Лоуэн и райх: Райх, Лоуэн и телесно-ориентированная психотерапия | by Vasiliy Labetskiy

Райх, Лоуэн и телесно-ориентированная психотерапия | by Vasiliy Labetskiy

Erick Centeno

На Западе энергетический подход начался с Фрейда. У него энергия-либидо относилась исключительно к сексуальности. Его ученик Юнг первым начал всерьез проводить параллели между фрэйдовским либидо и “энергией” в восточных традициях, где чуть ли не главную роль играли такие понятия как прана (Индия) и ци (Китай). Однако Юнга всегда больше интересовал миф, и он никогда не использовал работу с “телесной” энергией в своей терапии. Первым, кто поставил энергию в центр своей объяснительной системы был Вильгельм Райх. Райх назвал биоэнергию “оргоном” и попытался подтвердить свою гипотезу с научной точки зрения, проведя ряд лабораторных экспериментов. Он измерял электрический заряд на поверхности эрогенной зоны (грудь, губы, ладони) при болезненном и приятном воздействии. При приятной стимуляции кровоток и электризация увеличивались, при неприятной — уменьшались.
Про кровоток и эрогенные зоны все понятно — это вполне проверяется в домашних условиях, а вот биоэнергия как вызывала сомнения, так до сих пор и вызывает. Оргон был воспринят научным сообществом с прохладцей, однако, не смотря на слабую с научной точки зрения теорию, телесно-ориентированная психотерапия актуальна, развивается и принята на вооружение психологами в качестве набора проверенных действующих методов. Это объясняется тем, что кроме оргонной энергии Райх имел в виду телесную скованность и хроническое напряжение разных групп мышц, — то есть вполне конкретные явления, не вызывающие сомнений, — исправление которых, как показала практика, влияло на общее самочувствие пациента.
Собственно, Лоуэн — один из учеников Райха.

Мы более-менее определились с понятием энергии. Теперь введем понятия “пониженный и повышенный уровень энергии” и попробуем их как-то конкретизировать.

Отсутствие жизненной энергии (пониженный уровень) иногда является результатом сдерживания чувств. На физическом уровне это проявляется как хроническое напряжение мышц.

Удивительно, но одно из главных последствий пониженного уровня энергии является возрастание активности и напряжения, которая в свою очередь возникает из попытки найти любовь. Это явление восходит к младенческому состоянию и общему паттерну для всех млекопитающих: когда младенец теряет связь с матерью он напрягается и становится максимально шумным, однако это происходит лишь какое-то время, после чего младенец затихает, и его психика как бы сворачивается в себя. К слову, корни диссоциации уходят в эту жуткую “тишину”.

На более поверхностном уроне также существует физиологическая причина, из-за которой при пониженном уровне энергии возрастает активность. Дело в том, что невозможно расслабиться, когда уровень энергии слишком низок, так как для снятия напряжения мышц необходима именно энергия.

Люди с большим количеством энергии движутся по жизни с минимальными усилиями, поскольку их тело и сознание выдерживают высокий уровень напряжения. Люди с низким уровнем энергии — напротив — ощущают страдание постоянно, а их возбуждение можно сравнить с возбуждением и беспокойством усталого ребенка, который, не смотря на усталость, не может успокоиться и уснуть.

Лоуэн предлагает простой тест на уровень энергии.

Низкий уровень энергии

1. Чувствуете ли вы себя усталым?
2. Трудно ли вам вставать утром? Чувствуете ли вы себя усталым?
3. Чувствуете ли вы себя загнанным, усталым, подавленным?
4. Находитесь ли вы постоянно в движении?
5. Трудно ли вам расслабиться, спокойно посидеть?
6. Свободно ли вы двигаетесь, или ваши движения резкие и поспешные?
7. Трудно ли вам уснуть?
8. Чувствуете ли вы себя иногда удрученными?

Erick Centeno

Если на большинство вопросов вы ответили положительно — у вас низкий уровень энергии.

Высокий уровень энергии

1. Хорошо ли вы спите и просыпаетесь ли вы отдохнувшими?
2. Ясные и блестящие ли у вас глаза?
3. Приятно ли вам выполнять свои обычные обязанности?
4. С оптимизмом ли вы ждете следующий день? Нравится ли вам состояние покоя?
5. Грациозно ли вы двигаетесь?

Если на большинство вопросов вы ответили положительно — у вас высокий уровень энергии.

Книга Лоуэна “Психология тела” имеет целью помочь нам в понимании своего тела, как внешнего проявления, духа. То, что там написано нужно не только понять, но и прочувствовать. Благо, это очень простые концепции.

Подход Лоуэна прост и его сильная сторона в практике. Теория скорее напоминает пересказ даосских текстов, в котором полностью отсутствует мистицизм, что лично меня нисколько не смущает.

Вот основные принципы лоуэновской модели:
1) правильное дыхание
2) освобождение от хронического мышечного напряжения
3) чувство собственного тела

Если говорить языком восточных систем, то можно сказать, что на определенном уровне мир — это постоянно движущийся поток. Тело — это русло для потока, и главная добродетель в данном контексте — свободное течение.
Говоря лоуэновским языком, тело может иметь высокий уровень энергии. Человек изначально открыт и восприимчив, но боль мира заставляет его блокировать чувства, что делается а) неосознанно, б) с помощью мышц. Хроническое напряжение возникает не сразу. Если негативное воздействие разовое — естественная реакция следующая: человек напрягается, сжимается, задерживает дыхание. Потом расслабляется, возможно плачет (как бы стряхивая напряжение), расширяется (как при вдохе) и возвращается к расслабленному состоянию. Однако, если негативное воздействие происходит постоянно (плохая семья, агрессивное общество и т.д.), тело начинает экономить. Зачем много раз напрягаться, когда можно вообще не расслабляться? Хроническое напряжение сдерживает дыхание, а сдержанное поверхностное дыхание снижает уровень энергии. Как следствие — депрессия, упадок сил и хроническое напряжение. Я немного утрирую, но не искажаю — во многих случаях это действительно так.
Негативные эмоции — это всегда чувство + напряжение. Если человек чувствует что-то раздражающее, то он разгневается или испугается только если будет напряжен (задержит дыхание, сожмется). Иначе чувство будет неприятным, но не будет иметь явного эффекта. Некоторые на взводе постоянно — достаточно незначительного раздражения, чтобы произошел эмоциональный взрыв.

Есть как минимум два типа дыхания — животом и грудью. Дыхание животом — естественно для человека. При дыхании животом расширяется диафрагма и живот как бы выходит вперед, выпячивается. При дыхании грудью — живот напротив втягивается, диафрагма заблокирована, а грудь раздувается. Животом дышать эффективно почти всегда, грудью — только в определенных случаях (например при крайней мобилизации в момент опасности). При глубоком дыхании животом в кровь поступает больше кислорода, чем при грудном дыхании, и уровень энергии возрастает.
Возникает вопрос: если все так просто, то почему некоторые люди испытывают постоянный упадок сил, и их тела не могут естественным образом прийти к хорошему самочувствию? Более того, они бессознательно избегают высокого уровня энергии и живут рывками, как бы от вспышки к вспышке.
Кроме хронических зажимов, образующих физическое препятствие течению энергии, есть психологическая сторона вопроса. Было замечено, что глубокое дыхание животом освобождает чувства, которые рождаются в животе, а точнее внизу живота — грусть, печаль и сексуальное возбуждение. Именно, чтобы не испытывать печаль, блокируется дыхание животом. Мое любимое стихотворение у Бродского начинается так:

Я проснулся от крика чаек в Дублине.
На рассвете их голоса звучали
как души, которые так загублены,
что не испытывают печали.

Некоторые пациенты Лоуэна впадали в панику, когда начинали глубоко дышать.

Как только человек начинает дышать глубоко без негативных ощущений (как бы продышав свою подавленную печаль), необходимо закрепить успех, поскольку он может быть временным. В связи с этим Лоуэн уделяет большое внимание технике, которая называется “заземление”. Коротко говоря — это внимание к ощущению при соприкосновении стоп и земли. В более широком смысле — это гибкость ног и как бы вписанность в природный контекст. Лоуэн отмечает следующее:

“Заземление” обеспечивает клапан безопасности для разрядки избыточного возбуждения.. В человеческой личности накопление заряда может быть также опасно, если человек не заземлен. Личность может разделиться на части, человек может стать истеричным, может испытывать беспокойство, упадок духа

Заземление связано с некоторым постоянством чувств и дело здесь не только в ощущении прикосновения стоп к земле. Видимо, существует прямая связь между заземлением и компенсаторной иллюзией, а точнее ее отсутствием. Под иллюзией Лоуэн подразумевает обычный механизм ухода от травмирующей реальности в мир фантазий, типа как в сказке про мальчика, который видит волшебную елку, маму, папу и подарки, а сам — сирота, заснул в снегу и скоро замерзнет насмерть. Связь с заземлением существует в том плане, что пока волшебный театр, разыгранный отчаянием и иллюзией, предотвращает личность от коллапса, никакой уровень энергии не поможет выйти из сложившейся ситуации. Единственный путь, который приведет к выздоровлению в данном случае лежит через боль соприкосновения с реальностью.

Таким образом, работа с сознанием представляется не менее важной, чем работа с телом. Упомянутые Лоуэном разделение на части, тревога, упадок духа при высоком уровне энергии указывает на то, что высокий уровень энергии как бы усиливает то что есть, и если психика расщеплена, то расщепление только усугубится. С другой стороны при правильной интеграции положительный результат может превзойти самые смелые ожидания.

Позитивный результат, по словам Лоуэна сводится к следующему:

Наши сердца и наши тела — это пульсирующие системы, излучающие волны, которые могут действовать на другие сердца и тела.. Когда мы дышим глубоко, нам легко почувствовать, насколько правильно устроен мир, насколько он справедлив и красив. Мы вдохновлены.. Дух человека тоскует по своей естественной грации, хочет освободиться от оков эго, для того, чтобы принять свое участие в потоке универсального духа.

Все-таки не совсем без мистицизма, но, пожалуй, лучше я не смог бы сказать.

Основные теории телесно-ориентированной терапии (в.Райх, а.Лоуэн, а.Александер, м.

Фельденкрайз).

Основателем европейской школы телесно-ориентированной психотерапии является ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ. Он был психоаналитиком, учеником Зигмунда Фрейда. Во время психотерапевтических сессий он заметил, что при однотипных переживаниях возникают похожие напряжения в теле. Это наблюдение натолкнуло его на мысль о прямой связи психических проблем с определенными ощущениями и движениями в теле. Райх разработал концепцию вегетотерапии (терапии через тело, или, как называл сам Райх, сексуально-экономическую технику лечения), специальную терапевтическую методику, идея которой заключается в уделении внимания телесным ощущениям и исследовании того, каким образом потребности, нужды и чувства кодируются в теле. Эта методика позволила разработать ряд техник, с помощью которых можно снижать напряжение определенных групп мышц и высвобождать эмоции, которые сдерживаются этим напряжением. «Ригидность мускулатуры – соматическая сторона процесса подавления и основа его продолжающего существования».

1 Говоря современным языком, человек, живущий в условиях культуры, постоянно вынужден подавлять свое «животное» тело в угоду «социальному». В результате человек приобретает страх перед удовольствием, что неизбежно приводит к необходимости сдерживать телесные и психологические переживания. Это постоянное сдерживание порождает специфическое для каждого человека постоянное мышечное напряжение, создающее «мышечный панцирь». Он, в свою очередь, создает «панцирь характера», порождающий то, что мы называем проблемами.

В. Райх ввёл базовые термины телесно-ориентированной психотерапии: «энергия» и «мышечный блок». Течение телесной энергии по телу можно сравнить с протеканием реки, где исток располагается внизу позвоночника, и там же, соответственно, самый сильный напор. Устье находиться у макушки. С течением жизни возникают мышечные блоки (по Райху, в основном блокируются три чувства: гнев, тревога и сексуальное возбуждение). Мышечные блоки располагаются перпендикулярно течению энергии, т.

е. перпендикулярно позвоночнику, по семи кольцам мышечной брони. Эти кольца располагаются на уровне глаз, челюстей, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Чем блок ниже, чем дальше от головы, тем он древнее. По Райху, эти блоки надо очень осторожно, экологично, начиная с устья, разбирать.

Учеником Вильгельма Райха был американский врач АЛЕКСАНДР ЛОУЭН «Я чувствовал, что Райх показывал мне новый путь восприятия человеческих проблем, и сразу же заинтересовался этим» – пишет Лоуэн в своей книге «Биоэнергетика».

«Биоэнергетика – путь познания личности через язык тела и его энергетических процессов. Эти процессы, т.е. продуцирование энергии посредством движения, являются основными функциями жизни. Насколько много энергии имеет человек и насколько хорошо он ее использует, детерминирует ответы человека на жизненные ситуации».

Лоуэн основывался на понятии «энергии» В. Райха и на системе блоков, ввел в телесно-ориентированную психотерапию понятие «почвы под ногами» и «биоэнергетика», а также предложил иной принцип работы. С точки зрения биоэнергетики психологическая проблематика объясняется различными нарушениями энергетического обмена (перекрытием потока энергии, излишним контенированием ее в определенным сегментах тела, перераспределением, недостаточностью или избыточностью энергии). Тогда при телесной биоэнергетической работе происходит перераспределение энергетических потоков и запасов энергии: где ее мало и где много, как из одного места «переправить» в другое, при этом «путь» должен быть наиболее простым и экологичным. Здоровое, нормально энергетически заряженное тело не имеет блоков, не сдерживается энергия, получен доступ к ресурсам. Лоуэн предложил начать работать с базовых проблем — снизу вверх. Энергию можно высвободить, прорвав блоки. Здесь можно применить метафору “замусоренной реки”, где вода — это энергия, а мусор – мышечные блоки. Увеличивая с помощью специальных поз и движений напряжение в блоках, можно перенакопить в них энергию, которая прорвет сам блок, являющийся физиологическим (мышечным) коррелятом проблемы.

И когда русло расчищено, тело амо распределяет энергию. Характер проявляет себя привычным паттерном поведения, или привычной направленностью. Это устойчивый, застывший, или структурированный способ реагирования. В этом смысле любая структура характера патологична. Цель терапии состоит именно в том, чтобы освободить Я из-под влияния характера и сделать его доступным для законного стремления к Я-идеалу. Структура характера – результат компромисса, выражение динамического равновесия противоположных сил, которое не может быть стабильным. “Сверх-Я (бессознательный цензор наших действий) контролирует импульсы через мышечный аппарат, определяет, какие импульсы пропустить, а какие затормозить с помощью мышечного зажима”. Мышцы напрягаются, когда человек сознательно тормозит некоторый импульс. Это нормальное состояние. Если же импульс сдерживается бессознательно и мышечное напряжение не осознается, это и есть цензурная работа Сверх-Я, то есть патологическое развитие характера.

Особое место в развитии телесно-ориентированной психотерапии занимает разработанное МОЙШЕ ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ «осознавание через движение». Он изучал йогу, психоанализ, Гурджиева, неврологию, дзюдо, работал с Ф. Александером. Фельденкрайз предложил новый принцип работы — он не работал ни с энергией, ни с блоками, а предложил очень медленно и очень постепенно приближать телесный «образ Я» к реальному. Образ Я формируется под воздействием трех факторов: наследственность, воспитание и самовоспитание.

На наследственность почти невозможно повлиять. Это биологические особенности человека – его мышц, желез, скелета и пр.

В воспитание входят культуральные паттерны и язык. Воспитание социализирует индивидуума, делая его членом общества и одновременно делая его похожим на других. «Общество диктует нам то, как мы одеваемся, делая нашу внешность похожей на внешность всех других. Давая нам язык, оно заставляет нас выражать себя таким же образом, каким выражают себя другие. Оно прививает нам паттерны поведения и ценности, — и поэтому наше самовоспитание рискует также стремиться сделать нас похожими на всех других.

В результате самовоспитания, которое является активной силой, работающей на индивидуальность и расширяющей унаследованные различия в области действия, в значительной степени стремится сделать наше поведение похожим на поведение других.»

Самовоспитание — единственный из трёх факторов, которым мы можем, хоть в ограниченной степени, управлять. Поскольку мы действуем в соответствии с образом-Я, самовоспитаться себя мы можем, изменив образ-Я, который состоит из 4 компонентов: ощущение, чувствование, движение, мышление. Легче всего наблюдению и изменению поддается именно движение, так как: движение легче различить,опыт движений более богат, всякая деятельность есть движение ( в том числе и дыхание), движение — основа сознавания.

Мы живем и действуем в соответствии с образом Я. Чем дальше образ Я (социальное тело) от реальности (животное тело), тем выше степень неадаптивности человека к реальной жизни. Такая дезадаптивность и приводит в кабинет психотерапевта или психолога.

По Фельденкрайзу, старый паттерн движения разбивается на ряд простых отдельных движений, что даёт возможность его осознать и изменить, сделав более эффективным. «Если мы осознаем, что мы делаем, то мы делаем то, что хотим».

МЕТОД АЛЕКСАНДЕРА

Отличительная черта любого классического танцора – это прямая осанка и безупречное изящество в каждом движение. Мы тоже можем воспитать в себе весь набор благородных качеств: можем выработать у себя безупречную осанку, уравновесить пропорции тела и научиться непринужденной грациозности движений. Но для этого нам придется применить метод, который был изобретен другим гением, Ф. Матиасом Александером. Этот гений родился в 1869 году на острове Тасмания и в молодые годы был шекспировским актером. Его «специальностью» были камерные постановки трагедий и комедий, в которых он в одиночку разыгрывал все роли. Многообещающая карьера Александера прервалась из-за того, что во время спектакля у него зачастую пропадал голос.

