Люди т е человеческая психика: Обществознание 5.6

Украинский психолог Ольга Панчук: Нет ни одной войны, которая длилась бы вечно

Война — это очень страшное испытание для человеческой психики. Даже в мирное время, в странах Восточной Европы, в т.ч. в Украине и Литве люди обращаются к психологам не так часто, как это принято в Западной Европе и в США. О процессах, происходящих с человеческой психикой во время военных действий и о том, как нужно позаботиться о своем здоровье, чтобы дожить до победы в трезвом уме и ясной памяти, мы говорим с украинкой Ольгой Панчук – практикующим психологом, работающей в практиках арт- и гештальт- терапии, а также кризисного консультирования. 

— Ольга, как вы, профессиональные психологи, осуществили перевод вашей деятельности на «военные рельсы»? Вы были готовы к этому?

— По-разному, кто-то был готов, кому-то сложно до сих пор. Я скорее всего была готова. Подход кризисного консультирования, в котором я работала и ранее, требует, чтобы психолог заботился о своём ресурсе для того, чтобы работать с людьми, требующими помощи.

Мне понадобилось около 10 дней чтобы как-то осознать произошедшее и это с учетом того, что я все это время находилась в более-менее безопасной ситуации. Тем моим коллегам, кто попал под активные обстрелы, понадобилось больше времени.

— Из научной литературы известно, что для адаптации психики человека в кризисных ситуациях есть некие реперные точки – 8, 12, 21 день от момента начала кризиса. После 21 дня психика перестраивается. Так ли это, и что нас, живущих в войне и живущих войной ожидает в дальнейшем?

— Действительно, такие точки существуют, это подтверждено исследованиями. Выживает в стрессе тот, кто сумел адаптироваться к новым условиям жизни. Существует несколько составляющих борьбы со стрессом:

Вера – кто-то будет верить в Бога, кто-то — в себя и свои силы. У украинского народа сейчас очень сильная вера в Вооруженные силы Украины и нашего президента. Чувства – нужно говорить о чувствах, понимать и осознавать свои чувства, просить или выдавать эмоциональную поддержку.

Из своей практики могу сказать, что люди в основном не думают о чувствах либо не понимают свои чувства. К сожалению, не у всех срабатывает этот метод адаптации к стрессу без помощи психологов или психотерапевтов.

Социум – взаимодействие с близкими людьми, нахождение в обществе. Кто-то из нас волонтёрcтвует, кто-то стоит на блокпосте. Сейчас, когда мы просыпаемся, сразу начинаем перекличку в мессенджерах, спрашиваем близких, всё ли у вас тихо. Быть в контакте с кем-то другим помогает адаптироваться в сложных ситуациях.

Важны воображение и творчество. Кто-то рисует, кто-то пишет стихи, кто-то медитирует, пишет песни. У нас такой всплеск патриотических песен на украинском языке.

Ум – мы ищем рациональное объяснение тому, что происходит, пытаемся планировать, составить какие-то планы. Тело – физические упражнения, прогулки и т.д.

— Мы прошли уже 21-й день с начала активной фазы российско-украинской войны, т.е. дальше нам уже будет психологически легче?

Беженцы из Украины в Словакии / Vida Press nuotr.

— Человек адаптируется для того, чтобы выжить. Я по себе начинаю наблюдать что уже могу какие-то нейтральные темы обсуждать, а не только говорить про войну. Да, это уже не как в первые дни, когда был шок и отрицание всего, что не касалось войны. Сейчас наступила другая стадия, кто-то начинает обвинять кого-то, другой впадает в депрессию, третий более активно принимает участие в каких-то волонтерских мероприятиях, кто-то перевозит свою семью в безлопастное место.

— Вы упомянули про переезды. Скажите, как вообще эти вопросы в психологическом плане проходят? Человек уезжает из своего дома, где каждая мелочь, каждый уголок – это его жизнь. Тем более что в нашем обществе люди не очень-то любят переезжать, в отличии от тех же американцев, меняющих в течение жизни 10 домов, квартир и городов.

— Сочувствую всем, кто, кому пришлось уехать из своего дома, из страны. Я из тех, кто до последнего не хочет уезжать из Украины. Но я уехала из Киева, оставив там родителей. Я чувствовала пустоту, мне было горько и телесно больно. Я знаю людей, уехавших за границу. У них уже возникает идея вернуться сюда несмотря на то, что военные действия еще не закончились. Человек, находящийся вне эпицентра событий, более тревожен, чем тот, кто находится здесь. Они вроде как уехали туда, но телом остаются здесь. Человеку важно найти хоть какую-то опору, на которую возможно опереться.

Вот моя родственница вынуждена была бежать, когда начались эти первые обстрелы. Она выехала с собаками. Она сейчас говорит – я хочу отправить собак в Украину к своей маме, чтобы они ждали, когда мы с детьми вернемся домой. Такой символ большого человеческого желания. Но, безусловно, вернутся домой не все, многие останутся жить там. Есть и те, кто хотел выехать жить за границу до начала боевых действий, но как раз они сейчас не уезжают, хотят остаться в стране. Вот эта связь с домом, своим местом, своими корнями. Может быть, эти люди где-то лукавили потому, что обычно люди, имеющие возможность куда-то уехать, они-то как раз самые активные и больше всего нужны Украине.

— У меня лично тоже последние несколько лет были мысли уехать, но они не были связаны с какой-то политической ситуацией, с финансами или экономикой. Просто так получилось, что большая часть моей эмоциональной привязанности и поддержки – мои родственники и друзья находятся за рубежом. И, да, с началом войны мы не уехали за рубеж, хотя могли это сделать. Но если вернуться к теме временно перемещенных лиц, то как нам всем не разочароваться в том, что война может не закончиться завтра, и мы вернёмся домой через месяц, а может, не дай Бог, через год? Как себя подготовить к различным возможным сценариям?

— Важно понимать, что война – это процесс, который не заканчивается в два дня. У меня муж воюет, и я с ним тоже это обсуждаю. Думать что-то на перспективу в военное время очень сложно, например, по поводу жилья или перемещения. Психологи рекомендуют опираться на «здесь и сейчас». Например, сейчас я нахожусь здесь, живу в этом городе, либо вот в этом доме. Сегодня это мой дом, а как будет завтра я не знаю. И конечно же нужно иметь «план Б». У нашей семьи есть «план Б», я на него опираюсь, и знаю, что делать, если будет «совсем плохо».

Война в Украине / AP nuotr.

— Как вы думаете, у многих людей нет «плана Б»? Не потому, что он не может существовать в принципе, а потому, что люди не хотят продумывать этот план и потом оказываются перед тяжёлым выбором, который нужно сделать за 10 мин, например, уехать из своего города, вывезти семью?

— Я таких людей пока не встречала, единственное, что могу сказать, что мужчинам у нас сейчас сложнее в части «плана Б», они лишены права на свободный выезд из страны [в Украине из-за мобилизации временно запрещен выезд мужчин в возрасте от 18-60 лет]. Мои клиенты-мужчины жалуются на тягостное чувство ожидания, что вот-вот дадут повестку, вот-вот придётся идти воевать и т.д. Максимум, что мужчина может сделать, это вывести свою семью куда-то в безлопастное место и обеспечить ее.

— За 30 лет независимости Украины только последние восемь лет идёт война. Поколение 30-45-летних как бы успело проскочить все тяготы девяностых и нулевых и сейчас многие мужчины в плане своего восприятия окружающего мира, выглядят несколько инфантильно. Как вы считаете, стоит ли призывать служить людей, которые боятся воевать, испытывают сильный страх попасть в армию или даже, может быть, физически не способны служить? Может ли такой человек быть полезен армии?

— Да, я знаю множество таких мужчин и не осуждаю их. Не все могут воевать, не все могут убивать – это правда. У таких людей развивается чувство вины, например, из-за того, что у них есть страхи, о которых вы говорили. В таком случае психологи рекомендуют заниматься какой-то такой полезной для страны и людей деятельностью, делать то, что человек может и что в его силах.

— Что делать, когда в семье есть маленькие дети, которых нужно вывозить из-под обстрелов и пожилые родители, родственники, которые отказываются куда-либо ехать? Почему пожилые люди, в целом, фатально относятся к своей жизни и часто ведут себя достаточно эгоистично, ставя своих близких перед тяжелым выбором – спасать детей или оставаться с родителями.

— Мои родители тоже не согласились выехать из Киева. Надо учитывать возраст людей, они сами говорят, что старые и уже жизнь прожили. А в противовес им есть моя 11-летняя племянница. Когда сработала сирена, она выбежала и говорит: «Ну, ладно, вы пожили, а я ещё нет». Людям старшего возраста сложно переезжать и покидать свой дом, даже в мирное время. Я приняла выбор моих родителей. По сути, моё желание, чтобы они уехали со мною, достаточно эгоистичное. Потому что таким образом я хочу, чтобы мне было хорошо и спокойно рядом с ними.

В данной ситуации я просто согласилась с их позицией – они взрослые люди, они точно понимают, на что идут, и они готовы брать на себя ответственность за принятие своих решений. Я рекомендую с уважением относиться к выбору родителей оставаться там, где они хотят. Их детям я как психолог рекомендую «грустить об этом», общаться, контактировать с ними, спрашивать, как у них дела, рассказывать о себе, т.е. продолжать общение так, как это было в мирное время.

— Я все-таки хочу конкретизировать вопрос, покопаться в ситуации. Например, такой случай – семья наших друзей из Беларуси. У них трое замечательных девчонок, очень талантливых. Старшая уже студентка, она учиться за рубежом, а две девочки ещё школьницы. Беларусь скатывается в абсолютную дыру и у этих девочек перспективы в тоталитарной стране достаточно слабые в плане творчества, развития и т.д. У семьи есть возможность выехать в Израиль, потому что есть еврейские корни, но бабушка и дедушка отказываются ехать сами и дочь с детьми от себя не отпускают. Получается, что внучки остаются заложниками бабушки и деда.

— Чем человек старше, тем его психика становится менее гибкой. Она и так у человека, как бетон, а с возрастом еще больше цементируется. Кроме того, существует такой страх неизвестности – что там будет в чужой стране, за пределами моего дома. Подобный страх психологически сильнее даже, чем страх смерти. Старики думают приблизительно так: дети и внуки уедут, а мы будем переживать.

Это называется сепарационная тревога.

Беженец из Украины / Shutterstock.com

Пусть лучше здесь живут с нами в привычной обстановке. Получается такая картина – есть старики, которых нельзя бросить и есть дети, которым нужно обеспечить будущее. И в общем-то получается, что родители этих девочек должны принять какое-то непопулярное решение, не компромиссное. У психологов есть такая фраза – «предательство неизбежно», это когда мы выбираем между чем-то и чем-то. Нужно сесть и поразмышлять, что для меня выносимее психологически – уехать и выдерживать напряжение и вину, сталкиваться со своими чувствами, что я оставил родителей, но выбрал будущее для своих детей, либо остаться будет легче, выносимее, с родителями, но без перспектив для детей. Но, на мой взгляд, главная задача родителей – побеспокоиться о жизни и будущем детей.

— Если продолжить тему выезда детей за границу, как должны действовать родители, чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла успешнее?

— Детская психика более гибкая нежели взрослая, поэтому дети быстрее адаптируются. Я даже замечаю, что наш дети очень быстро начинают коммуницировать с детьми из принимающей страны даже без знания иностранных языков. Впрочем, всё, что касается детей, это конечно же работа родителей. Понятно, что ребенок боится, и тут детям важно дать опору эмоциональную опору.

Известно такое правило – тревожная мама, тревожный ребёнок. Родителям важно замечать страхи детей и ни в коем случае не обесценивать их. Вот часто говорят – да уже все, не страшно, уже не стреляют, не бомбят, ну посмотри вокруг, не бойся. Как будто бы страх ребенка – это неправда. Наоборот, нужно замечать, говорить с детьми на позиции «глаза в глаза», обязательно телесно присаживаться на уровень роста ребенка, это очень важно. И прямо говорить, что я замечаю, что ты боишься, я понимаю твой страх, я вижу его, я тебя понимаю, дай я тебя обниму. Я взрослый, я всё решу, я всё организую, я все это выдержу.

Нужно давать взрослую позицию, поддержки и заботы. Ребёнок будет на эту взрослую позицию опираться и ему будет намного спокойнее. Желательно, дать возможность детям поработать с детскими психологами. Но если такой возможности нет, хорошо работают какие-то интересные штуки, например, арт-терапия. И не следует заниматься «шоковой терапией», своеобразным бросанием в бассейн, чтобы ребенок сам выплыл.

— Следующее, о чем я бы хотел Вас спросить – это взаимодействие с людьми «из-за поребрика» [так в Украине называют Россию, поскольку русские называют бордюрный камень – поребриком] – родственниками, знакомыми, друзьями, коллегами. Даже в других странах есть много симпатиков России. Особо тяжело вести диалог с людьми «нашего круга», с которыми много лет работали, встречались на международных мероприятиях, дружили семьями. Например, я посылаю фотографию разрушенного дома на моей улице в Киеве своим родственникам в Петербург. Но они всё равно не верят, что это произошло, говорят это монтаж. Правильно ли я понимаю, что убедить кого-либо уже невозможно и не нужно, или все-таки есть какие-то варианты достучаться до них со своим мнением?

— Я тоже думала над этим вопросом. И у меня возникает встречный вопрос, для чего это нужно — переубедить? Вероятно, чтобы получить поддержку, сочувствие. У них в России годами была пропаганда. Существует понятие в психологии, как конформизм – приспособленчество, пассивное принятие господствующего порядка, бездумное следование за общественным мнением. Есть такой известный из учебников по психологии эксперимент, когда в помещении находится группа из десяти человек. Девять из них актеры, один человек испытуемый. На столе стоит пирамидка чёрного цвета. И 9 человек говорят, что она белая, убеждают десятого. В 80% случаев испытуемый соглашается. Он усомнился в своём зрении и в своём мнение. Ему кажется, что группа знает больше и лучше, чем он. Он готов согласиться под страхом осуждения и страхом конфликта со стороны большинства.

Протесты в России / AP nuotr.

— Все же как себя вести в этих дискуссиях?

— Каждый будет вести себя по-разному. Кто-то будет психологически нападать, посылать видео, фото, документы и сталкиваться с собственным бессилием пробить стену. Кто-то оставит эту затею, потому что она высасывает много энергии. Я не думаю, что есть какой-то шанс кого-то переубедить и что-то донести. Если человеку после таких бесед становится легче, т.к. мы не только за сочувствуем и поддержкой можем обращаться к нашим визави, но и за реализацией, канализацией своей злости и ярости. Пожалуйста, можете доказывать, если вас это не истощает. Скорее всего это не принесет никакого результата. Смысла тратить свою энергию нет, лучше потратить свои силы на плетение маскировочных сеток.

— Что бы Вы хотели пожелать украинцам и нашим читателям из Литвы, которые переживают за Украину?

— Я бы посоветовала ограничить новостной контент, непостоянно скролить новостную ленту и желательно не смотреть фото и видео. Рекомендую выбрать из семьи одного человека, самого стойкого, кто читал бы новости и просто их пересказывал. И повторюсь, что важно сейчас позаботиться о своем психологическом здоровье. В срок от 6 до 10 месяцев с момента катастрофического стресса у людей может развиться посттравматический стрессовый синдром. Это состояние настигнет не каждого, но мы все должны быть готовы к этому. Важно знать техники самопомощи, они доступны в интернете. Главный постулат, на который мы все должны опираться для спасения нашего психического здоровья – нет ни одной войны, которая длилась бы вечность. И эта обязательно рано или поздно закончится.

# В мире# Война в Украине

Психология: классификация, подходы

  • Социальная психология
  • Психология отношений
  • Психология детей
  • Психология развития ребенка

Человеческая психика очень многогранна, она окутана тайнами и загадками. Ее проявления представляют собой сложную изменчивую систему, элементы которой влияют друг на друга и взаимосвязаны. Изучение этой связи — одна из доминирующих задач для современных психологов.

Психология – это наука, которая занимается изучением человеческой психики и закономерностей ее проявлений и развития. Может показаться, что психика — непредсказуемое явление и выявить какие-либо законы просто невозможно.

Виникли питання — проконсультуйтеся з лікарем

Для запису на консультацію телефонуйте або заповніть форму зворотнього зв’язку:

(050) 301-99-26 (067) 446-11-79

Существует ряд научных методик, которые помогают понять тайны психики и найти необходимые «рычаги» для управления ее процессами. Человеческая психика неразрывно связана с его деятельностью. Изучение поведенческих характеристик и выявление их особенностей – немаловажная задача для многих исследователей. Деятельность человека изучают, разделяя ее на виды: игровую, трудовую, учебную, семейную и т.д. Психикой обладает не только люди, но и животные. Только человек обладает сознанием, оно проявляется в целенаправленной трудовой деятельности, возможностью планировать свои действия и формировать цели, задачи.

