Магическое мышление: Магическое мышление: почему мы считаем себя всемогущими — объяснение психолога

Магическое мышление: почему мы считаем себя всемогущими — объяснение психолога

Познать себяЧеловек среди людей

Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Магическое мышление — часть многих культур. Даже у самых рациональных из нас нет-нет да и мелькнет в голове какая-нибудь относящаяся к этой области идея. Рука машинально потянется постучать три раза по дереву, в ботинок накануне важной встречи ляжет монета. А может, на полке стоит амулет, фигурка со знаком зодиака или религиозная атрибутика. Но всегда ли мы осознаем влияние этого вида мышления на наши решения?

Как появилось

История

Корни магического мышления уходят в глубокое прошлое. Наши пращуры выживали в довольно сложных условиях и имели необходимость опереться на что-то, чему-то довериться. Если охота не удалась и нечем кормить детей, засуха выжгла съедобную растительность, а соседнее племя идет на вас войной — ничего не остается, как надеяться и верить. И ждать чуда. А для этого, очевидно, нужно сделать хоть что-то, от вас зависящее. Например, принести жертву лесным духам, помолиться о дожде или очертить «защитные» магические круги вокруг поселения.

Постепенно зарождались верования и ритуалы, появлялись жрецы, возникали предметы культа, суеверия и приметы. Вчера вы исполнили ритуальный танец, а сегодня пошел долгожданный дождь? Несомненно, ваш танец помог!

Некоторые ученые склоняются к тому, что наскальная живопись, где изображены сцены охоты, не иллюстрирует происходившие события, а выполняет роль молитвы, заклинания. Изображая счастливый сценарий, наши предки приманивали удачу.

Но как мы пользуемся наследием прошлого теперь, в век развития науки, когда космические корабли бороздят просторы вселенной?

«В научном миросозерцании нет больше места для могущества человека, он сознался в своей слабости и в самоотречении подчинился смерти, как и всем другим естественным необходимостям. В доверии к могуществу человеческого духа, считающегося с законами действительности, еще жива некоторая часть примитивной веры в это всемогущество», — писал в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд еще в начале XX века, отмечая, что магическое мышление все еще играет определенную роль в жизни людей.

Личность

Магическое мышление связано и со становлением личности. Основатель селф-психологии Хайнц Кохут считал, что в развитии у ребенка здорового нарциссизма большое значение имеют именно фантазии о всемогуществе. Однако они должны меняться в процессе взросления.

Собственное «всесилие» и даже всемогущество родительских фигур уходят. Вместо них в сознании человека возникает более реалистичная картина мира и сложного образа «Я» и других людей. Но довольно часто взрослые сами этому препятствуют.

«Родители, учителя приучают детей к магическому мышлению, — пишет психолог Анастасия Долганова. — Например, во время еды нам говорят: нельзя оставлять последнюю ложку, в ней вся сила. Это просто манипуляции, которые формируют наши пищевые привычки. А потом мы боремся с лишним весом, потому что не можем позволить себе не доесть то, что положили сами, или то, что положили нам. Мы уверены, что это приведет к катастрофическим последствиям. И уверены именно потому, что нам об этом сказали в детстве».

Описывая одного из пациентов, Зигмунд Фрейд рассказывал, что тот верил в могущество собственных мыслей: «Стоило ему подумать о ком-нибудь, как он встречал уже это лицо, как будто бы вызвал его заклинанием; стоило ему внезапно справиться о том, как поживает какой-нибудь знакомый, которого он давно не видал, как ему приходилось услышать, что тот умер, так что у него являлось предположение, что покойник дал о себе знать путем телепатии…»

Как много вы знаете людей, которые уверены, что способны неким метафизическим образом повлиять на мир?

Далеко не у всех из них есть проблемы с психикой. Просто магическое мышление действительно глубоко укоренилось в нашем сознании. И нам следует его узнавать, «отделять мух от котлет» и предпринимать реальные действия для того, чтобы изменить что-то в нашей жизни.

Например, в мебельном торговом центре на рабочем столе менеджера лежит книга с названием вроде «Как приманивать деньги» и висит записка: «Удача любит меня». Трудно сказать, насколько женщину мотивируют эти лозунги. Но, возможно, при желании преуспеть ей бы стоило потратить деньги на книгу об искусстве переговоров и навыках продаж.

В чем привлекательность

Бегство от тревоги

В одном из издательств был «волшебный стул» — две сотрудницы, сидевшие на нем ранее, ушли в декрет. Шутки об этом встроились в чью-то склонность к магическому мышлению. Женщина из другого отдела, которая очень хотела родить ребенка, каждый день приходила и сидела на этом стуле.

При этом ни она, ни ее муж не шли к репродуктологам и другим специалистам, чтобы решить проблему. Ведь тогда, возможно, пришлось бы столкнуться с неприятными и нежеланными переживаниями или даже конфликтами: вдруг оказалось бы, что кто-то из них не способен иметь детей.

Магическое мышление позволяет нам избегать тревоги, связанной, например, с собственными неосознаваемыми запретными чувствами, считает Анастасия Долганова.

Иллюзия контроля

В эпоху перемен и потрясений человек особенно остро переживает собственную уязвимость. А если большая группа людей сталкивается с катаклизмами, то расцветает «бизнес» всевозможных гадалок, экстрасенсов и магов.

«Когда нам тревожно, когда мы не уверены в себе, когда нам не на что опереться, мы ищем своего рода „костыли“. Это может быть все что угодно. Например, молитва, вера и религия могут быть такими „костылями“. Какой-нибудь предмет, оберег, пирамидка, которые стоят дома, дерево по фэн-шую или расположенный в правильном месте холодильник», — пишет психолог.

Но магическое мышление — костыли, которые не помогают, а лишь мешают по-настоящему наладить свою жизнь. Это недостаточно надежная опора для того, чтобы пользоваться ею постоянно.

Адаптация травмированной психики

Анастасия Долганова пишет о таких ситуациях: «Например, мы чувствуем боль из-за потери, такую сильную, что жить невозможно, и дыхание возвращается к нам только после разговоров о потустороннем мире и о том, что наши любимые до сих пор в каком-то смысле живы. Или подросток чувствует такое бессилие перед папой-алкоголиком, что ему помогает лишь подмена этого бессилия контролем в виде энергетических практик, аффирмаций, амулетов, примет и чего угодно прочего. Когда реальность невыносима — то какая разница, чем себе помогать, лишь бы работало».

Бывает, что магическое мышление нужно нам для того, чтобы найти в себе ресурсы пережить трудные времена. Важно, чтобы оно не подменяло нашу личную ответственность за принятые решений и действия.

Психолог, автор книг «Мир нарциссической жертвы. Отношения в контексте современного невроза» и «Повседневные психические расстройства. Самодиагностика и самопомощь»

Личный сайт

Текст:Елена СивковаИсточник фотографий:Shutterstock

Новое на сайте

Зачем нам чувства? Понятно о науке: объяснения психиатра

Границы конфиденциальности: что и кому может рассказать о вас психолог?

«Мама грозится проклясть меня, если разведусь с мужем»

«Боюсь выражать эмоции при людях, жду осуждения. Как с этим бороться?»

Как научиться говорить о сексе без стыда и страха: 3 совета и 1 упражнение

Feel & Touch: лимитированный бьюти-бокс Psychologies — разбор состава

Кнут и пряник: 3 распространенных способа удержать партнера — выводы ученых

Почему вы влюбляетесь в нарциссов: (не)приятная правда

Магическое мышление и вера в магию в структуре психологических защит и копинг-стратегий //Психологическая газета

Магическое мышление уже долгое время является объектом исследования различных научных дисциплин, таких как антропология, этнология, культурология, психология и т. д. Согласно многим исследованиям, как в российской, так и в зарубежной культуре магическое мышление имеет широкое распространение [1, 2]. В работах авторов, исследующих данную проблему, можно обнаружить большое разнообразие определений магического мышления. Различными авторами магическое мышление определяется как убеждение1 [3], инфантильный вид мышления [4] и защитный механизм2 [5]. Подобный плюрализм может быть объяснен недостаточной изученностью психологического содержания данного понятия, что в значительной степени осложняет исследование влияния данного феномена на эмоциональное состояние и поведение взрослых людей как в рамках нормы, так и в патологии.

Целью данного исследования является анализ роли и функций магического мышления и веры в магию в структуре психических процессов взрослого здорового индивида.

В ряде работ Е.В. Субботский3 (2012, 2013) определяет магическое мышление как умственные действия — размышление, восприятие, представление, воспоминание, воображение и другие формы мысленной обработки сверхъестественных событий (таких как полет человека на метле, превращение человека в животное, животные, говорящие на человеческих языках, и т. п.), которые нарушают законы физики, биологии и психологии [6]. К таким действиям может относиться просмотр фильмов (например, «Властелин колец»), чтение книг (например, серия книг про Гарри Поттера), прохождение компьютерных игр (например, «Герои меча и магии»), посвященных магии, а также, к примеру, сны, в которых происходят магические события (девушка летает на метле, посторонние люди могут читать мысли друг друга и т.

д.). Именно вовлеченность сверхъестественных событий в мыслительный процесс отличает магическое мышление от логического и воображения.

Магическое мышление появляется в детском возрасте, сохраняется у взрослых на бессознательном уровне и проявляется в качестве феноменологического (магического) восприятия реальности [7]. На когнитивном уровне взрослый человек способен отличать магические (нарушающие известные физические законы) и обычные события.

В сознании человека существует два плана «воображаемой» реальности. Одна из них является мысленной копией существующей объективной внешней реальности. В ней мы можем представить и вспомнить лица близких людей, то, как расположены вещи в нашей квартире, здания, которые видим каждый день по дороге на работу. Ее события не отличаются от событий видимой реальности и не противоречат законам природы и общества. Эту реальность Е.В. Субботский (2015) называл воображаемой обычной реальностью. Содержание второй реальности не имеет аналогов в обычной реальности, в ней соблюдение законов физики, биологии и психологии не обязательно.

В этой реальности мы можем вообразить чтение мыслей, существование летающих тарелок и инопланетян, воскрешение умерших и т. д. Такая реальность называется воображаемой магической реальностью. Магическое мышление существует в рамках воображаемой магической реальности. В сознании существует четкая граница, которая отделяет план воображаемой обычной и магической реальности. Процесс удержания этой границы называется «усилием различения реальности». В сознании взрослого человека «усилие различения реальности» осуществляется бессознательно [8]. Проявление магического мышления зависит от того, насколько глубоко в бессознательном «залегает» вера в магическое и насколько сильна психологическая защита от нее [2].

Помимо магического мышления Е.В. Субботский (2010) выделяет веру в магию, которая предполагает, что магические события, «которые нарушают современные физические законы, существуют в реальном мире. Первоначально вера в магическое появляется у детей как легитимная, сознательная форма верований, которая сосуществует с верой в физическую причинность; позже, под давлением науки и религии, ВВМ уходит в область бессознательного» [2]. Во взрослом возрасте вера в магию может проявляться тогда, когда существующая реальность оказывается опасной и отрицание магических свойств реальности может нести неприятные последствия [2].

Таким образом, можно утверждать, что существует два типа суждений о магии: абстрактные и онтологические. Онтологические суждения включают в себя убеждения о базовых свойствах мира, таких как структура материи. Вера в то, что физические законы управляют миром, также относится к онтологическим суждениям, потому что физические законы являются основополагающими для рационального понимания мира. Для того чтобы определить, верит человек в магию или нет, нужно выявить не только его концептуальное понимание магии, но и онтологическое [9].

Данное разделение магического мышления и веры в магию кажется нам крайне важным. Магическое мышление является частью сознания многих современных взрослых людей, помогает в формировании новых рациональных конструкций и моделей, делает мир более «безопасным», «подходящим» и «соразмерным» для человека, способствует позитивному фантазированию, в результате которого создаются «продуктивные иллюзии», помогающие преодолевать сложные жизненные ситуации. В этом контексте магическое мышление может существовать наравне с рациональным [10]. В то время как вера в магию, отрицающая на онтологическом уровне существование современных законов физики, биологии и психологии, в значительной степени нарушает контакт человека с существующей внешней реальностью, во многом она может становиться фактором дезадаптации как в норме, так и при различных психических заболеваниях, таких как обсессивно-компульсивное расстройство или разного рода нарушения шизофренического спектра.

Помимо прочих, одной из основных причин актуализации магического мышления и веры в магию является высокий уровень стресса [4, 5, 11, 12]. В качестве стрессоров, стимулирующих обращение человека к магической реальности, могут выступать как реальные события, так и вероятностные [13]. Помимо реакции на физические стрессоры, такие как болезни, землетрясения, военные действия, человек способен реагировать на психические стрессоры, которые связаны с необходимостью принятия важных решений, ситуациями неопределенности, высокой субьективной значимостью ситуации и т.

д. Современная социально-экономическая и политическая ситуация в мире характеризуется крайней нестабильностью и выступает как стрессор длительного действия. В зависимости от степени своей интенсивности и продолжительности стрессовые ситуации истощают адаптационный ресурс человека4,5 [14, 15].

Уровень стресса и переживаемые человеком эмоции являются результатом взаимодействия средовых процессов и человека [16–18]. По мнению Е.П. Белинской (2009), большинство современных научных психологических концепций, изучающих преодоление трудных жизненных ситуаций, описывают совладание как динамический процесс, протекание которого зависит не только от характера стрессовой ситуации и индивидуальных особенностей личности, но и от их взаимодействия, в результате которого формируется комплексная когнитивная оценка ситуации, которая включает в себя видение ситуации, сформированное человеком, его представления о своих возможностях в ней [19].

Р. Лазарус выделял два вида когнитивной оценки потенциальной угрозы — первичную и вторичную. Первичная оценка является ключевой в возникновении ощущения угрозы и зависит от уровня развития личности, степени зрелости его защитных механизмов [9, 16, 20]. Как считает Р. Лазарус, вторичная когнитивная оценка определяет то, какая стратегия совладания будет выбрана индивидом [19]. Способы совладания, выбираемые человеком, обусловлены личностными характеристиками и уровнем психотравмирующего воздействия трудной ситуации [16]. Таким образом, если после первичной когнитивной оценки ситуация рассматривается человеком как стрессовая, появляется необходимость в совладающем поведении, которое осуществляется при помощи копинг-стратегий на основе копингресурсов, тех характеристик социальной среды и самой личности, которые обеспечивают эффективную адаптацию к стрессовому воздействию [21].

Чем более трудной и субъективно значимой является ситуация, тем больше вероятность того, что для ее разрешения человек прибегнет к вере в магию. Так как вера в магию служит для помощи в совладании со стрессом6 [22], важно понять, на каком из этапов когнитивной оценки стрессовой ситуации она актуализируется. Для этого необходимо определить, является ли вера в магию механизмом психологической защиты или копингом.

Данные понятия (механизмы психологической защиты и копинги) разрабатывались на разных этапах развития науки в рамках различных психологических школ. Психологическая защита является механизмом, обеспечивающим нормальную повседневную работу психики [23–27] за счет снижения субъективной значимости травмирующего фактора [28]. В тот момент, когда достижение желаемого человеком результата невозможно или воспринимается как невозможное, начинается действие защитных механизмов. Оно осуществляется в виде специфических способов переработки или отторжения информации, которая определяется как разрушительная или неблагоприятная.

