Метод беседы (интервьюирование). Характеристика беседы как метода исследования.
Беседа — один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.
Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Неформализованная беседа проводится по нежестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации.
В практике психолого-педагогических исследований выработаны определенные правила применения метода беседы:
— беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;
— формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;
— подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;
— избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;
— вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;
— не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;
— выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживать доброжелательный настрой.
Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу».
Интервью — разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного обшения с человеком или группой людей.
В основе интервью лежит обычная беседа. Однако, в отличие от нее, роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.
Специфика интервью состоит в том, что исследователь определяет заблаговременно лишь тему предстоящей беседы и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.
Интервью имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Главное различие между ними — в форме контакта. При анкетировании общение исследователя и опрашиваемого опосредуются анкетой. Вопросы, содержащие в ней, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно в пределах имеющихся у него знаний. Он формирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который указан в тексте анкеты, либо объявлен лицом, проводящим опрос. При проведении интервью контакт между исследователем и человеком — источником информации, осуществляется при помощи специалиста (интервьюера), который задает вопросы, предусмотренные программой исследования, организует и направляет беседу с респондентами, а также фиксирует полученные ответы согласно инструкции.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Результативность беседы и интервьюирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы и интервью — это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:
— определение характера информации, которую необходимо получить;
— составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;
— составление первого плана вопросника;
— предварительная его проверка путем пробного исследования;
— исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Метод беседы (интервьюирование). Характеристика беседы как метода исследования.
От 250 руб
- Контрольная
работа
Метод беседы (интервьюирование). Характеристика беседы как метода исследования.
От 250 руб
Курсовая работа
Метод беседы (интервьюирование). Характеристика беседы как метода исследования.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Плюсы и минусы метода наблюдения
Плюсы и минусы метода наблюдения — Психологос01 октября 2022 г., 21:41
Преимущества метода наблюдения
- Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
- Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
- Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
- Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.
Недостатки метода наблюдения
- Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,
- социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
- предубеждение наблюдателя,
- комплексность наблюдаемых ситуаций,
- эффект первого впечатления,
- усталость наблюдателя и наблюдаемого,
- ошибки в оценках,
- «гало-эффект»,
- «эффект снисходительности»,
- ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
- ошибки моделирования,
- ошибка контрастности.
- Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
- Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
- Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
- Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
- Сложность соблюдения операциональной валидности.
- Методы психологии
Комментарии (0):
Материалы по теме:
01 янв. 2014 г.
Наблюдение: метод исследования в психологии
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. ;;
5Подробнее
Содержание
- Работа над собой
- Воспитание детей
- Любовь, муж-жена
- Жизнь, деятельность
- Психика и здоровье
- Общение и влияние
- Личность, общество
- Психология для профи
Новые статьи:
- Железная леди Маргарет Тэтчер
- Профнабор интересной статусной девушки
- Формат, обязательный для маленьких детей
- Уважение начинается с вежливости
- Кружки и развивающие занятия – как часто?
Популярные статьи:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Убираю нетки: отчеты
- Навигатор по сайту
- Дистанция для членов Клуба
Хиты недели:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Дистанция для членов Клуба
- Доклад об успехах. Лучшие отчеты
- Убираю нетки: отчеты
Устное общение – значение, преимущества и ограничения
- Дом
- Библиотека
- Организационное поведение
- Деловое общение
- Устное общение — значение, преимущества и ограничения
Устное общение подразумевает общение через рот . Он включает в себя людей, разговаривающих друг с другом, будь то прямой разговор или телефонный разговор. Речи, презентации, дискуссии – все это формы устного общения.
Устное общение обычно рекомендуется, когда общение носит временный характер или когда требуется прямое взаимодействие. Общение лицом к лицу (встречи, лекции, конференции, интервью и т. д.) важно для установления взаимопонимания и доверия.
Преимущества устного общения
- Устное общение отличается высоким уровнем понимания и прозрачности, поскольку оно является межличностным.
- В устном общении нет элемента жесткости. Существует гибкость, позволяющая вносить изменения в ранее принятые решения.
- Обратная связь является спонтанной в случае устного общения. Таким образом, решения могут быть приняты быстро без каких-либо задержек.
- Устное общение экономит не только время, но и деньги и усилия.
- Устное общение лучше всего подходит для решения проблемы. Конфликты, споры и многие вопросы/разногласия можно положить конец, обговорив их.
- Устное общение необходимо для совместной работы и групповой энергии.
- Устное общение способствует восприимчивости и ободрению морального духа среди сотрудников организации.
- Устное общение лучше всего использовать для передачи личной и конфиденциальной информации/вопросов.
Недостатки/ограничения устного общения
- Полагаться только на устное общение может быть недостаточно, поскольку деловое общение носит формальный и очень организованный характер.
- Устное общение менее аутентично, чем письменное, поскольку оно носит неформальный характер и не так организовано, как письменное общение.
- Устное общение экономит время при повседневном общении, но в случае совещаний длинные речи отнимают много времени и порой непродуктивны.
- Устное общение нелегко поддерживать, поэтому оно неустойчиво.
- Возможны недопонимания, так как информация неполная и может отсутствовать самое необходимое.
- Требует внимательности и большой восприимчивости со стороны получателей/аудитории.
- Устное общение (например, речи) не часто используется в качестве юридических документов, за исключением следственной работы.
❮❮ Предыдущий Следующий ❯❯
Связанные статьи
Просмотреть все статьи
Авторство/ссылки — Об авторе(ах)
Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг по стандарту ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.
Преимущества и недостатки устного общения | Что такое устное общение? Преимущества и недостатки устного общения
от Prasanna
Преимущества и недостатки устного общения: Общение является важным фактором нашей социальной и профессиональной идентичности. Общение тесно связано с личностью. Через него любой может выразить свою точку зрения. Люди чувствуют себя в безопасности, когда эффективно передают свои мысли, чувства и мнения другим людям посредством общения, будь то устное или письменное. Коммуникация — это двусторонний метод, который используется для обмена информацией и идеями между разными людьми посредством применения некоторых широко используемых способов.
Коммуникация является важной составляющей для функционирования общества путем успешного взаимодействия друг с другом. Устное или вербальное общение более распространено в сегодняшней повседневной жизни, хотя оно воспринимается как неформальный способ общения. Устное общение более эффективно в донесении сообщения до целевых слушателей с ясностью выражения. Типы вербального общения включают межличностное общение, общение в малых группах или публичное общение в зависимости от количества вовлеченных слушателей.
Студенты также могут найти другие преимущества и недостатки статьи о событиях, людях, спорте, технологиях и многом другом.
Устная коммуникация – это передача информации между людьми с использованием вербального способа и наглядных пособий. Существуют различные способы устного общения, которые включают общение лицом к лицу, телефонные звонки, презентации, речи, дискуссии и т. д. Хотя сообщение передается с помощью слов, в большинстве случаев эффективность устного общения зависит от невербальной коммуникации. такие выражения, как язык тела и голосовые модуляции говорящего. Устная коммуникация также эффективна, поскольку у слушателей есть немедленные ответы или выражения, которые помогают говорящему более четко установить передаваемое сообщение.
- Преимущества устного общения
- Недостатки устного общения
- Сравнительная таблица преимуществ и недостатков устного общения
- Часто задаваемые вопросы о преимуществах и недостатках устного общения
Преимущества устного общения может предоставить немедленную обратную связь
3 9 обеим сторонам, участвующим в общении. Оратор сразу чувствует реакцию слушателя или аудитории. Слушатели также получают подсказки о том, как их ответ воспринимается говорящим.- Экономия времени: Этот тип связи очень быстрый. Это экономит время, затрачиваемое на написание и доставку сообщений.
- Экономичный: Позволяет сэкономить на канцелярских принадлежностях и других расходах, связанных с невербальным каналом связи.
- Personal Touch: Устное общение помогает создать здоровую атмосферу во время общения лицом к лицу.
- Гибкость: Этот тип общения позволяет выступающему воздействовать на аудиторию своим голосом, тоном, мимикой и языком тела. Говорящий также может скорректировать свою модель общения после получения подходящей обратной связи от слушателей.
- Секретность: Устные сообщения легче сохранить конфиденциальными, чем письменные сообщения, когда присутствуют только два человека.
- Групповое общение: Это наиболее эффективный способ общения с группой на собраниях, конференциях или занятиях в классе.
- Эффективность: Устное общение предполагает фактическое присутствие сторон, что обеспечивает эффективную передачу сообщений предполагаемым образом. Это помогает эффективно достичь цели общения.
Недостатки устного общения
- Плохое запоминание: Слушатель может не удерживать вербальные сообщения в своей памяти в течение длительного времени. Даже говорящий иногда может не вспомнить, что он сказал.
- Нет записей: Обычно записи устного общения не ведутся для дальнейшего использования.
- Не имеет юридической силы: Устные сообщения не имеют юридической силы при отсутствии какой-либо записи.
- Затраты времени: Невербальная коммуникация обычно занимает больше времени, потому что нет конкретного письменного сообщения или записки с определенным концом. Это может продолжаться долгое время до какого-либо удовлетворительного заключения.
- Непонимание: Сообщения, переданные невербально, могут быть неправильно истолкованы из-за различных факторов, таких как плохое выражение и отсутствие ясности у говорящего. Кроме того, слушатель может быть невнимателен или неспособен дать обратную связь.
- Длинные сообщения: Устное общение не подходит для передачи длинных сообщений, поскольку аудитория может утратить внимание к некоторым частям сообщения, которые говорящий считает жизненно важными для общения.
- Отсутствие ответственности: Документация по устным сообщениям отсутствует, поэтому человек не может нести ответственность за высказывание ложных, неточных или ошибочных намерений.
- Неформальный: Устное общение часто считается неформальным или случайным, тогда как письменное общение является формальным способом общения, которому некоторые люди придают большее значение.
- Неточное: Люди иногда теряют фокус на соответствующей теме во время разговора, чего можно избежать при письменном общении.
Таблица сравнения для преимуществ и недостатков пероральной связи
Преимущества | Диспасный вечер |
. Сообщение по телефону или личная устная инструкция может помочь ускорить работу и сэкономить драгоценное время. | Нет юридической силы: Устные сообщения не имеют юридической силы, если они не записаны или не задокументированы |
Быстрая обратная связь: Устное общение обеспечивает быструю обратную связь с получателем. Как получатель, так и отправитель могут корректировать общение соответствующим образом в зависимости от ответа, и общение становится более эффективным. | Не подходит для длинных сообщений: Устное общение не подходит для обмена длинными сообщениями из-за вероятности пропуска некоторых важных моментов. |
Эффективно для всех: Устное общение подходит в основном для всех типов людей, будь то грамотных или неграмотных, и не зависит от наличия инструментов, канцелярских принадлежностей или устройств. | Непонимание: Устное общение может привести к недопониманию, если отсутствует возможность давать и получать обратную связь. Это может быть возможно, когда стороны недостаточно серьезно относятся к исходу общения. |
Убеждение и контроль: Речи посредством устного общения являются мощным средством убеждения и контроля. Руководители команд могут мотивировать членов команды устными сообщениями, используя беседу лицом к лицу, которая дает успешный результат. | Нет записи: Значение устного сообщения может создать путаницу в отсутствие каких-либо записей или документации для дальнейшего использования. |
Личный контакт: Взаимодействие посредством вербального общения создает ощущение личных чувств, тогда как письменное общение в основном рассматривается как формальный метод общения. При устном общении говорящие могут более четко выражать свои чувства, что делает сообщение более действенным. | Риск утечки секретной информации: При устном общении существует больший риск утечки какой-либо секретной информации из-за халатности сторон, участвующих в общении. |
Гибкость: Устное общение позволяет изменять содержание или фокус по мере необходимости в любой момент во время разговора, чтобы правильно донести сообщения до целевой аудитории. | Искажение: Иногда из-за манерности или неправильного произношения устному общению не хватает ясности, и слушатели могут не понять смысла сообщения. |
Полное понимание: В случае устного общения получатель может запросить у отправителя лучшее объяснение сообщения. Используя возможность немедленной обратной связи, обе стороны могут лучше понять, как следует обмениваться сообщениями. | Трудно исправить Ответственность: При устном общении трудно конкретно возложить ответственность на кого-либо за любую ложную или неверную информацию, поскольку записи отсутствуют. |
Действует: Устное общение считается более эффективным из-за фактического присутствия слушателей, что обеспечивает доставку сообщений заинтересованным лицам. | Неструктурированный: Устное общение может иногда становиться неточным из-за неструктурированного формата, и говорящие могут терять фокус во время общения. |
Часто задаваемые вопросы о преимуществах и недостатках устного общения
Вопрос 1.