Дорийский лад: Полное руководство для начинающих
Помимо стандартных ионийского и эолийского ладов, многие считают дорийский лад одним из самых важных ладов диатонической гаммы. Независимо от того, используете ли вы его для импровизации или сочинения, это важнейший лад, который необходимо иметь в своем арсенале.
Однако мы знаем, что для многих начинающих музыкантов (а иногда и для тех, кто играет уже много лет) лады могут быть удручающе загадочными, поэтому мы расскажем вам все, что нужно знать о дорийском ладе!
Продолжайте читать, чтобы узнать больше!
Что такое режим?
Моды, иначе известные как модальные гаммы , представляют собой группу из семи диатонических гамм, основанных на мажорной гамме.
Для игры в каждом ладу используется мажорная гамма данного ключа, хотя каждый лад начинается с разной степени мажорной гаммы.
Итак, предположим, что вы хотите сыграть лады мажорной гаммы. Если бы вы начали с пятой степени мажорной гаммы, то есть с G, вы бы играли
С другой стороны, если бы вы начали со второй гаммы до-мажора, которая равна D, вы бы играли до-дорийский лад.
Посмотрите на приведенную ниже диаграмму, в которой подробно описаны все различные лады, встречающиеся в мажорной гамме. Эту же таблицу можно применить к любой мажорной гамме.
Что такое дорийский лад?
Дорийский лад — это лад, который начинается со второй степени мажорной гаммы. Если бы вы играли дорийский лад в мажорной гамме, вы бы начали с D, так как D — это вторая степень мажора.
Мажорная гамма состоит из целых и половинных ступеней, поэтому независимо от того, с какой ноты вы начнете, паттерн останется неизменным. Схема выглядит следующим образом:
W W H W W W H (целая, целая, половина, целая, целая, целая, половина)
Однако, поскольку при использовании дорийского лада мы начинаем со второй степени, мы должны перенести эту схему на одну ступень вверх. Тогда получается:
W H W W W W H W (целый, половина, целый, целый, целый, половина, целый)
Степени дорийского лада
Дорийский лад — это минорный лад, то есть он обладает многими теми же качествами, что и минорная гамма. Третья нота в дорийском ладу — это полутон, который понижен на полступени по сравнению с мажорной гаммой.
Вы также найдете седьмую, которая была переведена в бемоль.
В целом, степени дорийского лада выглядят следующим образом:
- Корень (1)
- Мажор второй (2)
- Минорная терция (b3)
- Идеальный четвертый (4)
- Идеальная пятая (5)
- Шестой мажор (6)
- Минорная седьмая (b7)
Благодаря бемольной третьей и бемольной седьмой, дорийский лад звучит гораздо мрачнее и печальнее, чем мажорная гамма, поэтому люди часто используют дорийский лад при написании меланхоличной музыки. Однако, поскольку в дорийском ладу
Сравнение мажорной гаммы с дорийским ладом
Мажорная гамма лежит в основе всей западной музыки и является той гаммой, на которой строятся все основные лады. Мажорная гамма состоит из семи нот, расположенных по схеме «целое-половина», о которой мы говорили ранее.
W W H W W W H
Чтобы лучше понять, что такое мажорная гамма, иначе известная как диатоническая гамма, вы можете взглянуть на приведенную ниже диаграмму:
Дорийский лад мы получаем из мажорной гаммы, которая является ионийским ладом. Однако, например, если бы мы использовали мажорную гамму C, мы бы начали со второй степени, D, чтобы получить дорийскую гамму.
Однако, несмотря на то, что в обеих шкалах используются одни и те же ноты, в них есть несколько довольно явных изменений.
Важно отметить, что когда меняется начальная нота гаммы, меняется и ее тональный центр, который затем влияет на интервалы, встречающиеся в гамме. По этой причине дорийская гамма значительно отличается от своего мажорного аналога.
Если бы вы импровизировали на фортепиано, используя только белые ноты поверх ноты D, это звучало бы совсем иначе, чем если бы вы делали это, используя ноту C.
В дорийском ладу между первой и третьей степенями шкалы находится минорная терция, которая и придает этому ладу минорный характер по сравнению с мажором. В до-мажоре, известном также как ионийский лад, интервал между первой и третьей степенями шкалы составляет мажорную терцию.
Сравнение натуральной минорной гаммы с дорийским ладом
Натуральная минорная гамма, иногда называемая эоловым ладом, похожа на дорийский лад в том смысле, что обе они считаются минорными гаммами. Это объясняется тем, что интервал между корневой и третьей нотой — минорная терция.
Если вы посмотрите на изображение выше, то заметите, что мажорный шестой интервал в дорийском ладу A — это единственное, что действительно отличает его от эолийского лада. Этот мажорный шестой интервал между A и F# придает дорийской гамме другую последовательность целых и половинных шагов.
Если бы вы сыграли обе эти гаммы на фортепиано, вы бы сразу заметили яркое качество по сравнению с дорийской гаммой по сравнению с минорной гаммой, о которой мы говорили ранее.
Как найти ноты в дорийской гамме
К этому моменту вы должны иметь приличное представление о дорийской гамме. Хорошо то, что найти дорийские гаммы относительно их мажорных гамм довольно просто, так как дорийская гамма — это всего лишь ступенька вверх.
Конечно, очень важно, чтобы вы знали, как подходить к нотам дорийского лада с модальным мышлением.
Если вы ищете ноты в дорийской гамме, будь то C Dorian, B Dorian, Eb Dorian или любой другой тип дорийской гаммы, вы можете использовать одну из приведенных ниже техник.
Техника №1 — Модальная формула
Модальная формула — один из наших любимых способов вычисления нот в ладах.
Модальная формула для дорийской гаммы такова:
2 3 4 5 6 7 1
Начните с выбора ноты, на которой будет строиться ваш лад. Для этого примера давайте поменяем его местами и начнем с ноты B.
Корневая нота в си-бемоль мажоре — Bb. Однако, поскольку при построении дорийской гаммы мы начинаем со второй степени, в качестве первой ноты дорийской гаммы мы будем использовать вторую ноту мажора Bb, а именно C.
Ноты до-мажорного лада те же, что и в си-мажоре, но начиная с ноты С, они выглядят следующим образом:
C-D-Eb-F-G-A-Bb
Техника №2 — Используйте соответствующую специализацию
Техника №2 может быть очень полезна, если вы когда-либо джемовали в группе или солировали вживую, и вам нужно найти правильные ноты.
Прелесть ладов в том, что все они основаны на мажорных гаммах. Так, для дорийского лада (и всех других ладов) достаточно найти соответствующий мажор, на котором он основан. Соответствующий мажор для дорийского лада ВСЕГДА будет находиться на два полушага или один целый шаг ниже корневой ноты этого мажора.
Например, если бы вы выступали в оркестре и кто-то крикнул: «Играйте в си дорийском ладу», вы бы поняли, что вам нужно на целую ступень ниже — в ля мажор. Тогда, вместо того чтобы запоминать все ноты си дорийского лада, вы могли бы просто запомнить все ноты ля мажора и помнить, что это ваш тональный центр.
Мы любим эту технику для тех, кто только начинает играть и запомнил только мажорные и минорные гаммы.
Характеристики дорийского лада
Когда мы говорим о характеристиках режима, мы имеем в виду определяющие качества, которые отличают его от других тонов. Это те элементы, которые придают режиму его уникальный вкус.
Мы всегда рекомендуем смотреть, где находятся полустепенные интервалы и тритоны, когда пытаемся определить качество лада. Вы также можете посмотреть на качество трети, чтобы определить, является ли он мажорным или минорным.
В ладах мажорной гаммы используются два полушага и один тритоновый интервал, который может идти в обе стороны. Например, в ключе C от B до F — один тритон, а от F до B по пути вниз —
Дорийский тритон существует между минорным 3-м и мажорным 6-м интервалами, а полустепы — между мажорным 6-м и минорным 7-м, а также мажорным 2-м и минорным 3-м.
По минорному 3-му ладу мы можем судить о том, что дорийский лад имеет минорное качество, очень похожее на натуральный минор. Конечно, как мы уже говорили, именно повышенная 6-я отличает его от всех других ладов, а также от натурального минора и минорной пентатонической гаммы.
Популярные песни, использующие дорийский лад
Wicked Game — Chris Isaak
Мы часто находим использование дорийского лада, глядя на аккордовую прогрессию в песне и на то, как она сочетается с мелодией. Когда вы слушаете много классической музыки, в которой используется только инструментарий, вы получаете представление о модальности на основе инструментария, который вы находите играющим под клавишей.
Однако в большинстве современной музыки инструментал часто лишен модальности. И только когда к музыке добавляется вокал, становится ясно, какой режим вы используете.
Хотя вокальная мелодия часто заканчивается на тонике или корне мажорной или минорной гаммы, вокальная мелодия, которая заканчивается на другой ноте, отличной от тоники, означает, что она, вероятно, относится к другому ладу.
В случае с песней Криса Айзека «Wicked Game» вокальная мелодия заканчивается на второй степени мажорной гаммы. По этой причине мы можем предположить, что она находится в дорийском ладу.
Билли Джин — Майкл Джексон
«Billie Jean» — это хит-сингл, спродюсированный Куинси Джонсом и покойным Майклом Джексоном. Вся структура куплета находится глубоко в ми-дорийском ладу, поскольку вокальная мелодия заканчивается на F#, который является второй степенью тональности ми-мажор.
Хотя некоторые могут утверждать, что эта песня на самом деле в эолийском ладу, мы считаем, что D# в аккорде G#m в песне закрепляет ее дорийский лад.
Безумный мир — Tears for Fears
«Mad World» группы Tears for Fears — это популярная песня, которая кричит о дорийском ладе. Каждый раздел этого фантастического музыкального произведения написан в дорийском ладу. Вы можете посмотреть на следующие изменения аккордов, чтобы увидеть дорийский лад в действии:
- Стихи и инструментал — Am-C-G-D
- Припевы — Am-D
- Припев — Am C D
Список дорийских гамм
Ниже вы найдете таблицу, в которой перечислены все шкалы дорийского лада, начинающиеся от разных нот.
Использование дорийской шкалы
Чтобы начать использовать дорийский лад, вам необходимо выучить его наизусть. Начните с запоминания всех нот и ознакомления с игрой дорийского лада в восходящей и нисходящей форме.
Убедитесь, что вы можете сыграть его в любом из соответствующих основных ключей.
Вот несколько способов, которыми мы рекомендуем интегрировать дорийскую гамму в вашу практику и игру:
Игра с весами
Начните с обучения игре на дорийской гамме в восходящем и нисходящем порядке. Мы рекомендуем начать с дорийской гаммы D, так как ее легче всего играть. Затем вы можете перейти к дорийскому ладу C, дорийскому ладу B, дорийскому ладу E и всем другим дорийским ладам.
Вскоре вы начнете различать тоны и полутоны или целые и половинные ступени, что позволит вам легко транспонировать эту гамму в любой ключ по вашему выбору.
Ознакомьтесь с интервальными паттернами шкалы
После того, как вы почувствуете себя комфортно при игре гамм, вы захотите начать практиковать интервалы. И снова дорийский лад состоит из этих интервалов:
- 2-й майор
- Минор 3-й
- Идеальный 4-й
- Идеал 5
- Шестой мажор
- Минорный 7-й
Играя эти интервалы, подумайте о том, какое настроение они создают, и постарайтесь запомнить его на будущее.
Когда вы поймете, как звучат эти интервалы, и почувствуете себя достаточно комфортно, играя гаммы, вы сможете расширить свой игровой репертуар, экспериментируя с мелодическими и интервальными нотными паттернами, придерживаясь при этом своего тонального центра.
Экспериментируйте с триадами и «дорийскими» аккордами
Игра кластерных аккордов, построенных на нотах дорийской гаммы, — отличный способ усвоить ощущения этого лада. Например, вы можете использовать характерные бемольные терции и седьмые для создания аккордов минорных семерок или минорных трезвучий.
Чтобы придать аккордам еще больший интерес, вы можете даже использовать уникальную мажорную 6-ю степень, встречающуюся в дорийской гамме.
Посмотрите на фото ниже несколько хороших примеров дорийских аккордов:
Используйте свою практику с пользой
Используя фонограммы или любимые песни с дорийской гаммой, вы можете использовать свои знания о дорийской гамме для импровизации в дорийском ладу. Используйте уникальные характеристики дорийской гаммы, такие как мажорный 6-й интервал, играйте с использованием минорных аккордов или сосредоточьтесь на отношениях между интервалами.
Вот хорошая фонограмма дорийской гаммы, чтобы вы могли начать:
youtube.com/embed/OfvCw3IcbSs» title=»Дорийский бэк-трек»>Заключительные размышления
Помимо ионийского и эолийского ладов, дорийский лад является самым простым для освоения. Поскольку он так похож на стандартные минорные гаммы, он, скорее всего, будет звучать и ощущаться очень знакомо. Кроме того, благодаря использованию характерных интервалов в дорийской гамме, в ней легко играть и импровизировать, не беспокоясь о том, что то, что вы играете, будет казаться диссонансом.
Когда вы начнете использовать дорийскую гамму в своей музыке, есть несколько моментов, на которые я хочу обратить ваше внимание:
- Играя, всегда помните, где находится ваш тональный центр. Хотя дорийские лады основаны на относительных мажорах, меньше всего вы хотите, чтобы кто-то, слушающий вашу музыку, потерял тональный центр из-за того, что вы продолжаете садиться на мажорный тональный центр вместо модального тонального центра.
- Используйте полусветлые и полутемные характеристики. Дорийский лад — один из семи ладов, в котором есть смесь яркости (с использованием мажорной шестой) и темноты (с использованием мажорной третьей). Мы рекомендуем выделять эти ноты во время игры, так как они могут помочь в создании уникальных приливов и отливов в вашей музыке.
Рубинштейна настраивают на «мажорный» лад. Скандальные бары открываются заново — кто за ними теперь стоит?
Лонгрид
Заведения на улице Рубинштейна, прекратившие работу в ноябре 2022 года, после возбуждения уголовных дел против владельцев, вновь начали принимать посетителей. Новые собственники пока держатся в тени, но за ними маячат фигуры, сделавшие имя на Думской. Несмотря на обещания начать с чистого листа, в бизнес-модели заведений просматриваются проверенные схемы.
Пока владельцы Bar Group, которых подозревают в выкачивании денег из подвыпивших посетителей, остаются под арестом, принадлежащие им заведения возобновляют работу. Как убедился корреспондент «Фонтанки», на данный момент для гостей уже открылись ночной клуб RS-20, а также бар Major (прежнее название — Vice city, еще раньше «Трудовые будни»). Готовятся к запуску еще несколько заведений.
Заведения на улице Рубинштейна, прекратившие работу в ноябре 2022 года, после возбуждения уголовных дел против владельцев, вновь начали принимать посетителей. Новые собственники пока держатся в тени, но за ними маячат фигуры, сделавшие имя на Думской. Несмотря на обещания начать с чистого листа, в бизнес-модели заведений просматриваются проверенные схемы.
Пока владельцы Bar Group, которых подозревают в выкачивании денег из подвыпивших посетителей, остаются под арестом, принадлежащие им заведения возобновляют работу. Как убедился корреспондент «Фонтанки», на данный момент для гостей уже открылись ночной клуб RS-20, а также бар Major (прежнее название — Vice city, еще раньше «Трудовые будни»). Готовятся к запуску еще несколько заведений.
О взлете и падении Bar Group ранее подробно рассказывала «Фонтанка». Двое молодых людей, Дмитрий Куценко и Николай Абросимов, за короткое время арендовали несколько помещений на улице Рубинштейна, освободившихся после ухода других проектов. После ареста куратора «барного подполья» Александра Коновалова они стали главной силой на питейной магистрали и открыто заявляли о намерении захватить там всю власть. Во время ковидных ограничений заведения Bar Group работали вопреки запретам — практически не скрываясь.
Проблемы у предпринимателей начались только год спустя: визит полиции в ноябре 2022 года в девять заведений группы закончился задержанием дюжины человек. По версии следствия, в барах к подвыпившему клиенту подводили промо-модель или даже двух. Они помогали ему еще больше поднять градус с помощью алкоголя, который разливали в гаражах в Калининском районе. А потом мужчине выставляли либо в несколько раз завышенный счет, либо один и тот же, но несколько раз подряд. Модели в это время активно отвлекали клиента от математики. Организаторами схемы следствие сочло основателей Bar Group Дмитрия Куценко и Николая Абросимова. Их арест, по данным «Фонтанки», в конце декабря был продлен до марта.
Тем неожиданнее для соседей стал перезапуск заведений: с декабря начал работать Major, а после каникул открыл двери и RS-20.
«Мы теперь Major»
На своей странице «ВКонтакте» бар Major позиционирует себя как «самый роскошный бар на улице Рубинштейна». В чем особенная роскошь — понятно не вполне. Интерьер в целом был унаследован от предшественника — Vice city. То же неоновое освещение, те же барная стойка, пульт для диджеев и лаунж-зона. Сменилась вывеска, появились буквы «Major» внутри заведения и слоган «Soup of the day — vodka red bull».
Единственное отличие — коктейльная карта стала проще и лаконичнее. «А мы не Vice city. Мы теперь Major», — заявляет бармен в ответ на недоумение посетителя, куда исчезли привычные напитки. По его словам, бар закрылся после ноябрьских обысков, потом заведение продали новому собственнику.
«Меню будет расширяться, но будет чуть подороже», — комментирует бармен. К слову, и сейчас цены не самые демократичные. Что ж, названию нужно соответствовать. Публику расценки не смущают — ближе к полуночи за барной стойкой и на танцполе становится тесно. Среди гостей, отплясывающих под «Шальную императрицу», компании подружек и парочки. Трое молодых людей чуть ли не с порога делают заказ, выпивают залпом сет с пылающим огнем шотом и тут же уходят, освобождая место новым гостям.
На вопрос, кому теперь принадлежит заведение, бармен разводит руками: «Работаю тут два дня». Впрочем, по словам молодого человека, те же предприниматели уже перезапустили бар RS-20. На очереди другие проекты. «Noir в середине февраля откроют, сейчас там ремонт», — пояснил он.
На фасаде RS-20 нет вывески, но перед входом толпа гостей, вышедших перекурить, а новых клиентов активно завлекают зазывалы: «Девушка, пойдемте к нам на танцпол, два зала, алкогольная карта». Алкогольная карта снова оказывается отнюдь не демократичной. На вопрос, почему так дорого, официант уверяет, что после перезапуска цены даже снизились, но вскоре они опять повысятся, а предложение обновится. Возможно, поэтому новых меню решили много не печатать — их не хватает на всех посетителей. На вопрос о том, кому теперь принадлежит заведение, сотрудник пожимает плечами: знает, что теперь владельцы другие, но он их ни разу не встречал.
По словам персонала, заведение работает считанные дни, но популярностью пользуется бешеной. «Работаем до 6 утра. Основное веселье начинается после 23:00. Вчера офигела от того, сколько народа», — делится впечатлениями девушка, принимающая одежду в гардеробе. В зале с музыкой посетители группируются возле барной стойки — в основном компании миловидных девушек. В лаунже меланхолично попивает вино парочка юных особ: на сколько коктейлей хватит стипендии, страшно подумать. За соседним столиком деловая встреча: два солидных мужчины пьют кофе, обсуждают бизнес. Но внезапно меняют настрой. «Сейчас на Думскую поедем», — говорит один из них, оплатив счет.
Загадочный Руслан с Думской
Моделей, пристающих к подвыпившим клиентам, на которых погорела Bar Group, в заново открывшихся заведениях корреспондент «Фонтанки» не заметил. Но кое-какие общие черты бизнес-модели прослеживаются.
Оба заведения без вопросов разрешили заплатить картой. На чеке, выданном в баре Major, был указан ИП Поповский Е.А. Правда, предприниматель ведет деятельность довольно далеко от улицы Рубинштейна — на улице Маршала Казакова, 35, павильон 506. В RS-20 деньги за коктейль ушли другому ИП — Олегу Олеговичу Соболеву, который также базируется на улице Маршала Казакова, но в доме 29. Если предположить, что указанные предприниматели являются новыми хозяевами баров, продавать спиртное легально они не могут — алкогольные лицензии по закону нельзя оформить на ИП. По данным реестра Росалкогольрегулирования, алкогольные лицензии в этих двух барах по-прежнему оформлены на ООО «Бар-Групп».
Слухи о том, что у заведений появились новые хозяева, активно циркулируют по барной магистрали. Часть собеседников «Фонтанки» предполагают, что изначально за бизнес взялись старшие родственники находящихся под арестом Куценко и Абросимова, которых и называли истинными инвесторами Bar Group. Во всяком случае, такой версией делились со своими коллегами сотрудники баров, которые начали приоткрываться еще в декабре. К слову, перезапуск не прошел незамеченным. По информации «Фонтанки», 28 декабря в Major и RS-20 пришла полиция — «познакомиться». «ОМОН и спецназ были, работали жестко», — сообщил источник издания. После визита ночная жизнь на какое-то время снова замерла.
Другие собеседники уверены, что Bar Group и стоящие за ней инвесторы покидают рынок. По данным брокеров, владельцы помещений начали расторгать договоры аренды с Bar Group, поскольку после ареста Куценко и Абросимова и закрытия заведений перестали получать плату. «Собственники, оценив ситуацию и посчитав, что возврат к деятельности в ближайшее время невозможен, приняли решение расторгнуть ряд своих арендных соглашений на помещения. Уже сейчас освободившиеся точки переходят к другим заведениям аналогичного формата», — комментирует Полина Фиофилова, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU.
Судя по выписке из Росреестра, пока договор с Bar Group расторгли собственники помещения на улице Рубинштейна, 14, где работает Major. Запись о новом арендаторе пока не появилась. Но, по словам информированных собеседников «Фонтанки», сделка уже состоялась, еще несколько — в процессе оформления.
Несколько источников на барной магистрали сообщили, что преемники Bar Group — «люди с Думской». Два собеседника называют даже имя Руслан и прозвище Молдован. Но фамилия загадочного предпринимателя — пока тайна даже для самих работников, тем более что официальных трудовых договоров никто не подписывает и зарплату получает на руки от непосредственного начальства. Зато в публичное поле просочились некоторые детали биографии. Якобы этот бизнесмен имел отношение к таким популярным заведениям, как «Мёд», Bar Duck, «Лед» и другим. Но после скандалов с продажей шариков, с драками и рейдами полиции вышел из бизнеса и решил попытать счастья на улице Рубинштейна.
Но проверить эту гипотезу не удалось: в составе учредителей юрлиц, на которые оформлены алкогольные лицензии по адресу этих заведений, бизнесмена с таким именем нет. Один из собеседников утверждает, что предприниматель изначально мог являться партнером Куценко и Абросимова, которые тоже начинали свою карьеру на Думской. Другой утверждает, что он делал предложение о выкупе бизнеса основателям Bar Group еще до их ареста, но тогда получил отказ.
Пока участникам Союза улицы Рубинштейна не удалось познакомиться с новыми соседями. По каким причинам они не хотят привлекать к себе внимание, можно только догадываться. О бизнес-модели пока делать выводы рано, но очевидно, что подход будет зависеть от того, на каких условиях удалось договориться с собственниками помещений. «Ставки, по которым предлагались эти объекты, когда их забирали представители Bar Group, были неподъёмными для общественного питания», — комментирует генеральный директор объединения Максим Жуков. Другой участник Союза сообщил, что интересовался условиями по аренде некоторых помещений Bar Group, но владельцы сообщили, что не ищут новых арендаторов.
В KNRU, напротив, считают, что ситуация с Bar Group может заставить собственников помещений пойти на уступки новым арендаторам, что привлечет на барную улицу добропорядочный бизнес. «По нашему мнению, некоторые помещения могут быть использованы не под развлекательный формат, а под рестораны в классическом понимании, что возможно и востребовано в этой локации», — комментирует Полина Фиофилова.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»
- #
- ресторан
- санкт-петербург
- закон
- запрет
- право
- работасгостями
По материалам https://www.fontanka.ru/2023/01/17/71982371/
ФотографииГалина Бояркова/«Фонтанка.ру»
Похожие статьи
«Гранд-отель «Мегаполис» категории 5* откроется в Смоленске
Компания «Мегаполис» (Брянск) завершила строительство гостиницы категории 5* в Смоленске, сообщил губернатор Смоленской области Алексей Островский в телеграм-канале.
Компания Hotel Advisors провела ежегодный бизнес-завтрак для отельеров Москвы и Подмосковья
Компания Hotel Advisors совместно с компаниями Travelline, Ostrovok и HRS 18 января собрала отельеров Москвы и Подмосковья на бизнес-завтрак в отеле Holiday Inn Sokolniki. На встрече были подведены общие итоги 2022 года для гостиничного рынка Москвы и Подмосковья.
Рубрики
- Менеджмент (2099)
- Продвижение (1356)
- Технологии (1610)
- Карьера (517)
- Девелопмент (1494)
- Устойчивость (55)
- Туризм (1771)
- События (2605)
Теги
- работасгостями2284
- отели2265
- туризм1707
- отель1537
- тренды1223
- продвижение1210
- регионы1143
- санкт-петербург997
- строительство922
- ресторан921
- COVID-19873
- инвестиции822
- продажи812
- курорт767
- кризис767
- проектирование741
- москва740
- закон685
- рабочиеместа654
- оформление628
Фады мажорной гаммы (музыкальной)
Введение
Гаммы состоят из двух компонентов:
- ноты, из которых они состоят; и
- их тональный центр или основная нота.
Тональный центр — это нота, которая кажется полностью разрешенной и покоящейся. Если вы сохраняете все ноты гаммы одинаковыми, но меняете тональный центр, вы создаете новую гамму или «лад».
Итак, лад — это строй, созданный путем создания новой основной ноты в уже существующем строе. Таким образом, лад мажорной гаммы — это просто мажорная гамма, но начинающаяся и заканчивающаяся на другой ноте в этой гамме.
Лады мажорной гаммы
Ниже приведены все лады, созданные из гаммы до мажор:
Аккорд | Мод | Ноты и ступени гаммы | Ноты |
---|---|---|---|
I | C Ионийский | 1 2 3 4 5 6 7 | |
К Г Д Е Ж А Б | |||
ii | D Дориан | 1 2 ♭3 4 5 6 ♭7 | |
Д Е Ж Г А Б С | |||
iii | E Фригийский | 1 ♭2 ♭3 4 5 ♭6 ♭7 | |
E F G A B C D | |||
IV | F Lydian | 1 2 3 #4 5 6 7 | |
F G A B C D E | |||
V | G Миксолидийский | 1 2 3 4 5 6 ♭7 | |
Г А Б В Г Д Е | |||
ви | Эолийский | 1 2 ♭3 4 5 ♭6 ♭7 | |
А Б В Г Д Е Ж Г | |||
vii | Б Локриан | 1 ♭2 ♭3 4 ♭5 ♭6 ♭7 | |
Б В Г Д Е Ж А |
Как видите, ноты, составляющие все эти режимы, совершенно одинаковы. Единственная разница заключается в ноте, на которой вы начинаете и заканчиваете (т. е. в каждом режиме есть своя основная нота). Режимы можно создавать из любой уже существующей гаммы, включая мелодический минор, гармонический минор, пентатонику или любую другую. Мы рассмотрим их в следующих уроках.
Аппликатура для ладов мажорной гаммы
Итак, во-первых и очевидно, вы должны просто использовать ту аппликатуру, которая вам наиболее удобна. Это все-таки джаз, а не классика. Вы просто должны делать то, что работает. Телониус Монк обладал «ужасной» (читай, нетрадиционной) техникой, но все же оставался великим пианистом.
Во-вторых, и тем не менее, ниже приведены некоторые рекомендуемые аппликатуры для всех ладов в каждой из 12 мажорных гамм.
Аппликатура для ладов мажорной гаммы | |||
---|---|---|---|
C Major C Ionian | B ♭ Major B ♭ Ionian | E ♭ Major E ♭ Ionian | |
A ♭ Major A ♭ Ionian | D♭ Major D♭ Ионийский | G♭ Большая G♭ Ионическая | |
E Major Eyian | 4 Основные A Ionian Правая 1 2 3 1 2 3 4 5 Левая 5 4 3 2 1 3 2 1 B Dorian Правая 1 2 3 1 2 3 4 5 Левая 4 3 2 1 4 3 2 1 R. 090 Phryan C#0 Phryan 2 1 2 3 4 1 2 3 Левая 3 2 1 4 3 2 1 2 D Lydian Правая 1 2 3 4 1 2 3 4 Левая 5 4 3 2 1 3 2 1 E Mixolydian Правая 1 2 3 1 5 2 3 4 04 3 2 1 3 2 1 F# Эолийский Правый 2 3 1 2 3 1 2 3 Левый 4 3 2 1 3 2 1 2 G# Локрийский Правый 2 1 2 3 1 2 3 4 Левый 3 2 3 2 | D Major D Ionian | G Major G Иониан Правая 1 2 3 1 2 3 4 5Левая 5 4 3 2 1 3 2 1 E Эолийская Правая 1 2 3 1 2 3 4 5 Левая 5 4 3 2 1 3 2 1 F# Локрийская 1 2 H Правая 3 1 2 3 4 Левая сторона 2 1 4 3 2 1 3 2 |
Почему режимы?
Режимы — это просто другой способ думать о Весах и Тональностях. Они позволяют нам выделять индивидуальную гамму для каждого отдельного аккорда в последовательности. Хотя поначалу это может показаться неинтуитивным или логичным, мышление с точки зрения «режимов», а не «ключей», окажется полезным позже.
Последовательность аккордов | Am | Dm | G | C |
---|---|---|---|---|
Мод | A Эолийский | D Дорийский | G Миксолидийский | C Ионийский |
Тональность/эффективная гамма | До мажор |
Одна и та же гамма, начинающаяся и заканчивающаяся на разных нотах, звучит по-разному. Обратите внимание, что C Ionian (до мажор) и A Aeolian (ля натуральный минор) имеют одинаковые ноты, но при их исполнении получается совершенно разный звук. Точно так же пентатоника до мажор и пентатоника ля минор имеют одни и те же ноты, но звучат совершенно по-разному, когда вы их играете.
(Между прочим, поскольку масштаб и мода связаны друг с другом, эти два термина используются как синонимы).
>> СЛЕДУЮЩИЙ УРОК >>
шкала есть. Это немного глубокая тема, и в этом посте я демистифицирую ее для вас.
Итак, какие 7 ладов мажорной гаммы?
Mode Name | Scale Degree | Example |
---|---|---|
Ionian (Major Scale) | I | C-D-E-F-G-A-B-C |
Dorian | ii | D-E-F-G-A-B-C-D |
Фригийский | iii | E-F-G-A-B-C-D-E |
Лидийский | IV | F-G-A-B-C-D-E-F |
Mixolydian | V | G-A-B-C-D-E-F-G |
Aeolian (Natural Minor) | vi | A-B-C-D-E-F-G-A |
Locrian | vii | B-C-D-E-F-G-A-B |
In this article I will изучите конструкцию каждого из режимов, несколько примеров популярной музыки для каждого и способы применения модальных концепций в вашей игре в джазе.
Как построить каждый лад в мажорной гамме
Вы, вероятно, знакомы с мажорной гаммой, более известной как ионийский лад. На самом деле существует 7 различных ладов, каждый из которых основан на этой фундаментальной мажорной гамме. Эмоциональное качество музыки, которую мы играем, во многом зависит от ее режима.
Формула режимов одинакова для всех тональностей. Поскольку есть 12 клавиш, существует 12 различных наборов этих режимов. Каждый набор основан на основном тоне в тональности.
Давайте поработаем в тональности C и узнаем, как построить каждый из ладов в этой тональности. Начните с записи гаммы до мажор.
Мажорная гамма начинается с корня до и заканчивается на до октавой выше. Эта гамма может повторяться бесконечно вверх и вниз, по крайней мере, в пределах диапазона, который может играть ваш инструмент.
Хотя мажорная гамма обычно исполняется от тональности к тональности, технически она не имеет границ. Вместо этого вы можете играть одни и те же ноты гаммы, начинающиеся и заканчивающиеся на G, A, E или любые другие ее ноты.
Таким образом, одна мажорная гамма может создать 7 разных гамм с одинаковыми нотами. Эти гаммы называются ладами, и каждый из них имеет уникальное имя и звук.
Посмотрите на этот график, чтобы понять, что я имею в виду. Все лады в тональности C
содержат одни и те же 7 нот, в том же порядке. Они просто начинают на разных полях.
Разделение каждого из режимов по отдельности.
Разберем каждый из режимов по отдельности. Для каждой из них, перечисленных ниже, я укажу их ноты, тональность аккордов и перечислю несколько примеров песен, которые вы, возможно, знаете в этом режиме.
В следующем разделе я отвлекся от мыслей обо всех белых купюрах. Вместо этого я решил оставить корень C одинаковым. Я призываю вас сыграть каждый из режимов на вашем инструменте и прислушаться к эмоциональным различиям между ними. Я считаю, что это легче понять, если вы сохраните корень прежним.
Ионийский лад
Возможно, самый известный из всех ладов, ионийский, также известен как мажорный лад. Яркое, солнечное и знакомое звучание. Это шкала, прославившая Марию в Звуки музыки … «Лань, олень…»
- Шкала (
C
Ионийская):- C — D — E — F — G — A — B — C
- Тональность аккордов: мажорный септаккорд
- Примеры
- Let it Be — Beatles
- Brown Eyed Girl — Van Morrison
- Ода к радости — Симфония №9 — Бетховен
Дорический лад
Дорический лад характеризуется бемоль-3 и бемоль-7. Это более ярко звучащая минорная тональность по сравнению с обычным относительным минорным эоловым ладом.
- Гамма (
C
Дориан):- C — D — Eb — F — G — A — Bb — C
- Тональность аккорда: минорный септаккорд
- Примеры
- A Horse with No Name
- Элеонора Ригби — Битлз
- Riders on the Storm — The Doors
Фригийская мода
Фригийская мода имеет плоскость-2, плоскость-3, плоскость-6 и плоскость-7. На мой слух, в нем есть что-то средне-восточное или египетское.
- Шкала (
C
Phrygian):- C — DB- EB — F — G — AB — BB — C
- ТОНАЛЬНОСТЬ ХОРОДА: НЕ МНОЖЕННАЯ 7 -й аккорды
- Примеры
- Уайт -Ранк — Jefferson Airplane
- Space Oddity — Дэвид Боуи (только интро)
Lydian Mode
Lydian с четвёртым диезом — одна из моих любимых игр. Это мечтательное ощущение, а разрешение мажорного I аккорда мягкое, как будто на него влияет меньше гравитации.
- Тональность аккорда (
C
Lydian):- C — D — E — F# — G — A — B — C
- Тональность аккордов: мажорный септаккорд от The Jetsons
- E.T. Летающая тема — Джон Уильямс
Миксолидийский лад
Миксолидийский лад — фаворит блюзовых исполнителей. Плоская 7-я степень шкалы делает разрешение всегда немного нестабильным.
- Гамма (
C
Mixolydian):- C — D — E — F — G — A — Bb — C
- Тональность аккорда: Доминантный септаккорд
- Норвежский септаккорд
- Child O’ Mine — Guns ‘n Roses
Эолийский режим
В школе меня учили на эолийском языке как на «относительном миноре». Это традиционная минорная тональность, используемая в классической музыке, и она имеет грустное, депрессивное, а иногда и гневное звучание.
Его ноты такие же, как и в натуральном миноре, с бемолями-3, бемолями-6 и бемолями-7.
- Гамма (
C
Aeolian):- C — D — Eb — F — G — Ab — Bb — C
- Тональность аккордов: минорный септаккорд
- Examples — My Religion
6
6
- Вы даете любви дурное имя — Бон Джови
- Всю сторожевую башню — Джими Хендрикс
Локрианский режим
Локрианский режим используется в мимолетных гневных или злых звучащих моментах. Это глубоко тревожно и нестабильно, и у корня нет ощущения «дома».
Дает уникальный диссонанс, полезный в сольных пассажах, но я никогда не встречал песни, написанной с локрианским ладом в качестве основного.
Он содержит бемоль-2, бемоль-3, бемоль-5, бемоль-6 и бемоль-7, а также очень тревожный полууменьшенный аккорд в качестве тоники.
- Гамма (
C
Locrian):- C — Db — Eb — F — Gb — Ab — Bb — C
- Тональность аккорда: полууменьшенный аккорд
мажорная гамма
Чтобы построить аккорд, выберите свой лад и определите соответствующую основную ноту. Начиная с этого корня, двигайтесь вверх по шкале, выбирая каждую вторую ноту по пути, пока не получите 4 ноты. Я выделил их жирным шрифтом на диаграмме в верхней части этого поста.
Примечание: в традиционной классической музыке используются только 3 аккорда.
В ионийском ладе основной аккорд строится следующим образом. В этом случае он производит септаккорд до мажор.
Следуя той же схеме, вы можете построить септаккорд ре минор в качестве основного тона ре дорийского лада.
Вы можете продолжить этот шаблон для каждого из 7 режимов.
Обратите внимание, что эти аккорды бывают разного качества — мажорные, минорные, доминантные или полууменьшенные, в зависимости от интервалов конкретного лада, выбранного вами в качестве основы:
Mode Name | Scale Degree | Chord Quality |
---|---|---|
Ionian (Major Scale) | I | Major 7 |
Dorian | ii | Minor 7 |
Phrygian | iii | Minor 7 |
Lydian | IV | Major 7 |
Mixolydian | V | Dominant 7 |
Aeolian (Natural Minor) | vi | Minor 7 |
Locrian | vii | Half-Diminished 7 |
For each mode, the V chord is always dominant
Хорошо, «всегда» здесь может быть слишком сильным словом. Но, говоря практически, при игре в любом режиме аккорд V почти всегда играется как доминантная семерка. корень как «дом» в ключе.
Из-за этого большинство исполнителей считают доминирующий аккорд «в тональности», даже если технически это не так. Во всех режимах, кроме ионийского, аккорд V использует ноты вне тональности, чтобы сделать доминирующее качество аккорда.
Например, в D
Dorian аккорд V технически должен быть Amin7
(A-C-E-G), но мы бы изменили его на A7
(A-C#-E-G).
Building 2-5-1 Последовательность в каждом ладе
Последовательность 2-5-1 является наиболее фундаментальной и важной последовательностью аккордов в джазе. Знание последовательностей 2-5-1 во всех мажорных тональностях (ионический лад) является фундаментом для любого джазового музыканта.
Создавая последовательность 2-5-1 в ионийском ладе C, вы начинаете с построения аккорда со второй нотой гаммы, D, в качестве основного тона. Затем вы повторяете это для аккорда на 5-й ноте, а затем на 1-й ноте. Поступая таким образом, вы используете все 7 нот гаммы таким образом, что возвращаетесь домой к тоническому аккорду.
Это создает следующую последовательность 2-5-1: ii min — V доминанта — I мажор, или просто: ii-V-I.
Помимо освоения этих мажорных (ионийских) прогрессий ii-V-I во всех тональностях, джазовые музыканты также выучат минорную вариацию, построенную на эоловом ладе: ii минор 7-бемоль 5 — V доминанта — i минор, или: ii7b5-V7-и.
Вот как это выглядит в эоловом ладе:
Обратите внимание на использование замещающего доминирующего аккорда V, E7, согласно объяснению в предыдущем разделе.
Зная мажорный ii-V-I и минорный ii7b5-V-i, вы легко сможете играть большинство джазовых стандартов. На самом деле редко можно увидеть, как музыканты тратят время на то, чтобы выйти за рамки этого. Но если вы стремитесь вступить в ряды Херби Хэнкока, Чика Кориа или Джейкоба Коллиера, вам может понравиться построение 2-5-1 в каждом из 7 режимов.
Если во всех 7 режимах используются одни и те же ноты, почему бы просто не подумать «играть до мажор?»
Итак, если ноты одинаковы во всех 7 ладах, а это значит, что аккорды одинаковы, почему бы не думать все время о «до мажор»?
Правда в том, что (и не говорите моим друзьям-снобам-джазам) большую часть времени вы можете. Хотя наиболее важно распознать основную тональность песни, до мажор по сравнению с относительной ля минор, вы можете довольно хорошо импровизировать, просто думая «все белые ноты» … иначе, C.
Но есть несколько причин, по которым вам следует подумать о режимах.
Распознавание основной ноты в ладе, который вы играете
При игре в любом ладе — даже если вы просто думаете «играть до мажор», вы должны помнить, где находится «дом», и импровизировать линии, которые идут от дома, и привносят ты снова вернулся.
По этой причине очень важно понимать общую тональность песни, которую вы играете. Если вы играете минорную песню в ре-дорийском стиле, вы должны стремиться основывать свое разрешение на тонике ре-минор.
Это означает распознавать, когда пришло время использовать замещающий доминантный аккорд вместо V, как объяснялось ранее.
Каждый режим имеет уникальное «избегание нот».
Возможно, самая большая проблема с мышлением «играть до мажор» заключается в «избегании нот». Это ноты в гамме, которые конфликтуют с аккордом, который вы сейчас играете. Если вы все время думаете «играть до мажор», легко создавать резко звучащие линии с неприятным диссонансом.
Каждый аккорд вашей мелодии имеет режим «избегать нот». Когда вы играете, вам нужно помнить об этих нотах, чтобы вы могли… ну… избежать их.
Я написал целую статью об этих примечаниях об избегании.
Каждый режим вызывает свое настроение или эмоцию.
Последняя причина, по которой следует избегать мысли «играть до мажор», заключается в том, что вы могли намеренно выбрать лад, основываясь на настроении, которое он вызывает.
Например, режим Lydian обладает мечтательным, парящим характером, который поднимает настроение и омолаживает. Таким образом, именно этот режим Джон Уильямс выбрал для знаменитой темы полета в «Инопланетянине».
Связь с Пятым кругом
Наконец, поскольку джазовая музыка часто меняет свою тональность на протяжении всего произведения, переключая ключевые центры по ходу аккордов, вы также часто переключаетесь между режимами.