Результатом такой переработки является снижение субъективной значимости психологически травмирующих ситуаций, что приводит к их полной или частичной нейтрализации [13]. В норме работа механизмов защиты обеспечивает устойчивость и упорядоченность картины мира [20].

Действие защитных механизмов не обеспечивает достижение желаемой цели, однако помогает созданию и поддержанию душевного спокойствия, которое может дать время и ресурс для разрешения реально возникшего затруднения. Функции психологической защиты неоднозначны. С одной стороны, они помогают адаптации человека к своему внутреннему миру и сохранению внутреннего гомеостаза. С другой стороны, могут снижать уровень приспособления к внешней социальной среде.

Предполагается, что у каждого человека существует предпочитаемый тип психологической защиты. Выбор конкретного типа защиты (или нескольких) является результатом взаимодействия нескольких факторов: конституциональных особенностей, природы стрессовых факторов, с которыми человек сталкивается в раннем детстве, защит, смоделированных родителями или другими значимыми фигурами, и прожитых последствий использования конкретных защит [20].

Степень эффективности работы защитных механизмов зависит от уровня развития личностной организации. Нерешенные или прерванные задачи раннего психологического развития влияют на формирование защитных процессов. Н. Мак-Вильямс (2015) выделяет первичные (примитивные) и вторичные (зрелые) защиты. Работа примитивных защитных механизмов характеризуется глобальностью, смешением эмоциональной, поведенческой и когнитивной реальности, малой дифференцированностью в отношении чувственной сферы. Они имеют недостаточной контакт с принципом реальности и связаны с неполным осознанием сепарированности и постоянства окружающего мира [20].

Подобные защиты довербальны, дологичны и магически. Естественное восприятие мира ребенком непосредственно связано с примитивными защитами. В более взрослом возрасте по мере развития психологических навыков в норме у человека появляются более зрелые защиты, которые способны определенным образом трансформировать эмоции, мысли, чувства, ощущения, поведение и результаты их взаимодействия [20].

Понятие копингов впервые было введено С. Фолкманом и Р. Лазарусом в транзактной модели стресса. В данной модели состояние стресса является результатом взаимодействия человека и средовых процессов. Поэтому можно говорить, что преодоление стресса является не стабильной чертой личности, а изменяющейся характеристикой, отражающей динамику данного процесса.

Задачей копингов является снижение переживания стресса за счет адаптации и разрешение сложившейся стрессовой ситуации. Р. Лазарус и С. Фолкман определяли копинги как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности» [9]. Они создали дихотомическую классификацию копинг-стратегий. Эмоциональноориентированные стратегии направленны на снижение физического и психологического влияния стресса за счет мыслей и действий. Они не воздействуют на стрессовые факторы, но дают ощущение большего спокойствия и комфорта. Проблемно-ориентированные копинги помогают человеку наладить отношения «человек — среда» благодаря когнитивной оценке. Это помогает объективнее оценить ситуацию, воздержаться от поспешных действий и попытаться решить проблему [29]. Вайтен и Лойд (2008) создали более современную альтернативную классификацию копингов, в которой выделили три типа копинг-стратегий: 1) стратегии когнитивной адаптации; 2) стратегии поведенческой адаптации; 3) эмоционально-ориентированные стратегии [30].

Стратегии когнитивной адаптации основываются на мышлении, их целью является изменение отношения к ситуации, например, изменение целей или ценностей. Стратегии поведенческой адаптации связаны с воздействием на причину проблемы, их задачей является поиск информации, устранение причины затруднений, обучение новым навыкам преодоления трудностей. Изменение эмоционального состояния связано с эмоционально-ориентированными стратегиями. Их целью является работа с эмоциями, возникающими вследствие стресса. К ним относятся различные техники проживания и выражения эмоций, трансовые методики работы с эмоциями и т. д. [21].

Представления об отношениях между копинг-процессами и психологическими защитами у разных авторов отличаются. Лазарус предложил использовать параметры функционально-целевой значимости, модуса совладания, временной и инструментальной направленности в качестве критериев различения копинг-стратегий и механизмов защиты. Крамер (Cramer) предлагает два основных критерия для отличия копинг-стратегий и защитных механизмов: (1) осознанный/ бессознательный характер и (2) произвольная/непроизвольная природа процессов. M. Майсели и K. Кастельфранчи (2001) позже предложили еще один критерий отличия: направленность на искажение/пересмотр состояния. Искажение определяется как воздействие на установки вследствие бессознательного желания их отвергнуть, избежать неприятные эмоции [31].

Пересмотр состояния также происходит через изменение установок, которое основано на осознанном желании их отвергнуть. Его целью является «эпистемическая точность», то есть максимально правильное отражение реальности [19]. Другие авторы рассматривают стратегии совладания как родовое понятие, включающее в себя как бессознательные, так и осознанные защитные техники. Мы, как и Е.И. Рассказова (2013) [32], придерживаемся мнения, что основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегии является неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних. Психологическая защита направляет копинг, который формируется в ходе дальнейшего онтогенетического развития и становится устойчивым в процессе накопления жизненного опыта. Опираясь на данное утверждение и на вышеизложенные представления о содержании копинг-стратегий, мы будем определять веру в магию как один из видов копинг-механизмов.

Таким образом, можно говорить, что оценка ситуации как критической и принятие решения о механизмах ее преодоления происходит по следующей схеме. Первично попадая в ту или иную ситуацию, человек оценивает ее как стрессовую в зависимости от степени психического дискомфорта, который она может принести. Для преодоления данного дискомфорта человек использует неосознаваемые механизмы психологической защиты, эффективность которых напрямую зависит от уровня развития личностной организации. Далее, если действия психологических защит оказываются недостаточными или неэффективными (в случае использования примитивных защит), для устранения психологической угрозы могут быть использованы различные копинги. Именно на этом этапе человек будет прибегать к вере в магию для разрешения стрессовой ситуации. Поэтому мы считаем, что вера в магию будет относиться к копингстратегиям. Для нее характерна осознанность, в отличие от защитных механизмов. Вера в магию может быть отнесена как к эмоционально-ориентированным, так и к проблемноориентированным копингам по Лазарусу. В классификации Вайтена и Лойда (2008) вера в магию будет относиться к стратегиям поведенческой адаптации [30]. При этом, несмотря на то, что задачей копингов является снижение уровня стресса и разрешение сложившейся ситуации, вера в магию часто будет являться дезадаптивной. Она связана лишь с временным облегчением или уменьшением отдельных проявлений стресса и в отсутствие совместного с ней использования других копингов в длительной перспективе будет приводить к снижению адаптивности и усилению физического и психического неблагополучия индивида.

Заключение

Вера в магию в повседневной жизни часто сопутствует различным формам психических нарушений (невротических, психосоматических, аддитивных) и соматических заболеваний. Она может оказывать значительное влияние на специфику возникновения и особенности протекания этих заболеваний7,8. Согласно разным исследованиям вера в магию имеет непосредственную связь с нарушениями шизофренического спектра. Кроме того, ее наличие в значительной степени осложняет течение подобных заболеваний. Например, способствует появлению большего количества психотического и психопатоподобного опыта, усиливает аффективные нарушения [3, 33]. В нашем предыдущем исследовании было показано, что в патологии вера в магию связана с определенной ригидностью, стереотипностью, неспособностью перестроения своего способа мышления под требования ситуации. Кроме того, вере в магию сопутствуют элементы «черно-белого» мышления [33]. Приведенные выше результаты дают основу для предположения, что вера в магию лишь в редких случаях будет успешно выполнять задачи совладания со стрессовыми ситуациями и значительно затруднять процесс выздоровления и адаптации пациентов к повседневной жизни. Поэтому изучение особенностей ее возникновения и функционирования как копинг-стратегии имеет большое значение для клинической психологии.

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Примечания

1 Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. М.: Джангар, 2010. 864 с.

2 Стоянова И.Я. Пралогические образования в норме и патологии: дис. … д-ра психол. наук. Томск, 2007. 303 с.

3 Субботский Е.В. Мир волшебного как стимулятор креативности у детей // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сб. матер. ежегодной Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 5–6 декабря 2012 г.). 2012.

4 Александрова Л.А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф: дис. … канд. психол. наук. Москва, 2004. 207 c.

5 Ларионова С.А. Концептуальная модель социально-психологической адаптации личности // Ежегодник Российского психологического общества: Матер. 3-го Всероcс. съезда психологов (25– 28 июня 2003 г.) в 8 т. СПб. 2003. Т. 5. С. 39–42.

6 Нелюбина А.С. Роль обыденных представлений в формировании внутренней картины болезни: дис. … канд. психол. наук. М., 2009. 243 с.

7 Нелюбина А.С. Роль обыденных представлений в формировании внутренней картины болезни: дис. … канд. психол. наук. Москва, 2009. 243 с.

8 Стоянова И.Я. Пралогические образования в норме и патологии: дис. … д-ра психол. наук. Томск, 2007. 303 с.

Литература

  1. Стоянова И.Я., Семке В.Я., Бохан Н.А. Пралогические образования в адаптивнозащитной системе у больных с психическими расстройствами непсихотического спектра и в норме (психологическая модель). Томск: Иван Федоров, 2009. 134 с.
  2. Субботский Е.В. Выживание в мире машин: взгляд психолога развития на причины веры в магию в век науки // Национальный психологический журнал. 2010. № 1(3). С. 42–47.
  3. Eckblad M., Chapman J. Magical ideation as an indicator of schizotypy // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1983. Vol. 51. № 2. P. 218–225.
  4. Serban G. The tyranny of magical thinking. N.-York: Dutton, 1982. 256 p.
  5. Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. 288 с.
  6. Субботский Е.В. Магическое мышление и вера в магию как резерв психического развития и обучения // Образование и саморазвитие. 2013. № 4. С. 211–216.
  7. Субботский, Е.В. Развитие индивидуального сознания как предмет исследования экспериментальной психологии // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 4. С. 90–102.
  8. Субботский Е.В. Невидимая реальность: Сознание в зеркале магического мышления // Психолог. 2015. № 3. С. 33–67. DOI: 10.7256/2409-8701.2015.3.14198
  9. Lasarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer. Pub. Co., 1984.
  10. Субботский Е.В. Феноменальное и рациональное в сознании: борьба за доминантность // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 5. С. 94–97.
  11. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: Азбука. 2009. 416 с.
  12. Friedland N., Keinan G., Regev Y. Controlling the uncontrollable: Effects of stress on illusory control // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. № 63. P. 923–931.
  13. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд. Ленинградского ун-та, 1984. 392 с.
  14. Маклакова А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16–24.
  15. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Институт психологии РАН. 2010. 352 с.
  16. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3–19.
  17. Folkman S., Schaefer C., Lazarus R. Cognitive Processes as Mediators of Stress and Coping // Human Stress and Cognition .V. Hamilton (Ed.). 1979. Chapter 9. P. 265–298.
  18. Lasarus R. Emotions and interpersonal relationships: toward a person-centered conceptualization of emotions and coping // Journal of Personality. 2006. Vol. 74. №1. P. 9–43.
  19. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема // Психологические исследования. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n1-3/54- belinskaya3.html (дата обращения: 24.01.2021).
  20. Мак-Вльямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Независимая фирма «Класс», 2015. 592 с.
  21. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования. 2011. № 3(17). URL:http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/493- rasskazova-gordeeva17.html (дата обращения: 24.01.2021).
  22. Байрамова Э.Э., Ениколопов С.Н. Адаптация методики определения уровня магического мышления М. Экблада и Л.Дж. Чапмана на русскоязычной выборке // Психиатрия. 2016. № 1(69). С. 40–46.
  23. Зейгарник Б.В. Опосредование саморегуляции в норме и патологии // Вестник Московского университета. Серия. 14. Психология. 1981. № 2. С. 9–15.
  24. Мягер В.К. Психогигиена и психопрофилактика. Л. : ЛНИПНИ, 1983. 146 с.
  25. Налчаджян А.А. Социальнопсихическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 262 с.
  26. Соколова Е.Т. Мотивация восприятия в норме и патологии. М.: Изд-во Московского университета. 1976. 128 с.
  27. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. 215 с.
  28. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии. 1969. №2. С. 118–125.
  29. Волкова А.В., Михайлова И.В. Возрастные особенности совладания со стрессом мужчин и женщин // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 3. С. 6– 18. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-3-6-18
  30. Weiten W., Lloyd M.A. Psychology applied to modern life. Wadsworth Cengage Learning, 2008.
  31. Miceli M., Castelfranchi C. Further distinction between coping and defensive mechanisms // Journal of Personality. 2001. Vol. 69. № 2. P. 287–296.
  32. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 1. С. 82–118.
  33. Байрамова Э.Э., Ениколопов С.Н. Исследование магического мышления у лиц с эндогенными психическими заболеваниями // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. 2016. № 4 (14). URL: http://medpsy.ru/climp/2016_4_14/ article03.php (дата обращения: 24.01.2021).

Источник: Байрамова Э.Э., Ениколопов С.Н. Магическое мышление и вера в магию в структуре психологических защит и копинг-стратегий // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14. №4. С. 5–13. DOI: 10.14529/jpps210401

Магическое мышление — LindsayBraman.com

Опубликовано  — Последнее обновление:

Магическое мышление — это нормальная фаза детства, когда мы думаем, что наши мысли — или совершенно случайные, не связанные события — могут изменить будущее . Многие из нас цепляются за это волшебное мышление, когда мы движемся во взрослую жизнь, и это не обязательно плохо (признаюсь: я немного осуждаю себя за магию кофейной кружки!).

До тех пор, пока мысли не являются:

  1. Причинение беспокойства (например, сильное чувство вины за мысль, которая «причинила» людям вред) повторяющееся поведение — вплоть до боли — может быть частью предотвращения ожидаемого результата),
  2. Развитие бреда/психоза (где происходит фактическое отключение от реальности),
  3. Или негативное влияние на отношения

, то магическое мышление в целом безвредно.

На самом деле, если мы углубимся в детали, многие категории религиозных верований — по крайней мере структурно — являются «магическим мышлением». Поскольку мы знаем, что религиозные убеждения и религиозные обряды могут принести цель и смысл, улучшить самочувствие и даже улучшить физическое здоровье. Это отличный пример того, что не все магическое мышление плохо.

С другой стороны, мысли, структурированные как «магическое мышление», часто могут способствовать болезненному или неприятному поведению ОКР у тех, у кого есть мысли (например, если кто-то верит, что нечистые руки могут стать причиной смерти любимого питомца, что может привести к навязчивой потребности мыть руки до тех пор, пока кожа не потрескается и не начнет кровоточить).

Для многих из нас волшебное мышление является случайным — мы можем быть разочарованы, когда наша «счастливая рубашка» не будет чистой для нашего большого интервью, но мы не серьезно верим, что надев еще одну рубашку, мы не будем быть нанятым. Если эти мысли становятся несомненными фактами, а также появляются другие мыслительные искажения, это может указывать на более серьезное нарушение нашей способности проверять реальность. В этих случаях может потребоваться визит к терапевту или даже к врачу общей практики как можно скорее, чтобы пройти соответствующее обследование и лечение для предотвращения ухудшения симптомов.

Поле психического здоровья может быстро патологизировать определенные модели поведения или мышления, но если магическое мышление не причиняет страданий ни вам, ни людям, которые вас любят, и способность к проверке реальности не повреждена, нет причин для этого. предположим, что мысли в стиле магического мышления являются «проблемой».


Доступно для загрузки ниже: Ресурсы по магическому мышлению.

Этот комплект включает в себя полноцветную полностраничную распечатку моего рисунка о шаблонах магического мышления, а также черно-белый рабочий лист в стиле книжки-раскраски, предназначенный для того, чтобы помочь пользователю распознавать, вести дневник и проверять в реальности свои собственные шаблоны магического мышления. .

Добавлено в корзину

Или получите All-Access в качестве покровителя за 5 долларов в месяц.

Фон изображения представляет собой стилизованные зеленые холмы с фиолетовыми горами и серыми облаками на голубом небе.

В нижней части изображения разбросаны шесть желтых ромбов, окруженных маленькими белыми звездочками. Каждый из ромбов содержит следующий текст: 

Знак номер один гласит: «Если я выпью эту кружку, всем хорошего дня!»

Знак номер два гласит: «Я вызвал событие, подумав об этом!»

Знак номер три гласит: «Если я буду игнорировать свои симптомы, они исчезнут!»

Знак номер четыре гласит: «Если я чего-то достаточно сильно захочу, это придет ко мне!»

Знак номер пять гласит: «Если я не расскажу о своем прошлом, это не повлияет на мою жизнь сейчас!»

Знак номер шесть гласит: «Если я буду избегать мыслей, ничего плохого не произойдет!»


Через Patreon вы можете получить мгновенный доступ для загрузки всех печатных PDF-файлов, лицензирования для профессионального использования и ранних выпусков — и все это при поддержке создания большего количества ресурсов.

222 акции

Чем оно является и чем не является

Магическое мышление относится к идее, что вы можете влиять на исход определенных событий, делая что-то, что не имеет отношения к обстоятельствам.

Довольно часто встречается у детей. Помните, как вы, затаив дыхание, шли по тоннелю? Или не наступать на трещины тротуара ради спины мамы?

Магическое мышление может сохраняться и во взрослой жизни.

Вы, наверное, смирились с тем, что монстры не живут под кроватью, но все же можете проверить (или прыгнуть в кровать с разбега) на всякий случай.

Или, может быть, у вас есть счастливый наряд, который вы надеваете, когда надеетесь, что все пойдет по-вашему.

Вообще говоря, нет ничего плохого в следовании ритуалам или суевериям. Однако иногда магическое мышление может быть признаком психического расстройства.

Магическое мышление проявляется повсюду. Некоторые примеры довольно универсальны, в то время как другие могут быть уникальными для определенной культуры.

Ритуалы и традиции

Подумайте о:

  • постукивание по дереву, чтобы предотвратить несчастье
  • ношение счастливого предмета одежды
  • загадывание желания на одуванчике, косточке или свечах на день рождения
  • пропуск 13-го этажа или номера комнаты в проекте здания

Все это примеры магического мышления. Вы делаете эти вещи, чтобы вызвать определенный результат.

Суеверия и бабушкины сказки

Магическое мышление не всегда направлено на то, чтобы все шло хорошо.

Эти распространенные суеверия также являются примерами магического мышления:

  • Ходьба под лестницей приносит несчастье.
  • Разбитое зеркало принесет 7 лет невезения.
  • Плохие вещи случаются тройками.
  • Черная кошка, перебегающая вам дорогу, приносит неудачу (многие владельцы кошек во всем мире не согласны с этим).

Ассоциации

Другой тип магического мышления включает в себя связывание конкретных результатов с чем-то, что не может их вызвать напрямую.

Например:

  • Вы накричали на сестру, она упала и ударилась головой.
  • После перезагрузки телефона появится текст, которого вы ждали.
  • Твоя старая машина наконец-то, наконец-то заведется, если ты достаточно сильно попросишь.

Некоторые люди считают религию формой магического мышления. Тем не менее, важно учитывать контекст чьего-либо прошлого, когда дело доходит до этих дебатов.

Конечно, у некоторых людей есть убеждения, которые кажутся магическим мышлением тем, кто не принадлежит к той же культуре или религии. Атеисту, например, молитва может показаться формой магического мышления.

Но магическое мышление обычно включает в себя действия, о которых вы знаете — в глубине души — которые не повлияют на окончательный результат чего-либо. Большинство религиозных людей приходят к своим убеждениям через эмоциональные переживания, поэтому религия не обязательно является примером магического мышления.

Итак, почему люди практикуют ритуалы и придерживаются суеверий, особенно если знают, что для них нет логического обоснования?

Комфорт

Эти обычаи и верования могут дать ощущение комфорта в во многом непредсказуемом мире. Магическое мышление может помочь вам почувствовать больший контроль над вещами, которыми вы на самом деле не можете управлять.

Когда вам больше не за что цепляться, суеверные убеждения могут уменьшить страдание или разочарование, даже если на самом деле они не имеют силы.

Если ситуация оказывается такой, как вы надеялись, это обычно укрепляет вашу веру в суеверие. Вы сдали тот экзамен, о котором беспокоились? Конечно, вы сделали. Ты использовал свой счастливый карандаш.

Оптимизм

Сила позитивного мышления также может считаться магическим мышлением. Нет никакого научного обоснования идеи о том, что хорошие мысли могут вылечить физические состояния здоровья, такие как депрессия или рак.

Доказательства не позволяют предположить, однако, что сохранение позитивного настроя может изменить ваше мировоззрение и помочь вам легче справляться со стрессом и депрессией.

Повышенный оптимизм также может облегчить замечание хороших вещей вокруг вас, что может помочь уменьшить эмоциональный стресс. Даже если ваше здоровье не улучшится физически, улучшение мировоззрения все же иногда может помочь вам почувствовать себя немного лучше.

Это также может помочь вам прийти к такому мышлению, при котором вы почувствуете себя лучше подготовленными к конкретным шагам для решения проблем, с которыми вы сталкиваетесь.

Уверенность

Исследования также показывают, что суеверия могут положительно влиять на производительность.

Держите пальцы скрещенными, держите талисман или желайте удачи, говоря: «Сломай ногу!» может помочь повысить уверенность, что может привести к повышению производительности.

Помимо всех этих преимуществ, у магического мышления есть и недостатки.

Если вы вложите всю свою веру в суеверия и ритуалы, не рассматривая другие возможности и не прилагая собственных усилий, вам может быть трудно добиться успеха.

Отказ от научно обоснованных методов лечения в пользу магического мышления также может иметь серьезные последствия, если вы имеете дело с серьезной или опасной для жизни проблемой со здоровьем.

Магическое мышление может стать особенно сложным, когда речь идет об объекте. Вспомните тот счастливый карандаш. Несмотря на то, что вы занимались несколько часов, вы не чувствовали себя способным справиться с тестом без карандаша.

Но что, если вы потеряете карандаш? Во время теста вы можете переживать, что потеряли его навсегда. Этот страх, в свою очередь, может затруднить концентрацию на фактическом тесте.

Когда вы проваливаете тест, вы вините в этом отсутствие счастливого карандаша, не принимая во внимание другую, более вероятную причину: ваш стресс саботировал вашу работу.

Иногда магическое мышление может служить симптомом основного психического расстройства. Этот тип магического мышления обычно кажется неконтролируемым и вызывает много страданий.

Посмотрите, как магическое мышление может проявиться в различных условиях.

Обсессивно-компульсивное расстройство

Магическое мышление (также называемое магическим мышлением) обычно возникает как часть обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). Люди с ОКР обычно участвуют в определенных ритуалах или навязчивых действиях, чтобы успокоить навязчивые мысли, которые они испытывают.

Кто-то может подумать, например, что он попадет в автомобильную аварию, если не постучит три раза по капоту своей машины.

В то время как некоторые люди с ОКР выполняют эти ритуалы, не веря в то, что они действительно обладают силой, другие твердо убеждены, что невыполнение ритуала будет иметь негативные последствия.

Беспокойство

Люди с тревогой часто обладают высоким уровнем магического мышления.

Например, вы можете:

  • проводить много времени, беспокоясь о последствиях, которые менее вероятны или реалистичны
  • полагать, что планирование каждого возможного негативного результата может защитить вас от этих результатов
  • вам трудно предпринимать конкретные действия, потому что о ваших заботах

Шизофрения

Магическое мышление также связано с расстройствами шизофренического спектра.

Одно исследование 2014 года подтвердило сильную связь между магическим мышлением и слуховыми галлюцинациями у людей, живущих с шизофренией.

Люди с шизофренией могут:

  • верить, что они обладают особыми способностями
  • верить, что они должны предпринимать определенные действия для защиты от зла ​​
  • придавать глубокий или значительный смысл повседневным событиям

Если вам интересно, что отличает обычное магическое мышление от магического мышления, которое может вызвать беспокойство, было бы полезно думать об этом с точки зрения серьезности.

Вот один пример: многие люди верят в инопланетян или внеземные формы жизни. Кто-то, у кого проблемы с магическим мышлением, может пойти дальше и поверить:

  • Инопланетяне существуют.
  • Они обитают в человеческих телах и планируют в конечном итоге заселить все человечество.
  • Одежда определенного цвета или типа металла обеспечивает некоторую защиту от инопланетян.

В результате они могут носить только этот определенный цвет и всегда держать часть этого металла в кармане. Это вызывает проблемы, когда им приходится проходить через металлоискатель или носить униформу для работы.

Они также могут сильно переживать, если потеряют этот кусок металла на прогулке и не смогут немедленно заменить его.

Знать знаки

В общем, рекомендуется поговорить с терапевтом о магическом мышлении, когда:

  • Оно вызывает дискомфорт.
  • Влияет на повседневную жизнь.
  • Вы не можете контролировать свои мысли.
  • Ваши мысли вызывают желание причинить вред себе или другим.
  • Ваши чувства кажутся необычными и стойкими.

Было ли это полезно?

Разговор с терапевтом также может помочь, если вы испытываете другие симптомы психического здоровья наряду с магическим мышлением, особенно если кажется, что между ними есть какая-то связь.

Эти симптомы могут включать:

  • постоянное плохое настроение
  • компульсивное поведение
  • чрезмерные страхи или беспокойства
  • изменения настроения
  • видеть или слышать то, что никто другой не может видеть или слышать
  • 90 013 необходимость использовать вещества для борьбы с этими симптомами

Иногда магическое мышление вполне нормально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *