Метод беседы достоинства и недостатки: Беседа как метод психологии: понятие, виды, особенности организации и проведения, преимущества и недостатки.

Метод беседы (интервьюирование). Характеристика беседы как метода исследования.

Беседа — один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.

Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Неформализованная беседа проводится по нежестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации.

В практике психолого-педагогических исследований выработаны определенные правила применения метода беседы:

—         беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;

—         формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;

—         подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;

—         избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;

—         вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;

—         не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;

—         выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживать доброжелательный настрой.

Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу».

Интервью — разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного обшения с человеком или группой людей.

В основе интервью лежит обычная беседа. Однако, в отличие от нее, роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.

Специфика интервью состоит в том, что исследователь определяет заблаговременно лишь тему предстоящей беседы и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.

Интервью имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Главное различие между ними — в форме контакта. При анкетировании общение исследователя и опрашиваемого опосредуются анкетой. Вопросы, содержащие в ней, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно в пределах имеющихся у него знаний. Он формирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который указан в тексте анкеты, либо объявлен лицом, проводящим опрос. При проведении интервью контакт между исследователем и человеком — источником информации, осуществляется при помощи специалиста (интервьюера), который задает вопросы, предусмотренные программой исследования, организует и направляет беседу с респондентами, а также фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Результативность беседы и интервьюирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы и интервью — это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:

—         определение характера информации, которую необходимо получить;

—         составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

—         составление первого плана вопросника;

—         предварительная его проверка путем пробного исследования;

—         исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Метод беседы (интервьюирование). Характеристика беседы как метода исследования.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Метод беседы (интервьюирование). Характеристика беседы как метода исследования.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Метод беседы (интервьюирование). Характеристика беседы как метода исследования.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Плюсы и минусы метода наблюдения

Плюсы и минусы метода наблюдения — Психологос

01 октября 2022 г., 21:41

Преимущества метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения

  • Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,
  • социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
  • предубеждение наблюдателя,
  • комплексность наблюдаемых ситуаций,
  • эффект первого впечатления,
  • усталость наблюдателя и наблюдаемого,
  • ошибки в оценках,
  • «гало-эффект»,
  • «эффект снисходительности»,
  • ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
  • ошибки моделирования,
  • ошибка контрастности.
  • Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
  • Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
  • Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
  • Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
  • Сложность соблюдения операциональной валидности.
  • Методы психологии

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2014 г.

Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. ;;

5Подробнее

Содержание

  • Работа над собой
  • Воспитание детей
  • Любовь, муж-жена
  • Жизнь, деятельность
  • Психика и здоровье
  • Общение и влияние
  • Личность, общество
  • Психология для профи

Новые статьи:

  • Железная леди Маргарет Тэтчер
  • Профнабор интересной статусной девушки
  • Формат, обязательный для маленьких детей
  • Уважение начинается с вежливости
  • Кружки и развивающие занятия – как часто?

Популярные статьи:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Убираю нетки: отчеты
  • Навигатор по сайту
  • Дистанция для членов Клуба

Хиты недели:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Дистанция для членов Клуба
  • Доклад об успехах. Лучшие отчеты
  • Убираю нетки: отчеты

Устное общение – значение, преимущества и ограничения

  • Дом
  • Библиотека
  • Организационное поведение
  • Деловое общение
  • Устное общение — значение, преимущества и ограничения

Устное общение подразумевает общение через рот . Он включает в себя людей, разговаривающих друг с другом, будь то прямой разговор или телефонный разговор. Речи, презентации, дискуссии – все это формы устного общения.

Устное общение обычно рекомендуется, когда общение носит временный характер или когда требуется прямое взаимодействие. Общение лицом к лицу (встречи, лекции, конференции, интервью и т. д.) важно для установления взаимопонимания и доверия.

Преимущества устного общения

  • Устное общение отличается высоким уровнем понимания и прозрачности, поскольку оно является межличностным.
  • В устном общении нет элемента жесткости. Существует гибкость, позволяющая вносить изменения в ранее принятые решения.
  • Обратная связь является спонтанной в случае устного общения. Таким образом, решения могут быть приняты быстро без каких-либо задержек.
  • Устное общение экономит не только время, но и деньги и усилия.
  • Устное общение лучше всего подходит для решения проблемы. Конфликты, споры и многие вопросы/разногласия можно положить конец, обговорив их.
  • Устное общение необходимо для совместной работы и групповой энергии.
  • Устное общение способствует восприимчивости и ободрению морального духа среди сотрудников организации.
  • Устное общение лучше всего использовать для передачи личной и конфиденциальной информации/вопросов.

Недостатки/ограничения устного общения

  • Полагаться только на устное общение может быть недостаточно, поскольку деловое общение носит формальный и очень организованный характер.
  • Устное общение менее аутентично, чем письменное, поскольку оно носит неформальный характер и не так организовано, как письменное общение.
  • Устное общение экономит время при повседневном общении, но в случае совещаний длинные речи отнимают много времени и порой непродуктивны.
  • Устное общение нелегко поддерживать, поэтому оно неустойчиво.
  • Возможны недопонимания, так как информация неполная и может отсутствовать самое необходимое.
  • Требует внимательности и большой восприимчивости со стороны получателей/аудитории.
  • Устное общение (например, речи) не часто используется в качестве юридических документов, за исключением следственной работы.

❮❮   Предыдущий Следующий   ❯❯

Связанные статьи

  • Деловое общение — Введение
  • Компоненты коммуникационного процесса
  • Использование языка тела в общении
  • Письменное сообщение
  • Невербальное общение

Просмотреть все статьи

Авторство/ссылки — Об авторе(ах)

Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг по стандарту ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.


Преимущества и недостатки устного общения | Что такое устное общение? Преимущества и недостатки устного общения

от Prasanna

Преимущества и недостатки устного общения: Общение является важным фактором нашей социальной и профессиональной идентичности. Общение тесно связано с личностью. Через него любой может выразить свою точку зрения. Люди чувствуют себя в безопасности, когда эффективно передают свои мысли, чувства и мнения другим людям посредством общения, будь то устное или письменное. Коммуникация — это двусторонний метод, который используется для обмена информацией и идеями между разными людьми посредством применения некоторых широко используемых способов.

Коммуникация является важной составляющей для функционирования общества путем успешного взаимодействия друг с другом. Устное или вербальное общение более распространено в сегодняшней повседневной жизни, хотя оно воспринимается как неформальный способ общения. Устное общение более эффективно в донесении сообщения до целевых слушателей с ясностью выражения. Типы вербального общения включают межличностное общение, общение в малых группах или публичное общение в зависимости от количества вовлеченных слушателей.

Студенты также могут найти другие преимущества и недостатки  статьи о событиях, людях, спорте, технологиях и многом другом.

Устная коммуникация – это передача информации между людьми с использованием вербального способа и наглядных пособий. Существуют различные способы устного общения, которые включают общение лицом к лицу, телефонные звонки, презентации, речи, дискуссии и т. д. Хотя сообщение передается с помощью слов, в большинстве случаев эффективность устного общения зависит от невербальной коммуникации. такие выражения, как язык тела и голосовые модуляции говорящего. Устная коммуникация также эффективна, поскольку у слушателей есть немедленные ответы или выражения, которые помогают говорящему более четко установить передаваемое сообщение.

  • Преимущества устного общения
  • Недостатки устного общения
  • Сравнительная таблица преимуществ и недостатков устного общения
  • Часто задаваемые вопросы о преимуществах и недостатках устного общения

Преимущества устного общения может предоставить немедленную обратную связь

3 9 обеим сторонам, участвующим в общении. Оратор сразу чувствует реакцию слушателя или аудитории. Слушатели также получают подсказки о том, как их ответ воспринимается говорящим.

  • Экономия времени: Этот тип связи очень быстрый. Это экономит время, затрачиваемое на написание и доставку сообщений.
  • Экономичный: Позволяет сэкономить на канцелярских принадлежностях и других расходах, связанных с невербальным каналом связи.
  • Personal Touch: Устное общение помогает создать здоровую атмосферу во время общения лицом к лицу.
  • Гибкость: Этот тип общения позволяет выступающему воздействовать на аудиторию своим голосом, тоном, мимикой и языком тела. Говорящий также может скорректировать свою модель общения после получения подходящей обратной связи от слушателей.
  • Секретность: Устные сообщения легче сохранить конфиденциальными, чем письменные сообщения, когда присутствуют только два человека.
  • Групповое общение: Это наиболее эффективный способ общения с группой на собраниях, конференциях или занятиях в классе.
  • Эффективность: Устное общение предполагает фактическое присутствие сторон, что обеспечивает эффективную передачу сообщений предполагаемым образом. Это помогает эффективно достичь цели общения.

Недостатки устного общения

  • Плохое запоминание: Слушатель может не удерживать вербальные сообщения в своей памяти в течение длительного времени. Даже говорящий иногда может не вспомнить, что он сказал.
  • Нет записей: Обычно записи устного общения не ведутся для дальнейшего использования.
  • Не имеет юридической силы: Устные сообщения не имеют юридической силы при отсутствии какой-либо записи.
  • Затраты времени: Невербальная коммуникация обычно занимает больше времени, потому что нет конкретного письменного сообщения или записки с определенным концом. Это может продолжаться долгое время до какого-либо удовлетворительного заключения.
  • Непонимание: Сообщения, переданные невербально, могут быть неправильно истолкованы из-за различных факторов, таких как плохое выражение и отсутствие ясности у говорящего. Кроме того, слушатель может быть невнимателен или неспособен дать обратную связь.
  • Длинные сообщения: Устное общение не подходит для передачи длинных сообщений, поскольку аудитория может утратить внимание к некоторым частям сообщения, которые говорящий считает жизненно важными для общения.
  • Отсутствие ответственности: Документация по устным сообщениям отсутствует, поэтому человек не может нести ответственность за высказывание ложных, неточных или ошибочных намерений.
  • Неформальный: Устное общение часто считается неформальным или случайным, тогда как письменное общение является формальным способом общения, которому некоторые люди придают большее значение.
  • Неточное: Люди иногда теряют фокус на соответствующей теме во время разговора, чего можно избежать при письменном общении.

Таблица сравнения для преимуществ и недостатков пероральной связи

Преимущества Диспасный вечер
. Сообщение по телефону или личная устная инструкция может помочь ускорить работу и сэкономить драгоценное время. Нет юридической силы: Устные сообщения не имеют юридической силы, если они не записаны или не задокументированы  
Быстрая обратная связь: Устное общение обеспечивает быструю обратную связь с получателем. Как получатель, так и отправитель могут корректировать общение соответствующим образом в зависимости от ответа, и общение становится более эффективным. Не подходит для длинных сообщений: Устное общение не подходит для обмена длинными сообщениями из-за вероятности пропуска некоторых важных моментов.
Эффективно для всех: Устное общение подходит в основном для всех типов людей, будь то грамотных или неграмотных, и не зависит от наличия инструментов, канцелярских принадлежностей или устройств. Непонимание: Устное общение может привести к недопониманию, если отсутствует возможность давать и получать обратную связь. Это может быть возможно, когда стороны недостаточно серьезно относятся к исходу общения.
Убеждение и контроль: Речи посредством устного общения являются мощным средством убеждения и контроля. Руководители команд могут мотивировать членов команды устными сообщениями, используя беседу лицом к лицу, которая дает успешный результат. Нет записи: Значение устного сообщения может создать путаницу в отсутствие каких-либо записей или документации для дальнейшего использования.
Личный контакт: Взаимодействие посредством вербального общения создает ощущение личных чувств, тогда как письменное общение в основном рассматривается как формальный метод общения. При устном общении говорящие могут более четко выражать свои чувства, что делает сообщение более действенным. Риск утечки секретной информации: При устном общении существует больший риск утечки какой-либо секретной информации из-за халатности сторон, участвующих в общении.
Гибкость: Устное общение позволяет изменять содержание или фокус по мере необходимости в любой момент во время разговора, чтобы правильно донести сообщения до целевой аудитории. Искажение: Иногда из-за манерности или неправильного произношения устному общению не хватает ясности, и слушатели могут не понять смысла сообщения.
Полное понимание: В случае устного общения получатель может запросить у отправителя лучшее объяснение сообщения. Используя возможность немедленной обратной связи, обе стороны могут лучше понять, как следует обмениваться сообщениями. Трудно исправить Ответственность: При устном общении трудно конкретно возложить ответственность на кого-либо за любую ложную или неверную информацию, поскольку записи отсутствуют.
Действует: Устное общение считается более эффективным из-за фактического присутствия слушателей, что обеспечивает доставку сообщений заинтересованным лицам. Неструктурированный: Устное общение может иногда становиться неточным из-за неструктурированного формата, и говорящие могут терять фокус во время общения.

Часто задаваемые вопросы о преимуществах и недостатках устного общения

Вопрос 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *