Логический барьер примеры из жизни: как их распознавать и преодолевать

Содержание

Тема 3 Коммуникативные барьеры

Тема 3

Коммуникативные барьеры

Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие–то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие различного происхождения, которое реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации

Коммуникативные барьеры бывают трех типов:

1. Барьеры понимания. Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например, фонетического непонимания – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов. Бывают также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов.

Стилистические барьеры возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает. Логические барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2. Барьеры социально–культурного различия – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

3. Барьеры отношения – связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.

Такое препятствие также может быть разной степени прозрачности, в одном случае оно вообще не допустит информацию в сознание слушателя, в другом – исказит или обесценит ее, сделав безопасной.

Б.Ф.Поршнев выделяет три различные формы коммуникативных барьеров, различающиеся, по степенью прозрачности.

Самый плотный, практически не прозрачный, барьер – избегание. Убежать от информации и ее пагубного воздействия можно как физически, так и психологически. Физическое избегание исключает контакт с самим носителем информации. Каждый взрослый человек в ходе жизни нарабатывает целый арсенал различных способов избегания контактов с нежелательными лицами. Многие из них банальны: перейти на другую сторону улицы, отвернуться к витринам, согнуться, чтобы завязать якобы развязавщийся шнурок и т.д. Известный способ «телефонного» бегства: «Извини, у меня что-то на плите горит». В кино в самый неприятный момент можно закрыть глаза, заткнуть уши. Способы старые, проверенные и во многих случаях не только по-человечески понятные, но и оправданные.

Хороший пример психологического избегания – забывание информации. Или, скажем, «уход в себя» во время слушания. Вроде бы слушал, кивал, а в итоге… ничего не услышал.

Другой барьер – авторитет. Информация попадает в сознание, но по пути существенно обесценивается за счет субъективного снижения авторитетности ее источника. Она становится ненадежной, а значит, малозначимой. «Яйца курицу не учат» – одна из культурно закрепленных формул снижения авторитета и ухода от воздействия информации. Это во многом объясняет ту тщательность, с которой люди собирают все авторитетные мнения, могущие служить подтверждением их личной частной позиции (разнообразные ссылки на авторитетные источники, известная формула «есть мнение», цитирование классиков и так далее).

Наконец, третья форма – непонимание. Большая часть нежелательной информации, помимо воли человека, проходит сквозь достаточно грубые фильтры избегания и авторитета. Самый тонкий, изощренный способ снизить ее неблагоприятное воздействие – исказить ее до неузнаваемости, предать ей понятный, близкий или нейтральный смысл. «Ты меня не правильно понял», -говорит «К», обращаясь к своему слушателю. «Смотря что ты имеешь ввиду. — мог бы ответить ему «Р», — с точки зрения твоего замысла, может быть и не правильно. А с точки зрения безопасности моего внутреннего мира, очень даже правильно».

Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением. Г.М. Андреева выделяет коммуникативные барьеры

социального и психологического характера.

С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание а) ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но б) различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или в) вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или г) в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т. п.

В случае возникновения коммуникативных барьеров в ходе общения врача и пациента, можно говорить как о существовании у пациентов психологической защиты от информации о состоянии здоровья и о прогнозах в этом отношении, так и о возможных препятствиях на пути адекватного восприятия информации у врача. Так, М.Р. Битянова выделяет фонетический, семантический, стилистический, логический, социально-культурный барьер и барьеры отношений.

Фонетический барьер может возникать, когда врач и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции. Можно привести примеры искусственного создания такого рода барьеров, например детьми, создающими на базе общего языка свой, мало понятный взрослым (вспомните Тослу и Вислу из сказок про Мумми-тролля). Ни какие фонетические помехи не являются непреодолимым препятствием. Если реципиент заинтересован в информации, он извлечет ее из непростой беседы с сильно заикающимся человеком, и из шипящего и свистящего радиоприемника.

Но в случае, если он не уверен в значимости информации или, напротив, убежден в ее опасности, фонетические искажения и несоответствия легко помогут ему создать необходимый барьер.

Семантический (смысловой) барьер связан с проблемой жаргонов, свойственных людям определенных возрастных групп, профессий или социального положения (например, язык подростков, наркоманов, моряков, хакеров, жителей удаленных местностей и т.д.). Снятие такого барьера – актуальная проблема для представителей медицинской профессии, поскольку от его преодоления зависит успешность терапевтического контакта. Поэтому у врача должны быть навыки усвоения чужих семантических систем. Особенно важно это для врача скорой медицинской помощи. Специфика работы в службе экстренной помощи обязывает врача владеть в полной мере всеми приемами психологии общения и уметь быстро ориентироваться и налаживать контакт с пациентами, а также с родственниками, очевидцами происшествий, работниками милиции и т.

д. В экстренных ситуациях правильно собранный анамнез, быстрый контакт с пациентом часто стоит человеку жизни. С другой стороны, бывает, что медработник сам провоцирует возникновение смыслового барьера у пациента, без надобности используя профессиональные термины. В дальнейшем это может привести к развитию патологических реакций вследствие неблагоприятного воздействия на психику пациента.

Возникновение стилистического барьера возможно при несоответствии речи врача ситуации общения, например, при его фамильярном поведении, когда он всех пациентов старше определенного возраста называет «бабуля» и «дедуля», не учитывает психологических особенностей людей и их психологического состояния (изменение сознания вследствие заболевания или приема лекарственных препаратов).

Когда врач проводит психопрофилактические беседы с пациентами перед всевозможными вмешательствами, обучает их навыкам приема лекарственных препаратов, использованию аппаратуры, знакомит с различными методиками здорового образа жизни, может возникнуть барьер логического непонимания, т. е. логика рассуждений врача может быть либо слишком сложна для пациента, либо казаться ему неверной или неубедительной. Логика доказательств пациента также может быть ошибочной с точки зрения врача. Пути выхода из этих неравнозначных ситуаций, естественно, различны, о чем пойдет речь ниже.

Причиной возникновения социально-культурных барьеров может выступать восприятие пациента как лица определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, социального статуса. Врач должен быть готов к возникновению этого барьера, к тому, что для определенной части больных его авторитет недостаточен; особенно это актуально для молодых врачей.

В процессе общения врача и пациента могут возникать и барьеры отношений. Речь идет об отрицательных эмоциях, которые вызывает человек (причем, причину этого часто трудно осознать), о формировании к нему отрицательного отношения, которое распространяется и на передаваемую им информацию («Зачем вы слушаете эту Марию Ивановну? Разве она может что-нибудь путное сказать?»).

Рассматривая сущность психологического барьера, нельзя не заметить, что любой из них – это, прежде всего защита, которую выстраивает пациент на пути предлагаемой ему информации. Например, представим себе заядлого курильщика, почувствовавшего себя плохо и обратившегося за советом к своему другу, профессиональному медику. Друг, оценив состояние его здоровья, заявляет о необходимости бросить курить, приводя следующий аргумент: «У тебя становится жестким дыхание, и сердце пошаливает».

Если человек не хочет затрачивать усилия и расставаться с устойчивой привычкой, как он может защититься от столь неприятной и травмирующей информации? Есть несколько психологических барьеров, которые используются с этой целью. Первый путь – искажение такой информации, повышенное внимание ко всем противоречащим ей фактам: «Сегодня я чувствую себя значительно лучше, сердце спокойно – это было временное явление» или: «В этой заметке говорится о том, что курение помогает справиться со стрессом». Второй путь – снижение авторитетности источника информации: «Конечно, он врач, но уже много лет как занимается гастроэнтерологией. Много он понимает в сердечных болезнях!». Наконец, третья возможность – защита через непонимание; «Знал бы он, что такое действительно плохое дыхание! Вот у моего соседа, например! И ничего, курит».

Так каким же образом врач может стремиться к достижению взаимопонимания в беседе с пациентом? В частности, исследования Susan E. Brennan показывают, что лексический консенсус, или lexical entrainment (понятие предложено S. Brennan) достигается, если говорящий использует в беседе те паттерны, применение которых во время предыдущих встреч помогало найти общий язык, даже если в данном случае можно было выразить свою мысль гораздо проще и яснее.

В данном контексте особое значение приобретает первая встреча врача с пациентом, результат которой зависит от ее установки на достижение взаимопонимания. Именно принятый врачом при первой встрече стиль общения в дальнейшем определит конструктивность общения в целом.

7

что это в психологии, когда возникает в деловом общении, примеры

Содержание:

  • Фонетический барьер, характеристика как проблемы коммуникации
  • Фонетический барьер в деловом общении
  • Примеры барьера из жизни и литературы

Содержание

  • Фонетический барьер, характеристика как проблемы коммуникации
  • Фонетический барьер в деловом общении
  • Примеры барьера из жизни и литературы

Фонетический барьер, характеристика как проблемы коммуникации

На пути эффективной коммуникации могут возникать определенные препятствия (барьеры), вызванные естественными, социальными, психологическими факторами. Возникновение некоторых барьеров обусловлено восприятием как собеседника, так и самого коммуникатора. Это чувства недоверия, страха, неприязни, влияющие как на содержание, так и на форму сообщения.

Помимо этого, на возникновение фонетических барьеров коммуникации влияют дефекты речи и дикции, особенности говорения коммуникатора.

Определение

Фонема значит звук. Фонетический барьер возникает из-за звуковых особенностей речи, которые усложняют восприятие и понимание сообщения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

К ним относятся очень громкая речь, высокая скорость говорения, монотонность, длительные паузы между словами, нечеткое произношение некоторых слов или низкая скорость речи. Также это может быть абсолютно непонятная речь из-за ряда особенностей: акцента, заикания, картавости.

Фонетические барьеры могут быть обусловлены спецификой произношения у конкретного человека. Многие из них можно преодолеть различными способами в зависимости от ситуации.

Например, информацию от заикающегося человека воспринимать проще, если он спокоен и не волнуется, дышит ровно и размеренно. Тогда его речь станет чище и понятнее. Снизить шепелявость и картавость можно после занятий с логопедом. А акцент станет менее явным после разговорной практики и общения с носителем.

Также почвой для фонетических барьеров может стать психологическое состояние коммуникатора. Нервозность, стресс, страх, возбуждение, радость — сильные эмоции влияют на процесс передачи информации. Чтобы сообщение воспринималось проще, необходимо снизить уровень эмоциональности и прийти в равновесие — избавиться от фактора стресса, успокоиться, сделать передышку.

Фонетический барьер в деловом общении

Обычно в деловой коммуникации собеседники являются друг для друга авторитетами, доверяют друг другу, при этом информация все равно не воспринимается достаточно эффективно. Это происходит из-за разнообразных барьеров коммуникации, в том числе из-за фонетического.

Такие звуковые особенности произношения, как проблемы с артикуляцией, дикцией, техникой речи, акцентами, тоном голоса, наличие слов-паразитов усложняют коммуникацию.

Преодолеть фонетические препятствия при деловом общении можно, если учитывать ряд факторов:

  • особенности аудитории — влияет национальность, возраст, уровень знакомства с предметом обсуждения;
  • наличие обратной связи с аудиторией;
  • контекст беседы, окружающая обстановка — размер помещения, наличие посторонних звуков и отвлекающих элементов.

Также коммуникаторам важно работать над собственной речью и дикцией. Сообщение должно передаваться четко и внятно, разборчиво, на адекватной громкости и скорости.

Примеры барьера из жизни и литературы

С фонетическими барьерами мы часто сталкиваемся в жизни. Например, у детей еще не поставлена речь, потому понять, что именно они пытаются сказать, довольно сложно. Испуганному человеку сложно выразить свои мысли. Объяснить что-либо он сможет после того, как успокоится.

Одним из наиболее популярных примеров фонетического барьера является диалог Наполеона с одним из своих полковников:

  • «Сколько солдат в вашем полку?» — скороговоркой спросил Наполеон.
  • «Тысяча двести двадцать пять!» — быстро ответил командир.
  • «Сколько в госпитале?»
  • «Тысяча триста десять!» — еще быстрее ответил полковник.
  • «Замечательно!» — подвел итог император, который из-за высокой скорости речи не понял разницу в цифрах.

Снижение влияния барьеров — условие эффективного общения, уменьшения непонимания между собеседниками. Многие барьеры общения можно преодолеть, если использовать уточняющие вопросы, перефразировать речь, а также дублировать мысль через другие каналы коммуникации.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 5.00 (Голосов: 1)

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

Коммуникативные барьеры в психологии — способы преодоления

Человек и его психологическое состояние, целая цепочка действий, которая не всегда понятна. Любое препятствие, которое создается на пути к общению одного человека с другим, называется коммуникативным барьером. Сегодня люди постоянно общаются между собой на работе, дома и в гостях и не всегда, это общение комфортно для человека. Коммуникативные барьеры и препятствия различаются по видам и каждому из них способствуют разные психологические явления.

Понятие и виды коммуникативных барьеров

Коммуникативный барьер связывается с образом жизни человека, его взглядом на те или обстоятельства, характером и устремлением. На психологическое состояние влияет даже речь и стиль жизни человека. Общение, это главная точка взаимодействия в человеческом мире, и если разбирать барьеры общения в психологии, то классификация будет такой.

Понимание и восприятие:

  • эстетические барьеры — один человек не нравится другому по внешним данным;
  • социальные барьеры — социальный статус и его неравенство;
  • барьеры отрицательных эмоций — вызывают в человеке такие чувства как страх, раздражение, гнев, страдание, обиду, стыд и вину, горечь, брезгливость, презрение или отвращение;
  • стереотипные барьеры — человек дает себе психологическую установку, относится к другому человеку или компании хорошо или плохо;
  • самозащитные барьеры — уверенный в себе человек, считает себя и свое мнение правильнее, чем мнение других и если, кто-то выступает против, включается функция самозащиты.

Взаимодействие:

  • барьеры стиля общения — каждому человеку свойственно общаться в собственной манере, которое может быть не по душе другим;
  • этические барьеры — характер нравов и несовместимые нравы;
  • мотивационные барьеры — человека не мотивирует никакая ситуация общаться с другим;
  • технические барьеры — влияющие на навыки в общении;
  • барьеры противоположностей характерных проявлений.

Коммуникация:

  • неведение;
  • речевая стилистика;
  • невнимательное восприятие речи собеседника.

Основные барьеры характеризуются так:

  1. Барьеры мучения — испытывает каждый человек и неважно на физическом или душевном уровне происходит процесс. Такие барьеры тяжело преодолеваются на них нужно время и душевные силы. Барьеры, созданные страданиями и мучениями, изменяют человеческое сознание, когда у одного человека происходит радостное событие, другой может испытывать страдания. Или другая ситуация один человек испытывает вину перед другим человеком и пытается сгладить ее при помощи поступков. Иногда человек, который страдает, становится агрессивным, это нормальное явление, человеку просто нужно время, чтоб прийти в себя.
  2. Барьеры негодования — сложный психологический процесс, происходящий внутри человека. Они могут проявиться от обид, непонимания, предвзятости и раздраженности. Человек постоянно думает о своей обиде, и она со временем становится все больше и больше, далеко не каждый умеет отпускать и принимать ситуацию. Пока человек сам не поймет несерьезность такого состояния с ним тяжело общаться, а попытки наладить общение будут вызывать негатив.
  3. Барьеры неприязни и брезгливого состояния — этот вид коммуникативного барьера вызывается неприятными манерами собеседника, отталкивающими привычками. Когда человек не соблюдает правила личной гигиены или навязывает свое общение. Например, неприятный внешне человек пытается подружиться или оказывает знаки внимания.
  4. Барьеры пренебрежения — когда человек не воспринимает всерьез другого человека, который пытается обратить на себя внимание. Пренебрежительное отношение начальства к своим коллегам из-за чувства собственной возвышенности.
  5. Панические барьеры или страх — человеку трудно преодолеть собственные страхи и боязнь, такие барьеры коммуникации находятся с человеком всю жизнь. Это страх перед начальством на работе не оправдать ожиданий, не сдать экзамены, переживания родителей за своих детей и т.д. Такой барьер создает напряжение в психологическом состоянии и способен “выбивать из колеи”.
  6. Барьеры стыдливости и проступков — стыдливость неплохое чувство в психологическом состоянии человека, не зря говорят, что, если человеку стыдно, значит еще не все потеряно. Дети испытывают чувство стыда, когда их ругают родители за какой-то проступок, или происходит ситуация, которая сейчас неуместна и человек начинает чувствовать неловкость и смущение. Стыдливость проявляется не только в моменты осуждения, но и когда неожиданно хвалят.
  7. Эмоциональные барьеры — часто встречается в повседневной жизни, когда человеку приходится общаться через силу, нет настроя на работу, гложет старая обида или долго не получается что-то сделать. Настроение человека меняется часто из-за разных эмоциональных переживаний.

Барьер может возникнуть в результате недопонимания собеседника, это еще один вид барьера коммуникации, который делится на фонетический, семантический, стилистический и логический.

Фонетические барьеры — связаны с речевым недостатком. Человек может слишком тихо разговаривать из-за волнительного состояния, собеседник может не слышать разговор и из-за этого потерять интерес к общению или человеку очень важен материал, но поймет он его плохо и воспримет не в той мере, в которой было озвучено.

Быстрая речевая стилистика тоже не воспринимается собеседником как нужно, чаще всего это происходит в результате чтения текста коммуникатором. Монотонность в речи, когда под разговор хочется уснуть. Съедание концовки предложений, трудно понять, о чем говорит человек, если он не четко произносит слова или в конце предложений речь затихает.

Семантические барьеры — возникают, когда у собеседников разное мнение на одну и ту же ситуацию или слово. Происходит это из-за социального статуса, возраста, политических взглядов или культурного воспитания. Одни и те же слова могут восприниматься по-разному в зависимости от понятия смысла, поэтому, если возникает семантический барьер, лучше уточник у собеседника, что он точно имеет ввиду под своими выражениями.

Стилистические барьеры — могут разрушить нормальные коммуникативные отношения, из-за неправильно выбранной интонации в беседе. Например, если человека хвалят грубым голосом или не соблюдается субординация. Речевая стилистика должна соответствовать ситуации.

Логические барьеры — логическое рассуждение одного человека может не совпадать с мнением собеседника и тогда будут возникать споры. Человеку может быть непонятно логическое мышление другого, даже, если он прав, происходит это из-за разного социального статуса или пола, у мужчин своя логика, а женщин своя.

Как устранить психологический барьер в общении

Психологические барьеры и их преодоление не всегда является возможным и даже нужным, иногда человеку нужно просто время, и он самостоятельно вернется в прежнее состояние. Чтобы разрешить конфликтную ситуацию нужно воспользоваться психологическими правилами.

  • Когда происходит конфликт, человеком начинают управлять эмоции, и он не способен управлять действиями.
  • Не нужно навязывать собеседнику свое мнение, а прислушиваться и делать выводы. Не бывает одного единственного правильного мнение или решения проблемы, поэтому нужно размышлять над ситуацией.
  • Не оставлять конфликтную ситуацию, а искать пути решения.
  • Если человек находится в агрессивном состоянии, лучше оставить его в покое или сменить тему разговора.
  • Во всем искать положительную сторону и отпускать ситуацию.
  • Не осуждать человека и никогда не говорить “вот я бы на твоем месте”.
  • Не хвалиться перед окружающими и не указывать на свои преимущества, это отталкивает.
  • Не делить людей на “хороших” или “плохих”.
  • Если человек важен для вас, лучше согласиться с его мнением, чтобы не раздувать конфликт, тот, кто умеет во время промолчать, всегда мудрее.

Коммуникативные барьеры и психологические столкновения – это, как правило, отрицательные эмоции, которые возникают при общении и это нормальное состояние. Эмоции, страхи и недопонимания, человеку сложно в разных ситуациях управлять собой, чтобы преодолеть барьеры нужно внимание и понимание.