Когда ему окончательно стало ясно, что ни врачи, ни педагоги ничем не могут ему помочь, Александер со всей очевидностью понял, что ему нужно найти способ превозмочь свою беду собственными силами. Он резонно рассудил, что проблема, должно быть, коренится в каких-то его ошибочных действиях: он явно делал что-то не так. И тогда Александеру стало понятно, что ему необходимо отыскать какой-то способ, с помощью которого он бы смог получить объективную информацию о самом себе. Он начал наблюдать за собой в специально устроенных зеркалах. После многих месяцев детального и тщательного наблюдения он подметил у себя целую серию стереотипных напряжений и зажимов, которые всякий раз проявлялись в тот момент, когда он хотел прочитать что-нибудь вслух. И тогда он понял, что ему необходимо «отучиться» от этой дурной привычки, перевоспитав свой ум и тело как единую и целостную систему, и что сокровенная цель этой работы должна заключаться в том, чтобы измениться раз и навсегда. Он обнаружил, что ключ к решению этой задачи состоит в следующем: прежде чем сделать какое-нибудь движение, нужно привести в действие внутренний контроль и сознательно воспрепятствовать привычному сокращению мышц, а затем сосредоточиться на выполнении определенных «инструкций», которые он разработал с той целью, чтобы помочь себе распрямиться во весь рост и расправить грудную клетку.

Needy Child (Устный) Персонаж | Вильгельм Райх

«Устный» термин — это старый рейханский и производный от психиатрии термин, который Вильгельм Райх, Александр Лоуэн и Джон Пьерракос имели тенденцию использовать в рейхан-терапии, биоэнергетике и ядерной энергетике соответственно. Эта структура характера также упоминается как «Нуждающийся» при работе с клиентами более архетипическим способом, который менее патологический.

Вильгельм Райх представил понятие и науку о характерологии и ее 5 основных типов характера. Каждый тип персонажа имеет набор телесных поз, скелетно-мышечную структуру, прикосновения, ощущения и контактные представления миру, а также когнитивный и эмоциональный набор эквивалентных проблем, а также маску или представление внешнего вида миру.

У всех людей есть потребности и желания на протяжении всей их жизни. Ключевым этапом развития в детстве является переход от зависимости к независимости. Это происходит поэтапно и на разных уровнях у всех нас. В младенчестве, от рождения до возраста примерно 3 лет, ребенок находится в пути медленного перехода от места полной зависимости к месту более или менее базовой автономии и отделенности на физическом и эмоциональном уровне от родителей. .

«Нуждающийся» персонаж столкнулся с некоторой задержкой развития или прерыванием удовлетворения своих ранних потребностей, зависимости и удовлетворения зависимости. Потребности могут быть физическими с точки зрения достаточного грудного вскармливания и, следовательно, питания, достаточными физическими потребностями, такими как прикосновения, одежда, стимуляция в их окружении, или эмоциональными, такими как материнские прикосновения, присутствие, любовь, любящие глаза и словесное воркование, чтобы ребенок.

Сегодня мы как никогда понимаем важность присутствия биологической матери для младенца, но как общество мы практикуем отказ и пренебрежение потребностями ребенка одновременно. Таким образом, утверждается, что эта Устная или Нуждающаяся рана проявляется во всех нас в западном обществе на каком-то уровне. У одних она первична и определяет их тело и личность, тогда как у других она вторична и может проявлять лишь вторичный эффект в теле и личности.

Динамика детства, которая настраивает человека на личностный результат Нуждающегося, обычно возникает из-за отсутствия материнской сонастройки с ребенком. На этом этапе отец играет второстепенную, но все же важную роль поддержки и заботы как для ребенка, так и для матери, но мать является ключевым определяющим отношением, которое формирует ребенка на этом этапе развития. Как правило, имели место депривация или ненадежность родителей в отношении потребностей ребенка в уходе.

Нуждающиеся личности производят впечатление недозаряженных, сдутых, «ненаполненных» или лишенных энергии, и их тело демонстрирует соответствующий недозаряд, худобу, слабость или зависимость. Они все еще ищут кого-то или что-то, чтобы «наполнить их».

Их история обычно показывает, что мать не могла быть рядом с ребенком. Мать, возможно, находилась в депрессии, была наркоманкой или алкоголичкой, не могла кормить грудью, была вынуждена работать и отсутствовала длительное время до 3-летнего возраста ребенка, была родителем-одиночкой, быстро родила другого ребенка рядом с этим ребенком , у которых уже было множество других детей старшего возраста, о которых нужно было заботиться, жили в бедности или стремились выжить из-за жизни в зоне боевых действий или стихийного бедствия. Мать может быть эмоционально замкнутой или возмущаться потребностью ребенка, быть неспособной эмоционально общаться в целом, или злиться на ребенка, или заставлять ребенка чувствовать себя небезопасным или нежелательным.

Чистым результатом любой динамики является то, что ребенок затем вырастает во взрослого, который все еще чувствует себя зависимым и нуждающимся. Получаются два основных результата. В одном случае нуждающаяся личность может не одобрять нужду и упрямо признавать, что она в некотором роде нуждается в других. В этом варианте они воспринимают свои потребности как чуждые и неправильные, становятся ненужными и ненужными. Это отражает боль от того, что когда-то у вас были потребности и желания, которые мучительно не удовлетворялись, и поэтому теперь лучше не признавать их, чем иметь их и снова пострадать.

Эта классическая версия Нуждающейся личности затем сосредотачивается на потребностях других и становится «опекуном» или созависимой личностью. Они делают это из-за истощения своего энергетического «я», и поэтому склонны брать на себя больше, чем могут выдержать, а затем обычно рушатся и не могут выполнить. Только в крахе они вступают в контакт со своими неудовлетворенными потребностями и желаниями, а затем могут сами обратиться за поддержкой и заботой.

Проблема возникает в том, что люди, которых они обычно собирают вокруг себя, либо сами нуждаются в помощи и поэтому недоступны, либо «берущие», которые используют опекунов в своих целях. Нарцисс — это классическая личность, которая ищет таких созависимых типов для личной выгоды. В любом случае Нуждающаяся личность эффективно воссоздает динамику своего детства, имея вокруг себя недоступных «матерей», которые не могут отплатить и бросают их, когда Нуждающийся человек выражает свои потребности и желания. Получающий человек в конце процесса даяния часто чувствует, что нуждающийся «дающий» манипулирует им, и это часто верно, поскольку дающий часто бессознательно дает, чтобы получить.

В этот момент Нуждающийся человек будет обижаться на то, что его «используют» или на то, что его помощь не оказывается взаимной, но вскоре он прощает и боится быть брошенным, навязывая свои потребности и желания другим, и доказывает себе, что небезопасно иметь потребности и хочет, и поэтому снова выключается. Всякий раз, когда нуждающийся человек получает самоудовлетворение, он чувствует огромную вину и чувствует, что «не заслуживает этого», и склонен пытаться саботировать искренние попытки других удовлетворить их потребности.

Вторая форма Нуждающейся личности не приспособлена и не компенсируется отказом от своих импульсов нужды, и будет показывать и требовать свои потребности довольно легко и часто. Они будут требовательны к другим, у них будут бесконечные потребности и внутренняя пустота, которую нельзя заполнить тем, что они получают или потребляют. Они могут стать навязчивыми и зависимыми от этого потребления, которое никогда не приравнивается к достаточному, потому что они пытаются решить внутреннюю эмоциональную проблему с помощью материалистичных «внешних» объектов или веществ.

Эта Нуждающаяся личность может иметь зависимость от еды, питья, курения, наркотиков, коллекционирования в той или иной форме или отношений, которые могут быть как лекарствами, так и самоуспокоением их боли и чувств с помощью этих внешних стратегий и зависимостей, чтобы заполнить внутренняя пустота. Они — бездонная яма и часто отталкивают партнеров, которые задыхаются от их нужды и бесконечных требований, которые никогда не прекращаются.

В обоих типах Нуждающейся личности они не были отражены или воспитаны родителями в опеке, поэтому во взрослом возрасте они, как правило, страдают от пренебрежения к себе. Они могут страдать как от депрессии, так и от повторяющихся незначительных физических заболеваний, так как их иммунная система и тела часто подавлены и истощены. Они часто плохо питаются.

У них также может развиться психосоматическое заболевание как компенсированная реакция на удовлетворение своих потребностей от других. Нуждающийся ребенок в детстве мог заметить, что его потребности удовлетворялись, когда они были больны в детстве, но не когда были здоровы. В это время родители дарили им любовь и внимание. Дети реагируют на негативное внимание так же, как и на позитивное, и в семьях, испытывающих недостаток внимания, ребенок примет негативную стратегию, чтобы получить любовь и одобрение. Многие Нуждающиеся личности узнают, что болезнь привлекает внимание, и во взрослом возрасте будут бессознательно проявлять болезнь и депрессию, чтобы получить внимание и заботу. Их некрасивые тела обнаруживают это легко. Они также проявляют болезнь и депрессию из-за выгорания, заботясь о других.

Депрессия у Нуждающихся также связана с их подавлением гнева, враждебности и ярости по отношению к людям, о которых они заботятся, но которые не отвечают взаимностью. У нуждающегося человека есть социальная маска «безоговорочно дающего» или «мученика», но за ней часто скрывается глубокий гнев и негодование. Они отыгрывают (отдают) то, что действительно хотят получить (чтобы им дали таким же образом). Втайне Нуждающаяся личность возмущается ролью, в которую они себя поставили, и людьми, которым они теперь служат. Под гневом скрывается глубокое горе, настолько болезненное и сильное, что оно вытеснено в бессознательное. Работа с глубоким горем и гневом является частью их исцеления.

Нуждающемуся присуща грандиозная личность. Они строят планы и начинают грандиозные проекты, которые им не по силам выполнить и завершить. В это время они берут на себя слишком много ответственности, переусердствуют и начинают авантюры, которые вскоре начинают истощать их, что в конечном итоге приводит к краху. Это часто приводит к депрессии и разоблачению их настоящей ранимой, детской натуры. Под всем этим скрывается глубокая бессознательная вера в то, что заботиться о них по-прежнему является «чьей-то другой работой». Это задержанная потребность в развитии или неудовлетворенная потребность из детства, все еще управляющая взрослым. Они возмущаются и сопротивляются тому, чтобы нести ответственность за себя и свои собственные потребности.

Их колебание между этим оптимистичным и грандиозным видением себя и последующим коллапсом в усталость, депрессию, болезнь и отказ от видения показывают существенно недозаряженную и незаземленную энергетическую природу этой личности. Результирующий результат телесного разума преобладающей Нуждающейся личности можно обобщить, взглянув как на глаза, так и на тело этой личности.

Мы отметили, что ребенок должен был пройти через процесс самоотрицания, когда он отказывался от своего гнева, горя и враждебности по отношению к опекунам, когда их потребности не удовлетворялись. Держать их в активном состоянии было слишком болезненно, и это могло привести к дальнейшему наказанию или отказу. Ключевой способ, которым мы отключаем их в теле, — это ограничение нашего дыхания. У Нуждающегося персонажа поверхностное дыхание. Это будет проявляться в напряжении и сжатии грудных мышц, напряжении межреберных мышц между ребрами, которые сужают дыхание, и сгорблении плеч вперед, что создает сжатие и сморщивание грудной клетки. Нуждающийся человек часто показывает недоразвитую, недоразвитую грудь, округлые плечи, а у женщин маленькие, дряблые или обвисшие груди.

У некоторых нуждающихся проявляется истощенное тело, напоминающее человека, которому нужно больше есть, или человека, который выглядит так, как будто он был в концентрационном лагере. У них жилистое тело, выделяются вены, мышцы и кости. У других может быть толстый, но дряблый жировой слой вокруг туловища и конечностей, который покрывает и «питает» или «материт» тело. Это не толстая мускулатура выносливого, а «детский жирок», который шатается и дряблый.

В горле может быть более выступающее адамово яблоко, горло узкое и жилистое, более глубокая впадина в нижней части горла, а голова может быть выдвинута вперед, как если бы пыталась поесть из груди, что является естественным поза младенца, который хочет, чтобы его кормила мать.

Глаза этой личности поразительны, так как обычно они глубоко выражают стремление нуждаться в ком-то, кто бы о них заботился. Это часто называют «щенячьим взглядом» больших умоляющих глаз, который общество находит привлекательным и проявляется во многих наших моделях-женщинах, которые часто являются Нуждающимися личностями в их истощенной классической форме и форме 8 размера, с большим «щенячьим взглядом». «собачьи» глаза.

Губы часто большие и полные или тонкие, как карандаш. Теория состоит в том, что большие пухлые губы показывают, что ребенок получил грудное вскармливание или оральный уход, но хочет большего, и, следовательно, по этой причине у него слишком развито это отверстие. У других губы тонкие, как карандаш, или губы опущены вниз, что приравнивается к ребенку, который злится и расстраивается на мать из-за процесса кормления грудью, возможно, из-за отсутствия молока, или ребенок кусает соски, вызывая неодобрение или удаление из грудь. Тонкий карандашный тип часто имеет глубокие блоки в челюсти, что видно в сосцевидных, жевательных и лицевых мышцах, которые болезненны при нажатии.

На челюсти может быть как перекус, так и недокус. Исследования показали, что процесс сосания и кормления через рот у младенцев имеет важное значение для развития в выравнивании и развитии верхней и нижней челюсти у ребенка, а проблемы с зубами, челюстью и горлом нуждающейся личности можно отнести к нарушениям в развитии. процесс кормления в ротовой полости. Эти нарушения представляют собой блоки и недоразвитые аспекты тела этой личности. Точно так же у этой личности часто развивается бруксизм или скрежетание зубами из-за ярости и ужаса, удерживаемых в челюсти из-за того, что ребенок не может удовлетворить свои потребности в уходе за полостью рта. Блоки также предотвращают горе и рыдания.

Конечности Нуждающейся личности слабые, тонкие и недоразвитые. По-видимому, это в первую очередь относится к симпатическому состоянию вегетативной нервной системы (ВНС) у развивающегося ребенка. Для развивающегося младенца его опыт окружающей среды влияет на его развивающееся тело и формирует его. Когда ребенок начинает плакать, он проходит определенные этапы от тревожного крика до более гневного крика, которые вызываются симпатическим состоянием ВНС. Младенец, если он все еще не встречает облегчения, затем плачет до ужаса, горя и отключения, что часто приводит к тому, что ВНС вызывает парасимпатическое состояние, которое заставляет ребенка спать. Это защитная функция, направленная на отражение болезненных ощущений и травм от покинутости.

Активация ВНС вызывает высвобождение различных гормонов и природных веществ в кровоток в рамках нашей функции «бей или беги». В младенчестве симпатическое состояние вырабатывает такие вещества, которые защищают нас, сужая приток крови к нашим конечностям и возвращая ее обратно в наши конечности, где лежат основные органы. У взрослого этот эффект проходит, а у ребенка, регулярно проявляющего этот эффект, он начинает лишать развивающиеся конечности питательных веществ и крови, необходимых для нормального развития конечностей. Чистый эффект заключается в том, что ребенок развивается с более тонкими и неразвитыми конечностями, которые могут быть удлиненными, особенно там, где часто уже существует проблема недоедания из-за недоедания или плохие родительские навыки в понимании правильного рациона или питания для младенцев.

Эффект истончения наблюдается в конечностях, которые также могут иметь бледный цвет и быть холодными на ощупь в конечностях, таких как ступни или руки, поскольку кровоток может оставаться проблемой во взрослом возрасте. Кроме того, у этой личности разовьются глубокие препятствия для протягивания рук за то, что они хотят, что является жестом вытянутых рук. Будет хроническое напряжение в плечах и спине, грудных мышцах и между лопатками, особенно в ромбовидных и терресовых мышцах.

Мышцы живота и нижней части живота будут напряжены, чтобы предотвратить полное дыхание и рыдания. Их таз, как и все остальное тело, часто недоразвит и не держит сильного заряда, что, в свою очередь, препятствует развитию полноценных оргазмических ощущений. Они предпочитают детские объятия и заботу взрослой сексуальной близости и не находят секс удовлетворительным.

Нуждающаяся личность часто рано ходила в младенчестве, пытаясь развить независимость перед лицом отказа от своих потребностей. Их ноги, хотя и тонкие, также демонстрируют жесткость коленей, что, в свою очередь, влияет на хроническое напряжение, которое они уже держат в спине, и для компенсации они наклоняют таз вперед. У них может быть плоскостопие, которое сигнализирует о «отказе» от мира, или страдать супинацией или пронацией стоп, что делает их неустойчивыми на ногах, что отражает их хрупкость в мире и зависимость от других, которые являются «костылями». опереться. У них часто возникают проблемы с равновесием, осанкой или ногами/ступнями, которые отражают их жизненные трудности.

Мы описываем нуждающегося человека как «недостаточно заряженного» в энергетическом смысле. Это отражается в их заброшенных или недоедающих телах. Многие люди сообщают, что вокруг них они чувствуют себя энергетически «опустошенными» после контакта с ними. Энергично мы верим, что нуждающийся характер действительно каким-то образом «подпитывается» энергетическим полем другого человека как часть своей нужды и неудовлетворенных потребностей в питании или заботе. У него нет психологического прецедента, но рассказы других людей об этом эффекте нельзя сбрасывать со счетов как случайное или несуществующее явление.

Каталожные номера

    1. Eastern Body, Western Mind, Anodea Judith, 2004, Celestial Arts, США.
    1. Анализ персонажей, Вильгельм Райх, 1975, 5-е расширенное издание, Нью-Йорк, Farrar Publishing.
    1. Биоэнергетика, Александр Лоуэн, 1976, Penguin books, Нью-Йорк.
    1. Язык тела, Александр Лоуэн, 1971, Макмиллан, Нью-Йорк.
    1. Стили персонажей, Стивен Джонсон, 1994, WWW Norton & Co, Нью-Йорк.
    1. Характерологическая трансформация — Чудо тяжелой работы, Стивен Джонсон, 1985, В.В. Нортон и Ко Нью-Йорк.
    1. Освободите себя 1 – Высвобождение моделей бессознательной защиты, Энни Маркье, 2005, Findhorn Press, Шотландия.
    1. Освободите себя 2 – Сила души, Энни Маркье, 2005, Findhorn Press, Шотландия.
    1. Биология веры, Брюс Липтон, 2005, Mountain of Love/Elite Books, США.
  1. Core Energetics, Джон Пьерракос, 1990, издание LifeRhythm.

Структура персонажа Райха | Школа телесной терапии

Мечтатель / Шизоид / Выход из паттерна

Oral / Merging Pattern

Endurer / Enduring Pattern

Inspirer / Aggressive Pattern

Rigid / Rigid Pattern 

Introduction

Back in the 1930s, a Austrian-born student of Sigmund Freud by имя Вильгельма Райха возвестило миру его идею Структуры Характера. Основная идея заключалась в том, что люди со временем формируют набор последовательных типов личности и телосложения на основе своего детского опыта.

Например, люди с крепким, худощавым и несколько угловатым телосложением могут быть охарактеризованы по системе Райха как Шизоид . Это также означало бы, что на уровне их личности они склонны жить в довольно интеллектуальном, абстрактном или духовном мире.

Другим обозначенным типом Райха был Мазохист . Этот тип характера обычно был грузным и медлительным, чтобы двигаться или реагировать. На личностном уровне они склонны жить неохотно, часто обвиняя и жалуясь, но редко предпринимая позитивные действия, чтобы изменить свою жизнь.

Изначально Райх выделил 4 типа личности:

 

  • Оральный
  • Мазохист
  • Жесткий
  • Шизоид

Через несколько лет был добавлен еще один — Психопат — всего их стало 5. Последующие исследователи и терапевты иногда делили Жесткий тип характера на 4 или 5 подтипов.

Терапевты, такие как Александр Лоуэн и Джон Пьерракос, пришедшие вслед за Райхом, использовали и разработали его систему для диагностики и лечения клиентов. Основной подход заключался в том, чтобы клиент ходил и, возможно, выполнял какое-то легкое упражнение, чтобы терапевт мог определить по его позе и тому, как он двигается, к какому типу характера он может принадлежать.

Затем терапевт просил клиента рассказать о своем детстве, чтобы лучше понять его тип или подтвердить диагноз. Как только первичный и вторичный типы характера были определены, терапевт заставлял клиента выполнять определенные биоэнергетические позы или упражнения по эмоциональному выражению с намерением интегрировать те аспекты его личности, которые создавали особый тип характера.

В течение многих сеансов постепенно будет происходить интеграция, и клиент будет чувствовать себя психологически более цельным, а также у него будет лучшая осанка.

Из этого мы можем понять, каким образом необработанные аспекты нашего детства вытесняются в тело и связываются с нашей мышечной структурой и фасциями.

Хотя это ни в коем случае не было быстрым решением, биоэнергетический анализ, как стала известна эта терапия, стал популярным в 1970-х годах, и многие обучались у Лоуэна, чтобы стать терапевтами. Некоторое время казалось, что характерология Райха действительно может взлететь и стать средством, способствующим огромным уровням позитивных социальных изменений. Однако этого не произошло.

 


 

Почему характерология не взлетела

Существует множество причин, по которым характерология Райха так и не реализовала свой потенциал. Давайте взглянем на некоторые из них:

 

  • С наступлением технологического века западная культура стала все более «основанной на мыслях». Человеческие эмоции и ощущения тела все чаще стали восприниматься как менее важные, в то время как наши мысли, идеалы и убеждения стали более важными. В сфере терапии это проявилось в появлении более основанных на мыслях методов лечения, в частности когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Терапевты и их клиенты были очарованы возможностью изменить жизнь путем понимания и изменения мышления. Во всем волнении, которое окружало когнитивно-поведенческую терапию и подобные подходы, характерология оказалась на обочине и все чаще считалась «прошлым».

 

  • Ярлыки, которые Райх давал каждому типу характера, определенно были патологическими. Поскольку наша культура претерпела серьезные изменения в 60-х и 70-х годах, люди хотели, чтобы терапия стала более удобной для пользователя в том, как она воспринимала клиентов и относилась к ним. Люди не хотели, чтобы какой-то парень в твидовом пиджаке поставил им диагноз «психопат» или «мазохист»!

 

  • Некоторые убеждения выдающихся представителей характерологии вышли из моды. Сам Райх был вовлечен в самые разные области, некоторые из которых были или стали спорными. Второй наиболее выдающийся терапевт в этой области, Александр Лоуэн, был подвергнут критике как «анти-гей» за некоторые из его работ.

Все эти факторы способствовали тому, что к началу 21 века рейхианская характерология оказалась на обочине терапевтической сцены. Лишь несколько известных терапевтов до сих пор работают с ним, да и найти его не так-то просто. Барбара Бреннан, Рон Курц, Стивен Кесслер и Пэт Огден — все имена, которые вы можете найти, если вам интересно.

Но, несмотря на эту маргинализацию, Характерология по-прежнему обладает полезностью и мудростью, которые могут многое предложить миру 2020-х годов. Многие люди начинают обнаруживать, что терапия, основанная на разуме или мыслях, работает на них лишь до определенной степени, и ищут другие альтернативы, основанные на телесном.

Кроме того, несколько терапевтов, которые работали с Характерологией, постепенно смягчали имена, данные каждому типу персонажей, делая их более удобными для пользователя и более точными.

Терапевтам, таким как Пэт Огден и Стивен Кесслер, также удалось преобразовать типы персонажей в «стратегии выживания». Многие нашли это гораздо более доступным способом понимания и применения этой важной мудрости в своей жизни.

 


 

Стратегии выживания

Термин стратегии выживания относится к методам, доступным нам, младенцам и маленьким детям, чтобы справляться с ситуациями и окружающей средой, которые мы воспринимаем как плохие.

Это может относиться к тому, что наша мать слишком эмоционально отстранялась в первый год жизни. Или жестокий, контролирующий отец, который чрезмерно дисциплинировал нас в возрасте 3 лет. Это может быть чувство внутри нас, как плода, что наша матка не приветствует нас. Возможно, это чрезмерно репрессивная культурная среда, в которой мы провели все наше детство.

У младенцев и маленьких детей очень ограниченные ресурсы для самозащиты. У нас нет физической силы, чтобы нанести ответный удар или воспрепятствовать физическому насилию. У нас нет умных, уличных ходов, чтобы избежать чрезмерной дисциплины. Мы в значительной степени беззащитны, как физически, так и эмоционально.

Мы контролируем то, на что направляем свое внимание. Мы можем выбрать просто эвакуацию нашего тела — не чувствовать, что происходит. Мы можем проецировать наше внимание на кого-то другого, с кем мы хотим быть рядом. Мы можем направить внимание глубоко внутрь себя, чтобы не чувствовать себя опустошенными ситуацией. Эти стратегии становятся доступными в первые несколько лет жизни.

Позже мы создадим как минимум еще два. Мы можем укрепить свою внешность в качестве защиты, чтобы не быть эмоционально истощенными. Мы можем спроецировать нашу энергию в грудь, чтобы создать агрессивный фронт для защиты от нападения.

Эти 5 стратегий выживания соответствуют 5 структурам персонажей. Вскоре мы увидим, как они взаимосвязаны.

Хотя люди, обращающиеся за психотерапией, скорее знакомы с понятием структуры характера, чем со стратегиями выживания, лично я считаю последнее более подходящим способом затронуть эту тему. Стратегии дают вам больше полезной информации и помогают клиенту лучше понять как происхождение этого типа в его собственном детстве, так и то, как он, вероятно, проявляется сейчас в его поведении и отношениях.

Тем не менее, не стоит полностью отказываться от структуры персонажа. Некоторым людям с ними легче общаться, и, как уже упоминалось, с ними все равно знакомо больше людей.

 


 

Таблица соотношений

Как уже упоминалось, разные терапевты с годами разработали разные способы обозначения типа. Вот таблица, которая показывает, как соотносятся разные ярлыки, а также взаимосвязь структуры персонажей со стратегиями выживания:

 

Райх / Лоуэн
(тип символа)
Другие имена
(тип символа)
Кесслер
(стратегия выживания)
Огден
(стратегия выживания)
Шизоид Мечтатель, нежелательный ребенок Уход Чувствительный — отозван
Оральный

Оральный

Компенсирующий оральный

Слияние

Компенсирующий оральный

Зависимый – Привлекательный
Самостоятельный – Независимый
Мазохист Выносливый Прочный Обремененный – Выносливый
Ригидный – Фаллический Нарциссический
Ригидный – Истерический Ригидный – Пассивно-Женственный
Ригидный – Мужской Агрессивный
 

Жесткий

Жесткий

Жесткий

Жесткий

Трудолюбивый – Сосредоточенный
Выразительный – Цепляющийся
Психопат Вдохновитель, Лидер Агрессивный Очаровательный – Манипулятивный
Жесткий – Щедрый

Все это может показаться вам немного хаотичным, особенно если вам нравятся четко изложенные вещи (классическая «жесткая» черта!) Однако, работая с реальными людьми, все никогда не бывает так четко.

Самый простой способ для среднего человека разобраться в характерологии — это медленно пройтись по каждой модели поведения, используя приведенные ниже ссылки на каждый тип, и посмотреть, как она применяется в их собственной жизни. Медленное построение собственных корреляций таким образом имеет огромную психологическую ценность.

 


 

Я односимвольный тип?

Исторически сложилось так, что у клиентов, обращавшихся за терапией с помощью этой системы, диагностировали один тип характера как первичный, а другой как вторичный. Возможно, это сработало хорошо или было точным для некоторых людей или в прошлые времена. (Обратите внимание, что методы воспитания в западной культуре значительно изменились с тех пор, как характерология была впервые описана в 1930-х годах.)

Однако мой собственный опыт и опыт работы с клиентами ясно показали мне, что большинство людей используют все стратегии. Они часто используют разные стратегии в разных ситуациях. Возможно, с любовником мы ведем себя как Оральный тип (модель Слияния). Имея дело с конфликтами на работе, мы можем быть стойкими. В кругу друзей мы, возможно, более склонны к мечтательному типу (модель ухода). Может быть, время от времени, когда мы в кризисе, мы обнаруживаем, что становимся типом Вдохновителя (агрессивный паттерн).

Однако полезно исследовать каждый символ по одному. Восприятие себя как смеси всех из них, хотя и является точным, также может быть способом избежать вовлечения в материал.

Если вы хотите внести личные изменения с помощью этой системы, я рекомендую вам изучать каждый из типов в течение от одной недели до одного месяца за один раз. Дайте себе пространство для тщательного исследования каждого типа или паттерна в вашем собственном существе. Страстно ищите его внутри себя и смотрите, где он проявляется в ваших отношениях.

 


 

Использование характерологии в биоэнергетике

Присвоение клиентам одного или двух типов характера и последующее лечение их с помощью биоэнергетики было основным терапевтическим методом, который практиковал Александр Лоуэн и школа, которую он основал — IIBA. Многие терапевты за пределами этой школы делают то же самое.

Но у меня несколько иной подход. Я согласен с тем, что каждый получит пользу от биоэнергетики. Нам всем нужно быть более заземленными и больше присутствовать в своем теле. Просто можно немного больше сосредоточиться на определенных упражнениях, если у кого-то особенно доминирующий тип характера.

Например, вызывание сильных эмоций может оказаться не столь полезным для персонажей типа Мечтатель/Шизоид, поскольку может вывести их из тела. Однако для выносливого типа сильные эмоции, такие как гнев, могут быть очень полезными, если они могут принять это чувство как свое собственное.

Таким образом, я считаю, что Характерология полезна в двух отношениях. Во-первых, чтобы клиент лучше понял, как его собственное детство сформировало того, кто он есть сегодня. Во-вторых, чтобы клиент сначала не получил упражнений, которые могут быть для него слишком большими.


Почему Персонажи обычно располагаются в определенном порядке?

Различные направления характерологии помещают типы персонажей в разные последовательности. Самый полезный способ их упорядочения, который я нашел, связан с возрастом, в котором они активируются.

Например, поскольку Оральный тип обычно связан с отсутствием связи с матерью в первый год жизни, он обычно предшествует Терпящему типу, который связан с получением чрезмерного контроля в возрасте около 2 лет.

В наши дни Сновидца часто помещают перед ними обоими, так как считается, что этот узор вполне может зародиться еще в утробе матери.

Жесткие персонажи и персонажи-вдохновители обычно следуют за этими тремя, хотя я не знаю единого мнения о том, какой из них должен стоять перед другим.

Вы также заметите, что некоторые персонажи в приведенной выше таблице подразделяются на более мелкие группы, в частности Оралов и Жестких. В случае Орала это произошло потому, что стало очевидно, что некоторые персонажи Орала «ожесточаются» из-за своей нужды, становятся очень самостоятельными и направляют всю свою энергию на помощь другим. Этот тип стал известен как компенсирующий оральный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *