Место психологии в системе наук отрасли психологии: Место психологии в системе наук

Содержание

3.Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии. Место психологии в системе других наук.

По мнению многих ученых психология занимает центральное место среди других наук, т.к. она пытается (успешно) интегрировать (обобщать) самые разнообразные знания о человеке и его эволюции. В частности Жан Пиате отмечал: Психология занимает ключевое место в системе наук, т.к. с одной стороны она зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, экономических и других факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. Но с другой стороны ни одна из этих наук не возможна без обобщающихся знаний о человеке.

Академик Кедров предложил схему иллюстрирующую положение психологии в системе других наук (треугольник Кедрова).

Кратко охарактеризуем связь психологии с естественными науками. Например: Психология тесно связана с генетикой, которая предоставляет материал о механизмах наследования определенных задатков предрасположенности к различным заболеваниям и т.

д. И на стыке психологии и генетики возникла психогенетика. Психология тесно связана с высшей нервной деятельностью (ВНД) и для развития психологии большую роль сыграли работы Берштейна, создавшего теорию физиологии активности, и Петра Анохина создавшего теорию функциональных систем. На стыке этих наук образовалась психофизиология, которая изучает взаимосвязь психики с ее материальным субстратом — мозгом.

Психология тесно связана с общественными науками. Например: Психология связана с философией, в частности проблема психического разрабатывалась исходя из таких философских вопросов как отношение материального и идеального, гологического и социального, субъективного и объективного. Ряд психологических школ базируется на тех или иных философских системах. Например: отечественная психология базировалась на основе Марксизма — «Материя первична — сознание вторично».

Гуманистическая психология строилась на принципе экзистенциализма (теория существования). Работы

В. Франкла.

Психология тесно связана с техническими науками, в частности разработка социо-технических систем (космический корабль), предполагает учет психических и психофизических возможностей человека (авиатренажеры).

Математические науки предоставляют психологии статистические методы обработки результатов психодиагностический исследований.

Таким образом психология с одной стороны аккумулирует теоретические и эмпирические (практические) знания других наук и одновременно предоставляет этим наукам необходимые сведения связанные с психологическими особенностями человека.

Психологию принято подразделять на отрасли исходя из специфики тех задач, которые решаются. В частности выделяют:

1. Общая психология — она изучает особенности, механизмы функционирования и развития психики в филогенезе (историческом развитии).

2. Возрастная психология — изучает особенности развития психики в онтогенезе (прижизненное развитие). Она включает в себя такие разделы:

  • детская психология;

  • психология подростка;

  • психология юности;

  • психология взрослости;

  • герентопсихология (пожилого и старческого возраста).

3. Специальная психология — изучает особенности различных психических отклонений и включает в себя:

  • патопсихология — изучает закономерности распада психической деятельности при заболеваниях;

  • алигофренопсихология — изучает особенности умственно-отсталых детей;

  • тифлопсихология — изучает психологию слепых людей;

  • сурдопсихология — изучает психологию слепых людей.

4. Социальная психология — изучает специфику взаимодействия и общения в малых и больших группах. Включает в себя разделы:

5. Психология труда — изучает психологические особенности различных профессиональных деятельностей. Создает системы профессионального отбора специалистов.

6. Инженерная психология — изучает деятельность личности в системе «человек — машина» (авиационная психология, космическая психология).

7. Зоопсихология — изучает особенности развития и функционирования психики животных и их основные отличия от психики человека.

Психология может так же подразделяться на академическую и практическую:

академическая психология — занимается разработкой концепций, проведением экспериментов;

практическая психология

— выполняет социальные заказы.

2. Место психологии в научном мире. Отрасли психологии.

Место:

  • Занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками => в центре внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах.

  • Психология выясняет роль психики в деятельности человека и его развитии.

  • интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них.

  • Выступает как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Отрасли психологии

В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований общими или специфическими, выделяются две сферы научно-психологических знаний: фундаментальная и прикладная психология

Фундаментальная психология изу­чает психические явления, характерные для человека (или животных)

в целом

Общая психология

Социальная психология

Возрастная психология

  • изучает онтогенез (формирование основных структур психики) психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека

  • разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.

  • исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д.

  • центральная проблема: проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость.

Психология аномального развития/специальная психология

  • патопсихология: отклонения в процессе развития психики

  • врожденные дефекты мозга

  • дефекты слуха, зрения

Сравнительная психология

  • исследует филогенетические формы психической жизни.

  • осуществляется сопоставление психики животных и человека,

  • устанавливается характер и причины существующих сходств и различий в их поведении.

  • Раздел: зоопсихология

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни/профессиональной деятельности людей.

Психология труда

  • изучает психологические особенности трудовой деятельности человека,

  • исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков

самостоятельные отрасли: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология.

Педагогическая психология

  • изучение психологические закономерности обучения и воспитания человека

  • исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения

самостоятельные отрасли: психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология (клиническая)

самостоятельные отрасли:;

Юридическая психология

самостоятельные отрасли:

Психология управления

  • рассматривает характеристики личности и коллектива (организации), которые обуславливают

    эффективность управленческой деятельности.

  • Объект: организованная деятельность людей – это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

  • анализ проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья

  • цель: упорядочение, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития

Военная психология

  • исследует

    поведение человека в условиях боевых действий,

  • психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных,

  • методы психологической пропаганды, контрпропаганды,

  • психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.

Психология спорта

  • рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов,

  • условия и средства их психологической подготовки,

Психология рекламы

  • занимается оценкой ожиданий потребителей,

  • формированием спроса на подлежащий сбыту продукт,

  • более эффективной его продажей,

  • разрабатывает способы воздействия на сознание потребителей, формируя разнообразные рекламные технологии.

Основные направления психологии

4 минуты

После завершения учебы в университете психологи могут выбрать специализацию в одной из многих областей своей профессии.

Последнее обновление: 24 февраля 2023 г.

Психология — это область изучения человека. Он подразделяется на несколько различных ветвей. Если вы планируете изучать этот предмет или вам интересно узнать о различных областях, в которых могут развиваться профессионалы, мы поговорим об основных разделах психологии. Они варьируются от клинической до судебной психологии. Психология – это наука, изучающая психические процессы обществ и отдельных людей. Кроме того, он содержит много аспектов, которые помогают понять поведение человека.

В области психологии существует множество специальностей. Однако есть пять основных направлений, которые охватывают изучение психических процессов. Профессионалы в этих областях должны дополнять свое обучение в университете степенью магистра в области психического здоровья или другими специализациями. Эти квалификации позволяют им обучаться лично или онлайн лечению пациентов с психологическими расстройствами. Основными отраслями психологии являются:

1. Клиническая психология и психология здоровья

Эта область психологии объединяет две области, которые ранее изучались по отдельности. Во-первых, клиническая психология посвящена изучению, обнаружению и лечению психических расстройств и клинических случаев психического здоровья. Во-вторых, психология здоровья исследует влияние болезней и общих проблем со здоровьем, связанных с психикой.

Психологи обладают необходимыми научными знаниями для оценки, диагностики, интерпретации, лечения и предотвращения широкого спектра психических расстройств или привычного поведения, которые могут угрожать физическому и психическому здоровью пациентов. В рамках этой отрасли используются такие методы, как когнитивная психология и нейропсихология.

2. Социальная психология

Социальная психология анализирует все психологические процессы и взаимодействия, влияющие на то, как функционирует общество. Он также изучает человеческие взаимодействия, которые возникают, когда они являются частью общества. Поэтому его основными темами изучения являются сосуществование людей, роли, поведение и социальные организации.

Целью социальной психологии является изучение влияния человеческих отношений и жизни в обществе на поведение и психическое здоровье людей. В этой области есть несколько важных теорий. Например, символический интеракционизм, корни которого уходят к социологу Джорджу Х. Миду. Он был профессионалом, который развил изучение поведения, языка и жестов в результате отношений, которые естественным образом возникают, когда он растет в сообществе.

3. Педагогическая психология

Процессы обучения и интеллектуальное развитие человека в сфере образования являются основными предметами, изучаемыми в педагогической психологии. На самом деле, его исследования, проводимые в рамках научной деятельности, направлены на улучшение преподавания и производительности студентов. Он делает это, предлагая новые образовательные методы для оптимизации продвижения знаний.

Основной функцией каждого педагога-психолога является совершенствование системы обучения. Они также помогают людям, особенно детям, обнаруживать все, что может помешать их процессу обучения. Например, дислексия, дискалькулия, дисграфия и нарушения невербального обучения. Это возможно только благодаря психообразовательному вмешательству, разработке образовательных программ и поддержке как учителей, так и учащихся

4. Организационная психология

Большая часть нашей жизни проходит в таких местах, как школы, университеты, компании и общественные организации. Следовательно, личностный рост и поведение людей зависят от их развития и здорового взаимодействия внутри этих организаций.

Организационная психология в прошлом была известна как промышленная психология. Основное внимание уделяется исследованию человеческого и коллективного поведения внутри организации (организационное поведение). Его целью является улучшение качества жизни сотрудников, что позволяет достичь большей эффективности в соответствии с интересами компании.

5. Судебная психология

Раздел юридической психологии. Он отвечает за проведение исследований и применение специальных методов, таких как виктимология, психология свидетельских показаний и криминальная психология. Он также используется в судебных делах, когда судьям и судам требуется совет профессионала.

Судебные психологи обычно работают в судебно-медицинских клиниках. Они работают вместе с судами для решения дел об изнасиловании, жестоком обращении с детьми, гендерном насилии или дискриминации. Кроме того, они отвечают за психологическую оценку жертв и агрессоров и представление их диагнозов и наблюдений в судах.

Специализация в любой области психологии требует изучения

Психология — чрезвычайно обширная наука. Он разделен на множество ветвей в зависимости от конкретной специальности. Однако пять представленных выше — одни из самых востребованных и широко изученных. Если вы недавно получили диплом психолога, вам не следует стесняться продолжать совершенствовать свои знания, получая доступ к степени магистра онлайн или на месте, чтобы вы могли специализироваться в выбранной вами области.

Это может вас заинтересовать…

Возникновение психологии как науки: объяснение

Психология — относительно новая дисциплина, официально введенная в 1870-х годах Вильгельмом Вундтом. Первоначально это была ветвь философии, которая превратилась в полноценную самостоятельную науку. Это потребовало напряженной работы многих блестящих умов и привело к созданию области, которая способствует решению различных человеческих задач: от заботы о нашем психическом здоровье до создания успешного маркетинга. Давайте посмотрим, как проходило это путешествие.

  • Сначала кратко упомянем историю психологии, вытекающую из философии.
  • Далее мы рассмотрим самоанализ Вундта и возникновение психологии как науки.
  • После этого мы рассмотрим возникновение психологии как хронологии науки.
  • Затем мы обсудим особенности психологии как науки.
  • Наконец, мы упомянем некоторые ключевые аспекты эволюции современной психологии, такие как достижения в области технологий.

История психологии

Психология зародилась как раздел философии. Мы можем видеть влияние философии на психологию в том, как современные психологи часто теоретизируют об определенных гипотезах, прежде чем экспериментировать.

Мы также можем увидеть его корни в том, что некоторые концепции, считающиеся истинными, в основном или полностью основаны на теории, поскольку они не могут быть полностью изучены с научной точки зрения (например, модель памяти с несколькими хранилищами).

Знаменитый философ Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, существую», размышляя о человеческом сознании и показывая самоанализ.

Далее мы поговорим о самонаблюдении.

Рис. 1 – Психология как научная практика имеет философские корни.

Возникновение психологии как науки

Возникновение психологии как науки произошло примерно в конце 1870-х годов, когда Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию для научного изучения разума. Благодаря смене парадигмы психология стала научной благодаря своим контролируемым и стандартизированным методам исследования, высоконаучным технологиям и рецензируемым, воспроизводимым и достоверным исследованиям, которые она производит.

Первоначально психология начиналась как в основном философская дисциплина, в которую время от времени вкраплены биологические основы. Вундт стремился изучить разум эмпирически.

Самоанализ Вундта и возникновение психологии как науки

Первым человеком, назвавшим себя психологом, был Вильгельм Вундт, открывший первую психологическую лабораторию в 1879 году в Лейпциге и разработавший первую экспериментальную технику, считающуюся научной: самоанализ .

Это, как и следовало ожидать, оказало огромное влияние на курс психологии. Вундт продемонстрировал то, чего не смогли другие философы до него: что эту запутанную сущность «разума» можно изучать с научной точки зрения.

Это стало катализатором появления психологии как науки. Это стало прецедентом для многих психологов, которые пошли по его стопам. Вот почему Вундта считают отцом психологии.

Вундт подготовил многих студентов, чтобы они стали психологами. Среди них был Эдвард Титченер, основатель раннего подхода, известного как структурализм. Психологи-структуралисты считают, что мозг состоит из множества частей, подобно тому, как химики расщепляют химические вещества на более мелкие компоненты. Титченер — лишь один из многих психологов, на которых непосредственное влияние оказала работа Вундта.

Возникновение психологии как науки Хронология

Различные подходы сформировали появление психологии как науки, и мы можем видеть это на временной шкале психологии. От психоанализа до бихевиоризма, от теории социального научения, а затем до когнитивной и биологической психологии мы можем видеть различные подходы и то, как они изменили то, как работает психология.

Давайте взглянем на историю каждой дисциплины психологии.

Психоанализ

Фрейд известен как отец психоанализа, полного психологических теорий и терапевтических практик, пытающихся разблокировать бессознательное. Фрейд считал, что раскрытие бессознательных воспоминаний и желаний может облегчить подавленные воспоминания и чувства.

Хотя психоанализ включает в себя беседу с психотерапевтом в терапевтической обстановке, он не основан на конкретных научных исследованиях. Это чрезвычайно субъективно, основано исключительно на чувствах и опыте человека.

Бихевиоризм

Одним из первых подходов к психологии как науке был бихевиоризм, который практикуется до сих пор. Поведенческие психологи считают, что мы можем объективно и научно изучать поведение и что любое поведение приобретается и поддерживается посредством обусловливания.

Психологи-бихевиористы не согласились с научной обоснованностью интроспекции. Поэтому они изучали человеческое поведение, используя те же методы, что и другие научные дисциплины.

В бихевиоризме различают два основных типа обусловленности: классическую и оперантную.

Классическое обусловливание

Классическое обусловливание, впервые изученное русским физиологом Иваном Павловым, заключается в том, что человек становится обусловленным для выполнения определенного поведения при предъявлении стимулов, связанных с этим поведением.

Ребенок может заплакать, увидев собаку, потому что ранее он был напуган собачьим лаем. Теперь ребенок ассоциирует собак с реакцией страха на плач.

Павлов обнаружил эту обусловленность, когда изучал пищеварение собак. Он заметил, что, когда собаки видели белые халаты лаборантов, у них начиналось слюноотделение, даже когда у ассистентов не было еды для них, потому что они ассоциировали ассистентов с их естественной реакцией на получение пищи (слюноотделением).

Рис. 2. — Павлов открыл классическую обусловленность, когда собаки научились новым ассоциациям с едой.

Оперативное обусловливание

Оперантное обусловливание, изученное в ходе известных экспериментов Б. Ф. Скиннера, представляет собой процесс, в ходе которого индивидуума вынуждают поддерживать или прекращать выполнение определенного поведения с помощью положительного и отрицательного подкрепления.

Скиннер обнаружил, что крыс и голубей можно заставить выполнять определенные действия, такие как нажатие на рычаги и клевание, если они получают награду или наказание, побуждающее их повторять желаемое поведение.

Мы также можем наблюдать этот эффект у людей.

Например, если ребенок убирается в своей комнате, мать может вознаграждать его сладостями, побуждая продолжать желаемое поведение.

Точно так же, если бы мать наказывала ребенка, отбирая игрушку, если он отказывался делать домашнее задание, это также имело бы желаемый эффект, так как это повышало бы вероятность того, что ребенок будет выполнять домашнее задание, чтобы избежать наказания.

Бихевиоризм развил научный подход Вундта к изучению психологии. Поведение является явным и может быть записано и изучено более объективно, чем мысли, а это означало, что внимание бихевиористов исключительно к изучению внешнего поведения считалось более научным.

Это помогло психологии утвердиться как науке.

Теория социального обучения

После бихевиористского подхода, который доминировал в первой половине 1900-х годов, Бандура представил концепцию теории социального обучения. Подобно бихевиоризму, Бандура считал, что наше поведение является прямым результатом раздражителей.

Однако он представил концепцию психических процессов и социальных взаимодействий (научение наблюдением) как играющую роль в поведении, которая была отвергнута бихевиористским подходом как ненаучная. Другие утверждают, что нет способа объективно измерить, ведет ли кто-то определенным образом из-за того, что он видел во внешней среде.

Когнитивная психология

Полагая, что люди не просто наблюдают и копируют поведение или что простое наблюдение за поведением людей не объясняет, почему люди так реагируют, возникла когнитивная психология.

В 1930-х годах Жан Пиаже ввел понятие схем, совокупности внутренних мыслительных процессов, связанных с конкретными стимулами, которые можно использовать для управления поведением. Это можно измерить в лабораториях, используя сложные компьютерные программы и научные методы.

Биологические подходы

Другим подходом, использующим научные методы в психологических исследованиях, является работа, проводимая с биологической точки зрения. Эта область психологии направлена ​​​​на то, чтобы ответить на сложные вопросы, такие как споры о природе и воспитании и о том, как человеческий разум работает на физиологическом уровне.

Исследования в области биологии человека для объяснения человеческого поведения следуют научному подходу, поскольку передовые технологии используются для следования научному методу, который мы подробнее обсудим ниже.

Характеристики психологии как науки

Главной характеристикой психологии как науки является представление о том, что наука и психологические подходы претерпевают сдвигов парадигмы. Томас Кун представил этот как способ объяснить, как развивается научная практика.

Как упоминалось ранее, новые подходы в психологии превратили дисциплину в науку. Эти сдвиги парадигмы (новые подходы) происходят, когда что-то не может быть объяснено текущим используемым методом, и поэтому используется новый подход. Каждый новый подход имеет тенденцию быть более объективным и несоразмерным с другими подходами.

Кроме того, чтобы по-настоящему утвердить психологию как науку, она должна была иметь научные средства экспериментирования и термины, которые можно было бы стандартизировать во всей науке. Следование научному методу включает:

  • Формирование гипотезы.
  • Провожу наблюдения.
  • Теории и процессы переработки.
  • Представление результатов и теорий.

Вот некоторые термины, используемые в научном методе и психологических исследованиях.

Термин Определение
Наука Систематический и объективный подход к наблюдению и экспериментированию в физическом и естественном мире проверенный эксперимент. Врожденных идей нет.
Вывод После наблюдений мы можем сделать выводы о разуме и поведении, вызванном стимулами.
Объективность Предотвращение влияния предвзятости или личных чувств на то, что мы изучаем, и на результаты этих исследований.
Контроль Исследования проводятся в условиях, которые снижают внешние факторы/выбросы, влияющие на результаты.
Воспроизводимый Те же результаты получены при повторных экспериментах (надежные и достоверные).
Предсказуемость Мы можем установить общие законы поведения в конкретных ситуациях.
Проверка гипотез Предсказания либо доказаны, либо опровергнуты.

Эволюция современной психологии

Психология развивалась несколькими путями: от технологических достижений до соответствия новым общественным нормам и этическим стандартам.

Первое психиатрическое учреждение

Со времен Вильгельма Вундта психология тесно связана с медициной. Выдающиеся ранние психологи, такие как Вундт и Павлов, также были врачами и физиологами. Это также делает психологию более значимой как науку, поскольку ее открытия можно использовать в медицинских учреждениях, чтобы внести ощутимые изменения в жизнь многих людей.

В Великобритании группа квакеров (христианская конфессия) во главе с Уильямом Тьюком основала первый центр лечения психических расстройств у людей. Этот центр назывался The York Retreat и был ориентирован на реабилитацию, а не на лечение.

Первое сканирование мозга

В современной психологии сканирование мозга является одним из наиболее объективных и научных методов изучения деятельности нашего мозга, который может иметь биологическое и психологическое применение. Однако на разработку и совершенствование этого подхода ушли столетия.

Первый метод нейровизуализации был создан Анджело Моссо в 1880-х годах. Это было известно как «баланс кровообращения человека» и представляло собой неинвазивный метод, который измерял, как кровь распределяется по телу, когда человек испытывает определенные психические или эмоциональные раздражители.

Следующим достижением в технологии сканирования мозга стала пневмоэнцефалография.

Пневмоэнцефалография — это метод, при котором спинномозговая жидкость выкачивается из головного мозга и заменяется воздухом, чтобы области мозга были более четко видны на рентгеновском снимке.

Несмотря на свою эффективность, этот метод был крайне небезопасен для пациентов и больше не применяется.

В 1927 году лауреат Нобелевской премии профессор Эгаш Мониш разработал метод визуализации мозга, который позволил исследователям более точно, чем когда-либо, увидеть кровеносные сосуды в мозге, вводя бромиды в кровоток. В конечном итоге его заменили на йодиды, которые оказались успешными для получения нейроизображений.

Этот метод позволяет психологам увидеть, есть ли аномалии в определенных областях мозга, которые могут вызывать некоторые психологические симптомы. Этот метод в основном используется нейрохирургами и с годами совершенствовался для уменьшения побочных эффектов.

В наше время мы в основном используем МРТ, ФМРТ и КТ для визуализации мозга. Они являются высоконаучными, поскольку они объективны и очень точны. Это хорошие примеры развития психологии как научной дисциплины.

Психологи перешли от простого размышления о мыслях к способности создавать высококачественные изображения областей мозга для понимания и лечения некоторых из самых сложных психологических расстройств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *