Текст как произведение речи
Тема «Текст как произведение речи»
План:
1. Что такое текст?
2. Признаки, структура текста
3. Способы связи предложений в тексте
Ход занятия:
Что такое текст?
Запишем несколько предложений.
Не место красит человека, а человек место.
Красноярск лучший город на планете Земля! Потому что это город, в котором я живу и учусь. Здесь я родился и вырос. Я люблю этот город ещё и за свою красоту.
Наш Красноярск богат своей природой. Быстро пролетает короткое северное лето. Енисей – самая красивая река.
Какая из частей является текстом? (1 и 3)
Текст может составлять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, несколько абзацев, глав и даже нескольких книг.
2. Признаки, структура текста
Важнейшими признаками текста являются:
Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, то есть того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, то есть основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).
Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?». Тема текста может быть заложена в его названии: «отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т.д. Тема текста часто может заключаться в первом предложении:
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите Землю!
(М. Дудин)
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(А.С. Пушкин)
Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?»
Упражнение 1. Прочитаете текст. Определите тему и идею текста.
Как рождается замысел?
… Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи…
Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.
…Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это все медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел.
(К. Паустовский)
Тема этого текста заключена уже в первом предложении текста – рождение замысла. Основная идея – показать путем сравнения, как в сознании писателя появляется замысел. Тема раскрывается с помощью ключевых слов и словосочетаний: замысел, возникновение замысла, внутреннее состояние писателя, сравнение, молния, сознание человека.
Структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).
Смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста).
Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).
3. Способы связи предложений в тексте
Основными видами (способами) связи предложений в тексте являются: цепная и параллельная.
Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.
Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным. Но это спокойствие было обманчивым.
Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.
При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, то есть одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.
Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).
Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими земли».
Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова (во-первых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т.п.).
Упражнение 2. Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите тему и идею текста. Найдите в тексте ключевые слова и словосочетания, которые раскрывают тему.
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.
Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечно зеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.
Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов.
(С. Аксаков)
Тема текста – глубокая осень Идея – показать изменения в природе в это время года.
Упражнение 3. Прочитайте. Определите, какой тип связи (параллельная или цепная) представлен в тексте. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.
Ковалев выступил поближе, высунул батистовый воротничек манишки, поправил висевшие на золотой цепочке свои печатки и, улыбаясь по сторонам, обратил внимание на легонькую даму которая, как весенний цветочек, слегка наклонялась и подносила ко лбу свою беленькую ручку с полупрозрачными пальцами. Улыбка на лице Ковалева раздвинулась еще далее когда он увидел из-под шляпки ее кругленький, яркой белизны подбородок и часть щеки, осененной цветом первой весенней розы. Но вдруг он отскочил, как будто бы обжёгшись. Он вспомнил что у него вместо носа совершенно нет ничего и слезы выдавились из глаз его. Он оборотился с тем чтобы напрямик сказать господину в мундире что он только прикинулся статским советником что он плут и подлец. Но носа уже не было: он успел ускакать, вероятно, опять к кому-нибудь с визитом.
(Н. Гоголь)
Ответ.
Ковалев выступил поближе, высунул батистовый воротничек манишки, поправил висевшие на золотой цепочке свои печатки и, улыбаясь по сторонам, обратил внимание на легонькую даму, которая, как весенний цветочек, слегка наклонялась и подносила ко лбу свою беленькую ручку с полупрозрачными пальцами. Улыбка на лице Ковалева раздвинулась еще далее, когда он увидел из-под шляпки ее кругленький, яркой белизны подбородок и часть щеки, осененной цветом первой весенней розы. Но вдруг он отскочил, как будто бы обжёгшись. Он вспомнил, что у него вместо носа совершенно нет ничего, и слезы выдавились из глаз его. Он оборотился с тем, чтобы напрямик сказать господину в мундире, что он только прикинулся статским советником, что он плут и подлец. Но носа уже не было: он успел ускакать, вероятно, опять к кому-нибудь с визитом.
Упражнение 4. Прочитайте. Охарактеризуйте тип связи в тексте. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.
Вожак показал брод и авангард конницы а вслед за ним и генерал со свитою стали переправляться. Вода была лошадям по груди, с необыкновенной силой рвалась между белых камней которые в иных местах виднелись на уровне воды и образовывала около ног лошадей пенящиеся, шумящие струи. Лошади удивлялись шуму воды подымали головы, настороживали уши но мерно и осторожно шагали против течения по неровному дну. Седоки подбирали ноги и оружие. Пехотные солдаты, буквально в одних рубахах, поднимая над водою ружья на которые надеты были узлы с одеждой, схватясь человек по двадцати рука с рукою, с заметным по их напряженным лицам, усилием старались противостоять течению. Артиллерийские ездовые с громким криком рысью пускали лошадей в воду. Орудия и зеленые ящики через которые изредка хлестала вода звенели о каменное дно; но добрые черноморки дружно натягивали уносы пенили воду и с мокрым хвостом и гривой выбирались на другой берег.
(Л. Толстой)
Ответ.
Вожак показал брод, и авангард конницы, а вслед за ним и генерал со свитою стали переправляться. Вода была лошадям по груди, с необыкновенной силой рвалась между белых камней, которые в иных местах виднелись на уровне воды, и образовывала около ног лошадей пенящиеся, шумящие струи. Лошади удивлялись шуму воды, подымали головы, настороживали уши, но мерно и осторожно шагали против течения по неровному дну. Седоки подбирали ноги и оружие. Пехотные солдаты, буквально в одних рубахах, поднимая над водою ружья, на которые надеты были узлы с одеждой, схватясь человек по двадцати рука с рукою, с заметным, по их напряженным лицам, усилием старались противостоять течению. Артиллерийские ездовые с громким криком рысью пускали лошадей в воду. Орудия и зеленые ящики, через которые изредка хлестала вода, звенели о каменное дно; но добрые черноморки дружно натягивали уносы, пенили воду и с мокрым хвостом и гривой выбирались на другой берег.
(Л. Толстой)
multiurok.ru
Урок русского языка по теме: «Текст как речевое произведение»
Воспроизведение кластера на доске обучающимся
Осмысление материала
3.1 Работа в группах: подготовьте сообщения, используя ключевые понятия, памятки, которые лежат перед вами:
1 группа — текст как речевое произведение;
2 группа – типы текстов;
3 группа – стили речи;
3 группа – средства связи в тексте.
1 группа:
Дать определение текста (по разным словарям).
Какова цель создания текстов?
Назовите главные признаки текста.
Дополните свой ответ, вставив при необходимости предложенный ниже материал.
Дидактический материал
1.Оказывается, слово «ТЕКСТ» заимствовано в XVIII веке из нем. яз., где «Text» от лат. textus «словесное единство» образовалось от слова «ткань» (Н.М. Шанский. Этимологический словарь русского языка). Кантемир, поэт-просветитель 18 века в одной из своих сатир писал: «Буду стихи ткати». Другой пример – из поэзии 20 века:
Люблю появление ткани,
Когда приближается миг –
И вдруг дуговая растяжка
Звучит в бормотаньях моих.
(О. Мандельштам)
Бессвязные бормотанья сменяются появлением ткани – текста, словесной ткани.
2. Текст – это продукт речи, речетворческое произведение, основная единица речи. (Ипполитова Н.Л.)
Текст – это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное.
( Зарубина Н. Д., лингвист).
Текст – это сообщение (то, что сообщается) в письменной форме;
текст характеризуется содержательной и структурной завершенностью; в нем выражается отношение автора к сообщаемому,- пишет лингвист Л.М. Лосева.
3.Связность – каждое последующее предложение строится на базе предыдущего.
4.Завершенность- в нем есть начало и конец.
5. Членимость – состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень большое и распространенное предложение не является текстом.
6. Информативность.
7.Микротемы, части текста, языковые средства – все направлено на раскрытие темы и основной мысли текста.
8. Структура текста: абзац, раздел, глава, том.
Озвучивание выполненных заданий по группам
1 группа:
Слайд 4
Текст — (от лат. texum – связь, соединение) – это цельное речевое произведение, связанное по смыслу и грамматически. Это результат речевой деятельности говорящего или пишущего.
2 группа:
Слайд 5.
Типы текстов
3 группа:
Слайд 6.
Стили речи
научный
деловой
публицистический
художественный
4 группа:
Слайд 7.
Средства связи в тексте
(лексические и грамматические)
Однотематическая лексика
Лексический повтор
Синонимы (в том числе контекстуальные)
Антонимы (в том числе контекстуальные)
Союзы
Местоимения
Наречия
Видовременная соотнесенность глагольных форм
Числительные
Частицы
Вводные слова, указывающие на порядок мыслей, явлений и связь между ними
Порядок слов в предложении
Неполные предложения
Интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных предложений)
Слайд 8.
Связь предложений в тексте
3.2 Рефлексия теоретической части
Выполнение теста.
-А теперь оценим себя.
Слайд 9.
Тест
Текст – это:
а) высказывание, состоящее из предложений, объединенных по смыслу;
б) высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую завершенность.
2. Завершенность – это свойство текста, которое состоит в:
а) последовательном раскрытии авторского замысла и проявляется в строении текста, концовке,
в) наличии в тексте от двух до 5 абзацев.
3.Членимость – это свойство текста:
а) делиться на предложения, абзацы, части, главы;
б) делиться на три части (зачин, основная часть, концовка).
4. Связность – это свойство текста, которое передается в:
а) раскрытии авторского замысла;
б) последовательности и логичности предложений, составляющих текст.
5.Целостность – это свойство текста, которое проявляется в:
а) наличии темы, идеи и выразительных средств;
б) ключевых словах текста.
6. Микротема – это:
а) идея, заключенная в одном абзаце;
б) «малая тема», одно из слагаемых темы текста.
Ключ: 1б, 2а, 3а, 4б, 5 б, 6б.
3.3 Лингвистический анализ текста
Слайд 10.
« Нужно учить читать, понимать и ценить с художественной точки зрения язык писателей и поэтов»
Л.В. Щерба
«Понимание есть повторение творчества в измененном порядке»
А.А. Потебня
— Следующий этап нашей работы – лингвистический анализ текста.
Чтение текста Д.С. Лихачева
Слайд 11. Портрет Лихачева (демонстрируется во время чтения текста)
— Как вы думаете, к какому типу текста он принадлежит?
— Каков стиль текста? Докажите.
-Итак, читая текст, вы будете время от времени останавливаться и делать пометы в таблице, которая носит название «Двойной дневник». Это вам поможет понять текст.
Слайд 12.
«Двойной дневник»
КомментарииЧто заставило выписать именно эту цитату?
3.4. Обсуждение «Двойного дневника»
Итак, определите тему текста. Как вы ее определили?
— Цель текста, т.е. зачем создавался текст?
— Определите лексическое значение слова «нравственность».
3.5. Составьте план текста. Простой или сложный.
Зачитывание нескольких планов.
— Каковы основные мысли текста (т.е., какова позиция автора)?
3.6.
— Как связаны части текста (по абзацам)?
— Укажите средства, используемые для выражения идеи:
*ключевые слова
* структуру текста
*языковые средства
После выполнения задания заслушать ответы.
— Каково ваше впечатление о тексте?
4. Рефлексия
—Давайте вернемся к кластеру «Текст как произведение речи» и дополним его. Обсуждение.
Слайд 13.
Задание. Продолжите предложения
* Для меня сегодня важным было…
* Для меня наиболее интересным на занятии было…
* Наиболее трудным на занятии для меня было…
5. Итог:
— Какова тема нашего занятия?
— Какова цель? Достигли ее мы или нет?
Закончить занятие мне хочется словами Д.С. Лихачева
Слайд 14.
«НАША РЕЧЬ — ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ НЕ ТОЛЬКО НАШЕГО ПОВЕДЕНИЯ, НО И НАШЕЙ ЛИЧНОСТИ, НАШЕЙ ДУШИ И УМА…»
Д.С. ЛИХАЧЕВ
6. Домашнее задание: написание эссе «Мои мысли о письме Д.С. Лихачева»
infourok.ru
Технологическая карта урока по русскому языку «Текст как произведение речи. Признаки текста» (10-11 класс)
Технологическая карта урока
«Текст как произведение речи. Признаки, структура текста»
Учебный элемент
Время
Название учебного элемента.
Интегрирующая и дидактическая цель
Рекомендации к выполнению
УЭ-1
5 мин.
Организационный момент.
Цель: сообщение темы занятия, целей и задач.
УЭ-2
20 мин.
Актуализация ранее полученных знаний.
Цель: проверить уровень по ранее пройденному материалу, повторить и дополнить ранее пройденный материал; закрепление навыков правописания;
Анализ текста (текст предварительно записывается под диктовку с объяснением постановки знаков препинания).
Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния. (К. Паустовский)
— Какова тема данного высказывания. (Тема истинного патриотизма объединяет все предложения в одно целое.)
— Определите главную мысль высказывания? (Бескорыстная любовь к родине.)
— Почему данное высказывание можно назвать текстом? Обоснуйте свой ответ. (Это текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено.)
— Что такое текст? Дайте определение. (Текст — это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, высказывание композиционно завершено.)
УЭ-3
30 мин.
Работа по теме урока.
Цель: формировать умение определять способы и средства связи между частями текста; совершенствовать навыки правописания; развивать монологическую речь учащихся.
Анализ текста (запись под диктовку).
Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… (А. П. Чехов.)
— Можно ли назвать данное высказывание текстом? (Да. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено.)
— Определите тему высказывания. (Воспитанные люди.)
— Как в данном тексте связаны предложения? (Предложения соединены между собой параллельной связью, т. е. каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов предложения: Воспитанные люди уважают… Они не бунтуют… Они болеют…. Средство связи — местоимение: люди — они.)
Восстановление текста по выписанным микротемам (сжатое изложение).
Последний поклон
План работы по тексту
Текст
Микротема
Задами я пробрался к нашему дому. Мне хотелось первому встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей.
Дверь распахнута. Краски на двери и на крыльце почти не оста-лось. Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери.
Бабушка сидела на скамье возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки в клубок.
Я замер у двери.
Буря пролетела над землей! Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафчик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на при-печке, так и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.
— Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? Подойди, подойди! Перекрешшу я тебя, милого. У меня в ногу стрельнуло. Испужаюсь или обрадуюсь — и стрельнет…
Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. Какие маленькие сделались у бабушки ручки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную шелуху видна каждая косточка. Я сгреб бабушку в беремя.
— Молилась, молилась за тебя, — торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и все повторяла: — Молилась, молилась.
На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды.
— Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок… Работы сделала иной артели впору. Тебя все ждала. Жданье крепит. Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня… Закрой мои глазоньки…
Бабушка ослабела и только целовала мои руки, мочила их слезами. Я тоже плакал молча и просветленно.
Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму, но меня не отпустили с производства. Начальник, где я работал, сказал:
— Мать или отца — другое дело. А бабушек да Дедушек…
Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью — всем, что есть на свете дорогого для меня. Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны, а я не сделал этого. Случись это теперь — я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.
И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная, Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, И ни-когда не будет.
И некому прощать.
(В. Астафьев.)
Встретить
первому.
У входа в
дом.
Все как прежде.
Встреча.
Встреча.
Сообщение о
смерти ба-
бушки.
«Живет в
сердце ви-
на».
1. Чтение текста.
2. Выделение микротем и ключевых слов в данном тексте.
3. Работа по сжатию текста.
4. Составление сжатого пересказа.
Примечание. В целях необходимой наглядности на уроке может быть использован подготовленный раздаточный материал.
УЭ-4
18 мин.
Контроль знаний. Отработка умений и навыков
Цель: закрепление навыков правописания; определить степень усвоения пройденного материала.
1. Списать текст. Определить, как между собой связаны предложения.
1) Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. 2) В лесах попадались большие луговины и глубокие озера с огромными старыми соснами по берегам. 3) Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков.)
Комментарий к тексту: Предложения связаны между собой цепной (последовательной) связью. В начале второго предложения повторяется мысль, которой закончилось первое предложение (…раскинулись леса…). Третье предложение продолжает развивать тему, затронутую во втором предложении (Сосны… шумели). Средство связи — повтор слов (леса — в лесах, соснами сосны).
2. Списать текст. Определить вид связи предложений 2, 3, 4 в тексте.
1) Внезапно вся сосна от корней до вершины вздрогнула и застонала. 2) Вершина сосны качнулась. 3) Дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны. 4) С тяжелым гулом сосна ударилась о землю и замерла.
Комментарий к тексту: В данном тексте предложения связаны параллельно, т. к. каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов (Вершина качнулась… дерево начало клониться…). Средства связи — синонимы и синонимичные выражения: вершина сосны — дерево — сосна.
Осложненное списывание.
— Текст списать, расставить запятые. Определить способ связи предложений. Назвать тип речи.
Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы в воду комнатной температуры. Через два-три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. На третий день проверяют букет снова подрезают стебли на 1—2 см часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.
Ответ:
Способ связи предложений — цепной (последовательный). Тип речи — повествование.
— Какие типы речи вам известны? (Описание, рассуждение, повествование.)
— К какому типу речи относятся следующие тексты? Определите на слух.
а) Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки.
Это рассуждение, т. к. в тексте объясняется, почему нет полотенец из пластмассы, раскрывается причина этого (…ткани из химического волокна плохо впитывают воду) и делается вывод (ими нельзя вытирать руки).
б) В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окруженные разными постройками. (И. С. Тургенев.)
Тип речи — описание.
УЭ-5
5 мин.
Подведение итогов урока.
Цель: общий вывод по пройденному материалу, оценка работы обучающихся.
— Что такое текст?
— Назовите основные признаки текста.
— Какие связи предложений существуют в тексте?
— Что такое абзац? Какова его роль в тексте?
— Что такое микротема и микротекст?
Оценка работы данного учебного занятия проводится самим преподавателем.
УЭ-6
2 мин.
Домашнее задание.
Цель: закрепить полученный в ходе занятия материал.
Чтение учебника, работа с конспектом лекций.
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку «Текст ка речевое произведение»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ
(ГБОУ КК ШИСП)
ул. Славянская, д.65, г. Краснодар, 350047, тел./факс (861)222-17-80
e-mail: [email protected]
Урок русского языка в 9-м классе по теме:«Текст как речевое произведение.Смысловая и композиционная цельность, связность текста»
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ КК ШИСП
Антонова Анна Дмитриевна
Краснодар 2017
Цели урока:
Образовательные:
углубить теоретические знания о тексте;
о законах и правилах построения его как крупной синтаксической единице речи;
познакомить учащихся с основными признаками текста;
повторить наиболее известные способы связи предложений в тексте;
формировать умения и навыки правильно строить текст.
Развивающие:
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать;
развитие умения слушания и распределение внимания во время слушания;
развитие умения применять полученные знания;
развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
Методы ведения урока: Беседа, анализ, исследование, работа в группах.
Образовательная технология: Коллективно-распределительная деятельность в рамках личностно-ориентированного подхода в обучении.
Оборудование урока (средства обучения): Опорная таблица «Основные признаки текста»; раздаточные листы с заданиями для работы в группах;
Ход урока
I. Оргмомент
Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, — хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ.
Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? (учащиеся формулируют цели урока).
Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность.
II. Словарная работа «Угадай слово» Проверка домашнего задания.
На экране записаны толкования смысловых значений слов, по которым учащиеся должны угадать лингвистические термины,
Текст: несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.
Тема: круг жизненных явлений, отобранный и освещенный автором в художественном произведений с определенных идейно-политических позиций (это то, что автор изображает).
Идея: проблема, поставленная автором в тексте и освещенная им на определенном жизненном материале. (Как он оценивает изображаемое?Что хочет сказать автор нарисованными им картинами жизни в произведении?)
Композиция: построение произведения (текста), расположение его составных частей, порядок изложения событий…
(Комментарий: такое начало урока позволяет учителю быстро включить внимание учеников, активизировать их деятельность и логически перейти к теоретическому материалу темы урока в целом).
Итак, Ключевыми на уроке будут следующие понятия: (слайд ___)
Текст
Смысловая целостность
Композиционная целостность
Связность текста
— Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а так же основные орфограммы и пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.
III. Сообщение темы урока и задач, которые необходимо решить в течение его
Каждому человеку необходимо понимать прочитанное, воспринимать информацию различного характера, самому создавать тексты, адекватно отражающие его мысли. При этом следует грамотно выбрать речевой жанр и соответствующие ему языковые средства. Нам приходится ежедневно понимать и порождать различные виды текстов, поскольку именно в них фиксируются итоги человеческого познания, достижения науки, культуры.
Требование создать текст-рассуждение на итоговой аттестации в 9 классе выдвинула сама жизнь. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им , могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умения и навыков развития коммуникативных умений выпускников. Именно поэтому в содержание КИМ включается проверка практических умений- создание собственного высказывания как важное умение, постоянно используемое в жизни.
Но все эти умения будут востребованы и в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников, а также при сдаче ЕГЭ. Именно поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближенны к критериям оценивания задания С1 ЕГЭ.
На первый взгляд, текст – это очень сложная структура, в которой невозможно разобраться. Но если аккуратно препарировать её, то станет намного понятнее не только как анализировать текст, но и как составлять свои собственные.
III. Работа с опорной таблицей « Основные признаки текста»
Основные признаки текста
Давайте начнем с работы над научной статьей и попробуем более подробно разобраться в основных признаках текста.
Итак:
Членимость– это один из главных признаков текста. То есть любой текст мы можем расчленить на предложения, на более мелкую единицу.
Несмотря на своючленимость, текст целостен.
Целостность проявляется и на уровне композиции. У любого текста есть введение, основная часть и заключение.
Введение в текст погружает нас в тему. Введение должно вызывать интерес, желание прочитать текст дальше. Именно во введении задаётся общий тон текста, обозначается не только тема, но и его проблема.
Основная часть на то и основная, поскольку составляет главный массив текста. Здесь автор излагает материал, свою точку зрения, выражает оценку рассказываемому, выдвигает тезисы и доказывает их, в общем, реализует в полной мере то, зачем он написал этот текст.
В заключении обычно подводится итог, со всей определенностью формулируются выводы, суммируется сказанное, намечаются новые задачи и проблемы, требующие разрешения, содержатся призывы к аудитории и т.п.
Способы смысловой (логической) связи предложений в тексте
Одним из признаков текста является связность. Связь в тексте бывает смысловой и грамматической.
Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы двигаться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд. В тексте мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, — повторяем какую-то часть предыдущего предложения (это «данное»). Затем делаем шаг вперёд — добавляем новую информацию, нужную для развития мысли. Основная функция «данного» — связывать между собой предложения, «нового» — развивать мысль в тексте. На «новое» ставится логическое ударение.
Наиболее распространённая модель связи предложений в тексте называется последовательной, или цепной. Новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором — данным в третьем и т. д. Следующее предложение начинается с того, чем заканчивается предыдущее.
Например: Кто благоразумен, / тот воздержан (новое). Кто воздержан (данное), / тот стоек (новое). Кто стоек (данное), / тот невозмутим. Кто невозмутим, / тот беспечален. Кто беспечален, / тот счастлив. Следовательно, кто благоразумен, тот счастлив (Сенека).
Параллельная связь состоит в том, что данное есть в первом предложении. Все последующие предложения содержат новое, потому что они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются.
Например:
Берегите друг друга, (данное)
Добротой согревайте, (новое)
Берегите друг друга,
Обижать не давайте, (новое)
Берегите друг друга.
Суету позабудьте (новое)
И в минуту досуга
Рядом с другом побудьте, (новое)
Берегите друг друга
Без притворства и лести, (новое)
Берегите друг друга:
Ненадолго мы вместе! (новое)
(О. Высоцкая)
Параллельная связь обеспечивает точность высказывания, поэтому её используют в научном стиле. Кроме того, предложения придают тексту торжественность, пафосность. Однако повтор слов при такой связи может вносить в текст монотонность.
Чаще всего параллельную связь используют в поэтической речи, так как повтор слов носит эмоциональный, экспрессивный характер.
Смешанный тип связи основывается на параллельном и последовательном соединении частей. Связь в таком случае осуществляется за счёт общего задания: раскрыть главную мысль, а также за счёт той картины действительности, которую рисуют предложения все вместе.
Например: Пришедшая ночь была светла и спокойна. Реку заволокло белое молоко тумана, а поле и деревни виднелись далеко-далеко. Дергач замолк, опять стало совсем тихо. Иногда в каком-нибудь хлеву звучал колокол жующей жвачку коровы да чей-нибудь сонный петух-недотёпатрепыхал крыльями и гоготал спросонья, не зная о том, время или не время петь (В. Белов).
Чаще всего смешанный тип связи используется в пейзажных описаниях в художественном стиле.
IV. Работа с текстами в группах (коллективное выполнение задания с последующим комментарием одного представителя группы)
Текст №1 (первая группа) – распечатка.
Осень… Как тоскливо! Она навевает мне грустные мысли… сидишь дома, а на улице дождь и слякоть.
Именно осень Л.С.Пушкин писал свои произведения: «Унылая пора! Очей очарованье!..» (Работа взята из сочинения — миниатюры ученика.)
Задание:
1. Прочитайте выразительно текст.
2. Определите, какие признаки текста «потеряны» в нем. (Приходим к выводу, что нет в написанном ни композиционного единства частей: оно не обеспечено грамматической связью, потому нет и смысловой цельности, и относительной законченности.Существует лишь тематическое единство.)
3. Как исправить? (Коллективная работа.)
Текст №2 (вторая группа) – распечатка.
1. Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке.
2. В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин».
3. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян.
4. Он был очень точен в своих изображениях.
5. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям.
Задание:
1. Прочитайте выразительно текст.
2. Определите, какие признаки текста нарушены?
3. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
4. Попробуйте объединить в связный текст эти разрозненные предложения (коллективная работа).
Текст №3 (третья группа)
1. Её так звали: Сашина (или Танина) береза.
2. Отныне человек и дерево как бы опекали друг друга, храня тайну взаимности.
3. Кое-где на русском Северо-Западе в честь рождения ребенка, особенно первенца, отец или дед сажали дерево: липу, рябину, чаще
березу.
4. Эта береза росла вместе с тем, в честь кого была принесена из лесу и посажена на родимом подворье.
5. Если в палисаде у дома места не было, сажали где-нибудь у бани или в огороде.
Задание:
1. Прочитайте выразительно текст.
2. Исправьте недочеты в построении текста и запишите в тетрадях.
(Комментарий: при составлении текста следует учитывать в первую очередь логику развития мысли, последовательность описываемых событий. Кроме того, важно видеть и те языковые «скрепы», которые связывают последующее предложение с предыдущим. Между ними существует смысловая связь. Могут быть связанными не только предложения, стоящие рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.)
VI. Знакомство с правилами составления текста
«Собирая» текст из предложений, следует руководствоваться следующими правилами:
1. В качестве начального выбрать такое предложение, которое, во-первых, логически содержало бы первую посылку, из которой вытекали бы следующие высказывания. Во — вторых, в этом предложении не должно содержаться местоимений, местоименных наречий, которые указывали бы на предметы и признаки, названные в других предложениях, а также сочинительных союзов, свидетельствующих о присоединении данного предложения к «левому контексту». С точки зрения содержания и структуры первое предложение текста должно быть максимально независимым.
2. Следующие предложения должны присоединяться к первому с учетом логики развития мысли и тех средств связи, которые в них присутствуют, прежде всего — логических средств.
3. Последнее предложение текста должно логически завершать фрагмент и не оставлять ощущения недосказанности (данные правила должны быть учтены и при создании собственного текста).
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА РЕЧИ
ОПИСАНИЕ
2)композиция:
-общее впечатление от предмета;
-признаки предмета;
-оценка предмета;
3)связь предложений:
ПОВЕСТВОВАНИЕ
1)вопрос что произошло? что делает пред-
2)композиция:
-начало действия;
-развитие действия;
-кульминация;
-развязка действия;
3)связь предложений:
РАССУЖДЕНИЕ
1)вопрос почему? зачем?
объяснение фактов,событий с указанием
причинно-следственных связей;
2)композиция:
3)связь предложений:
VII. Работа с текстом: комплексный анализ.
1. Повторение теоретических сведений
А) – Докажите, что данный отрывок является текстом. (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)
( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.) (ответы учащихся с опорой на схему)
Б) Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится) (о воспитании человечности-добрых чувств)
– Как вы понимаете смысл слова «человечность»?
— Где можно найти лексическое значение слова?
— Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова).
-Если обратимся к словарю Ожегова, то прочитаем:
Доброта — Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
— Подберите и запишите синонимы к слову «доброта». (чуткость, доброта, отзывчивость, сердечность)
— Автор, рассуждая о человечности, приводит целый ряд слов- синонимов -ассоциаций. Составьте свой словарик ключевых понятий из текста, которые ассоциируются со словом «человечность» и запишите его. (доброта, доблесть, теплота сердца, душевная красота, добрые чувства, ласка, эмоциональная культура, чуткость, отзывчивость, истина).(слайд 4)
— Чтобы быть человечным, что автор считает необходимым сделать? (пройти школу воспитания добрых чувств). Об этом говорили и великие люди.
«Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих» (Конфуций)
« Доброта – язык, который могут слышать глухие и видеть слепые».
Марк Твен.
Подлинная доброта рождается только в сердце,пережившем заботы о судьбе другого человека.
В)- Итак, перед нами рассуждение о необходимости воспитания человечности, доброты. Выделите в тексте три микротемы, которые раскрывают идейное содержание текста, запишите их. Вы можете сформулировать их своими словами или записать цитатами из текста.
1.Без доброты нет подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота
2.Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.
3. Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.) (запись в технологическую карту) (слайд 5)
— Почему публицист связывает свое рассуждение с современной молодежью? (Не всякий человек может разглядеть в себе черты человечности, другие даже стесняются своей доброты).
Г)— В чём красота доброты? Найдите в тексте предложение, раскрывающее авторскую идею, и запишите его номер (13).
(Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека)
Д). — К какому стилю речи относится текст? (проверка записей в тех.карте). Устно аргументируйте свой ответ.
(Публицистический, во-первых, автор говорит о прекрасной человеческой черте доброте, т.е, поднимает важную для нас проблему.
Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что доброта раскрывается в умении чувствовать другого человека и сопереживать ему)
В-третьих, в тексте используется особая эмоционально-психологическая лексика (познание, чувствование, отзывчивость и др.). Это тоже характерно для публицистического стиля).
— Какова сфера употребления публицистического стиля? (Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям).
— Какие стилевые черты публицистического стиля вы можете назвать? ((логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).
е). — Какой тип речи представлен в этом тексте? (рассуждение)- проверка
VIII. Подведение итогов урока
5. Итог урока (рефлексия). (Слайд 9)
Перед вами лист самооценки. Заполните соответствующие графы, исходя из результатов работы по технологической карте. Ставьте знак «+», где вы точно знаете ответ на вопрос, знак «- «- там, где у вас возникли проблемы (этот материал нужно еще раз проработать). Оцените свою деятельность отметкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Итак, возвращаясь к поставленным целям, делаем вывод по уроку.
— Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.
— Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.
Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.
Каждая группа составляет устный рассказ по теме урока, опираясь на записанные на доске (раздаточных листах) вопросы:
Что такое текст?
Каковы основные признаки его?
Каким по объёму может быть текст? (Один абзац, статья, книга.)
Как связываются между собой предложения в тексте?
Одинаковы ли смысловые отношения между предложениями в тексте?
Каковы же эти различия?
IX. Домашнее задание
6. Домашнее задание: (разноуровневое, на выбор учащегося) (слайд 10)
— Исходя из результатов работы и самооценки, вы выбираете себе тип домашнего задания.
1.Сложный уровень: написать сочинение-рассуждение на тему «Я добрый человек?» В качестве аргументов вы можете привести примеры проявления этого качества в реальных жизненных ситуациях. Не забывайте о смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Объем сочинения по регламенту не менее 50 слов.(слайд Памятка «Как писать сочинение-рассуждение»).
2. Средний: выполнить тест
3. Простой: написать сжатое изложение по аудиозаписи.
Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение малоизвестного поэта Алексея Нескородова, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.
Красиво жить не запретишь,
И с Божьей помощью, быть может,
Ты где-то, в чем-то победишь,
Я знаю, Бог тебе поможет!
Поможет Он тебе любить,
Быть добрым, честным и бесстрашным,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармонии в мире нашем!
— Помните эти строки, и пусть в ваших сердцах, наряду с мужеством, храбростью, находчивостью, живет ценное человеческое качество – доброта, без которой невозможна душевная красота.
infourok.ru
лекция по теме: «Текст как произведение речи»
Тема «Текст как произведение речи»
План:
1. Что такое текст?
2. Признаки, структура текста
3. Способы связи предложений в тексте
Ход занятия:
Что такое текст?
Запишем несколько предложений.
Не место красит человека, а человек место.
Красноярск лучший город на планете Земля! Потому что это город, в котором я живу и учусь. Здесь я родился и вырос. Я люблю этот город ещё и за свою красоту.
Наш Красноярск богат своей природой. Быстро пролетает короткое северное лето. Енисей – самая красивая река.
Какая из частей является текстом? (1 и 3)
Текст – это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически.
Текст может составлять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, несколько абзацев, глав и даже нескольких книг.
2. Признаки, структура текста
Важнейшими признаками текста являются:
Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, то есть того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, то есть основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).
Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?». Тема текста может быть заложена в его названии: «отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т.д. Тема текста часто может заключаться в первом предложении:
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите Землю!
(М. Дудин)
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(А.С. Пушкин)
Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?»
Упражнение 1. Прочитаете текст. Определите тему и идею текста.
Как рождается замысел?
… Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи…
Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.
…Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это все медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел.
(К. Паустовский)
Тема этого текста заключена уже в первом предложении текста – рождение замысла. Основная идея – показать путем сравнения, как в сознании писателя появляется замысел. Тема раскрывается с помощью ключевых слов и словосочетаний: замысел, возникновение замысла, внутреннее состояние писателя, сравнение, молния, сознание человека.
Структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).
Смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста).
Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).
3. Способы связи предложений в тексте
Основными видами (способами) связи предложений в тексте являются: цепная и параллельная.
Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.
Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным. Но это спокойствие было обманчивым.
Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.
При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, то есть одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.
Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).
Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими земли».
Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова (во-первых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т.п.).
Упражнение 2. Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите тему и идею текста. Найдите в тексте ключевые слова и словосочетания, которые раскрывают тему.
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.
Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечно зеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.
Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов.
(С. Аксаков)
Тема текста – глубокая осень Идея – показать изменения в природе в это время года.
Упражнение 3. Прочитайте. Определите, какой тип связи (параллельная или цепная) представлен в тексте. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.
Ковалев выступил поближе, высунул батистовый воротничек манишки, поправил висевшие на золотой цепочке свои печатки и, улыбаясь по сторонам, обратил внимание на легонькую даму которая, как весенний цветочек, слегка наклонялась и подносила ко лбу свою беленькую ручку с полупрозрачными пальцами. Улыбка на лице Ковалева раздвинулась еще далее когда он увидел из-под шляпки ее кругленький, яркой белизны подбородок и часть щеки, осененной цветом первой весенней розы. Но вдруг он отскочил, как будто бы обжёгшись. Он вспомнил что у него вместо носа совершенно нет ничего и слезы выдавились из глаз его. Он оборотился с тем чтобы напрямик сказать господину в мундире что он только прикинулся статским советником что он плут и подлец. Но носа уже не было: он успел ускакать, вероятно, опять к кому-нибудь с визитом.
(Н. Гоголь)
Ответ.
Ковалев выступил поближе, высунул батистовый воротничек манишки, поправил висевшие на золотой цепочке свои печатки и, улыбаясь по сторонам, обратил внимание на легонькую даму, которая, как весенний цветочек, слегка наклонялась и подносила ко лбу свою беленькую ручку с полупрозрачными пальцами. Улыбка на лице Ковалева раздвинулась еще далее, когда он увидел из-под шляпки ее кругленький, яркой белизны подбородок и часть щеки, осененной цветом первой весенней розы. Но вдруг он отскочил, как будто бы обжёгшись. Он вспомнил, что у него вместо носа совершенно нет ничего, и слезы выдавились из глаз его. Он оборотился с тем, чтобы напрямик сказать господину в мундире,что он только прикинулся статским советником, что он плут и подлец. Но носа уже не было: он успел ускакать, вероятно, опять к кому-нибудь с визитом.
Упражнение 4. Прочитайте. Охарактеризуйте тип связи в тексте. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.
Вожак показал брод и авангард конницы а вслед за ним и генерал со свитою стали переправляться. Вода была лошадям по груди, с необыкновенной силой рвалась между белых камней которые в иных местах виднелись на уровне воды и образовывала около ног лошадей пенящиеся, шумящие струи. Лошади удивлялись шуму воды подымали головы, настороживали уши но мерно и осторожно шагали против течения по неровному дну. Седоки подбирали ноги и оружие. Пехотные солдаты, буквально в одних рубахах, поднимая над водою ружья на которые надеты были узлы с одеждой, схватясь человек по двадцати рука с рукою, с заметным по их напряженным лицам, усилием старались противостоять течению. Артиллерийские ездовые с громким криком рысью пускали лошадей в воду. Орудия и зеленые ящики через которые изредка хлестала вода звенели о каменное дно; но добрые черноморки дружно натягивали уносы пенили воду и с мокрым хвостом и гривой выбирались на другой берег.
(Л. Толстой)
Ответ.
Вожак показал брод, и авангард конницы, а вслед за ним и генерал со свитою стали переправляться. Вода была лошадям по груди, с необыкновенной силой рвалась между белых камней, которые в иных местах виднелись на уровне воды, и образовывала около ног лошадей пенящиеся, шумящие струи. Лошади удивлялись шуму воды, подымали головы, настороживали уши, но мерно и осторожно шагали против течения по неровному дну. Седоки подбирали ноги и оружие. Пехотные солдаты, буквально в одних рубахах, поднимая над водоюружья, на которые надеты были узлы с одеждой, схватясь человек по двадцати рука с рукою, с заметным, по их напряженным лицам, усилием старались противостоять течению. Артиллерийские ездовые с громким криком рысью пускали лошадей в воду. Орудия и зеленые ящики, через которые изредка хлестала вода, звенели о каменное дно; но добрые черноморки дружно натягивали уносы, пенили воду и с мокрым хвостом и гривой выбирались на другой берег.
(Л. Толстой)
multiurok.ru
Текст как произведение речи. Основные признаки текста (повторение).
Русский язык 7 класс
Тема урока: Текст как произведение речи. Основные признаки текста (повторение).
Цели урока:
Обучающая: обобщить и систематизировать знания о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике;
Развивающая: развивать умения полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике и при составлении текстов;
Воспитательная: воспитывать наблюдательность, толерантность, любовь к природе, уважительное отношение к русскому языку.
Организация начала урока. Психологический настрой.
Проверка домашнего задания (упр.265, упр.275)
Актуализация знаний
Синтаксический разбор предложения: Ночью свежий белый снежок, начавшийся вечером, густо покрыл старый наст.
Образовать от глаголов по одному причастию и деепричастию: обидеть, доставлять, рекомендовать, раскрыть, принять, создавать.
Определение темы и целей урока
Чтение эпиграфа на с.109
— Как вы понимаете сочетание «мастера слова»?
— Что такое «изобразительно-выразительные средства языка»? приведите примеры.
— Объясните значение слова «пригоршня» (ПРИГОРШНЯ, -и, род. мн -шен и ПРИГОРШНЯ, -и, род. мн. -ей, ж. 1. Ладонь или обе ладони, сложенные горстью (горстями) Пить воду пригоршнями. 2. Количество чего-н., вмещающееся в сложенные таким образом ладони (в ладонь) Целая (полная) п. леденцов. Несколько пригоршней орехов.)
— Язык- важнейшее средство общения людей. Общаясь, мы пользуемся одновременно всеми языковыми средствами: звуками, морфемами, словами, словосочетаниями, предложениями. Средства языка не существуют сами по себе, они реализуются только в речи, в речевом общении. Поэтому текст- это произведение речи.
— Откройте тетради, запишите тему урока.
— Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока?
5. Изучение нового материала
— Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».
— Если посмотреть этимологический словарь, то первоначальное значение слова «текст» — это «ткань, сплетение».
— Как вы думаете, что общего между этими предметами?
— Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
— Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.
ТЕКСТ — всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.
ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.
ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п
Упражнение 279 (устно).
— Послушайте 2 отрывка:
1)Красноярск лучший город на планете Земля! Потому что это город, в котором я живу и учусь. Здесь я родился и вырос. Я люблю этот город ещё и за свою красоту.
2)Наш Красноярск богат своей природой. Быстро пролетает короткое северное лето. Енисей – самая красивая река.
— Какая из частей является текстом?
Текст – это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически. (запись определения в тетерадь).
— Текст может составлять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, несколько абзацев, глав и даже нескольких книг.
— Назовите признаки текста. (Единство темы, наличие основной мысли (идеи), связь предложений между собой, относительная законченность, определённый порядок предложений.)Чертят кластер.
Важнейшими признаками текста являются:
Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, то есть того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, то есть основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).
Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?». Тема текста может быть заложена в его названии: «отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т.д. Тема текста часто может заключаться в первом предложении:
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите Землю!
(М. Дудин)
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(А.С. Пушкин)
Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?»
— Какие типы речи вы знаете? (работа со схемой на стр.110).
— Сейчас я прочитаю вам тексты, а вы определите их тип речи.
1 текст: описание
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).
2 текст: (повествование)
Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу. Перед употреблением помойте руки.
3 текст: (рассуждение)
Имя Гвидон (“Сказка о царе Салтане”) явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона (“Сказка о золотом петушке”). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д’АНТОНА, в котором действуют и “славный король Гвидон” и “король Дадон”, ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
Составление таблицы.
Тип речи | Основная задача автора, использующего этот тип речи | Основные вопросы, характерные для данного типа речи |
Описание | Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния. | Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны? |
Повествование | Сообщить о последовательности действий или событий. | Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом? |
Рассуждение | Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события. | Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит? |
— С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.)
Работа по вопросам (с.110), работа с текстом, пересказ, составление тезисного плана.
Самостоятельная работа: создайте свой текст на любую тему. Устная проверка.
Домашнее задание: упр.281, упр.282, теория на с.110-111.
Подведение итогов урока. Рефлексирующие карточки.
— Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока.
1. Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
2. Что вызвало затруднения?
3. Над чем еще надо поработать?
4. Чему научились на уроке?
5. Что нового узнали о тексте?
6. Как самому правильно сочинить текст? Что для этого нужно знать и уметь?
multiurok.ru
Текст как произведение речи. Признаки и структура текста
Задами я пробрался к нашему дому. Мне хотелось первому встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей.
Дверь распахнута. Краски на двери и на крыльце почти не оста-лось. Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери.
Бабушка сидела на скамье возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки в клубок.
Я замер у двери.
Буря пролетела над землей! Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафчик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на при-печке, так и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.
— Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? Подойди, подойди! Перекрешшу я тебя, милого. У меня в ногу стрельнуло. Испужаюсь или обрадуюсь — и стрельнет…
Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. Какие маленькие сделались у бабушки ручки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную шелуху видна каждая косточка. Я сгреб бабушку в беремя.
— Молилась, молилась за тебя, — торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и все повторяла: — Молилась, молилась.
На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды.
— Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок… Работы сделала иной артели впору. Тебя все ждала. Жданье крепит. Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня… Закрой мои глазоньки…
Бабушка ослабела и только целовала мои руки, мочила их слезами. Я тоже плакал молча и просветленно.
Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму, но меня не отпустили с производства. Начальник, где я работал, сказал:
— Мать или отца — другое дело. А бабушек да Дедушек…
Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью — всем, что есть на свете дорогого для меня. Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны, а я не сделал этого. Случись это теперь — я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.
И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная, Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, И ни-когда не будет.
И некому прощать.
(В. Астафьев.)
multiurok.ru