Социальная психология

Эта научная дисциплина возникла благодаря соединению двух наук – психологии и социологии и в системе научного знания занимает особое место. Эти науки внесли в социальную психологию теоретические данные, их синтез помог создать эффективный инструментарий для изучения социальных закономерностей. Общество действует по своим особым правилам, которые можно проследить через деятельность отдельных людей (индивидов). Без психологического аспекта изучение общественной жизни было бы невозможно, так в процессе взаимодействия возникают особые типы связей. В современном мире социально — психологические исследования очень важны, без них общество не сможет развиваться. В каждой сфере общественной жизни происходят изменения, они требуют наблюдения и анализа. Запросы на такие исследования поступают из разных сфер, таких как:

  • Образование
  • Гендерная политика
  • Системы массовой информации
  • Спорт
  • Система обслуживания и так далее.

Социальная психология решает одновременно две важные задачи: производство практических рекомендаций, которые получены в ходе эмпирических исследований, а также построение собственного понятийного аппарата.

Психология отношений

Взаимоотношения полов — это тема, которая пользуется повышенной популярностью у людей разных возрастов. Невозможность построить крепкие семейные отношения – это проблема, которая волнует многих современных людей. Для каждого человека крайне важно быть успешным в личной жизни, находить общий язык с противоположным полом. Проблемы взаимодействия полов – это тема, которую активно изучают современные психологи. Можно найти различные психологические книги, в которых описаны проблемы, возникающие в процессе личностных коммуникаций мужчин и женщин. Многие исследователи изучают поведенческие характеристики людей, их реакции в тех или иных жизненных ситуациях. В последние десятилетия очень популярны книги практикующих семейных психологов, в которых авторы дают советы, помогающие понять человеку своего партнера, принять его недостатки. Очень большим спросом пользуются книги для женщин, в которых мастера психологии делятся секретами обольщения мужчин, советами по поводу того, как правильно выбирать партнера. Такие издания продаются практически в любом книжном магазине, на интернет – сайтах.

Психология детей – это область науки, которая таит в себе массу загадок. Несмотря на сложность исследований в данной теме, ученые успели сделать множество открытий, благодаря которым были написаны рекомендации и советы для педагогов и родителей. По мнению многих психологов, детство – это тот отрезок жизни, когда формируется личностные характеристики человека, его характер и ценностные ориентации. Поэтому изучение детской психологии – это важнейшая задача для многих исследователей.

Психология детей

Детство представляет собой интересный, и в тоже время достаточно сложный период для каждого человека. В раннем дошкольном возрасте ребенок проходит множество непростых этапов. В первые пять лет жизни он превращается из крохотного беспомощного малыша в вполне сформированную личность, обладающую собственными интересами, потребностями, ценностями. В эти годы ребенок знакомится с окружающим миром, начинает взаимодействовать с другими людьми, учится навыкам коммуникации, у него развивается воображение, мыслительный аппарат. Путь от крошечного младенца до взрослого человека полон тайн, загадок, трудностей, открытий, радостей и разочарований. Задача старшего поколения — помочь крохе пройти этот путь правильно и стать полноценной гармоничной личностью.

Нельзя не удивиться тому, как быстро растут и развиваются дети. Новые качества и умения появляются практически ежедневно, что очень впечатляет взрослых. Постепенно появляются новые формы самостоятельности малыша, которые характеризуются определенными фактами. Длительное время ребенок в психологических науках позиционировался как «взрослый в миниатюре». Но современные ученые доказали неправильность этого научного подхода, предложив более эффективные психологические методики.

Психология развития ребенка

Важную роль в развитие ребенка играет процесс воспитания. Многие исследователи детской психологии утверждают, что дети являются своеобразными «зеркалами» своих родителей и копируют их поведение. Эта тенденция отчетливо прослеживается у детей в возрасте 5-10 лет, когда активно формируются поведенческие характеристики. Известны случаи, когда социализация ребенка происходила в условиях, далеких от цивилизации и общества людей. Один из таких случаев описан в произведении Редьярда Киплинга «Маугли». Такие дети, лишенные общения с другими людьми, вырастают совершенно неприспособленными к жизни в социуме, и никакие попытки социализировать их не приводят к успеху. Эти факты говорят о важности воспитательного процесса в жизни ребенка. Многие современные ученые, изучающие детскую психологию, говорят о том, что ребенок подобен цветку, и если его не поливать и вовремя не удобрять, то из него получится настоящий бурьян. Такая аналогия вполне справедлива, данные статистики говорят о том, что в неблагополучных семьях в 80-ти процентах случаев вырастают дети с отклоняющимся (девиантным ) поведением.

Отличительной характеристикой детского мозга является его чрезвычайная пластичность, именно поэтому малыш может «впитывать» большие объемы информации, словно губка. Ученые говорят о том, что если сравнивать человеческого младенца с новорожденным животным в познавательном плане, то можно сделать следующий вывод: мозг ребенка открыт для нового опыта и знаний, чего нельзя сказать о звереныше, который руководствуется только инстинктами. Таким образом, только человеку присущ процесс социализации, в результате которого формируется такое важное качество как сознание.

Психология видов: как мы отдаем предпочтение одним животным перед другими

Автор: Люциус Кавиола

Наши отношения с животными сложны. Есть некоторые животные, к которым мы относимся очень хорошо; мы держим их в качестве домашних животных, даем им имена и отвозим к врачу, когда они больны. Другие животные, напротив, похоже, не заслуживают такого привилегированного статуса; мы используем их как предметы потребления, торговли, невольные экспериментальные объекты, промышленное оборудование или как источники развлечения. Собаки ценнее свиней, лошади дороже коров, кошки дороже крыс, и, безусловно, самый достойный вид из всех — наш собственный. Философы назвали это явление различения индивидуумов на основе их видовой принадлежности спесишизмом (Зингер, 1975). Некоторые из них утверждали, что спесишизм — это форма предубеждения, аналогичная расизму или сексизму.

Однако, существует ли на самом деле спесишизм и связан ли он с другими формами предубеждений, это не просто философский вопрос. По сути, это гипотезы о человеческой психологии, которые можно исследовать и проверять эмпирически. Удивительно, однако, что психологи (за исключением некоторых) почти полностью игнорировали спесишизм. За последние 70 лет было опубликовано менее 30 публикаций по этой теме, как показал поиск в Web of Science по ключевым словам спесишизм и отношения человека и животных во всех журналах по психологии. Хотя этот поиск не может быть полностью исчерпывающим, он меркнет по сравнению с почти 3000 публикаций по психологии расизма за тот же период времени. Тот факт, что психология пренебрегла спесишизмом, странен, учитывая актуальность темы (мы все взаимодействуем с животными или едим мясо), преобладание темы в философии и сильный акцент психологии на других типах явных предубеждений. Изучение того, как мы приписываем моральный статус животным, должно быть очевидным предметом исследования для психологии.

Вместе с моими коллегами Джимом А. К. Эвереттом и Надирой С. Фабер я недавно опубликовал статью о спесишизме в Journal of Personality and Social Psychology (Caviola, Everett, & Faber, 2018). Нашей целью было установить спесишизм как тему в этой области. С этой целью мы разработали шкалу видовости: стандартизированный, проверенный и надежный измерительный инструмент, который может оценить, в какой степени человек придерживается видовых взглядов. Наше исследование показало, что действительно существует уникальный психологический конструкт — спесишизм, — который определяет, в какой степени люди различают людей на основе их принадлежности к виду. Этот конструкт не поддается другим измерениям предрассудков или просоциальности и демонстрирует некоторые интересные свойства.

Наше исследование показало, что философы были правы, проводя аналогию между спесишизмом и другими формами предрассудков. Специзм положительно коррелирует с расизмом, сексизмом и гомофобией и, по-видимому, опирается на одни и те же социально-идеологические убеждения. Подобно расизму и сексизму, спесишизм, по-видимому, является выражением ориентации на социальное доминирование: идеологической веры в то, что неравенство может быть оправдано и что более слабые группы должны подчиняться более сильным группам (Dhont, et al., 2016). Кроме того, спесишизм отрицательно коррелирует как с эмпатией, так и с активным непредубежденным мышлением. Мужчины более склонны быть спесишистами, чем женщины. Тем не менее, нет никакой корреляции с возрастом или образованием.

Специфизм также проявляется в поведении в реальном мире. В наших исследованиях спесишизм предсказывал, готовы ли люди помогать людям больше, чем животным, или «высшие» животные «низшим» животным. Например, когда у людей есть выбор пожертвовать на благотворительность, которая помогает собакам или свиньям, люди с большей вероятностью помогут собакам, чем свиньям, чем выше их оценка по спесишизму. Аналогичным образом, чем выше у людей балл по спесишизму, тем охотнее они тратят время на помощь бездомным, чем на установление основных прав шимпанзе. Наконец, спесишизм связан с этическим вегетарианством. Хотя наши исследования показали, что не все, кто отвергает спесишизм, считают, что есть мясо неправильно, мы все же заметили, что люди с более высоким спесишизмом предпочитают мясную закуску вегетарианской закуске.

Критики спесишизма как концепции иногда утверждают, что причина, по которой мы меньше заботимся о животных, заключается не в принадлежности к виду как таковой, а в том, что животные не обладают разумом или не могут страдать в той же степени, что и люди. Однако наше исследование показало, что это возражение не имеет силы. Это правда, что люди воспринимают животных или «низших» животных как менее разумных или менее способных страдать, чем людей или «высших» животных. Однако в наших исследованиях представления людей об уровне интеллекта и способности страдать людей объясняют лишь малую часть их поведения, направленного на них. Безусловно, самым убедительным объяснением поведения людей является сам спесишизм. Например, хотя люди знают, что собаки и свиньи примерно одинаково умны и одинаково способны страдать, они все же гораздо чаще помогают собакам, чем свиньи. И когда их спрашивают, кому бы они предпочли помочь: шимпанзе или человеку с серьезными умственными недостатками, люди с гораздо большей готовностью помогают человеку, чем шимпанзе, даже если они считают, что шимпанзе умнее и способнее страдать. чем человек. Это ясно указывает на то, что принадлежность человека к виду сама по себе является ключевым фактором, определяющим то, как мы ценим, воспринимаем и относимся к этому человеку.

Что мы можем сделать из этих психологических данных? Важно отметить, что это исследование носит чисто описательный характер. В первую очередь это говорит нам о том, что спесишизм — это психологическая реальность и что он проявляется в нашем отношении, эмоциях и поведении по отношению к животным. Как утверждали философы, спесишизм действительно психологически аналогичен другим формам предрассудков. Что мы хотим сделать из этих открытий — это отдельный моральный вопрос. И тем не менее, эти взгляды на психологию спесишизма могут помочь нам понять, как мы хотим обращаться с животными. Если мы считаем расизм неправильным и знаем, что расизм и спесишизм психологически связаны, это может заставить нас задаться вопросом, не следует ли также считать спесишизм неправильным. В любом случае, мы только начали понимать психологические аспекты спесишизма. Будем надеяться, что больше исследователей признают это и помогут глубже изучить это явление.

Кавиола, Л., Эверетт, Дж.А.К., Фабер, Н.С. (Под давлением). Нравственное положение животных: к психологии видизма. Журнал личности и социальной психологии .

Разница между психологией и социологией (со сравнительной таблицей)

Психология и социология — это две обширные дисциплины, связанные с изучением людей, где «психология» относится к изучению человеческого разума, т. е. занимается тем, что происходит внутри мозга человека, чтобы понять причины его поведения в различных обстоятельствах. Напротив, «социология» подразумевает изучение поведения человека в группе или обществе и его причин.

Когда психология фокусируется на человеке, т. е. изучает человека, его/ее поведение, мысли, чувства и психические характеристики одновременно. Социология направлена ​​на анализ модели поведения группы людей. Она также изучает причины, по которым они следуют определенной религии, убеждениям, культуре, обычаям и т. д.

Таким образом, в основном психология изучает «природу» человека, т. е. то, с чем он родился, а социология занимается «воспитанием». ‘, то есть то, чем воспитал или воспитал человек. Прочитайте статью ниже, чтобы понять разницу между психологией и социологией.

Содержание: Психология и социология

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Заключение

Сравнительная таблица

Основание для сравнения Психология Социология
Значение Психология — это систематическое изучение человеческого разума и поведения с использованием различных методов. Социология – наука о происхождении, развитии, структуре и функционировании общества и социальных взаимодействиях.
Науки Специальные науки Общие науки
Предметная область Человеческий разум и поведение Социальное поведение индивида в группе
Исследования Отдельные лица Группы и общество
Процесс Экспериментальный Наблюдательный
Сделки с Человеческие эмоции Взаимодействие с людьми
Предположение Психические характеристики человека определяют его деятельность и поведение. Люди находятся под влиянием своего окружения.

Определение психологии

Психологию можно понимать как методическое исследование и изучение психических процессов, переживаний и поведения человека и взаимосвязей между ними, явных или скрытых. Это изучение человеческого разума, как он функционирует и влияет на поведение?

Термин «психология» представляет собой комбинацию двух греческих слов «psyche» и «logos», что означает «душа» и «изучение» соответственно. Таким образом, психология относится к изучению души.

Аспекты психологии

Психология анализирует три основных аспекта человеческой природы, а именно:

  • Опыт : Психологи изучают несколько личных и частных человеческих переживаний, чтобы понять личный мир человека. Сюда входят сны, сознательные переживания человека на различных этапах жизни и измененные переживания сознания, возникающие в результате приема лекарств или медитации.
  • Умственный процесс : Он также изучает умственные процессы человека, в которых считываются мысли, происходящие в мозгу человека. В данном исследовании исследуется внутренняя психическая деятельность человека, его отношение и поведение в конкретных ситуациях. Он включает исследование восприятия, мышления, обучения и запоминания и т. д.
  • Поведение : Психология также изучает поведение человека, которое включает анализ основных рефлексов, шаблонов реагирования и сложного поведения либо путем непосредственного наблюдения, либо измерения с помощью научных инструментов. В основном поведение человека отражается в его деятельности, такой как язык тела, жесты, мимика, как он реагирует на раздражитель в той или иной ситуации.

Во время наблюдения за поведением человека психологи стремятся узнать процессы, влияющие на поведение человека. Процесс представлен на рисунке ниже:

Определение социологии

Социологию можно понимать как общественную науку, систематически изучающую социальные отношения, взаимодействия, культуру и поведение человека в обществе. Предметом социологии является не индивидуум, а попытка смотреть дальше, т. е. она исследует общества в отношении отдельных ассоциаций или групп индивидов.

Термин «социология» представляет собой комбинацию латинского слова «socius» и греческого слова «logus», что означает «товарищ или партнер» и «изучение» соответственно. Итак, социология относится к изучению товарищеских отношений или человеческих ассоциаций.

Социология изучает, как люди в группе взаимодействуют друг с другом и как поведение человека определяется социальными группами, категориями, такими как возраст, класс, пол и т. д., и институтами, т. е. религией, кастовой принадлежностью, образованием, политикой и т. д. является научным исследованием, так как в нем исследуется и анализируется социальная реальность с использованием логических методов, с учетом поддающихся проверке доказательств и интерпретаций. Кроме того, в этой дисциплине также изучаются социальный статус, движения, стратификация и изменения.

Ключевые различия между психологией и социологией

Различия между психологией и социологией обсуждаются в пунктах, указанных ниже:

  1. Психология — это изучение человека в отношении его/ее опыта, психического благополучия и поведения. шаблон. С другой стороны, социология — это наука о человеческих ассоциациях, изучающая действия человека в социальном контексте.
  2. А психология – это особая наука, изучающая индивидуальный разум и его функции, которая направляет и контролирует поведение. Социология — это общая наука, в которой социологи анализируют структуру групп, обществ и институтов, а также способы взаимодействия людей.
  3. Что касается предметной области, то психология изучает человеческое сознание и поведение, а социология изучает поведение человека, когда он находится в группе или среди людей.
  4. В психологии психологи обычно исследуют и анализируют одного человека за раз. В отличие от социологии, социологи анализируют общество или группу в целом.
  5. В психологии чтение мыслей человека и причин его поведения тем или иным образом является экспериментальным процессом. Напротив, в социологии социологи наблюдают за поведением человека в обществе и за тем, как социальные взгляды, убеждения, культура и т. д. влияют на человека.
  6. В то время как психология занимается человеческими эмоциями, социология занимается человеческими взаимодействиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *