Мелодический мажор строение – Три вида мажора в музыке

Про три вида мажора | Мастерская целительного звука

Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности — гамму натуральную, гармоническую и мелодическую. Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII). В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

3 ВИДА МАЖОРА: ПЕРВЫЙ — НАТУРАЛЬНЫЙ

Натуральный мажор — это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.

Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ. Подробнее можно почитать об этом здесь.

Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:

3 ВИДА МАЖОРА: ВТОРОЙ — ГАРМОНИЧЕСКИЙ

Гармонический мажор — это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно — она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.

В до мажоре появился ля-бемоль — признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре — ре-бемоль.

3 ВИДА МАЖОРА: ТРЕТИЙ — МЕЛОДИЧЕСКИЙ

Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки -VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются. Вроде, так и должно быть.

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы — увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные — рекомендую вам в этом разобраться.

Мелодический мажор — это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки — шестая и седьмая (VIb и VIIb).

Нотные примеры мелодического вида — тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:

В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два «случайных» бемоля — си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.

И ЕЩЁ РАЗОК

Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз — понижать седьмую и шестую ступени).
___________________
Источник: МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛАСС

Мастерская целительного звука©

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

Об авторе yurvit

Композитор, аранжировщик, звукорежиссёр исполнитель. Пишу музыку в разных стилях. Провожу обучающие тренинги по звукорежиссуре. Преподаю йогу. Концерты релаксирующей медитативной музыки. Исполнение вокальных произведений. Творческие тематические вечера.

yurvit.com

Мелодический мажор — Howling Pixel

Мелоди́ческий мажо́рмелодический до мажор) — один из видов мажорного музыкального лада.

Основным видом мажора является натуральный мажор, существует также мелодический мажор. В нём при движении вверх звучит натуральный мажор, а при движении вниз понижены две ступени: VI и VII. Звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.

Если гармонический минор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже. Мелодический мажор можно отличить от натурального и гармонического мажоров по тому, что вверх и вниз он звучит по-разному.

От мелодического минора отличает ладовая окраска.

Гамма (музыка)

Га́мма — это звукоряд из нескольких нот, где первая и последняя совпадают по названию, но стоят друг от друга на октаву. Между двумя соседними нотами расстояние ограничено на пол тона, тон или полтора тона. В школьной исполнительской практике под гаммами подразумевают восходящие либо нисходящие звукоряды протяженностью в несколько октав.

Гептатоника

Гептато́ника (от др.-греч. επτά — семь и др.-греч. τόνος — напряжение, натяжение, тон) — семиступенная интервальная система, имеющая, соответственно, семь ступеней лада внутри октавы.

Мажор

Мажо́р (лат. major — больший, также, большой) в музыке — один из двух ладов (наряду с минором) гармонической тональности. Характерная особенность мажорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на большую терцию. Кроме натурального, существуют также гармонический и мелодический мажор. Тоника (основая ладовая функция) мажора представлена мажорным трезвучием.

Мелодический минор

Мелодический минор — один из видов музыкального лада минора. Существует натуральный минор (основной вид), гармонический (повышенная VII ступень) и мелодический (повышенные VI и VII ступени).

Мелодический минорный лад восходящего порядка строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-тон-тон-полутон.

Наряду с мелодическим минором существует мелодический мажор. Мелодические лады в верхней половине имеют особую мелодичность, мягкость, протяженность, неразрывная связанность нот в одну певучую мелодию. Именно из-за этого эффекта такой лад и получил название «мелодического».

При нисходящем движении гамму мелодического минора нередко заменяют более естественно звучащей в данном случае гаммой натурального минора, отчего постепенно чуть ли не повсеместно укоренилось ошибочное представление о том, что структура мелодического минора именно такова (то есть различается в зависимости от направления движения). Подобная трактовка мелодического минора встречается даже в некоторых учебниках по теории музыки (например: Павлюченко С. Элементарная теория музыки. М. — Л., 1946; Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., 1966). Однако это неверно, ибо в данном случае — при нисходящем движении — происходит просто подмена (но не более того!) одного вида минора другим, а именно: мелодического — натуральным, что делается с целью ослабления восходящей направленности тяготений VII и VI повышенных ступеней.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Мелодический мажор — это… Что такое Мелодический мажор?


Мелодический мажор

Мелоди́ческий мажо́р ( мелодический До мажор

) — один из видов мажорного музыкального лада.

Основным видом мажора является натуральный мажор, существуют также мелодический мажор (отличается от основного пониженными шестой и седьмой ступенью при движении вверх, при движении вниз звучит как натуральный) . Мелодический мажор можно отличить от натурального и гармонического мажора по тому что вверх и вниз он звучит по разному.


От мелодического минора отличает ладовая окраска.

Примечания

Категории:
  • Музыкальные термины
  • Лад

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Мелодический дэс-метал
  • Мелодическое украшение

Смотреть что такое «Мелодический мажор» в других словарях:

  • Мелодический минор — Мелодический и натуральный минор Мелодический Ля минор …   Википедия

  • Мажор — У этого термина существуют и другие значения, см. Мажор (значения). Мажор (лат. maior  больший, также большой) в музыке  один из двух ладов (наряду с минором) гармонической тональности. Характерная особенность мажорного… …   Википедия

  • мажор — (минор) термины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) – напр. может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми бемоль), т.е. мажорный интервал на… …   Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

  • Натуральный мажор — Мажор (лат. dur, durus твердый, итал. maggiore, фр. majeur большой) в современной западной музыке один из основных видов лада (наряду с минором). Характерная особенность мажора третья ступень диатонической гаммы, отстоящая от первой ступени на… …   Википедия

  • ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе …   Энциклопедия Кольера

  • Клавирные концерты И.С. Баха — Клавирные концерты И. С. Баха  концерты для клавесина или клавикорда (сейчас (XX XXI век), фортепиано), струнного оркестра и бассо континуо, написанные И. С. Бахом. Включают в себя девять концертов для одного клавира с оркестром,… …   Википедия

  • Клавирные концерты И. С. Баха — Клавирные концерты И. С. Баха  концерты для клавесина или клавикорда (сейчас (XX XXI век), фортепиано), струнного оркестра и бассо континуо, написанные И. С. Бахом. Включают в себя девять концертов для одного клавира с оркестром,… …   Википедия

  • Тональность —         (франц. tonalite, нем. Tonalitat, также Tonart).         1) Высотное положение лада (определение И. В. Способина, 1951, по идее Б. Л. Яворского; напр., в C dur С обозначение высоты осн. тона лада, a dur мажор характеристика лада).… …   Музыкальная энциклопедия

  • Соната № 6 для фортепиано (Прокофьев) — Hilda Wiener (1877 1940). «Sergei Prokofiev», 1936 Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 – была законч …   Википедия

  • Франц Петер Шуберт — Franz Peter Schubert Литография Йозефа Крихубера Дата рождения 31 января 1797 Место рождения Вена Дата смерти …   Википедия

Книги

  • Избранные ноктюрны для фортепиано. Мелодический этюд, Черни Карл. Австрийский композитор, пианист и педагог Карл Черни (1791-1857), известный прежде всего как автор многочисленных этюдов и упражнений для фортепиано, не только создал одну из крупнейших… Подробнее  Купить за 640 руб
  • Избранные ноктюрны для фортепиано Мелодический этюд соч 795 3 Ноктюрн соч 647 Ноктюрны соч 604 1 2 3 7 Ноты, Черни К.. Австрийский композитор, пианист и педагог Карл Черни (1791-1857), известный прежде всего как автор многочисленных этюдов и упражнений для фортепиано, не только создал одну из крупнейших… Подробнее  Купить за 397 руб
  • Избранные ноктюрны для фортепиано. Мелодический этюд, сочинение 795, № 3. Ноктюрн, сочинение 647. Ноктюрны, сочинение 604, № 1, 2, 3, 7. Ноты, Черни Карл. Австрийский композитор, пианист и педагог Карл Черни (1791-1857), известный прежде всего как автор многочисленных этюдов и упражнений для фортепиано, не только создал одну из крупнейших… Подробнее  Купить за 350 руб
Другие книги по запросу «Мелодический мажор» >>

dic.academic.ru

Мелодический мажор — это… Что такое Мелодический мажор?


Мелодический мажор

Мелоди́ческий мажо́р ( мелодический До мажор) — один из видов мажорного музыкального лада.

Основным видом мажора является натуральный мажор, существуют также мелодический мажор (отличается от основного пониженными шестой и седьмой ступенью при движении вверх, при движении вниз звучит как натуральный) . Мелодический мажор можно отличить от натурального и гармонического мажора по тому что вверх и вниз он звучит по разному.


От мелодического минора отличает ладовая окраска.

Примечания

Категории:
  • Музыкальные термины
  • Лад

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Мелодический дэс-метал
  • Мелодическое украшение

Смотреть что такое «Мелодический мажор» в других словарях:

  • Мелодический минор — Мелодический и натуральный минор Мелодический Ля минор …   Википедия

  • Мажор — У этого термина существуют и другие значения, см. Мажор (значения). Мажор (лат. maior  больший, также большой) в музыке  один из двух ладов (наряду с минором) гармонической тональности. Характерная особенность мажорного… …   Википедия

  • мажор — (минор) термины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) – напр. может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми бемоль), т.е. мажорный интервал на… …   Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

  • Натуральный мажор — Мажор (лат. dur, durus твердый, итал. maggiore, фр. majeur большой) в современной западной музыке один из основных видов лада (наряду с минором). Характерная особенность мажора третья ступень диатонической гаммы, отстоящая от первой ступени на… …   Википедия

  • ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе …   Энциклопедия Кольера

  • Клавирные концерты И.С. Баха — Клавирные концерты И. С. Баха  концерты для клавесина или клавикорда (сейчас (XX XXI век), фортепиано), струнного оркестра и бассо континуо, написанные И. С. Бахом. Включают в себя девять концертов для одного клавира с оркестром,… …   Википедия

  • Клавирные концерты И. С. Баха — Клавирные концерты И. С. Баха  концерты для клавесина или клавикорда (сейчас (XX XXI век), фортепиано), струнного оркестра и бассо континуо, написанные И. С. Бахом. Включают в себя девять концертов для одного клавира с оркестром,… …   Википедия

  • Тональность —         (франц. tonalite, нем. Tonalitat, также Tonart).         1) Высотное положение лада (определение И. В. Способина, 1951, по идее Б. Л. Яворского; напр., в C dur С обозначение высоты осн. тона лада, a dur мажор характеристика лада).… …   Музыкальная энциклопедия

  • Соната № 6 для фортепиано (Прокофьев) — Hilda Wiener (1877 1940). «Sergei Prokofiev», 1936 Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 – была законч …   Википедия

  • Франц Петер Шуберт — Franz Peter Schubert Литография Йозефа Крихубера Дата рождения 31 января 1797 Место рождения Вена Дата смерти …   Википедия

Книги

  • Избранные ноктюрны для фортепиано. Мелодический этюд, Черни Карл. Австрийский композитор, пианист и педагог Карл Черни (1791-1857), известный прежде всего как автор многочисленных этюдов и упражнений для фортепиано, не только создал одну из крупнейших… Подробнее  Купить за 640 руб
  • Избранные ноктюрны для фортепиано Мелодический этюд соч 795 3 Ноктюрн соч 647 Ноктюрны соч 604 1 2 3 7 Ноты, Черни К.. Австрийский композитор, пианист и педагог Карл Черни (1791-1857), известный прежде всего как автор многочисленных этюдов и упражнений для фортепиано, не только создал одну из крупнейших… Подробнее  Купить за 397 руб
  • Избранные ноктюрны для фортепиано. Мелодический этюд, сочинение 795, № 3. Ноктюрн, сочинение 647. Ноктюрны, сочинение 604, № 1, 2, 3, 7. Ноты, Черни Карл. Австрийский композитор, пианист и педагог Карл Черни (1791-1857), известный прежде всего как автор многочисленных этюдов и упражнений для фортепиано, не только создал одну из крупнейших… Подробнее  Купить за 350 руб
Другие книги по запросу «Мелодический мажор» >>

partners.academic.ru

Виды мажора и минора

Пока мы рассматривали только натуральные мажор и минор, именно их структуры (в полутонах) были приведены выше. Однако если говорить о миноре, то гораздо более широко распространен его гармонический вид с повышенной позицией VII ступени. Это вызывает появление характерных интервалов.

Более изыскан, но тоже нередко встречается гармонический вид мажора – с относительно низкой позицией VI ступени, с которой образуются такие же интервалы, как в гармоническом миноре, но уже на иных ступенях, с другими «адресами».

Таким образом, мажор и минор как бы сближаются, у них совпадают верхние тетрахорды со структурой 131 (полутон-полуторатон-полутон). В Первой сонате Л. Бетховена побочная партия первой части начинается в Asdur со звука fes, а третья часть – в f-тоll со звука е. С баховских времен появился и начал активно использоваться мелодический вид минора и мажора, который предполагает альтерацию VI и VII ступеней – их повышение в минореи понижение в мажоре.

Здесь сближение мажора и минора выражается в том, что лады словно бы обмениваются верхними тетрахордами, а единственным признаком ладового наклонения в них остается только терцовый тон.

Гораздо реже встречается музыка в дважды гармоническом мажоре или миноре – в ладу с двумя увеличенными секундами. К уже известной нам секунде, образованной шестой и седьмой ступенями добавляется в мажоре секунда на низкой II, а в миноре – с вершиной на высокойIV.

В дважды гармонических ладах возникают свои характерные интервалы – уменьшенная терция, опевающая I ступень мажора или V минора, а также и ее обращение, увеличенная секста (соответственно на II низкой ступени мажора или на VI ступени минора).

Диатонические лады Уточнение понятия диатоники

Диатоническими считают лады, которые соответствуют нескольким требованиям:

1) октавность, т.е. смысловое тождество ступеней, между которыми одна или несколько октав;

2) семиступенность, т. е. наличие в пределах октавы семи различных ступеней;

3) расстояние между смежными ступенями равно только тону или полутону, лад включает в себя 5 целых тонов и 2 полутона;

4) расстояние между основаниями полутонов не менее кварты и не более квинты.

Если лад соответствует этим четырем условиям, то его звуки с помощью перегруппировки и октавных переносов можно развернуть в ряд чистых квинт (см. пример 85).

Античная диатоника

Одним из важнейших понятий древнегреческой теории музыки было понятие тетрахорда – последовательности четырех звуков в пределах чистой кварты. Называли тетрахорды по именам провинций Древней Греции. В каждом диатоническом тетрахорде (были еще и хроматический, и даже энгармонический, но мы рассматривать их не будем) два целых тона и один полутон, который может занять место между двумя нижними звуками, в середине тетрахорда и между двумя верхними.

Из двух непременно одинаковых тетрахордов греки составляли октавный лад, который назывался у них гармонией. Основные гармонии получались, если между тетрахордами был разделительный тон.

Но можно было соединять тетрахорды «встык», а недостающий тон присоединять либо снизу – и тогда получались гылолады,

Формально получалось 9 ладов. Однако поскольку гиперфригийская гармония повторяет гиподорийскую, а гиперлидийская – гипофригийскую, постольку реально различающихся, структурно несовпадающих гармоний было только 7.

studfiles.net

Гармонический и мелодический мажор

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 8Следующая ⇒

В музыке не редко можно встретить применение мажора с пониженной VI ступенью. Такой вид мажорного лада называется гармоническим мажором.

Гармонический мажор применялся довольно широко в русской классической музыке. Его можно встретить и в классической музыке зарубежных композиторов.

От понижения VI ступени на полутон становится острее ее тяготение в V ступень. Наличие мелодических оборотов с пониженной VI ступенью придает мажорному ладу своеобразный характер минорной окраски.

Кроме того, пониженная VI ступень изменяет строение аккордов, в которых она может быть применена, что также влияет на характер гармонического сопровождения мелодии. Отсюда и название лада – гармонический мажор.

Знак понижения VI ступени пишется перед нотой в тексте, по мере необходимости, и называется случайным знаком.

Порядок последовательности секунд в гамме гармонического мажора следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, м.2, ув.2, м.2.

Характерной особенностью гаммы гармонического мажора является увеличенная секунда между VI и VII ступенями.

Значительно реже встречается в музыке мелодический мажор. В этом виде мажора понижены VI и VII ступени. Он применяется главным образов при движении мелодии в нисходящем направлении и по характеру звучание напоминает натуральный минор.

Минорный лад. Гаммы натурального минора. Ступени минорного лада и их свойства

Минорным (минор, в буквальном смысле слова означает меньший) называется лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие. Устойчивые звуки минорного трезвучия расположены по терциям: малая терция – между I и III ступенями, и большая терция – между III и V ступенями. Крайние звуки минорного трезвучия образуют интервал чистой квинты.

По сравнению с мажорным трезвучием в минорном трезвучии терции расположены наоборот.

Минорный лад, так же как и мажорный, состоит из семи ступеней. Гамма минорного лада отличается от мажорной гаммы последовательностью секунд.

Порядок последовательности секунд в гамме натурального минора следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2.

Ступени гаммы натурального минора имеют такие же цифровые обозначения и названия, как и в мажоре.

Расположение неустойчивых звуков в натуральном миноре отличается от расположения их в мажоре. Тяготение на полутон в миноре свойственно ступеням II к III, VI к V. Вводные звуки тяготеют к тонике на целый тон.

Гармонический и мелодический минор

В процессе развития музыки минорный лад видоизменялся. Это видоизменение минорного лада проявлялось в альтерации некоторых его основных ступеней, что, в свою очередь, влияло на степень тяготения неустойчивых звуков.

Широкое применение, кроме натурального вида, получили гармонический и мелодический виды минора.

Гармонический минор отличается от натурального минора повышенной VII ступенью. Повышение VII ступени было вызвано потребностью обострить тяготение восходящего вводного звука.

Порядок последовательности секунд в гамме гармонического минорка следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, ув.2, м.2.

Характерной особенностью гаммы гармонического минора является увеличенная секунда между VI и VII ступенями.

Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными VI и VII ступенями. Повышенная VI ступень способствует равномерному распределению ступеней в верхней части гаммы, при сохранении восходящего вводного звука, тяготеющего к первой ступени на полутон. В нисходящем движении гаммы мелодического минора повышенные ступени не сохраняются. Движение вниз следует по ступеням натурального минора. Объясняется это потребностью восстановить при нисходящем движении особенность VI ступени натурального минора — тяготение ее к V ступени. Кроме того, в нисходящем движении отпадает необходимость в повышении VII ступени.

Но в то же время следует указать, что в музыке встречаются случаи нисходящего движения по ступеням мелодической минорной гаммы.

Порядок последовательности секунд гаммы мелодического минора в восходящем движении следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, б.2, м.2.

Сравнительная таблица гамм натурального, гармонического и

Мелодического минора

Натуральный – 1, ½, 1, 1, ½, 1, 1

Гармонический – 1, ½, 1, 1, ½, 1½, ½

Мелодический – 1, ½, 1, 1, 1, 1, ½

 

В образовании минорных тональностей входят те же основные и производные ступени музыкального звукоряда, что и в образование мажорных тональностей.

Тональности минорного лада находятся в такой же родственной связи между собой, как и мажорные тональности. Из этого следует, что расположение их в порядке постепенного прибавления знаков альтерации такое же, как и мажорных тональностей, то есть по чистым квинтам вверх – диезных и по чистым квинтам вниз – бемольных.

Мажорные и минорные тональности с одинаковым звуковым составом их натуральных видов, или, иначе, тональности мажора и минора, у которых одинаковые ключевые обозначения, называются параллельными тональностями.

Тоника параллельного минора находится ниже на малую терцию тоники мажора. Другими словами, тоника параллельного минора является шестой ступенью параллельного ему мажора. Таким образом, зная твердо тональности мажора, легко найти минорную тональность с любым количеством знаков.

Диезы, последовательно возникающие в минорных гаммах приходятся на II ступень каждой гаммы. Бемоли – на VI ступень.

Знаки альтерации минорных тональностей пишутся при ключе. Случайные знаки альтерации, связанные с хроматическим изменением VI и VII ступеней, пишутся перед нотами.

Количество минорных тональностей соответствует количеству мажорных тональностей, то есть 15. Их названия образуются также, как и названия мажорных тональностей. Минорный лад обозначается по буквенной системе словом moll.

Так как родственные тональности минора расположены друг от друга на расстоянии чистой квинты, то все тональности минорного лада образуют самостоятельный квинтовый круг.

В общем числе минорных тональностей, так же как и в мажорных, имеются шесть тональностей, из которых три диезные энгармонически равны трем бемольным тональностям, и наоборот. К ним относятся:

соль-диез минор, равна ля-бемоль минору

ре-диез минор, равная ми-бемоль минору

ля-диез минор, равная си-бемоль минору.

 

Одноименные тональности

Тональности мажора и минора, имеющие одинаковую тонику называются одноименными.

Натуральные гаммы одноименных мажора и минора отличаются друг от друга тремя ступенями: III, VI, VII. В миноре каждая из этих ступеней ниже на хроматический полутон тех же ступеней мажора.

Гармонические виды одноименных мажора и минора отличаются друг от друга по звучанию только III ступенью. Их сходной чертой является увеличенная секунда между VI и VII ступенями.

Мелодический минор отличается по звучанию от одноименного натурального мажора III ступенью.

Как уже было сказано, выразительные возможности музыки складываются из взаимодействия различных средств, которыми она располагает. Среди них большое значение в передачи музыкой определенного содержания и характера имеет лад.

Один и тот же лад, при определенных сочетаниях с другими элементами, может придавать музыке различные оттенки выражения.

Музыке, выражающей торжественное, радостное, победное содержание, свойствен мажорный лад. Музыке, выражающей печальное, суровое, драматическое содержание, свойствен минорный лад.

Вопросы:

1. Какие звуки называются устойчивыми?

2. Как называется главный устойчивый звук?

3. Как называется переход неустойчивого звука в устойчивый?

4. Что такое лад?

5. Из скольких звуков состоит мажорный лад?

6. Что такое гамма?

7. Какие ступени называются главными?

8. Что такое тональность?

9. Перечислить все диезные мажорные тональности.

10. Перечислить все бемольные мажорные тональности.

11. Какие тональности называются родственными?

12. На какую ступень в диезных мажорных гаммах приходится очередной диез? Бемоль – в бемольных мажорных гаммах.

13. Перечислить ключевые знаки диезных и бемольных тональностей по порядку их появления.

14. Назвать энгармонически равные мажорные тональности.

15.Что представляет собой гармонический мажор?

16. Какой лад называется минорным?

17. Какой вид минора называется гармоническим? Перечислить последовательность секунд в гамме гармонического минора.

18. Какой вид минора называется мелодическим? Перечислить последовательность секунд в гамме мелодического минора.

19. Какие тональности называются параллельными?

20. Какой ступенью мажора является тоника параллельного минора?

21. Перечислить все диезные минорные гаммы. Перечислить все бемольные минорные гаммы.

22. Какие тональности называются одноименными?

23. На сколько ключевых знаков отличаются друг от друга одноименные тональности?

 

Тема 6. Интервалы в тональностях мажора и минора. Характерные интервалы.




infopedia.su

Мелодический минор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мелодический ля минор. Прослушать: Натуральный ля минор. Прослушать: Мелодический ля минор в традиционном представлении (вниз — натуральный минор)

Мелодический минор — один из видов музыкального лада минора. Существует натуральный минор (основной вид), гармонический (повышенная VII ступень) и мелодический (повышенные VI и VII ступени).

Мелодический минорный лад восходящего порядка строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-тон-тон-полутон.

Наряду с мелодическим минором существует мелодический мажор. Мелодические лады в верхней половине имеют особую мелодичность, мягкость, протяженность, неразрывная связанность нот в одну певучую мелодию. Именно из-за этого эффекта такой лад и получил название «мелодического».

При нисходящем движении гамму мелодического минора нередко заменяют более естественно звучащей в данном случае гаммой натурального минора, отчего постепенно чуть ли не повсеместно укоренилось ошибочное представление о том, что структура мелодического минора именно такова (то есть различается в зависимости от направления движения). Подобная трактовка мелодического минора встречается даже в некоторых учебниках по теории музыки (например: Павлюченко С. Элементарная теория музыки. М. — Л., 1946; Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., 1966). Однако это неверно, ибо в данном случае — при нисходящем движении — происходит просто подмена (но не более того!) одного вида минора другим, а именно: мелодического — натуральным, что делается с целью ослабления восходящей направленности тяготений VII и VI повышенных ступеней.

Мясоедов А. Н., Алексеев Б. К. Элементарная теория музыки[1]

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *