Место психологии в системе наук кратко: Место психологии в системе наук

Место психологии в системе наук

Место психологии в системе наук находится в центре треугольника, углами которого являются общественные, естественные и философские науки. По мнению академика Б.М. Кедрова, психология занимает центральное место среди всех наук, поскольку объединяет все группы наук. Психология может не только иметь свой собственный продукт, но и объяснить развитие других наук.

 

Место психологии в системе наук находится рядом с общественными науками. Общественные, или социальные, науки занимаются изучением поведения людей. Среди социальных наук можно отметить социологию, политологию, экономику, антропологию, этнографию, а также психологию, социальную психологию. Рядом с этими науками граничат такие философские науки, как философия, культурология, педагогика, искусствоведение, литературоведения, эстетика, история. Все эти науки относятся к гуманитарным наукам.

 

Место психологии в системе наук

Поскольку место психологии в системе наук является центральным, это значит, что она граничит с естественными науками, например, с математикой, физикой, биологией, физиологией, медициной. Недаром, на стыке соприкосновения этих наук с психологией зародились самостоятельные науки, например, психофизиология, бионика, психофизика, нейропсихология, медицинская психология и т.д.

 

Получается, что психология – это наука, которая сочетает в себе как естественно-научные, так и социально-гуманитарные знания. Этот факт и определяет место психологии в системе наук. Узнайте: как сохранить семью. 

Психология играет роль объединителя общественных и естественных наук в единую концепцию с целью изучения человека. В последнее время ученые начали также объединять психологию с техническими науками. Так, возникли инженерная психология, эргономика, авиационная и космическая психология и т.д.

 

Психологическая наука имеет разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин. Это связано с тем, что, во-первых, необходимы новые знания в разных областях. Так, например, возникли инженерная психология. Во-вторых, в психологию вводятся новые методы познания и исследования, например, физические методы, что повлияло на возникновение экспериментальной психологии.

Современная наука насчитывает около сотни отраслей психологии.

 

Общая психология является центром всей психологической науки. Она изучает наиболее общие вопросы, закономерности, механизмы психики человека. Психика человека – это сложная структура, которая не может быть до конца изучена, именно поэтому на помощь общей психологии приходят такие смежные науки, как клиническая психология, инженерная психология, возрастная психология, психофизиология и т.д. Кроме того, выделяются отрасли психологии, которые изучают психику человека по его виду деятельности, например, психология труда, инженерная психология, авиационная, космическая психология, медицинская, юридическая, военная психология.

 

Отклонениями от нормы, распад психики изучается такой наукой, как патопсихология. Кроме того, существует также наука парапсихология, которая также изучает отклонения от нормы и возникновения необычных способностей человека, например, телепатию и ясновидение. Однако парапсихология считается дискуссионной отраслью психологии. Узнайте: как помириться с мужем. 

Итак, место психологии в системе наук является центральным. Психология – это важная наука, без которой сложно понять и предугадать поведение человека, а также излечить душевные расстройства и раны. Практическая психология имеет важное направление психологическую коррекцию и психотерапию. Она направлена на решение психологических проблем, оказание психологической поддержки и помощи, устранение причин отклонений, развитие способностей личности.

 

Еще одной отраслью в практической психологии является психологическое консультирование, которое сегодня пользуется большой популярностью среди людей, особенно живущих в больших городах. Так, психологическое консультирование включает в себя консультирование и решение проблем, связанных с проблемами в семье, частыми ссорами, раздражительностью, неудовлетворенностью в жизни, трудностями в общении, в учебе и т.д.

 

Таким образом, психология – это не только теория, но и практика. Роль психологии в современной науке велика, именно поэтому место психологии в системе наук находится в центре.

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru


Читайте также:

  1. Как научиться целоваться
  1. Французский поцелуй
  1. Как познакомиться с девушкой
  1. Как влюбить в себя девушку
  1. Как вернуть девушку
  1. Как стать богатым
  1. Как забыть парня
  1. Как повысить самооценку
  1. Как соблазнить девушку
  1. О чем говорить с девушкой

Задачи и место психологии в системе наук

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

  • — научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
  • — научиться управлять ими;
  • — использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей
  • — практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
  • — быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений.

Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Каково же место психологии в системе наук?

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично.

Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

10 областей психологии | UMass Global Blog

Самое основное определение психологии — это изучение разума и поведения. По данным Американской психологической ассоциации (АПА), «эта дисциплина охватывает все аспекты человеческого опыта — от функций мозга до действий наций, от развития детей до ухода за пожилыми».

Поскольку спектр необходимых услуг может быть очень разным, неудивительно, что существует так много разных областей психологии. Если вы нацелились на карьеру в этой области, обязательно проведите исследование. Возможно, вы обнаружите, что одна из многих специальностей в области психологии может идеально соответствовать вашим интересам и целям.

Чтобы помочь вам оценить ваши варианты, мы составили список некоторых распространенных типов карьеры психолога. Продолжайте читать, чтобы найти разбивку, которая включает важную информацию, такую ​​как требования к образованию, описание работы, потенциальную зарплату и рабочую среду.

Изучение 10 распространенных направлений психологии

Начинающие специалисты в области психологии могут выбирать из нескольких карьерных путей. Поэтому, прежде чем приступить к работе в этой отрасли, вы можете подумать о том, чтобы сузить свои перспективы до определенной области, которая соответствует вашим навыкам и увлечениям. Узнайте больше о некоторых распространенных психологических специальностях, которые вы могли бы рассмотреть.

1. Школьная психология

Школьные психологи выполняют ряд обязанностей, в первую очередь предоставляя психологические услуги, чтобы помочь учащимся добиться успехов в учебе, обществе, поведении и эмоциях. В то время как большинство из них работает со студентами K-12 и их семьями, некоторые также будут работать с молодыми людьми, такими как первокурсники колледжа. Они также стремятся создать инклюзивную и поддерживающую учебную среду для школы в целом.

Тем, кто практикует в этой области психологии, скорее всего, потребуется степень магистра и они должны соответствовать лицензионным требованиям, характерным для их штата.

2. Клиническая психология

Согласно APA, эта специальность направлена ​​на решение проблем поведения и психического здоровья у людей любого возраста и всех этнических, культурных и социально-экономических слоев. Клинические психологи проводят оценку, консультации и вмешательство для людей, имеющих проблемы с интеллектуальной, эмоциональной, психологической, социальной и поведенческой дезадаптацией. Они работают с клиентами, страдающими тревогой, депрессией, расстройствами пищевого поведения, расстройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами, или даже с теми, у кого тяжелая психопатология.

В то время как некоторые области клинической карьеры в психологии открыты для кандидатов, имеющих квалификацию магистра, для большинства из них требуется докторская степень. Широкий спектр услуг, предоставляемых клиническими психологами, означает, что эту работу можно найти в самых разных средах — от больниц и психиатрических учреждений до частных и государственных организаций, таких как школы, полицейские управления и военные подразделения.

3. Клиническая детская психология

Клиническая детская психология – это специальность, которая помогает оказывать психологические услуги младенцам, детям ясельного возраста, детям и подросткам. Специалисты в этой области оценивают и лечат ряд биологических, психологических и социальных проблем, с которыми сталкиваются молодые пациенты.

Детские трудности иногда могут быть вызваны эмоциональными проблемами и проблемами развития. В других случаях проблемы со здоровьем могут сдерживать ребенка. Такие вещи, как травма и утрата, по-своему влияют на маленьких пациентов, и детские психологи — как правило, с докторской степенью — обучены понимать уникальные потребности наших молодых людей и помогать им преодолевать препятствия, преграждающие им путь.

Вы найдете клинических детских психологов, работающих в клиниках, больницах, реабилитационных центрах, школах и частных практиках. В зависимости от условий эти медицинские работники могут специализироваться в одной из нескольких различных областей психологии, включая поведение в младенчестве, детстве или подростковом возрасте и отклонения в развитии. Те, кто интересуется этой областью психологии, могут начать оттачивать свои навыки в этих областях уже во время обучения в бакалавриате со степенью бакалавра искусств в области психологии с концентрацией детской психологии.

4. Клиническая психология здоровья

Клиническая психология здоровья является еще одним ответвлением этой отрасли. Врачи-практики с докторской степенью в этой области психологии имеют опыт работы с взаимодействием социальных, культурных и биологических факторов, а также с их потенциальным влиянием на благополучие человека. Стоит отметить, что во всех 50 штатах требуется как минимум степень магистра , чтобы стать психологом, но для клинической практики вам понадобится докторская степень.

Клинические психологи могут помочь людям с такими вопросами, как контроль веса, снятие боли, употребление табака и адаптация к хроническим заболеваниям. APA говорит, что специалисты по этой специальности психолога могут рассчитывать на помощь любому человеку «с болезнью, которую можно предотвратить, вылечить или реабилитировать с помощью психологических методов или процедур».

Большинство медицинских психологов работают в больницах или клиниках. Вакансии также можно найти в некоммерческих организациях, крупных корпорациях, университетах, государственных секторах и частных исследовательских учреждениях.

5. Клиническая нейропсихология

Одной из наиболее узкоспециализированных областей психологии является клиническая нейропсихология, которая фокусируется на науке о человеческом поведении применительно к центральной нервной системе. Эти специалисты работают с людьми, которые испытывают нейроповеденческие расстройства. Это может включать такие состояния, как болезнь Паркинсона, деменция, черепно-мозговые травмы, судорожные расстройства и трудности с обучением.

Клинические нейропсихологи должны поддерживать практические знания о неврологических расстройствах, принципах нейронауки, развитии мозга, методах нейродиагностики и поведенческих проявлениях неврологических расстройств. Из-за специализированного характера этой роли для продолжения психологической карьеры часто требуется как докторская, так и некоторая постдокторская подготовка.

6. Брачная и семейная психология

Брачные и семейные терапевты сосредотачивают свою работу на эмоциях, мыслях и поведении отдельных лиц, пар и семей — как по отношению друг к другу, так и в их более широком окружении. Таким образом, для этой роли требуются специальные знания в системных реляционных системах.

Психологи такого типа обычно обращаются к широкому кругу клинических проблем. Они могут включать злоупотребление алкоголем и наркотиками, проблемное поведение молодежи, депрессию, конфликты между родителями и детьми, нарушения развития, сексуальное или физическое насилие, проблемы со здоровьем и многое другое.

Некоторые должности психолога по вопросам брака и семьи отдают предпочтение кандидатам, имеющим докторскую степень. по психологии или степень доктора психологии (Psy.D.). Однако такие программы, как магистратура по браку и семейной терапии, могут помочь претендентам на получение лицензии в 39 странах.состояния.

Узнайте об этой профессии помощника, а затем изучите варианты карьеры, которые соответствуют вашему будущему.

Промышленные ресурсы

7. Судебная психология

Судебная психология, возможно, один из самых характерных видов психологической карьеры, направлена ​​на предоставление психологических знаний в рамках судебных и правовых систем. По сообщению АПА, это включает предоставление услуг двум конкретным группам: судебно-медицинскому контингенту и юридическому контингенту.

Что касается судебно-медицинской экспертизы, то эти специалисты-психологи работают с лицами, которые могут страдать психическими расстройствами или обладают другими характеристиками, которые могут повлиять на судебные решения, и оценивают их. К ним относятся лица, участвующие в гражданских и уголовных процессах или делах о правонарушениях. Работа с профессиональными юристами включает в себя помощь адвокатам, судам, страховщикам и работодателям в их работе.

Как и во многих других областях психологии, судебные психологи должны иметь докторскую степень. Эти роли обычно можно найти в полицейских участках, зданиях судов и юридических фирмах. Они также могут найти работу в тюрьмах, следственных изоляторах и центрах содержания под стражей для несовершеннолетних.

8. Реабилитационная психология

Лица, ставшие инвалидами из-за травмы или болезни, скорее всего, будут работать с реабилитационными психологами на пути к выздоровлению. Психологи-реабилитологи — это профессионалы с докторской степенью, которые помогают оценивать и лечить когнитивные, функциональные и эмоциональные проблемы с целью помочь людям с ограниченными возможностями достичь некоторой независимости.

По этой специальности психолога у вас есть возможность работать с людьми, пострадавшими от черепно-мозговой травмы, инсульта, травмы спинного мозга, потери конечностей, хронической боли, рассеянного склероза и т. д. Реабилитационные психологи также обслуживают лиц, осуществляющих уход, и членов семей людей с ограниченными возможностями.

9. Психология зависимости

Эти специалисты изучают науку о зависимости, которая включает биологические, психологические и социальные компоненты. Они часто лечат пациентов, которые борются со злоупотреблением психоактивными веществами, в дополнение к поведенческим проблемам, таким как зависимость от азартных игр, покупок или секса.

Эта область психологии требует глубокого понимания биофизической природы зависимости. В дополнение к докторской степени, психологи-наркоманы нуждаются в специальной подготовке и опыте в доказательных методах профилактики и лечения зависимости.

10. Спортивная психология

Работа спортивного психолога состоит не только из развлечений и игр. Они должны использовать свои навыки для обеспечения оптимальной производительности и благополучия спортсменов, которые часто испытывают огромное давление как индивидуально, так и в команде. Кроме того, эти специалисты занимаются развитием и социальными аспектами занятий спортом, а также системными проблемами, связанными со спортивными условиями и организациями.

Спортивные психологи работают со спортсменами, тренерами, администраторами и родителями в самых разных условиях. Предоставляемые услуги включают обучение когнитивным и поведенческим навыкам; консультирование и клинические вмешательства; консультации и обучение. Согласно APA, для работы в этой области психологии необходимо сначала получить докторскую степень и лицензию.

Найдите свою идеальную специализацию по психологии

После изучения различных областей психологии и определения ваших карьерных целей наметить образовательный путь, который поможет вам достичь их, становится намного проще. От получения степени бакалавра психологии до получения степени магистра и получения ценного опыта в этой области и, в конечном счете, до получения докторской степени — где бы ни начиналось и не заканчивалось ваше путешествие, Университет Массачусетса Глобал может указать вам правильное направление.

Возможно, вы удивитесь, узнав, сколько вариантов обучения UMass Global предлагает начинающим специалистам в области психологии, как на уровне бакалавра, так и на уровне магистра. Просмотреть все программы .

Что такое теория систем? — Теории социальной работы

Применительно к социальной работе теория систем представляет собой практику, которая позволяет специалистам целостно рассматривать условия клиента и факторы окружающей среды, чтобы лучше понять, почему он сталкивается с проблемами или трудностями.

Оценка поведения человека по отношению к этим многочисленным факторам его жизни может быть сложным процессом, но социальные работники могут применить теорию систем, чтобы собрать кусочки головоломки, которые повлияли на общую картину поведения и выбора их клиентов.

Давайте подробнее рассмотрим, что такое теория систем, как ее можно применять во многих областях и как ее применение в социальной работе выгодно как социальным работникам, так и их клиентам.

Теория систем – это междисциплинарное исследование систем по мере их связи друг с другом в рамках более крупной и сложной системы. Ключевая концепция теории систем, независимо от того, к какой дисциплине она применяется, состоит в том, что целое больше, чем сумма его частей.

Это означает, что при целостном изучении того, как меньшие системы объединяются, чтобы воздействовать на большую сложную систему, определенные характеристики целого — сложной системы — нельзя легко объяснить или рационализировать, если рассматривать отдельно какую-либо из ее систем — ее части.

Теория систем стремится объяснить и разработать гипотезы о характеристиках, возникающих в сложных системах, которые, казалось бы, не могут возникнуть ни в одной отдельной системе в целом. Это называется эмерджентным поведением. Если сложная система демонстрирует эмерджентное поведение, это означает, что у нее есть характеристики, которые ее свойства не проявляют сами по себе.

Простым примером из теории систем является выпечка. Рассмотрим все ингредиенты, из которых состоит торт. Если бы вы разложили их на прилавке и не были знакомы с выпечкой, вам было бы трудно представить, как можно смешать и нагреть яйца, муку, сахар и т. д., чтобы получился пирог. Это потому, что ни один ингредиент или фактор окружающей среды — в данном случае тепло — не могут сами по себе произвести выпечку, такую ​​как торт. С точки зрения теории систем целое — наш десерт в этом примере — больше, чем сумма его частей.

Теперь представьте, что у вас есть только выпечка, и вы не уверены в ее ингредиентах. Вы пробуете его на вкус, и он сладкий, поэтому вы можете обоснованно предположить, что он содержит сахар. Но что придает ему другие качества? Чтобы выяснить это, вам нужно изучить остальные ингредиенты и то, как они были объединены для получения конечного продукта.

Теперь рассмотрим другие факторы, связанные с этой выпечкой. Возможно, они готовятся для празднования, и два человека заводят разговор и укрепляют связь или отношения, вместе наслаждаясь десертом. Мы начали с запланированного праздника, муки, сахара, яиц и т. д., а закончили тем, что два человека укрепили свои отношения — результат уникального взаимодействия между всеми этими движущимися частями.

В рамках любой дисциплины применение теории систем включает в себя изучение того, как все ингредиенты (системы) объединились, чтобы сделать торт (сложная система/целое), и как это в конечном итоге дало нам конечный результат, который ни одно из этих свойств не могло дать на свои собственные без изменения окружающей среды (эмерджентная характеристика).

Некоторые области чрезвычайно разнообразны по своему применению, например социальная работа. Эксперты в широких областях должны применять теорию систем, чтобы применять целостный подход к своей работе и лучше понимать все факторы, влияющие на их дисциплины.

Некоторые концепции теории систем в применении к психологии, социологии и социальной работе:

История теории систем

Идея о том, что целое больше, чем сумма его частей, не нова, но прогресс Теория систем проявляется в том, где и как она применяется — социальная работа является прекрасным примером такого расширения применения теории.

Сегодня теория систем часто применяется в различных психологических/социологических исследованиях и в физических науках, таких как химия и физика.

Современное использование теории систем началось после Второй мировой войны и технологических достижений
того времени. По мере того как люди все больше и больше взаимодействовали с новыми технологиями, исследователям требовалось более глубокое понимание человеческого поведения в связи с окружающими его механизмами — машинными или иными. Отсюда и возникла теория обнаружения сигналов: из-за необходимости создания более эффективных радиолокационных и гидроакустических систем, которые позволили бы военнослужащим различать различные сигналы.

Первый призыв к общей теории систем прозвучал из исследований Людвига фон Берталанфи в 1940–50-х годах. В 1968 году он опубликовал «Общую теорию систем: основы, развитие, приложения». Цель этой книги состояла в том, чтобы наметить некоторые основные законы, которые можно применить практически к любой области науки. С его точки зрения, то, как отдельные компоненты в сложной системе циклически воздействуют на систему и оказывают на нее влияние, может применяться и раскрывать важную информацию в различных условиях. Следуя этому мыслительному процессу, Берталанфи пришел к выводу, что должны быть универсальные руководящие принципы или принципы, которые применяются в разных науках и в образовательных учреждениях для дальнейшей унификации определенных областей, в частности, естественных и социальных наук, и связывания их друг с другом, а не рассматривая их. индивидуально.

Берталанфи считается одним из основоположников теории систем в том виде, в каком она известна и применяется сегодня. Берталанфи кратко описал теорию систем следующим образом:

«Общая теория систем, таким образом, является общей наукой о целостности. … Смысл несколько мистического выражения «Целое больше, чем сумма его частей» заключается просто в том, что конститутивные характеристики не могут быть объяснены из характеристик изолированных частей. Таким образом, характеристики комплекса кажутся новыми или возникающими».

— Людвиг фон Берталанфи

Предположения теории систем

Основное допущение теории систем состоит в том, что сложная система состоит из множества меньших систем, и взаимодействие между этими меньшими системами создает сложную систему как это известено.

Теория систем предполагает, что определенные основополагающие концепции и принципы могут универсально применяться в различных областях, даже если эти области развивались по отдельности. Это предположение является решающим фактором в теории систем, потому что именно это рассуждение позволяет таким людям, как социальные работники и психологи, применять теорию систем таким образом, чтобы это приносило пользу тем, кому они помогают.

Следуя этому предположению, общая теория систем, обеспечивающая универсальные руководящие принципы для научных исследований и образования, сделает возможной дальнейшую интеграцию и объединение естественных и социальных наук. Это позволит лучше понять, как эти науки взаимосвязаны и влияют на нашу повседневную жизнь.

Применение теории систем

Теория систем используется во многих науках и предлагает практические идеи исследователям и работникам различных дисциплин. Ниже приведены некоторые распространенные примеры того, где может применяться теория систем.

Психология

Системная психология — это область психологии, изучающая человеческое поведение и переживания в сложных системах. Индивидуумы, сообщества, популяции и другие группы считаются системами в гомеостазе. Чтобы понять человеческое поведение, системная психология рассматривает более широкую картину того, как эти системы и сложные системы влияют друг на друга.

Экология

Междисциплинарная область экологии, системная экология использует целостный подход теории систем к изучению экологических систем, уделяя особое внимание экосистемам и взаимодействиям между биологическими и экологическими системами.

Инжиниринг

Системная инженерия — еще один междисциплинарный подход, основанный на принципах теории систем. Системная инженерия, когда она применяется в реальном мире, часто выглядит как групповая работа, которая рассматривает все этапы продукта или услуги на этапах разработки от его создания до его использования и утилизации.

Химия

Отличным примером универсальности некоторых научных предположений и принципов является системная химия, которая доводит теорию систем до молекулярного уровня. Эти ученые изучают сети взаимодействующих молекул, чтобы создать функции из наборов молекул с различными возникающими свойствами.

Эти примеры показывают нам, что теория систем может предложить понимание от молекулярного уровня до изучения того, как окружающая среда влияет на поведение человека, и наоборот.

Теперь, когда мы рассмотрели некоторые распространенные применения теории систем в различных областях, давайте углубимся в то, как ее можно применить к социальной работе.

Целостный подход к личности человека, выбору и трудностям важен, когда речь идет об успешной социальной работе. Как и в других упомянутых областях, социальный работник должен учитывать все факторы, которые складываются уникальным образом, чтобы сформировать свой опыт и то, кем он является.

Социальные работники могут использовать теорию систем для понимания таких проблем, как жестокое обращение с детьми, семейные проблемы и дисфункция общества, поскольку они связаны с личными проблемами людей, такими как тревога, низкая самооценка, членовредительство или проблемы в отношениях. На основе теории систем было создано множество практик, специфичных для социальной работы. Ниже приведены несколько ярких примеров.

Теория семейных систем

Теория семейных систем, разработанная доктором Мюрреем Боуэном в 1946 году, рассматривает семью как сложную систему, содержащую свои собственные системы и петли обратной связи. Он создал восемь взаимосвязанных концепций семейных систем для практиков, чтобы изучить и улучшить функционирование семьи.

Модель жизни

 Модель социальной практики была разработана в 1980 году Карел Э. Жермен и Алексом Гиттерманом, и на нее сильно повлияла теория систем. Модель жизни была новаторской в ​​том смысле, что она представила идею привнесения экологической точки зрения в социальную работу — рассмотрение того, как отдельные и сложные системы взаимодействуют друг с другом, поскольку эти концепции связаны с практикой социальной работы.

Социально-экологическая модель

 Социально-экологическая модель была разработана Ури Бронфенбреннером в 1979 году. В этой модели человек рассматривается как обусловленный пятью системами, создающими его среду, – индивидуальной, микро-, мезо-, экзо- и макросистемой. Эти пять систем определяют текущее положение дел человека от его пола и возраста на индивидуальном уровне до культуры, в которой он вырос на макроуровне.

Один из недостатков теории социальных систем заключается в том, что такой подход к проблемам человека не всегда адекватен для объяснения их нынешних обстоятельств.

В этих случаях можно использовать более традиционный психологический подход. Примеры этого включают людей с тяжелым психическим заболеванием, требующим особого ухода или лечения.

Другая проблема с теорией социальных систем заключается в том, что на основе того, что найдено, трудно делать действенные выводы. Выявление проблем важно, но поиск решений этих проблем может создать трудности, особенно на культурном и политическом уровне. Кроме того, социальным работникам может быть трудно по-настоящему понять социальное и культурное воспитание и среду своих клиентов, что может препятствовать прогрессу.

Несмотря на эти недостатки, теория социальных систем важна для социальной работы и помогает практикам лучше понять тех, с кем они работают.

Теория систем играет ключевую роль в развитии общества. Только взглянув на все движущиеся части, мы сможем лучше понять целое и то, как оно работает — принцип, справедливый как в физических, так и в социальных науках. Применяя эти общие истины в разных дисциплинах, мы можем еще больше интегрировать наше понимание отдельных явлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *