Как построить минорные гаммы, гармонический минор и как его использовать, что такое параллельные тональности
Здравствуйте, дорогие посетители сайта gorstorehov.com. Это вторая статья о гаммах, здесь вы узнаете какие бывают виды минора и как их использовать в своих целях. Мы уже поняли какие бывают мажорные гаммы, как построить каждый из них и на что влияют те или иные ноты, изменяемые для получения из натурального гармонического или мелодического видов мажора. С минорной гаммой дела обстоят примерно так же.
Кстати, существует такое понятие как параллельные тональности и правило их нахождения гласит, что через малую терцию от минорного аккорда находится мажорный аккорд, являющийся для первого параллельной тональностью. Малая терция имеется ввиду от первых ступеней данных аккордов или их тоник (например, для аккорда ля-минор параллельным является до-мажор то есть от ноты «ля» до ноты «до» малая терция). Параллельные тональности — имеют сходный звуковой состав — созвучия ля-минор-семь и до-мажор отличаются лишь одной нотой, которая в басу, она и определяет названия двух этих аккордов.
Итак, что же сказать про минорные гаммы, какие их виды существуют? Первый вид — натуральный. Если вы хотите построить его, то стройте вот такую формулу от той ноты, которая будет тоникой определяемой вами тональности. Формула следующая: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
Таким нехитрым образом у нас получился натуральный вид. Для того что бы из натурального получить гармонический минор (второй вид) нужно повысить на полтона всего одну ступень — седьмую. Эта та же нота, которую мы добавили бы и в гармоническом мажоре, но там это шестая пониженная ля-бемоль (6-ая пониженная ступень для тональности до-мажор) и соль-диез (седьмая повышенная для Ля-минора) — один и тот же звук. Приведем пример получения гармонического минора, далеко за ним ходить не будем — построим натуральный от ноты «ля» и в нём повышаем седьмую ступень — ноту «соль».
Получается, теперь в натуральной последовательности вместо ноты соль мы играем соль-диез. Как же использовать это изменение. Ну, так как у нас гармонический минор то и новшества его (ноту соль-диез) для «усовершенствования» гармонии. Допустим, у нас гармония в ля-миноре. Первый аккорд — тоника Ля-минор, второй доминанта Ми-минор, например, проанализировав звуковой состав этих двух аккордов вы увидите — ноты их составляющие входят в гамму натурального ля-минора (они без диезов и бемолей), но теперь мы знаем о гармоническом виде и ноте соль, которая повышена в нём, ноту эту можно наблюдать во втором аккорде данной гармонии (Ми-минор), давайте ка повысим в нём её, используя гармонический минор.
У нас получится уже совсем другой по звучанию аккорд ми-мажор, ведь мы можно сказать, повысили третью ступень в ми-минорном трезвучии. Вот один из вариантов того как применить вторую разновидность минорных гамм.
Третий вид — мелодический минор. Получается он повышением в натуральном седьмой и шестой ступеней. В Ля-миноре это ноты фа и соль, можно сказать мы в гармоническом добавили еще повышенную шестую ступень.
Использовать повышенную шестую ступень можно точно также как мы уже выше использовали седьмую — в целях изменения гармонии, преобразования одних аккордов в другие, взятые от той же ноты. Допустим, мы решили в нашей ля-минорной гармонии не сразу идти на доминанту от ноты «ми», а перед этим еще взять аккорд субдоминантовой группы. И сделать это мы хотим от четвёртой ступени, для тональности ля-минор это нота «ре» и аккорд там будет ре-минор, но это если использовать третью ступень аккорда «как обычно», то есть не повышенную, а из натурального ля-минора. Но использовав ноту фа-диез из мелодического ля-минора вместо фа, мы получим не ре-минор, а ре-мажор.
Таким образом, субдоминантовым аккордом в данном случае может выступать как Dm так и D. Можете еще поискать аккорды где есть нота фа и «побаловаться» её повышением, чтобы найти аккорды, которыми возможно заменить «обычные» варианты (о «обычных» мы говорили в статье о ладах, прочитав её вы поймете почему в ля-минорной гармонии, рассмотренной нами, в качестве доминанты должен быть ми-минор, а в роли субдоминанты ре-минор).
Последний вид гаммы, который мы рассмотрим называется венгерским или дважды гармоническим минором. Получается он повышением в натуральном седьмой и четвёртой ступеней. Давайте посмотрим как это будет в Ля-миноре:
Для нашей гаммы, получается, нужно повысить на полтона ноту ре и соль. Вот мы и разобрались с разновидностями минорных гамм.
Гамма Ля-Минор на гитаре. Натуральный минор и гармонический минор
- Подробности
- Автор: JetNet
- Просмотров: 75288
- 04.07.2020 17:42
- Категория: Основы теории музыки
Вместе с гаммой и тональностью до-мажор, гамма ля-минор на гитаре является по праву самой известной и популярной среди гитаристов. Каждый наверно слышал заветное «ам дм» и про блатные аккорды. И действительно, гамма и тональность ля-минор очень часто используются в музыке. В этой статье разберем, как построить гамму, ее аппликатуры и как правильно ее играть. Подробнее про теорию и гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы.
Состав и ступени гаммы ля-минор
Как построить гамму ля-минор
Гамма ля-минор на гитаре диатоническая и состоит из 7 нот или ступеней. Ее название соответствует ее тональности (ля-минор). Гамма не содержит в себе бемолей и диезов. Так как она минорная, в ней присутствуют характерный «грустный» оттенок. Из теории музыки известно, что минорные диатонические гаммы строятся по следующей схеме:
тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон
Тональность и тоника гаммы ля-минор (исходя из названия) — Ля (A). Построим гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:
A-B-C-D-E-F-G-A
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля
Гамма до-мажор является параллельной ля-минору. Она состоит из тех же нот в той же последовательности, но тоникой является нота До.
Устойчивые ступени гаммы ля-минор
Самыми устойчивыми ступенями гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это тоника, терция и квинта — A (Ля) C (До) E (Ми). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд ля-минор (Am). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если выкинуть их из гаммы, то получим пентатоническую гамму Ля.
Аппликатуры гаммы ля-минор на грифе
На грифе гитары гамму ля-минор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы ля-минор.
Пять позиций гаммы ля-минор на грифе гитары
Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Ля (A). Ниже представлены 5 позиций гаммы
Первая позиция
Это основная и базовая позиция гаммы ля-минор. Начинается на 5 ладу 6 струны.
В этом боксе проще всего импровизировать. Если выкинуть из него неустойчивые ступени (2, 6 ), то получим минорную пентатонику от ноты ля.Вторая позиция
Этот бокс расположен в пределах 7-10 ладов на грифе. Здесь нота ля, тоника гаммы, встречается в 2-х местах: на 4 и на 2 струнах.
Третья позиция
Здесь на каждой струне можно играть по 3 ноты. Нота ля расположена на 2 и 5 струнах, на 10 и 12 ладах соответственно.
Четвертая позиция
Открытая позиция гаммы ля-минор. В ней расположен и всем известный аккорд Am.
Пятая позиция
Гармонический минор Am. Аппликатура. Как построить гармонический ля-минор
Схема построения
Разновидностью натурального минора является гармонический минор. Отличие в том, что в нем 7-я ступень повышена на полтона. Для наглядности разберем его схему.
A-B-C-D-E-F-G#-A
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль диез-Ля
Как видно из схемы, нота G (Соль) повышена на полтона до соль-диеза. Благодаря этому, между 6 и 7 ступенью гаммы получаем интервал — уменьшенная кварта, а между 1 и 7 ступенью — повышенная септима. Теперь рассмотрим аппликатуры на грифе гитары.
Аппликатуры гармонического минора от ноты ля (A)
Характерная для гармонического минора 7 ступень дает очень интересное звучание данной гамме. Что-то напоминает замки, дракулу и прочее. Сложно описать, просто попробуйте ее сыграть.
Добавить комментарий Клавиша— Как вы относитесь к натуральному минору (или любой не мажорной гамме), когда играете ее?
Я изучаю фортепиано и немного умею играть на гитаре.
Я расскажу вам, как я думаю об этом на фортепиано. Теоретически концепция должна быть одинаковой с на гитаре, но лично я всегда находил гриф гитары запутанным по сравнению с фортепианной клавиатурой.
Я думаю о гамме натурального минора так же, как о гармоническом и мелодическом миноре и мажорной гамме:
Тетрахорд состоит из четырех нот, составляющих чистую кварту, в сочетании половинных и целых шагов. Прежде чем рассматривать детали тетрахордов, давайте вернемся к гаммам как делению октавы на две полные четверти (сокращенно P4). Для примера я буду использовать тонику A
. Давайте перечислим тонику, 4-ю и 5-ю из четырех гамм…
Мажор [A...D][E...A] Натуральный минор [A...D][E...A] Мелодический минор [A...D][E...A] Гармонический минор [A...D][E...A]
…конечно A
до D
и E
до A
оба являются совершенными четвертями. Я поместил эти четверти в скобки, чтобы обозначить тетрахорды. Я намеренно еще не заполнил внутреннюю часть тетрахордов, чтобы мы могли видеть , они все одинаковые !
Тонально это основные ступени звукоряда: тоника, субдоминанта и доминанта. Они одинаковы для всех четырех гамм, потому что эти тона являются основой системы мажор/минор.
С точки зрения чистых чисел у нас есть 8 тонов шкалы x 4 шкалы, всего 32 с 4 x 4 основных тона, всего 16. Половина нот одинакова во всех четырех гаммах!
Специфика построения финальных гамм заключается в заполнении полного тетрахорда. Существует четыре типа тетрахорда. Я перечислю их названия, серию полного шага (W) и полушага (h)…
Майор W W ч Минор Ш ч Ш Фригийский h W W Гармоника h A2 h (A2 - увеличенная 2-я или 3 полутона)
Наши тетрахорды начинаются с A
и E
, и теоретически мы можем сыграть любой из четырех типов тетрахордов либо на A
, либо на E
…
Мажор [A B C # D] Минор [A B C D] Фригийский [A Bb C D] Гармоника [A Bb C# D] Мажор [E F# G# A] Минор [E F# G A] Фригийский [E F G A] Гармоника [E F G # A]
…но мы не будем использовать все возможности. Это тетрахорд типа , используемый для четырех шкал 9.0005 типы …
майор [мажор] [мажор] Натуральный минор [минор] [фригийский] Мелодический минор [минор] [мажор] Гармонический минор [минор] [гармонический]
Обратите внимание, что мажорный и минорный тетрахорды используются три раза! Фригийский и гармонический тетрахорды используются только один раз для верхней половины минорных гамм.
Помните, что эти тетрахорды представляют собой форм , которые можно транспонировать в разные положения грифа гитары (или клавиатуры фортепиано).
В основном мы используем мажорный и минорный тетрахорды. И эти двое отличаются только на 3-ю степень. Минорные гаммы генерируются простым изменением верхней половины минорной гаммы с помощью фригийского, мажорного или гармонического тетрахордов.
Наконец, каждая шкала пишется так…
Мажор [A B C# D][E F# G# A] Натуральный минор [A B C D][E F G A] Мелодический минор [A B C D][E F# G# A] Гармонический минор [A B C D][E F G# A]
Преимущество рассмотрения гамм как комбинаций тетрахордов заключается в том, что вы можете получить много других гамм с помощью того же процесса. Дорианские, фригийские и миксолидийские лады, а также экзотические лады, такие как двойная гармоника и Фрейгиш, построены из комбинаций этих тетрахордов.
Если это кажется сложным, просто помните: здесь используются только четыре тетрахорда!
Гамма до минор – естественная, гармоническая и мелодическая
Этот урок посвящен гамме до минор. Есть три типа минорных гамм, и мы рассмотрим их все здесь. Это натуральные, мелодические и гармонические минорные гаммы.
Гамма C натуральный минор
Начнем с гаммы C натуральный минор. Эта шкала состоит из высоты тона 90 083 C, D, E♭, F, G, A♭ и B♭ 9.0084 . Его ключевая подпись состоит из трех бемолей.
Чтобы узнать больше об этой и других гаммах, ознакомьтесь с моим курсом «Изучите гаммы и теорию музыки и дайте себе преимущество».
Интервалы нот гаммы Cm
- Тоника: C — первая нота гаммы C в натуральном миноре.
- Major 2nd: D — вторая нота гаммы.
- Минорная терция: Eb — третья нота гаммы.
- Perfect 4th: F — четвертая нота гаммы.
- Perfect 5th: G — пятая нота гаммы.
- Минорная шестая: Ab — шестая нота гаммы.
- Минорная септима: си-бемоль — седьмая нота гаммы.
- Perfect 8th: C (на одну октаву выше) — восьмая нота гаммы C в натуральном миноре.
Настоятельно рекомендуется: щелкните здесь, чтобы получить ЛУЧШИЙ курс игры на фортепиано/клавишных, который я нашел в Интернете.
Вот гамма до минор в скрипичном ключе.
Вот гамма Cm на басовом ключе.
Вот гамма Cm на фортепианной клавиатуре.
См Шкала Градусы:
- Тоника: C
- Супертоник: D
- Медиаант: Eb
- Субдоминант: F
- Доминанта: G
- Субмедиант: Ab
- Субтоник: Bb
- Октава: C
Относительная мажорная тональность для тональности до минор — ми-бемоль мажор. Гамма/тональность натурального минора состоит из тех же нот, что и относительный мажор. Ноты ми-бемоль мажорной гаммы: E ♭, F, G, A ♭, B ♭, C и D. Как мы видели, в натуральном до миноре используются те же ноты, за исключением того, что шестая нота мажорной гаммы становится корневой нотой своего относительного минора.
Формула для формирования натурального (или чистого) минорного звукоряда : W-H-W-W-H-W-W. «W» означает целый шаг, а «H» — половину шага. Чтобы построить гамму натурального минора C, начиная с C, мы делаем целый шаг до D. Затем мы делаем полтона до Eb. От Eb один шаг ведет к F. Еще один шаг ведет к G. От G мы поднимаемся на полшага вверх к Ab. От Ab делаем целый шаг до Bb. Наконец, еще один шаг возвращает нас к C, на октаву выше.
Какие аппликатуры для гаммы до минор ? Они следующие:
- Ноты: C, D, Eb, F, G, Ab, Bb, C
- Аппликатура (левая рука): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
- Аппликатура (правая рука): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
Большой палец: 1, указательный: 2, средний палец: 3, безымянный: 4 и мизинец: 5.
Давайте теперь посмотрим на аккорда в тональности до минор .
- Аккорд i: до минор. Его ноты C – Eb – G. .
- Аккорд II: Ре уменьшено. Его ноты D – F – Ab.
- Аккорд III: Ми-бемоль мажор. Его ноты: Eb – G – Bb.
- Аккорд IV: фа минор. Его ноты: F – Ab – C.
- Аккорд v: соль минор. Его ноты G – Bb – D. .
- Аккорд VI: Аб мажор. Его ноты: Ab – C – Eb.
- Аккорд VII: си-бемоль мажор. Его ноты: Bb – D – F. .
Какие аккорды в тональности до минор? Все о тональности Cm и ее аккордах.
Гамма гармонического минора C
Теперь давайте взглянем на гармонический минор до.
Чтобы сыграть гамму гармонического минора, вы просто повышаете седьмую ноту гаммы натурального минора на полтона по мере продвижения вверх и вниз по гамме. Например:
Натуральная гамма до минор = C, D, Eb, F, G, Ab, Bb, C
Гармоническая гамма до минор = C, D, Eb, F, G, Ab, B, C
Формула формирования гармонического минорного звукоряда: W-H-W-W-H-W 1/2-H. (Весь шаг – полшага – целый шаг – целый шаг – полшага – целый шаг и 1/2 шага – полшага.)
Интервалы гаммы гармонического минора
- Тоника: 1-я нота гармонического минорного строя — C.
- Major 2nd: вторая нота гаммы — D.
- Минорная терция: третья нота гаммы — Eb.
- Perfect 4th: Четвертая нота гаммы — F.
- Идеальный 5-й: 5-й G.
- Минорная 6-я: 6-я нота — Ab.
- Major 7th: седьмая нота B.
- Perfect 8th: восьмая нота C.
Вот схема гармонической гаммы до минор на фортепиано.
Вот гамма скрипичного ключа.
Вот гамма басового ключа.
C Мелодический минорный лад
Для мелодического минорного лада вы поднимаете шестую и седьмую ноты гаммы на полтона по мере подъема гаммы, а затем возвращаетесь к натуральному минору по мере опускания гаммы. Восходящие ноты мелодической минорной гаммы C: C, D, Eb, F, G, A, B, C . Ноты мелодической минорной гаммы C по убыванию: C, D, Eb, F, G, Ab, Bb, C (гамма до натуральный минор).
Формула для мелодической минорной гаммы : целый шаг – полутон – целый шаг – целый шаг – целый шаг – целый шаг – полтона. (W-H-W-W-W-W-H) Формула убывания — это формула натурального минора в обратном порядке.
Интервалы мелодической гаммы до минор
- Тоника: 1-я нота мелодической гаммы до минор — до.