Материалистическое понимание психики: Материалистическое и идеалистическое понимание психики

Материалистическое и идеалистическое понимание психики

Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют вещественные явления (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, трудно объяснимые.

Не имея возможности правильно понять эти явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира.

Так возникло представление о мире и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Эти представления оформились в философские, взаимоисключающие друг друга направления: материализм и идеализм.

Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. Появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей, а сохранение его до настоящего времени поддерживается классовыми противоречиями.

  • Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

Психика, по мнению идеалистов, – это проявление бесплотной, нематериальной основы – “абсолютного духа”, “идеи”.

В зависимости от исторических условий идеализм менял свои формы, но сущность его остаётся той же.

  • Материалистическое понимание психики: психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – первичное, основа, носитель психики.

Первичность материи и вторичность психики доказывает то, что психика возникает на определенном этапе развития материи.

До появления на земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст её исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа появились несколько миллионов лет назад.

Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство организованной материи – мозга.

То, что психика действительно является продуктом деятельности мозга, доказывают эксперименты на животных и наблюдения за людьми.

При определенных повреждениях мозга всегда неизбежно наступают изменения психики:

при поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается ориентировка человека в пространстве;

поражение височных отделов нарушает восприятие (понима­ние) речи, музыки.

В своей работе “Рефлексы головного мозга” (1863 г.) И.М. Се­ченов писал, что психическая деятельность – это рефлекторная, или отражающая действительность. Рефлексы головного мозга включают три звена:

  • Первое, начальное звено – возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.
  • Второе – центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают
    психические
    явления (ощущения, представления, чувства).
  • Третье, конечное звено – внешние движения и действия человека.

Значение положений, выдвинутых Сеченовым:

раскрывается причинная обусловленность психических явлений внешними воздействиями;

психика рассматривается как результат протекания физиологических процессов возбуждения и торможения в коре мозга;

психика рассматривается как регулятор внешних движений и поведения в целом.

Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории деятельности мозга дано в трудах И.П. Пав­лова. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности.

Психика есть деятельность мозга, отражающая окружающую действительность характеризующаяся физиологическими механизмами, лежащими в её основе

§ 2. Материалистическое понимание психики.

Что же такое психика? Какова ее природа, происхождение?
Еще на заре своего существования, когда человек в процессе исторического развития приобрел способность достаточно отчетливо осознавать окружающий мир и самого себя, внимание его начали привлекать такие загадочные, непонятные явления, как смерть, кратковременная потеря сознания, сон. Люди спрашивали себя: чем живое отличается от неживого, что происходит с чело веком, когда он умирает, да еще при отсутствии видимых повреждений тела? Исходя из своего жизненного опыта, человек уже отдавал себе отчет в том, что, помимо окружающего его вещественного мира (природа, животные и растения, различные предметы, другие люди), существуют еще особые явления (образы различных предметов и людей, воспоминания о пережитом, сновидения, чувства: страх, гнев, радость), причем эти явления невещественные — они не обладают характеристиками физических тел и не могут заменить собой реальных предметов (представлением о куске мяса не насытишься, как реальным куском, воспоминанием о костре не согреешься).

Не будучи в состоянии правильно понять и объяснить эти явления, еще в глубокой древности люди пришли к выводу, что указанные явления существуют независимо от реального мира. Так возникло представление о духе или душе как бесплотном, бестелесном, бессмертном существе, которое в момент рождения каким-то таинственным образом вселяется в тело человека (свое временное обиталище), а в момент смерти покидает тело и продолжает существовать вне его. Именно душа, считали в древности, ощущает, мыслит, помнит, воображает, переживает. Любопытно, что первоначальные попытки найти конкретное обиталище души в теле человека никак не были связаны с мозгом,— ее «помещали» в сердце, зрачке, крови. И это тоже понятно — видимые отличия мертвого человека от живого связаны с тем, что у человека перестает биться сердце, зрачки тускнеют и становятся неподвижными, вытекает кровь (в случае смертельного ранения).
Из подобных наивных, примитивных домыслов постепенно развилось глубоко ошибочное, антинаучное философское течение — идеализм. Согласно идеалистическим представлениям духовное начало (бог, Дух, идея) существует вечно, независима от материи и первично по отношению к ней, к вещественному миру: материя, окружающая нас природа появилась якобы позже, ее сотворил бог, дух.
Идеалистическая психология отрицает прямую зависимость психики от организма, нервной системы человека, психические явления считает проявлением его души.
В глубокой древности возникло и другое прямо противоположное философское течение — материализм, в основе которого лежало правильное представление о том, что вещественный мир существует вечно, что первична материя, а психика вторична, является порождением материи.
Примитивные на уровне науки того времени, но правильные в своей основе взгляды древнегреческих философов-материалистов развились в логически стройную науку — материализм.
Борьба между материалистическим и идеалистическим пони¬манием и объяснением психических явлений происходила и про¬исходит на протяжении всей истории развития психологии. Если возникновение идеалистических представлений объясняется примитивным уровнем мышления людей, низким уровнем их знаний, то развитие этих представлений и сохранение их до на¬ших дней есть проявление классовой борьбы, стремление эксплуа¬таторских классов сохранить и укрепить свои позиции. Идеалистическая психология активно служила и служит реакционным силам, стараясь «научно» обосновать необходимость веры в бога — творца мира, помогая одурманивать сознание трудящихся масс религиозными предрассудками о бессмертии и спасении души. Этим самым эксплуататорские классы с помощью религии отвле¬кают рабочих и крестьян от классовой борьбы за лучшее буду¬щее, обещая им в качестве награды за их страдания и угнетение здесь, на земле, вечное блаженство и райскую жизнь в загробном мире.
Все это показывает классовую сущность идеалистической психологии, которая выражает мировоззрение, политические взгляды и интересы враждебных нам классов.
Идеалистическая психология совершенно несостоятельна с научной точки зрения. Она пытается доказать то, чего нет,— существование какой-то души, не связанной с материей. Но не¬лепо доказывать независимость психических процессов от деятель¬ности мозга, нервной системы. Невозможны мысль без мозга, разум человека, оторванный от человека. Поэтому идеалисти¬ческая психология как необоснованная, ложная в научном отно¬шении и реакционная в политическом отношении нами полностью отвергается. Она постепенно теряет свои позиции. Многие за¬рубежные психологи в последнее время все больше и больше отходят от идеалистических позиций и постепенно приближаются к материалистическому пониманию психики.
Правильное и подлинно научное решение вопроса о проис¬хождении психики, о взаимоотношении психических явлений с материальными дает марксистско-ленинская философия диалек¬тического материализма. Диалектическим материализм называ¬ется потому, что в основе его лежит учение о непрерывном, закономерном изменении и развитии материального мира, переходе его из одного качественного состояния в другое.
Диалектический материализм учит, что в мире нет ничего, кроме вечно движущейся, изменяющейся, развивающейся мате¬рии. Психика является результатом длительного развития мате¬рии. Далеко не всякая материя обладает психикой. Лишь на определенной стадии развития появилась материя ощущающая, мыслящая. В истории развития мира было время, когда психики, и тем более сознания, не было. Неорганическая природа, растительный мир никакой психической жизнью не обладают, у них отсутствует способность восприятия, мышления, переживания.
Психическая жизнь возникла на самой высокой ступени раз¬вития материального мира — на стадии появления живых су¬ществ: животных и человека.
Подлинно научное учение о происхождении и сущности пси¬хики развивается на основе ленинской теории отражения. Соглас¬но этой теории психика есть особое свойство особым образом организованной материи, заключающееся в способности этой ма¬терии отражать окружающий мир. Необходимо детально разоб¬раться в этой формуле. «Особым образом организованная мате¬рия» — это высокоорганизованная живая материя, а именно специальный орган психики — нервная система и ее высший отдел — головной мозг, сформировавшиеся в ходе эволюции животных. Психика есть свойство живого мозга, продукт его работы (точнее, особых физиологических процессов, протекающих и мозгу). Но психика не просто свойство, а, как указывал В. И. Ленин, «особое свойство». В чем же особенность этого свойства?
Во-первых, это свойство не является материальным, хотя оно реально, т. е. действительно существует. Что это значит? Сам мозг, как и всякое материальное тело, обладает рядом физико-химических свойств: размерами, формой, объемом, весом, плотностью, определенным строением, химическим составам и т. д. Обладает мозг и физиологическими свойствами (может находиться в различных физиологических состояниях — возбуждения и тор¬можения, порождать биотоки и т. д.), которые также имеют материальную природу. Психика же потому и считается особым свойством, что она не обладает подобными характеристиками. Она не характеризуется ни плотностью, ни протяженностью, не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, ее нельзя измерить, взве¬сить, осязать, подвергнуть химическому анализу. Словом, психи¬ка — порождение, продукт материи, но не материальный продукт.
Возникает вопрос: а как же возможно познать психику, если она не поддается непосредственному наблюдению? Такое познание возможно только через анализ деятельности, поведения человека. Если мы не наблюдаем за деятельностью, поведением человека, мы никогда не узнаем, смел он или труслив, настойчив или без¬волен, каковы особенности его памяти, внимания, каковы его способности.
Диалектико-материалистическое понимание психики как свой¬ства, продукта материи необходимо отличать от взглядов вуль¬гарных (от слова «вульгаризация» — грубое, чрезмерное упроще¬ние, искажающее опошляющее сущность какого-либо учения) материалистов-механицистов XIX в. , которые не видели и не понимали качественных различий между материальными (химическими, биологическими, физиологическими) и психическими явлениями природы. С их точки зрения, все эти явления представляют собой механическое движение материальных частиц в пространстве. Представители вульгарного материализма утверждали, например, что мысль так же выделяется мозгом, как желчь выделяется печенью. Желчь является материальным веществом, таким же материальным веществом они считали и мысль, психику.
Диалектический материализм отвергает отождествление психики и материи. Признание зависимости психики от мозга не означает сведения психики и сознания к материальным и физиологическим процессам деятельности мозга. «Что и мысль и материя,— указывал В. И. Ленин, — «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом» .
Следовательно, психику нельзя отрывать от материи, как это делают идеалисты, но ее нельзя также и отождествлять с материей, как поступают вульгарные материалисты.
Во-вторых, особенность рассматриваемого свойства мозга заключается в способности мозга отражать внешний объективный (независимо от нас существующий) мир. Предметы и явления окружающего мира, воздействуя на человека, на его мозг через органы зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, отражаются в коре мозга в виде образов, или, как говорят, моделей этих предметов и явлений. Когда мы видим предметы, слышим издаваемые ими звуки, ощущаем их поверхность, температуру, вкус, запах, это и значит, что в мозгу отражаются эти предметы и их свойства, в результате чего человек получает представление об окружающей его внешней среде, величине, форме, цвете окружающих его предметов.
Понятие отражения у В. И. Ленина весьма глубоко и содержательно. Никоим образом не следует понимать психическое отражение как простое и пассивное отражение в мозгу предметов внешнего мира (наподобие их отражения в зеркале или на другой полированной поверхности). Прежде всего, это не простое пассивное, мертво-зеркальное отражение, а активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Отражение происходит в деятельности человека, в условиях практического воздействия человека на природу и общественные явления, да и само является своеобразной деятельностью — не простым копированием действительности, а сложной ее переработкой. Далее, в отличие от зеркального отражения психическое отражение есть и сохранение, удержание образов отраженных ранее явлений (память человека). И наконец, психическое отражение отнюдь не бесстрастно, не безразлично и равнодушно к тому, что оно отражает, а связано с определенным отношением, чувствами человека, вызванными отражаемым.
Возникающие при воздействии окружающего мира на мозг психические процессы в коре головного мозга — ощущения, восприятия, запоминание и припоминание, мышление, воображение — все это разные формы отражения. Отражение человеком предметов и явлений объективной действительности и есть по знание этой действительности.
Формы отражения не только перечисленные познавательные психические процессы. Своеобразным отражением окружающей действительности будут и чувства, переживаемые человеком. Ведь нельзя радоваться неизвестно чему, огорчаться неизвестно чем, любить или ненавидеть неизвестно кого и неизвестно за что. Чувства наши имеют объективную основу и поэтому включают в себя и своеобразную характеристику (т. е. отражение) предметов и явлений. Равным образом и воля, проявляющаяся в различного рода действиях, также связана с отражением того, над чем мы производим действия, представлением (т. е. отражением) цели, результата действия. Словом, вся психика есть отражение или результат такого отражения.
В результате процесса отражения действительности, отражения воспитательных воздействий возникают и формируются психические качества личности, потребности, интересы, способности и характер, складывается жизненный опыт человека.
В итоге можно сделать вывод, что способность отражать окружающий мир — совершенно необходимое условие жизни человека. Эта способность дает ему возможность ориентироваться в мире, приспосабливать его к своим нуждам, преобразовывать в своих собственных интересах.
Но верно ли и точно ли отражается мозгом окружающий мир? Ведь в отдельных случаях могут быть и ошибки восприятия (иллюзии). Мы не замечаем вращения Земли, но наблюдаем движение Солнца по небу. Точно так же мы ясно видим «переломленной» ложку, опущенную в стакан с водой. Одно и то же явление, один и тот же предмет по-разному отразят специалист профессионал и дилетант, школьник и взрослый. Не только восприятия, но и мысли наши могут быть ошибочными.
Да, в отдельных случаях у человека могут возникать и искаженные образы действительности. Но в целом человек всегда совершенно точно отображает предметы и явления окружающего мира. И критерием (показателем) правильности нашего отражения служит Личный опыт, а также общественно-историческая практика людей. В своей деятельности, труде человек руководствуется имеющимися у него образами предметов, понятиями о них. И если действия человека приводят к желаемым результатам, не приходят в противоречие с этими образами и понятиями, значит, эти образы и понятия являются верным отражением действительности. Проверяя в своем опыте правильность отражения внешнего мира, человек таким образом достигает полного и достоверного дознания окружающего мира.
Итак, отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного (не зависящего от человека) и субъективного (присущего человеку, зависящего от него). Отражение объективно по своему содержанию, поскольку оно возникает в результате воздействия объективного мира и дает человеку верные представления и знания об этом мире. Но одновременно отражение носит и субъективный характер, поскольку отражает конкретный человек, личность со всеми ее особенностями и своеобразием, с собственным отношением к тому, что он отражает. Отражение, таким образом, осуществляется словно через призму личного опыта человека, оно обусловливается целями и задачами, которые человек перед собой ставит. Поэтому отражение нашим мозгом внешнего мира всегда является субъективным образом объективного мира.
Теперь мы можем ответить на вопрос, что такое психика. По своему происхождению психика есть продукт работы мозга. По своему содержанию психика есть отражение внешнего мира.
Таким образом, психика является функцией высокоорганизованной материи — мозга, функцией, заключающейся в активном отражении объективного мира.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Материализм | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов. .
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете. что все вещи состоят из материала и все явления (включая сознание) являются результатом материальных взаимодействий. Другими словами, материя является единственной субстанцией. Как теория материализм является формой физикализма и принадлежит к классу монистической онтологии. Как таковая, она отличается от онтологических теорий, основанных на дуализме или плюрализме. Для единственного объяснения феноменальной реальности материализм был бы противоположен идеализму и спиритуализму.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 История материализма
    • 2.1 Осевой возраст
    • 2.2 Наша эра
    • 2.3 Европейское Просвещение
    • 2.4 Социальный материализм Маркса
  • 3 Научные материалисты
  • 4 Определяющее вещество
  • 5 Критика и альтернативы
    • 5.1 Религиозные и духовные возражения
    • 5.2 Другие онтологии
    • 5. 3 Материализм как методология
    • 5.4 Течение времени
  • 6 См. также
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки

Обзор

Эта точка зрения, возможно, лучше всего понимается в ее противопоставлении доктринам нематериальной субстанции, применявшимся к разуму исторически, знаменитым Рене Декартом. Однако сам по себе материализм ничего не говорит о том, как следует характеризовать материальную субстанцию. На практике его часто отождествляют с той или иной разновидностью физикализма.

Материализм часто ассоциируется с редукционизмом, согласно которому объекты или явления, индивидуализированные на одном уровне описания, если они подлинны, должны быть объяснимы в терминах объектов или явлений на каком-то другом уровне описания — как правило, более общем уровень, чем сниженный. Нередуктивный материализм явно отвергает это понятие, однако, считая материальное строение всех частностей совместимым с существованием реальных объектов, свойств или явлений, не поддающихся объяснению в терминах, канонически используемых для основных материальных составляющих. Джерри Фодор влиятельно отстаивает эту точку зрения, согласно которой эмпирические законы и объяснения в «специальных науках», таких как психология или геология, невидимы с точки зрения фундаментальной физики. Об отношении этих взглядов выросло много энергичной литературы.

Современные философы-материалисты расширяют определение других научно наблюдаемых сущностей, таких как энергия, силы и кривизна пространства. Однако такие философы, как Мэри Мидгли, предполагают, что понятие «материя» неуловимо и плохо определено. [1]

Материализм обычно противопоставляется дуализму, феноменализму, идеализму, витализму и двухаспектному монизму. Его материальность может быть в некотором роде связана с концепцией детерминизма, которую поддерживали мыслители эпохи Просвещения.

Материализм подвергся критике со стороны оппозиционных ему религиозных мыслителей, которые считают его духовно пустой философией. Марксизм использует материализм для обозначения «материалистической концепции истории», которая не связана с метафизикой, но сосредоточена на грубо эмпирическом мире человеческой деятельности (практики, включая труд) и институтов, созданных, воспроизведенных или разрушенных этой деятельностью. (см. материалистическое понимание истории).

История материализма

Осевая эпоха

Материализм развивался, возможно независимо, в нескольких географически разделенных регионах Евразии в Осевую эпоху.

В древнеиндийской философии материализм развился около 600 г. до н.э. благодаря работам Аджиты Кесакамбали, Паяси, Канады и сторонников философской школы Чарвака. Канада был одним из первых сторонников атомизма. Школа ньяя-вайшешика (600 г. до н.э. — 100 г. до н.э.) разработала одну из самых ранних форм атомизма, хотя их доказательства существования Бога и постулат о том, что сознание нематериально, не позволяли им быть материалистами. Атомистическая традиция была продолжена буддийским атомизмом и джайнской школой.

Сюнь Цзы разработал конфуцианскую доктрину, ориентированную на реализм и материализм в Древнем Китае. Другими известными китайскими материалистами того времени являются Ян Сюн и Ван Чун.

Древнегреческие философы, такие как Фалес, Парменид, Анаксагор, Демокрит, Дарвин Антигуа, являются прообразами более поздних материалистов. Поэма Лукреция De Rerum Natura рассказывает о механистической философии Демокрита и Эпикура. Согласно этой точке зрения, все, что существует, есть материя и пустота, а все явления являются результатом различных движений и конгломератов основных материальных частиц, называемых «атомами». De Rerum Natura обеспечивает механистическое объяснение таких явлений, как эрозия, испарение, ветер и звук. Знаменитые принципы вроде «ничто не может произойти из ничего» и «ничто не может касаться тела, кроме тела» впервые появились в трудах Лукреция.

Наша эра

Поздний индийский материалист Джаяраши Бхатта (6 век н.э.) в своей работе Таттвопаплавасимха («Нарушение всех принципов») опроверг эпистемологию Ньяя Сутры. Материалистическая философия чарваков, похоже, вымерла через некоторое время после 1400 г. н.э.

В начале XII века в Аль-Андалусе арабский философ Ибн Туфаил (Абубакер) написал рассуждения о материализме в своем философском романе Хайй ибн Якдан ( Philosophus Autodidactus ), в то же время смутно предвещая идею исторического материализм. [2]

Европейское Просвещение

Позднее Томас Гоббс и Пьер Гассенди представляют материалистическую традицию, противостоящую попыткам Рене Декарта придать естественным наукам дуалистические основания. Позже появляются материалист и атеист Жан Мелье, Жюльен Оффруа де Ламетри, Поль-Анри Тири, барон д’Гольбах, Дени Дидро и другие мелкие французские просветители, а также Людвиг Фейербах, а в Англии — пешеход-путешественник Джон «Ходячий». Стюарт, чье утверждение о том, что всякая материя наделена моральным измерением, оказало большое влияние на философскую поэзию Уильяма Вордсворта.

Шопенгауэр писал, что «…материализм есть философия субъекта, который забывает считаться с самим собой». [3] Он утверждал, что наблюдающий субъект может знать материальные объекты только при посредничестве мозга и его особой организации. То, как мозг знает, определяет то, как воспринимаются материальные объекты. «Все объективное, протяженное, активное и, следовательно, все материальное рассматривается материализмом как столь прочная основа для его объяснений, что сведение к этому (особенно если оно должно привести в конце концов к тяге и встречной тяге) не может оставить желать ничего лучшего. Но все это дано лишь очень косвенно и условно, а потому лишь относительно налично, ибо оно прошло через машину и выработку мозга и потому вошло в формы времени, пространства и причинности посредством в силу чего она прежде всего представлена ​​как протяженная в пространстве и действующая во времени». [4]

Социальный материализм Маркса

Карл Маркс и Фридрих Энгельс, перевернув вверх дном идеалистическую диалектику Георга Гегеля, придумали диалектический материализм и материалистическое объяснение хода истории, известное как исторический материализм. [5] Для Маркса базовым материалом мира являются общественные отношения (и главным образом классовые отношения, например, между крепостными и господином, или сегодня между работниками и работодателем). Как выражение этих основных общественных отношений формируются все остальные идеологии, в том числе идеологии науки, экономики, права, морали и т. д.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс использовали этот термин для обозначения теоретической точки зрения, согласно которой удовлетворение повседневных экономических потребностей является первичной реальностью в каждую эпоху истории. В отличие от немецкой идеалистической философии, материализм придерживается позиции, согласно которой общество и реальность происходят из набора простых экономических действий, которые люди совершают, чтобы обеспечить материальные потребности в еде, жилье и одежде. Материализм исходит из того, что прежде всего человек должен своим физическим трудом и практической производительной деятельностью производить свои повседневные экономические потребности. Этот единый экономический акт, считал Маркс, порождает систему общественных отношений, включающую в себя политические, правовые и религиозные структуры общества.

Научные материалисты

Многие нынешние и недавние философы школы научного материализма — например, Дэниел Деннетт, Уиллард Ван Орман Куайн, Дональд Дэвидсон, Джон Роджерс Серл, Джерри Фодор и Ричард Докинз — действуют в рамках широких физикалистских или материалистических рамок , производя конкурирующие версии того, как лучше всего приспособить разум — функционализм, аномальный монизм, теория тождества и так далее.

В последние годы Пол и Патрисия Черчленд выступают за более крайнюю позицию, элиминативистский материализм , утверждающий, что ментальные феномены просто не существуют, — что разговоры о ментальном отражают совершенно фальшивую «народную психологию», которая просто не имеет фактического основания, вроде того, как народная наука говорит о бесовских порождениях. болезнь.

Определение материи

Природа и определение материи были предметом многочисленных споров [6] , как и другие ключевые понятия в науке и философии. Существует ли один вид материи, из которого все сделано (хайле), или несколько видов? Является ли материя непрерывной субстанцией, способной выражать множественные формы (гиломорфизм) [7] , или ряд дискретных, неизменных составляющих (атомизм)? [8] [9] [10] [11] [12] [13] Обладает ли он внутренними свойствами (теория вещества) [14] [15] , или у него их нет (prima materia)?

Несомненно, наука сделала неожиданные открытия о материи. Некоторые перефразируют отход от традиционных или общепринятых представлений о материи как «опровержение существования материи». Однако большинство ученых-физиков считают, что концепция материи просто изменилась, а не была устранена.

Одним из вызовов традиционному представлению о материи как о материальном «веществе» является рост полевой физики в 19 веке. Однако вывод о ложности материализма может быть преждевременным. Теория относительности показывает, что материя и энергия (включая пространственно распределенную энергию полей) взаимозаменяемы. Это позволяет онтологически рассматривать энергию как prima materia, а материю как одну из ее форм. С другой стороны, квантовая теория поля моделирует поля как обмен частицами — фотонами на электромагнитные поля и так далее. С этой точки зрения можно сказать, что поля «действительно имеют значение». [ нужна ссылка ]

Все известные твердые, жидкие и газообразные вещества состоят из протонов, нейтронов и электронов. Все три являются фермионами или частицами с половинным спином, тогда как частицы, передающие поля в квантовой теории поля, являются бозонами. Таким образом, можно сказать, что материя делится на более осязаемую фермионную и менее осязаемую бозонную. Однако в настоящее время принято считать, что менее 5% физического состава Вселенной состоит из такой «материи», а большая часть Вселенной состоит из Темной Материи и Темной Энергии. сделаны из [16] . Это, очевидно, опровергает традиционный материализм, который считал, что существуют только те вещи, которые состоят из того вида материи, с которым мы широко знакомы («традиционная материя»), которая в любом случае находилась под большим напряжением, как отмечалось выше из теории относительности и квантовой теории поля. . Но если определение «материи» распространить на «все, чье существование может быть выведено из наблюдаемого поведения традиционной материи», то нет принципиальной причины , по которой сущности, существование которых материалисты обычно отрицают, не должны рассматриваться как «материя». [17]

Некоторые философы считают, что эти дихотомии требуют перехода от материализма к физикализму. Другие используют материализм и физикализм как синонимы. [18]

Критика и альтернативы

Профессор философии Университета Нотр-Дам Элвин Плантинга критикует ее, а профессор богословия Emiritus Regius Кит Уорд предполагает, что материализм редко встречается среди современных британских философов: «Оглядываясь вокруг, я коллег-философов в Британии, практически всех которых я знаю, по крайней мере, по их опубликованным работам, я бы сказал, что очень немногие из них являются материалистами». [19] .

Религиозные и духовные возражения

Согласно Католической энциклопедии, материализм отрицает существование как Бога, так и души. [20] Таким образом, он несовместим с большинством мировых религий, включая ислам, христианство, иудаизм и буддизм. [21]

В большей части индуизма и трансцендентализма вся материя считается иллюзией, называемой Майей, которая ослепляет нас от познания истины. Майя — это ограниченная, чисто физическая и ментальная реальность, в которой запуталось наше повседневное сознание. Майя разрушается для человека, когда он постигает Брахмана с трансцендентным знанием.

Кант выступал против всех трех форм материализма, субъективного идеализма (которому он противопоставляет свой «трансцендентальный идеализм» [22] ) и дуализма. [23] Однако Кант также утверждает, что изменение и время требуют устойчивого субстрата. [24] , и делает это в связи со своим «Опровержением идеализма» [25]

Постмодернистские/постструктуралистские мыслители также выражают скептицизм по поводу любой всеобъемлющей метафизической схемы.

Философ Мэри Миджли [26] , среди прочих [27] [28] [29] [30] , утверждает, что материализм является самоопровергающей идеей, по крайней мере, в его элиминативной форме.

Другие онтологии

Теория расслоений . Можно утверждать, что воспринимаются именно свойства материальных тел, такие как размер и форма, а не сама материальная подложка. Локк сказал, что мы «не знаем, что такое основная субстанция». [31] Как писал Беркли: «Я признаю, что мы могли бы воспринимать все вещи точно так же, как сейчас, хотя в мире не было Материи; и я не могу понять, если бы Материя существовала, как она могла бы производить какую-либо идею. в нашем сознании». Если считается, что независимые от разума свойства (собственно говоря, экземпляры свойств или тропы) существуют в сочетании друг с другом, но без материального субстрата, получается теория пучков. Если показать, что теория связок нелогична или непостижима, тем самым концептуально демонстрируется существование субстрата, несмотря на непостижимость материи как таковой.

Идеализм . Аргумент в пользу идеализма, как у Гегеля и Беркли, ipso facto является аргументом против материализма. Можно утверждать, что материя избыточна, как в теории связок, а независимые от разума свойства, в свою очередь, могут быть сведены к субъективным восприятиям.

Дуализм . Если материя рассматривается как необходимая для объяснения физического мира, но неспособная объяснить разум, возникает дуализм.

Возникновение , Холизм и Философия процесса — это некоторые из подходов, направленных на устранение предполагаемых недостатков традиционного (особенно механистического) материализма без полного отказа от материализма.

Материализм как методология

Некоторые критики возражают против материализма как части чрезмерно скептического, узкого или редуктивистского подхода к теоретизированию, а не против онтологического утверждения, что материя является единственной субстанцией. Физик элементарных частиц и теолог Джон Полкингхорн возражает против того, что он называет многообещающий материализм — утверждает, что материалистическая наука в конце концов сможет объяснить явления, которые она до сих пор не могла объяснить. [32] Он предпочитает двухаспектный монизм материализму. [33]

Психолог Имантс Барушс предполагает, что «материалисты склонны без разбора применять схему «камешки в коробке» к объяснению реальности, хотя известно, что такая схема в целом неверна для физических явлений. Таким образом, материализм не может объяснить материю, не говоря уже об аномальных явлениях или субъективном опыте [34] , но остается в академических кругах в основном по политическим причинам». [35] (Сравните с Чарльзом Фортом)

Течение времени

Четырехмерность является наиболее общепринятой теорией времени среди членов научного сообщества. [ citation required ] Критики материализма могут возразить, что наше субъективное чувство времени не может возникнуть из статической четырехмерной вселенной. Следует отметить, что течение времени — это не то же самое, что стрела времени.

См. также

  • Антиматериализм
  • Атеизм
  • Буддизм
  • Чарвака
  • Христианский материализм
  • Культурный материализм
  • Диалектический материализм
  • Дуализм
  • Экономический материализм
  • Элиминативный материализм
  • Гротескный корпус
  • Исторический материализм
  • Гуманизм
  • Хайл
  • Идеализм
  • Имматериализм
  • Мадхьямака — философия срединного пути
  • Материальный феминизм
  • Марксистская философия природы
  • Материя
  • Метафизический натурализм
  • Натурализм (философия)
  • Постматериализм
  • Философия разума
  • Реальность в буддизме
  • Теория вещества
  • Тхеравада
  • Превосходство (религия)
  • Произведение искусства

Ссылки

Конкретные ссылки:

  1. ↑ Мэри Миджли Мифы, которыми мы живем .
  2. ↑ Доминик Урвой, «Рациональность повседневной жизни: андалузская традиция? (По поводу первого опыта Хайя)», в Лоуренсе И. Конраде (1996), Мир Ибн Туфайла: междисциплинарные взгляды на Хайя ибн Ягана , стр. 38–46, издательство Brill, ISBN
  3. 93001.
  4. Мир как воля и представление , II, гл. 1)
  5. Мир как воля и представление , I, §7
  6. «Карл Маркс». Стэнфордская философская энциклопедия . Эд. Джонатан Вольф, доктор философии. Стэнфорд. Проверено 17 сентября 2009 г.
  7. ↑ Шаблон:CathEncy
  8. ↑ Concise Britannica о гиломорфизме
  9. Словарь истории идей : Атомизм: от древности до семнадцатого века
  10. Словарь истории идей : Атомизм в семнадцатом веке
  11. ↑ Статья философа, выступающего против атомизма
  12. ↑ Информация о буддийском атомизме
  13. ↑ Статья о традиционном греческом атомизме
  14. ↑ Атомизм с 17 по 20 век в Стэнфордской энциклопедии философии.
  15. ↑ Стэнфордская энциклопедия философии по теории вещества
  16. ↑ Фризская школа субстанции и сущности
  17. ↑ Бернар Садуле Частица темной материи во Вселенной: на грани открытия? Science 5 января 2007 г .: Vol. 315. нет. 5808, стр. 61 — 63
  18. ↑ например, К. С. Льюис в Великий развод предположил, что Небеса состоят из сверхмассивной материи, более существенной, чем обычная материя.
  19. ↑ Dictionary of the Philosophy of mind — «Многие философы и ученые сейчас используют термины «материальный» и «физический» взаимозаменяемо»
  20. Опасна ли религия? стр 91
  21. ↑ Шаблон:CathEncy
  22. ↑ Гунасекара
  23. ↑ см. «Критику чистого разума», где он дает «опровержение идеализма» на стр. 345–52 (1-е изд.) и стр. 244–7 (2-е изд.) в издании Нормана Кемпа Смита.
  24. ↑ Critique of Pure Reason (A379, стр. 352, перевод NKS). «Если же, как это обычно бывает, мы попытаемся расширить понятие дуализма и взять его в трансцендентальном смысле, то ни оно, ни две контральтернативы — пневматизм [идеализм], с одной стороны, материализм, с другой, — не будут не имеют какой-либо основы [. ..] Ни трансцендентальный объект, лежащий в основе внешних явлений, ни тот, что лежит в основе внутренней интуиции, не есть сами по себе ни материя, ни мыслящее существо, а основа (нам неизвестная)…»
  25. ↑ «Кант утверждает, что мы можем определить, что произошло изменение объектов нашего восприятия, а не просто изменение самих наших восприятий, только представив то, что мы воспринимаем, как последовательные состояния устойчивых субстанций (см. Субстанция)». Энциклопедия философии Рутледжа
  26. ↑ «Всякое определение времени предполагает нечто постоянное в восприятии. Однако это постоянное не может быть чем-то во мне […]» Критика чистого разума, B274, P245 (перевод NKS)
  27. ↑ см. Мэри Миджли Мифы, в которых мы живем автор
  28. ↑ Бейкер, Л. (1987). Saving Belief Принстон, издательство Принстонского университета
  29. ↑ Репперт, В. (1992). Элиминативный материализм, когнитивное самоубийство и задавание вопроса . Метафилософия 23: 378-92.
  30. ↑ Зейднер, Стэнли С. (10 июня 2009 г.) «Троянский конь: логотерапевтическая трансцендентность и ее светские последствия для теологии». Институт Матери Деи. стр 5.
  31. ↑ Богосян, П. (1990). Статус содержания Philosophical Review 99: 157-84. и (1991) Статус пересмотренного содержания . Pacific Philosophical Quarterly 71: 264-78.
  32. ↑ Локк, Дж. Эссан.
  33. ↑ Тем не менее, критики материализма в равной степени виновны в прогнозировании того, что он никогда не сможет объяснить определенные явления «Более ста лет назад Уильям Джеймс ясно увидел, что наука никогда не решит проблему разума и тела». Дембски, В. Мы духовные машины
  34. ↑ Интервью с Джоном Полкингхорном
  35. ↑ Барусс, И. (1993). Можем ли мы считать материю высшей реальностью? Некоторые фундаментальные проблемы с материалистической интерпретацией действительности. Высшая реальность и значение: междисциплинарные исследования философии понимания , 16 (3-4), 245-254
  36. ↑ Барусс, И. (2001). Искусство науки: наука будущего в свете изменений сознания. Журнал научных исследований , 15 (1), 57-68

Шаблон:Дополнительные сноски Общие ссылки:

  • Бюхнер, Л. (1920). Сила и Материя . Нью-Йорк, издательство Peter Eckler Publishing Co.,
  • .
  • Черчленд, Пол (1981). Элиминативный материализм и пропозициональные установки . Философия науки. Бойд, Ричард; П. Гаспер; Джей Ди Траут. Кембридж, Массачусетс, MIT Press.
  • Фланаган, Оуэн (1991). Наука о разуме . 2-е издание, Кембридж, Массачусетс, MIT Press.
  • Фодор, Дж.А. (1974). Специальные науки, Synthese , Vol.28.
  • Гунасекара, Виктор А. (2001). «Буддизм и современный мир». Базовый буддизм: современное введение в учение Будды». 18 января 2008 г. .
  • Ким, Дж. (1994) Множественная реализация и метафизика редукции, Философия и феноменологические исследования , Vol. 52.
  • Ламетри, Ламетри, Жюльен Оффрэ де (1748). L’Homme Machine ( Человек-машина )
  • Ланге, Фридрих А., (1925) История материализма . Нью-Йорк, Харкорт, Брейс и Ко
  • Мозер, П.К.; JD Trout, изд. (1995) Современный материализм: читатель . Нью-Йорк, Рутледж.
  • Шопенгауэр, Артур (1969). Мир как воля и представление . Нью-Йорк, Dover Publications, Inc.
  • Зайднер, Стэнли С. (10 июня 2009 г.). «Троянский конь: логотерапевтическая трансцендентность и ее светское значение для богословия». Институт Матери Божией
  • Тернер, Массачусетс (2007). Кварки и космос. Наука 315, 59–61.
  • Вицтум, Ричард К. (1995) Материализм: утвердительная история и определение . Амхерт, Нью-Йорк, Prometheus Books.

Внешние ссылки

Посмотрите эту страницу в Викисловаре
: Материализм

  • Стэнфордская энциклопедия:
    • Физикализм
    • Элиминативный материализм
  • Философский материализм (Ричард К. Витцтум) с infidels.org
  • Словарь философии разума по материализму Университета Ватерлоо

Шаблон: Navboxes

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

Безумие материализма | Psychology Today

Источник: Pamsmith/flickr

В январе 1848 года Джеймс Маршалл строил лесопилку у реки недалеко от современного Сакраменто, когда нашел на полу кусок светящегося металла, который оказался золотым. Как только слухи об открытии распространились в течение нескольких недель, десятки тысяч людей стекались в этот район, пораженные «золотой лихорадкой».

Корабли были брошены по всему побережью Калифорнии, предприятия закрылись, а целые города опустели. Менее чем за год Сан-Франциско превратился из трущобы с 79 зданиями в город с населением в десятки тысяч человек. В течение следующих нескольких лет в Калифорнию приехало не менее 300 000 искателей золота.

Влияние на коренных американцев Калифорнии было катастрофическим. Они были изгнаны из своих традиционных мест охоты и собирательства, а их реки были загрязнены гравием, илом и токсичными химикатами из новых шахт. Некоторые индейские группы применили силу, пытаясь защитить свои земли, но были убиты горняками. Те, кого шахтеры не убили, медленно умирали от голода или от болезней, передавшихся иммигрантами. Других держали в рабстве, а привлекательных молодых женщин уводили на продажу. В результате численность коренных американцев в Калифорнии сократилась со 150 000 человек в 1845 г. до 30 000 в 1870 г.

Этот дикий материализм был типичен для отношения европейских иммигрантов к «Новому Свету» Америки. Они видели в нем сокровищницу ресурсов, которые можно было разграбить, а местное население считали неудобным препятствием, которое нужно было уничтожить.

Некоторые племена были настолько сбиты с толку ненасытным стремлением колонистов к золоту, что поверили, что этот металл должен быть неким божеством со сверхъестественными способностями. Почему еще они пошли бы на такие длины, чтобы заполучить его? Когда вождь индейцев на Кубе узнал, что испанские моряки собираются напасть на его остров, он начал молиться сундуку, полному золота, взывая к «золотому духу», которому, по его мнению, они поклонялись. Но золотой дух не проявил к нему пощады — моряки вторглись на остров, захватили вождя и сожгли его заживо.

Современный материализм

В некотором смысле необузданный материализм золотоискателей можно было понять, поскольку они жили во времена крайней нищеты, и для многих из них добыча золота, казалось, давала спасение от голодной смерти. Но у большинства из нас в западном промышленно развитом мире нет такого оправдания. Наш аппетит к богатству и материальным благам вызван не трудностями, а нашим собственным внутренним недовольством. Мы убеждены, что можем купить свой путь к счастью, что богатство — это путь к постоянному самосовершенствованию и благополучию. Мы по-прежнему измеряем успех качеством и ценой материальных благ, которые мы можем купить, или размером нашей зарплаты.

Наш безумный материализм можно было бы простить, если бы были доказательства того, что материальные блага и богатство действительно ведут к счастью. Но все свидетельства не показывают этого. Исследование за исследованием, проведенное психологами, показало, что между богатством и счастьем нет никакой связи. Единственным исключением являются случаи реальной бедности, когда дополнительный доход облегчает страдания и обеспечивает безопасность. Но как только наши основные материальные потребности удовлетворены, уровень нашего дохода не имеет большого значения для уровня нашего счастья.

Исследования показали, например, что чрезвычайно богатые люди, такие как миллиардеры, ненамного счастливее людей со средним доходом и страдают от более высокого уровня депрессии. Исследователи позитивной психологии пришли к выводу, что истинное благополучие зависит не от богатства, а от других факторов, таких как хорошие отношения, значимая и интересная работа или хобби, а также чувство связи с чем-то большим, чем мы сами (например, с религией, политической или социальная причина, или чувство миссии).

Объяснения материализма

Многие экономисты и политики считают, что стяжательство — стремление покупать и владеть вещами — естественно для человека. Кажется, это имеет смысл с точки зрения дарвиновской теории эволюции: поскольку природные ресурсы ограничены, людям приходится конкурировать за них и пытаться претендовать на как можно большую их часть.

Одна из проблем этой теории заключается в том, что на самом деле в желании накопить богатство нет ничего «естественного». Фактически, это желание было бы катастрофой для более ранних людей. Большую часть нашего времени на этой планете люди жили как охотники-собиратели — небольшие племена, которые обычно переезжали в другое место каждые несколько месяцев. Как мы видим у современных охотников-собирателей, такой образ жизни должен быть нематериалистическим, потому что люди не могут позволить себе отягощаться ненужными товарами. Поскольку они переезжали каждые несколько месяцев, ненужные товары просто мешали бы им, затрудняя их переезд.

Другая теория состоит в том, что беспокойство и постоянное желание, подпитывающие наш материализм, являются своего рода эволюционным механизмом, удерживающим нас в состоянии бдительности. (Например, это предположил психолог Михай Чиксентмихайи.) Неудовлетворенность заставляет живых существ искать способы улучшить свои шансы на выживание; если бы они были удовлетворены, они не были бы бдительны, и другие существа воспользовались бы преимуществом.

Но нет никаких доказательств того, что другие животные живут в состоянии беспокойной неудовлетворенности. Наоборот, многие животные ведут очень медленную и статичную жизнь, довольствуясь тем, что остаются в своей нише и следуют своим инстинктивным образцам поведения. И если это то, что движет нашим материализмом, мы, вероятно, ожидаем, что и другие животные будут стяжателями. Но опять же, нет никаких доказательств — кроме некоторых запасов пищи на зимние месяцы — того, что другие животные разделяют наши материалистические импульсы. Если бы живым существам было необходимо быть беспокойными и постоянно чего-то желать, то эволюция наверняка остановилась бы миллионы лет назад.

На мой взгляд, стяжательство лучше всего понимается с точки зрения психологии. Наш безумный материализм есть отчасти реакция на внутреннее недовольство. Как человеческие существа, для нас нормально испытывать лежащий в основе психологический диссонанс, вызванный непрекращающейся болтовней нашего разума, которая создает беспокойство внутри нас и часто вызывает негативные мысли. Другим источником психологического разлада является сильное чувство обособленности, которое испытывают многие из нас, ощущение того, что мы изолированные личности, живущие в мире, который находится «где-то там», по ту сторону нашей головы.

Мы обращаемся к внешним вещам, чтобы попытаться смягчить наше внутреннее недовольство. Материализм, безусловно, может дать нам своего рода счастье — временное волнение от покупки чего-то нового и раздувающее эго возбуждение от владения этим впоследствии. И мы используем этот вид счастья, чтобы попытаться преодолеть или компенсировать основное несчастье внутри нас.

Кроме того, наше стремление к богатству является реакцией на чувство нужды и уязвимости, порожденное нашим чувством разделения. Это порождает желание сделать себя более целостным, более значительным и сильным. Мы пытаемся поддержать наше хрупкое эго и заставить себя чувствовать себя более полными, накапливая богатство и собственность.

Конечно, это не работает — или, по крайней мере, работает очень короткое время. Счастье от покупки или обладания новой вещью редко длится дольше пары дней. Чувство раздувания эго, вызванное богатством или дорогими вещами, может быть более устойчивым, но оно также очень хрупкое. Это зависит от сравнения себя с другими людьми, которые не так богаты, как вы, и испаряется, если вы сравниваете себя с кем-то, кто богаче вас. И как бы мы ни старались восполнить или укрепить свое эго, наша внутренняя неудовлетворенность и незавершенность всегда всплывают вновь, порождая новые желания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *