мой руководитель даже попросил меня помочь ему использовать этот подход и на другие отделы в нашем подразделении.
Плюсы такого ответа: Это история со счастливым концом. Кандидат перечислил несколько положительных результатов:
- повысил моральный дух команды
- увеличил эффективность работы и сэкономил более 8 часов в неделю
- впечатлил руководителя настолько, что он захотел, чтобы его подходу последовали другие отделы.
Совет: Хорошо, когда можно привести конкретные цифры (освободил более 8 часов в неделю), но и без упоминания цифр результаты в этом примере также впечатляют. Тот факт, что руководитель взял идею для других отделов, показывает, что это был настоящий успех.
Советы, как отвечать на компетенционные вопросы про лидерство:
Приведите яркий пример: Выберите историю, которая действительно показывает ваши лидерские навыки. Не используйте готовые шаблоны-клише, например: «Я был лидером проектной группы и нам удалось добиться результата в короткие сроки».
Адаптируйте свою историю под требования вакансии. Внимательно просмотрите описание вакансии и определите тип лидерских навыков, который требуется для этой позиции. Зачастую в вакансии перечислены желаемые лидерские способности. Например, для одной должности необходимо уметь управлять большой командой, а для другой — уметь проявлять инициативу.
Старайтесь приводить факты, а не говорить в общих чертах что-то вроде: «Я считаю себя прирожденным лидером и на протяжении многих лет я искал возможности для демонстрации своих лидерских способностей». Такой ответ имеет общий характер и не демонстрирует ваши лидерские навыки.
Рассказывайте, что конкретно вы сделали. Самые лучшие истории — это те, в которых присутствует достаточно деталей, чтобы они звучали правдоподобно и надолго запомнились. Расскажите, как вы повели себя в конкретной ситуации и какого результата смогли добиться.
Краткость. В то же время, вы должны приложить усилия для того, что история была краткой. Может возникнуть соблазн уйти в сторону, особенно если вы заранее не подготовили примеры. Использование техники STAR поможет вам не потерять фокус.
Помните: Не пытайтесь заучивать свои истории слово в слово. Главное — создайте структуру, включающую наиболее важные аспекты вашего опыта.
Тренируйтесь. Как только вы составили историю, используя технику STAR, пришло время тренироваться. Пожалуйста, не пропускайте этот шаг. Я знаю, что тренировать ответы на вопросы для собеседования не самое увлекательное занятие. Тем не менее, подготовка имеет большое значение. Научные исследования постоянно показывают, что кандидаты, которые тренируются, обходят неподготовленных кандидатов и получают лучшие предложения о работе. Я также это замечаю по работе со своими клиентами. Тренировка увеличивает ваши шансы на получение работы. Если у вас возникают сложности в составлении ответов на вопросы, и вы не уверены в том, что все делаете верно, пройдите курс «Мастер интервью».
Наслаждайтесь просмотром роликов:
Пример плохого лидера:
youtube.com/embed/lGSnylya03M?version=3&rel=1&showsearch=0&showinfo=1&iv_load_policy=1&fs=1&hl=ru-RU&autohide=2&wmode=transparent» allowfullscreen=»true» sandbox=»allow-scripts allow-same-origin allow-popups allow-presentation»>Пример хорошего лидера:
Следующие две вкладки изменить содержание ниже.
- Об авторе
- Последние записи
Карьерный коуч по поиску работы, эксперт по резюме, тренер по собеседованию, основатель и автор публикаций на bosshunt.ru.
10 самых важных лидерских навыков на рабочем месте в 21 веке (и как их развивать) выглядит как. Потому что в наших быстро меняющихся рабочих местах лидерство будет применяться к большему количеству людей, чем когда-либо прежде.
Возможно, вы курируете проект, который требует от вас координации действий нескольких членов команды. Или вы можете быть гиг-работником, сотрудничающим с другими гиг-работниками. Или вы можете занимать традиционную руководящую роль. Какой бы ни была ваша должность, эта драгоценная способность выявлять лучшее в людях будет жизненно важной частью успеха.10 самых важных лидерских навыков на рабочем месте в 21 веке (и как их развивать)
Adobe StockКонечно, чтобы быть хорошим лидером, нам действительно нужно совершенствовать сразу несколько навыков. Вот десять навыков, которые, по моему мнению, необходимы лидерам, а также несколько советов о том, как их развить.
1. Мотивация других
Способность мотивировать других является частью вдохновения людей на то, чтобы они становились лучше. Итак, как вы можете лучше мотивировать других?
· Убедитесь, что люди знают, как их роль способствует видению компании. Что их работа имеет значение, в основном.
· Четко определите, что вам нужно от людей, почему и когда. Но, что важно, дайте людям автономию для выполнения этих задач по-своему.
· Покажите свою признательность и отпразднуйте успех.
2. Развитие потенциала
БОЛЬШЕ ОТ FORBES ADVISOR
Великие лидеры ищут потенциал, а не результат. Вот три способа развить потенциал:
· Не попадайтесь в ловушку, заставляя людей думать и действовать, как вы. Поощряйте их думать и действовать как они.
· Пусть люди знают, что иногда ошибаться – это нормально. Все это является частью вдохновения людей идти на риск, выходить за пределы своей зоны комфорта и тестировать новые идеи.
· Не позволяйте людям самоуспокаиваться. Поощряйте их развивать свои навыки и думать о следующем этапе своей карьеры, каким бы он ни был.
3. Внушение доверия
Что делает лидера заслуживающим доверия? Следующие модели поведения являются хорошим началом:
· Этичное поведение. Это означает быть честным и прозрачным, выполнять обещания и в целом следить за тем, чтобы вы не говорили одно, а делали другое.
· Четкое разъяснение своих ценностей и, конечно же, соблюдение этих ценностей.
· Отстаивать то, во что вы верите.
4. Принятие и отказ от ответственности
Хорошие лидеры берут на себя ответственность, но они также знают, когда снять ответственность и делегировать ее другим. При этом постарайтесь:
· Использовать сильные стороны окружающих и соответственно распределять ответственность.
· Убедитесь, что у людей есть знания, ресурсы и инструменты, необходимые им для достижения успеха.
· Решите, как вы будете отслеживать прогресс без микроуправления. Например, вы можете договориться о том, как человек будет отчитываться перед вами и как часто, а также о том, как ему лучше всего задавать любые вопросы.
5. Стратегическое мышление
Стратегическое мышление требует от руководителей более широкого взгляда, чтобы они могли решать бизнес-задачи и составлять долгосрочные планы на будущее. Чтобы улучшить свои навыки стратегического мышления:
· Помните разницу между срочно и важно . Срочные задачи по тушению пожаров могут отнимать у вас много времени и энергии, оставляя очень мало пропускной способности для тех вещей, которые важны с точки зрения общей картины, но не являются срочными. Постоянно напоминайте себе о своих приоритетах и соответствующим образом распоряжайтесь своим временем.
· Используйте критическое мышление для сбора данных и поиска решений самых насущных стратегических вопросов. Например, «Откуда будет происходить наш рост через три или пять лет?»
· Не полагайтесь на предположения или интуицию, отвечая на такие вопросы.
6. Постановка целей и ожиданий для всех
Постановка целей — отличный способ повысить производительность. Но не рассматривали ли вы более динамичный способ постановки целей?
· Вместо традиционного подхода «сверху вниз» (когда руководство устанавливает стратегические цели, а затем менеджеры устанавливают цели для команд и отдельных лиц) вы можете рассмотреть подход Цели и ключевые результаты (OKR).
· С помощью OKR руководство устанавливает некоторые стратегические OKR для бизнеса, затем каждая команда и отдельный человек разрабатывает свои собственные OKR, которые способствуют достижению стратегических OKR компании.
· OKR должны быть простыми и гибкими. Забудьте о ежегодной постановке целей; OKR обычно устанавливаются ежемесячно или ежеквартально.
Если вы хотите узнать больше об OKR, ознакомьтесь с моими статьями по теме.
7. Предоставление (и получение) обратной связи
Хорошие руководители умеют давать и получать обратную связь, как положительную, так и отрицательную (или, как я предпочитаю называть это, конструктивную). Когда дело доходит до предоставления людям конструктивной обратной связи:
· Не откладывай. Вы не хотите ошеломить кого-то длинным списком всего, что он делает неправильно. Вместо этого создайте процесс для регулярных наверстываний, где вы можете обсуждать прогресс и оставлять отзывы.
· Не разбавляйте конструктивную обратную связь похвалой. Хотя важно регулярно хвалить людей, я бы не стал делать это одновременно с конструктивной обратной связью. Когда вы чередуете отрицательные комментарии с положительными с обеих сторон, есть риск, что человек услышит только хорошее.
· Говорите конкретно, а не эмоционально. Просто относитесь к этому как к прямому разговору, используя конкретные конкретные примеры вместо мнений или эмоций.
8. Формирование команды
Хороший лидер немного похож на футбольного менеджера в том, что он должен выбирать сильных игроков, которые выполняют разные роли, а затем формировать из них сплоченную единицу. В рамках этого:
· Помните, что каждый человек привнесет свои уникальные навыки и опыт, будет мотивирован разными вещами, будет иметь разный стиль работы и так далее. Примите это вместо того, чтобы пытаться заставить всех вести себя одинаково.
· Моделируйте поведение, которое вы хотите видеть: общаться как люди, проявлять интерес, слушать друг друга, относиться к людям с уважением и достоинством и поддерживать друг друга.
· Оставляйте отзывы и поощряйте хорошо выполненную работу.
9. Позитивность
Если вы появитесь с негативным отношением типа «это не сработает, это отстой, зачем нам беспокоиться», это скоро распространится по всей вашей команде. Вот как вести с позиции позитива:
· Тщательно продумайте язык, который вы используете в устной и письменной форме. Используйте слова с положительной коннотацией – превращение «проблемы» в «возможность» является ярким примером.
· Отмечайте успехи, большие и маленькие. Частое подчеркивание маленьких побед может быть столь же эффективным, как и периодическое празднование больших побед.
· Не поддавайтесь желанию пожаловаться перед вашей командой. Как Том Хэнкс говорит своей группе солдат в серии «Спасти рядового Райана» : «Грипы поднимаются вверх, а не вниз. Всегда вверх».
10. Подлинность
Для меня быть настоящим лидером — ключевой элемент построения доверия. Таким образом, помимо этичности (см. выше), вы должны:
· Практиковать самосознание. Хороший лидер осознает свои слабости так же, как и свои сильные стороны.
· Открыто говорите об этих слабостях, а не пытаетесь их скрыть.
· Полностью погрузитесь в работу, вместо того, чтобы иметь одну личность для работы и одну вне работы.
Чтобы быть в курсе будущих тенденций и будущих навыков, обязательно подпишитесь на мою рассылку и ознакомьтесь с моей новой книгой, Навыки будущего: 20 навыков и компетенций, которые необходимы каждому для достижения успеха в цифровом мире .
Подписывайтесь на меня в Twitter или LinkedIn. Посетите мой веб-сайт или другие мои работы здесь.
23 Ключевые лидерские навыки и компетенции для работы в 2023 году
Вы нашли наш список эффективных лидерских навыков и компетенций .
Лидерские навыки — это способности, которые помогают профессионалам руководить командами, проектами и организациями. Например, принятие решений, эмпатия и делегирование. Цель этих качеств — выявить способных лидеров и поставить нужных профессионалов на руководящие должности.
Эти навыки аналогичны лидерским качествам. Многие из этих черт пересекаются с исполнительными навыками, навыками управления персоналом и навыками управления командой. Профессионалы могут улучшить эти навыки, читая книги о лидерстве, книги о лидерстве, написанные женщинами, и занимаясь лидерской деятельностью.
Эта статья включает в себя:
- лидерские коммуникативные навыки
- мягкие навыки лидерства
- качества хороших лидеров
- черты хороших лидеров
Список лидерских навыков
Вот список лидерских качеств, которые помогают профессионалам управлять командами и преуспевать в работе.
1. Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — один из самых важных навыков лидерства. Лидеры имеют дело с различными деликатными и стрессовыми ситуациями, и им требуется здравый смысл, чтобы действовать надлежащим образом в таких обстоятельствах. Понимание того, что сотрудники могут думать или чувствовать в определенных ситуациях, помогает менеджерам принимать решения, которые поддерживают персонал. Эти лидеры с меньшей вероятностью оттолкнут сотрудников и, скорее всего, будут более тесно связаны с членами команды.
Лидеры, которые могут читать эмоции и предсказывать возможные реакции, могут поддерживать высокий моральный дух сотрудников и избегать многих конфликтов на рабочем месте. Кроме того, эти боссы могут реагировать в режиме реального времени и менять тактику во время разговора, например, если они замечают, что члены команды отказываются от разговора или демонстрируют сдержанный язык тела. Эти навыки помогают руководителям снижать напряженность и выявлять проблемы в отделе. Кроме того, эмоциональный интеллект просто помогает лидерам лучше ладить с персоналом и повышать уровень доверия.
2. Построение отношений
Построение отношений — одно из важнейших качеств хорошего лидера. Чтобы занять руководящую должность, профессионал должен показать способность ладить с другими. Лидеры взаимодействуют и работают с самыми разными людьми, от команды, которой они руководят, до высшего руководства, коллег-менеджеров и сотрудничающих отделов, клиентов и поставщиков. Чтобы эффективно выполнять свою работу, лидеры должны знать, как установить связь и общаться с этими различными группами и отдельными лицами. Отношения между супервизором и супервизируемыми особенно важны, так как лидеры могут развивать свои отчеты только благодаря положительному взаимопониманию и повторным контактам.
Помимо установления контактов один на один, лидеры также должны знать, как развивать отношения между членами команды. Лидеры объединяют членов команды вокруг общего видения и общих целей и поддерживают эти связи, способствуя общению и уважению в группе. Чтобы достичь гармонии и сотрудничества, лидеры должны знать, как строить и поддерживать групповые связи.
Вот список мероприятий и идей по построению отношений для лидеров командообразования.
У нас также есть руководство по совместному лидерству.
3. Решение проблем
Решение проблем — один из важнейших навыков лидера. Лидеры тратят значительное количество времени на тушение пожаров и решение проблем клиентов, компании и команды. Лидеры — это те, к кому коллеги обращаются за советом и помощью, и часто за ними остается последнее слово при принятии решения.
Эти люди должны уметь мыслить нестандартно, придумывать новые решения, предсказывать последствия и проверять теории с минимальным риском. Это качество отделяет лидеров от остальной рабочей силы. Даже не имея официальной должности, лидеры приходят на помощь коллегам, проводят мозговые штурмы и пытаются придумать решения проблем и лучшие способы работы.
Эти люди также должны знать, как решать проблемы в групповых условиях, поскольку современная работа вращается вокруг совместной работы. Больше входных данных означает большее разнообразие идей, и лидер должен знать, как выбрать лучшие идеи из множества. Лидеры также должны научиться направлять товарищей по команде в процессе решения проблем, а не автоматически устранять каждую возникающую проблему. Такой подход помогает командам быть более квалифицированными и самодостаточными.
Посмотрите этот список книг по решению задач и этот список игр по решению задач.
4. Принятие решений
Лидеры принимают множество решений. Часто за этими людьми остается последнее слово в трудных ситуациях, и во многих случаях им приходится выбирать путь с неполной или неполной информацией. Эти решения, как правило, связаны с большими бюджетами или влияют на операции или сотрудников.
Великие лидеры обладают уверенностью и компетентностью, чтобы быстро принимать правильные решения. Эти менеджеры знают, когда ждать дополнительной информации, как получить больше информации и как оценить выбор и выбрать лучший вариант.
Лица, ответственные за принятие решений, способны предсказывать последствия и осложнения и могут подготовиться к наилучшему и худшему сценарию. Эти лидеры также могут объяснить и защитить свои решения вышестоящим руководителям, своим командам и другим отделам, а также знают, как вовлечь других в план.
Вот список книг по принятию решений.
5. Убеждение
Убеждение — это разница между менеджерами и лидерами. Менеджеры заставляют членов команды выполнять приказы, а лидеры заставляют членов команды верить и соглашаться с видением. Лидерам важно уметь донести важность миссии. Убеждение необходимо для того, чтобы коллеги присоединились к делу. Великие лидеры могут выразить важность миссии и заставить членов команды поверить в лидерство и в самих себя. Убеждение вызывает страсть. Самые опытные лидеры не только убеждают членов команды сотрудничать, но и вдохновляют их на сотрудничество. Когда эти люди завоевывают доверие коллег, коллеги меньше сомневаются в их решениях и следуют инстинкту. Эти люди могут завоевать доверие, показав коллегам, что план отвечает их интересам.
Убеждение — особенно полезный навык для многообещающих лидеров. Поскольку эти профессионалы не имеют опыта и успехов, чтобы доказать свое мастерство, они должны убедить своих боссов и подчиненных поверить в них и рискнуть.
Лидеры должны заручиться поддержкой заинтересованных сторон и должны знать, как убедить разные стороны и как изменить подход, чтобы он соответствовал ситуации и человеку.
6. Коучинг
Способность и готовность возвышать других — одно из самых выдающихся качеств хороших лидеров. Менее опытные менеджеры часто совершают ошибку, бросаясь решать проблемы подчиненных вместо того, чтобы обучать их, или сосредотачиваясь только на своей собственной работе и показателях вместо того, чтобы расширять возможности других. Великие лидеры знают, что они обязаны помочь окружающим стать лучшей версией себя. Эти люди умеют тренировать и помогать коллегам раскрывать свой истинный потенциал. Такие лидеры знают, как направлять членов команды к решению, не давая прямого ответа, зажигать мысли, поощрять и мотивировать команду. Эти привычки появляются еще до того, как эти люди становятся менеджерами, поскольку они регулярно поощряют и помогают своим коллегам.
Вот список книг по коучингу.
7. Компромисс
Большинство людей думают о лидерах как о главах командной цепочки. На самом деле лидеры меньше находятся на вершине и больше в середине. Ни у одного лидера нет полной власти или контроля. Даже президенты и генеральные директора должны подчиняться внешним силам, таким как инвесторы и члены правления, рыночные и глобальные условия, отрасль в целом и общественность.
Лидеры постоянно оказываются в ситуациях, когда они должны быть посредниками в сделках между сторонами и находить решения, отвечающие наилучшим интересам. Компромисс — важный управленческий навык, которым нужно овладеть. Лидеры должны знать, как делегировать полномочия между конкурирующими интересами и разрешать конфликты таким образом, чтобы удовлетворить все вовлеченные стороны. Эти лидеры учатся представлять аргументы, модерировать дискуссии, проводить мозговые штурмы и добиваться согласия сторон. Нахождение идеального исправления — редкое явление, и опытные компрометаторы знают, как найти золотую середину. Эти люди знают, когда нужно вести переговоры, а когда соглашаться, и как найти решение, которое удовлетворит все заинтересованные стороны.
8. Делегация
Лидеры, которые все делают сами, на самом деле не лидеры. Лидеры по определению руководят, что означает постановку задач и руководство командами. Делегирование — одна из важнейших компетенций лидера. Великие лидеры знают, как разделить, сбалансировать и повторно сбалансировать рабочие нагрузки, чтобы ни один член команды не был перегружен, а задачи выполнялись вовремя. Эти люди знают, в какое время нужно передать задачи и кому поручить эту работу.
Распределение рабочей нагрузки является важной частью лидерства, а также наблюдения за командой, чтобы убедиться, что ни один член не перегружен или не склонен к выгоранию. Умелые лидеры знают, как разделить работу и представить задания таким образом, чтобы они были приняты. Эти люди также знают, как отказаться от контроля, доверять членам команды и позволять своим людям выполнять свою работу вместо того, чтобы пытаться справиться со всем проектом в одиночку и создавать узкие места.
9. Тайм-менеджмент
Время лидера очень востребовано, и его списки дел часто кажутся бесконечными. Хорошее чувство тайм-менеджмента имеет решающее значение для профессионалов, отвечающих за важные проекты, задачи или команды. Эти люди знают, как структурировать рабочий день, оценивать проекты, планировать встречи, соблюдать сроки и следить за тем, чтобы их график не раздувался. Профессионалы могут ограничивать время, затрачиваемое на задачи, и имеют чувство срочности, которое помогает им расставлять приоритеты.
Великие лидеры также чувствуют, как команда проводит время. Эти менеджеры следят за тем, чтобы члены команды продуктивно проводили свое время, и вносят изменения или предложения по улучшению процессов и повышению эффективности систем.
Вот список лучших советов по тайм-менеджменту, список книг по тайм-менеджменту и обзор инструментов для отслеживания времени, которые помогут организовать часы.
10. Организация
Теоретически руководители могут передать все организационные задачи помощникам и непосредственным подчиненным. На самом деле, никто не хочет работать под руководством таких лидеров. Работа на неряшливого менеджера редко доставляет удовольствие. Разрозненные боссы добавляют ненужного стресса в рабочий день и мешают товарищам по команде доверять им или полагаться на них. Неорганизованные лидеры могут вызвать путаницу и создать дополнительную работу для сотрудников. Не говоря уже о том, что лидер подает пример остальной команде, а неорганизованность дает понять, что небрежная работа — это нормально.
Разгрузка задач сама по себе является формой организации. Лидеры могут делегировать полномочия и полагаться на помощников и товарищей по команде в поддержании порядка, однако лидеры должны иметь четкое представление о своем расписании и окружении. Твердые организационные навыки и хорошие системы обеспечивают структуру и помогают товарищам по команде сосредоточить свое время и энергию на задачах более высокого уровня, а не на рутинной работе.
Вот список инструментов помощника руководителя, которые помогут вам оставаться организованным.
11. Установление границ
Установление границ — одна из самых недооцененных качеств лидера. Для лидеров важно уметь устанавливать ограничения и соблюдать баланс во многих областях, например, в отношении своего времени. Часы могут накапливаться, и менеджеры, которые берут на себя слишком много обязанностей и делают себя всегда доступными для сотрудников, могут обнаружить, что постоянно работают и движутся к выгоранию. С другой стороны, лидеры, недостаточно щедро тратящие свое время, могут столкнуться с проблемами производительности и взаимоотношений с персоналом.
Пожалуй, самое главное, лидеры должны иметь профессиональные границы. Лидеры стремятся развивать позитивные отношения и быть дружелюбными с сотрудниками, однако должны сохранять достаточную дистанцию, чтобы способствовать уровню авторитета и уважения. Лидеры также должны иметь этические границы и не позволять себе или своим сотрудникам принуждать себя к поведению, которое идет вразрез с личными убеждениями или моральными нормами.
12. Навыки презентации
Согласно The Harvard Business Review , средний руководитель проводит 23 часа в неделю на собраниях. Чаще всего лидеры сами проводят эти собрания или, по крайней мере, предоставляют отчеты и обновления во время некоторой части звонка. Лидеры часто оказываются перед группами и должны обладать хорошими навыками презентации. Эти компетенции включают в себя способность структурировать и планировать встречи, навыки публичных выступлений и знакомство с инструментами и оборудованием. Не говоря уже о навыках импровизации и способности оставаться невозмутимым, когда сталкиваешься с неожиданностями, такими как технические проблемы или неожиданные вопросы.
Хорошие докладчики также должны уметь выделять из больших объемов информации наиболее важные моменты и удерживать внимание аудитории. Докладчики также могут модерировать обсуждение между участниками. Презентация требует сочетания искусства продаж и зрелищности, которое удерживает аудиторию, и великие лидеры являются мастерами этой практики.
13. Активное слушание
Активное слушание — важный навык, которым должны овладеть лидеры. Быть отвлеченным начальником, который постоянно задает сотрудникам одни и те же вопросы, не дает понять, что руководителя волнует мнение сотрудников. Кроме того, руководители ежедневно получают большие объемы информации, и им необходимо быстро обрабатывать данные, чтобы не упустить важные детали. Умелые лидеры знают, как фильтровать разговоры, чтобы выделить наиболее важные моменты, и могут задавать вдумчивые и актуальные уточняющие вопросы. Эти лидеры понимают, что слушать — это визуальное искусство, которое включает в себя подсказки, которые демонстрируют интерес и вовлеченность, а также поощряют говорящего.
14. Эмпатия
Эмпатия — один из ключевых навыков лидера. Лидеры принимают решения, которые влияют на работников, и понимание различных точек зрения и опыта сотрудников помогает лидерам лучше обслуживать персонал. Эффект от этих решений выходит за рамки немедленных побед и приносит пользу организации в долгосрочной перспективе, например, за счет повышения лояльности персонала и снижения текучести кадров.
Это качество также может помочь руководителям быстрее выявлять и решать проблемы. Боссы, которые чувствительны и настроены на потребности и чувства сотрудников, могут выявить проблемы и гораздо легче добраться до корня проблем. Кроме того, эмпатия улучшает рабочую среду в целом. Работники хотят, чтобы их видели, ценили и поддерживали. Лидеры, которые прилагают усилия, чтобы сопереживать сотрудникам, создают атмосферу, в которой товарищи по команде могут полностью погрузиться в работу.
Вот список способов повысить эмпатию на работе.
15. Многозадачность
Немногие лидеры могут позволить себе роскошь работать над одной задачей за раз. Руководителям обычно приходится совмещать несколько обязанностей одновременно, таких как посещение совещаний, информирование руководителей, управление товарищами по команде, назначение проектов, деэскалация конфликтов и ведение документации. Часто руководителям приходится быстро переключаться между задачами, иногда неожиданно. Эти люди — мастера многозадачности, которые полностью сосредотачиваются на задачах и могут легко переключать внимание между предметами. Ключом к этой практике является расстановка приоритетов, и эти люди могут постоянно мысленно реорганизовывать списки дел. Этот тип руководителя редко теряется или перегружается, и ему удается выполнять задачи вовремя, несмотря на колебания рабочей нагрузки.
16. Фокус
Многие эксперты настаивают на том, что четкая фокусировка — это качество, которое отличает руководителей от обычных сотрудников. Лидеры обладают решимостью и приверженностью достижению целей до их завершения. Эти профессионалы могут оттачивать приоритеты, уделять все внимание важным задачам и работать до тех пор, пока не достигнут цели. Великие лидеры обладают сильной самодисциплиной на индивидуальном уровне, а также имеют твердое чувство сосредоточенности с точки зрения более широкой команды и отдела. Фокус — это компас, который помогает руководителям направлять своих людей к нужным результатам.
Вот список книг по фокусу.
17. Обучение
Несмотря на властный вид, лидеры не знают всего. На самом деле лидерам больше, чем кому-либо, необходимо продолжать учиться. Мир быстро меняется, и постоянно появляется новая информация. Чтобы принимать обоснованные решения, лидеры должны быть в курсе условий и тенденций. Лидеры также являются источником знаний и рекомендаций для коллег, а изучение нового навыка или предмета дает всей команде доступ к новой информации и способностям. Лучшие лидеры — заядлые читатели, студенты на протяжении всей жизни и часто посещающие тренинги, лидерские конференции и образовательные мероприятия.
Самые успешные лидеры — энергичные ученики, способные быстро осваивать новые знания и навыки.
18. По усмотрению
Лидеры имеют доступ к большому количеству конфиденциальной информации, от подробностей о личном положении сотрудников до коммерческих тайн и предстоящих объявлений и планов компании. Профессионалы, занимающие руководящие должности, должны обладать благоразумием и быть в состоянии определить, какую информацию можно передавать, а какую следует держать в секрете. Успешные лидеры должны найти баланс между хранением секретов и информированием команды. Эти люди заслуживают доверия и знают, как обращаться с конфиденциальными темами. Кроме того, эти лидеры действуют тактично и разумно, каких тем следует избегать, даже если об этом прямо не сказано.
19. Планирование и разработка стратегии
Лидеры выбирают направление для команды, а иногда и всего отдела или организации. Руководителям важно согласовывать проекты и работу с целью бизнеса. В то время как основная рабочая сила, как правило, больше сосредотачивается на независимых задачах и немедленных результатах, руководителям необходимо использовать более взаимосвязанное и долгосрочное мышление. Эти люди выбирают желаемые результаты и планируют шаги, чтобы помочь команде достичь этой цели.
Великие лидеры дают руководство и структуру и следят за тем, чтобы работа товарищей по команде представляла собой нечто большее, чем сумма ее частей. Эти менеджеры имеют полное представление о возможных результатах и определяющих элементах и могут создать дорожную карту, которая приведет товарищей по команде из точки А в точку Б. Лучшие лидеры также способны распознавать, когда стратегии перестают быть эффективными, и составлять новые планы.
Вот список книг по бизнес-стратегии.
20. Эмоциональное регулирование
Лидеры должны знать, как сохранять спокойствие. Сотрудники обращаются к лидерам за социальными сигналами. Когда лидеры сохраняют спокойствие, команда остается спокойной, а если лидер настроен оптимистично, то и команда, как правило, настроена так же. В действительности менеджеры часто сталкиваются с кризисами и понятным стрессом. Лидеры должны знать, как обрабатывать и преодолевать сложные эмоции, игнорировать чрезмерные реакции и сохранять ясную, логическую голову даже среди хаоса. По этим причинам эмоциональная регуляция является одним из самых ценных навыков, которыми должны обладать лидеры. Боссы, которые контролируют свои мысли и чувства, укрепляют команду и дают товарищам по команде силу и поддержку, необходимые для работы.
21. Инструкция
Инструктаж — один из самых важных навыков общения лидеров. Для лидеров важно уметь ясно выражать идеи и объяснять сложные концепции простыми способами. Многие менеджеры ошибочно полагают, что товарищи по команде могут читать их мысли и угадывать их намерения. Опытные лидеры проверяют понимание, прежде чем двигаться дальше, и никогда не заставляют своих коллег чувствовать себя глупо из-за того, что задают вопрос. Давать направление — это обманчиво сложный навык, которым нужно овладеть. Лучшие лидеры понимают, сколько можно не сказать и что вызывает стресс при отдаче инструкций, и могут добиться желаемых результатов от товарищей по команде без дополнительных объяснений.
22. Разрешение конфликтов
Лидерам часто приходится быть посредниками. Неизбежны столкновения личностей, мнений и интересов, и задача лидеров — направлять заинтересованные стороны к мирному урегулированию. Хорошие лидеры понимают, что конфликт является частью процесса развития команды, и обладают навыками, стратегиями и тактиками для эффективного преодоления разногласий. Хотя «ладить» частично приходится на сотрудников, в конечном счете ответственность за достижение гармонии лежит на лидере. Великие лидеры умеют сводить напряженность к минимуму, быстро и умело решать проблемы, добиваться согласованности и согласия.
Вот список мероприятий по разрешению конфликтов и список книг по разрешению конфликтов.
23. Прочность и устойчивость
Лидеры должны быть гибкими, но твердыми. Боссы нуждаются в сочувствии, но также нуждаются в силе и готовности противостоять противникам или товарищам по команде. Многие люди ошибочно полагают, что начальникам нужно выбирать между тираном и бездельником. Лучшие лидеры находятся где-то посередине этого спектра и действуют со смесью доброты и твердости. Эти люди не позволяют использовать себя или свою команду в своих интересах, но также готовы проявить мягкость и сострадание.
Лидеры часто сталкиваются с невзгодами, а также нуждаются в стойкости и внутренней стойкости, чтобы преодолевать трудности и справляться со стрессом.
Заключительные мысли
Не продвижение по службе делает лидеров, а навыки и отношение. Возможно, величайшая черта, которой может обладать честолюбивый лидер, — это готовность и способность размышлять, учиться и совершенствоваться. Если эти качества присутствуют, то профессионалы могут развить любой навык. Представление о «прирожденном лидере» по большей части является мифом. Даже люди с природными склонностями к лидерству совершают ошибки и должны приспосабливаться и совершенствоваться, чтобы оставаться на вершине своей игры. Важный вопрос, который следует задать, заключается не в том, является ли человек хорошим лидером, а в том, над какими качествами он может работать, чтобы стать еще лучшим лидером.
Затем ознакомьтесь со списком книг для руководителей, этими виртуальными идеями лидерства и этим руководством по менеджменту и лидерству.
У нас также есть список примеров хороших лидеров.
Часто задаваемые вопросы: лидерские качества
Здесь приведены ответы на распространенные вопросы о лидерских качествах.
Что такое лидерские качества?
Лидерские качества — это черты и способности, свидетельствующие о том, что профессионал умеет руководить группами. Эти навыки требуют развития и практики. Некоторые люди обладают более естественными способностями к лидерству, чем другие, но опыт и внимательность помогают лидерам совершенствовать это искусство. Менеджеры не приобретают автоматически лидерские качества при повышении по службе, и многие работники проявляют лидерский потенциал, не имея звания.
Каковы самые важные лидерские качества?
Наиболее важные лидерские навыки включают решение проблем, принятие решений, эмпатию, планирование и разработку стратегии, навыки презентации, многозадачность и эмоциональную регуляцию.
Как вы развиваете лидерские качества?
Лучший способ развить лидерские качества — взять на себя новые обязанности на работе. Вам не нужна должность менеджера, чтобы стать лучшим лидером. Независимо от вашей роли, вы можете оттачивать свои навыки, проявляя инициативу, выходя за пределы своей зоны комфорта, пробуя новые тактики и задачи и спрашивая отзывы о своей работе. Ища возможности и вызовы, вы можете набраться опыта и улучшить свои способности.
Как улучшить свои лидерские качества на рабочем месте?
Лучший способ улучшить лидерские качества на рабочем месте — это предложить сотрудникам обучение лидерству и обучение навыкам. Многие организации продвигают менеджеров, не предлагая формального обучения и развития. Вместо того, чтобы подвергать начальников огню и разбираться с последствиями неудач, которых можно было избежать, лучше выявлять лидерский потенциал в сотрудниках и постепенно развивать эти навыки. Обучение работников лидерству делает смену руководства более плавной.