Логическое мышление — Психология человека
Что такое логика, как не искусство доказывать?Жан Пиаже
Простая с виду вещь – логика, которой мы все, даже не зная о ее законах, интуитивно пользуемся в своих рассуждениях и размышлениях. Мы связываем одни известные нам факты с другими и получаем определенную картину событий, которая помогает нам понять произошедшее, происходящее или то, может произойти. Однако, если посмотреть на решения многих людей, то нередко можно заметить, что их решения нелогичны. Ну или по крайней мере логика у них несовершенная. Вроде бы, если подумать, то все расчеты говорят, что человек должен был поступить так, а он почему-то поступил иначе. И дело не только в том, что люди часто принимают решения на эмоциях, которые, если так можно выразиться, имеют свою логику, несколько странную, но и в том, что логика у людей не всегда одинаковая, так как зависит от того, что они знают и чего не знают, и следовательно, логическое мышление, даже будучи очень хорошо развитым, не позволяет нам всегда делать точные расчеты. Что-то мы, да упустим из виду и потому совершим ошибку. Я расскажу вам, как это происходит. А также вкратце расскажу, что такое логическое мышление и как его правильно развивать, чтобы реже ошибаться.
Сразу скажу, что не собираюсь известные логические законы и правила пересказывать, их вы и без меня можете изучить. Материалов в сети по логике более чем достаточно. Я расскажу вам о своем понимании и восприятии логического мышления и используемых мною способах его развития. Вначале дадим краткое определение логики.
Что такое логика
Логика – это наука об условно-правильном мышлении. Почему оно условно правильное? Потому что руководствуясь в своих рассуждениях известными правилами логики не всегда можно получить верные ответы на поставленные вопросы. Логика упирается в известные человеку факты и если он чего-то не знает, то его расчет окажется неверным, как бы идеально он не рассуждал. Да и сами эти законы могут быть не совсем верными. Просто другие мы пока не открыли.
А что такое логическое мышление, именно как процесс? В чем конкретно это выражается? Логическое мышление, оно же, условно-правильное мышление, это способность человека проводить связи между разными известными ему фактами, используя для этого известные законы логики, чтобы сформировать складную картину чего-либо, какой-то действительности, какого-то события. Вот, допустим, что-то произошло, какое-то событие, как можно его объяснить с помощью логического мышления? Нужно определить все возможные причины, которые укажут на закономерность произошедшего и выбрать среди них такую, которая имеет больше всего доказательств в свою пользу. Тогда мы поймем, почему это событие произошло, выявив главную причин и ряд второстепенных причин. А как понять, что это событие означает? Надо на примере других аналогичных или хотя бы похожих событий, уже ранее происходивших, предположить, какие у этого события могут быть последствия. И опять-таки, чем больше будет доказательств в пользу одной из версий, тем больше оснований полагать, что она верная и что именно таких последствий следует ожидать.
Вот так логика помогает нам, можно сказать, собрать кино жизни, ну или отдельный ее эпизод, благодаря склейке разных кадров, то есть, фактов. А клеем служат доказательства в пользу определенной связи между фактами и законы логики, которые эти связи доказывают или опровергают. Чтобы мыслить логически, нужно начать задаваться вопросами о причинах чего-либо и следствиях, к которым могут привести какие-то действия, какие-то события. Почему что-то происходит так, как происходит? Почему что-то устроено так, а не иначе? С какими последствиями мы столкнемся, приняв то или иное решение? К чему приведет так или иная тенденция? Ничего тут сложного нет. Но ответы на эти вопросы нужно уметь обосновывать. Нельзя просто сказать, что я так думаю. И даже нельзя сослаться на свой прошлый опыт объяснений и предсказаний чего-либо. Обо всякий опыт ограничен теми условиями, в которых он стал возможен, тогда как у других людей опыт может быть другим. Нужно больше разных доказательств, подтверждающих или опровергающих различные связи между фактами, чтобы рассуждения, размышления человека выглядели логичными.
Логика помогает нам мыслить целостно, складно, широко. Логическое мышление, вместе с мышлением системным, позволяет целую картину события собрать, а не кусками довольствоваться и не отрывками информации о ней располагать, по которым ничего непонятно, откуда взялось одно, к чему приведет другое. Таким образом, для хорошо логически мыслящего человека нет необъяснимых, незакономерных явлений и такой человек может сделать более или менее точный прогноз на будущее, оценивая происходящее в настоящем с помощью своего логического мышления. Нужно лишь задаться вопросом о том, с какими фактами могут быть связаны те факты, которые в настоящий момент имеются и как выглядит эта связь. Если все будет идти так, как идет сейчас, то к чему это приведет? И что привело к тому, что мы сейчас имеем?
Причинно-следственные связи
Обычно мы говорим о способности проводить причинно-следственные связи, говоря об умении мыслить логически. Потому что в логике мы связываем друг с другом в основном такие факты, которые разбросаны по времени. Например, какой-то факт предшествовал возникновению другого факта или ведет к новым, предполагаемым нами фактам. Причем причина – это не просто факт, это целое стечение обстоятельств, это специальные условия, в которых возможно возникновение какого-то явления, которое мы потом называем следствием. Другими словами, несколько фактов, включая основной, предшествуют возникновению нового основном факта и несколько сопутствующих фактов.
Факт – это событие, явление, которое реально произошло. Но это событие, явление произошло при определенных условиях, которые тоже надо учитывать, говоря о причинно-следственных связях. Нельзя сказать, к примеру, что брошенное в землю семечко стала причиной появления ростка, потому что дело не только в семечке, хоть и можно назвать ее бросание в землю основным фактом, предшествовавшим появлению нового факта – ростка. Потому что дело и во множестве других факторов, которые повлияли на то, что семечко проросло. Это и влага, и климат, и особенность почвы, да много чего еще, менее значимого, но необходимого для прорастания семечка. Поэтому, у каждого следствия, как факта, существуют причины в виде других фактов, в которых есть основной факт и ряд второстепенных. Вот это мы можем назвать условиям, благодаря которым становится возможно какие-то явление, событие. Хорошо понимая, в каких условиях становится возможным то или иное явление, мы можем прекрасно объяснять случившееся и делать расчеты на будущее, выстраивая цепочку мыслей, именуемой причинно-следственными связями. Если сложатся такие-то условия, если возникнет такое-то стечение обстоятельств, то это приведет к таким-то последствиям. И для человека в жизни уже не будет такого количества неожиданностей, которые бывают в жизни людей, плохо мыслящих логически.
Мы объясняем случившееся или происходящее в настоящий момент, изучая предшествующие этим событиям факторы в виде совокупности фактов, которую называем условиями. Что-то всегда из чего-то вытекает и все к чему-то ведет. Но любопытно то, что логика не всегда может быть достаточно стройной, как раз-таки потому, что у каждого следствия может быть несколько причин, которые не так-то просто учесть. Вот, допустим, если бросить спичку на легко воспламеняющиеся вещи, то с высокой степенью вероятности произойдет пожар. Логично? Логично. Но следует ли из этого, что всякий пожар можно объяснить брошенной зажженной спичкой, даже в тех случаях, когда это действительно произошло? Очевидно, что нет.
Не всегда к пожару приводит только брошенная зажженная спичка. Даже если ее бросили и из-за нее что-то воспламенилось, в дальнейшем пожар мог развиться из-за совсем другого стечение обстоятельств. Например, из-за которого замыкания или из-за взрыва газа. Да что угодно могло стать причиной, даже с учетом известной нам причины в виде брошенной зажженной списки. А значит, если мы видим пожар, то не зная дополнительной информации о нем, мы не сможем объяснить его причину только известными нам фактами. Наша логика будет ошибочной, пока мы не найдем все нужные нам улики, чтобы учесть их в своих расчетах. Причем, известных улик тоже может оказаться недостаточно, чтобы выяснить причину пожара, потому что их нам могут подкинуть, чтобы, допустим, скрыть факт умышленного поджога, который был совершен для прикрытия другого преступления, например, воровства. Поэтому, чтобы рассуждать логично при поиске причин чего-то, в частности пожара, нужно знать обо всех возможных его причинах и дальше уже искать доказательства, которые либо подтвердят, либо опровергнут ту или иную версию. Иначе логика будет слишком суженной и потому неэффективной.
Связь между фактами
Чтобы мыслить логически, нужно проводить связь между различными фактами, о которых прежде, конечно, надо узнать. Чем больше фактов знаешь, тем больше всяких связей можешь провести, чтобы нарисовать нужную картину событий. Но как вот эту связь провести? Как понять, что один факт связан с другим? А здесь, если мыслить системно, то мы можем допустить, что в этом мире все со всем связано каким-либо образом. Поэтому, связь зависит от того, насколько часто и близко какие-то факты расположены друг к другу. Плотность связи определяется частой и близостью возникающих друг с другом фактов. Изучение похожих друг на друга ситуаций и проведение экспериментов помогает нам найти нужную связь между фактами. Вот, допустим, если какие-то слова и какое-то поведение человека часто встречаются в конфликтных ситуациях, ну значит между такими словами и поступками, и конфликтной ситуацией есть связь, даже если напрямую их друг с другом связать не получается. Вроде бы человек никого не обидел, не оскорбил, не унизил, вроде ничего такого плохого другим людям не делал, делая что-то, а конфликт все равно возник. Значит косвенная связь есть и надо смотреть, как другая сторона воспринимают такие слова и такое поведение, с виду не конфликтные, но приводящие впоследствии к конфликту. Логика не всегда бывает стройной и очевидной, но она есть всегда. Вот что важно помнить. Логика есть всегда и во всем. Вопрос только в том, как связать одни факты с другими. Вот для этого и нужны примеры, и эксперименты.
И знания, без них никуда, без них логика невозможна. Нельзя провести связь между тем, о чем просто не знаешь. Можно сказать, что дыма без огня не бывает, поэтому, если ты видишь дым, значит где-то есть и огонь, который его создает. Но чтобы вот так рассуждать, человек должен знать, что дым сопровождает огонь, а если ты этого никогда не видел и не знаешь, ты не свяжешь одно с другим. Чем больше важных фактов вы знаете, тем логичнее вы сможете рассуждать, связывая эти факты друг с другом в контексте времени. И наоборот, не знание важных фактов, сделает вашу логику корявой и примитивной или вовсе абсурдной. Вот, например, что из чего вытекает — ветер дует, потому что деревья колышутся или наоборот? Ну разве вы сможете рассуждать логично в этом моменте, не обладая определенными знаниями в области физики?
Логика – это ниточка, которая связывает между собой различные части целого, чтобы позволить собрать общую картину. Ну чтобы было что с чем связывать, человеку нужны факты.
Неправильная логика
Мы настолько привыкли к некоторым вещам, как к якобы логичным, что видим логику там, где ее нет. Вот приведу вам пример, который когда-то изучал достаточно глубоко. Это пример с признанием человеком своей вины. Представим, что совершено преступление, пусть это будет кража, а не что-то более страшное. Правоохранительные органы арестовывают вора-рецидивиста, который проживает недалеко от того места, где было совершено преступление. И этот человек дает признательные показания. Логичным будет посчитать его виноватым в краже и наказать? Нет, нет и еще раз нет! Категорически нет! Ни в коем случае нельзя принимать его признание, если, конечно, мы хотим, чтобы свершилось правосудие, в качестве хоть какого-то доказательства вины человека. Потому что, это нелогичное для человека поведение – признаться в совершении преступления, зная, что понесешь за это наказание. Люди так не поступают.
Человек в трех случаях может признать свою вину: если его как-то подкупят, если его запугают или выбьют из него признание, либо если у него какие-то нездоровые убеждения в голове или вообще проблемы с ней. Во всех трех случаях, поведение человека будет неестественным и нездоровым. А как можно что-то неестественное и нездоровое принимать в качестве доказательств? Ну с какой стати нормальный человек будет в чем-то признаваться? А если на него оказали воздействие, тогда о каком правосудии может идти речь? Или, если он нездоров, если у него какие-то проблемы с головой, поэтому он и признался, чтобы понести наказание, тогда его надо лечить, а не судить. Больных людей легче всего во всем обвинить.
Поэтому, признание вины – это не царица доказательств. Это противоестественное поведение. Что бы не побудило человека признаться в содеянном, это нельзя принимать в качестве доказательства его вины, иначе правосудие не свершится. В судебной практике всякое признание вины вообще следует рассматривать, как повод провести дополнительную проверку и посмотреть, как вообще проводилось следствие, если в итоге человек признал свою вину. Ибо не исключено, что человека или пытали, или обманули, ну или чем-то шантажировали, чтобы добиться от него признания. Поэтому, пока признание вины является доказательством этой самой вины, люди будут подвергаться террору со стороны правоохранительной системы, которой гораздо проще добиться от человека признания, чем найти другие доказательства его вины. Если мы хотим жить в цивилизованном обществе, а не в людоедском, признания людей в преступлениях нельзя рассматривать в качестве доказательства их вины! Напрямую такие вещи, как признание и вина не связаны, это нелогично. Они связаны только через дополнительные условия, из-за которых признание стало возможным.
Почему признаваться в том, за что тебя могут наказать, значит действовать нелогично? Потому что всякий здоровый человек должен защищать себя от любой опасности, в том числе и от любого наказания. Совершил ты преступление или нет, не имеет значения. Если ты не псих, ты не будешь признавать свою вину, это просто глупо. Всячески отрицать свою вину, даже когда все доказательства против тебя, вот это логичное поведение. А признание в содеянном – нелогичное. Человек имеет право себя защищать. А если он в чем-то признается, за его могут наказать, тогда такое доказательство надо отвергать. Иначе людей будут вынуждать сознаваться во многих преступлениях несмотря на то, что они их не совершали. Надеюсь, в будущем система правосудия полностью откажется принимать признание людьми своей вины в качестве хоть какого-то доказательства. А те общества, в которых такая практика сохранится, будут считаться отсталыми и бесчеловечными. Потому что в них обязательно будут практиковать выбивание признания из обвиняемых. И вы должны понимать, если вас как следует побить, то вы сознаетесь в чем угодно. Так что, видите, зная закономерности человеческого поведения мы можем сделать правильный вывод о том, что видим и слышим, пользуясь своим логическим мышлением.
Но пока, видите, общество, руководствуясь своим примитивным восприятием подобных фактов, а потому и нелогично рассуждает. Очень многие люди верят в логичность того, что если человек признался в чем-то, значит он это действительно совершил. Поэтому признание и принимается в качестве доказательства чьей-то вины.
Что еще является неестественным, а потому и нелогичным в поведении людей, в чем мы при этом привыкли видеть логику? Ну, например, говорить публично правду, за которую могут наказать. Люди не будут говорить открыто от своего имени то, из-за чего у них могут возникнуть проблемы, страх не позволит. Некоторые, конечно, говорят, но вообще для человека это неестественно. Поэтому многие предпочитают лгать, лишь не навлечь на себя беду. А вот анонимность может сделать людей более искренними. И, собственно, делает. Именно благодаря анонимности люди способны говорить правду, потому что в таком случае чувствуют себя в безопасности. Как сказал Оскар Уайльд: „Человек очень смущается, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам всю правду.“ Поэтому, когда говорят о том, что для того, чтобы люди были ответственными за свои слова, надо лишить их анонимности – это неправда. Люди будут бояться наказания, а не ответственными станут. Именно поэтому, когда люди голосую на выборах, они делают это анонимно, чтобы ни перед кем потом не отчитываться за свое решение и не бояться, что к ним будут какие-то претензии со стороны тех, кто недоволен их выбром. Почему же в таком случае, в том же интернете следует убирать анонимность? Чтобы люди стали больше лгать и лицемерить, чтобы качество информации в сети снизилось? Подумайте логически, чтобы понять, к чему это приведет.
Как развивать логическое мышление
Что же, давайте теперь подумаем о том, как следует развивать логическое мышление, желательно на примере повседневных дел, чтобы не заниматься этим специально, на что требуется время. А когда человек развивает мышление, занимаясь повседневными делами, он сочетает необходимое с полезным и желательным. Это как всегда и везде учиться, в любой ситуации.
Интуитивно мы все используем логику. Но как показывают вышеприведенные примеры, связывая различные факты между собой только потому, что мы привыкли так делать, считая такую связь верной, мы можем мыслить ошибочно, но при этом думать, что наша логика безупречна. Как дважды два. Поэтому, первое, с чего следует начать развивать логическое мышление – это отказ от мыслительных шаблонов. Все старые связи, которые мы считали логическими, но при этом не сравнивали их с другими, нужно заново проверить. Свою логику нужно доказывать, а не принимать ее, как прописную истину. И прежде всего ее нужно доказать самому себе. Вот, допустим, вы лично хоть как-то проверяли вопрос с дымом без огня – возможно такое или нет? Можете в прямом смысле пример этот рассматривать, можете в переносном. Главное, выясните, проверяли вы какую-то известную вам логическую связь или нет. Если нет, почему вы считаете эту логическую конструкцию логичной, какие доказательства убеждают вас в ее верности? Я часто на такую логику наталкиваюсь, занимаясь развитием мышления с людьми. Они говорят, что вот это логично, то логично, но почему то или это логично, не объясняют. Потому что они сами эту логику не проверяли. Просто легче взять на вооружение такую установку, где из А вытекает Б, особенно, если где-то когда-то тебя этому научили. Другие варианты при этом не рассматриваются. Только не забывайте, что официальная наука тоже часто ошибается в своих выводах. Поэтому, всегда надо иметь веские основания считать какую-то связь между фактами логичной, постоянно доказывая себе ее логичность. Иначе у вас не логичное мышление будет, а догматическое.
Широта познаний – еще одно важное условие для развития логики. Необязательно и невозможно знать все. Но какой-то конкретный, важный для человека вопрос он должен изучить со всех возможных сторон, все имеющиеся на него точки зрения должен рассмотреть, чтобы иметь возможность провести множество связей между разными фактами и понять, какая из них логичнее всего. Какая-то из этих связей окажется самой сильной, а значит и самой логичной. В этом смысл логики – убедиться в правильности и силе определенной связи между фактами. Это как выбирать в магазине какой-то товар, лучше всего в интернете, так как в нем выбор больше. Соотношение важных для человека характеристик и цены товара может быть разным. Одно предложение смотришь, другое, третье, чтобы найти самое лучшее. В некоторых случаях может показаться, что нашел лучший вариант, когда наткнулся на что-то симпатичное по ряду показателей. Но если не спешить и продолжать выбирать, то можно будет найти еще более подходящие варианты, еще более симпатичные. И вот самый лучший вариант из всех изученных – это и самый логически обоснованный вариант. Но чтобы на него наткнуться, нужно перебрать массу разных вариантов. Так и с информацией, чтобы найти самую сильную связь между фактами, которая будет самой логичной, нужно множество разных фактов и связей между ними изучить. Потому что, многое со многим можно связать, все может быть логичным, та же софистика это показывает. Но если нам нужна правильная связь, когда действительно одно вытекает из другого, что попало и с чем попало связывать не стоит.
Ну и теперь самое главное – это вопросы. Отказавшись от всех логических шаблонов, ну или по крайней мере от тех из них, которые сильнее всего связаны с вашей жизнью, чтобы не закрывать себя эту тему, считая ее изученной и узнав о чем-то как можно больше, следует начать задаваться вопросами о причинах того, почему что-то устроено именно так, как устроено. Надо ставить перед собой правильные вопросы, направленные на объяснение наблюдаемых закономерностей, чтобы находить нужные связи и привыкать это делать на постоянной основе. Есть вопрос, значит есть мысль. Потому что вопрос вынуждает искать ответ, а значит и думать. Но при этом, ответ нам нужен обоснованный, доказанный, а не абы какой. Наблюдая за различными явлениями, следует задуматься о причинах их происхождения. Почему что-то именно такое, какое оно есть, почему происходят именно такие вещи, а не какие-то другие. Почему, например, некоторые люди, если сделать им доброе дело, в ответ делают тебе зло? Надо объяснить эту логику, надо понять, почему так бывает. Различные события не должны восприниматься человеком, как набор отдельно взятых эпизодов, кусков жизни. Их надо связывать в целый фильм, а точнее, в сценарий. И если при системном мышлении мы все со всем связываем, то при логическом, мы ищем связи в каком-то определенном событии, в каком-то определенном ходе вещей. Почему из А вытекает Б? Почему ни как-то иначе? А может есть и другие связи, может из А вытекает Г? Как это узнать, как это проверить?
Еще одна категория вопросов направлена в будущее, когда человек задумывается над тем, что произойдет, если что-то будет идти так, как идет сейчас, если он сделает что-то определенным образом. То есть, нужно просчитывать наперед события, задаваясь вопросами о вероятном будущем и предполагая, каким оно может быть в каком-то определенном направлении. Что произойдет, если вы сделаете, скажете то, что вы делаете и говорите сейчас? Можете это предположить? Сделайте это. А потом обоснуйте, докажите свои предположения. Что будет если сохранится существующая тенденция в определенной области и почему вы так считаете? Давайте, сделайте прогноз по поводу чего-либо и докажите его правильность. Скажите: «Я считаю, что при нынешнем раскладе дел мы придем к тому-то и тому-то» и объясните, почему вы так считаете. Или, объясните себе, зачем вы делаете то, что делаете или зачем другие люди делают то, что делают. Вопросы, направленные на предположение того, каким будет будущее и поиск ответов на них. Вот так вы можете тренировать свое логическое мышление.
Но, в этом моменте некоторые люди возражают, говоря, что как можно узнать, каким будет будущее, если оно еще не наступило. Невозможно знать то, чего еще нет. Ну, может быть, и можно допустить, что завтра солнце снова встанет, как это было многие тысячи лет, но в других-то вопросах не все так очевидно, чтобы быть уверенным в своем прогнозе. Так вот, чтобы узнать будущее, надо получше узнать прошлое. Ничто не ново под луной. Хотя, конечно, это слишком громкое заявление, но все же хорошо изученное прошлое открывает нам глаза на вероятное будущее. Мы его не можем узнать наверняка, но логика может помочь нам с высокой степенью вероятности предположить, каким оно может оказаться при определенном раскладе. Если вы видите, что ребенок играет со спичками, то разве вы, зная о том, что бывает в таких ситуациях, не сделаете предположение о том, что может случиться пожар? Вот так и вот многих других делах. Так что, чем больше знаешь о том, что и как бывает в жизни, при определенных обстоятельствах, тем легче будет ответить на вопрос о том, что будет, если сделать, то или это, или если текущее положение дел сохранится.
Вот так, задаваясь вопросами, которые помогут вам объяснить происходящее и предположить, каким может быть будущее и находя на них ответы, которые надо обосновать и доказать, вы будете развивать свое логическое мышление. Самое главное здесь, как вы понимаете, не лениться это делать. Мы мыслим шаблонами, потому что так легче и быстрее. Мы проводим такие связи между фактами, которые легче всего провести. И потому можем ошибаться. А когда мы ставим перед собой вопросы, особенно такие, которые не имеют готовых ответов, мы начинаем мыслить. При условии конечно, что мы старательно ищем на эти вопросы ответы и затем обосновываем их, доказываем их правильность, сравниваем с другими ответами, чтобы убедиться, что эти ответы самые верные. В результате, чем сильнее будет связь между фактами, так, что и не докопаешься, тем крепче будет ваша логика. Это будет, как принято говорить, железная логика.
Логическое мышление, игры на развитие логического мышления
Логическое мышление человека – это операционный процесс мыслительной деятельности, при котором он оперирует конкретными и четкими понятиями. Данный тип мыслительного функционирования необходим с целью принятия решений, выведения умозаключений, когда требуется применить ранее приобретенный опыт или знания и подвергнуть анализу ранее полученные сведения. Люди используют логическую мыслительную деятельность для нахождения ответов, аргументов и вариаций решений множества задач, например, при выборе максимально короткой и оптимальной дороги до нужного места назначения или в процессе выработки бизнес проекта. Размышлять логически – это означает отделять значимое от несущественного, отыскивать взаимосвязи объектов и находить зависимости, выводить итоги.
Логическое мышление способствует нахождению обоснований множеству явлений и событий, помогает осознанно подвергать оценки факты, верно, выстраивать суждения. Однако логическое мышление человека, равно как и всякую другую способность, необходимо постоянно тренировать. И начинать оптимально на раннем детском возрастном этапе. Во многом формирование логического мышления зависит от решения задач, побуждающих к размышлению.
Словесно-логическое мышление
Сегодня все больше исследований направлено на индивидов, имеющих нарушения во взаимосвязи речи и мышления. Мыслительная деятельность индивидов связана неразрывно с человеческой речью. Так как мысль не может зародиться, протекать и существовать вне речи. Люди мыслят посредством слов, произносимых про себя либо вслух. Другими словами, мыслительные процессы проистекают в речевой форме. Чем основательнее осмысленна и глубже продумана каждая мысль, тем четче и яснее она будет сформулирована в словесных формах. Также, наоборот, при совершенствовании и оттачивании словесных формулировок определенной мысли, будет становиться более отчетливой и понятнее сама мысль.
Мыслительная функция является социально обусловленным, нераздельно связанным с речевыми конструкциями психическим явлением, характеризуемым отыскиванием и произведением открытий существенно нового. Это явление непрямого и обобщенного отображения реальности через ее анализ и синтез. Мыслительное оперирование зарождается на фундаменте практической деятельности посредством чувственного постижения.
Словесно-логическая мыслительная функция является одной из вариаций мышления, которая характеризуется употреблением понятий и использованием логических конструкций. Она функционирует на фундаменте языковых средств и являет собой более позднюю фазу исторического развития и онтогенетического формирования мыслительной деятельности. В структуре словесно-логического мышления вырабатываются и действуют разные виды обобщений.
Словесно-логическая мыслительная деятельность являет собой вид мышления, который реализуется с помощью логического оперирования понятиями. Для этого вида деятельности характерно применение понятий, конструкций логики, которые временами не обладают прямым образным выражением (например, стоимость, гордость, честность). Именно вследствие словесно-логического оперирования субъект умеет находить общие закономерности, предугадывать формирование процессов в социуме и природе, обобщать разную наглядную информацию. Однако даже максимально отвлеченная мыслительная деятельность нередко от визуально-чувственного опыта полностью не отрывается. Всякое абстрактное понятие обладает собственным конкретно-чувственным фундаментом, который не в состоянии отобразить всего совершенства понятия, однако позволяет от действительности не отрываться.
Фундаментом словесно-логического функционирования являются языковые нормы построения, которые объединяют словесные формы в сложные структуры, предоставляющие возможность преобразовывать суждения, в непростые логические системы, изучение которых позволяет субъектам выполнять логические операции вывода.
Основным элементом языковых систем считается слово, предоставляющее возможность подвергать анализу события или явления, выделять существенные признаки в них, классифицировать объекты соответственно определенного класса. Словесные формы, представляя собой средство абстракции и инструмент обобщения, отображают глубочайшие взаимосвязи и взаимодействия, находящиеся за объектами внешнего мира.
Формирование логического мышления происходит постепенно. Посредством воспитательного процесса, а в дальнейшем и обучения совершается овладение способами мыслительного оперирования, приобретается умение производить действия «в уме» и разбирать процесс хода собственных рассуждений.
Логические формы мышления
Посредством нахождения ответов на сложные вопросы формируются следующие операции словесно-логических мыслительных процессов, а именно сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
В качестве операции мышления сравнение, основывается на нахождении схожести и отличия между явлениями или объектами. Сравнение может породить классификацию, выступающую в качестве первичного инструмента теоретического познания.
Мыслительная операция, являющая собой разделение сложного явления на составляющие элементы или качества с последующим их сопоставлением, называется анализом.
Синтез в качестве мыслительной операции являет собой действие обратное анализу. Он позволяет мысленно реставрировать целое, составить целостное представление из аналитически заданных элементов. Более глубокому постижению реальности способствует совместное использование анализа и синтеза.
Мыслительной операцией, базирующейся на выделении важных признаков и связей объектов, путем отвлечения от остальных – несущественных, является абстрагирование. В качестве отдельных объектов в реальности такие выделенные характеристики не существуют.
Абстрагирование позволяет более тщательно изучить выделенные признаки. Итогом абстрагирования является формулирование понятий.
Обобщение в качестве операции мышления являет собой мысленное объединение событий и объектов соответственно их общим характеристиками и существенными признаками.
Логическое мышление помогает индивидам анализировать, сопоставлять явления, события, ситуации, предметы, оценивая их одновременно с разных позиций. Все словесно-логические мыслительные операции друг с другом тесно связаны, а их стопроцентное формирование возможно исключительно в комплексе. Лишь взаимообусловленное развитие перечисленных операций способствует формированию словесно-логической мыслительной деятельности в целом.
К основным формам логического оперирования относят: умозаключения, понятия и суждения.
Понятие в качестве мыслительной формы отражает существенные характеристики, отношения, взаимодействия предметов и событий, выражая их словом либо несколькими словами. Оно формируется через общественно-исторический опыт. Индивиды усваивают понятия и их систему на протяжении жизни и в процессе деятельности. В свой черед понятия подразделяются на несколько видов.
Общие понятия распространяются на целую группу однородных объектов или событий, имеющих одинаковое название. Единичными называют понятия, отражающие свойственные лишь отдельному объекту или явлению характеристики. Они являют собой совокупность сведений об одном предмете, но при этом отображают признаки, которые могут быть вмещены в иные, более общие понятия.
Понятие, легко идентифицируемое, представляемое, классифицируемое называется конкретным, а понятие, трудно идентифицируемое, представляемое, классифицируемое именуется абстрактным.
Теоретическое понятие содержит в себе объективные связи общего и единичного. А эмпирическое понятие регистрирует одинаковые объекты в любой отдельной группе объектов на основе сопоставления.
Суждение в качестве структуры мыслительного функционирования, отражает взаимосвязи между объектами и феноменами в утверждающей либо отрицающей форме.
Суждения могут формироваться двумя способами: непосредственно и опосредованно. Непосредственно суждения образуются, когда в них формулируется воспринимаемое, опосредованно – посредством произведения умозаключений или путем рассуждений. Суждения также имеют свою типологию. Объективно правильное суждение называют истинным. В свой черед суждение, которое не соответствует действительности, называется ложным. Общим является суждение, которое утверждает что-нибудь либо отрицает относительно всех объектов определенного класса или конкретной группы. Частным именуется суждение, которое утверждает что-нибудь либо отрицает относительно отдельных предметов. Единичным именуется суждение, которое утверждает что-нибудь либо отрицает относительно лишь одного предмета.
Умозаключение в качестве структуры мыслительного оперирования является так называемым выводом, который делается, базируясь на нескольких суждениях. Умозаключение, в котором размышление реализуется от общих случаев к единичному выводу, именуется дедуктивным. А умозаключение, в котором размышление осуществляется от единичных случаев к общему выводу, именуется индуктивным. Умозаключение, в котором делается вывод на основе частичной схожести между событиями, без достаточного анализа всех условий именуется умозаключением по аналогии.
Хотя мыслительная деятельность и осуществляется, основываясь на логическом оперировании, она не всегда является процессом, в котором задействованы лишь логика и интеллект. В процессы мыслительных операций довольно часто вмешиваются, при этом трансформируя их, эмоции. Они подчиняют чувствам мысль, вынуждая подбирать аргументы, свидетельствующие в сторону желаемого решения или ответа. Эмоции способны кроме искажения мышления, стимулировать его. Чувства придают мыслительной деятельности напряженности, актуальности, целеустремленности и настойчивости.
Как развить логическое мышление
Умение логично рассуждать – это не врожденная характеристика личности. Способность мыслить логически вырабатывается на протяжении жизни. Данный элемент познания действительности скорее чужд человечеству, нежели близок ему, поэтому индивиды на протяжении веков старательно уклоняются от произведения логических умозаключений, стараясь мыслить, таким образом, каким им выгоднее и проще. Однако при этом без логики человеческий род не выжил бы, так как фундаментом для сотворения большинства жизненных законов является логика, которая представляет способность размышлять, анализировать поступающие данные, проводить параллели и совершать верные умозаключения.
Именно логическое мышление позволяет людям принимать правильные решения. Поэтому специалисты всего мира постоянно разрабатывают игры на логическое мышление, способствующие развитию умения мыслить, используя, в первый черёд, логику, а не интуицию.
Логически мыслить означает отделять существенное от неважного, отыскивать взаимосвязи и выводить умозаключения, приводить аргументы и парировать, обладать убедительностью и не являться легковерным субъектом. Несмотря на то, что всякий индивид не раз за собственную жизнь использует способность логического мышления, все же большинство субъектов мыслит шаблонами, поскольку не стремится выработать логическое мышление. Такие субъекты не стимулируют логическую мыслительную деятельность, редко используя логику в рассуждениях.
Как развить логическое мышление? Начинать тренировать логику можно практически с «пеленок» и делать это оптимально при помощи различных игр.
Игры на развитие логического мышления
Лидирующую позицию среди игр, стимулирующих формирование логической мыслительной деятельности, занимают шахматы, которые по сей день считаются классическим средством тренировки собственного интеллекта.
Шахматы учат не только мыслить логически, но и разработке стратегий, терпению, внимательности, усидчивости, предугадыванию шагов соперника и анализу сложившейся на доске ситуации.Более простым вариантом являются шашки, однако недооценивать данную игру не стоит. Она формирует объективность мышления, тренирует память, воспитывает трудолюбие, точный расчет и смекалку, учит находить нестандартные пути решения.
Игра «эрудит» также знакома большинству ещё с детства. Она способствует стимулированию внимательности, развитию логики и памяти, расширение словарного запаса и кругозора.
Игра «реверси» способствует развитию масштабного логического мышления, формирует умение видеть перспективу ходов и просчитывать собственные действия их на несколько шагов вперед.
Кроме этого существует множество загадок, отгадывание которых способствует тренировки логики и развитию внимания.
Сегодня в век инновационных разработок тренировать логическое мышление стало намного проще, чем ранее. В нынешнее время для развития логики уже не нужно везде носить с собой громоздкую шахматную доску, достаточно иметь мобильный телефон, причем не обязательно дорогой смартфон. Скачав на телефон несколько игр, направленных на тренировку логики, можно с пользой проводить время, например, затрачиваемое на езду в транспорте на работу.
Также для формирования логического мышления разработано множество упражнений, таких как расшифровка анаграммы, нахождение лишнего слова в ряду, поиск аналогий и др.
К вышеперечисленному можно добавить несколько рекомендаций, выполнение которых стимулирует работу мозга и развивает логику.
С целью выработки привычки глубоко анализировать, следует при штудировании нового материала или произведении любых действий, объяснять самому себе для чего это необходимо, что это даст и т.п.
При развитии логического мышления рекомендуется к любой ситуации придумывать минимум четыре способа выхода из нее или пять путей решения. При этом решения могут быть самыми невероятными.
Для активизации мозговой деятельности в неординарном направлении, необходимо научиться писать рукой, которая не является ведущей (для правшей – левой и наоборот).
Также рекомендуется больше двигаться на свежем воздухе. Так как даже двадцатиминутная прогулка способствует активизации работы мозга практически на 60%. Кроме этого во время прогулки можно складывать цифры номеров проезжающих машин. При выполнении каких-либо действий, следует делать непродолжительные передышки каждые 40 или 50 минут, направляя собственный разум на что-нибудь отличное от выполняемых действий.
Автор
: Практический психолог Ведмеш Н.А. Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что такое Логическое мышление? — Отличное обучение
Содержание
- Что такое логическое мышление?
- Как развить логическое мышление?
Логическое мышление также можно определить как акт анализа ситуации и поиска разумного решения. Это похоже на критическое мышление. Логическое мышление использует навыки рассуждения для объективного изучения любой проблемы, что помогает сделать рациональный вывод о том, как действовать дальше. Например, вы столкнулись с проблемой в офисе, для решения которой вы используете имеющиеся факты, вы используете навыки логического мышления.
В этой статье мы рассмотрим советы о том, как вы можете улучшить свои навыки логического мышления, и причины, по которым логическое мышление может помочь вам стать более сильным профессионалом.
Теперь у нас возникает вопрос, почему так важны навыки логического мышления?
Читайте также – Что такое эмпатия в дизайн-мышлении?
Навыки логического мышления играют очень важную и необходимую роль в развитии вашей карьеры, потому что они могут помочь вам обдумывать важные решения, решать проблемы, генерировать творческие идеи и ставить цели. Независимо от того, хотите ли вы продвинуться по карьерной лестнице или только вошли в отрасль, вы будете ежедневно сталкиваться с проблемами, требующими навыков логического мышления. Чем сильнее ваши навыки логического мышления, тем легче вам будет придумывать решения и планы, которые могут принести пользу вам и вашему рабочему месту.
Как развить логическое мышление?Есть много способов укрепить логическое мышление в повседневной работе.
Методы, которые помогут вам в развитии навыков логического мышления:- Уделите время творческим увлечениям.
- Тренируйтесь задавать вопросы.
- Общение с другими.
- Изучите новый навык.
1. Проведение времени за творческими увлечениями
Было замечено, что творческие увлечения, такие как рисование, рисование, письмо или игра на музыке, могут стимулировать мозг и способствовать развитию логического мышления. Креативное мышление в некотором роде естественным образом развивает способности решать проблемы, которые могут помочь вам стать более эффективным на рабочем месте.
Давайте поговорим еще об одном примере, изучение нового инструмента требует глубокого размышления и концентрации. Навыки логического мышления, которые вы приобретете в процессе изучения нового инструмента, помогут вам более внимательно подходить к работе, развивая способность решать проблемы с большей гибкостью и легкостью.
Кроме того, творческие увлечения помогают снизить стресс. Когда ваш уровень стресса находится под контролем, вам будет легче сосредоточиться и принимать логические решения там, где это необходимо. Есть много разных способов справиться со стрессом, но развитие творческого мышления особенно продуктивно и может помочь вам улучшить как личную, так и профессиональную жизнь.
2. Потренируйтесь задавать вопросы
Еще один лучший способ укрепить свои навыки логического мышления — ставить под сомнение то, что вы обычно принимаете как факт. Когда вы регулярно задаете вопрос, это помогает вам более полно и комплексно рассматривать ситуации, позволяя вам подходить к рабочим проблемам более логично и творчески.
Задавание новых и новых вопросов часто приводит к открытиям в темах, которые вы раньше не рассматривали, что может вдохновить вас на дальнейшие исследования. Этот метод можно использовать где угодно, особенно на работе. Давайте возьмем в качестве примера отдел на вашем рабочем месте, с которым вы не знакомы. Составьте список вопросов, где вам нужна ясность или понимание. Это поможет вам понять его назначение.
Возьмем пример. Если вы работаете в отделе продаж и маркетинга и хотите узнать больше о навыки поисковой оптимизации , рассмотрите возможность попросить кого-нибудь в этом отделе предоставить обзор, чтобы узнать больше об их текущих проектах и процессах. Это поможет вам более критически отнестись к той роли, которую вы будете выполнять на работе в отношении этой команды.
3. Общение с другими
Общение и построение отношений с другими людьми помогают расширить кругозор и дают больше возможностей для развития навыков логического мышления. Когда вы узнаете точку зрения других людей, это поможет вам по-новому подойти к рабочим проблемам.
Есть много способов потратить время на построение отношений. Это может быть от участия в какой-либо деятельности до простого обеда или регулярных встреч за чашечкой кофе. Верно сказано, что чем логичнее вы будете решать проблемы на работе, тем легче вам будет продвигаться по карьерной лестнице.
4. Изучите новый навык
Изучение нового навыка также может помочь в оттачивании логических навыков.
Если вы пользуетесь возможностью учиться как можно чаще, вы применяете тот же уровень мышления к своей работе, что делает вас успешным.
Предположим, вы решили начать изучение нового языка программирования. Этот процесс потребует тщательного обдумывания и планирования. Ежедневная практика поможет вам настроиться на вдумчивый подход к проблемам на работе, а также поможет вам развить новый навык, который поможет вам продвинуться по карьерной лестнице.
5. Предвидение результатов ваших решений
Когда вы работаете над укреплением своих навыков логического мышления, полезно подумать о том, какое влияние ваши решения могут оказать в будущем. Чем внимательнее вы обращаете внимание на результаты своих решений и анализируете их, тем легче становится процесс.
Всякий раз, когда вы придумываете решение проблемы на рабочем месте, подумайте о том, каким может быть результат. Постепенно вам станет легче думать о немедленных и долгосрочных результатах ваших решений. Это важный аспект логического мышления.
Логические навыки можно легко укрепить с помощью ежедневной практики. Когда вы начнете регулярно выполнять эти упражнения и учиться больше на профессиональных курсах, вы заметите, что начинаете естественным образом подходить к повседневным решениям на работе с более логичной точки зрения.
Логическое мышление | Определение, важность для карьеры, способы совершенствования
Способность человека дисциплинированно мыслить или основывать свои мысли на фактах и доказательствах известна как его навыки логического мышления. Проще говоря, навыки логического мышления означают включение логики в мыслительный процесс всякий раз, когда анализируется проблема, чтобы найти решение.
Навыки логического мышления требуют и включают прогрессивный анализ, например, путем взвешивания всех доступных вариантов, использования фактов и цифр и принятия важных решений на основе плюсов и минусов. Они не учитывают элементы чувств и эмоций.
Почему важно логическое мышлениеНавыки логического мышления необходимы для здоровья на любом рабочем месте. Можно вызывать людей любого уровня и ожидать, что они решат проблемы, присущие области их компетенции. Следовательно, на рабочем месте больше используются навыки логического мышления; тем лучше будет процесс принятия решений с меньшим количеством ошибок.
Навыки логического мышления помогают нам улучшить себя во многих отношениях, например, побуждая к интеллектуальному самосовершенствованию, потому что вы принимаете во внимание неопровержимые факты, даже когда оцениваете свою собственную работу. Они также помогают вам стать лучшим командным игроком, потому что вы вряд ли позволите своим эмоциям, таким как ваше эго, затмить ваши суждения.
Они также имеют тенденцию повышать вашу способность к творчеству, потому что вы склонны устанавливать как можно больше логических связей между предметами. Все эти улучшения на индивидуальном уровне, как правило, в конечном итоге приводят к организационному успеху.
Как улучшить навыки логического мышления- Выработайте привычку задавать вопросы . Оттачивайте свои навыки задавания вопросов и используйте их везде. Какую бы информацию вы ни собрали, будь то факты и цифры или просто предположения, проверьте ее всю. Проверьте свои источники информации и исследуйте каждую часть информации, которую вы считаете даже слегка сомнительной. Вы должны проверить все на предмет их подлинности, прежде чем начнете оценивать ценность любой такой информации, которую вы собрали.
- Сначала настройте перспективу.