Весь в себе | Журнал Деловой мир
От природы лидерства меланхолик далек ровно настолько, насколько к ней близок холерик. Более того, этот типаж дальше других даже от идеала исполнителя чужой воли. С греческого языка название этого темперамента переводится как «черная желчь». «Черная» — в том числе и метафорически, как синоним «больной», «плохой» и «испорченной». Я принадлежу к сторонникам того мнения, что меланхолия — ненормальное состояние личности. Это мнение было общим местом до середины прошлого века, пока британский психолог Ганс Айзенк1 не отказался от оценочных характеристик и не поставил все темпераменты на одну плоскость.
Меланхолик обыкновенный
Меланхолика можно представить как «испорченного» холерика. А последний, как мы выяснили ранее, — самый продуктивный темперамент, как нельзя более подходящий для руководителя компании. «Испорченность» меланхолика проявляется практически во всем, кроме, как это ни парадоксально, мышления, которое у него также довольно мощное. Хотя бы потому, что он точно такой же интроверт, как и холерик. Он так же замкнут на самого себя и исходит лишь из собственных аналитических, интуитивных и иных соображений. Если поместить меланхолика в спокойную среду, он даже может проявить себя как неплохой аналитик. Отсюда, видимо, и происходит широко распространенный миф об особой «мозговитости» этого типажа, несмотря на все его остальные недостатки — энергетическую слабость, поведенческую неэффективность, а зачастую и некомпетентность (которая тоже обусловлена свойствами этого темперамента). Впрочем, определить, в какую сторону направлена «мозговитость» меланхолика в условиях крайней замкнутости на собственной личности, бывает очень сложно.
У меланхолика довольно много серьезных изъянов личности. Прежде всего следует отметить проблемы в «волюнтаристской зоне»: у меланхолика слабая воля, он не способен на волевые усилия никогда и ни при каких условиях. Отсюда вытекает его тотальная неуверенность в себе, ощущение существования в замкнутом круге, иллюзия отсутствия выхода. Слабоволие приводит к невозможности принятия каких-либо решений, зато очень способствует распылению энергии во все стороны. Сконцентрироваться на каком-то одном действии и выполнить его эффективно он не может. Зато у меланхолика очень хорошо работает инволюционная2 спираль, по законам которой мощь человека падает с каждым витком. Меланхолик избегает сложных жизненных ситуаций, благодаря чему у него отсутствует какое-либо энергетическое и ментальное развитие. Любые трудности на своем пути он воспринимает как «неразрешимые ситуации», которые копятся и лишают меланхолика жизненной силы. Таким образом, на поддержание жизни как таковой меланхолику требуется все больше и больше энергетических затрат. Находясь в своем интровертном существовании, он искренне верит в то, что борется с миром, притом что на самом деле это борьба с самим собой. И победа здесь исключена. Из этого состояния меланхолика может вывести лишь какой-то поворотный момент — либо большая трагедия, либо появление «учителя».
Есть контакт?
Меланхолик почти не способен к взаимодействию с людьми. У него пониженная контактность, что вполне объясняется его подозрительностью, мнительностью и замкнутостью. Эта неконтактность вовсе не означает, что меланхолик абсолютно безвреден для окружающих: напротив, наш интроверт вполне способен проявить себя выразительным хлопаньем двери или другой выходкой, чтобы «подзарядиться» или банально «поделиться» с окружающими издержками своего внутреннего мира.
Низкий энергетический уровень меланхолика делает его фактически непригодным к выполнению большинства функций внутри организации, за исключением, пожалуй, каких-либо рутинных операций. Однако (внимание!) и простые действия меланхолик не в состоянии выполнять методично и долго. Получается, что даже работа на конвейере очень быстро начнет его нервировать («Боже, этот конвейер мне уже снится, все время что-то вокруг едет, это кошмар!»).
Лидерство? Меланхолик настолько обделен пассионарностью, что роль лидера ему категорически не подходит. Замкнутость на самом себе лишает его возможности транслировать энергию вовне: это холодный человек, даже если где-то в глубине души он сильно переживает за судьбы компании и мира. При этом критический недобор личностных параметров с лихвой компенсируется периодически возникающими всплесками мании величия: «Я достоин лучшего! Я не устраиваюсь на работу, потому что она мне не подходит». Дело в том, что меланхолику свойственна максималистская оценка: она всегда либо завышенная, либо заниженная.
В случае с меланхоликом любая буря редко выходит за пределы стакана. Уровень агрессивности у него — рудиментарный. Это действительно пассивные, мирные люди. Но не в силу убежденного пацифизма, а вследствие собственного бессилия. Вся агрессия, которая в них присутствует, обычно грызет меланхолика изнутри либо заставляет его отравлять жизнь близких. Посягнуть на посторонних он вряд ли осмелится.
Что касается упорства, то у меланхолика оно короткое и локальное: помыл две чашки — устал, написал две строчки — пора отдохнуть. Другая крайность — маниакальная тенденция гиперконцентрации на какой-то важной цели. Если меланхолик все-таки сумел ее сформулировать, остановить и откорректировать его действия для ее достижения подчас невозможно.
Меланхолик не только не способен возглавить хоть какую-нибудь группу, подчас и пребывание среди коллег для него непосильный труд: классический пример представляет собой меланхолик-соматик, который при малейших напряженных ситуациях на работе испытывает дикие скачки давления… Буквально на днях я присутствовала в одной из компаний на совещании, во время которого руководитель неожиданно потребовал, чтобы все немедленно замолчали, поскольку пришло время выслушать одного сотрудника (как оказалось — типичного меланхолика). Объяснение было своеобразным: мнение этого специалиста по обсуждаемому вопросу было необычайно ценным, однако без полной тишины тому будет сложно донести свои мысли до окружающих.
Из всего вышесказанного вытекает вопрос: способен ли меланхолик вообще работать в команде и быть профессионалом в своей области? В отдельных сферах — наверное, да. Например, если это ученый-энтомолог, который весь день проводит в общении с засушенными бабочками. Отсутствие на рабочем месте проблем, для преодоления которых требовалась бы энергия, может создать условия, в которых и меланхолик окажется продуктивным. Однако великим ученым он вряд ли станет. Серьезные задачи требуют больших объемов энергии, особенно если мы имеем дело с неведомой областью, которая требует четких формулировок и хорошей визуализации… Не думаю, что меланхолик будет эффективен в профессиях, предполагающих взаимодействие человека и машины, человека и животного (ведь животное воспринимает биологическую доминанту), человека и человека. По сути, остается единственная сфера применения — в системах «человек — информация». Меланхолику сподручнее всего управляться с данными. Но и здесь довольно сложно ждать высокой работоспособности — ведь данные необходимо уметь транслировать, а задания — воспринимать. С этим у меланхолика тоже проблемы; в запущенных случаях ему требуется человек-коммуникатор, который станет «изымать» результаты работы из его сознания и «выгружать» остальным.
Помимо латентной истеричности, неспособности решать задачи, стеснительности и замкнутости, у меланхолика есть такой «божий дар», как трусость. Мало того что он не способен самостоятельно совершать какие-либо шаги — даже принятие рядовых решений для него мука. Он бесконечно ходит к начальству со своими проблемами, сомнениями и опасениями — в надежде, что ему все объяснят и помогут принять решение.
Завершая портрет этого «мрачного» темперамента, замечу, что меланхолик при случае легко становится манипулятором, ведь общаться нормальными средствами ему попросту сложно. Манипулятор из него получается изощренный, добывающий преференции хитростью, исподволь. Можно себе представить, что ждет компанию, если отдел кадров пропустит изрядное количество таких сотрудников.
Тем не менее приблизить меланхолика к более трудоспособным темпераментам можно. Существует довольно много позитивных примеров, когда жизненные обстоятельства или собственное осознание необходимости смены «парадигмы» открывают в меланхолике черты других темпераментов, вплоть до холерика. Для этого нужно проделать целенаправленную работу, в том числе в области развития продуктивного мышления. Однако до этого момента трансформации возможности меланхоликов остаются весьма скромными: им не рекомендуется никаких работ, связанных с хаосом, лидерством, креативом. Лишь рутина — да и то в небольших объемах. Идеальным местом работы меланхолика мне представляется киоск где-нибудь на окраине города: полтора клиента в день и стабильный ассортимент. В современных компаниях, увы, меланхолику нет места.
На этом мы завершаем описание чистых типов. Остается напомнить читателю, что наиболее сильные темпераменты, проявляющие лидерские качества, — это холерический и флегматический. Инфантильные сангвиники и замкнутые на себе меланхолики не способны увлечь за собой людей. Так что ради достижения жизненного успеха носителям таких темпераментов стоит постараться сдвинуть свои личностные параметры в правильном направлении, к другим темпераментам. Это возможно, ибо темперамент — не приговор.
Гибрид классический
Несмотря на то что в каждом человеке от рождения есть собственная темпераментная доминанта, с годами он может накапливать навыки и черты, свойственные другим темпераментам (за исключением меланхолика, который подлежит полной трансформации). При этом, например, холерико-флегматик — совсем не то, что флегматико-холерик: у них разные доминанты, и разница между ними будет большая. К слову сказать, первый тип наиболее распространен в России и на близких к ней по агрессивности территориях. Возникает этот гибридный темперамент тогда, когда у прирожденного флегматика развивается мощное правополушарное мышление со всеми вытекающими последствиями, включая навыки выживания в условиях хаоса. Флегматико-холерик, напротив, является продуктом упорядоченной среды, попав в которую холерик может сбавить обороты и приобрести полезные аналитические свойства. Несмотря на всегда более высокую эффективность чистых темпераментов, эта пара гибридов — довольно удачные комбинации, позволяющие добиваться хороших результатов как в области хаоса, так и в сфере порядка.
За ними следует более слабый формат — флегматико-сангвинический темперамент. Некоторые черты сангвиника (малопригодный с точки зрения лидерства темперамент, как мы установили в прошлой публикации3), привитые сильному флегматику, не способны причинить ему большого вреда. Зато они сделают его более легким в общении: его будут тепло воспринимать подчиненные. Руководитель с флегматико-сангвиническим темпераментом являет собой редкий тип «доброго шефа», который может быть довольно успешным в стабильной среде. А вот сангвинико-флегматиков в природе вообще не случается, поскольку сангвинический темперамент представляет собой слишком слабый стебелек, чтобы привить на него сколько-нибудь мощный побег.
Следующая пара — холерико-сангвиническая и сангвинико-холерическая. Первый тип представляет собой довольно блестящую личность, наделенную хорошей речевой функцией. Эдакий Меркурий, он же Гермес, обладающий ярким умом и проявляющий большую эффективность не только в коммерции, но и в дипломатии.
В самом конце мы видим различные производные с меланхолическим темпераментом, самым мощным из которых является холерико-меланхолический. Больше всего этот темперамент, пожалуй, свойствен армянской культуре, которая порождает такой любопытный эффект в своем народе воспитанием: к исторически холерическому темпераменту, свойственному армянам, добавляются такие элементы, как беспрекословное уважение к старшим и поклонение матери и женщине. Они-то и порождают в сознании человека некие вибрирующие точки, наличие которых иногда играет против самого носителя этих качеств. Один из моих многочисленных друзей-бизнесменов, в жилах которого течет армянская кровь, жаловался мне на то, что эти черты ему очень мешают в бизнесе: всякий раз, когда его «кидали», это делали либо старшие по возрасту, либо женщины. Он даже просил меня помочь избавить его от этого «наваждения», «перекодировать». Сошлись, впрочем, на том, что он попробует поработать с этим сам: все-таки внешнее вмешательство в сложившийся базис личности способно привести к непредсказуемым результатам.
Одну из самых неприглядных картин нам дает флегматико-меланхолический гибрид. Мало того что это по определению холодный тип человека, замкнутого на себе, — флегматико-меланхолик способен до бесконечности прокручивать в своем сознании смутные подозрения и раздувать их до гипертрофированных размеров. Каждому из темпераментов, составляющих этот гибрид, свойственно зацикливаться на какой-либо идее. Если на человека косо посмотрели — меланхолик внутри него сразу решает, что планируется убийство; эту мысль тут же с удовольствием подхватывает «внутренний» флегматик, который начинает методично проигрывать возможные сценарии преступления — с упорством, достойным лучшего применения. Не менее выразительный гибрид — сангвинико-меланхолический. Это вечный подросток, фланирующий в своем сознании от безудержного гедонизма к депрессивным состояниям. Это, пожалуй, самый безнадежный темперамент — ввиду полного отсутствия сильной уравновешивающей доминанты.
Хочу отметить, что чем более сложно устроен человек с точки зрения сформировавших его темперамент типов, тем ниже его эффективность. Продуктивность представителей чисто выраженных темпераментов объясняется тем, что все их способности и параметры заточены под определенный диапазон. А различные «примеси» эти способности снижают. Расконцентрированные параметры мешают целенаправленным действиям, связанным с определенными задачами. Поэтому наименее эффективными в нашем ряду будут так называемые гармоники — люди, в которых сошлись черты трех или всех четырех темпераментов. Из гармоников почти невозможно собрать команду, поскольку им сложно соотноситься с коллегами. За двадцать лет работы в области командообразования я сделала такое наблюдение в ходе тренингов: в то время как холерики уже давно закончили задание и ушли домой, флегматики расставляют последние запятые в своих стройных системах, сангвиники заканчивают «травить» небесталанные байки, а гармоники… Гармоники еще даже не стартовали! Каждый гармоник — сложная личность, как бы состоящая из нескольких полюсов. Чтобы из гармоников сложился работоспособный коллектив, все они должны развернуться друг к другу правильными полюсами. Статистическая вероятность того, что флегматический (холерический, сангвинический, меланхолический) полюс одного гармоника состыкуется с однополярным полюсом другого, крайне мала. Тем более невозможно взрастить из гармоников лидеров.
В последнее время я часто принимаю участие в мероприятиях по оценке инновационных проектов. И замечаю, что самое слабое место большинства стартапов — вовсе не то, что продукт «сырой», плохо продумана система продаж, отсутствует маркетинг (хотя и это встречается сплошь и рядом). Главная беда проекта часто заключается в том, что человек, придумавший его, не является лидером. А значит, он не в состоянии продвинуть свою идею, заразить ею окружающих, найти сторонников и финансовую базу. Выход один: либо искать напарника, обладающего лидерскими способностями, либо — развивать собственные лидерские качества, которые чрезвычайно зависимы от темперамента. И здесь не стоит ждать милости от природы: можно лишь уповать на изменения в природе своей личности.
1 Ганс Юрген Айзенк (1916–1997) — британский психолог, создатель факторной теории личности. Известен как автор популярного теста коэффициента интеллекта (IQ, «тест Айзенка»).
2 Инволюция (от лат. involutio — свертывание) — редукция или утрата в процессе эволюции отдельных функций, обратное развитие.
3 Псевдолидер // Бизнес-журнал. — 2012. — №11. — С. 60.
Александра Кочеткова — профессор кафедры бизнеса и делового администрирования Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, эксперт «Бизнес журнала»
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
книги
Жан Старобинский Фото: Olycom/ТАСС |
Издательство НЛО выпускает сборник работ швейцарского филолога и историка идей Жана Старобинского «Чернила меланхолии». В ней автор рассказывает о меланхолии как о факте европейской культуры. Старобински прослеживает историю меланхолии от античности до ХХ века, рассматривая традицию медицинского изучения и лечения таких расстройств. Филолог и историк Старобинский опирается в том числе и на свой опыт врачевания: он почти десять лет отработал терапевтом и психоаналитиком, оставив медицину в 1958 году.
Французский психиатр начала XIX века Эскироль говорил, что безумие — «болезнь цивилизации». «Действительно, человеческие болезни — это не чисто природные явления. Пациент страдает болезнью, но и сам созидает ее, либо воспринимает от своей среды; врач наблюдает болезнь как биологический феномен, но, давая ей определение и название, классифицируя ее, превращает в отвлеченное понятие, воплощает в ней определенный этап коллективного научного развития. Как для больного, так и для врача болезнь есть факт культуры и меняется вместе с культурными условиями» — поясняет Старобинский.
С разрешения издательства НЛО мы публикуем отрывок из книги Жана Старобинского «Чернила меланхолии», в котором описываются методики лечения психических отклонений в конце XVIII — начале XIX века.
«Каждого меланхолика следует пользовать, выяснив прежде досконально состояние его ума, его характер и привычки, дабы обуздать страсть, каковая, подчинив мысль его, поддерживает его бред». Главная задача терапии — «уничтожить навязчивую идею», по выражению Пинеля.
В глазах Эскироля и Пинеля меланхолик — жертва выдуманной им идеи, которая ведет в нем паразитарное существование. Прогоните, уничтожьте, растворите, взорвите эту господствующую идею, и болезнь исчезнет вместе с ней.
Отказ от репрессивных методов, в частности, от использования цепей, связанный в Италии с именем Кьяруджи, а во Франции — Пюссена и Пинеля, делает существование больных в лечебнице более терпимым. Как следствие, сажать под замок страдающих депрессией, которые грозят покончить с жизнью, будут уже без особых колебаний.
В Европе множится число частных клиник, предназначенных для богатых пациентов. Отныне врач, лечащий душевнобольных, будет считаться специалистом. В начале XIX века возникает слово «психиатр», придуманное И.-Х.Рейлем. Начинается эпоха «больничной» психиатрии.
Мономания целиком складывается вокруг одного патологического «ядра», ментального по своей природе: страсти, убеждения, ложного суждения.
Рассмотрим некоторые методы, с помощью которых меланхолика пытались избавить от угрюмой подавленности, отвратить от грусти, оживить, вернуть самому себе. Такое исследование интересно не только историческими фактами, к которым оно на первый взгляд сводится. Пускай мы знаем, что эта, пока еще наивная, форма психотерапии не в силах сдержать свои обещания, то есть разрушить или устранить меланхолический бред; но она дает нам возможность выявить определенные аспекты терапевтической практики, воочию наблюдать некоторые типы поведения, спонтанно возникающего у психиатра в присутствии депрессивного больного.
Как мы быстро обнаружим, отношение врача к меланхолику колеблется от снисходительного великодушия до суровости и грубости. Когда нормальная, нейтральная — посредством обычной беседы — коммуникация с больным затруднена, врач ведет себя так, словно стремится силой получить доступ к мрачному миру, в котором замкнулся меланхолик. Чтобы прорвать оборону больного и добраться до его сознания, самыми надежными и действенными объявляют то потворство, то силовые методы. В свое время считалось, что для того, чтобы лекарство подействовало на организм безумца, все дозировки должны быть удвоены.
При моральном лечении у врача также возникает соблазн преувеличить терапевтические меры, прибегнуть к карикатурной форме общения, как будто больной, недоступный для обычных речей и процедур, будет чувствительнее к крайностям, в частности, к избыточным изъявлениям доброжелательности или властности. Его замкнутость, уловки и вспышки враждебности тем более объяснимы, что термином «меланхолия» или «липемания» обозначалась не только собственно депрессия, но и те болезни, какие мы сегодня безоговорочно сочли бы шизофренией и паранойей.
Понятия идеи фикс, «навязчивого бреда» могли в равной степени обозначать, в соответствии с номенклатурой современной психопатологии, как галлюцинаторные образы шизофреника, так и бредовую идею параноика, навязчивый мотив невротика или, наконец, моноидеизм меланхолика. Но так или иначе, даже если слово «меланхолия» имело в те времена иное, более широкое значение, не приходится сомневаться, что больные, которых мы сегодня отнесли бы к меланхоликам и страдающим депрессией, в любом случае входили в число тех, на кого распространялись предписания морального лечения.
Одной из предельных форм методического потворства является ложь во спасение. Терапевт, стремясь сблизиться с меланхоликом, притворяется, будто тоже верит в его бредовую идею, соглашается, что тот прав. Больной, не встречая противоречия, должен почувствовать, что его одобряют, дружески поддерживают: кто-то его понимает, он не одинок, он может свободно открыть врачу свою душу. Это соучастие может стать основой для диалога, безусловно неискреннего, поскольку врач лукавит. Но цель этого диалога — вовлечь больного в деятельность, по завершении которой он сам на деле и своими собственными глазами убедится, что объект, служивший главным мотивом его бреда, уничтожен. Врачу для этого приходится прибегать к разного рода хитростям, которые одновременно и удовлетворяют воле больного, и подводят его к отказу от своего неразумного поведения.
Этот почти педагогический метод восходит к глубокой древности. Когда душевная болезнь по всем признакам целиком обусловлена одним образом-галлюцинацией, одним ошибочным убеждением, нельзя не использовать весь арсенал уловок и приемов диалектики, дабы доставить больному осязаемое доказательство того, что воображаемого предмета не существует, или, за неимением лучшего, заставить его изменить поведение, пусть и не отказавшись от бредовой идеи.
Примеры подобного рода мы находим и в античной литературе: один меланхолик полагал, будто лишился головы; врач вылечил его, заставив носить свинцовый колпак, и т.д. Именно такие анекдоты Пинель и Эскироль охотнее всего переносят в собственные сочинения.
Случаи, на которые они ссылаются, были описаны уже тысячу раз: они заимствованы у Александра Тралльского, у ДюЛорана, у Закутуса Лузитанского, у Пьера Форе, у Зеннерта, у Николаса Тульпа и т.д. Но теперь они приобретают неведомый прежде статус образцовых: они служат легендарной иллюстрацией эффективности целебных вымыслов, победоносно противостоящих вымыслам бредовым. Приведем несколько фрагментов из статьи Пинеля о меланхолии в «Методической энциклопедии»:В некоторых случаях требуется самым срочным образом разрушить какие-либо химерические идеи, которые настолько подавляют меланхоликов, что не дают им удовлетворять самые насущные потребности. Один меланхолик воображал, будто умер, и вследствие того отказывался есть. Все способы понудить его принять пищу не имели успеха: ему грозила опасность умереть от голода. Тогда один его друг решил притвориться мертвым. Друга положили в гроб на глазах у меланхолика и спустя какое-то время принесли ему обед; меланхолик, видя, что ложный мертвец ест, подумал, что и ему это дозволено, и счел своим долгом последовать его примеру.
Другой на протяжении нескольких дней упорно удерживал мочу из страха затопить соседей; ему сказали, что город, где он жил, охвачен пожаром и, если он не поторопится помочиться, будет обращен в пепел. Эта уловка его убедила. Один художник-меланхолик считал, что все кости его тела мягки, как воск; вследствие того он не осмеливался сделать ни шагу. Призвали Тульпия; тот сделал вид, что совершенно убедился в истинности случившего с больным, и пообещал ему верные лекарства, запретив, однако, ходить в течение недели, по истечении которой разрешил гулять. Меланхолик, полагая, что время это необходимо для того, чтобы лекарства подействовали, и кости его окрепли и затвердели, в точности повиновался, после чего гулял без опаски и без затруднений.
Один человек, отчаявшийся в своем спасении, желал убить себя. Закутус Лузитанский велел одному из друзей меланхолика предстать перед ним ночью в обличье ангела, с горящим факелом в левой руке и мечом в правой. Фальшивый ангел раздвинул полог кровати, разбудил больного и возвестил, что Бог даровал ему отпущение всех совершенных им грехов. Уловка удалась, охваченная страхом душа вновь обрела покой, и вскоре к больному вернулось здоровье.
Часто меланхоликов, убежденных, что в желудке у них завелись змеи или лягушки, удавалось вылечить следующим образом: врач притворялся, будто верит в правдивость сего факта, и прописывал рвотное; в сосуд, куда их рвало, тайком подкладывали лягушек или змей. Эта уловка — специфическое средство против заблуждений воображения у таких больных.
Сам Пинель также предпринимал подобные попытки, но с сомнительным результатом. Один меланхолик считал себя виновным в преступлении; был подстроен суд, который его оправдал. «Уловка эта, — пишет Эскироль, — увенчалась успехом, однако весьма непродолжительным, ибо по неосторожности одного бестактного болтуна человек этот узнал, что его разыграли». Скорее всего, бред виновности вновь одержал бы верх и без вмешательства болтуна.
Отметим, что нередко врачу, прибегающему к «хитрости», приходится устраивать целую театральную постановку. Стремясь дотянуться до больного, пребывающего в искаженном мире, и нанести сильный удар, который повлечет за собой развязку бредового вымысла, врач возводит декорации и облекается в костюм в надежде представить больному точное изображение бредовой идеи.
Переодевание здесь — не игра: больной должен быть уверен, что участвует в реальном и важном событии. Ему подают реплики на его языке, с ним обращаются в границах его референций: чтобы иллюзия имела успех, она должна быть тотальной. Под предлогом эффективного общения с умалишенным врач сам сходит с ума в театральной постановке.
И.-Х.Рейль, говоря о воздействии видимых вещей на душу, указывает, что использовать их следует торжественно, в рамках внушительного ритуала: в каждом сумасшедшем доме должен быть хорошо отлаженный театр, обеспеченный всеми необходимыми приспособлениями, с должным количеством масок, механизмов и декораций — в точности, как в наших психодрамах:
Персонал лечебницы должен пройти полный курс драматического мастерства и уметь играть любые роли в зависимости от нужд каждого больного, достигая высшей степени иллюзии; он должен суметь представить судью, палача, врача, ангелов, нисходящих с небес, и мертвецов, встающих из могил. Подобный театр мог бы воссоздавать тюрьмы и рвы со львами, эшафоты и операционные палаты. Дон Кихотов здесь посвятят в рыцари, воображаемые роженицы благополучно опростаются, безумцам сделают трепанацию черепа, а кающимся грешникам торжественно отпустят грехи.
Коротко говоря, врач мог бы самым разнообразным образом, в соответствии с каждым конкретным случаем использовать этот театр и его оборудование, стимулировать воображение, имея в виду всякий раз конкретную цель, пробудить ясность ума, вызывать противоположные страсти, страх, ужас, изумление, тревогу, покой души и бороться с безумной идеей фикс.
Советы, которые дает в 1870 году Л.-Ф. Кальмейль, ученик Эскироля, опираются на структуру общества, сильно отличающуюся от привычной нам: существует класс аристократов или богачей-меланхоликов, которых стараются оградить от позорного заключения и отправляют за границу «переменить образ мыслей». Меланхолика в сопровождении целой свиты домочадцев, а иногда и врача, за большие деньги возят по местам греко-римской классики. Музей заменяет лечебницу:
Путешествия могут быть рекомендованы смирным меланхоликам, владеющим изрядным состоянием, особенно если им присущ определенный уровень образованности, вкус к ученым занятиям, искусствам или словесности. Польза путешествия заключается в возбуждении в меланхоликах любопытства или удивления: перед глазами их быстро проходят многообразные предметы, красота пейзажей привлекает их воображение, прекрасная природа, совершенные памятники или шедевры, дотоле известные им лишь по названию, поражают его.
Путешествия совершаются обыкновенно под руководством просвещенных и образованных молодых людей; последние могут в гористой местности пробудить интерес тех, кого они рассчитывают излечить, к познанию ботаники, к изучению насекомых или геологии. В такой стране, как Италия или Греция, они воскресят классические воспоминания.
В Неаполе, в Риме, во Флоренции они обратят взоры больных к совершенству античных статуй, к руинам памятников, к шедеврам величайших живописцев. В Афинах они отведут их к развалинам Парфенона; и рано или поздно меланхолики вернутся на родину с надеждой и полные жизни.
Возложив было на данный метод слишком большие ожидания, врачи пришли к выводу, что он нередко приводит к неудаче. Человека, страдающего настоящей депрессией, все семь чудес света оставляют равнодушным. Б.-О. Морель, сопровождавший одну больную в Италию, убедился, что любые живописные полотна, любые зрелища, любая музыка и самые необычайные сооружения не выводят ее из пассивного состояния. Улучшение наметилось, лишь когда она столкнулась со зрелищем тягостным. Врач отводит ее в сиротский приют, и картина несчастья «пробуждает ее моральную чувствительность»:
«К большому своему удивлению, я увидел, что больная, каковая в публичных музеях ходила, опустив голову и испуская глухие стоны, теперь обводила взором, полным разумного умиления, окруживших нас многочисленных детей. Ей случалось даже украдкой приласкать бедных сирот, когда она считала, что мы ее не видим».
Больная, нечувствительная к великолепию, лучше среагировала на моральное лечение, требующее от нее давать свои чувства другим. Сирот она нашла бы, и не выезжая из Парижа.
Все авторы конца XIX века сходятся во мнении, что путешествия ни в коей мере не могут излечить меланхолика: они полезны лишь в процессе выздоровления, как преддверие к возвращению в активную жизнь. В разгар болезни их возможная польза в действительности проистекает от изоляции, отрыва от семейного круга, избавления от повседневных забот. Врачей больше заботят разумные улучшения, которые могут затронуть большинство больных: они рекомендуют заключение в лечебницу и строгий надзор (по причине угрозы самоубийства), затем — прогулки вокруг клиники, ручной труд, устранение всех причин, способных «усилить раздражительность нервных функций» (Б.-О. Морель). Таким образом, вся польза от путешествий может быть получена без особых затрат: скорее всего, усилия, приложенные на месте, занятия гимнастикой стоят самых дальних прогулок…
С нашей точки зрения, в некоторых случаях, например, при умеренной шизофренической депрессии, путешествие под надзором может принести двоякую пользу: удалить больного от привычной среды и избавить его от травмы, связанной с заключением.
В конечном счете длительное путешествие есть лишь способ с комфортом реализовать требование, сформулированное в 1880 году Б. Баллем: «Изолировать больного, оторвать его от среды, избавить от семейных забот, от деловых тревог, от бесконечного числа раздражителей, удерживающих его в состоянии моральной гиперестезии». Беднякам можно предложить лишь лечебницу; тем, кто побогаче, — Флоренцию, Рим, Неаполь, Афины.
МЕЛАНХОЛИК Синонимов: 59 синонимов и антонимов к слову МЕЛАНХОЛИК
См. определение меланхолик на Dictionary.com
- прил. depressed
synonyms for melancholic
- gloomy
- lugubrious
- melancholy
- wistful
- at
- bad
- bleeding
- blue
- down
- downcast
- hurting
- low
- low-down
- moody
- weeping
- bummed out
- cast down
- crestfallen
- crummy
- dejected
- desolate
- despondent
- destroyed
- disconsolate
- dispirited
- down and аут
- вниз на свалки
- вниз в рот
- унылый
- волоченный
- тупой
- дисфорический
- fed up
- glum
- grim
- heavy-hearted
- in a blue funk
- in pain
- in the dumps
- in the pits
- in the toilet
- let down
- low-spirited
- Morose
- на Downer
- Пессимистичный
- разорван
- SAD
- SOB Story
- Spirongless
- , снятые
- Torn-Up
- Tristfful
- Torn-Up
- 0019 Несчастный
- Woebegone
Антонимы для меланхолических
Наиболее актуальные
- Wearful
- Happy
- joyful
- Vervely
- remire.
ПОПРОБУЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ melancholic
Посмотрите, как выглядит ваше предложение с разными синонимами.
Символов: 0/140
ВИКТОРИНА
Январь Синоним дня Викторина: угадай, какие слова поменять местами!
НАЧНИТЕ ВИКТОРИНУКак использовать слово «меланхолик» в предложении
Очевидно, это было глубоко трогательно и многозначительно для меня, но я упоминаю об этом, чтобы пояснить, что то, что он хвалил, было портретом самого себя как сильно меланхолика человек с очень глубокими, очень старыми личными сожалениями.
КТО ЗНАЕТ ЭНТОНИ БУРДЕНА? МАРИЯ БУСТИЛЛО 27 ОКТЯБРЯ 2021EATER
Мортимер поражает всеми потными, обморочными взлетами и меланхолическими падениями этого сюжета американских горок, уделяя особое внимание комедии.
АМАЗОНСКИЙ БОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРИОД РОМАНС ПОСЛЕДСТВИЯ ЛЮБВИ ПРИДАЮТ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ САТИРЕ СОВРЕМЕННУЮ ИЗВИНЧИВОСТЬ ДЖУДИ 30 ИЮЛЯ 2021 г. поезд, который плавно колеблется между успокаивающим, меланхоличным и угрожающим.
КАК БЭРРИ ДЖЕНКИНС ‘МЕТРО ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА’ ИЗБЕГАЕТ ТРАВМЫ ПОРНО ФИЛЬМОВ О РАБСТВЕ ПАСТКИНДАЛЛ КАННИНГЭММА 14 МАЯ 2021 г. THE DAILY BEAST
Сюрреалистичный, поучительный, меланхоличный, наводящий на размышления… 2020 год не похож ни на один другой год в этом столетии, что с радостью подтвердят те, кто носит футболки с логотипом «Все, что я хочу на Рождество, это 2021».
ЗВОНИТЕ ВСЕГДА: ЧТО 2021 ГОД ОЗНАЧИТ ДЛЯ МИРА РЕКЛАМЫ? АЛЕКС ЗАКРЕВСКИЙ, 25 ДЕКАБРЯ 2020 г., ПОИСКОВАЯ МАШИНА
К 2018 году искусственный интеллект DeepMind уже превосходил всех в CASP, вызывая у исследователей-людей некоторую меланхолию.
ИИ РЕШИЛ ПРОБЛЕМУ, КОТОРАЯ 50 ЛЕТ БИОЛОГОВ ТРУДИЛА. ЭТО ОГРОМНОЕ ДЕЛО. СИГАЛ САМУЭЛЬ 3 ДЕКАБРЯ 2020 ГОДАVOX
Непосредственной причиной развития такого меланхолического состояния всегда является какое-нибудь несчастье в жизни.
ОПЫТЫ ПАСТЫРСКОЙ МЕДИЦИНЫ ОСТИН МЭЛЛИ
Меланхолические состояния часто обнаруживаются у последовательных поколений одной и той же семьи.
ОПЫТЫ ПАСТЫРСКОЙ МЕДИЦИНЫ ОСТИН МЭЛЛИ
Во многих случаях отказ от пищи связан с меланхолическим бредом пациента.
ОПЫТЫ ПАСТЫРСКОЙ МЕДИЦИНЫ ОСТИН МЭЛЛИ
Его лицо, теперь почти безмятежное с меланхолическим добродушием, контрастировало с мрачной суровостью его спутника.
ОБОЛОЧКА ПИЛИГРИМА ИЛИ ФЕРГАН КАРРИМАНЕУН СЬЮ
Его проницательный, задумчивый темный глаз выдавал нервный и меланхоличный темперамент.
УХОД ЗА МИНИСТРОМ ХАРРИЕТ БИЧЕР СТОУ
СЛОВА, СВЯЗАННЫЕ С МЕЛАНХОЛИКОМ
- синий
- бездельник
- cast down
- crestfallen
- crummy
- dejected
- desolate
- despondent
- destroyed
- disconsolate
- discouraged
- dismal
- dispirited
- down
- down and out
- down in the dumps
- во рту
- унылый
- унылый
- втянутый
- несчастный
- мрачный
- угрюмый
- grim
- heavy-hearted
- hurting
- in a blue funk
- in pain
- in the dumps
- in the pits
- in the toilet
- let down
- low
- low-down
- унылый
- мрачный
- меланхоличный
- меланхолический
- несчастный
- угрюмый
- угрюмый
- недовольный2 9
- грустный2 9 9001
- ripped
- sad
- spiritless
- taken down
- tearful
- teary
- torn-up
- unhappy
- upset
- weeping
- woebegone
- black
- bleak
- daunting
- dejecting
- унылый
- унылый
- унылый
- удручающий
- тоскливый
- траурный
- мрачный
- heartbreaking
- hopeless
- joyless
- melancholic
- melancholy
- mournful
- oppressive
- sad
- saddening
- somber
- anxious
- at end of one’s rope
- blue
- brokenhearted
- не может победить
- циничный
- подавленный
- подавленный
- отчаянный
- безутешный
- downcast
- forlorn
- frantic
- grief-stricken
- hopeless
- in pain
- in the dumps
- in the pits
- in the soup
- inconsolable
- melancholic
- melancholy
- miserable
- no -выигрыш
- не молящийся
- угнетенный
- пессимистичный
- грустный
- сбитый
- страбильный
- суицидальный
- sunk
- weighed down
- wretched
- blue
- dejected
- desolate
- dispirited
- distressed
- down
- downcast
- downhearted
- dull
- gloomy
- low
- melancholic
- меланхолия
- угрюмая
- грустная
- несчастная
- голубая
- бездельница
- cast-down
- crestfallen
- dejected
- depressed
- desolate
- despondent
- destroyed
- disconsolate
- dispirited
- doleful
- down
- down and out
- down in the dumps
- down in the рот
- унылый
- унылый
- втянутый
- унылый
- дисфорический
- фех
- угрюмый
- melancholic
- melancholy
- not happy
- sad
- sorrowful
- unhappy
- black
- bleak
- blue
- cheerless
- dejected
- depressant
- depressed
- depressing
- dismal
- dispirited
- удручающий
- печальный
- в рот
- поникший
- волоченный
- dreary
- droopy
- gloomy
- have the blahs
- heavy
- low
- melancholic
- melancholy
- miserable
- mopey
- mournful
- sad
- saddening
- somber
Roget’s 21st Century Thesaurus , Третье издание Copyright © 2013, Philip Lief Group.
Меланхолическая депрессия — PsychDB
Содержание
Меланхолическая депрессия
Грунтовка
Критерии спецификации
Признаки и симптомы
Грунтовка
Меланхолическая депрессия (также известная как Большое депрессивное расстройство с меланхолическими чертами в DSM-5, а ранее как «эндогенная депрессия») — это подтип депрессии, характеризующийся тяжелой потерей удовольствия и выраженными физическими симптомами. Классические черты меланхолической депрессии включают бессонницу, потерю веса и психомоторные изменения. Спецификатор DSM-5 «с меланхолическими чертами» также используется в качестве спецификатора диагноза биполярного расстройства.
История
Меланхолическая депрессия считается более «биологически обоснованной» депрессией.
Люди часто страдают гиперкортизолемией, и меланхолическая депрессия тесно связана с генетической и семейной принадлежностью. Теории патофизиологии меланхолической депрессии включают нарушение оси HPA.
Некоторые клиницисты обеспокоены тем, что надлежащая диагностика и лечение меланхолической депрессии были омрачены появлением на рынке массовых СИОЗС. Имеются данные, свидетельствующие о том, что меланхолическая депрессия лучше реагирует на ТЦА и ЭСТ.
Эпидемиология
Женщины менее подвержены меланхолической депрессии, и обычно она начинается в более старшем возрасте.
Прогноз
Меланхолическая депрессия часто переходит в психотическую депрессию (при которой бред обычно носит нигилистический характер).
Меланхолическая депрессия короче по продолжительности и более эпизодична. Для него также характерна суточная вариация (раннее утреннее ухудшение настроения с дневным спадом или вечерним ухудшением).
Критерии спецификации
Критерий A
1
из следующего присутствует в течение наиболее тяжелого периода текущего эпизода:Потеря удовольствия от всех или почти всех видов деятельности
Отсутствие реакции на обычно приятные стимулы (чувство себя ненамного лучше, даже временно, когда происходит что-то хорошее)
Критерий В
3
или более из следующих:Отличительное качество подавленного настроения, характеризующееся глубоким унынием, отчаянием и/или угрюмостью или так называемым пустым настроением,
Депрессия, которая регулярно усиливается по утрам
Раннее пробуждение (т. е. — не менее чем за
2
часов до обычного пробуждения)Выраженное психомоторное возбуждение или заторможенность
Значительная анорексия или потеря веса
Чрезмерная или неуместная вина
Признаки и симптомы
Спецификатор «с меланхолическими чертами» используется, если эти черты присутствуют на наиболее тяжелой стадии эпизода.
Меланхолия означает почти полное отсутствие способности к удовольствию, а не просто уменьшение удовольствия. Совет для оценки отсутствия реактивности настроения заключается в том, что даже очень желанные события (например, выигрыш в лотерею) не связаны с заметным улучшением настроения.
Либо настроение совсем не улучшается, либо улучшается лишь частично (например, до 20-40% от нормы всего за несколько минут).
«Отличное качество» настроения, характерное для спецификатора «с меланхолическими чертами», переживается как качественно отличное от такового во время немеланхолического депрессивного эпизода.
Депрессивное настроение, описываемое как просто более тяжелое, продолжительное или присутствующее без причины, не считается отличным по качеству и не соответствует критериям меланхолических черт.
Психомоторные изменения присутствуют почти всегда и могут наблюдаться окружающими.
Меланхолические черты проявляют лишь умеренную тенденцию повторяться в разных эпизодах у одного и того же человека.
Они чаще встречаются у психиатрических стационаров, чем у амбулаторных больных; менее вероятны при более легких, чем при более тяжелых больших депрессивных эпизодах; и чаще встречаются у людей с психотическими чертами.
Ссылки
1) Левитан, Р. Д., Ваккарино, Ф. Дж., Браун, Г. М., и Кеннеди, С. Х. (2002). Низкие дозы дексаметазона у женщин с атипичной большой депрессией: пилотное исследование. Journal of Psychiatry and Neuroscience, 27(1), 47.
2) Kellner, CH (2011).