Метод клинической беседы
Если вы исследуете личность, то вряд ли обойдетесь без беседы.
Как известно, беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание. Особое место беседы в арсенале методов исследования личности связано также с тем, что, хотя данный метод не требует привлечения сложной дополнительной аппаратуры и оборудования, он в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу.
Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т.е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т.
Таким образом, полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, а противоположный полюс — практически свободная беседа — отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится.
- стандартизированная беседа — стойкие программа, стратегия и тактика;
- частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;
- свободная — программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру психолого-педагогического эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об ученике, учителе, дает им инструкцию, мотивирует и т.
д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью.Клинический метод в психологии был разработан Жаном Пиаже, а затем стал своеобразной «визитной карточкой» всей школы Пиаже. Название «клинический» было дано автором в связи со сходством метода с процедурой исследования, применяемой психиатрами, то есть акцент делался на качественный аспект и анализ отдельных случаев. Но при этом наиважнейшей частью метода стал своеобразный констатирующий качественный эксперимент. Своеобразие эксперимента заключалось в том, что эта процедура была абсолютно не стандартизирована. Для проведения этой беседы строился предварительный общий план, но содержание и ход беседы целиком зависели от ответов ребенка. Пиаже считал, что, когда ребенку предложена задача, то нужно пытаться следовать за его мыслью, в каком бы направлении она ни шла. Стандартизированная беседа такой возможности не дает. Метод клинической беседы — это искусство спрашивать.
Консультант намечает лишь общий план проведения беседы, который может меняться в зависимости от ответов собеседника. В такой беседе часто используются не прямые, а косвенные, проективные вопросы и вопросы общего характера. В клинической беседе имеет значение, как вербальное, так и мимическое общение. Кроме того, указывается на необходимость очень доброжелательного отношения к человеку во время беседы.
- Наиважнейшая часть метода — своеобразный констатирующий качественный эксперимент;
- Метод клинической беседы — это искусство спрашивать;
- Метод относится к самым свободным формам беседы;
- Для проведения этой беседы строится предварительный общий план, но содержание и ход беседы целиком зависят от ответов ребенка;
- Клиническая беседа не стандартизирована и не имеет жесткой программы, поскольку она всегда индивидуальна. Консультант намечает лишь общий план проведения беседы, который может меняться в зависимости от ответов собеседника;
- В такой беседе часто используются не прямые, а косвенные, проективные вопросы и вопросы общего характера;
- Доброжелательная психологическая атмосфера во время беседы;
- В ходе беседы интерес проявляется не только к явному содержанию ответов, но и к поведению человека.
Вводная часть беседы играет очень важную роль. Именно здесь необходимо заинтересовать ученика, привлечь его к сотрудничеству, т.е. «настроить» его на совместную работу. Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал проведение беседы. Если она происходит по инициативе учителя, то ее вводная часть должна заинтересовать ученика темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе.
Если инициатором предстоящей беседы является ученик, то вводная часть беседы должна отчетливо продемонстрировать главным образом следующее: что учитель тактично и бережно относится к позициям ученика, он ничего не осуждает, но и не оправдывает, принимая его таким, каков он есть.
Продолжительность и содержание вводной части беседы принципиально зависят от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным учеником или у нее возможно развитие; каковы цели исследования и т.
д.На начальной стадии беседы особую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение учителя, свидетельствующее о понимании и поддержке ученика.
Невозможно дать готовый алгоритм вводной части беседы, репертуар фраз и высказываний. Важно наличие отчетливого представления о ее целях и задачах в данной беседе. Их последовательная реализация, установление прочного контакта с собеседником позволяют переходить к следующему, второму этапу.
Второй этапЕго характеризует наличие общих открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных высказываний ученика, изложение им своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет педагогу накопить определенную фактическую событийную информацию.
Третий этапЭтап подробного прямого обсуждения основной темы беседы. (Эта логика развития беседы реализуется и внутри развития каждой частной смысловой темы: следует от общих открытых вопросов переходить к более специфическим, конкретным).
Переход к ней возможен после успешного и достаточно полного проведения предшествующего этапа исследования. Как правило, здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает свое последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность ученика к дальнейшей совместной работе.
Рекомендации к проведению беседыБеседу не следует начинать, не имея достаточной информации о ребенке.
Собирается (накапливается) информация об интересующем ребенке и особенностях его поведения, уточняются и сопоставляются факты.
Есть вещи, о которых либо вообще нельзя спрашивать ребенка, чтобы он не ушел от разговора, либо нельзя спрашивать прямо.
Хотя в принципе клиническая беседа не схематична, можно построить схему негативно, то есть обозначить моменты, о которых нельзя спрашивать. Положительные же инварианты беседы вытекают из того, с чем пришел человек и, главное, для какой задачи он пришел.
Никогда нельзя показывать ребенку, что Вы знаете какие-то ситуации (из предварительно собранной информации), о которых он не говорит. Надо суметь так построить беседу, чтобы он сам заговорил об этом.
Очень важно, как начинается беседа. Ребенок должен проникнуться доверием к консультанту.
В сущности говоря, хороший экспериментатор должен соединять в себе два обычно несовместимых качества: он должен знать, как наблюдать, то есть позволять ребенку говорить совершенно свободно, не прерывая его высказываний и не отклоняя их ни в одну сторону, и в то же самое время он должен быть постоянно настороже, чтобы не пропустить ничего важного; каждую минуту он должен иметь в виду какую-нибудь рабочую гипотезу, хоть какую-то теорию, правильную или ложную, и стремиться ее проверить.
Сущность метода беседы — Студопедия
Поделись с друзьями:
В отличие от опросов, проводимых с помощью интервью или опроса, беседа, которая также реализуется на основе вербальных взаимоотношений между людьми, ориентирована, прежде всего, на личность другого человека. В ней важны не столько универсальные свойства, наличествующие у всех, сколько индивидуально-психологические особенности человека.
Метод беседы, как исследовательская процедура, основан на сборе и анализе словесных высказываний испытуем ых. При адекватном его использовании он позволяет выявлять индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.
Другая особенность беседы заключается в том, что это – не только метод психологического исследования, но и метод психологической коррекции [Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983].
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические особенности. Чаще всего проводится в вопросно-ответной форме, когда психолог в относительно свободной манере задает вопросы, которые и определяют ход беседы, задавая ее ключевые точки. Особенно важную роль при организации беседы играют невербальные сообщения (интонации, жесты, мимика и пр.). В силу этого в ряде психотерапевтических процедурах беседа специально разворачивается вокруг подобных сообщений, чаще всего неосознаваемых самим индивидом, который их проявляет.
Существует ряд требований к беседе как методу.
Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов самими обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуем ых на поставленные вопросы.
Хотя анкетирование позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал, в сравнении с беседой он проигрывает в том, что отсутствует личный контакт с испытуем ым и нет возможности варьировать характер вопросов в зависимости от ответов.
В беседе задаваемые вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ.
Содержание и форма вопросов определяются, во-первых, задачами исследования и, во-вторых, возрастом испытуемых.
Ответы исследуемого тщательно, точно записывают. При этом может использоваться магнитофон. Одновременно исследователь наблюдает за характером его речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также поведением, выражением лица, мимикой.
Материал бесед должен быть подкреплен другими методами, в частности наблюдением.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Хотите стать лучше в светской беседе? Бывший агент ФБР рассказывает, как он заставляет людей открывать
Том Вернер | Getty
Почему рядом с некоторыми людьми сплошная радость? После нескольких разговоров или моментов светской беседы вы чувствуете, что установили с ними доверие и определенный уровень совместимости.
Вот что они делают, чего не делают другие: укрепляют и поддерживают взаимопонимание благодаря своей внимательности.
Когда я работал агентом ФБР, налаживание взаимопонимания было важным навыком, особенно при проведении расследований, поиске источников или просто работе с другими агентствами.
Мы склонны считать, что установление взаимопонимания происходит только один раз, возможно, когда мы впервые встречаемся и знакомимся с кем-то. Не так. Построение взаимопонимания — это то, что исключительные люди делают каждый раз, когда взаимодействуют с другими.
Как исследователь человеческого поведения, я обнаружил, что метод «согласиться и добавить» — один из самых эффективных способов помочь людям чувствовать себя более комфортно, открываясь вам.
Как непринужденно вести светскую беседу
В основном это работает так: Человек может сказать: «Эта поездка на работу — отстой!» На что вы говорите: «Это действительно отстой», а затем добавляете: «Особенно, когда происходит авария».
Этим единственным утверждением вы даете им понять, что слушаете, подтверждаете и понимаете.
Вы или другой человек также можете ответить на связанную тему («Я начал слушать этот подкаст о [X], чтобы поездка на работу была менее болезненной…»), забавную историю («На днях я отвозил детей в школу, и [X] случилось…») или вопрос («Как ваше лето? Удалось ли вам провести время с детьми?») — позволить разговору продолжиться и перерасти во что-то это более интересно , умственно стимулируют и приносят удовлетворение.
Другой пример: Кто-то говорит: «Он такой всезнайка». На что вы отвечаете: «Да, да? Последнее слово всегда должно быть за ним». Это простое повторение того, что было сказано, с небольшим добавлением, которое дает им понять, что вы понимаете и синхронизированы.
Когда я использовал эту технику со своими источниками, это заставляло их любить меня, доверять им и чувствовать себя более непринужденно со мной, таким образом чувствуя, что они могут открыться и быть честными.
Это также намного лучше, чем если бы вы сказали «ага» или «ага» или просто молча кивнули. Конечно, иногда утвердительный кивок работает отлично. Но для проверки мыслей и чувств других лучше всего подходит согласие и добавление.
Как не согласиться: Согласиться, добавить и подтвердить
Кстати, это не значит, что нельзя не соглашаться. Если вы полностью против того, что кто-то говорит, и считаете это нежелательным, не стесняйтесь выражать это.
Но есть способ сделать это с нюансами. Как и раньше, вы соглашаетесь и что-то добавляете — но потом подтвердите свои собственные мысли или убеждения по этому вопросу.
Это может звучать так: «Да, ездить на работу — отстой, особенно зимой». Затем, через несколько секунд, вы утверждаете: «Но, честно говоря, замечательно, как они держат дороги открытыми после сильного снегопада».
Или вы можете сказать: «Я с вами согласен. Дорога воняет и доставляет много хлопот. Но в это время она определенно лучше, чем в прошлом году».
Демонстрация того, что вы слушаете чьи-то слова и принимаете их, не всегда означает поклоняться всему, что они говорят. Есть место для вашего собственного подхода, и именно так вы демонстрируете искренность и подлинность.
Но ради гармонии разумно соглашаться, добавлять и подтверждать.
Я знаю замечательных, интеллигентных людей, которые этого просто не понимают и заканчивают тем, что прерывают приятный разговор, педантично поправляя незначительную деталь или откровенно не соглашаясь.
Беседы становятся намного более успешными и совместными, когда мы позволяем каждому чувствовать, что он может говорить и делиться идеями. Вам не нужно всегда исправлять или редактировать то, что говорят другие. Если вы постоянно возражаете против того, что говорят люди, они в конце концов устанут от общения с вами.
Это больше, чем просто светская беседа
Вы также можете применять эту коммуникативную стратегию для более глубоких, серьезных и продолжительных дискуссий.
Помните, построение взаимопонимания всегда начинается на эмоциональном уровне. Неявное сообщение, которое вы хотите дать, звучит так: «То, что вы испытываете прямо сейчас, важно для меня. И я собираюсь встретиться с вами там, где вы эмоционально, чтобы вы знали, что я един с вами в мыслях и чувствах».
Джо Наварро ушел из ФБР после 25 лет работы агентом. Он изучает невербальное поведение более 45 лет и является автором 13 книг, в том числе «Будь исключительным: овладей 5 чертами, которые отличают выдающихся людей», «Что говорят все : Руководство бывшего агента ФБР для людей, умеющих быстро читать» и 9 0035 «Словарь языка тела: полевое руководство по человеческому поведению». Подпишитесь на него в Твиттере @NavarroTells .
Не пропустите:
- Хотите звучать умнее? Избегайте этих 24 часто употребляемых слов и фраз, из-за которых вы звучите «претенциозно», говорят эксперты по грамматике
- Гарвардский исследователь говорит, что наиболее эмоционально интеллектуальные люди обладают этими 12 чертами. Какой у вас есть?
- Существует 2 типа достоверности. Вот тот, который есть у Джеффа Безоса — и почему люди судят вас по нему больше всего
Техники общения для получения информации
4 минутыХотели бы вы научиться получать информацию, не запрашивая ее? Вот несколько приемов разговора, которые могут вам помочь.
Последнее обновление: 16 декабря 2019 г.
Мы можем использовать различные методы общения для получения информации от других. Эти методы получения информации варьируются от разговора до допроса. Мы также можем определить различные методы в зависимости от того, насколько они инвазивны.
На одном конце шкалы у нас разговор, который не обязательно должен быть агрессивным, а на другом — допрос, самый агрессивный.
Однако между этими двумя крайностями есть еще три техники: выявление, опрос и подведение итогов.
Мы собираемся сосредоточиться на выявлении, не очень агрессивном.
Но что такое выявление? Это процесс, который направлен на то, чтобы спровоцировать ответ или реакцию с помощью некоторых логических процессов. На самом деле можно сказать, что выявление — это форма манипуляции или убеждения.
Почему выявление работает?
Выявление работает, потому что оно сочетает в себе отношения с методами беседы . Другими словами, он использует доверие, которое люди оказывают другим, чтобы получить желаемую информацию с помощью методов разговора, даже не замечая этого.
Таким образом, первым шагом в использовании извлечения информации является установление доверительных отношений с человеком, от которого вы хотите получить информацию. Как только вы закончите, пришло время начать разговорные техники.
По определению извлечение не происходит спонтанно. Чтобы использовать его, вам нужно следовать плану. Для начала вам нужно встретиться с человеком, от которого вы хотите получить информацию. Например, вам нужно сфотографировать их и узнать их работу, возраст, социально-экономическое положение, увлечения, привычки и круг общения. Некоторая другая соответствующая информация может быть мотивации человека и наиболее яркие черты его личности.
«Quid pro quo – я говорю тебе, ты говоришь мне. Впрочем, не об этом случае. О себе. Услуга за услугу. Да или нет, Кларисса?
-Доктор. Ганнибал Лектер-
Для того, чтобы это сделать эффективно, вы также должны знать некоторые аспекты психологии. В частности, как работает память. Первое и последнее, о чем мы говорим, это то, что мы помним лучше всего , а также информацию, которую нам удалось соотнести с тем, что мы уже знали.
Таким образом, очень важно попытаться получить информацию, которую вы хотите от другого человека, когда он вряд ли вспомнит, что говорил это. Таким образом, другой человек с гораздо большей вероятностью забудет, что он дал эту информацию. Точно так же есть еще одна очень важная техника — на самом деле самая важная, — которую мы должны использовать в любом разговоре. Это называется активным слушанием, часто забываемой способностью.
Техники беседы
Эти техники беседы обычно имеют довольно простую структуру. Вы начинаете с приветствия, затем слушаете, задаете вопросы, подводите итог разговора и, наконец, заканчиваете разговор. Используя эту простую структуру, мы должны реализовать некоторые приемы общения. Вот несколько примеров.
Провоцирование ответаЭта техника состоит из высказываний, вызывающих реакцию. Вы должны поставить их на кон, чтобы они были вынуждены решать. Таким образом, они раскроют свои чувства или мнения. Например, представьте, что вы хотите узнать, как идут переговоры между двумя партиями:
«Отношения между двумя политическими партиями натянуты. Кажется, они далеки от достижения соглашения».
«Нет, как раз наоборот. Переговоры идут в правильном направлении; они близки к подписанию соглашения».
Quid pro quoЭтот метод основан на потребности человека . Когда мы получаем что-то от другого человека, мы чувствуем себя обязанными дать ему что-то взамен. Следующий пример касается жалоб коллег:
«На работе я чувствую себя недооцененным. Думаю, это пройдет, но я этому не рад».
«Я понимаю, что вы имеете в виду. На днях начальник выбросил мою работу в мусорку прямо у меня на глазах».
НевериеЭтот метод используется для получения более конкретных сведений . Поставив что-то под сомнение, другой человек даст вам больше информации об этом, чтобы вы ему поверили. В этом примере показано, как получить более подробную информацию о проекте:
«Я собираюсь закончить классный проект».
«Я тебе не верю. Я все еще делаю вступление, и у меня еще много свободного времени».
«Вчера закончил писать выводы».
«Тогда вы не могли сделать очень многого».
«Я написал три разных раздела. Я начал с…»
ПодхалимствоЭтот метод на самом деле является дополнительным — вы можете добавить его к другим методам, чтобы сделать информацию более успешной. В следующем примере ученик льстит своему учителю, чтобы узнать, как выполнять упражнение:
«Учитель, вы всегда так хорошо объясняете. Проблема в том, что я с трудом понимаю упражнения. Не будете ли вы так добры, объясните мне их еще раз.
Если вы не заметили, во всех этих примерах информация получена без единого вопроса.