Метод эксперимента | Студент-Сервис
1. Психологический эксперимент2. Метод эксперимента
3. Психологический эксперимент
4. Формирующий эксперимент
Психологический эксперимент позволяет психологу целенаправленно вызывать интересующие его явления психики. С помощью данного метода психолог специально создает и видоизменяет условия, в которых находится ребенок. Поведение ребенка в разных экспериментальных условиях (его качественный и количественный анализ) позволяет делать некоторые выводы о его психологических характеристиках.
Например, чтобы выяснить, какую форму общения со взрослыми предпочитают дошкольники, экспериментатор организует различные ситуации общения. В одной из них взрослый играет с ребенком в игрушки, в другой — читает книжки или беседует о чем-то познавательном, в третьей — разговаривает на личностные темы: о его отношениях с друзьями, о разных человеческих качествах и пр. Затем экспериментатор сравнивает характер поведения ребенка в этих ситуациях и выясняет, какая из них является для дошкольника более предпочтительной.
Описанная процедура позволяет констатировать главную форму общения ребенка. Подобные эксперименты называют констатирующими, поскольку они позволяют зафиксировать (или констатировать) какие- либо особенности развития ребенка.
Метод эксперимента оказался эффективным, экономным и нашел широкое применение в психологии вообще и в детской в частности.
Специфика данного метода в детской психологии заключается в том, что условия его проведения должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деятельности.
Необычные лабораторные условия (например, использование новой аппаратуры, чужие взрослые и пр.) могут смутить ребенка и вызвать отказ от деятельности. Поэтому эксперимент в детской психологии должен быть приближен к естественным условиям жизнедеятельности ребенка.
Он так и называется — «естественный эксперимент», в отличие от лабораторного, который может проходить в любых ситуациях с применением самой сложной аппаратуры. Эксперименты с детьми эффективне е проводить в форме интересной игры или привычных для ребенка занятий: рисования, конструирования, отгадывания загадок и пр. Дети не должны подозревать, что те игры, которые им предлагают, специально организованы для их изучения.
Одним из видов психологического эксперимента являются тесты, которые представляют из себя систему специально подобранных заданий, предлагаемых детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного отношения эксперимента тора.
Предварительно для каждой возрастной группы испытуемых определяются возрастные нормы выполнения каждого задания (то есть какой балл соответствует трех-, четырех- или шестилетнему возрасту). Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить, насколько развитие ребенка отстает или опережает ее.
Интересно
Эту стратегию эксперимента называют стратегией срезов, поскольку здесь одномоментно выявляется уровень возрастного или индивидуального развития какого-либо психического процесса. Данная стратегия очень широко применяется в детской психологии.
Иногда она соединяется со способами пролонгированного, лонгитюдного исследования. Первоначально у определенного числа детей проводится первый срез, через некоторое время у тех же детей по тем же методикам проводится второй срез, затем третий и т. д. Нередко в одном исследовании сочетаюется эксперимент и наблюдение.
Однако перечисленные выше методы (как наблюдение, так и констатирующий или срезовый эксперимент) позволяют лишь зафиксировать те или иные особенности поведения ребенка или степень успешности решения задач.
Но они не дают возможности выяснить, что же происходит за этой наглядной, воспринимаемой картиной. Они не подводят к пониманию условий и движущих сил развития ребенка. Наблюдая, как ребенок решает задачи, мы никогда не можем понять, почему он их так решает (или не решает), и никакое пристальное наблюдение не даст ответ на эти вопросы.
Явным преимуществом в этом отношении обладает генетико-моделирующий, или формирующий, эксперимент. Его суть состоит в том, что методом исследования психических процессов становится экспериментальное формирование новых способностей у детей, которые раньше ими не обладали.
Интересно
Эту стратегию исследования можно назвать стратегией экспериментального генезиса психических способностей. Ее реализация предполагает использование различных путей и средств активного формирования способности, развитие которой изучается.
Исследователь, в зависимости от своих теоретических представлений, заранее формулирует гипотезу о том, что лежит в основе психической способности и в чем состоят условия ее эффективного развития. Затем, основываясь на этой гипотезе, он создает (или моделирует) эти условия в своем эксперименте и проводит ребенка через серию фор мирующих или развивающих воздействий.
После этого исследователь выясняет, произошли ли какие-либо изменения в той психической способности, развитие которой изучается. Таким образом проверяется гипотеза о психологических причинах и условиях психического развития ребенка.
Например, психолог выдвигает гипотезу о том, что мышление маленького ребенка строится на основе его практических предметных действий. Чтобы проверить эту гипотезу, он специально организует практическую деятельность детей (дает им для исследования игрушки с секретом, учит обращаться с новыми предметами, специально занимается с ними практической, исследовательской деятельностью и пр.).
После серии таких занятий он выясняет, произошли ли какие-нибудь сдвиги в умственных способностях у этих детей. Если да, то его гипотезу можно считать подтвержденной.
Разные виды эксперимента, как правило, сочетаются между собой в одном и том же исследовании. Сначала проводят обычный срезовый (констатирующий) эксперимент, чтобы зафиксировать исходный уровень развития изучаемой способности.
Затем следует формирующий (или генетико-моделирующий) эксперимент, цель которого — получить новый уровень развития способности в зависимости от исходной гипотезы. В заключение повторяется срезовый эксперимент для того, чтобы выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента. Эту заключительную процедуру обычно называют кон трольным экспериментом.
Учитывая, что дети дошкольного возраста достаточно быстро развиваются и без всяких экспериментальных воздействий, чтобы оценить эффективность формирующего эксперимента, необходимо сопоставлять те изменения, которые происходят за один и тот же промежуток времени у детей — участников формирующих экспериментов и у детей того же возраста, живущих в естественных условиях.
Первая группа детей обычно называется экспериментальной, вторая — контрольной. Сравнение результатов экспериментальной группы показывает ту «прибавку», которую дают организованные в эксперименте условия.
Формирующий эксперимент, так же как и срезовый, может быть лонгитюдным, то есть продолжаться в течение ряда лет с одними и теми же детьми. Так, например, многолетнее экспериментальное обучение детей по новым программам и выяснение влияния этих программ на психическое развитие детей можно рассматривать как лонгитюдный психолого-педагогический формирующий эксперимент.
20. Эксперимент как метод возрастной психологии.
Метод эксперимента предполагает искусственное создание психологической ситуации и изучение того или иного психического явления, процесса, развивающихся в этой ситуации. Исследователь не ждет появления интересующего его явления, а сам вызывает его. Создавая специальные условия для эксперимента, обеспечивающие проявление психического процесса, свойства, экспериментатор получает возможность неоднократно повторять эксперимент, получает возможность, проводя исследование с разными испытуемыми в одинаковых условиях, установить возрастные и индивидуальные особенности развития исследуемых психических процессов. По своему усмотрению экспериментатор может менять условия эксперимента, что открывает широкие возможности для нахождения и обоснования наиболее эффективных приемов в учебно-воспитательной работе с детьми.
Лабораторный эксперимент в отличие от естественного придумывает и ставит сам экспериментатор, активно вмешиваясь в жизнь и создавая искусственные условия, специально рассчитанные на то, чтобы проверить некоторую научную гипотезу. Такой эксперимент нередко проводится в лаборатории с использованием специальных приборов. Поэтому он и называется лабораторным. Пример:
Полевой эксперимент чем-то похож на лабораторный с той лишь разницей, что он проводится в реальных жизненных условиях человека. Пример:
Констатирующим называется такой эксперимент, задача которого состоит в простой фиксации и описании фактов, т.е. в констатации того, что в действительности происходит без активного вмешательства в процесс со стороны экспериментатора. От естественного констатирующий эксперимент отличается тем, что при нем просто фиксируется реальное состояние дел и не сравнивается между собой результаты до и после эксперимента.
Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы сформировать у человека какое-то качество или изменить его поведение. Пример:
Совершенствование метода эксперимента, и прежде всего естественного эксперимента, привело к появлению такой разновидности психологического эксперимента, какпсихолого-педагогический развивающий эксперимент. Особенностью психолого-педагогического развивающего эксперимента является то, что вначале исследуются те или иные психические процессы, свойства личности школьника, а затем, на основе результатов исследования, организуется специальное обучение (иногда в нескольких вариантах), которое предполагает новую, более высокую ступень развития изучаемых психических процессов, качеств.
Экспериментальные методы неразрывно связаны с наблюдением, измерением и сравнением, как неотъемлемыми сторонами любого эксперимента. Поэтому многие функции, выполняемые наблюдением, сравнением и измерением, присущи и экспериментальным методам. Разделение экспериментов на последовательные и параллельные исходя из структуры доказательства гипотез заключается в том, что в первом из этих двух видов эксперимента исследователю приходится иметь дело только с одним социальным объектом или одной группой испытуемых.
Если экспериментальному объекту удается найти или сформировать себе посредством выравнивания объектов аналог, который является контрольным объектом, то логическая структура доказательства гипотезы изменяется и носит параллельный характер. Здесь приходится иметь дело со сравнением состояний контрольного и экспериментального объектов до введения гипотетического импульса в экспериментальный объект и после его проявления. Такая разновидность эксперимента называется параллельным экспериментом.
Состояния контрольного объекта при параллельном эксперименте — своеобразные точки отсчета для измерения изменений экспериментального объекта. В этом случае для проверки гипотезы используется критерий, разработанный американским социологом С. Стауффером.Несмотря на специфику и особенности различных видов экспериментального метода
Уильям Макдугалл | Американский психолог
- Дата рождения:
- 22 июня 1871 г. Англия
- Умер:
- 28 ноября 1938 г. (67 лет) Дарем Северная Каролина
См. все связанные материалы →
Уильям Макдугалл (родился 22 июня 1871 г., Чаддертон, Ланкашир, Англия — умер 28 ноября 1938 г., Дарем, Северная Каролина, США), американский психолог британского происхождения, влиятельный в создании экспериментальных и физиологической психологии и автор Введение в социальную психологию (1908; 30-е изд. 1960 г.), которое во многом стимулировало широкое изучение основ социального поведения.
Вскоре после поступления в колледж Св. Иоанна в Кембридже Макдугалл присоединился к Кембриджской антропологической экспедиции в Торресов пролив, между Австралией и Новой Гвинеей, и проводил там психологические тесты для местных жителей. Затем он отправился в Германию, где в Геттингенском университете проводил исследования цветового зрения. Его интерес к психическим исследованиям также восходит к этому периоду. Ассистент экспериментальной лаборатории Университетского колледжа Лондона (19 лет).01), он был назначен лектором по ментальной философии в Оксфордском университете (1904 г.), где он написал «Физиологическая психология » (1905 г.), демонстрируя ценность тщательного биологического подхода вместо традиционного философского подхода.
Хорошо известная книга Макдугалла Введение в социальную психологию разработала дарвиновскую теорию человеческого поведения, основанную на допущении унаследованного инстинкта или склонности отмечать определенные стимулы и реагировать на них для достижения какой-либо цели. Если реакция задерживается, следует эмоциональная реакция. Диверсификация и стабилизация реакции являются результатом обучения. Классическое произведение, Тело и разум (1911), подзаголовок История и защита анимизма представлял собой своего рода поддержку непопулярных идей, которые все больше изолировали Макдугалла от коллег.
В отличие от механистических интерпретаций человеческого поведения, он написал The Group Mind (1920), умозрительную попытку интерпретировать национальную жизнь и характер, которая была задумана как продолжение его Social Psychology . Плохой прием отчасти стал причиной его переезда в том же году в Соединенные Штаты и получения должности профессора в Гарвардском университете. Утверждая, что основной деятельностью человека является поиск целей, он обычно отчуждал себя от доминирующих американских бихевиористов, которые ограничивали психологию наблюдаемыми свидетельствами активности организма. Пытаясь продемонстрировать наследование приобретенных характеристик, он опубликовал Очерк психологии (1923) и Очерк ненормальной психологии (1926).
Найдя свое положение в Гарварде неудовлетворительным, в 1927 году он перешел в Университет Дьюка в Дареме, Северная Каролина. Там он создал отдел психологии и продолжил различные исследования, в том числе работу в области парапсихологии.Вильгельм Вундт | Немецкий физиолог и психолог
Вильгельм Вундт
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 16 августа 1832 г. Германия
- Умер:
- 31 августа 1920 г. (88 лет) Германия
- Известные работы:
- «Основы физиологической психологии»
- Предметы изучения:
- экспериментальная психология апперцепция самоанализ
Просмотреть весь связанный контент →
Вильгельм Вундт , (родился 16 августа 1832 года, Некарау, близ Мангейма, Баден [Германия] — умер 31 августа 1920 года, Гроссботен, Германия), немецкий физиолог и психолог, общепризнанный основоположник экспериментальной психологии.
Вундт получил степень доктора медицины в Гейдельбергском университете в 1856 году. После непродолжительного обучения у Иоганна Мюллера он был назначен лектором физиологии в Гейдельбергском университете, где в 1858 году стал ассистентом физика и физиолога Германа фон Гельмгольца. Там он написал Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmung (1858–62; «Вклад в теорию чувственного восприятия»).
Именно в этот период, в 1862 году, Вундт предложил первый в истории курс научной психологии. До этого психология рассматривалась как ветвь философии и, следовательно, должна была проводиться преимущественно путем рационального анализа. Вместо этого Вундт подчеркивал использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. Его лекции по психологии были изданы под номером 9.0019 Vorlesungen über die Menschen und Thierseele (1863; «Лекции о разуме людей и животных»). В 1864 году он был назначен доцентом физиологии. Психология,
, 2 т. (1873–74; 3 том, 6-е изд.