Мысленный эксперимент это: Эксперимент мысленный – Гуманитарный портал

Что такое мысленные эксперименты? Использование и примеры / культура

Мысленные эксперименты являются одним из многих инструментов, которые мы создали, чтобы понять и объяснить, как происходят явления, которые нас окружают. Не только это, но они были педагогическим инструментом, имеющим большое значение в научной области.

Кроме того, из-за их характеристик они были предметом дискуссий в философии, а также в когнитивных науках, естественных науках или педагогике. но, Что именно мы подразумеваем под «мысленными экспериментами»??

  • Статья по теме: «Как психология и философия похожи?»

Какие психические эксперименты?

Ментальные эксперименты гипотетические ситуации, которые используются для объяснения ситуации или явления, через какие будут результаты, если эксперимент действительно произошел.

Другими словами, мысленный эксперимент — это ресурс воображения (он состоит из рассказа о вымышленной ситуации), который обладает достаточной логикой, чтобы можно было представить последовательные результаты, чтобы эти результаты позволили нам что-то объяснить.

Гилберт и Райнер (2000) определяют ментальные эксперименты как эксперименты, которые были направлены ментально. То есть, хотя нет необходимости их выполнять (и во многих случаях нет реальной возможности сделать это), да должны включать гипотезу, цели, результаты, с целью предложить ряд логических выводов о явлении.

Поскольку мысленные эксперименты являются источником воображения, их иногда путают с аналогичными рассуждениями. Однако разница состоит в том, что, хотя аналогии в основном характеризуются проведением сравнений, ментальные эксперименты характеризуются постановкой ряда действий, которые образно выполняются.

Основные области применения в исследованиях

Как мы уже говорили, мысленные эксперименты возникли в основном из определенного намерения или цели: понять, как работает явление, без необходимости действительно экспериментировать с ним..

Однако из этого же намерения были освобождены другие, например, обосновать или опровергнуть законность философской, математической, исторической, экономической или научной модели (особенно они были использованы в физических науках).

То есть ментальные эксперименты имеют три основных применения: объяснять, узаконивать или опровергать объяснительные модели о природе явления. Однако эти два использования могут быть более конкретными в зависимости от автора, который их поднимает, или в соответствии с теоретической и философской позицией, которая их поддерживает..

Например, они широко используются не только в физических науках, но и в философии разума и морали, в когнитивных и вычислительных науках, и в формальном образовании. Вот почему их также считают образцом для обучения, то есть дидактическим инструментом.

В отличие от этих видов использования и функций, психические эксперименты также столкнулись с некоторой критикой. Например, Некоторые считают, что это просто интуиция, и что как таковые, они не могут выдержать достаточно строгости, чтобы рассматриваться с точки зрения знаний или научной методологии.

  • Может быть, вы заинтересованы: «Что такое философия разума? Определение, история и приложения»

3 примера мысленных экспериментов

С семнадцатого века мы можем найти примеры мысленных экспериментов, которые оказали важное влияние на наше понимание мира. Некоторые из самых популярных проводились Галилео, Рене Декартом, Ньютоном или Лейбницем..

Совсем недавно это обсуждалось роль ментальных экспериментов в развитии физики и квантовой механики, например, с помощью эксперимента Шредингера Кота. Аналогично, важность умственных экспериментов в философии языка и философии ума обсуждалась, например, с китайской комнатой Сирла или философскими зомби..

1. Шредингерская кошка

В этом эксперименте Шредингер показывает, как некоторые принципы квантовой теории сталкиваются с нашими самыми основными интуициями. Он состоит из следующего: кот заперт в стальной камере, вместе со счетчиком, который имеет очень небольшое количество радиоактивного вещества.

Существует 50% вероятность того, что через час один из атомов разложится и отравит кошку. Кроме того, существует 50% вероятность того, что ни один из атомов не разложится, что сохранит жизнь кошки. Тогда самое логичное, что, если мы откроем стальной ящик через час, мы найдем кота живым или мертвым.

Однако, и это то, что Шредингер выставляет как парадокс, следуя некоторым принципам квантовой механики, через час кошка будет жива и мертва одновременно. По крайней мере, перед открытием коробки, как для механики состояния перекрываются до того момента, когда в игру вступает внешний наблюдатель (Именно этот наблюдатель изменяет положение вещей).

Этот эксперимент прошел различные объяснения, очень разные и сложные, но очень широко послужил объяснению противоречивой природы квантовой механики..

2. Китайская комната

В этом эксперименте философ Джон Сирл поставил под сомнение возможность создания искусственный интеллект, который не только способен подражать человеческому разуму, но фактически воспроизводит его.

Гипотетическая ситуация, которую он излагал, состояла в том, чтобы представить, что англоговорящий человек, который не понимает по-китайски, входит в комнату, где ему дают письменную инструкцию на английском языке, чтобы манипулировать некоторыми китайскими символами в определенном порядке. В этом порядке символы обозначают сообщение на китайском языке..

Если после манипулирования ими вы передадите их внешнему наблюдателю, он, вероятно, подумает, что говорящий по-английски человек, который не понимает китайский, действительно понимает китайский, даже если он действительно не понимает китайский.. Для Сирла именно так работают операционные системы компьютеров. (подражать пониманию, но не достигая его).

  • Статья по теме: «Эксперимент в китайской комнате: компьютеры с разумом?»

3. Философские зомби

Философские зомби являются широко распространенным понятием в философии, чье происхождение мы можем проследить во многих теориях. Тем не менее, это был Дэвид Чалмерс, который предложил следующий мысленный эксперимент: если бы существовал мир, подобный нашему, но вместо того, чтобы населяться людьми, в нем обитали зомби, те зомби (которые физически идентичны нам). они все равно не смогут воспроизвести человеческий разум.

Причина: у них нет субъективных переживаний (квалиа). Например, хотя они могут кричать, они не испытывают радости или гнева, что Чалмерс предполагает, что ум не может быть объяснен только в физических терминах (как предполагает физикализм).

Библиографические ссылки:
  • Стэнфордская энциклопедия философии (2014). Мысленные эксперименты. Получено 3 мая 2018 г. Доступно по адресу https://plato.stanford.edu/entries/thought-experiment/
  • Gilbert, J. & Reiner, M. (2010). Мысленные эксперименты в научном образовании: потенциал и текущая реализация. Международный журнал науки образования, 22 (3): 263-283.
  • Олива, J. ​​(2008). Какими профессиональными знаниями должны обладать учителя науки об использовании аналогий. Eureka Magazine Преподавание и распространение наук. 5 (1): 15-28.

Что такое мысленный эксперимент?

Мысленный эксперимент — это своего рода интеллектуальное упражнение. Он позволяет почувствовать, что хочет сказать философ, понять его логику и систему ценностей.

Такими экспериментами философы увлекались еще со времен самой-самой Древней Греции. Классическая апория об Ахиллесе, который никак не может догнать черепаху, — из той самой серии. Или знаменитая дискуссия о формальном определении понятия «человек»: если объявить нас «живым двуногим существом без перьев», то будет ли ощипанный петух считаться человеком?

Еще одним специальным видом экспериментирования, занимающим важное место в научной практике, является мысленный эксперимент. Он применяется учеными как средство расширения доступных им экспериментальных средств. В случае, когда провести реальный эксперимент не представляется возможным, ученый может мысленно воспроизвести и продумать саму экспериментальную ситуацию, получив в ходе этого продумывания важные теоретические результаты. Хрестоматийным примером мысленного эксперимента является мысленное рассмотрение падающего лифта, осуществленное Эйнштейном в ходе разработки теории относительности. Мысленный эксперимент опирается на различные процедуры абстрагирования, идеализации, рассуждений по аналогии.

Он сочетает в себе черты как эмпирического, так и теоретического уровней исследования. Как уже говорилось выше (§ 1.4), приемы мысленного экспериментирования, составляющие особый метод конструктивного обоснования абстрактных объектов, играют важнейшую роль в развитии теоретического знания (B.C. Степин).

ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum — проба, опыт) — род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский, методический характер, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. Э. в строгом — исторически и логически — смысле есть форма исследования, определенная логикой научного познания Нового времени. Э. не просто «метод познания» и архитектоническое начало всей познавательной стратегии новоевропейской науки, но конститутивный момент мышления Нового времени, в соответствии с которым оно в целом может быть названо экспериментирующим мышлением. Не случайно И. Кант обозначил замысел «Критики чистого разума» как философскую рефлексию экспериментирующего познания.

Новоевропейский разум мыслит экспериментально как в науках о природе, так и в науках о человеке, в том числе тех, где Э. невозможны. «Естественно-научному эксперименту соответствует в историко-гуманитарных науках критика источников» (Хайдеггер М.
Время и бытие. М., 1993. С. 42).

Не знаю, как в других гуманитарных науках, а в теоретической психологии проведение лабораторных и полевых экспериментов практически доведено до уровня точных наук. Например, в книге Пола Экмана (Paul Ekman) «Telling Lies» можно найти много примеров экспериментов, проводившихся не только автором, но и другими исследователями. Труды Экмана интересны не только специалистам, — с ними стоит ознакомиться любому человеку, интересующемуся современной психологией. Впрочем, многие исследования доктора Экмана носят не совсем гуманитарный характер, они часто захватывают область физиологии и антропологии.

  1. Какой принцип научного познания выдвинул Ф.Бэкон?

Знание само по себе уже сила Метод индуктивного познания через исключения.

  1. Можно ли гуманитарные науки строить по образу естественных? нет

Ощущение реальности.

  1. Реальна ли лунная дорожка?

Мысленные эксперименты — Лаборатория принятия решений

Основная идея

Теория и практика

TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Вы когда-нибудь сидели у костра, когда ваш друг задает диковинный открытый вопрос? Возможно, они спрашивают вас о чем-то простом, например, что бы вы сделали с миллиардом долларов или каким животным вы хотели бы быть, если бы могли изменять форму. Однако иногда вы можете случайно создать глубокий гипотетический вопрос, на который, похоже, нет простого ответа. Если да, возможно, вы наткнулись на мысленный эксперимент.

Мысленные эксперименты определяются как умственный процесс использования гипотез для логического поиска решения сложного вопроса. Как следует из названия, мысленные эксперименты часто пытаются имитировать экспериментальный процесс только с помощью воображения. Мы используем мысленные эксперименты, когда реальное выполнение указанного эксперимента было бы этически, физически или финансово невозможно. Как правило, мысленные эксперименты заканчиваются круговым и риторическим, поскольку они предназначены для того, чтобы подчеркнуть точку зрения, а не дать полный ответ на вопрос. Мысленные эксперименты используются в разных дисциплинах, но чаще всего в сфере философии или теоретических наук.

»

Привяжите кусок тоста -смазанной маслом стороной вверх- к спине кошки. Выкинуть кота из окна. Приземлится ли кошка на лапы или будет действовать закон Мерфи?


– Алан Флетчер

Теория встречается с практикой

TDL – это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

История

Как способ мышления, трудно проследить до первого использования мысленного эксперимента. Письменные свидетельства мысленных экспериментов начали появляться в Древней Греции у философов-досократиков, которые использовали их в качестве концептуальной основы для решения математических уравнений. Одним из самых ранних примеров является парадокс греческого философа Зенона под названием « Ахиллес и черепаха ». Этот мысленный эксперимент, предложенный в 430 году до нашей эры, посвящен греческому герою Ахиллесу и черепахе, которые соревнуются в гонке до финиша. Будучи одновременно быстрым и щедрым, Ахиллес дает черепахе 100-метровую фору. Зенон утверждает, что как только Ахиллес пробежит 100 м и восполнит фору, небольшое расстояние, которое прошла медленная черепаха, удержит ее в лидерах. К тому времени, как Ахиллес снова догонит место, где был наш быстрый друг-рептилия, черепаха продвинется еще дальше. Согласно Зенону, Ахиллес никогда не выиграет гонку, потому что расстояние между ними никогда полностью не сократится. Хотя на самом деле это не так, аргумент Зенона в пользу этого результата нельзя опровергнуть логически. 2

Мысленные эксперименты, как известно, вошли в естественные науки в виде гравитационного эксперимента Галилея с Пизанской башней. Хотя Галилело часто заявлял, что это реальный эксперимент, эта идея была просто гипотетической, чтобы объяснить, как гравитация действует на объекты разного веса. Мысленный эксперимент проходил следующим образом: если вы сбросите тяжелый и легкий мячи с Пизанской башни, какой из них, по вашему мнению, приземлится первым? Большинство ранних философов сказали бы, что это тяжелый шар, но Галилей не согласился. Он утверждал, что оба мяча упадут на землю одновременно, потому что степень ускорения не связана с массой. 3

В то время как ранее существовали десятки известных мысленных экспериментов, австрийский физик Эрнст Мах первым формализовал фразу «мысленный эксперимент» в 1883 году. С тех пор мысленные эксперименты сыграли решающую роль в легком описании сложных явлений, от кота Шодингера до демона Максвелла.

Последствия

Мысленные эксперименты являются обычными инструментами на всех уровнях образования. Являясь высокоэффективным инструментом доведения сложных идей до широкой аудитории, мысленные эксперименты оказались полезными для демократизации научных кругов и расширения кругозора масс. От телепорта Парфита до проблемы с тележкой — мысленные эксперименты определяют наше понимание морали, человечности и самой реальности.

В проницательной философской статье Мах утверждал, что мысленные эксперименты рождаются из присущего человеку свойства бесконечного любопытства. Начиная с младенчества, мы идем по жизни, постоянно узнавая больше об окружающем нас мире. Мы начинаем понимать причинно-следственные связи, существующие в нашем обществе, проводя эксперименты в реальной жизни, которые открывают для нас новый слой для исследования. В конце концов, мы достигаем точки, когда наше любопытство превышает нашу способность что-то проверить в реальной жизни, и именно тогда мы даем волю своему воображению, чтобы проводить мысленные эксперименты. По мнению Маха, мысленные эксперименты в некотором роде — одно из самых человечных занятий, которые мы можем делать. 5

Споры

Не каждый эксперимент является хорошим мысленным экспериментом. Как и в любой форме экспериментов, в мысленных экспериментах могут быть серьезные недостатки, которые игнорируют важные фрагменты контекстуальной информации, чтобы обеспечить искусственное решение. Конечно, это сделано намеренно: мысленные эксперименты полезны, потому что они исключают контекст из уравнения. К сожалению, отсутствие контекста может сделать их совершенно бесполезными для решения реальных проблем.

Мы часто видим эту неадекватность в сфере этики. Популярным мысленным экспериментом является эксперимент Питера Сингера с утоплением. По сути, мысленный эксперимент ставит вопрос о том, обязаны ли вы с этической точки зрения спасать тонущего в озере ребенка. Спасение ребенка потребует от вас пробраться вброд, намочить одежду и опоздать на работу. Конечно, практически все говорят, что пошли бы спасать ребенка. Жертвы относительно минимальны по сравнению со спасением человеческой жизни. Сингер опровергает это утверждение, заявляя, что мы не приносим каждый день маленькие жертвы ради спасения других. 6  Например, наш повседневный образ жизни может в значительной степени способствовать эскалации изменения климата, которое в ближайшем будущем может привести к гибели миллионов людей. Отказываясь от некоторых повседневных предметов роскоши, чтобы помочь бороться с изменением климата, мы часто не сохраняем эти привычки. Если мы обязаны спасти ребенка, мы должны быть обязаны спасти всех остальных, кого можем, путем радикальных изменений в образе жизни.

Возможно, мысленные эксперименты, подобные этому, по своей сути интересны. Они дают нашему творческому мозгу, способному решать проблемы, много материала для пережевывания. К сожалению, в действительности мы не так решаем вопросы массовой этики. Как правило, мы разрабатываем политику, которая не требует от нас такой большой индивидуальной ответственности. Чтобы справиться с изменением климата, мы создаем более совершенные технологии использования возобновляемых источников энергии, вводим налоги на выбросы углерода для крупных загрязнителей и используем силу глобальных соглашений для сокращения выбросов. Тем не менее, несмотря на то, что потребление меньшего количества мяса и выбор вождения автомобиля меньше помогают в сокращении выбросов парниковых газов, его эффекты не идут ни в какое сравнение с коллективными методами. Чтобы люди не тонули, мы нанимаем спасателей, финансируем береговую охрану и строим заборы, чтобы люди не падали в воду. Конечно, тонущего ребенка надо спасать, но в наших реалиях до этого, наверное, дело не дойдет. Хотя мысленный эксперимент Сингера может поставить интересную этическую дилемму, его предложение использовать индивидуальные решения для решения проблем всего общества игнорирует жизненно важную реальность, состоящую в том, что мы часто не полагаемся на доброту других для решения больших проблем.

Кроме того, полезность некоторых приложений мысленных экспериментов является спорной. 7  Хотя никто не возражает против легитимности инструментов, которые могут объяснить сложные явления для непрофессиональной аудитории, использование мысленных экспериментов в качестве научного инструмента вызывает больше споров. В конце концов, как мы видели на примере черепахи Зенона, мысленный эксперимент может быть логически обоснованным, но не научным. В то время как мысленные эксперименты были правильными в отношении научных явлений в прошлом, наши быстро совершенствующиеся инструменты моделирования и измерения в значительной степени устранили использование мысленных экспериментов в качестве основного инструмента научного исследования.

Тематические исследования

Корабль Тесея

Корабль Тесея — один из наиболее интересных ранних мысленных экспериментов. Мысленный эксперимент с кораблем Тесея, обсуждавшийся Платоном, Гераклитом и Плутархом в 500–400 гг. до н. э., ставит интересный вопрос об идентичности. В мысленном эксперименте старый корабль знаменитого греческого героя Тесея хранился несколько лет. Время сказалось на корабле, и его части начинают разлагаться. Чтобы корабль оставался в хорошем состоянии, владелец заменяет несколько гнилых досок. Прошло еще время, и весла начали гнить. Их тоже меняет хозяин. Парус выветривается, и его тоже заменяют. Часть за частью владелец в конечном итоге заменяет каждую старую, ветхую деталь совершенно новой. Это приводит к каверзному философскому вопросу: это все та же лодка? В конце концов, если бы было заменено всего несколько досок, было бы нелепо называть это новенькой лодкой. Если это другой корабль, то в какой момент он перестал быть кораблем Тесея? Эта простая древняя загадка обсуждалась веками. Являемся ли мы больше, чем сумма наших частей? В конце концов, вы, вероятно, чувствуете себя тем же человеком, несмотря на то, что ваши клетки полностью регенерировали несколько раз в вашей жизни. Каким бы ни был ответ, корабль Тесея предоставляет нам легкий путь к борьбе с нашей собственной идентичностью и природой самой реальности. 8

Китайская комната

Может ли компьютер иметь сознание? Это вопрос, на который философ Джон Сирл пытался ответить с помощью своего мысленного эксперимента «Китайская комната». Мысленный эксперимент работает следующим образом: предположим, что Серл сидит в комнате. Серл не говорит на китайском и ничего не понимает в китайских языках. В комнате есть дверь, коробка с китайскими иероглифами и книга с инструкциями на английском языке. Если человек, говорящий на мандаринском диалекте, подсовывал лист бумаги с вопросом под дверной косяк, Сирл мог посмотреть в книге, какую комбинацию символов использовать для ответа. На самом деле он не понял бы, что он говорит в ответ, поскольку он просто сопоставляет шаблоны. Однако, как только он сунет свой ответ под дверной косяк, другой человек будет убежден, что разговаривает с кем-то, кто свободно говорит на мандаринском диалекте. Сирл использовал эту идею, чтобы возразить против концепции, согласно которой искусственный интеллект может разумно понимать смысл своих задач. Предположим, была построена высокоразвитая система искусственного интеллекта, обрабатывающая языки. Вы могли ввести любой вопрос, который у вас был, и компьютер точно ответил. Программа настолько хороша в этом, что если вы отправите сообщение с ее помощью, вы будете убеждены, что это просто человек, который вам отвечает. Затем Серл задает сложный вопрос: действительно ли компьютер понимает  то, что вы говорите, или это просто имитация всех шагов, связанных с написанием этого? Сирл утверждает, что эта система искусственного интеллекта ничем не отличается от нашего сбитого с толку философа, подсовывающего китайские иероглифы под дверь. Пока ответ правильный, смысл теряется по пути. 9

Связанный контент TDL

Альберт Эйнштейн

Будучи одним из самых новаторских мыслителей начала двадцатого века, Эйнштейн не был чужд силе мысленных экспериментов. В детстве он придумал мысленный эксперимент по погоне за лучом света, который привел его к искоренению существующей физической парадигмы. Он изложил свою общую теорию относительности с помощью мысленных экспериментов, в которых участвовали ускоряющиеся лифты, слепые жуки, исследующие изогнутые поверхности, и человек, падающий с крыши. profile — отличное место для начала.

Платон

Возможно, самым впечатляющим мысленным экспериментом всех времен является аллегория Платона о пещере. Платон описывает группу узников, прикованных цепями в пещере с костром позади них. Тени от костра развлекают этих заключенных. Для заключенных эти тени — реальность. Когда один заключенный сбегает из пещеры и понимает, что тени — это иллюзия, он пытается убедить других заключенных покинуть свою ложную реальность. Остальные заключенные отказываются, так как больше ничего не знают. Эта загадочная аллегория поднимает много вопросов о природе нашей реальности и человеческого поведения. Хотите узнать больше о пещере, Платоне и самой реальности? Посмотрите профиль мыслителя TDL на Платоне.

  1. Браун, Дж. Р., и Фехиге, Ю. (2019, 26 сентября). Мысленные эксперименты . Стэнфордская энциклопедия философии. https://plato.stanford.edu/entries/thought-experiment/#HisThoExp.
  2. Палмер, Б. (2014, 5 марта). Парадокс Зенона — это трюк, но очень интересный трюк . Сланцевый журнал.
  3. https://slate.com/technology/2014/03/zenos-paradox-how-to-explain-the-solution-to-achilles-and-the-tortoise-to-a-child.html.
  4. См. 1.
  5. Мах, Э., и Хиберт, Э. Н. (1976). О мысленных экспериментах. Знание и ошибка , 134–147. https://doi.org/10.1007/978-94-010-1428-1_11
  6. Иллюстрация Питера Сингера POND . Жизнь, которую вы можете спасти. (2021, 12 апреля). https://www.thelifeyoucansave.org/child-in-the-pond/.
  7. См. 1.
  8. Перри П. (30 января 2019 г.). Это древнее мысленное упражнение заставит вас усомниться в своей личности . Большие мысли. https://bigthink.com/philip-perry/this-ancient-thought-exercise-will-have-you-questioning-your-identity.
  9. Коул Д. (20 февраля 2020 г.). Аргумент «Китайская комната» . Стэнфордская энциклопедия философии. https://plato.stanford.edu/entries/chinese-room/.
  10. Мысленный эксперимент: Как Эйнштейн решал трудные задачи . улица Фарнам. (2020, 3 апреля). https://fs.blog/2017/06/thought-experiment/.

10 самых известных мысленных экспериментов

Мысленные эксперименты — это мысленные концепции или гипотезы, часто напоминающие загадки, которые используются философами и учеными как простой способ пролить свет на то, что обычно представляет собой очень сложные идеи. Чаще всего они используются в более абстрактных областях, таких как философия и теоретическая физика, где физические эксперименты невозможны. Они служат сытной пищей для размышлений, но, учитывая их сложный предмет, нет ничего необычного в том, что даже сам мысленный эксперимент почти непонятен. Имея это в виду, вот десять самых известных мысленных экспериментов, а также объяснения философских, научных и этических идей, которые они объясняют:0005

10. Проблема вагонетки


Одним из самых известных мысленных экспериментов в области этики является «задача вагонетки», которая звучит примерно так: сумасшедший привязал пятерых невинных людей к трамвайному пути. . Вышедший из-под контроля трамвай несётся к ним и в нескольких шагах от того, чтобы наехать на них. К счастью, вы можете потянуть за рычаг и перенаправить вагонетку на другой путь. Единственная проблема в том, что сумасшедший также привязал к этому следу одного человека. Учитывая обстоятельства, стоит ли тянуть за рычаг?

Что это означает:

Проблема тележки была впервые предложена философом Филиппой Фут как средство критики основных теорий этической философии, в частности утилитаризма, системы, которая предполагает, что самое моральное решение всегда который обеспечивает «наибольшее благо для наибольшего числа людей». С утилитарной точки зрения очевидный выбор — потянуть за рычаг, спасая пятерых и убивая только одного. Но критики этой теории заявят, что, потянув за рычаг, вы становитесь соучастником явно аморального поступка — теперь вы частично ответственны за смерть одинокого человека на другом пути. Другие, тем временем, утверждают, что само ваше присутствие в ситуации требует от вас действий, и что ничего не делать было бы в равной степени аморально. Короче говоря, нет вполне морального поступка, и в этом суть. Многие философы использовали проблему тележки в качестве примера того, как ситуации в реальном мире часто вынуждают людей идти на компромисс со своими собственными моральными кодексами и что бывают времена, когда нет полностью морального образа действий.

9. Корова в поле

Один из главных мысленных экспериментов в эпистемологии (области философии, изучающей знания) известен как «Корова в поле». Это касается фермера, который беспокоится, что его призовая корова заблудилась. Когда молочник приходит на ферму, он говорит фермеру не беспокоиться, потому что он видел, что корова находится в соседнем поле. Хотя он почти уверен, что человек прав, фермер смотрит сам, видит знакомую черно-белую фигуру своей коровы и удовлетворен тем, что знает, что корова там. Позже молочник заходит в поле, чтобы перепроверить. Корова действительно есть, но она спрятана в роще. Также есть большой лист черно-белой бумаги, застрявший на дереве, и очевидно, что фермер принял его за свою корову. Тогда возникает вопрос: даже если корова была в поле, был ли фермер прав, когда сказал, что знает, что она там?

Что это означает:

«Корова в поле» впервые была использована Эдмундом Геттье в качестве критики популярного определения знания как «обоснованного истинного убеждения», то есть что-то становится знанием, когда человек верит в это; это действительно так; и у них есть поддающееся проверке обоснование своей веры. В эксперименте уверенность фермера в том, что корова была там, подтверждалась показаниями молочника и его собственной проверкой черно-белого предмета, лежащего в поле. Это также оказалось правдой, как позже подтвердил молочник. Но, несмотря на все это, фермер на самом деле не знал, что корова была там, потому что его доводы в пользу этого оказались основаны на ложных предпосылках. Геттье использовал этот эксперимент вместе с несколькими другими примерами в качестве доказательства своего аргумента о том, что определение знания как обоснованного истинного убеждения необходимо изменить.

8. Бомба замедленного действия

Если вы хоть раз обращали внимание на политический дискурс за последние несколько лет или когда-нибудь смотрели боевик, если уж на то пошло, то вы, несомненно, знакомы с «тикающим временем». мысленный эксперимент «бомба». Он просит вас представить, что в вашем городе спрятана бомба или другое оружие массового поражения, и таймер на ней скоро бьет ноль. У вас под стражей человек, который знает, где находится устройство. Вы прибегаете к пыткам, чтобы заставить его выдать информацию?

Что это означает:

Как и проблема трамвая, сценарий с бомбой замедленного действия является этической проблемой, которая заставляет человека выбирать между двумя морально сомнительными действиями. Чаще всего его используют в качестве контраргумента тем, кто говорит, что применение пыток непростительно ни при каких обстоятельствах. Это также используется в качестве примера того, как законы, подобные тем, которые приняты в США против пыток заключенных, всегда будут отменяться в экстремальных обстоятельствах. Благодаря его вымышленному использованию в телевизионных шоу, таких как 24 , наряду с его постоянной позицией в политических дебатах, сценарий с бомбой замедленного действия стал одним из наиболее часто повторяемых мысленных экспериментов. Еще более радикальный подход к проблеме был представлен в британской новостной статье в начале этого года. В этой версии предполагается, что террорист, о котором идет речь, не будет реагировать на пытки, и спрашивается, готов ли кто-то прибегнуть к пыткам жены и детей этого человека, чтобы получить от него информацию.

7. Луч света Эйнштейна


Малоизвестный факт, что знаменитая работа Альберта Эйнштейна по специальной теории относительности была вызвана мысленным экспериментом, который он провел, когда ему было всего 16 лет. В своей книге «Автобиографические заметки » Эйнштейн вспоминает, как однажды он мечтал о погоне за лучом света, путешествующим в пространстве. Он рассудил, что если бы он мог двигаться рядом с ним со скоростью света, он мог бы наблюдать свет, застывший в пространстве, как «электромагнитное поле, покоящееся, хотя и колеблющееся в пространстве». Для Эйнштейна этот мысленный эксперимент доказал, что для его воображаемого наблюдателя «все должно было бы происходить по тем же законам, что и для наблюдателя, который относительно Земли покоится».

Что это означает:

По правде говоря, никто не знает наверняка. Ученые давно спорят о том, как этот обманчиво простой мысленный эксперимент помог Эйнштейну совершить огромный теоретический скачок, необходимый для создания специальной теории относительности. В то время идеи эксперимента противоречили ныне опровергнутой вере в «эфир» — невидимое поле, через которое, как считалось, распространяется свет. Прошли годы, прежде чем он смог доказать свою правоту, но этот мысленный эксперимент был каким-то образом «зародышем», как он назвал его, специальной теории относительности Эйнштейна, одной из идей, которые впервые сделали его выдающейся фигурой в теоретической физике. .

6. Корабль Тесея

Одним из старейших мысленных экспериментов является парадокс, известный как Корабль Тесея, который возник в трудах Плутарха. В нем описывается корабль, который сотни лет сохранял мореходность благодаря постоянным ремонтам и замене деталей. Как только одна доска старела и гнила, ее заменяли, и так до тех пор, пока каждая рабочая часть корабля не переставала быть для нее оригинальной. Вопрос в том, является ли этот конечный продукт все тем же Кораблем Тесея или чем-то совершенно новым и другим. Если нет, то в какой момент он перестал быть тем же кораблем? Философ Томас Гоббс позже поставил проблему еще дальше: если взять все старые части, снятые с корабля Тесея, и построить из них новый корабль, то какой из двух кораблей будет настоящим кораблем Тесея?

Что это означает:

Для философов история корабля Тесея используется как средство исследования природы идентичности, в частности вопроса о том, являются ли объекты чем-то большим, чем просто сумма их частей. Более современным примером может быть группа, которая с годами развивалась до такой степени, что в составе осталось мало или совсем не осталось первоначальных участников. Это понятие также применимо ко всему: от предприятий, которые могут сохранить одно и то же название, несмотря на слияния и смену руководства, до человеческого тела, которое постоянно регенерирует и перестраивает себя. По своей сути эксперимент заставляет подвергнуть сомнению общепринятую идею о том, что идентичность содержится исключительно в физических объектах и ​​явлениях.

5. Гравитационный эксперимент Галилея


Один из самых ранних мысленных экспериментов был поставлен физиком и астрономом Галилеем. Чтобы опровергнуть утверждение Аристотеля о том, что скорость падающего объекта определяется его массой, Галилей придумал простой мысленный пример: согласно аристотелевской логике, если легкий и тяжелый предметы связать вместе и сбросить с башни, то более тяжелый предмет упадет быстрее, и веревка между ними натянется. Это позволит более легкому объекту создать сопротивление и замедлить тяжелый. Но Галилей рассудил, что, как только это произойдет, вес двух объектов вместе должен быть тяжелее, чем вес каждого из них по отдельности, что заставит систему в целом падать быстрее. То, что это противоречие, доказывает ошибочность гипотезы Аристотеля.

Что это означает:

Одна из самых известных историй о Галилее состоит в том, что однажды он сбросил два металлических шара с Пизанской башни, чтобы доказать, что более тяжелые предметы не падают быстрее, чем более легкие. На самом деле эта история, вероятно, всего лишь легенда; вместо этого именно этот элегантный мысленный эксперимент помог доказать очень важную теорию гравитации: независимо от их массы, все объекты падают с одинаковой скоростью.

4. Обезьяны и пишущие машинки

Еще один мысленный эксперимент, получивший широкое распространение в популярной культуре, известен как «теорема о бесконечных обезьянах». Теорема, также известная как эксперимент «обезьяны и пишущие машинки», утверждает, что если бы бесконечному количеству обезьян было позволено случайным образом нажимать клавиши на бесконечном количестве пишущих машинок в течение бесконечного периода времени, то в какой-то момент они «почти наверняка» создать полное собрание сочинений Шекспира. Идея обезьян и пишущих машинок была популяризирована в начале 20 9 г.0018-го -го века французским математиком Эмилем Борелем, но его основная идея — что бесконечные агенты и бесконечное время будут случайным образом производить все и вся — восходит к Аристотелю.

Что это значит:

Проще говоря, теорема об обезьянах и пишущих машинках — один из лучших способов проиллюстрировать природу бесконечности. Человеческому разуму трудно представить вселенную без конца или времени, которое никогда не прекратится, и бесконечные обезьяны помогают проиллюстрировать огромную широту возможностей, которые создают эти концепции. Идея, что обезьяна могла написать Гамлет случайно кажется нелогичным, но на самом деле это математически доказуемо, если учесть вероятности. Саму теорему невозможно воссоздать в реальном мире, но это не остановило некоторых от попыток: в 2003 году студенты-естественники зоопарка в Великобритании «проверили» теорему о бесконечных обезьянах, поместив компьютер и клавиатуру в вольер приматов. К сожалению, обезьяны так и не сочинили сонетов. По словам исследователей, все, что им удалось создать, — это пять страниц, почти полностью состоящих из буквы «с».

3. Китайская комната


Китайская комната — известный мысленный эксперимент, впервые предложенный в начале 1980-х Джоном Серлом, выдающимся американским философом. В ходе эксперимента вам предлагается представить, что говорящий по-английски мужчина находится в полностью запечатанной комнате, за исключением маленькой прорези для почты в двери камеры. У него с собой печатная копия на английском языке компьютерной программы, переводящей китайский язык. У него также есть много запасной бумаги для заметок, карандашей и картотеки. Затем через щель в двери просовывают листы бумаги с китайскими иероглифами. По словам Серла, этот человек должен иметь возможность использовать свою книгу, чтобы перевести их, а затем отправить свой собственный ответ на китайском языке. Хотя он не говорит ни слова на этом языке, Сирл утверждает, что с помощью этого процесса человек в комнате мог убедить любого снаружи, что он свободно говорит по-китайски.

Что это означает:

Сирл задумал мысленный эксперимент «Китайская комната», чтобы опровергнуть аргумент о том, что компьютеры и другие искусственные интеллекты действительно могут думать и понимать. Мужчина в комнате не говорит по-китайски; он не может думать на языке. Но поскольку в его распоряжении есть определенные инструменты, он сможет убедить даже носителя языка в том, что владеет им свободно. По словам Серла, компьютеры делают то же самое. Они никогда по-настоящему не понимают информацию, которую им дают, но они могут запустить программу, получить доступ к информации и составить четкое представление о человеческом интеллекте.

2. Кот Шредингера


Кот Шредингера — это парадокс, относящийся к квантовой механике, впервые предложенный физиком Эрвином Шредингером. Речь идет о кошке, запертой в коробке на один час вместе с радиоактивным элементом и флаконом со смертельным ядом. Существует вероятность 50/50, что радиоактивный элемент распадется в течение часа. Если это произойдет, то молоток, подключенный к счетчику Гейгера, сработает, разобьёт флакон, выпустит яд и убьет кошку. Поскольку существует одинаковая вероятность того, что это произойдет или не произойдет, Шредингер утверждал, что до того, как ящик будет открыт, кошка одновременно и жива, и мертва.

Что это означает:

Вкратце, суть эксперимента в том, что, поскольку рядом нет никого, кто мог бы стать свидетелем того, что произошло, кошка существовала во всех возможных состояниях (в данном случае либо жива, либо мертва). одновременно. Это понятие похоже на старое «если дерево падает в лесу, и никто не слышит его, издает ли оно звук?» загадка. Первоначально Шредингер задумал своего теоретического кота в ответ на статью, в которой обсуждалась природа квантовых суперпозиций — теории, определяющей все возможные состояния, в которых может существовать объект. Кот Шредингера также помог проиллюстрировать, насколько странными на самом деле были правила квантовой механики. Мысленный эксперимент известен своей сложностью, что порождает множество интерпретаций. Одной из самых причудливых является гипотеза «множества миров», утверждающая, что кошка одновременно живая и мертвы, и что оба кота существуют в разных вселенных, которые никогда не пересекаются друг с другом.

1. Мозг в бочке

Не было более влиятельного мысленного эксперимента, чем так называемая гипотеза «мозг в бочке», которая проникла во все, от когнитивной науки и философии до популярной культуры. В ходе эксперимента вам предлагается представить, что сумасшедший ученый вынул ваш мозг из вашего тела и поместил его в чан с какой-то поддерживающей жизнь жидкостью. Электроды были подключены к вашему мозгу, а они подключены к компьютеру, который генерирует изображения и ощущения. Поскольку вся ваша информация о мире фильтруется через мозг, этот компьютер сможет имитировать ваш повседневный опыт. Если бы это было действительно возможно, как бы вы смогли доказать, что мир вокруг вас реален, а не просто симуляция, созданная компьютером?

Что это значит:

Если вы думаете, что все это немного похоже на Матрица , вы правы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *