Раздел 3. Познание
Тема 7. Сущность познания
Познание относится к базовым потребностям человека. Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т.е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Таким образом, познание есть сознание в действии. Знание есть продукт познания. Знание — это всегда результат активного взаимодействия субъекта (того, кто познает) с объектом (тем, что познается). Познание всегда носит творческий характер. Мир, как он существует сам по себе, и мир, как мы его воспринимаем, есть разные, т.е. не во всем совпадающие миры. Следовательно, познание является основным способом бытия, существования сознания.
1. Чувственное и рациональное познание
Познание имеет как бы два уровня, две стороны — чувственную и рациональную.
Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление.
Итак, на следующем уровне познания — рациональном познании (иногда его еще называют абстрактным или логическим мышлением) тоже существуют три основные формы: понятие, суждение и умозаключение. Понятие — это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Наши понятия о предмете познания лишены всех подробностей, индивидуальных черт, т.е. того, чем конкретно этот предмет отличается от других предметов того же класса, остаются только его общие черты. Суждения и умозаключения — это формы познания, в которых мы устанавливаем те или иные отношения между понятиями и, разумеется, стоящими за ними предметами.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения: 1) единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт (эмпиризм); 2) наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства (рационализм). Очевидно, вопрос может ставиться и по-другому: не противопоставление чувственного и рационального начал в познании, а их внутреннее единство. Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция — способность непосредственного или прямого постижения истины в результате озарения, наития, прозрения. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. коренятся в области бессознательного.
В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Эмоции возникают на основе человеческой психики, а чувства — это эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях (например, чувство патриотизма, ненависть, любовь и т.п.). Под их воздействием формируется мотивационная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания.
Раздел 4. Познание Тема 1. Познание мира
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
Представители различных философских направлений по‑разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
Виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное.
Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
Образец задания
C5.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании.
Ответ: Познание – это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Примеры предложений: Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Познание представляет собой основной способ бытия, существования сознания. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Знания являются продуктом познания и др.
Познание имеет два уровня (две стороны) – чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание – присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
По‑разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (от гр. emperia – опыт) – единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio – разум, рассудок) – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая – высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis – взгляд, вид) – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.
Различают следующие виды интуиции:
– интеллектуальная – связана с умственной деятельностью;
– мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.
В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. коренятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной.
В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Под их воздействием формируется мотивационная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания.
Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.
Заблуждение – это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.
Ложь – это сознательное искажение образа объекта.
Образец задания
B3.Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких‑либо символов).
Ответ: 2134.
Развитие самопознания посредством управляемого размышления
%PDF-1.7 % 1 0 объект > эндообъект 2 0 объект >поток 2018-12-29T08:12:01-08:002018-12-29T08:12:01-08:002018-12-29T08:12:01-08:00Заявитель ПриложениеPDF Pro 5.5uuid:052ab3f7-aa70-11b2-0a00- 782dad000000uuid:052af250-aa70-11b2-0a00-6097e67bfc7fapplication/pdf
Психологический кризис репликации развенчивает теорию телесного познания
Мы думаем не только разумом, но и телом.
Интуитивно это имеет смысл: например, мы знаем, что голодны или устали, благодаря телесным ощущениям. Ум не думает в вакууме. Это понятие лежит в основе психологической теории под названием «воплощенное познание», которая исследует, как тело влияет на мышление. Но в последние годы кризис репликации в психологии, когда воссоздание крупных исследований не дало тех же результатов, что и оригиналы, показал, что некоторые важные открытия в области телесного познания не подтверждаются. В результате в психологии теперь есть циники, которые утверждают, что вся область сомнительна, а также несгибаемые исследователи воплощенного познания, которые настаивают на том, что их теории верны. Кризис репликации дискредитировал бесчисленное количество отдельных открытий в психологии (и в науке в целом), но в данном случае атаке подвергается целая дисциплина.
Реклама
«Воплощенное познание» — довольно расплывчатое понятие, имеющее множество интерпретаций. Тони Чемеро, профессор философии и психологии в Университете Цинциннати, говорит, что воплощенное познание отражает идею о том, что вам часто нужно двигаться, чтобы обрабатывать разумные мысли. «Мышление — это не то, что просто происходит с вашим мозгом, это деятельность, которой вы занимаетесь, и вам нужно двигаться, чтобы заниматься ею большую часть времени», — говорит он. Хотя некоторые интеллектуальные процессы можно выполнять, сидя на месте, «на удивление многие из них действительно требуют движения».
Более крайняя точка зрения, например, у Артура Гленберга, когнитивиста из Университета штата Аризона, утверждает, что все мысли зависят от действий тела. «Все когнитивные процессы основаны на поведенческих и нейронных системах действия, восприятия и эмоций», — пишет Гленберг в электронном письме. «Например, даже когда мы делаем/думаем о предположительно абстрактных идеях, таких как физика и математика, или используем абстрактный язык… в его основе лежат действие, восприятие и эмоции».
Хотя психологи до сих пор расходятся во мнениях относительно точного определения, кризис репликации показал, что некоторые из самых известных открытий, относящихся к телесному познанию, просто не выдерживают критики. Исследования о пользе «силовых поз», в которых утверждалось, что стояние с руками на бедрах или сидение с опорой на стол ногами может повысить вашу уверенность, не удалось воспроизвести. Известное исследование, которое показало, что люди находят мультфильмы смешнее, когда от них требуется улыбаться во время просмотра — что предполагает, что выражения могут генерировать эмоциональные состояния, а не просто отражать их — также невозможно воссоздать. Точно так же исследование, в котором утверждается, что воздействие слов, связанных с возрастом, заставляет участников ходить медленнее, и другое известное открытие, которое показало, что физическое очищение устраняет чувство вины (так называемый «эффект Макбета»), оба были неудачными попытками воспроизвести. И только в этом месяце исследователи обнаружили, что им не удалось воссоздать предыдущий вывод о том, что теплая чашка создает ощущение межличностного тепла. Эти исследования охватывают широкий круг тем, но все они в целом связаны с идеей о том, что наши телесные действия и ощущения влияют на мыслительные процессы, которые мы обычно считаем исключительно умственными.
И за эти годы к ним приковано много внимания. «Это была довольно сексуальная тема», — говорит Меган Папеш, профессор психологии Университета штата Луизиана. «Это был новый способ понять, чем мы занимаемся в когнитивной науке… Эти исследования привлекают много внимания, потому что они классные, и вы можете обобщить их с помощью отличного заголовка». Но теперь, когда такие привлекающие внимание результаты разваливаются, вся теория воплощенного познания, похоже, находится в шатком положении.
Реклама
Конечно, неудачные повторения не доказывают, что тело вообще не влияет на познание, и в сфере телесного познания все еще есть находки, которые заслуживают уважения. Например, Чемеро указывает на исследование того, как покачивание (которое мы делаем почти незаметно, когда стоим) позволяет нам видеть, помогая нам понять расстояние между нами и окружающим миром. Стивен Голдингер, профессор психологии Аризонского государственного университета, отмечает, что существуют заслуживающие доверия исследования, показывающие, что люди с боязнью пауков быстрее замечают паукообразных. И Гленберг отмечает, что исследования языковой стороны телесного познания, такие как открытие того, что чтение слов-действий, относящихся к определенным частям тела (например, «удар»), активирует области мозга, которые пересекаются с областями, участвующими в реальном движении. хорошо. Эти результаты могут быть менее привлекательными, чем исследования силовых поз, но они кажутся гораздо более научными.
Многие из неудачных открытий в области телесного познания основывались на «социальном прайминге». Это психологическая теория, согласно которой на наши суждения и интерпретации других влияет то, как мы обрабатываем тонкие или очевидные сигналы. Например, исследование, призванное показать, что теплая чашка заставляет нас чувствовать себя теплее по отношению к другим, является одновременно примером воплощенного познания (в том смысле, что оно показывает, как физические ощущения создают эмоции) и социального прайминга (поскольку оно показывает, как эмоции могут быть изменены тонкими чувствами). подталкивает.)
Но сам по себе социальный прайминг может быть не такой сильной концепцией, как считают некоторые в этой области. Как отмечает в электронном письме Эндрю Уилсон, профессор психологии и когнитивных наук Университета Лидса Беккета, «вы МОЖЕТЕ подталкивать наше поведение, но эти подталкивания настолько малы, что люди сильно различаются по тому, как люди на них реагируют». Уилсон считает, что социальное прайминг — это ошибочная теория, а не воплощенное познание. Но если социальный прайминг настолько слаб, или если психологи признают, что не могут найти доказательств этого в целом, то в этой области также не так много способов доказать эффекты воплощенного познания.
Еще неизвестно, какая часть теории воплощенного познания останется нетронутой после кризиса репликации. «Ключевые уроки для [воплощенного познания] такие же, как и ключевые уроки для ВСЕХ других областей психологии и науки в целом: продолжайте развивать более сильную методологическую строгость; продолжайте адаптировать теории перед лицом противоречивых данных», — пишет Гленберг. «[Т] так и должна работать наука».
Реклама
Но, безусловно, самое смелое утверждение о том, что все или большая часть наших мыслей обрабатываются телесными действиями, похоже, разваливается. «Эта теория на самом деле не имеет особого смысла, — говорит Голдингер. Он говорит, что маловероятно, чтобы физические состояния трансформировали основные когнитивные процессы. В конце концов, большинство из нас может распознавать знакомые объекты и взаимодействовать с окружающим миром примерно в одинаковой степени все время, независимо от того, жарко или холодно наше тело или подвергается воздействию определенных слов.
Существует инстинктивная апелляция к мысли о том, что наше тело формирует все мысли. Мы состоим из тела и ума, и, конечно же, их невозможно разделить. Однако до сих пор психологи изо всех сил пытались придумать связную теорию с убедительным набором доказательств, показывающих, как тело формирует психические процессы, и поскольку кризис репликации разрушает открытие за открытием, пришло время пересмотреть теорию, лежащую в основе доказательств.