Характеристика механической памяти — Блог Викиум
28 февраля 2021
Механической памятью называют умение усвоить и воспроизвести информацию, которую человек не знает и не понимает. У школьников и студентов такое запоминание называется зубрежкой. В данном случае запоминание происходит с помощью большого количества повторений и выстраивания ассоциаций, при этом суть прочитанного отходит на второй план, и человек не всегда запоминает то, о чем он читал. Если при воспроизведении цепочки текста небольшая часть теряется, то индивиду очень сложно переключиться и продолжать дальше.
Содержание:
- 1 Особенности механической памяти
- 2 Логическая память
- 3 Тренировка и развитие
- 4 Упражнения для детей
Особенности механической памяти
Механическая память преобладает у детей младших классов. Однако с взрослением ребенок должен научиться осмысленно запоминать материал. Механическая память имеет следующие характеристики:
- Ограничена по содержанию, а слишком большой поток информации приводит к хронической усталости.
- Непластична, и все выученные сведения воспроизводятся в первоначальном виде.
- Относится к кратковременной, ведь после того, как человек рассказал зазубренный материал, он моментально его забывает.
- Присутствует и у животных. С ее помощью запоминаются запахи и движения.
- Может быть как врожденной, так и приобретенной. Если человек обладает врожденной механической памятью, то можно наблюдать, как ребенок уже в 2 года может наизусть рассказывать большие объемы текста.
Логическая память
Полным антиподом механической памяти является логическая. В этом случае вся информация тщательно анализируется и раскладывается по полочкам, от важного до второстепенного. Данный вид запоминания не требует от человека таких усилий, как при механической памяти. Выученная логическим путем информация надолго остается в голове и может производиться по-разному, но смысл при этом остается прежний.
Тренировка и развитие
У детей от 2 до 5 лет отлично развита механическая память, поэтому для ее тренировки необходимо читать ребенку книги. Во время зазубривания чего-либо основная информация забывается уже после 2 часов. Чтобы в голове отложилось как можно больше, лучше всего учить материал перед сном. Таким образом во время ночного отдыха память из кратковременной переходит в долговременную. Ученые уверены, что добиться успеха в учебе можно благодаря развитой механической памяти.
Упражнения для детей
- Упражнение «Каскад» подразумевает диалог со взрослым, который озвучивает перечень слов, а ребенок должен суметь его повторить. В случае, когда ребенку удается это сделать, список увеличивается на одно слово.
- Следующий тест предполагает, что ребенок знакомится с окружающей обстановкой, после чего отворачивается спиной и вслух пытается повторить месторасположение каждого предмета.
- Взрослый при ребенке рисует на бумаге узор, а малыш должен наблюдать за процессом. Главное условие данного упражнения — в дальнейшем узор прячут, и необходимо повторить его по памяти.
Взрослые же могут тренировать механическую память с помощью чтения, выбирая текст и пересказывая его. Со временем длина текста должна становиться больше. Механическая память помогает в изучении языка, начиная с рождения. К тому же, проблемы в работе механической памяти существенно снижают качество жизни индивида.
Механическая память играет большую роль в освоении новых навыков. Лишь благодаря механической памяти человек может осваивать новые навыки и развивать мышление. Курс Викиум «Мнемотехники» поможет развить память и научиться запоминать большие объемы информации.
Словесно-логическая память. Развитие словесно-логической памяти
По характеру психической активности память в психологии делится на словесно-логическую (вербальную), образную, двигательную и эмоциональную. В этой статье мы более подробно остановимся на словесно-логической памяти.
В отличие от образной, словесно-логическая память сохраняет информацию в виде словесных понятий (включая словесно-логические) и в виде чисел.
Суть этой памяти – запоминание смысла, логики, соотношения словесных элементов информации. Обдумывая, размышляя, запоминая содержание разговора или прочитанной книги, или воспроизводя их, мы используем словесно-логическую память. Мысли неразрывно связаны со словами (языком, речью), что одновременно определяет название и называет особенность этого вида памяти: словесно-логическая.
Проявляться словесно-логическая память может в двух вариантах:
- Запоминание и передача при воспроизведении только смысла, без сохранения точных выражений.
- Запоминание и воспроизведение как смысла, так и точного словесного выражения.
Если при этом материал не осмысливается, то речь идёт о механическом запоминании.
Словесно-логической памятью обладает только человек, в то время как двигательная, эмоциональная и образная память в той или иной степени встречаются и у животных.
Для развития словесно-логической памяти важно овладение такими мыслительными операциями как анализ, сравнение и классификация, а также такими видами умозаключений как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному).
Словесно-логическая память, опираясь на другие виды памяти, играет основную роль в изучении нового, в обучении. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте развивать этот вид памяти. Например, с помощью игр.
Игры для развития словесно-логической памяти помогают стимулировать активность ребёнка, увеличивают объём памяти и формируют не только память, но и мышление, восприятие, речь. Процесс обучения становится эмоциональным и увлекательным, а ведь интерес, мотивация, эмоциональность – прекрасные помощники в запоминании.
Игры для развития словесно-логической памяти
Игра №1. Подготовьте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например, слон – хобот, мышь – сыр, вишня – черешня, зима – снеговик, утюг – рубашка, вилка – ложка, стакан – напиток, хлеб – булка, свет – лампочка, огонь – искра.
Попросите ребёнка внимательно послушать и запомнить пары слов. Предупредите, что будете называть первое слово, а он – второе в каждой паре. Когда ребёнок скажет, что готов (примерно через минуту), называйте первые слова из пары, соблюдая интервал между парами (примерно 5 секунд).
Не огорчайтесь, если не сразу получится, отнеситесь к этому упражнению как к игре, и не забывайте похвалить ребёнка за достигнутые успехи.
Игра №2.Попробуйте «обратное» упражнение: «Логические цепочки». Для этого подготовьте слова, которые можно как-то сгруппировать парами по смыслу. Например: яблоко – море, чашка – банан, якорь – карандаш, мел – блюдце. Скажите, что «пары» перепутались, и теперь их нужно найти и правильно расставить. Например, яблоко и банан можно съесть, якорь можно погрузить в море, мелом и карандашом можно рисовать, чашка и блюдце – посуда для чаепития.
Конечно, такие упражнения требуют небольшой подготовки, но в результате Вы и пообщаетесь с ребёнком, и поиграете, и сделаете ещё один шаг в развитии словесно-логической памяти. Занимайтесь с ребёнком так, чтобы ему хотелось пообщаться с Вами ещё.
Игра№3 «Кто тут лишний?»
Подготовьте «тройки» слов. В каждой из них два должны объединяться по смыслу, а одно – «выпадать»
Попросите ребёнка из трёх слов найти и убрать это «лишнее» слово. Например:
- Ручка, карандаш, собака.
- Стул, цветок, кровать.
- Берёза, ромашка, роза.
- Бабочка, гриб, муха.
- Жираф, бегемот, лебедь.
Таким образом можно играть и с картинками.
Игра №4 «Я начну, а ты продолжи!»
Попросите ребёнка закончить предложения:
- Саша не съел кашу, потому что …
- Мама заплела Наташе косички, и …
- У Серёжи закончились краски, …
- В лесу нам встретились …
Заранее придумывайте несколько подобных заготовок и занимайтесь с ребёнком с удовольствием!
Некоторые приемы, способствующие развитию словесно-логической памяти
Для малышей:
- Разучивание стихов и песен.
- Составление рассказа по картинке.
- То же, но с опорой на ряд картинок, логически складывающихся в рассказ.
- Рассказ-описание «Что я видел сегодня на прогулке».
- Пересказ или обсуждение мультфильма, или фильма, или книжки.
Стоит обратить внимание на то, что взрослым, общаясь с малышом, не следует искажать или упрощать слова, «сюсюкать». Правильное произношение родителями всех слов тоже помогает ребенку овладевать словесно-логической памятью.
Для тех, кто постарше, независимо от того, насколько:
- Написание конспектов в процессе изучения учебного (да и просто нового, важного) материала.
- Подчеркивание в конспектах и книгах (разумеется, только в личных) основных, ключевых мыслей.
- Пересказ содержания учебного параграфа, или познавательной статьи, или фильма, или книги.
- Обсуждение прочитанного или просмотренного.
- Максимально точный пересказ новостных сообщений.
Кроме того в нашей статье Упражнения для улучшения памяти можно прочитать о полезных для развития памяти упражнениях и о подготовке к продуктивному запоминанию. Также на нашем сайте есть комплекс упражнений для развития памяти.
Словесно-логическая память связана с левым полушарием головного мозга, которое отвечает за способности к речи, анализ, логику, детализацию, абстракцию. Левое полушарие обеспечивает построение логических цепочек, построение рассуждений, алгоритмов решений, логику мышления. Правое полушарие, с которым связывают интуицию, творческие возможности, адаптацию, обеспечивает целостное восприятие сложного и многообразного мира, т.е. является необходимым дополнением к левому.
Для развития таких важных функций мозга как память, внимание, мышление и восприятие, очень удобно использовать тренировку ума на игровых тренажёрах для мозга онлайн .
Желаем Вам успехов в саморазвитии!
Поделиться
FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte
Тесты на логику, память и навыки
ТЕСТЫ НА ЛОГИКУ И ПАМЯТЬ Здесь вы найдете наши тесты, посвященные логическому интеллекту, практическому интеллекту, памяти, скорости чтения и многому другому. Следующие инструменты психологического анализа предназначены для того, чтобы каждый мог легко проверить некоторые специфические аспекты своей личности. Наши тесты не должны считаться такими же ценными, как профессиональная оценка. Так что, пожалуйста, не принимайте их результаты за диагноз! <---------- ТЕСТЫ НА ЛОГИКУ И ПАМЯТЬ ---------->
Начало страницы Обновление от декабря 2012 г.: добавлены новые тесты и викторины! [Нажмите здесь, чтобы попробовать] Выберите категорию из списка ниже, чтобы увидеть все тесты этого типа. Нам пришлось разнести наши тесты по разным страницам, потому что их очень много. На данный момент у нас есть 91 тест. Плюс 10 викторин по психологии и другим темам!
|
Техники запоминания — Элизабеттаунский колледж
Техники запоминания — Элизабеттаунский колледж- Дом
- Офисы
- обучение
- Методы запоминания
Перейти к основному содержанию
- Память сама по себе, вероятно, не может быть развита; однако улучшение запоминания происходит путем исправления определенных привычек или мыслей, чтобы мы могли использовать нашу память в полной мере. Воспоминание подобно видению; улучшение любой функции зависит не от того, как часто мы ее используем, а скорее от того, как мы ее используем.
- Когда мы учимся, мы должны стараться не только получить сильное впечатление, но и получить как можно больше разных впечатлений. Некоторые люди могут отчетливо запоминать цвета, но плохо запоминают формы. Собирая воедино и используя все впечатления, которые доставляют нам наши органы чувств, мы можем запомнить их гораздо яснее, чем если бы полагались только на зрение или слух. Например, попробуйте прочитать свой урок вслух. При этом ваш глаз улавливает внешний вид печатного слова, ваше ухо передает звук слов в ваш мозг, и даже напряжение мышц вашего горла добавляет свою долю к общему впечатлению, которое должен произвести ваш разум. хранить подальше.
- Попробуй представить это. Либо запомните схему или картинку материала, который нужно запомнить, либо сделайте краткие заметки о нем, которые помогут вам визуализировать.
- Намерен запомнить. Простое намерение вспомнить ставит ум в состояние, чтобы помнить. Если вы воспользуетесь этим фактом в учебе, то сможете вспомнить на 20–60 % больше прочитанного и услышанного, чем если бы не старались активно запоминать.
- Подумай об этом. Факт не принадлежит вам, пока вы его не использовали. Используя этот принцип, планируйте тратить на чтение урока не более половины учебного периода. Используйте другую половину, чтобы сделать что-то с тем, что вы узнали. Подумайте о том, что вы изучили, запишите это и объясните кому-нибудь.
- Логическая память. Одним из наиболее важных средств, помогающих процессу запоминания, является привычка немедленно связывать новую идею с фактами или идеями, которые уже прочно укоренились в вашем уме. Эта ассоциация оживляет и укрепляет старые воспоминания и предотвращает ускользание новых, привязывая их к устоявшейся структуре вашего ментального мира.
- Запоминание грубой силой. Мы забудем в среднем больше в течение первого часа после обучения, чем в течение следующих 24 часов; и в первый день мы забудем в среднем больше, чем в следующие тридцать дней. Что бы ни осталось по прошествии тридцати дней, мы, вероятно, сможем сохранить без особых потерь на долгие годы.
- Повторение намного эффективнее, если оно проводится до полного исчезновения воспоминаний, чем по прошествии значительного времени. Повторения должны быть растянуты на столько времени, сколько возможно. Мы запоминаем лучше, если делаем небольшие паузы между периодами обучения.
- Первое и самое важное правило для запоминания: культивируйте привычку пристального внимания к тому, что вы хотите запомнить. Убедитесь, что у вас есть четкое и четкое представление о лице, имени, дате или фактах, которые вам понадобятся в будущем. Если вы хотите запомнить факт, сделайте его значимым для вас.
- Сколько учиться? Вы должны учиться больше, чем просто достаточно, чтобы усвоить свое задание.