31. Понятие социальной перцепции. Структура социальной перцепции. Этапы социальной перцепции.
Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.
Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий.
Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.
Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.
В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:
1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;
2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;
3) свою группу;
4) чужую группу.
Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:
1) восприятие группой своего собственного члена;
2) восприятия группой представителя другой группы;
3) восприятие группой самой себя;
4) восприятие группой в целом другой группы.
В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.
Структура социальной перцепции:
наблюдатель (тот, кто воспринимает)
наблюдаемый (тот, кого воспринимают)
ситуация (контекст) процесса восприятия.
Этапы социальной перцепции:
1. Наблюдатель воспринимает внешний облик и поведение наблюдаемого и определенным образом оценивает их.
2. Наблюдатель интерпретирует поведение наблюдаемого, т. е. строит гипотезы об особенностях его личности и о мотивах поведения, на основе собственных выводов формирует собственное эмоциональное отношение к наблюдаемому (нравится – не нравится).
3. Наблюдатель прогнозирует дальнейшее поведение наблюдаемого.
4. Наблюдатель определяет стратегию собственного поведения в отношении наблюдаемого.
32. Феномен каузальной атрибуции. Механизм стереотипизации. Важнейшие механизмы понимания человека человеком: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттракция.
Каузальная атрибуция – процесс приписывания намерений, чувств, мыслей, качеств личности другому человеку в условиях дефицита информации с целью дать причинное объяснение поведения этого человека.
Процесс приписывания осуществляется двумя путями: на основе собственного жизненного опыта и на основе социальных стереотипов, присущих человеку как представителю определенной социальной группы. Феномен каузальной атрибуции ярко проявился в следующем психологическом эксперименте. Двум группам студентов показывали фотографию одного и того же человека. В первом случае экспериментатор его представил как видного ученого, во втором – как преступника. Предлагалось дать его характеристику, исходя из особенностей его наружности. Первая группа испытуемых (вариант информации “видный ученый”) сообщила, что на фотографии – умный, добрый, отзывчивый, напряженно работающий, целеустремленный человек.
Вторая группа (вариант “преступник”) утверждала, что на фотографии – жесткий, решительный, коварный, злой и беспощадный человек. Заметим, что одна и та же деталь портрета разными группами интерпретировалась по-разному. Например, глаза в одном случае были охарактеризованы как ласковые и умные, в другом – как злые и беспощадные.В данном эксперименте проявились стереотипные представления о преступниках и ученых, характерные для массового сознания.
Завершая разговор о каузальной атрибуции, отметим, что атрибуции неизбежны, это механизм социальной адаптации человека к меняющемуся миру. Чтобы избежать опасных ошибок атрибуции в личностном общении, необходимо освоить механизмы понимания другого человека.
Стереотипизация – процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов, т. е. упрощенных устойчивых представлений о психике и поведении человека и общности людей.
Стереотипизация позволяет быстро и надежно категоризировать, упрощать социальную информацию, делать ее более понятной. Стереотипы позволяют отдельному человеку и группе создавать и поддерживать положительный образ самих себя. В этом заключается польза стереотипов. Стереотипы оправданы в определенной мере в межгрупповом взаимодействии и ролевом взаимодействии субъектов.
Но перенос стереотипов в ситуацию межличностного общения приводит к его разрушению. Стереотип ожидания является реально действующим фактором педагогического процесса. Это связано с тем, что он проявляется не только в установках и ожиданиях учителя, но весьма активно и в его поведении.
Идентификация – это уподобление себя другому, способность поставить себя на место другого, “влезть в его шкуру”, посмотреть на ситуацию его глазами и понять его состояние, настроение, отношение к миру и к себе. Из сказанного очевидно, что идентификация предполагает временный отказ от собственного “я”. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.
Способность к идентификации не является врожденной. Она формируется прижизненно. Сензитивным, т. е. наиболее благоприятным, периодом является дошкольный возраст, а уникальным средством – сюжетно-ролевая игра.
Эмпатия – это способность эмоционально откликаться на проблемы и состояния другого человека, проникать в его переживания.
Механизмы эмпатии и идентификации во многом сходны: в том и другом случае присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на ситуацию его глазами. Различие же заключается в том, что идентификация предполагает рациональное постижение другого, а эмпатия – эмоциональное. Кроме того, идентификация связана с временным отказом от своего “я”, эмпатия же не предполагает этого.
Рефлексия – это способность посмотреть на себя глазами другого и оценить себя (свое поведение) с точки зрения другого. Глядя на себя глазами других людей, субъект познает не только себя, но и жизненные принципы, ценности, интересы своих партнеров по общению, тех, кто представлен в его внутреннем мире.
Чем шире круг общения человека, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и о других.
Способность к социальной рефлексии начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Наиболее интенсивно этот процесс идет в подростковом возрасте.
Аттракция – механизм понимания партнера по общению на основе глубокого чувства к нему. Аттракция не гарантирует объективного взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни.
Что такое социальная перцепция в психологии с примерами
Перцепция – сторона общения, получившая условное название «Перцептивная сторона общения». Ее содержанием является такая характеристика, которая устанавливает взаимовосприятие и взаимопонимание партнеров.
Рассмотрение перцепции, как стороны общения, довольно условно, потому что в процессе общения люди не просто воспринимают друг друга, а осуществляют процесс познания. Поэтому к термину часто добавляют слово «Социальная». Само понятие было введено в 1947 году Джеромом Брунером при формулировании новых взглядов на теорию восприятия.
Брунер высказал смелую идею о том, что всякий процесс восприятия социально детерминирован и этот процесс детерминации он назвал социальной перцепцией. И лишь позже психологи под данным термином стали понимать не просто социальную обусловленность процессов восприятия, но восприятие объектов для общения.
Перечень объектов, с которыми может общаться человек:
- другой человек;
- группа;
- общество.
Социальные связи человека знаменуют собой наличие целого ряда различных отношений. А эффективная коммуникация невозможна без правильного восприятия партнера по общению. На нас очень сильно влияет то, как выглядит человек, как он разговаривает, манера его поведения.
Основная суть теоретического осмысления проблемы перцепции заключается в обозначении того, как сам акт коммуникации воспринимается личностью. Зная правила работы восприятия, ты можешь добиться отличного результата в деловых переговорах, в решении семейных вопросов и на любом другом поле общения.
В этой статье:
Как работает процесс перцепцииЭффекты перцепции
Как работает процесс перцепции
Процесс восприятия собеседника поддается влиянию многих факторов:
Что такое перцепция?
- твоя собственная Я-концепция (Это ответ на вопрос: «Кто Я?»). Концепция, как правило, состоит из я-специфических образов, которые позволяют организовать восприятие окружающего мира. Допустим, если человек на вопрос «Кто я?» отвечает: «Я – спортсмен», то в других людях он будет замечать наличие каких-то спортивных навыков, спортивного телосложения;
- самооценка: если у тебя низкая самооценка, то в партнеры ты будешь выбирать людей, которые будут тебя критиковать. А если самооценка адекватная, то и любимый человек будет постоянно тобой восхищаться;
- возраст: дети в силу отсутствия большого перцептивного опыта строят общение, исходя из внешних характеристик. Для них важны: внешность, макияж, необычный голос. Кроме того, они лучше считывают мимику и жесты;
- профессия: тот, кто работает учителем, оценит в собеседнике поставленный голос и деловой стиль, спортсмен – телосложение, развитые мышцы, полицейский оценит внешний вид.
В повседневной жизни можно легко использовать эти знания. Если ты собираешься на родительское собрание – используй деловой стиль. На встречу со спортсменом – одень что-нибудь спортивное и запасись знаниями об упражнениях и правильном питании. Это поможет моментально установить нужную атмосферу общения.
Эффекты перцепции
В теории восприятия существуют различные аспекты, оперируя которыми ты можешь предугадывать стиль общения собеседника и выстраивать правильную линию коммуникации:
- эффект Барнума. Это склонность людей воспринимать за чистую монету оценку своей личности, преподнесенную в научном, магическом или ритуальным контексте. В последнее время стали популярны различные магические салоны. Атмосфера таких компаний сильно влияет на психику и отключает базовые защитные механизмы. Именно поэтому ты можешь стать лего внушаемой, даже если в обычной жизни проявляешь твердость характера;
- эффект бумеранга. Он возникает при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц. Проявляется, когда источник информации вызывает неприятные ассоциации. Если кто-то давит на тебя и усиленно призывает вступить в организацию, и делает это очень настойчиво, то ты подсознательно начинаешь сопротивляться;
- эффект первого впечатления человека или черт его характера. Особое внимание при первом впечатлении уделяется внешности Красивым людям мы приписываем больше положительных достоинств, даём лучшую характеристику. Поэтому, если ты рассчитываешь на долгосрочное общение, то удели внешнему виду особое внимание;
- эффект края. Характеризуется такой чертой: что находится в начале и в конце запоминается быстрее, чем находящееся в середине. Действительно, если ты некоторое время назад встретила человека и его внешний вид тебе не понравился, и если ты встретила его вчера, в опрятном виде, то ты запомнишь его именно таким – опрятным;
- эффект установки. Это те ориентиры, которые позволяют тебе в любой момент предстать перед тем или иным человеком в полной готовности;
- эффект ореола. Это распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Другими словами – формирование специфического отношения к партнеру по общению на основании его заочной характеристики;
- эффект первичности, новизны. Он достаточно сильный и долгое время может оставаться ведущим в общении. Допустим, на работу к тебе пришел новый сотрудник. Тебе интересно всё о нём: как одет, как разговаривает, есть ли у него семья, где он учился. Эффект определяет твое отношение к человеку через призму этой информации;
- эффект стереотипизации. Это очень мощный эффект, который отражает тенденцию формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или другого человека. Во власти этого явления ты воспринимаешь индивидов положительно или отрицательно. Это определенный шаблон, который, как правило, формируется в возрасте от 12 до 30 лет.
Знать основные эффекты мало. Ты можешь научиться применять их на практике. Пропускай свое общение с людьми через призму этих эффектов. Повспоминай, когда явления уже имели место случаться в твоей жизни.
Конечно, помимо эффектов на перцепцию оказывают влияние и твое воспитание, культура, микро- и макросоциальный контекст конкретной коммуникации. К 30 годам, когда ты уже получаешь жизненный опыт, эффекты восприятия сглаживаются. А если ты получаешь некоторые знания в области психологии, то просто перестаешь реагировать на них.
Такие перцепции, как эффект Баумана или бумеранга ты можешь проработать и самостоятельно. Не стоит принимать за истину научные, эзотерические высказывания, даже если они адресованы в твой адрес. Часто такие явления используются для понижения значимости, самооценки, чтобы внушить тебе какую-нибудь информацию.
Таким образом, перцепция или особенности восприятия являются базовым понятием психологии. Каждая коммуникация подчиняется законам и эффектам этого явления. Если ты проработаешь навыки общения, изучишь основные положения теории перцепции, то станешь идеальным и практически психологически неуязвимым собеседником.
Социальное восприятие — концепция и поведение
Содержание
- 1 Введение
- 2 Социальное восприятие
- 3 Невербальная связь
- 3.1 Выражения лица
- 3,2.
- 4 Атрибуция
- 4.1 Значение
- 4.2 Как это влияет?
- 5 Формирование впечатления и управление им
- 5.1 Формирование впечатления
- 5.2 Управление впечатлениями
- 5.2.1. Самосовершенство
- 5.2.2. Другое улучшение
- 6 Ссылки
Социальная психология — это научное изложение. людей находятся под влиянием фактического, воображаемого или подразумеваемого присутствия других людей. Фактически. в рамках него изучаются различные аспекты и переменные процессов индивидуального уровня. Он включает в себя социальное познание, социальное восприятие, самость, отношение и т. д.
Давайте познакомимся с термином Социальное Восприятие.
Щелкните здесь для практического теста MCQ
Социальное восприятиеПрежде всего, что такое восприятие?
Ответ согласно APA – процесс или результат осознания объектов, отношений и событий посредством органов чувств, который включает в себя такие действия, как распознавание, наблюдение и различение.
Социальное восприятие — процесс, посредством которого мы стремимся узнать и понять других людей.
Социальное восприятие позволяет людям узнавать и понимать других людей в их социальном мире.
Это важнейший процесс, который мы должны выполнять каждый день, потому что точное восприятие и понимание других составляет основу всей социальной жизни.
Например, часто важно знать, когда другие говорят правду, а когда пытаются нас обмануть, знать, почему они говорят или делают определенные вещи (например, сделали ли они замечание, которое задело наши чувства намеренно или несчастный случай), и действительно ли внешнее лицо, которое они показывают, отражает их истинную внутреннюю сущность.
Переменные, изучаемые в разделе Социальное восприятие, в основном –
- Невербальное общение
- Атрибуция
- Формирование впечатления и управление им
Задумайтесь на мгновение: вы ведете себя иначе, когда чувствуете себя очень счастливым, чем когда вам очень грустно? Скорее всего, да.
Люди склонны вести себя по-разному, переживая разные эмоциональные состояния. Но как именно различия в ваших внутренних состояниях — ваших эмоциях, чувствах и настроениях — проявляются в вашем поведении?
Этот вопрос относится к основным каналам, по которым осуществляется такое общение. Результаты исследований показывают, что существует пять из этих каналов: выражений лица, зрительный контакт, движения тела, поза, и прикосновений.
Это не что иное, как формы невербального общения.
Выражение лицаБолее 2000 лет назад римский оратор Цицерон сказал: «Лицо есть отражение души».
Под этим он подразумевал, что человеческие чувства и эмоции часто отражаются на лице и могут быть прочитаны там в определенных выражениях. Современные исследования показывают, что Цицерон был прав: Можно многое узнать о текущем настроении и чувствах других людей по выражению их лиц.
На самом деле кажется, что пять различных основных эмоций четко представлены с самого раннего возраста на человеческом лице: гнев, страх, счастье, печаль, и отвращение (Изард, 1991; Розин, Лоури и Эберт, 1994). Удивление также было предложено как основная эмоция, четко отражаемая в выражениях лица.
Зрительный контактМы часто многое узнаем о чувствах других людей из их глаз.
Например, мы интерпретируем высокий уровень пристального взгляда от другого как признак симпатии или дружелюбия (Kleinke, 1986). Напротив, если другие избегают зрительного контакта с нами, мы можем заключить, что они недружелюбны, не любят нас или просто стесняются .
Если другой человек постоянно смотрит на нас и поддерживает такой контакт независимо от того, что мы делаем, можно сказать, что он или она смотрит на . Взгляд часто интерпретируется как признак гнева или враждебности — как холодный взгляд — и большинство людей находят этот конкретный невербальный сигнал тревожным (Ellsworth & Carlsmith, 1973).
На самом деле, мы можем быстро прекратить социальное взаимодействие с кем-то, кто смотрит на нас, и даже можем уйти.
Движения тела и позаНаше текущее настроение или эмоции часто отражаются в положении, позе и движении нашего тела. Вместе такое невербальное поведение называется языком тела . Они тоже могут предоставить полезную информацию о других.
Во-первых, язык тела часто раскрывает эмоциональное состояние других людей. Большое количество движений, особенно тех, при которых одна часть тела что-то делает с другой частью (касание, растирание, царапание), свидетельствует об эмоциональном возбуждении. Чем больше частота такого поведения, тем выше уровень возбуждения или нервозности.
ПрикосновениеПредположим, что во время короткого разговора с другим человеком он или она ненадолго коснулись вас. Как бы вы отреагировали? Какую информацию будет передавать такое поведение? Ответ на оба вопроса: это зависит.
И это зависит от нескольких факторов, касающихся того, кто прикасается (друг, незнакомец, член вашего собственного или другого пола). Далее характер этого физического контакта (краткий или продолжительный, нежный или грубый, к какой части тела прикасаются). И контекст, в котором происходит прикосновение (деловая или общественная обстановка, кабинет врача).
В зависимости от таких факторов, прикосновение может указывать на привязанность, сексуальный интерес, доминирование, заботу или даже агрессию. Несмотря на такие сложности, существующие данные указывают на то, что когда прикосновение считается уместным, оно часто вызывает положительные реакции у человека, к которому прикасаются (например, Alagna, Whitcher, & Fisher, 1979; Levav & Argo, 2010). Но помните, такие реакции должны рассматриваться как соответствующие!
Связанный : Лицевая обратная связь Гипотеза
Атрибуция ЗначениеПроцесс, посредством которого мы ищем такую информацию и делаем выводы, известен как атрибуция. Более формально, атрибуция относится к нашим усилиям понять причины поведения других, а в некоторых случаях и причины нашего поведения.
APA определяет его как – вывод относительно причины поведения человека или межличностного события .
Как это влияет?Вы встречаете симпатичную девушку из своего класса. Вы просите их встретиться с вами на следующей неделе.
Человек отвечает: «Нет, извините. . . Я не могу сделать это на следующей неделе». Теперь вам остается только гадать, почему они отказались от вашего приглашения. Потому что вы им нравитесь не так сильно, как они вам, или они в настоящее время находятся в серьезных отношениях? Потому что они так заняты другими делами?
Вывод, к которому вы придете, будет иметь важное значение для вашей самооценки. И это также сильно повлияет на то, что вы будете делать дальше.
Этот простой пример иллюстрирует важный факт о социальном восприятии: часто мы хотим знать больше, чем просто то, что они чувствуют прямо сейчас. Кроме того, мы хотим знать, почему они говорили или делали те или иные вещи, и, кроме того, что они за люди на самом деле. Какие прочные черты, интересы, мотивы и цели у них есть.
Например, если упомянуть лишь одну из бесчисленных возможностей, мы хотим знать, обладают ли другие люди высоким или низким уровнем самоконтроля.
Если они хорошо владеют собой, мы склонны считать их заслуживающими доверия. Хотя, если у них низкий уровень этого аспекта саморегуляции, мы можем сделать вывод, что они непредсказуемы и не являются теми, на кого мы можем положиться (Righetti & Finkenauer, 2011).
Социальные психологи считают, что наш интерес к таким вопросам проистекает в значительной степени из нашего основного желания понять причинно-следственные связи в социальном мире (Pittman, 1993; Van Overwalle, 1998). Мы не просто хотим знать, как действовали другие — это то, что мы можем легко наблюдать. Мы также хотим понять, почему они так поступили.
Потому что это знание может помочь нам лучше понять их, а также может помочь нам лучше предсказать их будущие действия.
Формирование впечатления и управление им Формирование впечатленияКогда мы впервые встречаемся с другим человеком, нас буквально заливает информация. Мы можем с первого взгляда увидеть, как они выглядят и одеваются, как говорят и как ведут себя.
Несмотря на то, что количество информации, достигающей нас, велико, нам каким-то образом удается объединить ее в исходное первое впечатление об этом человеке — мысленное представление, которое является основой для наших реакций на него или на нее . Ясно, что формирование впечатления является важным аспектом социального восприятия.
Во многих случаях, чтобы составить представление о личности других, мы объединяем информацию с точки зрения личностных качеств. Более того, мы делаем это, возможно, математическим путем. Мы приписываем некоторое положительное или отрицательное значение всем чертам, предполагаемым в человеке. Затем мы получаем аддитивное или среднее значение этих признаков.
Управление впечатлениямиЖелание произвести благоприятное впечатление на других очень сильно, поэтому большинство из нас делает все возможное, чтобы «хорошо выглядеть» для других, когда мы встречаемся с ними в первый раз.
Социальные психологи используют термин «управление впечатлением» (или самопрезентация) для описания этих усилий, направленных на то, чтобы произвести хорошее впечатление на других, и результаты их исследований этого процесса показывают, что усилия того стоят: Люди, занимающиеся управлением впечатлением успешно часто получают важные преимущества во многих ситуациях.
Различные методы улучшения имиджа делятся на две категории:
- Самосовершенствование – Усилия по повышению своей привлекательности для других
- Другое улучшение – Усилия, направленные на то, чтобы целевое лицо чувствовало себя хорошо различными способами
Что касается самосовершенствования, стратегии включают в себя усилия по улучшению внешнего вида с помощью стиля одежды, ухода за собой и использования различных реквизитов. (пример: очки).
Дополнительные тактики самосовершенствования включают попытки описать себя в положительном ключе.
Другое улучшениеЛюди используют множество различных тактик, чтобы вызвать у других позитивное настроение и реакцию. Пример: лесть.
Кроме того, существуют такие действия, как успокаивание других, проявление интереса к их работе, помощь им и т. д.
Щелкните здесь для практического теста MCQ
Ссылки- Барон, Р. А. и Бирн, Д. (1997). Социальная психология, 8-е издание. Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
- egyankosh.ac.in
- Чиккарелли, Южная Каролина; White JN Адаптировано Гиришваром Мишрой (2018). Психология (5-е издание). Пирсон
Социальное восприятие и восприятие личности | Восприятие
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы узнаете о социальном восприятии и восприятии личности.
Социальное восприятие:Термин социальное восприятие очень свободно используется психологами. Тем не менее, это очень сложный термин для определения. Иногда он используется как синоним восприятия человека, что может быть не совсем правильным. Точно так же можно также иметь в виду, что восприятие любого стимула или события, которое имеет либо социальное происхождение, либо значение, составляет социальное восприятие. Это контекстный подход.
С другой стороны, можно также использовать каузальный подход, который означает, что любой акт восприятия, на который влияют или могут влиять социальные и культурные факторы, может быть отнесен к социальному восприятию. При таком определении почти каждый акт восприятия может быть классифицирован как социальное восприятие, потому что очень часто даже на восприятие физических стимулов влияют социальные факторы.
Все мы знакомы с классическими экспериментами, в которых было показано, что богатые и бедные дети значительно различаются в своих оценках размеров монет. Тем не менее, хотя это определение может привести к тому, что мы охватим большое количество и разнообразие социальных фактов, оно имеет то преимущество, что оно является более всеобъемлющим и всеобъемлющим.
Таким образом, для целей нашего обсуждения социального восприятия мы можем принять позицию, согласно которой любой акт восприятия, на который влияют социальные и культурные факторы, можно рассматривать как конституирующий социальное восприятие, и рассматривать предмет личного восприятия отдельно.
Изучение и анализ социального восприятия выполняет две функции с точки зрения психологов. Во-первых, это помогает нам понять роль социальных, культурных и эмпирических факторов, ведущих к индивидуальным и групповым различиям в восприятии одной и той же ситуации или объекта в разных культурах, обществах, классах и сообществах. Такие исследования могут объяснить сходство социального восприятия внутри однородной социальной группы и в то же время различия и вариации между группами.
Вторым и, вероятно, более важным моментом является то, что было показано, что на процессы нашего восприятия влияют потребности, ценности, интересы и т. д., а не только физические характеристики стимулов. Вышеперечисленные факторы, а их, вероятно, гораздо больше, приводят к избирательности в восприятии.
Далее, эти факторы влияют на элементы стимульной ситуации, которые выбираются индивидуумом не только для восприятия, но и для интерпретаций. Процесс восприятия включает в себя осознание стимулов, а также их интерпретации.
Показано, что на обоих этих этапах, индивидуальном и культурном. вариации играют определяющую роль, тем самым подчеркивая роль «мотиваций» и намерений в формировании процессов восприятия. Многие из социальных факторов являются мотивационными факторами, приобретаются и могут найти удовлетворение только в социальном контексте. Таким образом, с обеих этих точек зрения мы можем видеть влияние социальных и культурных факторов на восприятие.
Психологи, изучая социальное восприятие, расширили значение термина восприятие, чтобы обозначить многие процессы и поведенческие события, выходящие за рамки традиционного использования этого термина. Используемый в контексте социального восприятия, этот процесс включает сложные процессы, такие как вывод, суждение, категоризация и т. д.
На самом деле, многие теории были в первую очередь связаны с процессами суждения, категоризации, умозаключения и т. д., которые, как правило, строго не подпадают под термин «восприятие». В каком-то смысле в таком расширенном использовании термин «восприятие» фактически стал синонимом термина «познание». Тем не менее такое расширенное использование термина «восприятие» помогло понять, как взаимосвязаны различные виды и уровни перцептивных и других когнитивных процессов.
Традиционные психологи долгое время придерживались мнения, что одни и те же законы, принципы, динамика и механизмы, задействованные в восприятии физических объектов, должны быть достаточно адекватными для объяснения того, что мы называем социальным восприятием.
Но очень скоро эта точка зрения столкнулась с трудностями, поскольку исследователи начали собирать доказательства того, что социальные факторы и опыт в значительной степени влияют на восприятие в социальной ситуации и, кроме того, что социально детерминированное восприятие влияет даже на несоциальные акты поведения.
В классической книге «Теории и проблемы социальной психологии» Креча и Кратчфилда это направление мышления ярко просматривается. Это была одна из первых явных попыток преодолеть разрыв между восприятием несоциального типа и восприятием в контексте социального поведения или социального взаимодействия, или, другими словами, социальным восприятием.
Были проведены эксперименты для изучения влияния таких факторов, как суждения и нормы, на восприятие и того, как эти факторы влияют на достоверность восприятия. Результатом этого стал растущий акцент на исследованиях предубеждений, искажений, норм и т. д., особенно в социальных ситуациях.
Но были и другие взгляды, также способствовавшие увязыванию социального восприятия с восприятием вообще. Брунер заметил, что «если восприятие в целом обязательно включает в себя процессы категоризации, а также эволюцию или достижение адекватной системы категоризации, которая служила бы в качестве системы отсчета или опорной точки для восприятия, суждения и сопоставления видов стимулов, то существует нет оснований сомневаться в том, что такая система категоризации повлияет на случаи восприятия социальных объектов, вопросов и событий, которые являются более сложными и одновременно требуют и допускают большое количество возможностей и поддаются более поддающейся классификации».
Подразумевается, что явления социального восприятия, такие как формирование стереотипов, могут быть подвергнуты категориальному анализу как обычные входные сенсорные стимулы.
Из этого мы можем видеть, что термин социальное восприятие стал включать три основных типа перцептивных явлений или действий:
Во-первых, он относится к восприятию людей или других лиц;
Во-вторых, он также включает процессы искажения, которые, как предполагается, являются результатом социально детерминированных факторов, таких как ценности, потребности, нормы, установки и т. д.
И, наконец, также были проведены исследования, которые могли бы рассказать нам больше о когнитивных феноменах, а также о связях и отношениях между различными типами когнитивных процессов, таких как вывод, суждение, категоризация и т. д. Вопрос определения социального восприятия становится более сложным, если мы принимаем во внимание интересы антропологов, таких как Клакхон, в культурных различиях в восприятии и мышлении даже относительно физических факторов, таких как пространство и время.
Восприятие человека:Интерес к изучению восприятия человека, вероятно, получил научное внимание благодаря работе Чарльза Дарвина. Возможно, именно его наблюдения над эмоциональным поведением людей и животных, вероятно, дали толчок к изучению восприятия других.
Позже, ближе к началу этого века, интерес расширился до изучения процессов и механизмов, связанных с познанием характеристик других. Естественно, это было расширено для изучения возможных вариаций и ошибок в суждении о характеристиках других и анализа различных факторов, которые способствуют таким ошибкам.
Ожидалось, что с помощью таких исследований мы сможем получить какое-то описание или характеристику людей, которые могут хорошо судить о людях. В дальнейшем также были предприняты попытки изучить отношения таких представлений к реальному поведению по отношению к судимому. Таким образом, были предприняты попытки изучить, насколько наше восприятие другого человека влияет на наше фактическое взаимодействие.
Давайте рассмотрим различные факторы, которые могут повлиять на наше восприятие другого человека. Прежде всего, мы можем сказать, что на процесс восприятия человека влияют определенные характеристики воспринимающего человека или воспринимающего. Затем есть факторы ситуации или контекста, в которых происходит восприятие другого человека.
Наконец, перцептивные или когнитивные факторы, используемые воспринимающим, и, возможно, некоторые другие факторы также влияют на воспринимающего, и, возможно, некоторые другие факторы также влияют на восприятие. Обозначим воспринимающего символом «X», а воспринимаемого человека символом «Y». Таким образом, в игру вступают характеристики «X», характеристики «Y» и другие ситуационные контекстуальные факторы.
а. Если их можно перечислить, это характеристики и состояния «Y», такие как его интеллект, его эмоциональные состояния, его намерения, его привлекательность и т. д.
б. Сопровождение или сопутствующие характеристики.
в. Сигналы от «Y» — это поведенческие сигналы, которые доступны «X», сигналы из внешней среды, вне человека «Y», эти характеристики могут быть далекими или близкими к «X»,
d. Когнитивные процессы, связанные с использованием этих сигналов.
эл. Точно так же восприятие суждения «X» о «Y».
Исследования в области восприятия человека в целом сосредоточены вокруг вышеуказанных вопросов и взаимосвязей между ними.
Некоторые из этих вопросов:
1. Во-первых, многие исследователи пытались проанализировать степень постоянства и проявления внутренних состояний и процессов в объекте человека, который воспринимается. Если это непротиворечивые формы внешнего выражения внутренних состояний, то какие из них используются воспринимающим при вынесении суждения о человеке?
2. Любой воспринимающий в своем суждении очень редко использует все сенсорные сигналы; некоторые из них более полезны, а другие менее полезны. Приходя к своему суждению или восприятию, воспринимающий использует ряд поведенческих перцептивных процессов. Исследователи были заинтересованы в анализе процесса, а также в обнаружении различий, если таковые имеются, в процессе, связанном с восприятием человека и восприятием объекта.
3. Наконец и естественно, исследователей интересовала также степень правильности или достоверности суждений воспринимающего о воспринимаемом лице. Если удастся получить достоверную информацию о последнем пункте, тогда, возможно, можно будет научить людей наблюдать за другими и выносить о них суждения.
В отличие от суждения или восприятия физического объекта, когда очень мало и слишком явные и физические сигналы управляют восприятием, восприятие человека включает в себя множество сигналов, которых гораздо больше, они более разнообразны, и многие из них являются неявными и скрытыми. Несомненно, воспринимающий использует внешне наблюдаемые физические сигналы, такие как жесты, степень воспринимаемой тревоги, выражение лица и т. д., но на этом дело не заканчивается.
Актер может очень хорошо изобразить эти вещи без соответствующего внутреннего состояния. Именно из-за этого восприятие реального человека зависит от использования других типов сигналов, которые не так заметны, зависят от контекста и обстоятельств, которые различаются и не очень согласуются.
Если мы воспринимаем человека как нечестного, это основывается не только на физических или физиологических признаках, но и на ряде других признаков, которые прямо или косвенно определяют наш процесс восприятия человека. Более того, воспринимающие могут использовать разные сигналы в разных ситуациях и с разными людьми.
Если мы хотим понять процесс восприятия человека, то первым шагом является понимание видов и природы сигналов, используемых воспринимающим в процессе восприятия человека. Здесь можно использовать разные подходы. Например, мы можем использовать технику жюри, иметь несколько судей и получать их консенсус.
Чуть более изощренный метод заключается в использовании мнения экспертов. Мы также можем использовать «самоотчеты» воспринимаемых, чтобы понять природу сигналов. Мы можем на основе его сообщений попытаться определить характеристики, которые могли бы помочь воспринимающему.
Наконец, когда суждение включает сложные психологические переменные, можно использовать даже психометрическую оценку. Другая возможность, открывающаяся перед нами, состоит в том, чтобы начать с настоящего стимула, а затем экспериментально изучить условия и попытаться установить связи между ними и различными формами когнитивных суждений, которые они вызывают.
Именно такой подход был впервые применен Heider and Jones & Davis. Этот подход возник и развился и привел к тому, что называется «теорией атрибуции». Конечно, среди разных психологов существуют различия, которые, в целом придерживаясь подхода атрибуции, тем не менее выступают за разные типы атрибуции. Эти различные версии уже вызвали значительное количество исследований и споров.
Сигналы, используемые при восприятии человека:Брансуик утверждал, что различные сигналы, используемые воспринимающим при восприятии другого человека, взаимозаменяемы, и различные сигналы могут использоваться для приписывания определенной черты или качества воспринимаемому человеку. Именно это приписывание скрытой предрасположенности или черты играет решающую роль в последующем действии и взаимодействии. Но и здесь одни приписываемые диспозиции и условия, быть может, важнее других. Джонс и Дэвис подробно обсудили это в своей работе «От диспозиции к действию».
Одним из важных элементов, который приписывается, является «намерение» человека, особенно те, которые относятся к воспринимающему. По большому счету люди склонны смотреть на других как на ответственных за действия или как на агентов действия.
Кроме того, две другие предполагаемые переменные, по-видимому, играют важную роль. Это общие хорошие и плохие качества, с одной стороны, и его сила, с другой. К первым относятся такие качества, как искренность, доброта и т. д., а ко вторым — сила другого по отношению к себе.
Для того, чтобы прийти к таким выводам и суждениям, есть два основных источника информации, один из которых — это выражение лица, жесты и действия человека, а другой связан с контекстуальными факторами или условиями, при которых происходит поведение.
По-видимому, существует общее мнение, что внешний вид и другие характеристики человека, независимо от контекста, могут помочь в получении определенных выводов или выводов о диспозициях. Таким образом, по выражениям можно судить о внутренних, эмоциональных и психических состояниях.
Ряд исследований, проанализированных Брунером и Гогуайром, показал, что таким образом можно судить о широких эмоциональных категориях. Эти характеристики личности очень часто приводят судей или воспринимающих к двум или трем возможным выводам.
Точно так же может помочь ситуационная и контекстуальная информация. Таким образом, если мы знаем, что человек только что получил приз или награду, то с этой контекстуальной информацией нам даже не нужно смотреть на него, чтобы сделать вывод о его внутреннем статусе. Таким образом, поведение человека, а также «контекстные сигналы» имеют свое значение и помогают в восприятии другого человека.
Однако эти два источника информации взаимодействуют и помогают придать реальности суждению. Наблюдатель или воспринимающий комбинирует эти два набора сигналов, сигналы от человека и сигналы от ситуации, и приходит к суждению, которое очень часто является реалистичным и функциональным.
Именно здесь мы обнаруживаем, что в картину вступает третий набор характеристик или признаков. Сигналы, полученные от поведения и действий воспринимаемого человека, а также контекстуальные сигналы просеиваются и систематизируются воспринимающим, который, таким образом, выступает в качестве третьего фактора. Здесь мы часто можем видеть, что судья работает над тем, «каким могло бы быть внутреннее состояние воспринимаемого индивида», и в этом процессе он думает, каким было бы внутреннее состояние, если бы он сам оказался в этой ситуации.
Судья ставит себя на место предполагаемого человека. Большинство судей предполагают сходство между собой и воспринимаемым человеком в данной ситуации. Таким образом, принципы сходства и эмпатии в значительной степени способствуют вынесению суждения. Точно так же тенденция приписывать устойчивые склонности или характеристики приводит к приписыванию или приписыванию изменчивости социальному или личному восприятию.
Эта тенденция приписывать инвариантность, возможно, является результатом общей тенденции когнитивных процессов поддерживать и максимизировать «когнитивный баланс и минимизировать диссонанс». Некоторые теории, известные как теории баланса, подчеркивают этот момент. Таким образом, воспринимающий приходит к целостному тоталистическому восприятию человека, который последовательно и однородно воспринимается как относящийся к определенному типу — хорошему, плохому, яркому, скучному, раздражительному, приятному и т. д. Именно здесь проявляется то, что обычно называют гало. эффект и логический эффект вступают в действие.
Ошибка или эффект ореола относится к тенденции обобщать наши суждения от известной ситуации до неизвестной ситуации. Таким образом, если мы воспринимаем человека как раздражительного индивидуума, то это впечатление может быть обобщено и расширено, чтобы воспринимать его как неприятного, трудного в общении и т. д.
С другой стороны, логическая ошибка или эффект основан на представлении воспринимающего о отношения между различными характеристиками. Таким образом, мы часто считаем, что человек, который честен в денежных делах, будет честен и в рабочей ситуации, и ввиду этого он будет очень пунктуален. Эти отношения в сознании воспринимающего между различными чертами также способствуют формированию общего устойчивого восприятия.
Еще один процесс, который вступает в действие в нашей попытке понять другого человека и его поведение, — это тенденция приписывать намерения или интенциональность. Намерения, как правило, устойчивы, и если мы можем понять намерения другого человека, это может привести к стабильности и согласованности значений.
Очень часто этот процесс запускается даже тогда, когда объективное поведение человека этого не требует. Эта склонность приписывать намерения помогает нам видеть в другом человеке источник или инициатора действия. На самом деле, одним из основных процессов, ведущих к комплексному взгляду на другого человека и его действия, является тенденция судить о том, находится ли причина действия внутри человека, что возлагает на него ответственность, или же причина находится вне и вне его контроля.
Таким образом, местонахождение причины в конечном счете определяет, как поведение другого человека воспринимается и выводится. В связи с этим неудивительно, что очень часто одинаковые типы поведения оцениваются как разные, а также разные типы поведения часто оцениваются как сходные по смыслу. На самом деле намерение является важным компонентом даже при решении суда о размере правонарушения.
Важная особенность, на которую не обращали особого внимания, заключается в том, что при непрерывных взаимодействиях наблюдатель или воспринимающий сначала пытается прийти к базовым или минимальным характеристикам и атрибутам другого человека, а затем все последующие действия оцениваются по этому базовой линии и как отклонение или вариации этого.
Таким образом, человек, оцененный как строгий, если он оказывается снисходительным к кому-то, то эта снисходительность получает более высокую оценку. Очень часто, говоря о поступках человека, мы говорим: «Я не ожидал от него этого». Я ожидал чего-то другого». Эти ожидания показывают, как действия человека оцениваются по ранее сформировавшемуся о нем основному впечатлению.
Таким образом, можно увидеть, что на наше восприятие других влияет ряд наших предположений, таких как устойчивые предрасположенности, интенциональность, базовая линия, образ и т. д. Все это можно рассматривать как часть типичной имплицитной личностной изменчивости. Таким образом, эти предположения влияют на наше восприятие других людей точно так же, как наши отношения, концепции и потребности влияют на наше восприятие любой ситуации, проблемы или события.
Концепция когнитивного стиля :В то время как концепция стиля обучения возникла в основном из феноменологических исследований и исследований процесса обучения, концепция когнитивного стиля, с другой стороны, возникла из теорий личности, исследования личности, исследования восприятия, а также клинические исследования.
Согласно Мессику, термин «когнитивный стиль» представляет собой типичные для человека способы обработки информации и усвоения привычек обработки информации, представляющие типичный для человека способ представления, восприятия, мышления, решения проблем и запоминания. Стиль, безусловно, придает индивидуальность и последовательность когнитивному поведению человека. Таким образом, они почти становятся похожими на когнитивное поведение.
Следует, однако, четко отметить, что когнитивный стиль человека во многом не зависит от его способностей. В то время как способности связаны с качеством содержания познания, стиль говорит нам о том, как человек получает, обрабатывает и интегрирует информацию. Термин «способность» имеет оценочное значение, чего нельзя сказать о термине «стиль».
Были предприняты попытки проанализировать концепцию когнитивного стиля, некоторые аспекты стилей восприятия в первую очередь связаны с восприятием и анализом данных, а также стили формирования и удержания, относящиеся к индивидуальному стилю решения проблем, процессам запоминания и т. д.
Мессик и его партнеры классифицировали измерения по двум основным категориям.
Две основные категории:
(1) стили восприятия стимулов и
(2) стили формирования понятий.
К первой категории относятся предпочтения модальности восприятия, независимость или зависимость зрительного и слухового полей, сканирование, сужение или гибкость, терпимость к несоответствующему опыту и т. д. импульсивность, раннее обобщение в сравнении с постепенным обобщением, разделение, сложность в сравнении с простотой и нивелирование в сравнении с обострением
Возможно, сейчас нет необходимости вдаваться в подробное объяснение этих различных категорий. Но легко увидеть, что некоторые из этих вариаций в стилях познания могут оказывать значительное влияние на социальное восприятие и поведение.
Например, люди-уравнители склонны интегрировать новый опыт с прошлым опытом и в результате не расстраиваются из-за необычного опыта. С другой стороны, те, кто точит, склонны подчеркивать даже небольшие различия и отделять новый опыт от предыдущего опыта.
Значение этого можно увидеть в контексте формирования стереотипов. Те, кто занимается нивелированием, как правило, усваивают и усваивают стереотипы намного быстрее, чем те, кто занимается оттачиванием. Последние медленнее приобретают и закрепляют стереотипы.
Точно так же те люди, которые быстрее формируют понятия, чаще прибегают к стереотипному мышлению и чрезмерным обобщениям, чем те, кто медленнее. Затем есть люди, которые из соображений стиля склонны разделять опыт и характеристики других на жесткие категории.
Такие люди, опять же, более склонны легко прибегать к стереотипам. Схожую тенденцию можно обнаружить у тех, кто предпочитает простоту когнитивной организации в противоположность тем, кто склонен к когнитивной сложности. Человек с простым когнитивным стилем неизменно стремится к последовательности, порядку и регулярности, в отличие от человека, более склонного к сложности. Иногда этот вариант также называют конкретным и абстрактным.
Типов когнитивного стиля:Одной из популярных классификаций людей по когнитивным типам является классификация Уиткина. Уиткин классифицирует людей на два широких когнитивных типа: зависимые от поля и независимые от поля. Эти два типа отражают противоположные средства и способы обработки информации.
Хотя в своих экстремальных формах они могут показаться контрастными, тем не менее можно увидеть континуум от крайней зависимости от поля до независимости от поля. В целом, человек, который больше зависит от поля, как правило, подвержен влиянию контекстуальных факторов по сравнению с человеком, который более независим от поля.
В попытке провести различие между типом, зависящим от поля, и типом, независимым от поля, Пэт Берке, Guild & Garger представили следующую таблицу характеристик: ибо социальное восприятие и взаимодействие очевидны, и нет нужды в длинных объяснениях того же самого.
Феноменологический подход Грегора :
Применяя феноменологический подход, основанный на анализе собственного опыта, Грегор утверждает, что люди по своим когнитивным и обучающим стилям различаются по двум параметрам. Первое измерение варьируется от предельно конкретной ориентации до предельно абстрактной ориентации.
Второе измерение варьируется от последовательного до случайного подхода. Здесь люди варьируются от чрезвычайно систематического и последовательного подхода с одной стороны до случайного подхода с другой. Во взаимодействии эти два измерения помогают нам классифицировать людей по четырем типам или стилям. Конкретные последовательные, Конкретные случайные, Абстрактные последовательные и Абстрактные случайные.
Согласно Грегору, эти соответствующие ориентации или стили, безусловно, отражают хорошо различимые мотивы, мыслительные процессы и установки. Также было обнаружено, что, хотя многие люди обычно работают с одним или двумя стилями, другие более адаптируются и гибки, демонстрируя то, что он называет «гибкостью стиля».
Вкратце описания четырех когнитивных стилей следующие:
(а) Конкретный последовательный:
Это отражает предпочтение упорядоченной точности, деталей, фактического опыта и т. д.
(б) Абстрактно-случайная:
Абстрактно-случайная ориентация характеризуется предпочтением эмоциональности, чувствительности и гибкости во времени, прочным отношениям с другими и т. д. предпочтение интеллектуального процесса и логики ценностей, рациональной, аналитической и теоретической.
(d) Конкретный случайный:
Этот стиль подходит к физическому миру, включая других, как к среде или возможности, с помощью которой можно расширять и развивать свои собственные творческие таланты. Эти люди любопытны и любознательны и думают сами за себя.
Колб и его модель экспериментального обучения :
Согласно Колбу, когнитивные стили различаются по двум параметрам: от конкретного к абстрактному и от активного к рефлексивному. Основываясь на этих моделях, Гильдия и Гаргер указывают, что может быть четыре стиля худеющих. Первый тип ученика, который полагается на конкретное ощущение и опять же рефлексивен.
Они поднимают вопрос «почему». На них также очень сильно влияют их собственные личные ценности, и они интегрируют когнитивный опыт со своими убеждениями, чувствами и т. д. Этот тип можно назвать когнитивно-рефлексивным (К-Р). Вторая категория, которую можно охарактеризовать как абстрактно-рефлексивную (А-Р), в первую очередь ориентирована на интеграцию опыта с тем, что они знают.
Их упор делается на факты, точность, познание и правильные ответы. Третий тип учащихся. Абстрактно-активный (А-А) снова в первую очередь ориентирован на мышление и абстрагирование. Акцент делается на активном обучении. Они хотят делать и участвуют. В первую очередь они прагматичны и ориентированы на ценности.
Четвертый тип, Concrete-Active (C-A), в значительной степени зависит от ощущения и ощущения бетона. При этом они активны. Они ориентированы на оценку отношений и связей между различными элементами. Они стремятся облегчить познавательный процесс у других. Таким образом, феноменологический подход различает разные когнитивные стили, исходя из общей направленности и установки личности.
Влияние когнитивных ориентаций, включая стили обучения, на социальное восприятие очевидно. В целом стили людей одинаковы независимо от того, является ли обучающая ситуация социальной или несоциальной.