Метод беседы | это… Что такое Метод беседы?
Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Содержание
|
Общие сведения
В ситуациях устного речевого общения общающиеся имеют дело с собственными речами. Слушающий формирует речь в соответствии с тем, как артикуляционный аппарат говорящего возбуждает процессы в воздушной среде. У слушающего в автоматизированном режиме происходит выбор, запуск и исполнение соответствующих им ранее сформированных нейропрограмм, что он субъективно воспринимает как речь говорящего. У говорящего свои процессы, которые не могут быть достоянием слушающего. Говорящий может воображать, что передает свои мысли слушающему, информирует его, передает информацию. У слушающего могут быть только свои процессы мышления, результаты которых могут устраивать говорящего или нет, но эти результаты также не даны говорящему непосредственно. Он может о них догадываться, имея ориентационные модели ситуации.
Неадекватность отображения ситуаций речевого общения характерна для большинства человеческих существ. Психологи не являются исключением. Во времена Радищева «беседа» интерпретировалась бы как «чтение». Если принять соответствующие условности, то у М.Фасмера находим: «…Беседа «разговор, поучение»…(М.Фасмер,М.,1986, с.160). Рефлексивное слушание можно понимать не как прерывание говорящего, но как рефлексию, то есть отображение себя в состоянии слушания, обращение внимания на себя, осуществление анализа собственного восприятия. Решение вопроса: соответствует ли твоя модель того, что хочет от тебя говорящий, тому, что этой модели ты ставишь в соответствие, видимо, можно считать рефлексивным слушанием.
Виды беседы
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
- Терапевтическая беседа
- Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
- Автобиографическая беседа
- Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
- Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
Рефлексивное и нерефлексивное слушание
Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.
Рефлексивное слушание
Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.
Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).
Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:
- Выяснение (использование уточняющих вопросов)
- Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)
- Словесное отражение психологом чувств респондента
- Резюмирование
Нерефлексивное слушание
Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.
Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.
См. также
- Метод интервью
- Вербально-коммуникативные методы
- Метод опроса
- Экспериментальная психология
Литература
- Гиппентрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? М.: Астрель, 2006.ISBN 978-985-16-3848-8.
- Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. ISBN 5-9268-0140-0
Сущность метода беседы — Студопедия
Поделись
В отличие от опросов, проводимых с помощью интервью или опроса, беседа, которая также реализуется на основе вербальных взаимоотношений между людьми, ориентирована, прежде всего, на личность другого человека. В ней важны не столько универсальные свойства, наличествующие у всех, сколько индивидуально-психологические особенности человека.
Метод беседы, как исследовательская процедура, основан на сборе и анализе словесных высказываний испытуемых. При адекватном его использовании он позволяет выявлять индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.
Другая особенность беседы заключается в том, что это – не только метод психологического исследования, но и метод психологической коррекции [Кабанов М. М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983].
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические особенности. Чаще всего проводится в вопросно-ответной форме, когда психолог в относительно свободной манере задает вопросы, которые и определяют ход беседы, задавая ее ключевые точки. Особенно важную роль при организации беседы играют невербальные сообщения (интонации, жесты, мимика и пр.). В силу этого в ряде психотерапевтических процедурах беседа специально разворачивается вокруг подобных сообщений, чаще всего неосознаваемых самим индивидом, который их проявляет.
Существует ряд требований к беседе как методу.
Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов самими обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.
Хотя анкетирование позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал, в сравнении с беседой он проигрывает в том, что отсутствует личный контакт с
В беседе задаваемые вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ.
Содержание и форма вопросов определяются, во-первых, задачами исследования и, во-вторых, возрастом испытуемых.
Ответы исследуемого тщательно, точно записывают. При этом может использоваться магнитофон. Одновременно исследователь наблюдает за характером его речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также поведением, выражением лица, мимикой.
Материал бесед должен быть подкреплен другими методами, в частности наблюдением.
Анализ разговора | Психология Вики
в: Разговор, анализ дискурса, страницы, использующие магические ссылки ISBN
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Язык: Лингвистика · семиотика · Речь
Анализ разговора (обычно сокращенно CA ) — это изучение разговора во время взаимодействия. CA обычно пытается описать упорядоченность, структуру и последовательные модели взаимодействия, будь то институциональное (в школе, кабинете врача, суде или где-либо еще) или случайный разговор. Таким образом, использование термина «разговор» для обозначения этого дисциплинарного движения вводит в заблуждение, если его читать в разговорном смысле, как это делают многие.
Вдохновленный этнометодологией, он был разработан в конце 1960-х и начале 1970-х годов главным образом социологом Харви Саксом и, среди прочих, его ближайшими соратниками Эмануэлем А. Шеглоффом и Гейл Джефферсон. Сакс умер в начале своей карьеры, но его работа была поддержана другими специалистами в его области, и теперь КА стала признанной силой в социологии, антропологии, лингвистике, речевой коммуникации и психологии. Это особенно влиятельно в интерактивной социолингвистике, анализе дискурса и дискурсивной психологии, а также является целостной дисциплиной само по себе.
Содержание
- 1 Основные конструкции
- 1.1 Организация очередности
- 1.1.1 Поворот конструктивного элемента
- 1.1.2 Компонент распределения хода
- 1.2 Организация последовательности
- 1.2.1 Пары смежности
- 1.2.2 Предварительные последовательности
- 1.2.3 Организация предпочтений
- 1.3 Ремонт
- 1.4 Боевая формация
- 1.1 Организация очередности
- 2 Каталожные номера
- 3 Тематический указатель литературы по анализу разговоров
- 4 Каталожные номера
- 5 Внешние ссылки
Базовые структуры
Организация очередности
Характер ведения разговора по очереди. Очередь — одна из фундаментальных организаций разговора. Согласно CA, очередность является одним из трех основных компонентов, из которых строится разговор. Двумя другими компонентами являются: конструктивный компонент поворота, то есть основные единицы, из которых состоят ходы, и «практический компонент», часто называемый «набором правил», которым управляют стороны во взаимодействии.
Поворотный конструктивный элемент
Поворотный конструктивный элемент — это основные элементы, из которых формируются повороты. Типы единиц включают: слово/лексический элемент, пункт/фразу и предложение. Обратите внимание, что не все типы единиц измерения могут существовать на всех языках. Кроме того, возможно, что в других языках есть единицы, например частицы в азиатских языках, которых может не быть в английском.
Turn Allocational Component
Текущий выступающий выбирает следующего выступающего (SSN) Следующий выступающий автоматически выбирает следующий (SS)
Организация последовательности
Это касается порядка действий в разговоре.
Пары смежности
Разговор, как правило, происходит в ответных парах; как эти пары могут быть разделены в течение последовательности ходов.
Предварительные последовательности
Использование последовательностей разговоров перед целенаправленным разговором.
Предпочтение организации
Существуют структурные (т.е. гарантированные практикой) предпочтения для некоторых типов действий (в рамках последовательности действий) в разговоре по сравнению с другими действиями.
Ремонт
Ремонтная организация решает проблемы с речью, слухом или пониманием в разговоре. Ремонт имеет два широких класса: самостоятельный ремонт и другой ремонт.
Формирование действия
Речь идет об описании приемов, посредством которых составляются и располагаются обороты в разговоре для осуществления тех или иных действий.
Ссылки
- Левинсон, Стивен С. (1983). Прагматика . стр. 284-370. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29414-2.
- Сакс, Харви. (1995). Разговорные лекции . Издательство Блэквелл. ISBN 1-55786-705-4.
Тематический указатель литературы по анализу разговоров
Ниже приводится список важных феноменов, идентифицированных в литературе по анализу разговоров, за которым следует краткое определение и ссылки на статьи, которые исследуют названный феномен либо эмпирически, либо теоретически. Статьи, в которых придуман термин для обозначения явления или в которых представлена каноническая трактовка явления, выделены жирным шрифтом, те, которые иным образом связаны с явлением в центре внимания, выделены курсивом, а остальные представляют собой статьи, целью которых является внести значительный вклад в понимание явления.
- ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон:Раскрыть список
- ЧЕРЕДИ
- Процесс, посредством которого взаимодействующие стороны распределяют право или обязанность участвовать в интерактивной деятельности. ( Сакс, Шеглофф и Джефферсон, 1974 )
- РЕМОНТ
- Механизмы, с помощью которых решаются определенные «неприятности» во взаимодействии. ( Schegloff, Jefferson, & Sacks 1977 )
Ссылки
- Аткинсон, Дж. Максвелл и Херитэдж, Джон (редакторы) (1984). Структуры социального действия: исследования анализа разговоров , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Дрю, Пол и Херитэдж, Джон. (1993). Разговор на работе: взаимодействие в институциональных условиях. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Энфилд, Нью-Джерси и Стиверс, Таня. (2007). Референция человека во взаимодействии: лингвистические, культурные и социальные перспективы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Наследие, Джон (1984). Гарфинкель и этнометодология , Кембридж: Polity Press.
- Хатчби, Ян и Вуффит, Робин. (1988) Анализ разговора . Политика Пресс.
- Левинсон, Стивен С. (1983). Прагматика . стр. 284-370. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29414-2.
- Местный, Джон. (2007). Фонетическая детализация и организация разговора во взаимодействии . Материалы XVI Международного конгресса фонетических наук. Саарбрюккен, Германия: Организационный комитет 16-й МКФС.
- Келли, Джон и местный Джон (1989). Занятия фонологией , Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
- Боль, Джин. (2008). Не просто разговоры: разговорный анализ и психотерапия . Карнак. ISBN 978-1855756892
- Померанц, Анита М. (1984). Согласие и несогласие с оценкой: некоторые особенности предпочтительной/непредпочтительной формы поворота. В JM Atkinson & J. Heritage (Eds.), Structure of Social Action: Studies in Conversation Analysis . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Псатас, Джордж (1995): Анализ разговора , Тысяча дубов: Мудрец
- Сакс, Харви. (1995). Разговорные лекции . Издательство Блэквелл. ISBN 1-55786-705-4.
- Сакс, Харви, Шеглофф, Эмануэль А. и Джефферсон, Гейл (1974). Простейшая систематика организации очередности беседы. Язык, 50 , 696-735.
- Шеглофф, Эмануэль А. (2007). Организация последовательности во взаимодействии: учебник для начинающих по анализу разговора, том 1 , Кембридж: издательство Кембриджского университета.
- Стиверс, Таня. (2007). Назначение лекарств под давлением: беседы между родителями и врачами и антибиотики (Оксфордские исследования в области социолингвистики). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Тен Хав, Пол (1999): Анализ разговора. Практическое руководство , Thousand Oaks: Sage.
Внешние ссылки
- Интернет-библиография до 19 лет90 CA литература
- Интернет-библиография литературы Центральной Азии после 1989 г.
- Онлайн-информационный центр для сообщества CA
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Как получать удовольствие от светской беседы и углублять беседу
Техника вертикального вопроса открывает двери.
Источник: peopleimages/Adobe Стоковые Изображения
Джастина недавно переехала в новый город и чувствует себя одинокой, но задача завести новых друзей кажется пугающей. Она хотела бы, чтобы был более простой способ.
У Роджера очень мало вторых свиданий. Он чувствует себя некомфортно, знакомясь с новыми людьми, и не знает, как вести разговор с другими. Он задается вопросом, как сформировать более искренние связи.
Мелинда боится общественных мероприятий. Она борется с светской беседой и чувствует скуку в случайных разговорах. «Кажется, бессмысленно ходить на эти мероприятия и вести унылые разговоры», — думает она про себя.
Можете ли вы представить себе Джастину, Роджера или Мелинду? Если да, то вертикальный опрос может быть для вас.
Эта простая, но невероятно эффективная техника общения помогает людям общаться на более глубоком уровне. Этот навык особенно полезен для тех, у кого в детстве была эмоциональная запущенность.
Если вы выросли в эмоционально неблагополучной семье, вы, вероятно, знакомы с отсутствием общения, низким акцентом на эмоциях и поверхностными разговорами. Трудно научиться разговаривать с кем-то на более глубоком, эмоциональном уровне, потому что это никогда не было смоделировано для вас. Вместо этого вас учили, как общаться, используя факты и логику, чтобы избежать разговора, который может вызвать эмоции.
Научившись общаться с помощью вертикальных вопросов, вы облегчите себе задачу завести новых друзей, укрепите уже установленные связи и увеличите отдачу от повседневного общения с другими людьми.
Вертикальные и горизонтальные опросы
Как вертикальные, так и горизонтальные опросы предполагают задавание вопросов во время разговора. Но вертикальные вопросы побуждают человека, с которым вы разговариваете, обратиться внутрь себя и более глубоко обдумать свой ответ.
Вертикальные вопросы — это ключ к тому, чтобы сделать светскую или непринужденную беседу более интересной и приятной как для вас, так и для другого человека. Эта разговорная техника создает атмосферу любопытства и понимания.
Горизонтальный опрос направлен на раскрытие фактов и информации из вашего разговорного обмена. Часто это закрытые вопросы, которые дают конкретный ответ без возможности уточнения.
Давайте посмотрим, чем отличаются вертикальные и горизонтальные вопросы:
Горизонтальные вопросы Вертикальные вопросы
Вы чувствуете себя хорошо? Почему вы думаете, что вам грустно?
Чем вы занимаетесь на работе? Как вы заинтересовались своим направлением работы?
Вам было весело на отдыхе? Какие части поездки вам понравились?
Где ты вырос? Каким было ваше детство?
Вам нравится природа? Какие виды активного отдыха вам нравятся?
Горизонтальные вопросы удобны для сбора информации. При продуманном использовании эти типы вопросов могут предшествовать вертикальному вопросу. Вы можете начать горизонтально и спросить: «Кем ты работаешь?» а затем сместитесь по вертикали с вопросом «Как вы заинтересовались этим направлением работы?»
Когда вы задаете вертикальный вопрос, вы получаете возможность заглянуть во внутренний мир человека — его историю, прошлое, чувства, желания и предпочтения. Это нечто особенное. Я призываю вас попробовать это с другом, коллегой, супругом или даже незнакомцем, чтобы увидеть, что вы можете узнать или открыть для себя.
Разговор по горизонтали зашел в тупик
Бобби: Не могу поверить, что мы так давно не встречались! Сколько лет прошло?
Мэри: Хм… Должно быть, уже восемь лет!
Бобби: Вау, это так долго. Что вы делаете для работы?
Мэри: Я работаю детской медсестрой. А ты? Вы все еще в продажах?
Бобби: Ага! Я менеджер автосалона.
Мэри: Отлично! Вы поддерживали связь с кем-нибудь из средней школы?
Бобби: Я действительно время от времени разговариваю только с Майком, Дэвидом и Дафной.
Мэри: Я их помню. Я был так занят, что не поддерживал связь со многими людьми.
Бобби: Вы много работаете?
Мэри: О, да. Работаю посменно по 12 часов. Это утомительно.
Хотя Бобби и Мэри получили новую информацию друг о друге, они застряли в колеи вопросов и ответов. Горизонтальный опрос часто может ощущаться скорее как допрос, чем как дружеская встреча. И Бобби, и Мэри упустили несколько возможностей пойти по вертикали и открыть что-то более существенное. Если они будут продолжать в том же темпе, разговор обречен на ровную линию.
Ниже вы увидите, как можно оживить беседу с помощью вертикальных вопросов.
Вертикальный разговор становится глубже
Бобби: Итак, вы работаете в сфере ухода за больными. Как тебе твоя работа?
Мэри: Я педиатрическая медсестра, и мне это очень нравится. Я всегда обожала работать с детьми.
Бобби: Замечательно. Что вам нравится в работе с детьми?
(Мэри отвечает на вопрос Бобби и чувствует себя заинтересованной и открытой из-за заметного интереса Бобби. Бобби узнает, что Мэри страстно любит помогать людям, особенно детям, из-за того, что она помогала своим родителям заботиться о своих братьях и сестрах, когда они росли. беседа позволяет Бобби делиться более глубокими мыслями.)
Мэри: Итак, ты работаешь в автосалоне своего отца. Каково работать с отцом?
Бобби: На самом деле, теперь я управляю дилерским центром. Мой папа умер в прошлом году. Я буду честен… это было сложно. Было трудно управлять семейным бизнесом и оплакивать потерю отца.
Мэри: Мне очень жаль это слышать. Как вы сбалансировали это?
Бобби: Я стараюсь заботиться о себе в первую очередь. Я уверен, что вы чувствуете то же самое в области ухода за больными. Легко поставить себя на последнее место, когда вы заботитесь о других людях или у вас постоянно такой плотный график.
Мэри: Я так рада слышать, что ты заботишься о себе. Может быть, вы можете дать мне несколько советов!
Бобби и Мэри узнают об увлечениях, опыте и проблемах друг друга благодаря вертикальным вопросам.