Виды потребностей человека – какие бывают виды, характеристика и примеры по обществознанию кратко
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 66.
Обновлено 24 Ноября, 2021
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 66.
Обновлено 24 Ноября, 2021
Потребности играют огромную роль в нашей жизни. Когда человек испытывает нужду в чём-либо, он совершает действия, чтобы обрести желаемое: младенец кричит, потому что хочет кушать или спать; ребёнок просит родителей купить понравившуюся игрушку; взрослый стремится получить более престижную работу, чтобы заработать денег на дорогую машину. Узнаем, какие бывают виды потребностей, чем они отличаются друг от друга.
Традиционная классификация
Согласно классификации, принятой в обществознании, все потребности делятся на четыре вида: биологические, материальные, социальные и духовные. Кратко рассмотрим их особенности.
Рис. 1. Схема «Потребности человека».- Биологические потребности иначе называют физиологическими, естественными, природными. К ним относятся нужды организма, без удовлетворения которых он не может нормально функционировать. Примерами являются потребности в пище, в сне, в отдыхе, в продолжении рода.
- Материальные потребности некоторые учёные объединяют с биологическими. Они связаны с нуждой человека в предметах, обеспечивающих его комфортное существование. Это одежда и обувь, мебель и бытовая техника, недвижимость и средства передвижения.
- К социальным человеческим потребностям относятся нужды человека, связанные с реализацией в обществе. Их удовлетворение необходимо для развития личности. Это потребность в общении, в труде, в одобрении со стороны окружающих.
- Духовные потребности связаны с нашим внутренним миром. По-другому их иногда называют познавательными, идеальными. Они влияют на развитие нравственности и культуры человека. Примерами являются потребности в получении новых знаний, приобщении к прекрасному, в познании окружающего мира и самого себя, в поиске смысла жизни.
Жизненно необходимым для людей является удовлетворение биологических потребностей. Без воды, пищи, воздуха они не смогут жить. Когда человек испытывает голод, не высыпается, находится в холоде, он не способен сосредоточиться на получении знаний, саморазвитии, трудовой деятельности. При этом, чтобы стать гармоничной, всесторонне развитой личностью, следует уделять внимание социальным и духовным нуждам.
Классификация потребностей Абрахама Маслоу
В середине XX века американский исследователь Маслоу сформулировал свою классификацию типов потребностей. Согласно его учению, существуют нужды первичные и вторичные.
Рис. 2. Абрахам Маслоу.К первичным потребностям психолог отнёс те нужды, которые необходимо удовлетворять для того, чтобы организм человека нормально функционировал.
- Физиологические потребности — это нужды организма, заложенные природой (потребность в пище, дыхании, движении).
- Экзистенциальные потребности включают в себя нужду в безопасности, защищённости, комфорте.
Вторичные потребности возникают у человека после удовлетворения первичных. Их характеристика включает в себя три группы нужд.
- Социальные потребности касаются жизни в обществе: нужда в общении, в понимании, в привязанности, в заботе о детях и родителях.
- Престижные — это вид потребностей человека, в основе которого лежит признание со стороны других людей, уважение, похвала.
- К духовным относятся такие потребности, как творческая деятельность, самопознание и самовыражение, приобщение к культуре, осмысление законов окружающего мира.
Потребности бывают подлинными (без них человек не может жить и развиваться) и ложными (они ведут к разрушению организма и личности). Примером первой группы могут быть нужды в еде, труде, саморазвитии. К второй группе относятся такие, как алкоголизм и наркомания, лень, недисциплинированность.
Что мы узнали?
Согласно традиционной классификации, основными потребностями человека являются биологические, материальные, социальные и духовные. Маслоу выделял две группы нужд: первичные (физиологические и экзистенциальные) и вторичные (социальные, престижные и духовные).
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 66.
А какая ваша оценка?
Потребности. Виды потребностей — История и обществознание. Баутина Екатерина
Потребности человека.
Отсутствие мотивации – величайшая духовная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Г. Селье.
Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.
Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).
Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро – и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:
— ориентировки,
— любопытства,
— направленного интереса,
— склонности,
— осознанного самообразования,
— творческого поиска.
Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
Состояние нужды в чем – либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что – то предпринимать, что бы снять напряжение.
Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.
Удовлетворение потребностей – процесс возвращение организма в состояние равновесия.
Можно выделить три вида потребностей:
— естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.
— материальные, или предметно – вещные,
— духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.
Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.
Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»
- Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.
- Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.
- Социальные потребности – дружба, любовь, общение.
- престижные потребности – уважение, признание членами общества.
- Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.
Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:
первичные потребности (врожденные) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.
Потребности – это только один мотив деятельности. Выделяют еще:
- Социальные установки.
- Убеждения.
- Интересы.
Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.
Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки
Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.
Теория иерархии потребностей Маслоу
Дата последнего обновления: 12 февраля 2023 г.
•
Всего просмотров: 299,7 тыс. в 1943 году выдвинул ряд человеческих потребностей, которые расположены в иерархической пирамиде и должны быть соответственно удовлетворены.
Выявленные потребности: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви и принадлежности, потребности в уважении и потребности в самореализации.
1. Физиологические потребности
Это самые примитивные потребности человека, которые необходимо постоянно удовлетворять, такие как одежда, достаточный отдых, воздух, сон, вода, пища, кров.
2. Потребности в безопасности
Потребности в безопасности стоят выше основных физиологических потребностей и обеспечивают выживание человека, таких как физическая безопасность, занятость, финансовая безопасность и эмоциональная стабильность.
3. Потребность в любви и принадлежности
Это отправная точка межличностных отношений, которая выходит за рамки основных материальных потребностей, таких как семейные отношения, дружба, отношения с близким партнером и т. д.
4. Потребность в уважении
Потребность в уважении указывает на то, что людям требуется подтверждение их компетентности на некоторых уровнях. Это придает ощущение того, что человек достоин уважения. Согласно Маслоу, самооценка бывает двух типов: одна основана на уважении со стороны других, а другая — на самооценке человека.
5. Потребности в самореализации
Самореализация означает реализацию своего потенциала и использование способности реализовать этот потенциал. Это высшая потребность, которая должна быть удовлетворена после удовлетворения других потребностей на ступени пирамиды. Пример – преследование целей, ведущих к личной реализации.
Эти выявленные потребности могут быть сгруппированы в потребности роста или бытия и потребности дефицита. Потребности роста в первую очередь включают в себя самоактуализацию, которая включает в себя желание получить что-то нематериальное для самореализации. Остальные подпадают под дефицитные потребности, так как их лишение должно быть восполнено в обязательном порядке.
Иерархия потребностей Маслоу Примеры
Рассмотрим эти примеры из реальной жизни.
Помимо дыхания и еды, купание и одевание также являются составной частью деятельности, удовлетворяющей наши основные физиологические потребности.
Пенсия или пенсионные пособия являются важной частью социальных потребностей пожилых людей. Это относится к потребностям безопасности.
Важность теории потребностей Маслоу
Иерархия потребностей была предложена Маслоу в области психологии, и его статья была опубликована в журнале психологических обзоров. Однако эта теория нашла применение в различных областях и, как таковая, с каждым днем приобретает все большее значение в бизнес-среде.
Для теории, выдвинутой в 1943 году, ее значение в двадцать первом веке ничуть не уменьшилось. Как в индивидуальном, так и в организационном контексте выявление и удовлетворение этих неотъемлемых потребностей обеспечивает возможности для самосовершенствования, личного развития и роста.
Знаете ли вы?
Иерархия потребностей Маслоу 7 нашла гораздо более широкое применение в организации и бизнес-среде. Товары и услуги, которые ранее предлагались бизнесом, также претерпевают значительные изменения.
Переходя от физических и материальных товаров, они предлагают нематериальные вещи, такие как связь и информация. Иерархическая модель Маслоу особенно важна для внесения новых изменений на финансовые рынки.
Проверьте свои знания
i. Согласно пирамиде потребностей Маслоу, после того, как все физиологические потребности удовлетворены, какой из следующих аспектов человек желает?
Потребность в уважении
Потребность в принадлежности
Потребность в самореализации
Потребность в безопасности
ii. Ребекке всегда кажется, что она никогда не участвует в общественных мероприятиях или групповых мероприятиях, что порождает одиночество и депрессию. Согласно иерархии потребностей Абрахама Маслоу, какая из следующих потребностей не была удовлетворена?
Потребность в безопасности
Физиологическая потребность
Потребность в уважении
Потребность в принадлежности
Решения: i. (C) Потребности в самореализации, ii. (D) Потребности в принадлежности
Хотите читать в автономном режиме? скачать полный PDF здесь
Скачать полный PDF
Иерархия потребностей Маслоу и маркетинг
Психология и маркетинг часто идут рука об руку. В начале учебы мои друзья, в первую очередь инженеры, спрашивали меня: «Что вообще такое маркетинг?» Мой ответ всегда был примерно таким: «Это что-то вроде коммерческой прикладной психологии». Я остаюсь при том, что сказал тогда; маркетинг сообщает ценность продукта/услуги покупателю, работая с пониманием того, как люди ведут себя, взаимодействуют и думают о вещах, чтобы наиболее эффективно донести это сообщение.
Применяя теории психологии, мы можем лучше понять поведение потребителей и предоставлять более целенаправленные и значимые сообщения нашей целевой аудитории, а также лучше понять, почему мы, как маркетологи, используем разные маркетинговые тактики, чтобы достичь их. Одна из наиболее широко известных теорий, известных маркетологам, — это Иерархия потребностей Маслоу. В этой статье я объясню, что влечет за собой эта теория и как мы можем (а в некоторых случаях уже часто) применять эту теорию к нашей маркетинговой практике.
► Сайт не работает или не работает?
► Расскажите об этом.
Абрахам Маслоу — психолог, стоящий за этой теорией, и опубликовал свою статью «Теория мотивации человека» в 1943 году, в которой обсуждается психологическое здоровье и развитие людей через тип иерархии, в которой, когда овладевает одна психологическая потребность, мы можно получить следующий уровень. Его теория параллельна другим теориям психологии развития, и эта иерархия продолжает широко использоваться в социологии, психологии, менеджменте и, да, в маркетинге.
Иерархия состоит из пяти уровней психологических потребностей, первые четыре из которых он назвал «потребностями дефицита», что означает, что если эти потребности не удовлетворены, человек, скорее всего, почувствует некоторую степень беспокойства или напряжения. Пять уровней — это физиологические потребности, безопасность, любовь/принадлежность, уважение и, наконец, самоактуализация. Поскольку наш мозг настолько сложен, эта иерархия не говорит, что мы можем удовлетворить только одну потребность, когда удовлетворена низшая, но вместо этого наша психологическая мотивация в основном связана с удовлетворением одной потребности больше, чем другие. Это означает, что если мы не освоили/не получили наши физиологические потребности, это будет нашей основной мотивацией, но мы также можем одновременно стремиться удовлетворить более высокие уровни. Однако Маслоу создал иерархию как способ представления различных типов психологических потребностей и того, в каком порядке, по его мнению, они должны удовлетворяться.
Физиологические потребности:
Физиологические потребности классифицируются как наши основные психологические мотивы. Это относится к нашим потребностям выживания и является нашей основной мотивацией, потому что, если наши физиологические потребности не будут удовлетворены, наши тела в конечном итоге потерпят неудачу, и мы умрем. Воздух, пища и вода являются наиболее важными, а одежда и убежище, которые помогают защитить нас от различных опасностей окружающей среды (сильный холод / жара), второстепенны. Маслоу также сказал, что поддержание адекватного уровня рождаемости является инстинктом выживания, поэтому наш сексуальный инстинкт также находится на этом уровне.
Что касается маркетинга, то здесь все довольно просто. Апеллируя к первичным потребностям потребителя, мы побуждаем его реализовать свою базовую психологическую мотивацию. Когда реклама ресторана рекламирует, насколько сытна их еда, или когда создается реклама жизни на Гавайях, которая демонстрирует систему естественной очистки воды, эти типы маркетинговых коммуникаций стремятся обратиться к нашей психологической потребности, чтобы физически удовлетворить наши потребности выживания.
Потребности в безопасности:
Потребности в безопасности являются вторым уровнем в иерархии и включают в себя такие потребности, как личная/финансовая безопасность, здоровье/благополучие, а также потребность в защитных сетях от несчастных случаев, болезней или нарушений безопасности. Эта потребность возникает после удовлетворения физиологических потребностей и объясняет людей, чьими основными мотивами являются такие вещи, как гарантия занятости, страхование и получение богатства. Отсутствие экономической безопасности особенно усиливает предпочтение гарантий занятости, а не самой должностной инструкции, а недостаток здоровья и благополучия человека может привести к психологическим проблемам, таким как травма / повышенный стресс. Удовлетворение этих потребностей дает нам уверенность в том, что даже если с нашим благополучием/экономическим здоровьем случится что-то плохое, с нами все равно будет все в порядке.
Когда вы видите рекламные ролики о страховании, в которых изображен клиент, попавший в аварию, или медицинские компании, пропагандирующие иммунизацию, они обращаются к вашим мотивам безопасности. Другим примером может быть рекламный ролик, в котором представлены рейтинги безопасности выпускаемого нового автомобиля, в котором ценность продукта ставится выше цены, технологий, роскоши и т. д. Страх не оправиться от болезни или экономического ущерба (попасть в аварию). автомобильная авария) — очень популярный метод маркетинговых коммуникаций, позволяющий убедить клиента в том, что компания защитит его от таких опасностей. Я действительно вижу, что страх очень часто используется для обращения к потребностям безопасности, и эта теория объясняет, почему мы, люди, так хорошо реагируем на эти сообщения.
Любовь/принадлежность:
Это мотивационное плато относится к нашим межличностным отношениям и здоровью этих отношений. Люди — социальные существа, и нам необходимо чувствовать принадлежность к социальным группам, независимо от того, насколько они велики или малы. Потребность любить и быть любимым возникает как преобладающая мотивация после преодоления первых двух потребностей.
Идти по касательной, я уже пару раз упоминал мастерство, и это относится не только к удовлетворению психологической потребности, но и к контролю над ней. Это означает, что на этом уровне у вас есть свободный доступ ко всем физическим потребностям, которые вам необходимы для выживания, и что вы не живете от зарплаты до зарплаты, плюс приобретая дополнительный долг от всех ваших страховых / кредитных платежей, которые вы должны сделать.
Потребность людей в любви и принадлежности связана с семьей, близостью, дружбой и силой этих отношений. Интересно отметить, что этот уровень может преодолеть физиологические потребности и потребности в безопасности в зависимости от давления и стресса, вызванных этими отношениями. Например, депрессия, возникающая из-за нездоровых отношений, может вызвать отсутствие пищевых привычек.
Мы видим потребность в большей части социальных сетей. Социальные сети по своей сути являются межличностными в самом своем использовании, а также выполняют важную функцию маркетинговых коммуникаций. Почему это?
Это потому, что как компания мы стремимся создавать сообщества брендов, которые позволяют нашим клиентам чувствовать, что они принадлежат к чему-то. Создание чувства сопричастности с нашими клиентами удовлетворяет психологическую потребность в любви и сопричастности. Поскольку это третий уровень, он также особенно силен. Нашими самыми сильными сторонниками бренда часто являются другие клиенты, которые считают, что часть их социальной идентичности связана с нашим брендом (так называемый маркетинг из уст в уста). Создание отличного сообщества брендов (примеры брендов с сильными сообществами в сети и за ее пределами: Harley Davidson, Starbucks, Apple) создает большую вовлеченность и интерес ко всему, что делает ваша компания, потому что это помогает удовлетворить потребность людей в принадлежности.
Уважение:
Маслоу определил уровень Уважения как потребность в статусе, признании, силе, внимании или мастерстве/компетентности в чем-либо. Чтобы справиться с этой психологической потребностью, человек должен принять то, кем он является внутри, что во многом связано с конечной психологической потребностью (мы доберемся до нее). Вы все слышали о высокой самооценке/чувстве самоуважения, и именно к этому относится эта потребность. Неспособность достичь адекватного уровня уважения может привести к комплексу неполноценности или другой слабости, а такие вещи, как депрессия, могут негативно повлиять на ваше уважение. Профессии и увлечения людей часто отражают эту потребность в признании.
Поскольку люди нуждаются в том, чтобы их уважали, маркетологи часто обращаются к этому более высокому уровню психологической мотивации, чтобы убедить клиентов. Предлагая роскошный опыт, возможность освоить что-то или добиться признания, компании часто могут влиять на решения клиентов о покупке, взывая к их уважению. Например, роскошными автомобилями и часами они взывают к уважению, позиционируя себя как символ статуса человека и то, что люди с высоким статусом используют/имеют. Кроме того, программы, обучающие вас навыкам, такие как Khan Academy и Lynda.com, предлагают вам возможность приобрести компетентность/мастерство в широком спектре навыков и предметов, что повысит вашу самооценку.
Это последний уровень дефицитных потребностей. Это означает, что если человек удовлетворит все четыре из этих потребностей, а это означает, что как только все эти потребности будут удовлетворены и освоены, человек будет чувствовать себя довольным своей жизнью. Но не все люди останавливаются на достигнутом. Высший уровень имеет дело с первичной мотивацией «образцовых людей», как выразился Маслоу. Те, кто стремятся к успеху, задают тон и оставляют след в человеческой цивилизации.
Самоактуализация:
«Человек может быть таким, каким он должен быть». ~ Авраам Маслоу
Высшая психологическая потребность иерархии не является «необходимой» для полного психологического развития, но, проще говоря, требуется для «полностью реализованной» личности. Самоактуализация связана с реализацией и получением полного потенциала человека, смысл которого субъективен и определяется самим человеком. Это проявляется как желание достичь всего, чем он/она может быть, и «получить максимум от своей жизни». Некоторыми примерами этой мотивации могут быть желание стать лучшим музыкантом, который когда-либо жил, стать лучшим спортсменом в своем виде спорта или просто стать лучшим родителем, которым они могут быть. Что бы это ни было, это высшее достижение в глазах этого человека.
Это самая трудная потребность маркетологов, потому что у компании есть большая вероятность того, что продукты/услуги, которые мы продаем, не отражают индивидуальность человека (их жизнь не строится вокруг владения Nike Hyperdunk 2.0) . Что мы можем сделать, чтобы обратиться к этому уровню мотивации, так это стать брендом, который представляет собой достижение самореализации и который помогает человеку достичь этого. Повторно используя пример Nike, многие их маркетинговые коммуникации помогают вдохновить их клиентов на физическую самореализацию. Их слоган — «Просто сделай это», как мотивационное заявление, призванное помочь пользователям преодолеть физическую боль тренировок, необходимых для достижения результатов в их деятельности. В рекламе своего бренда (заметьте, они продвигают бренд, а не продукт) Nike использует песню The Hours под названием «Ali in the Jungle», в которой повторяется основная фраза:
«Важно не то, как ты начинаешь, а то, как заканчиваешь.
И дело не в том, откуда ты, а в том, куда ты идешь сейчас.
Всех сбивают с ног,
Как быстро ты встанешь?
Nike понимает свою роль в оказании помощи человеку в самореализации, становясь источником вдохновения, и этот метод связи со своей аудиторией является одной из причин, по которой Nike так успешна в рекламе.
Заключительные мысли:
В мире рекламы и маркетинга можно найти гораздо больше примеров, но суть в том, что, обращаясь к определенному уровню иерархии потребностей Маслоу, компании эффективно доносят свои сообщения до своей целевой аудитории.