Магическое мышление это – Магическое мышление — Википедия

Содержание

Магическое мышление: виды, польза и вред

Магическое мышление – это особый образ мышления, который предполагает убежденность человека в наличии связи между вещами, связь между которыми не очевидна и не прослеживается логически. Например, человек может видеть связь между его мыслями и событиями, которые находятся вне его контроля, то есть, теми событиями, на которые он не мог бы повлиять прямым или косвенным способом, или рассматривать определенные события или символы, как предзнаменование других событий. Именно магическое мышление является причиной появления такого великого множества предрассудков, суеверий и примет, которые существуют в нашем мире, кроме того, некоторые исследователи предполагают, что так появились и анимизм, религии, а возможно даже и культура. Эту статью непременно следует прочитать, если вы интересуетесь такой темой, как сила мысли.

Один из исследователей феномена магического мышления доктор антропологии Филипс Стивенс младший говорит: «Подавляющее большинство людей верит, что существует реальная связь между символом и тем, с чем этот символ соотносится, и что между ними действуют реальные силы, которые в потенциале могут быть измерены». Одной из причин таких убеждений исследователи считают ассоциативное мышление, так, некоторые люди верят, что существует связь между похожими по внешним или другим признакам предметы, или что между предметом и его частями сохраняется связь даже после разделения этого предмета и его части.

Распространенные примеры магического мышления:

— Связь между похожими предметами. Среди самых ярких примеров можно выделить корень мандрагоры, который по форме напоминает человеческое тело. С давних времен именно из-за формы корня мандрагоры люди верили в его магическую силу и способность воздействовать на жизнь или здоровье человека. По той же причине многие люди убеждены в том, что между близнецами существует незримая связь, позволяющая близнецам «знать», что они чувствуют, находясь друг от друга на расстоянии.

— Связь между целым и частью. Кукла Вуду – еще один яркий пример ассоциативного мышления, или магического мышления, так, используя при изготовлении куклы волосы, ногти или что-то, что принадлежит человеку, по убеждению заклинателей, они могли воздействовать на его здоровье. То есть, волосы и ногти, по мнению людей, подверженных магическому мышлению, служат связующими элементами между куклой, над которой производятся магические манипуляции и человеком, которому принадлежат эти волосы и ногти. Также, в древности люди верили, что съев сердце убитого животного, охотник получал его силу, но, разумеется, сила охотника увеличивалась только психически, если охотник в это верил.

— Случайная связь между разными предметами. Психолог Джеймс Алкок определяет магическое мышление, как склонность людей создавать связи между двумя несвязанным друг с другом событиями, так, что одно событие рассматривается, как причина для создания другого события. Именно эта склонность является причиной порождения самых разных суеверий. Достаточно вспомнить несправедливо обвиненного в несчастьях черного кота, который переходит дорогу, что, по поверью приносит несчастье. Кстати в таком случае мы обычно перекрещиваем пальцы, будучи убежденными, что это нас убережет от несчастий, которые сулит черный кот – и это тоже магическое мышление.

— Потусторонние силы, карма и Бог. Также, некоторые люди верят, что из ритуалов, молитв, соблюдения табу или жертвоприношения можно извлечь какую-то выгоду, при этом выгода ожидается не только в настоящей жизни, но и в следующей. Некоторые же, впадая в болезнь, к примеру, заключают договор с Богом, что, если они избавятся от недуга и выздоровеют, то принесут Богу жертву в виде приобщения к нравственному образу жизни или совершения пожертвования в пользу тех, кто нуждается. Когда же к ним приходит исцеление, они верят, что пришло оно от того, к кому они обращались. Кстати сказать, в старые времена люди верили, что принесение жертвы богам приносило долгожданный дождь, необходимый для орошения полей, правда, исполнял жертвоприношение, обычно, жрец, который эти поверья и распространял среди людей. Ну и еще одна распространенная вера — вера в карму, когда человек убежден, что за все свои деяния он однажды должен будет понести заслуженное наказание.

— Предсказание будущего. Это еще один из распространенных примеров магического мышления. Всевозможные гадания, предсказания, карты Таро, магический шар, предсказания по линиям руки, астрология и так далее и тому подобное, список можно было бы продолжать еще и еще, но это не было моей целью при написании данной статьи. Есть люди, которые верят, что могут предсказывать события будущего, используя какие-либо подручные средства, но, чаще всего, их предсказания весьма расплывчаты, они никогда не говорят о чем-то конкретном, но вместо этого создают огромное поле для интерпретации.

— Влияние мыслей на материю. Еще одной распространённой формой магического мышления является убеждение, что мысли, которые мы думаем в своей голове, и слова, которые произносим или записываем на бумаге, имеют свойство проявляться в реальности. Об этом говорит и, возможно, уже известный кому-то из вас закон притяжения, основанный на концепции силы мысли, по которому всё, о чем вы думаете и на что обращаете свое внимание, проявляется в вашей жизни в виде событий и обстоятельств, независимо от того, хотели вы наступления этих событий или нет. Также в некоторых культурах существует поверье, что упоминание нечистой силы обязательно приведет к неприятностям, поэтому они стараются избегать её упоминания в своей речи.

— Магические зелья, амулеты. По сегодняшний день распространена вера в то, что части экзотических или редких животных могут исцелять болезни, продлевать жизнь и даже приносить удачу. Все мы знаем, что большое количество африканских носорогов гибнет от рук браконьеров только из-за того, рог носорога пользуется большим спросом и, как считается, может лечить болезни. По той же причине гибнут и тигры, и слоны, и многие другие редкие животные. Но, что самое печальное, животные эти, скорее всего, гибнут совершенно напрасно, потому что польза от применения частей этих животных остается не доказанной, честно говоря, такого же эффекта они могли бы достичь, употребляя растертый порошок известняка с местной каменоломни. Примерно такой же силой обладают магические амулеты, которые создают и носят люди – в них ровно столько магической силы, сколько люди сами наделяют их своей верой, тогда как для другого человека это может быть просто куском камня, кости или обычной безделушкой.

— Одухотворение неживых предметов. Обычно это свойственно детям – одухотворять неодушевленные предметы. Например, в детстве многие из нас верили, что кода наступает ночь, и мы засыпаем, наши игрушки начинают жить собственной жизнью. Некоторые люди «наделяют душой» деревья, считая, что деревья могут даже общаться и что у них больше мудрости, чем мы думаем. Кто-то одухотворяет планету, а кто-то даже Вселенную считает живым существом – и это тоже, как вы уже поняли, магическое мышление.

Всё это только малая часть того, что можно было бы привести в пример для описания магического мышления. Но, наверное, вам достаточно взять любую книгу магии и вы найдете достаточно количество примеров.

Неожиданное открытие.

Вы, наверное, слышали о четырехлистнике клевера? Это распространенный символ удачи и благополучия, сила которого основана на суеверии, что, якобы, он способен принести удачу тому, кому посчастливится этот четырехлистник найти. Обладатель же четырехлистника, как считается, может привлекать к себе удачу на долговременной основе. Даже украшение в форме четырехлистника способно принести удачу, если вы в это верите. Но возможно ли вообще такое, чтобы четырехлистник, или любой другой символ удачи, как, например, подкова, мог повлиять на нашу жизнь? Возможно ли вообще такое, что, только лишь придерживаясь тех или иных суеверий, человек мог изменить обстоятельства в лучшую сторону? Чтобы выяснить это, исследователи из Кёльнского университета провели один интересный эксперимент, результаты которого были опубликованы в журнале «Psychological Science».

Для проверки влияния магического мышления на реальные результаты, экспериментаторы предложили нескольким участникам эксперимента сыграть в гольф, где каждый из них должен был сделать по 10 ударов с одного места. При этом всякий раз, когда экспериментаторы подавали испытуемым мяч, они объявляли мяч либо удачливым, либо обычным. Результаты заставили ученых усомниться в том, что предрассудки – это просто предрассудки. Эксперимент показал, что, когда мячи объявлялись удачливыми, участники эксперимента делали в среднем на два попадания больше. Как такое возможно? Оказывается, знание о том, что мяч удачливый, заставляло человека бить с большей верой в то, что он попадет в цель, то есть, имел место психологический эффект. Таким же образом участники другого эксперимента лучше справлялись с поставленными перед ними задачами, если с собой у них был их собственный счастливый предмет. Но, разумеется, улучшение результатов происходило не за счет магических свойств предмета, а за счет психологического эффекта – повышения веры в себя или чувства, что у испытуемых есть поддержка.

Польза и вред магического мышления.

Само по себе магическое мышление не представляет угрозы для человека, а в некоторых случаях даже приносит позу, если, конечно, человек умеет устанавливать границы между реальностью и вымыслом. Польза же магического мышления заключается в том, что вера в высшие силы помогает человеку справляться со страхами и преодолевать препятствия, делает его более уверенным и спокойным перед лицом опасностей. Такое мышление помогает людям, которые сомневаются в своих способностях и компетентности, или чувствуют себя беспомощными, в решении повседневных задач. Кроме того, как я уже написал чуть выше, вера в то, что амулет, который человек носит с собой, или ритуал, который он выполняет, приносит удачу, позволяет ему с большей легкостью идти на риск и хвататься за появляющиеся возможности. В большинстве случаев отмечается всем известный эффект плацебо, о котором я уже говорил на страницах своего сайта metodorf.ru

Но далеко не всегда магическое мышление – это хорошо. В избытке оно может привести к иррациональному или даже бредовому поведению, а также усилить обсессивно-компульсивное расстройство и даже привести к психозу. К примеру, общение с гадалкой может стать для человека роковым, если ее предсказание будет негативным, и если он поверит каждому ее слову, в силу своей подверженности ассоциативному мышлению. То же самое касается всевозможных сглазов и проклятий, которые, по убеждению человека, могут быть направлены против него, в результате чего они оказывают негативное влияние на здоровье и в целом на жизнь человека. Еще одна опасность заключается в том, что магическое мышление заставляет человека несправедливо обвинять себя в том, что плохие события в его жизни были вызваны его негативным мышлением или даже произошли в его жизни по закону кармы за его прошлые деяния.

Следует сказать, что подвержены магическому мышлению практически все люди, но особенно дети, которые учатся отличать реальность от вымысла только примерно к 8 годам. Хотя, когда высокообразованные взрослые люди прибегают к такому способу мышления, это выглядит немного странно, впрочем, наука, несмотря на все её достижения, не может полностью исключить возможность воздействия наших мыслей на окружающую нас реальность. Новое направление физике под названием квантовая физика открывает перед нами удивительный мир супермалых величин, в котором известные нам законы физики просто напросто перестают работать, и в силу вступают другие, еще неведомые нам законы. Таким же образом, было бы неправильно полностью исключить возможность взаимодействия нашего сознания со всем, что нас окружает.

metodorf.ru

Что такое магическое мышление? — Psychbook.ru

Магическое мышление — это клинический термин, используемый для описания широкого спектра ненаучных, иррациональных убеждений, которые обычно основаны на предполагаемой причинно-следственной связи между двумя событиями. Психологи иногда относят к нему фольклор и суеверия, потому что эти традиции предполагают, будто действия людей приводят к определенным результатам, если даже этот результат никоим образом не зависит от целенаправленных поступков других людей. Например, таким мышлением может считаться вера в силу ритуала для привлечения определенного типа погоды.

Что такое магическое мышление, откуда оно взялось

Данный феномен исследовал еще Зигмунд Фрейд, который в своей работе «Тотем и табу» описывал, как сформировалось подобное мышление у древних людей. За неимением реальных объяснений окружающих их событий, например, природных явлений, успеха или неудачи на охоте, победы или поражения в битве, люди придумывали магические ритуалы, а также богов и духов, которые управляют всем, что происходит в окружающем мире. Отдельную роль играла вера в то, что с помощью различных действий (заклинаний, ритуалов или жертвоприношений) можно повлиять на окружающую действительность. Люди думали (некоторые в этом убеждены и сейчас), что могут контролировать различные природные явления. Вера давала им спокойствие, избавляя от разрушительного чувства тревоги.

Современная популярная психология магическое мышление поддерживает, утверждая, что мысли материальны. Следовательно, позитивно мыслящий человек будет притягивать в свою жизнь хорошие события. Это тоже можно отнести к одной из разновидностей первобытного магического мышления. Логично предположить, что позитивно настроенный человек скорее преуспеет и добьется успеха, чем пессимистичный и грустный. Но утверждение, будто мысли оказывают влияние на действительность, пока относится к разряду фантастики. Ученым еще предстоит с этим разобраться и доказать обратное.

Современный человек обладает массой знаний в различных областях, включая химию, физику, биологию и прочие естественные. Несмотря на все это, столкнувшись с чем-то для себя новым или неконтролируемым, он подсознательно прибегает к магическому мышлению. Вера в высшие силы, ритуалы, приметы помогает справиться с проблемами, перед лицом которых человек чувствует себя беспомощным, а эмоциональная перегруженность только способствует укоренению такого рода мыслям.

«Волшебство» в повседневной жизни

Магическое мышление часто характерно для определенных групп людей, для которых оно социально приемлемо. Культура, которая внедряет в веру паранормальные явления (например, в призраков), с точки зрения большинства людей подвержена такого рода мышлению. Но для религиозных и культурных традиций, которые верят в существование духов, демонов и других существ, этот вид магического мышления вполне приемлем и обычен. Следовательно, он не несет в себе проблемы.

Другой распространенный тип магического мышления у взрослых связан с личными суевериями. Представьте спортсменов, которые всегда едят определенную еду перед игрой, потому что считают, что это поможет им с большей вероятностью победить. Это суеверие основано на том, что эта еда предшествовала большой победе в прошлом.

Есть тип магического мышления, который включает в себя размышление о невероятных возможностях и ситуациях. Это относится к ситуациям, когда человек ясно понимает, что теория не обязательно соответствует научной логике. На самом деле именно такое магическое мышление привело к тому, что гипотезы в конечном счете доказали свою истинность, например, что Земля не плоская, что можно поднять железный механизм в небо. При этом он не упадет на землю, а будет двигаться.

Законы магического мышления

Существует два закона, которые работают для тех, кто верит в иррациональные связи между событиями.

Во-первых, это закон подобия. Люди верили (и продолжают верить), что действия, похожие на желаемые, могут способствовать их осуществлению. Например, во время засухи поливать водой землю, думая, что это призовет дождь, рисовать предмет, надеясь, что он каким-то образом появится у человека (в виде подарка, находки, приобретения или как-либо еще).

Во-вторых, это закон соприкосновения, согласно которому, вещи, которые хоть раз соприкасались, сохраняют связь между собой. Например, существовала примета, согласно которой следовало натереть нож до блеска, если человек поранился. Считалось, что в этом случае рана не загноится. То есть содержание в чистоте одной составляющей (ножа) должно было помочь очищению другой (раны).

Оба закона объединяет кукла врага, которую создавали из глины, добавляя в нее что-то, принадлежащее человеку. Мало того, что она была создана по подобию, так еще и вещи жертвы давали надежду, что человек разделит их судьбу. Не сложно догадаться, что судьба куклы не была радужной — ей причиняли вред, веря, что и враг таким образом пострадает.

Какие могут быть проблемы

Хотя маловероятно, что тарелка пельменей приведет к тому, что игрок в бейсбол проведет отличную игру, никто не будет издеваться над этим чудаком из-за того, что он выполняет свой ритуал перед игрой. То же самое касается исследователя, который цепляется за догадку, заставляющую его выдвигать гипотезу и проверять то, что кажется невероятным для науки.

Безобидное (на первый взгляд) магическое мышление в психиатрии таковым не считается. Если оно не вписывается в приемлемые социальные нормы, то следует обратить на него внимание, так как иногда такое мышление является симптомом психического расстройства. Например, при ОКР магическое мышление может развивать ритуалы, такие как постоянная мытье рук из-за убеждения, что это способствует иррациональному контролю над окружающей средой. Кроме этого, с ним связаны заблуждения и беспорядочное мышление, характерные для шизофрении. Как видите, в психиатрии магическое мышление является очевидной патологией.

Когда такого рода мышление вызывает беспокойство, оно должно оцениваться специалистом, занимающимся психическим здоровьем граждан. Следует обязательно обратиться за помощью к психологу, если магическое мышление ведет к опасным для общества или суицидальным мыслям. То же относится и к случаям, когда оно мешает нормальному повседневному функционированию, например, поддерживанию личной гигиены. Часто магическое мышление может быть полезным способом противостоять беспокойству и нервозности, но когда это становится угрозой для жизни, стоит принять серьезные меры.

Как мыслят наши дети

Малыши начинают практиковать магическое мышление с самого раннего возраста. Оно может побудить некоторых детей поверить в то, что определенное действие, которое они совершают, влияет на окружающий их мир. Например, ребенок может подумать, что еда вкусная только тогда, если ее есть розовой ложкой, что нужно крепко держать уголок одеяла, чтобы уберечься от монстров перед сном.

Поскольку дети на этом этапе развития эгоцентричны, они уже считают, что их действия непосредственно влияют на события вокруг них. Магическое мышление у детей может усилить это восприятие. Например, ваш ребенок может подумать, что по телевизору покажут любимый мультфильм, если долго прыгать, потому что один раз эти события совпали.

Недостатки

Магическое мышление может привести к тому, что малыши начнут избегать определенных ситуаций или сопротивляться новым действиям. Например, если ребенок пользуется горшком дома, но отказывается это делать в детском саду, возможно, он иррационально связал детсадовский горшок с какими-то плохими событиями и противится этому, так как не хочет повторения неприятностей.

Может оказаться очень сложным разрушить эти ассоциации в голове вашего ребенка, так как он на самом деле не может рационально думать о ситуации. Поэтому вы можете просто подождать, пока ваш ребенок забудет «правило», которое он себе придумал, или пока вы не сможете найти способы пойти на компромисс. Такие решения должны предлагать переменную, которая не будет соответствовать магическому правилу, созданному ребенком в своем сознании, например, брать с собой горшок из дома для использования в детском саду.

Противодействие

Если ваш ребенок дошкольного возраста подвержен магическому мышлению, это не должно вызывать серьезной озабоченности. Рассматривайте это, как нормальный этап развития малыша. Если модели мышления ребенка начали вмешиваться в необходимые повседневные процедуры (прием пищи, занятия, сон), вам нужно придумать способы противостоять такому мышлению.

Например, вы можете показать ребенку, который считает, что прыжки на месте вызывают его любимый мультфильм в телевизоре, что его всегда показывают в полдень по субботам. Вы также можете придумывать компромиссы, которые позволят ребенку выполнять повседневные процедуры, несмотря на его магическое мышление.

Почему подобное мышление работает для некоторых людей?

Когда дело доходит до суеверий, ученые согласны в том, что они принципиально иррациональны. «Волшебное мышление» (как его иногда называют) определяется в качестве убеждения в том, что объект, действие или обстоятельство, не связанное логически с ходом события, может повлиять на его результат. Другими словами, черный кот не может оказывать прямое влияние на вероятность того, что вам не повезет. Тот, кто живет в страхе перед подобной трагедией, ведет себя нерационально.

Сила амулетов

Ученые провели интересное исследование. В его ходе они интересовались типами суеверий, которые (по мнению людей) приносят удачу. Счастливые шляпы, любимые носки, превращенные в ритуал процедуры тренировки, детские одеяла. Может ли вера в такие вещи на самом деле влиять на способность человека, скажем, получать лучшие результаты на экзамене или побеждать в соревновании?

Чтобы проверить эту возможность, экспериментаторы привели участников в лабораторию и сказали им, что они будут играть в гольф. Надо было проверить, сколько раз из 10 они смогли бы попасть в лунку с одного и того же места. Манипуляция состояла именно в этом: когда экспериментаторы передавали мяч для гольфа участнику, они либо упоминали, что мяч «оказался удачливым» в предыдущих испытаниях, либо что мяч просто «использовался до этого». Простая фраза о том, что мяч удачливый, значительно влияла на попадание, в результате чего участники, в среднем, забивали на два мяча больше.

Почему? Разумеется, мяч не становится везучим после слов экспериментатора. Объяснение основано на психологическом влиянии, которое вера в счастливые приметы оказывает на суеверных. В последующем эксперименте исследователи предположили, что такое магическое мышление может фактически повысить доверие участников к их собственным возможностям. То есть, вера в удачливые вещи повысила бы возможности участников, а не магические свойства самого объекта эксперимента. Чтобы проверить это, участники принесли свои собственные удачливые предметы (своего рода амулеты) из дома и выполняли задачу, поставленную экспериментатором в присутствии амулета. Люди в другой группе выполняли то же самое без подобной вещицы. Участники оценили свой предполагаемый уровень эффективности, а затем выполнили задачу на память, которая, по сути, была вариантом игры «Концентрация».

Действительно, когда участники имели при себе свои амулеты, они лучше справлялись с задачей. Последнее исследование ставило целью точно определить, как повышенная уверенность, которая появляется в присутствии счастливого предмета, влияет на производительность. В частности, заставляет ли это условие участников устанавливать более высокие цели? Увеличивается ли их упорство? Участники первой группы (те, что имели при себе счастливые предметы) сообщили о постановке более высоких целей и продемонстрировали повышенную настойчивость к выполнению задачи.

Верить или нет

Насколько правомочно магическое мышление? Стоит ли искать повсюду четырехлистный клевер, чтобы пришла удача? Нужно ли начинать день с особенного ритуала, который повысит производительность в течение дня? Запомните, если вы не верите результатам, приведенным выше, никакие магические действия не принесут вам пользы. Влияние амулетов или счастливых примет в решающей степени зависит от вашей веры в присущие им способности.

Как только вы признаете, что производительность — это функция того, что происходит в вашем мозгу, а не продукт любых мистических свойств самого объекта, он становится бесполезным. Подобно астрономии, которая лишает звездную ночь волшебства, наука о разуме лишает суеверия их могущества. Если вам живется комфортнее с верой в приметы, зачем тогда искать способы, как избавиться от магического мышления? Вставайте с левой (или с правой) ноги, держите пальцы крестом, если дорогу вам перебежал черный кот, поливайте клумбу, чтобы быстрее пошел дождь, выполняйте другие подобные действия, если вы уверены, что они приносят вам удачу, и живите счастливо.

psychbook.ru

Это не магия. Это «невроз судьбы»

Основные идеи

  • Мы путаем магическое мышление с позитивным. Нам приятно думать, что силой мысли мы способны изменить мир вокруг. На самом деле мы меняем отношение к окружающим и они отвечают взаимностью.
  • Магическое мышление свойственно детям. Они пока не могут отличить реальность от фантазии.
  • Иллюзия контроля над миром, которую порождает магическое мышление, мешает реалистично оценивать ситуацию.

«Ты не получаешь того, чего желаешь, просто потому, что не научилась мыслить позитивно, — втолковывает мне приятельница, которая третий год посещает тренинги позитивного мышления. — Чтобы избавиться от одиночества, нужно мысленно «попросить», чтобы кто-то одарил тебя любовью. А если с другим человеком возник конфликт, представь, как помещаешь своего обидчика в пузырь или в кокон — и он перестанет вызывать у тебя негативные чувства».

Полагая, что применяет уроки позитивной психологии, на самом деле моя подруга погрузилась в мир магического мышления.

«Очень часто позитивное мышление мы путаем с магическим, — комментирует гештальт-терапевт Нифонт Долгополов, — однако между ними существует огромная разница. Магическое мышление — это иррациональная вера в то, что силой своих мыслей мы можем изменить реальность, повлиять на других людей, предметы или события.

В логике магического мышления достаточно представить, вообразить то, к чему мы стремимся, и все устроится само собой, без каких-либо усилий с нашей стороны. В то время как в позитивном мышлении есть одно существенное дополнение: наши мысли и наш позитивный настрой меняют не окружающий мир, но наши действия. И только через них уже оказывают влияние и на окружающий мир».

Настраиваясь на то, что сможем найти общий язык с собеседником, мы начинаем себя вести доброжелательно, внимательно, дружелюбно — и разговор получается. Здесь нет никакого волшебства. Так же не оказывают непосредственного влияния на мир и негативные мысли — зато они делают нас более уязвимыми, мы теряем веру в себя.

Вера в то, что наши мысли могут причинить вред другим людям, — результат магического мышления

«На сверхпопулярных тренингах или курсах позитивного мышления на самом деле обучают принципам магического мышления, — соглашается юнгианский аналитик Лев Хегай. — Интерес к нему понятен: гораздо проще «ловить волну удачи», «мыслить прекрасными перспективами развития Земли», «посылать в мир волны любви и принятия» в надежде дождаться взаимности, нежели учиться выстраивать отношения с другими людьми, понимать их чувства, выражать свои эмоции, справляться с потерями».

Иллюзия всемогущества

Магическое мышление — естественный способ мышления маленьких детей, которые еще не в состоянии отличить фантазии от реальности. Им кажется, что «хотеть» и «сделать» — одно и то же.

«Для младенца мир и его собственное «Я» составляют единое целое, — объясняет психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс в книге «Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе». — Это означает, что источник всех событий он воспринимает как внутренний: если ему холодно и мать, заметив это, его согревает, у ребенка возникает переживание магического добывания тепла им самим. Ребенок еще не в состоянии осознать, что контроль находится вне его самого — в других (отдельных от него) людях».

Однако, взрослея, ребенок примиряется с тем, что ни он, ни какой-либо другой человек не обладает неограниченными возможностями. След магического мышления остается и в зрелом возрасте. Благодаря этому ощущению всемогущества, пережитому в раннем детстве, мы испытываем чувство собственной компетентности, ощущаем свою эффективность.

Часто магическое мышление «пробуждается» в нас в те моменты, когда мы ощущаем свою вину за то, что случилось с кем-то из знакомых нам людей. Например, когда уходит из жизни человек, которого мы не любили. Мы чувствуем свою вину, словно наши мысли могли спровоцировать его смерть. Вера в то, что наши мысли могут причинить вред другим людям, тоже результат магического мышления. Но мы не боги, чтобы творить мир лишь силой своего желания.

Защита от страха

Вера в то, что силой мысли можно влиять на явления природы, людей или события, была свойственна всем первобытным людям. В течение долгого времени антропологи полагали, что бизоны и лошади, изображенные в пещерах Ляско и Альтамиры (Франция), воспроизводят сцены реальной охоты.

Сегодня они уверены в том, что рисунки животных — свидетельство магического мышления древних людей (так называемая охотничья магия). С их помощью предки пытались задобрить судьбу, чтобы она оказалась благосклонной и обеспечила им обильную добычу на охоте. Первым такое предположение в начале ХХ века сделал французский археолог Саломон Рейнак.

«Магическое мышление защищало древних людей от страхов перед непонятным и опасным миром, — объясняет Нифонт Долгополов. — Они верили в то, что могут его контролировать, влиять на ход событий. Мечты и фантазии помогают и нашим современникам «скрыться» от своих экзистенциальных страхов, от страха смерти, потери близких, и в этом смысле магическое мышление защищает».

Судьба… или все-таки невроз?

Но магия первобытного мышления опасна: она создает иллюзию контроля над миром и лишает возможности реалистично оценивать ситуации, людей и самих себя. Еще Зигмунд Фрейд заметил, что некоторые люди все время находятся в плену драматических жизненных сценариев, живут так, словно их преследует какой-то неумолимый рок.

Они влюбляются — партнер их бросает без видимой причины. Они женятся — жена умирает, потому что страдала от неизлечимой болезни. Друзья их предают, дела приходят в упадок. Все происходит так, как будто некая сила или рок подталкивает их к неприятным ситуациям или сводит с такими людьми, которых следовало бы избегать.

Позитивное мышление и отличается от магического тем, что состоит в трезвой оценке всех вариантов развития событий

Для психоаналитиков в этих жизненных историях нет никакой черной магии. Эти люди страдают от «невроза судьбы»: бессознательное чувство вины подталкивает их к тому, чтобы наказывать самих себя. Бесполезно идти к колдуну, который снимет заклятие. Рок будет преследовать человека до тех пор, пока он не осознает, какие желания или поступки кажутся ему такими «преступными», что вызывают настолько сильное бессознательное чувство вины. И, несомненно, помочь здесь может не колдун, но хороший психотерапевт или психоаналитик.

Избавление от иллюзий

«Недавно по пути в аэропорт я попала в пробку и, если бы не упражнение, которому научилась на тренинге, могла опоздать на самолет, — рассказывает мне моя позитивно мыслящая подруга. — Я представила себе шоссе и изо всех сил сконцентрировалась на мысли, что сейчас машины наконец поедут быстрее».

Слушая рассказ приятельницы, которая все же успела на самолет за пять минут до окончания регистрации, я думала о том, что гораздо позитивнее было бы не ехать в час пик через весь город на такси либо выехать хотя бы на полчаса раньше.

«Подлинное позитивное мышление как раз и отличается от магического тем, что состоит в реалистичном отношении к жизни и к собственным возможностям, в трезвой оценке всех (и неприятных) вариантов развития событий, — уверен Лев Хегай. — Но часто очень сложно отказаться от детской веры в то, что мы можем добиться желаемого, влияя на людей или события. Трудно признать факт, что жизнь полна неопределенности и тревог, что нужно принимать решения, делать выбор и нести ответственность за свои поступки. Но именно такое отношение к жизни действительно позитивно».

Читайте также

www.psychologies.ru

МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРОТИВ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Приветствуем вас, приверженцы теории заговоров, па­ра­нор­маль­но­го и мис­ти­чес­ко­го! Сегодня речь пойдёт про магическое мышление. Вы узнаете, что это такое. Почему люди верят в теории заговоров. Как их распознать. С чем кор­ре­ли­ру­ет вера в па­ра­нор­маль­ное. И то, как вести диалог с при­вер­жен­ца­ми эзотерики. А для того, чтобы вы могли пе­ре­про­ве­рить ре­ле­вант­ность пред­с­тав­лен­ной ин­фор­ма­ции, все ссылки на научные ис­сле­до­ва­ния мы собрали в ис­точ­ни­ках внизу статьи. Но прежде, чем начать, следует сказать, что мы не пытаемся никого оскорбить или задеть чьи-то чувства. Речь идёт ис­клю­чи­тель­но о том, почему эзотерика не может пре­тен­до­вать на объек­тив­ность.

Магическое мышление – это убеждённость в том, что сим­во­ли­чес­кие действия или мысли могут влиять на объек­тив­ную реальность [1]. Но мы в данном случае будем рас­смат­ри­вать магическое мышление в более широком смысле. А именно в качестве про­ти­во­пос­тав­ле­ния магического мышления на­уч­но­му способу познания объек­тив­ной ре­аль­нос­ти. При этом нас интересует выяснить то, с какими пси­хи­чес­ки­ми рас­строй­с­т­ва­ми кор­ре­ли­ру­ет магическое мышление, как его распознать и как вести диалог со сто­рон­ни­ка­ми па­ра­нор­маль­но­го. И следует сразу сказать, что вера в па­ра­нор­маль­ное кор­ре­ли­ру­ет с ши­зо­ти­пи­чес­ким [2], [3] и об­сес­сив­но-ком­пуль­сив­ным рас­строй­с­т­ва­ми [4].

Важно так же понимать, что магическое мышление часто коррелирует со слабыми ана­ли­ти­чес­ки­ми спо­соб­нос­тя­ми [5]. А поскольку защищать свои убеждения человека сти­му­ли­ру­ет мозг [6], наивно было бы пред­по­ла­гать воз­мож­ность «на­хож­де­ния истины в споре». Ровно потому, что убеждения в су­щест­во­ва­нии па­ра­нор­маль­но­го являются не столько следствием познаний человека, сколько пос­лед­с­т­ви­ем осо­бен­нос­тей его психики [7]. И именно поэтому такие люди часто склонны принижать значение или отрицать саму воз­мож­ность научного познания мира [8]. При том, что они пред­по­чи­та­ют иг­но­ри­ро­вать неудобные факты и заострять вни­ма­ние только на той ин­фор­ма­ции, которая им им­по­ни­ру­ет [9].

Как распознать «думающего человека»

Во-первых, стоит поменьше слушать женщин. Это, конечно, шутка! Но, как и в любой шутке, в ней есть доля правды. Дей­с­т­ви­тель­но, среди женщин больше людей, склонных к магическому мышлению [10]. Впрочем, как и людей с пси­хи­чес­ки­ми проб­ле­ма­ми. Например, женщины чаще болеют деп­рес­сией [11], [12]. Поэтому нет ничего уди­ви­тель­но­го в том, что стра­да­ю­щий человек с большей лёгкостью может стать жертвой мо­шен­ни­ков или других доб­ро­со­вест­но заб­луж­да­ю­щих­ся людей. И именно поэтому, вне за­ви­си­мос­ти от половой при­над­леж­нос­ти, к магическому мышлению склонны одинокие, социально не­а­дап­ти­ро­ван­ные, нес­част­ные и болеющие не­из­ле­чи­мы­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми люди [13].

Во-вторых, магическое мышление, конечно же, коррелирует с низкими ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми спо­соб­нос­тя­ми [13]. Вот почему склонность верить в теории заговора часто обус­лов­ле­на не только пси­хи­чес­ки­ми, но и ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми пот­реб­нос­тя­ми [14]. Человек просто пытается удов­лет­во­рить свою пот­реб­ность в понимании окружающей дей­с­т­ви­тель­нос­ти. И, кроме того, теория заговора способна оправдать его соб­с­т­вен­ные неудачи злой волей мо­гу­ще­с­т­вен­ных иных [14]. И тут не важно, кто это. Это могут быть «реп­ти­ло­и­ды», евреи, «крем­ле­бо­ты» и кто угодно другой. Зна­че­ние имеет подмена объек­тив­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких процессов влиянием все­мо­гу­щест­вен­ных иных [15].

Как распознать магическое мышление

Теория заговора была выбрана неспроста! И да, именно теория заговора кремлеботов. Ровно потому, что, во-первых, в истории дей­с­т­ви­тель­но встре­ча­ют­ся заговоры [16], и, во-вторых, потому что заговор крем­ле­бо­тов является ак­ту­аль­ной и рас­прос­т­ра­нён­ной теорией. В связи с чем очень многие люди верят в то, что жизнь резко изменится в случае замены пре­зи­ден­та, гу­бер­на­то­ра или какого-то другого чиновника. Причём, не важно, в лучшую или худшую сторону. Важна сама вера в роль личности в истории. Пер­со­на­ли­за­ция объек­тив­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких про­цес­сов. Их подмена злой волей лич­нос­тей. Это отличный пример рас­прост­ра­нён­но­го в обществе ва­ри­ан­та магического мышления. Но давайте обо всём по порядку!

Как распознать теорию заговора? Ведь, дей­ст­ви­тель­но, в истории встре­ча­ют­ся заговоры [15], [16]. Например, в 1944 году был ор­га­ни­зо­ван и неудачно осу­щест­в­лён заговор по свержению на­цист­с­ко­го пра­ви­тельст­ва. Причём далеко не все заговоры ста­но­вят­ся дос­то­я­ни­ем об­щест­вен­нос­ти сразу. Например, заговор пра­ви­тель­с­т­ва США по слежке за соб­с­т­вен­ны­ми граж­да­на­ми в Ин­тер­не­те был раскрыт спустя дос­та­точ­но долгое время [16]. И логично пред­по­ло­жить, что какие-то заговоры так и остались тайной группы за­го­вор­щи­ков. Это дей­с­т­ви­тель­но так! Но это никоим образом не под­т­вер­ж­да­ет адек­ват­ность теорий заговора в целом. Потому что они не просто до­пус­ка­ют воз­мож­ность заговора в том или ином кон­крет­ном случае, а подменяют роль объек­тив­ных причин вза­и­мо­дей­с­т­вия ин­ди­ви­дов ролью их злого умысла.

Отличительными же чертами теорий заговоров являются презумпция виновности, не­фаль­си­фи­ци­ру­е­мость, пред­взя­тость спе­ци­а­лис­тов и про­ти­во­пос­тав­ле­ние «офи­ци­аль­ной точке зрения» [15]. Например, когда речь идёт о лун­ном сго­во­ре, то сразу пред­по­ла­га­ют, что аме­ри­кан­цы на Луну не летали, запись сняли в па­виль­о­не, а спе­ци­а­лис­ты сго­во­ри­лись и врут. При этом, как в случае с те­о­рией плос­кой Зем­ли, любят про­ти­во­пос­тав­лять себя «офи­ци­аль­ной науке». Либо, приводить аргументы от незнания. Причём не только в от­но­ше­нии не­раз­га­дан­ных тайн, как, например, в случае про­ис­хож­де­ния жиз­ни, но и в отношении прос­то­го незнания оп­по­нен­та. Они пред­по­ла­га­ют, что если их оппонент чего-то не знает, то это является од­но­знач­ным до­ка­за­тель­с­т­вом в пользу их гипотезы. А это, естественно, не так!

Почему заговор кремлеботов – это чушь?

Во-первых, следует сказать, что представители правящего класса, ес­тест­вен­но, выражают, прежде всего, интересы своего класса. Во-вторых, кон­к­рет­ные чиновники могут вступать в сговор с другими людьми для ре­а­ли­за­ции своих личных интересов. Но пре­зумп­ция ви­нов­нос­ти чи­нов­ни­ков и вера в роль их личности, а так же обвинение любого оп­по­нен­та в том, что он «крем­ле­бот» – это верные признаки теории заговора. Мо­гу­щест­вен­ные иные – есть. Пре­зумп­ция ви­нов­нос­ти – есть. Отрицание влияния объек­тив­ных факторов – есть. Спор не с фактами, а с позицией – есть. Именно поэтому «нужно по­ме­нять пра­ви­тель­с­т­во и создать хо­ро­ший ка­пи­та­лизм, а кто не согласен, тот крем­ле­бот». Хотя на самом деле нужно менять со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кие от­но­ше­ния в обществе, то есть «правила», а не людей, играющих по ним.

Другие признаки магического мышления

Во-первых, это апелляция к утерянному знанию древних, которое «мы не в сос­то­я­нии понять», и од­но­вре­мен­ное иг­но­ри­ро­ва­ние сов­ре­мен­ных научных данных по этому вопросу [17]. Во-вторых, защита соб­с­т­вен­ных фантазий, об­ра­ще­ни­ем к ор­то­док­саль­нос­ти науки [15]. Например, ас­тро­ло­ги любят приводить в пример Га­ли­лея, от­с­та­и­вав­ше­го ге­лио­цен­т­ри­чес­кую модель Сол­неч­ной сис­те­мы, споря с ор­то­док­саль­ной ка­то­ли­чес­кой цер­ковью. При этом забывая, что гипотеза Га­ли­лея была ос­но­ва­на на хороших наб­лю­да­тель­ных фактах, а гипотеза влияния небесных тел на судьбу не вы­дер­жа­ла экс­пе­ри­мен­таль­ной проверки [18]. И поэтому, в третьих, как уже го­во­ри­лось выше, хорошим приз­на­ком магического мышления яв­ля­ет­ся вы­бо­роч­ное иг­но­ри­ро­ва­ние неудобных фактов [9].

В четвёртых, попытка фальсификации противоречащих их убеждениям теорий пос­ред­с­т­вом бес­ко­неч­ных вопросов [15]. Но нужно понимать, что «нез­на­ние не является фаль­си­фи­ка­цией. Не­зна­ние – это причина искать ответ»! В пятых, об­ра­ще­ние к анекдотам [15]. Когда человек пытается оп­ро­вер­г­нуть объек­тив­ные научные данные, по­лу­чен­ные в конт­ро­ли­ру­е­мых ис­сле­до­ва­ни­ях, обращаясь к личному опыту. Например, плохому са­мо­чувст­вию после вак­ци­на­ции или от­рав­ле­нию ге­не­ти­чес­ки мо­ди­фи­ци­ро­ван­ным про­дук­том, или, наоборот, по­ло­жи­тель­ным опытом иг­ло­у­ка­лы­ва­ния. И вот тут следует ещё раз привести главный признак магического мышления – про­ти­во­пос­тав­ле­ние своей точки зрения «офи­ци­аль­ной науке» [15].

Как спорить с приверженцами магического мышления?

Никак! Как уже было показано выше, магическое мышление является след­с­т­ви­ем не набора знаний, а сос­то­я­ни­ем психики, обус­лав­ли­ва­ю­щим желание про­ти­во­пос­та­вить себя «офи­ци­аль­ной точки зрения», при­об­щив­шись к тайному знанию, по­вы­ша­ю­ще­му са­мо­о­цен­ку человека и вну­ша­ю­ще­му ему веру в спо­соб­ность решить все свои проблемы, пос­ред­с­т­вом познания некоторой ми­фи­чес­кой истины. Поэтому спорить с при­вер­жен­цем магического мышления бес­по­лез­но! Его в худшем случае нужно лечить, если это какая-та пси­хи­чес­кая травма, а в лучшем случае – обучать и соз­да­вать воз­мож­нос­ти для ре­а­ли­за­ции его умст­вен­ных и духовных спо­соб­нос­тей не в рамках фантазий, а в рамках ма­те­ри­аль­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких от­но­ше­ний.

P.S. Бла­го­да­рим за вни­ма­ние! На­де­ем­ся, что ста­тья бы­ла ин­те­рес­на и поз­на­ва­тель­на. Ес­ли у вас ос­та­лись ка­кие-ли­бо воп­ро­сы, есть за­ме­ча­ния или вы хо­ти­те выс­ка­зать сло­ва бла­го­дар­нос­ти, то для все­го это­го мож­но вос­поль­зо­вать­ся фор­мой ком­мен­та­ри­ев ни­же. Оце­ни­вай­те ста­тью, де­ли­тесь ею с друзь­я­ми в со­ци­аль­ных се­тях, до­бав­ляй­те сайт в из­бран­ное и бо­ри­тесь с мра­ко­бе­си­ем во всех его про­яв­ле­ни­ях, аминь!

Источники

[1] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5543404/

[2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5514306/

[3] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5463090/

[4] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3956626/

[5] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4805169/

[6] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5180221/

[7] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4340140/

[8] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3705173/

[9] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4503786/

[10] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3980098/

[11] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4478054/

[12] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5285428/

[13] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5423964/

[14] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5724570/

[15] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2897118/

[16] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4728076/

[17] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3032615/

[18] nature.com/articles/318419a0

[свернуть]

Загрузка…

pop-science.ru

Магическое мышление — Илья Латыпов — LiveJournal

Назрела потребность поговорить о магическом мышлении, как «прикладном применении» мифологического и религиозного мировоззрения.  У меня складывается ощущение, что наше общество стремительно возрождает данный стиль мышления, причем в разнообразнейших формах и вариациях — от религиозных до политических.

Итак, определимся: магическое мышление — это совокупность верований в возможность  определенным способом мыслей влиять на реальный мир. Можно выделить три базовых верования, присущих людям с магическим мышлением.

Вера во всеобщую обусловленность и взаимосвязанность.  В общем, в самом глобальном смысле это так и есть, но в нашей ситуации она приобретает следующую форму: случайностей — не бывает. Поэтому, если происходит что-то неожиданное — это результат чьего-то замысла. Самым универсальным магическим механизмом здесь является концепция кармы, позволяющая в принципе устранить из мира всякую случайность. Потому что если допустить в сознание мысль о том, что со мной или с миром может произойти все, что угодно, и при этом безо всякого моего или чужого замысла, то это, с одной стороны, обнажает мою незначительность перед лицом Вселенной, а с другой — лишает ощущения хотя бы иллюзорной, но безопасности. Например, идет человек по дороге, наступает на муравья — и тот погибает. Есть ли тут чей-то высший замысел, или данное обстоятельство — результат стечения множества обстоятельств, и если бы человек замешкался на секунду, то погиб бы другой муравей? Для спокойствия выживших муравьев будет лучше, если бы гибель их сотоварища была бы признана не случайной. И что при помощи специальных действий и анализа ситуации можно избежать повторения ситуации.

Люди, гибнущие в авиакатастрофах, под рухнувшими домами, под колесами автомобилей — они гибнут в результате некого высшего замысла, закона кармы, или просто потому, что в неудачное время оказались в неудачном месте? Люди, которые выживали во всех этих передрягах — их спасла Высшая сила, или та же нелепая случайность, которая уничтожила остальных? Спокойнее, намного спокойнее будет принять первый вариант, как бы он ни звучал — Бог, карма, Судьба и так далее. На случайность повлиять невозможно. А идея всеобщей закономерности позволяет «просчитывать» ее. Например, уверовать в то, что раз нечто спасло тебя сейчас, значит, будет спасать и впредь. В этом отличие магического мышления от реалистического — повышение ощущения безопасности организуется за счет подбора правильной интерпретации, а не за счет конкретных практических действий (в случае с муравьями — сменить маршрут, по которому они бегают).

Еще один аспект первой базовой установки — вера в «сделанность мира», характерная для детского возраста. Помню, как моя младшая дочка ответила на вопрос, знает ли она, откуда берутся пеньки. «Ну, сначала люди сделали дерево, а потом бревно, а потом его срубили и пенек получился». Люди сделали мир — это установка в детском возрасте. Во взрослом возрасте эта установка трансформируется в идею всеобщей причинности — все в мире существует для чего-то и происходит тоже с некой заданной целью. Это видно в такой словесной конструкции: «испытания нам даются для личностного роста» (здесь сразу два аспекта: вера в то, что что-то специально дает испытания, и в то, что эти испытания имеют конкретную цель и смысл).

Вторая базовая установка — вера  в объективность собственного субъективного опыта (если я это чувствую — то это правда, это не может быть иллюзия, самообман, галлюцинация). Это безусловное доверие собственному восприятию. Если я видел инопланетян, которые меня похищают, то скорее приму мысль о существовании инопланетян, чем мысль, что я сошел с ума.  Но как раз наше восприятие — крайне субъективная и недостоверная вещь. Девушки, страдающие нервной анорексией, представляют самый наглядный пример: несмотря на то, что они выглядят как скелеты, себя они видят совершенно иначе. Кривое зеркало восприятия отражает жир, а не кости. И это кривое зеркало (правда, разной степени кривизны) — у всех у нас. Без исключения. Вспомните персонажа из «Трое в лодке, не считая собаки» Дж.К.Джерома, который, читая медицинский справочник, нашел у себя симптомы практически всех болезней.

Другой гранью веры в собственную объективность является «здравый смысл» — совокупность житейского опыта, и в силу этого он может быть как очень точно отражающим реальность (в той сфере, в которой у человека действительно много опыта), и очень далеким от истинности (там, где непосредственного опыта — нет). Здравый смысл по определению ограничен, обусловлен жизнью человека. Хорошая вещь, если помнить о границах его применения.

Наконец, третьей установкой выступает вера в способность мыслей непосредственно воздействовать на внешний мир. Если добавить еще классический магический принцип «симпатии» — «подобное притягивает подобное», плюс первую базовую установку о том, что случайностей не бывает, и подкрепить все верой в собственную объективность, то можно получить идею о том, что хорошие мысли притягивают хорошие вещи и события, а плохие мысли — все плохое. И при этом подтвердить на собственном опыте…  Вспоминаю про поверье среди советских солдат во время Великой Отечественной — не писать свои имя и фамилию на специальных бумажках, которые служили в Красной Армии вместо опознавательных жетонов. Если напишешь — накличешь смерть… И тот, кто выжил, мог сослаться на справедливость этого суеверия. Забыв о миллионах тех, кому не помог этот магический ритуал.

Не думай о смерти — и смерть исчезнет. Это как ребенок верит: спрячешься под одеялом — станешь незаметным для родителей, или для всяких страшилок… Есть в этой третьей установке скрытая, но подразумеваемая идея грандиозности человека, даже отдельно взятого (ведь я могу своими мыслями влиять на происходящее во Вселенной!). Идея, понятная в маленьком первобытном мире, откуда и берет свое начало мифологическое сознание с магическим мышлением. Человек силою мысли и ритуала может заставить облака пролиться дождем, деревья — плодоносить, врагов — заболеть страшной болезнью…

Помимо трех базовых установок можно назвать и ряд производных от них особенностей магического мышления современного человека.

Вера в особую значимость символов и событий. Если в мире нет ничего случайного, и есть некая сила, которая отмеряет, что должно с нами произойти, то она может посылать нам и знаки/знамения. Совпадение — это не совпадение, а некий знак. Сигара — это всегда что-то еще, кроме простой сигары. Сон — обязательно несет в себе некий скрытый смысл. Среди психологов такая вера — не редкость, особенно среди студентов. Меня как-то студентка спросила: «Я вчера шла по льду и упала, тогда как другие люди не то что не упали, но даже ни разу не подскользнулись. Это ведь не случайно, я себя за что-то наказываю? Что бы это значило?».

Сильная зависимость мышления от красивого мифа. Здесь мы снова возвращается к мифу как источнику магического. Данную особенность магического мышления проиллюстрировал биолог Д.Миллер.

«Представьте себе компанию молодых гоминид, собравшихся у древнего костра и наслаждающихся недавно приобретенной в ходе эволюции способностью к речи. Два самца вступили в спор об устройстве мира…
Гоминида по имени Карл предполагает: «Мы смертные, несовершенные приматы, которые выживают в этой опасной и непредсказуемой саванне только потому, что держатся тесными группами, страдающими от внутренних склок, ревности и зависти. Все места, где мы бывали — лишь маленький уголок огромного континента на невообразимо громадном шаре, вращающемся в пустоте. Этот шар миллиарды и миллиарды раз облетел вокруг пылающего шара из газа, который в конце концов взорвется, чтобы испепелить наши ископаемые черепа. Я обнаружил несколько убедительных свидетельств в ползу этих гипотез…».
     Гоминида по имени Кандид перебивает: «Нет, я считаю, что мы — бессмертные духи, которым были дарованы эти прекрасные тела, потому что великий бог Вуг избрал нас своими любимыми созданиями. Вуг благословил нас этими плодородным раем, жизнь в котором трудна ровно настолько, чтобы нам было нескучно… Над лазурным куполом неба улыбающееся солнце согревает наши сердца. Когда мы состаримся и насладимся лепетом внуков, Вуг вознесет нас из наших тел, чтобы мы вместе с друзьями вечно ели жареных газелей и танцевали. Я знаю все это, потому что Вуг поведал эту тайную мудрость во сне прошлой ночью»
(Д.Миллер, пер.А.Ма

tumbalele.livejournal.com

есть ли выход из внутренней тюрьмы? — Моноклер

Рубрики : Последние статьи, Психология

Магическое мышление как попытка контроля реальности возникло ещё в первобытные времена. Тогда, не зная законов объективного мира, люди пытались защитить себя от ударов судьбы специфическими ритуалами. Удивительно, но сегодня, в XXI веке, во время расцвета науки и свободного доступа к знаниям многие по-прежнему зацикливаются на «магических ритуалах» в попытках воздействовать на постоянно меняющийся мир. В том, что такое магическое мышление, чем оно опасно и что собой представляет обсессивно-компульсивное расстройство, разбираемся вместе с практикующими психологами и ведущими исследователями.

Каждое новое столетие ставит человечеству условия, к которым оно не было готово: Первая и Вторая мировые войны поразили мир своей невиданной жестокостью и сломали психику целым поколениям, а относительно стабильный XXI обрушился на нас ежедневной изменчивостью реальности. Находясь в так называемом информационном обществе, мы ежедневно получаем потоки информации самого разного, порой полярного содержания, вынуждены осваивать новые программы и технику, регулярно повышать квалификацию, чтобы сохранить источник дохода, переосмысливать общественные процессы и самое главное — смириться с абсолютной нестабильностью  повседневности.

Требования, которые нам предъявляет современность, затрагивают огромное количество психических ресурсов. Между тем, потребность в стабильности по-прежнему остается для нас одной из базовых. Реальность ускоряется, и в этих непростых условиях все больше людей прибегает к так называемому «магическому мышлению». Его суть заключается в том, что человек начинает думать, что его мысли, действия или слова оказывают определенное воздействие на окружающую его реальность.

Стоит заметить, что исследованием этого явления занимался еще Иван Петрович Павлов, который изучал склонность человека к попытке запрограммировать окружающую действительность.

Как отмечают современные специалисты, такая привычка может перерасти в зависимость, и в этом случае все свои победы и поражения личность станет объяснять тем, что «нагрубил кому-то в общественном транспорте», «не занял другу денег», «не стал выслушивать надоевшего ему товарища» и т.д. Варианты «магических действий» глубоко индивидуальны и разнообразны.

Кроме того, по мнению доктора социологических наук В.С. Свечникова и соискателя кафедры «Культурология» СГТУ Л.Н. Чевтаевой, мифы о магии устойчиво внедрены в коллективное бессознательное. Они отмечают:

Здравомыслящие граждане России, бизнесмены, политики, врачи, ученые понимают, что любые таинственные явления всегда интересуют массы и являются почвой для различного рода спекуляций.

Особенно это было заметно в 90-е гг. В период абсолютной нестабильности люди с особым рвением обращались к всевозможным магам, гадалкам и экстрасенсам. На протяжении этого времени, а в последствии и в 2000-х гг. телевидение, радио и прочие СМИ поддерживали интерес масс ко всему «таинственному»: особой популярностью пользовались передачи А. Кашпировского, шоу с экстрасенсами, звонки в студию к «магам», «разрешающим» на расстоянии любые проблемы — от алкоголизма мужа до серьёзных заболеваний.

В связи с этим Российская академия наук даже создала специальную Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

При этом интересно, что многие понимают алогичность «магического мышления» и высказываются против такого метода контроля реальности. Однако проведенное в Великобритании психологом Е. Субботским исследование показало обратное. Один из экспериментов описывается так:

Взрослых испытуемых просили вообразить их будущую жизнь. После этого им пытались внушить, что а) наложенное на их будущую жизнь магическое заклинание изменит эту жизнь к лучшему или худшему (мифическое внушение), и б) изменение чисел на экране компьютера изменит их будущую жизнь к лучшему или худшему (обычное внушение). Все испытуемые отрицали, что изменение цифр на экране компьютера может повлиять на их будущую жизнь, однако в своих действиях они продемонстрировали веру в эту возможность.

Таким образом, можно сказать, что психически здоровые люди осознают нелепость «магических заклинаний», однако глубоко заложенное в бессознательном иррациональное зерно, в некоторых случаях связанное с детской травмой, а также с культурой (сказками, мифами, сказаниями, поговорками и местными суевериями) мешает им мыслить рационально и значительно повышает уровень тревоги.

Именно этим и опасно «магическое мышление». Получая иллюзию контроля над миром, человек начинает стремиться к «абсолютному всемогуществу» и старается запрограммировать неконтролируемое. В тех случаях, когда его действия совпадают с получением ожидаемого результата, он все больше верит в то, что нашел «волшебный способ» контроля окружающей среды. В обратном случае — винит себя за якобы «неправильные» мысли или действия.

Привычка мыслить «магически» чревата тем, что, казалось бы, безобидные действия довольно быстро прогрессируют в реальное психическое заболевание — обсессивно-компульсивное расстройство (далее – ОКР), принося личности тяжелые, порой невыносимые страдания.

ОКР представляет собой навязчивое состояние, которое характеризуется обсессиями и компульсиями, где обсессия является некой настойчивой, сильно пугающей или неприятной мыслью, приходящей в голову больного помимо его воли, а компульсия — особенным, глубоко индивидуальным ритуалом, который помогает временно избавиться от навязчивых мыслей.

Таким образом, сознание личности с разной степенью частоты посещают фобические, иногда отвратительные, несвойственные индивиду мысли. Среди самых распространённых — страх заразиться опасной, неизлечимой болезнью, подхватить вирус, потерпеть фиаско на работе или в учебе, потерять близкого человека и т.д. Иногда больной сталкивается с противными и несвойственными ему образами насилия, жестокости, сексуальных извращений, намерениями причинить кому-то моральный или физический вред.

Не имеющие ничего общего с личностью пациента мысли сводят его с ума, вгоняют в панику. Чтобы избавиться от них, он старается выполнять абсурдные, им же придуманные ритуалы. Самые частые из них — постоянное мытье рук, избегание наступать на определенные ступеньки лестницы, выстраивать книги и другие предметы в «нужном» порядке и т.д. Ритуалы могут быть очень различны. Например, некоторые люди испытывают страх перед тем, чтобы сделать репост в социальных сетях или поставить лайк, просто потому что им кажется, что может случиться «что-то плохое».

Психолог-консультант А.В. Духарева замечает:

Человек верит, что повторение определенных действий может защитить его от превратностей судьбы. Часто от таких клиентов можно услышать фразы вроде: «если я все сделаю правильно, то ничего не случится», «главное выключить свет с правильной/хорошей мыслью», «если я ошибся в последовательности действий, то важно все начать сначала» и т.п.

Обычно ОКР возникает по разным причинам. Это может быть как следствие увлечения магическим мышлением, так и детская травма, перенесенный стресс, моральное и физическое истощение, сильная загруженность на работе, нестабильность в профессиональной деятельности.

Угроза заключается в том, что в действительности никаких «волшебных» ритуалов не существует. Но искренне веря в их силу, пациент может тратить часы только на то, чтобы мыть руки, поворачивать ручки двери определенное количество раз, переписывать сообщения в социальных сетях, выбирая «правильный порядок слов» и пр. Страх, стоящий за каждым ритуалом, существенно различается у каждой отдельной личности. Например, люди, больные анорексией, могут запрещать произносить себе определенные слова или буквы из-за страха набрать вес. При этом ритуалы приносят лишь временное облегчение, заставляя человека самостоятельно погружать себя во внутреннюю тюрьму, полную невыносимых страданий.

Интересно, что большинство людей, подверженных ОКР, действительно понимают абсурдность ситуации, но ничего не могут исправить. Как правило, они скрывают свою болезнь, боясь осуждения и насмешек. По данным ВОЗ, В 2013 году от ОКР страдали от 1 до 3% населения. Однако, по мнению специалистов, эта цифра сильно занижена.

Важно и то, что, кроме большинства людей, осознающих алогичность своих поступков, пациенты с «психопатическим уровнем организации будут верить в то, что ритуалы действительно спасают их от фатальных последствий».

Хорошая новость заключается в том, что это заболевание излечимо. Советы психиатров универсальны. Человек должен чутко следить за своим состоянием и усилием воли пробовать нарушать цепочку его собственной «причинно-следственной связи», пытаясь выявить в причине удачи или неудачи не признак «правильного выполнения магических действий», а реальный поступок, осознать уровень тревоги, мешающий полноценной жизни, например, в виде проблем в отношениях, пищевом расстройстве, стрессовой работе, нестабильном бизнесе. Также психотерапевты предлагают доводить ритуалы до абсурда, то есть, к примеру, закрывать и открывать двери до того момента, пока человек просто не устанет и не осознает бессмысленность этого действа. Более того, врачи рекомендуют визуализировать свои страхи, представлять, а что бы случилось, если бы я «потерял работу», «набрал вес», «расстался с токсичным партнером» и т.д. В таком случае пациент, пусть и с долей большего дискомфорта и высокой тревоги, прорабатывает альтернативные варианты, которые помогают ему убрать фатальные сценарии из его жизни.

Как правило, пациенты, имеющие диагноз «обсессивно-компульсивное расстройство», проходят как медикаментозную терапию (обычно с помощью антидепрессантов и транквилизаторов), так и посещают психотерапевта, который помогает не только избавиться от навязчивых мыслей, но и старается помочь клиенту найти и обезвредить причину его тревог. Ведь все, что происходит с нами, будь то ОКР или паническая атака, по сути, является сигналом того, что в нашей жизни что-то идет не так. И наша психика начинает бунтовать, требуя более бережного отношения к себе и к своей жизни. Пересмотр жизненного сценария, осознание того, что пациент, возможно, идет не по своему пути или слишком много на себя берет, помогает ему вернуться к здоровой жизни.

Кроме того, важно помнить, что жизнь всегда была, есть и будет изменчивой субстанцией. В этом ее ценность и красота. Мы не в праве «забетонировать» настоящее, но мы имеем уникальную возможность жить без страха, наслаждаясь каждым днем, со всеми его удивительными сюрпризами или неприятностями, которые, в конечном итоге, избавляют нас от инфантилизма и делают сильнее.


Подборка по теме
— «Первобытное мышление»: Люсьен Леви-Брюль о пралогических представлениях древних
— Синдром Диогена: зачем мы коллекционируем хлам
— Политический миф: как базовые архетипы стали оружием манипуляции

Обложка: Рене Магритт, фрагмент картины «Суть дела» (1937 г.)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

monocler.ru

Магическое мышление |

Назрела потреность поговорить о магическом мышлении, как «прикладном применении» мифологического и религиозного мировоззрения. У меня складывается ощущение, что наше общество стремительно возрождает данный стиль мышления, причем в разнообразнейших формах и вариациях – от религиозных до политических.

Итак, определимся:

Магическое мышление — это совокупность верований в возможность определенным способом мыслей влиять на реальный мир. Можно выделить три базовых верования, присущих людям с магическим мышлением.

Вера во всеобщую обусловленность и взаимосвязанность.  В общем, в самом глобальном смысле это так и есть, но в нашей ситуации она приобретает следующую форму: случайностей — не бывает. Поэтому, если происходит что-то неожиданное — это результат чьего-то замысла. Самым универсальным магическим механизмом здесь является концепция кармы, позволяющая в принципе устранить из мира всякую случайность. Потому что если допустить в сознание мысль о том, что со мной или с миром может произойти все, что угодно, и при этом безо всякого моего или чужого замысла, то это, с одной стороны, обнажает мою незначительность перед лицом Вселенной, а с другой — лишает ощущения хотя бы иллюзорной, но безопасности. Например, идет человек по дороге, наступает на муравья — и тот погибает. Есть ли тут чей-то высший замысел, или данное обстоятельство — результат стечения множества обстоятельств, и если бы человек замешкался на секунду, то погиб бы другой муравей? Для спокойствия выживших муравьев будет лучше, если бы гибель их сотоварища была бы признана не случайной. И что при помощи специальных действий и анализа ситуации можно избежать повторения ситуации.

Люди, гибнущие в авиакатастрофах, под рухнувшими домами, под колесами автомобилей — они гибнут в результате некого высшего замысла, закона кармы, или просто потому, что в неудачное время оказались в неудачном месте? Люди, которые выживали во всех этих передрягах — их спасла Высшая сила, или та же нелепая случайность, которая уничтожила остальных? Спокойнее, намного спокойнее будет принять первый вариант, как бы он ни звучал — Бог, карма, Судьба и так далее. На случайность повлиять невозможно. А идея всеобщей закономерности позволяет «просчитывать» ее. Например, уверовать в то, что раз нечто спасло тебя сейчас, значит, будет спасать и впредь. В этом отличие магического мышления от реалистического — повышение ощущения безопасности организуется за счет подбора правильной интерпретации, а не за счет конкретных практических действий (в случае с муравьями — сменить маршрут, по которому они бегают).

Еще один аспект первой базовой установки — вера в «сделанность мира», характерная для детского возраста. Помню, как моя младшая дочка ответила на вопрос, знает ли она, откуда берутся пеньки. «Ну, сначала люди сделали дерево, а потом бревно, а потом его срубили и пенек получился». Люди сделали мир — это установка в детском возрасте. Во взрослом возрасте эта установка трансформируется в идею всеобщей причинности — все в мире существует для чего-то и происходит тоже с некой заданной целью. Это видно в такой словесной конструкции: «испытания нам даются для личностного роста» (здесь сразу два аспекта: вера в то, что что-то специально дает испытания, и в то, что эти испытания имеют конкретную цель и смысл).

Вторая базовая установка – вера  в объективность собственного субъективного опыта (если я это чувствую — то это правда, это не может быть иллюзия, самообман, галлюцинация). Это безусловное доверие собственному восприятию. Если я видел инопланетян, которые меня похищают, то скорее приму мысль о существовании инопланетян, чем мысль, что я сошел с ума.  Но как раз наше восприятие — крайне субъективная и недостоверная вещь. Девушки, страдающие нервной анорексией, представляют самый наглядный пример: несмотря на то, что они выглядят как скелеты, себя они видят совершенно иначе. Кривое зеркало восприятия отражает жир, а не кости. И это кривое зеркало (правда, разной степени кривизны) — у всех у нас. Без исключения. Вспомните персонажа из «Трое в лодке, не считая собаки» Дж.К.Джерома, который, читая медицинский справочник, нашел у себя симптомы практически всех болезней.

Другой гранью веры в собственную объективность является «здравый смысл» – совокупность житейского опыта, и в силу этого он может быть как очень точно отражающим реальность (в той сфере, в которой у человека действительно много опыта), и очень далеким от истинности (там, где непосредственного опыта — нет). Здравый смысл по определению ограничен, обусловлен жизнью человека. Хорошая вещь, если помнить о границах его применения.

Наконец, третьей установкой выступает вера в способность мыслей непосредственно воздействовать на внешний мир. Если добавить еще классический магический принцип «симпатии» – «подобное притягивает подобное», плюс первую базовую установку о том, что случайностей не бывает, и подкрепить все верой в собственную объективность, то можно получить идею о том, что хорошие мысли притягивают хорошие вещи и события, а плохие мысли — все плохое. И при этом подтвердить на собственном опыте…  Вспоминаю про поверье среди советских солдат во время Великой Отечественной — не писать свои имя и фамилию на специальных бумажках, которые служили в Красной Армии вместо опознавательных жетонов. Если напишешь — накличешь смерть… И тот, кто выжил, мог сослаться на справедливость этого суеверия. Забыв о миллионах тех, кому не помог этот магический ритуал.

Не думай о смерти — и смерть исчезнет. Это как ребенок верит: спрячешься под одеялом – станешь незаметным для родителей, или для всяких страшилок… Есть в этой третьей установке скрытая, но подразумеваемая идея грандиозности человека, даже отдельно взятого (ведь я могу своими мыслями влиять на происходящее во Вселенной!). Идея, понятная в маленьком первобытном мире, откуда и берет свое начало мифологическое сознание с магическим мышлением. Человек силою мысли и ритуала может заставить облака пролиться дождем, деревья — плодоносить, врагов — заболеть страшной болезнью…

Помимо трех базовых установок можно назвать и ряд производных от них особенностей магического мышления современного человека.

Вера в особую значимость символов и событий. Если в мире нет ничего случайного, и есть некая сила, которая отмеряет, что должно с нами произойти, то она может посылать нам и знаки/знамения. Совпадение — это не совпадение, а некий знак. Сигара — это всегда что-то еще, кроме простой сигары. Сон — обязательно несет в себе некий скрытый смысл. Среди психологов такая вера — не редкость, особенно среди студентов. Меня как-то студентка спросила: «Я вчера шла по льду и упала, тогда как другие люди не то что не упали, но даже ни разу не подскользнулись. Это ведь не случайно, я себя за что-то наказываю? Что бы это значило?».

Сильная зависимость мышления от красивого мифа. Здесь мы снова возвращается к мифу как источнику магического. Данную особенность магического мышления проиллюстрировал биолог Д.Миллер.

Представьте себе компанию молодых гоминид, собравшихся у древнего костра и наслаждающихся недавно приобретенной в ходе эволюции способностью к речи. Два самца вступили в спор об устройстве мира…

Гоминида по имени Карл предполагает: «Мы смертные, несовершенные приматы, которые выживают в этой опасной и непредсказуемой саванне только потому, что держатся тесными группами, страдающими от внутренних склок, ревности и зависти. Все места, где мы бывали — лишь маленький уголок огромного континента на невообразимо громадном шаре, вращающемся в пустоте. Этот шар миллиарды и миллиарды раз облетел вокруг пылающего шара из газа, который, в конце концов, взорвется, чтобы испепелить наши ископаемые черепа. Я обнаружил несколько убедительных свидетельств в пользу этих гипотез…».

Гоминида по имени Кандид перебивает: «Нет, я считаю, что мы — бессмертные духи, которым были дарованы эти прекрасные тела, потому что великий бог Вуг избрал нас своими любимыми созданиями. Вуг благословил нас этими плодородным раем, жизнь в котором трудна ровно настолько, чтобы нам было нескучно… Над лазурным куполом неба улыбающееся солнце согревает наши сердца. Когда мы состаримся и насладимся лепетом внуков, Вуг вознесет нас из наших тел, чтобы мы вместе с друзьями вечно ели жареных газелей и танцевали. Я знаю все это, потому что Вуг поведал эту тайную мудрость во сне прошлой ночью» (Д.Миллер, пер. А. Маркова).

Я уверен, что вторая история будет восприниматься как более привлекательная. Когда начались баталии сторонников Дарвина с церковью, одним из главных «аргументов» против идеи того, что человек и обезьяна имеют общего предка, был именно нравственно-эстетический – «неужели вам нравится считать себя произошедшим от обезьяны?!». Это не очень красивая история, верно. Идея о том, что ты – от некой высшей силы, или что в тебе кроются неведомые резервы организма, намного привлекательнее. А эмоции, как уже известно, оказывают серьезное влияние на ход наших мыслей.

Красивых и завораживающих историй, которые при этом сильно льстят нашему самолюбию, существует в современном мире немало. К.Кастанеда с его Доном Хуаном, истории про «мудрость толтеков», друидов, фильм «Секрет», трансерфинг В.Зеланда и многое-многое другое.  Но мне интересно следующее: многие ли из тех, кто с увлечением читал Кастанеду и верил ему, серьезно задавал себе вопрос о том, правду ли вообще писал данный автор, существует ли на самом деле Дон Хуан и его учение, или это — талантливое литературное произведение? И не более? Когда я слышал о «мудрости толтеков», я интересовался тем, что знает рассказчик про этих самых толтеков/тольтеков, каковы первоисточники данной информации, какие тольтекские тексты он читал? То же самое спрашиваю про знатоков «ведических тайн» – «откуда дровишки», если в четырех известных Ведах ничего подобного не содержится? Известно ли читающему книгу про знания друидов о том, что до нас не дошло НИ ОДНОГО текста, написанного друидами ни в целом, ни о своем учении — в частности?

Но это все частности, главное — красивая история, рассказанная, что очень важно, уверенно и напористо, без сомнений в собственной правоте. Такой рассказчик смотрится намного выгоднее, чем ученый, который постоянно делает те или иные оговорки и 100% гарантий не дает.

Красивая история  дополняется двумя последующими особенностями магического мышления.

Вера в наличие «тайного знания». Дон Хуан обладал тайным знанием, как и тольтеки. В Каббале зашифровано тайное знание. Г.Гурджиев написал свои тексты крайне непонятно для того, чтобы уберечь свое тайное знание от профанов. Мудрецы в Гималаях сидят в пещерах, и владеют тайным знанием. Монахи Шао-линя обладают тайным знанием. Египетские жрецы — те вообще рекордсмены по тайным знаниям и способам их зашифровки.  Психологи и психотерапевты — люди, обладающие тайным знанием :)). Тамплиеры, масоны, секретное мировое правительство… Все обладают секретным тайным знанием. Примечательно, что о содержании этих тайных знаний почему-то хорошо осведомлен тот, кто про них рассказывает. Авторы нашумевшего магического по содержанию фильма «Секрет» уже названием своим намекали на тайное знание, и в самом начале прямо заявили, что они им владеют и сейчас откроют слушателям.

Эклектика. Магическое мышление современного человека (в отличие от человека прошлых эпох) очень эклектично. Карма уживается с торсионными полями, шаманские практики — с христианским постом, современная фармакология — с гомеопатией, современные психотерапевтические практики — с религиозной философией. Я уже видел объявления в стиле «психотерапевт, таролог, рунолог» (т. е. он использует в своей практике карты Таро и руны, причем действительно разбавляет ими обычную психотерапевтическую работу). Нет целостного мировоззрения, есть масса верований, техник и приемов, надерганных из различных систем по принципу «мне нравится» или «оно так работает».

Вера в наличие чудесного спасителя-мага. Им может быть кто угодно — от психолога до сотрудников ЖКХ, которые вот вдруг возьмут и начнут добросовестно исполнять свои обязанности (как по волшебству, без наших усилий). Психотерапевт Д.Бьюженталь написал про эту очарованность, желание поверить в мага-волшебника в психотерапии: <i>«Несколько лет назад один молодой человек, живущий на другом конце континента, написал мне о том воздействии, которое оказала на него моя книга, и о своих надеждах на изменение и рост. Мы обменялись несколькими письмами, а затем он прислал мне письмо, где сообщил, что собирается в Лос-Анджелес и хочет встретиться со мной. Мы договорились о времени его визита в мой офис… Войдя ко мне, молодой человек с порога сказал, что предполагает бросить работу и переехать, чтобы проходить у меня терапию. Но уже через пятнадцать минут он расплакался. Он плакал от того, что разочаровался во мне. Я имею в виду, что он разочаровался во мне как в человеке…». Очарованность чем-либо и кем-либо неизбежно приводит к разочарованности.

Но наибольшей силой обладают все-таки «чудесные спасители» – колдуны, маги, гадалки. Если человек не видит способов решения своих проблем, то он, в силу второй великой веры магического мышления, считает, что их нет. А раз их нет, то следует обратиться к тем людям, которые обращаются за помощью к силам, находящимся вне пределов нашего обыденного познания.

Главное идея магического мышления: этот мир управляем и предсказуем, я — значимая часть этого мира и способен управлять частью реальности посредством мысли и некоторых ритуалов (магии).

Если моих сил не хватает, то можно обратиться к людям, которые обладают большими, чем я, силами, чтобы они решили мне и за меня эту проблему. За стенами данных установок прячется дикий, хаотичный и до конца никогда не предсказуемый мир. Мир, в котором нет всемогущества, всесильных фигур, мир ограничений и самоограничений.

Я нередко встречал людей с таким мышлением во время работы. Они в своих мыслях нередко наделяют психолога некими могущественными силами и ждут, когда же он скажет волшебные слова, после которых все станет ясно и понятно, и все переживания уйдут. «Но вы же психолог и я же плачу вам деньги!» – говорит клиент, если начинает понимать, что чуда не будет, и что перед ним — живой человек, а не шаман. А чуда — хочется. Ведь сущность чуда в контексте самопомощи — это когда происходит нечто очень хорошее для тебя, но без твоих усилий. Ну, в крайнем случае — при помощи силы мысли и какого-нибудь ритуала или мантры.

Кирилл Алферов, 2014

Читайте также

skepticsociety.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *