Манипуляция в политической PR-кампании
Филипп Котлер в своей работе «Основы маркетинга. Краткий курс» пишет, что отличительной особенностью политического маркетинга является использование специализированных пропагандистских приемов, которые позволяют манипулировать общественным мнением [2, с. 199].
Под политическим манипулированием подразумевается скрытое, неосознанное объектом, управление политическим сознанием и поведением, главной целью которого является действие или бездействие в интересах субъекта управления [5, с. 199]. Манипулирование всегда присутствовало в политическом процессе и является его неотъемлемой частью.
Для политического манипулирования характерны такие черты, как создание иллюзий, закрытость, психологическое воздействие.
Цель политического манипулирования заключается в достижении, реализации последующего сохранения власти. На сегодняшний день, это чаще всего происходит путем выборов. Для того, чтобы победить на них нужна общественная поддержка. Отсюда следует, что задача манипуляторов сводится к формированию у электората определенного образа и связанного с ним мнения по поводу тех или иных персон.
Таким образом, манипулятору необходимо сделать анализ социальных ожиданий общества и на его основе составить оптимальный образ кандидата, его программу. Если трактовать политическую манипуляцию в узком смысле, то собой она представляет теоретико-практическую основу политических технологий и соответственно является базой для разработки методики проведения предвыборной кампании.
Политическая манипуляция базируется на следующих факторах (по В. Амелину):
- Внедрение в сознание масс желанного для манипулятора информации под видом объективной истины.
- «Удар» по болевым точкам, в результате которого можно получить сильную эмоциональную реакцию общества (тревогу, страх, ненависть и т.д.).
- Достижение целей, которые ставит перед собой манипулятор, реализуемых с поддержкой обществом [1].
Средства политического манипулирования можно классифицировать по разным критериям:
- Соответствие существующему законодательству: регламентированные законом и выходящие за рамки, установленного государством закона.
- Способ воздействия: скрытые и прямые.
- Функция: установление и поддержание связей с общественностью, призывы к действию (агитация).
- Форма: экономические, агитационные, административные, провокационные.
- Содержание: реклама и антиреклама.
- Уровень воздействия: массовые, групповые и межличностные.
- Носитель: печатный, электронный, наружный [4].
Совокупность средств политического манипулирования базируется на создании и внедрении в сознание общества различных социальных мифов. Под социальным мифом следует понимать массив идей, которые преследуют цели манипуляторов и принимаемых большим количеством людей на веру.
Интернет формирует новый уровень доверчивости к социальным мифам. Огромный поток информации сложен для осмысления, поэтому многое принимается на веру, без должного осмысления. Несмотря на то, что сегодня совершенствуется законодательная база, регламентирующая поведение в Интернет-пространстве, все еще появляется много фейковой информации, которая принимается людьми на веру [6]. Среди отдельных законодательных актов, призванных очистить информационное поле от засилья манипулятивной информации стоит отметить Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет».
На сегодняшний день главными каналами манипуляции в Интернете стали сайты, форумы, личные блоги, а также Telegram-каналы. Стоит отметить, что согласно проведенному нами исследованию им доверяет значительная часть опрошенных респондентов – 16,7%, и это с учетом, что официально на территории Российской Федерации Telegram заблокирован. На первом месте находятся крупные Интернет-издания, статьям которых доверяют 43,3%. Также влиянием обладают и блогеры, которым доверяют 21,7% респондентов. Пост в ленте в социальной сети вызовет доверие 18,3% опрошенных (рис.).
Рис. Результаты опроса
Основной технологией политической манипуляции в Интернет-пространстве является создание «подставных» блогов [3, с. 256]. В таких блогах чаще всего публикуется непроверенная информация, направленная на дискредитацию тех или иных лиц. Например, на сегодняшний день популярностью пользуется Telegram-канал «Футляр от виолончели» (@rospres), в котором ежедневно публикуются непроверенные материалы по поводу политических и финансовых сделок чиновников и государственных деятелей, зачастую носящая компрометирующий характер. На канал подписано более трехсот тысяч пользователей мессенджера. Стоит отметить, что канал необязательно должен специализироваться на политической сфере, чтобы осуществлять политическую манипуляцию. Например, достаточно часто заказные посты появляются на канале «Антиглянец» (@sncmag), ориентированном на освещении светской жизни. Тем не менее, их аудитория весьма лояльно принимает такие посты и рассматривает данную информацию в качестве достоверной.
Активно в политической манипуляции используется и платформа YouTube. Например, канал Алексея Навального «Навальный LIVE», на котором он публикует компрометирующие ролики собрал почти восемьсот тысяч подписчиков.
Таким образом, развивающиеся информационные технологии становятся мотивационным фактором для поисков новых моделей политического управления, тесно связанного с политическим манипулированием. Следует отметить, что данный канал используется не только оппозицией, но и властями, которые активно сотрудничают с крупными Интернет-СМИ, а также позиционируют себя в социальных сетях.
Текст статьи
Примеры того, как СМИ могут манипулировать истиной
СМИ легко манипулируют мнением людей, ведь чтобы исказить информацию, достаточно кадрировать снимок или изменить ракурс съёмки. И это совсем не безобидные махинации. Пётр Леонидович Капица говорил: «Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения».
В последние годы традиционным СМИ приходится несладко. Согласно недавнему опросу, больше американцев относятся к новостным средствам информации отрицательно (43%), чем положительно (33%).
Проблема в предвзятости. В идеале средства массовой информации должны быть объективными. Но на деле мы знаем, что большинство из них служат интересам разных политических сил. А заставить «массы» смотреть на мир с определённой точки зрения – это огромная власть.
Почему же доверие к СМИ так низко? Согласно всё тому же опросу, 8 из 10 американцев считают, что средства массовой информации критически важны для их демократии. Разрыв между высокими ожиданиями честности и производительностью СМИ огромен. Поэтому люди находятся в состоянии замешательства, недоверия и разобщённости.
Пользователи Сети публикуют примеры того, как СМИ могут использовать различные методы, чтобы заставить нас видеть то, что они хотели, чтобы мы увидели.
Фотография, сделанная, когда Кейт Миддлтон и принц Уильям представили миру третьего ребёнка.
Важно, с какой стороны посмотреть.
Фото: Reuters/Ханна Маккей.
Новости. Студия
Американские морпехи из 15-го экспедиционного отряда морской пехоты дают воду иракскому солдату. Юг Ирака, 21 марта 2003 года.
Фото: АР.
Инаугурация президента Дональда Трампа.
Фото: Indi_Comments.
Встреча с Хиллари в Омахе. «Огромная толпа собралась, чтобы встретиться с Хиллари Клинтон и Уорреном Баффеттом». «Вы про этих 50 человек, что появились сегодня с Хиллари?».
Фото: abbydphillip.
Солдаты играют с детьми. Что показывают СМИ и что на самом деле.
Лидер консерваторов Тереза Мэй запускает предвыборный автобус партии в Нортумберленде.
Фото: Stefan Rousseau/PA Archive/PA Images.
Фотограф Рубен Сальвадори освещал конфликт между израильскими солдатами и палестинской молодёжью. Для этого постановочного снимка позировал молодой палестинец.
Фото: Рубен Сальвадори.
«Сторонники Трампа, это действительно нормально?». Протесты с критикой иммиграционной политики.
Фото: TrumpOrTreason.
Антиналоговая демонстрация в Париже.
Хиллари Клинтон на мероприятии в Огайо.
Фото: edhenry.
Ещё пример того, как СМИ могут нами манипулировать.
Фото: PainMagnetGaming.
Смотрите также:
- Как использовали фотомонтаж для пропаганды во время Второй мировой войны
- Иллюстрации о современном обществе от аргентинского художника, который никому не угождает
- Как работает диктатура меньшинства: почему большинство не решает ничего – ни на рынках, ни в религии, ни в политике
Телеграм
Lux et Data: Блог ISPS
Размышления о выступлении Спенсера Пистона
Пол Лендуэй
4 апреля 2022 г.
Читать дальше
Десять лет совместных воспроизводимых исследований
Limor Peer
17 марта 2022 г.
Подробнее
Рамон Гарибальдо Вальдес
8 марта 2022 г.
Подробнее
Чью информацию мы защищаем? Уроки двух политик рынка труда
Сурав Синха
4 марта 2022 г.
Подробнее
«Цветные люди» должны объединить расовые меньшинства – но так ли это?
Бриттани Торрес
1 марта 2022 г.
Читать дальше
Почему нам нужен преобразующий договор о праве на здоровье во время пандемии сейчас
Химена Бенавидес
1 ноября 2021 г.
Подробнее
Карьерный рост для работы в области политики с Джоном Чистернино
Джек Гринберг
12 октября 2021 г.
Подробнее
Переосмысление представления: мероприятие ISPS Democracy Series
Гвен Проуз
15 апреля 2021 г.
Подробнее
Мероприятие ISPS 30 марта: почему в Конгрессе так мало женщин-республиканцев?
Аннабель Хатчинсон
7 апреля 2021 г.
Подробнее
Письмо для публичной аудитории с Джулией Азари
Джон Дирборн
23 марта 2021 г.
Подробнее
Климатическая политика и политика
Джон Дирборн
11 марта 2021 г.
Читать дальше
Предварительный обзор политической программы новой администрации: что будет и что не будет сделано в ближайшие четыре года?
Джек Гринберг
10 февраля 2021 г.
Подробнее
ISPS проводит мероприятие, посвященное 25-й поправке
Джон Дирборн
13 января 2021 г.
Подробнее
Демократы не запускают рекламу в поддержку Байдена. Данные говорят, что они должны.
Джошуа Калла и Дэвид Брукман
10 июня 2020 г.
Читать дальше
Как исправить серьезный недостаток в пакете экономических спасательных услуг
Стефан Андраде
3 апреля 2020 г.
Прочитайте больше
Ресурсы для академического сообщества во время закрытия Йельского университета
26 марта 2020
Прочтите больше
Продвигая практику воспроизводимых исследований в исследовательском альянсе
22 ноября 2019 г.
Подробнее
Импичмент и политическое развитие США
Джон Дирборн и Джек Гринберг
11 октября 2019 г.
Подробнее
Импичмент президенту: взгляд из архивов
Джон Дирборн
4 октября 2019 г.
Читать дальше
Кандидаты могут быть вознаграждены за знание испанского языка, но доказательства предполагают цену
Александр Коппок
25 сентября 2019 г.
Исследование Алекса Коппока об избирательной выгоде двуязычной рекламы
Подробнее
Манипуляция на основе страха: как политики, маркетологи и СМИ создают панику, чтобы контролировать массы влияние великого страха».
~Бертран РасселСтрах. Без него мы бы не смогли выжить.
Почему? Потому что это эмоция, которая предупреждает нас о потенциальных угрозах нашему выживанию и побуждает защищаться от них.
Позвольте мне привести пример, чтобы проиллюстрировать, что я имею в виду.
Представьте, что вы идете по улице в темноте и вдруг видите змею, прыгающую прямо перед вашими ногами. Сразу же появляется страх. Вы начинаете потеть, учащается сердцебиение, повышается уровень кортизола и адреналина. Змея может быть ядовитой, поэтому вам сразу же нужно защититься от нее.
В такой опасной ситуации ваша естественная реакция, скорее всего, будет одной из следующих:
- Убежать от змеи.
- Ранить, убить или как-то обездвижить змею.
- Замри в надежде, что змея не потревожится из-за твоего присутствия и оставит тебя в покое.
Страх, как показывает приведенный выше пример, является защитным механизмом, который является частью нашего инстинкта выживания, помогая нам оставаться живыми и здоровыми. Но вот проблема: когда этот механизм становится сверхактивным, и мы начинаем бояться вещей, которые на самом деле не представляют для нас никакой угрозы, это может нанести ущерб не только нашему благополучию (из-за слишком большого стресса), но и нашему решению. -делать (поскольку страх, как вы скоро обнаружите, может мешать ясному мышлению).
Манипуляторы хорошо осведомлены о последнем и изо всех сил стараются контролировать свои мысли и поведение, используя тактику, основанную на страхе. Здесь вы узнаете, каковы некоторые из этих тактик, а также что вы можете сделать, чтобы не попасть в их ловушку.
Делай, как говорят, а то…
Знаешь ты это или нет, страх постоянно используется против тебя. Кем? Вот несколько примеров: политики, маркетологи и СМИ.
Давайте подробнее рассмотрим, как они это делают, начиная с политиков.
Подавляющее большинство политиков демагоги . Демагог определяется как «политический лидер, который ищет поддержки, апеллируя к желаниям и предрассудкам простых людей, а не используя рациональные аргументы».
Эмоции, к которым политики больше всего любят обращаться, это страх. Намеренно распространяя сообщения, которые заставляют общественность чувствовать, что ей будет нанесен ущерб или она будет полностью уничтожена, если они не будут избраны на руководящие должности или не будут проводить определенную политику, политики могут убедить массы поддержать их.
Вам может быть интересно: как это возможно? Разве люди не основывают свои решения на сознательном, рациональном мышлении?
Что ж, большую часть времени они это делают, но редко, когда их охватывает страх перед угрозой, реальной или воображаемой. Вот почему, по словам когнитивного психолога и экономиста Робина М. Хогарта:
«Создавая чрезвычайное положение в нашей психике, страх отвлекает нас от соответствующих фактов, на которых мы должны основывать наши сознательные решения. Инстинкт «бей или беги» срабатывает мгновенно, когда мы боимся, и у нас не остается времени сомневаться в его достоинствах. Возникающая в результате рефлекторная реакция часто приводит к краткосрочному решению, которое устраняет только симптомы. Однако этот подход «сначала действуй, потом думай» не устраняет глубинные причины».
Чтобы проиллюстрировать, как политики используют страх для влияния на обывателей, давайте посмотрим нагнетающую страх рекламу, использовавшуюся во время президентской гонки Линдона Джонсона в 1964 году, чтобы убедить избирателей поддержать его, а не его воинственно настроенного оппонента-республиканца Барри Голдуотера, который, согласно объявление, несомненно, привело бы США к ядерной войне, если бы его избрали.
Политические лидеры твердят о любой причине, которую они могут найти, чтобы вызвать у нас панику: терроризм, иммигранты, наркотики, преступность, меньшинства и многое другое.
Экс-президент США Дональд Трамп мастер создания паники. На самом деле, это одна из главных причин, почему он вообще смог стать президентом США.
Риторика Трампа звучала так: нелегальные иммигранты вливают в Америку наркотики и насилие. Радикальные исламские террористы готовятся к очередной крупной атаке США. Христиан массово казнят на Ближнем Востоке. И так далее.
И как решить все эти проблемы? Он сам, конечно. Как выразился социолог и писатель Барри Гласснер:
«Формула [Дональда Трампа] очень проста и проста: очень, очень бойтесь. И я — лекарство».
Еще одним американским президентом, который использовал много основанной на страхе риторики, был Джордж Буш. Например, сразу после трагедии 11 сентября он предупредил: «Бойтесь, очень бойтесь». Затем в течение многих лет он неоднократно говорил о том, что Америка находится в опасности новых террористических атак и что единственный способ снова обезопасить ее — это бомбить Ирак.
Сегодня совершенно ясно, что у Буша была скрытая цель: расширить и укрепить Американскую империю, получив экономическую и геополитическую власть. В панике и смятении миллионы американцев не могли понять, что происходит на самом деле, и слепо согласились на так называемую войну с террором.
Я мог бы привести еще много примеров политиков, которые пытались управлять массами с помощью страха, но я думаю, что и этих достаточно, чтобы донести мою точку зрения.
В ужасе от терроризма
Когда мы чувствуем, что наше выживание находится под угрозой, мы готовы сделать что угодно, чтобы защитить свою жизнь. Однако вместо этого мы часто неосознанно причиняем себе вред.
Например, исследование оценивает, что по крайней мере тысяча дополнительных жизней были потеряны в США в дорожно-транспортных происшествиях через год после 9/11 атак. Причина? В тот период гораздо больше людей предпочли водить машину, а не летать, из-за страха перед новым возможным терактом в воздухе, хотя вероятность смерти от террористического акта в полете составляет 1 к 540 000, а вероятность смерти от автомобильной аварии рассчитывается как 1 на 7000.
Конечно, понятно, почему американские граждане предпочли вождение, а не полет. Если вы обратите внимание на любую ведущую газету или телеканал, вы, должно быть, думаете, что терроризм является одной из главных причин смерти. Реальность, однако, такова, что у вас гораздо больше шансов умереть от множества других причин, помимо терроризма, включая болезни сердца, рак, ожирение, самоубийство, несчастные случаи на рабочем месте и загрязненную пищу. Но основные СМИ, кажется, не заботятся об этом. Так почему же он поднимает такую шумиху по поводу терроризма?
Есть разные причины, например, поддержка предпочитаемых ими политических партий, но самая важная из них заключается в следующем:
Страх продается как ничто другое.
Когда, например, вы читаете газетный заголовок, который вызывает у вас реакцию страха, вы, скорее всего, возьмете газету и прочитаете ее. Почему? Потому что, как выразился писатель и журналист Нил Штраус:
«Мы запрограммированы реагировать на страх превыше всего. Если мы упускаем возможность изобилия, жизнь продолжается; если мы пропустим важный сигнал страха, это не так».
Страх повышает рейтинги, а более высокие рейтинги означают увеличение прибыли. Средства массовой информации прекрасно это знают и делают все возможное, чтобы извлечь из этого выгоду. Терроризируя нас, он может удерживать наше внимание на крючке и безжалостно эксплуатировать нас для своей финансовой выгоды.
Ты есть то, что ты покупаешь
Еще один способ, с помощью которого страх используется для контроля над вами, — это коммерческая реклама.
Возможно, вы не осознаете этого, но корпорации активно используют основанную на страхе рекламу, чтобы заставить вас покупать их товары. И было обнаружено, что это работает довольно хорошо. Вселяя страх в людей, реклама манипулирует ими, заставляя их делать эмоциональный, а не обоснованный выбор.
Давайте рассмотрим пример того, как работает реклама, основанная на страхе.
Все великие маркетологи хорошо знают, что одно из главных человеческих желаний — общаться с другими людьми и чувствовать себя частью сообщества, и поэтому люди больше всего боятся быть исключенными из своих социальных групп. Таким образом, с помощью рекламы маркетологи обычно изо всех сил стараются убедить вас, что, если вы не будете покупать вещи, вы больше никому не будете нравиться и что вы, вероятно, подвергнетесь остракизму со стороны своего сообщества.
Купите новейший iPhone, и вы не будете выглядеть бедным. Получите эту пару обуви Nike, и вы будете круты. Получите эти наручные часы, и вы почувствуете себя важным. Их покупка будет стоить вам немного денег, но если вы этого не сделаете, это будет стоить вам вашего счастья.
Напуганные и неуверенные в себе, большинство людей слепо делают то, что им говорят, тратя свои с трудом заработанные деньги на покупку вещей, которые им на самом деле не нужны и которые дают им лишь временное, поверхностное чувство принадлежности.
Как справиться с манипулированием на основе страха
Теперь, когда мы рассмотрели различные способы использования страха против вас, я хотел бы поделиться с вами несколькими простыми советами, которые помогут вам не стать жертвой страха. манипулирование на основе.
Первое и самое важное — распознать страх, когда он возникает внутри вас, и попытаться увидеть его таким, какой он есть, не уклоняясь от него и не делая вид, что его нет. Внося страх в свое сознательное осознание, вы сможете изучить, откуда он исходит и какое сообщение он пытается донести до вас, что поможет вам лучше понять его и справиться с ним. На самом деле, исследования показывают, что простое признание эмоции и явное определение страха может помочь справиться с его последующим влиянием на наше поведение.
Во-вторых, когда имеешь дело с политическими, социальными или другими важными вопросами, не забывай ассоциировать чувство страха с необходимостью замедлиться и восстановить умственную и эмоциональную ясность. Вместо того, чтобы поддаваться импульсивным реакциям, найдите время, чтобы изучить проблему. Это не только позволит вам оценить свои возможности и принять более обоснованные решения, но и отличить, чего вам следует опасаться, а чего не следует.
Наконец, вместо того, чтобы слепо подчиняться нормам и подчиняться авторитетам, действуйте осознанно и берите на себя ответственность за свои действия. То, что ваш любимый политик, титулованный журналист или рекламный ролик на крупном телеканале говорит вам, что делать или во что верить, не означает, что вы должны это делать. К сожалению, после многих лет кондиционирования большинство людей не используют свое критическое мышление и вместо этого позволяют другим думать за них. Чтобы освободиться от этой условности, обязательно сомневайтесь — а не бездумно принимайте — любую «правду», которую вам бросает кто-то другой, кем бы этот человек ни был.