Метод моделирования в психологии: Моделирование, как метод психологического исследования

Содержание

1.7. Моделирование как метод исследования массовой коммуникации

     Моделирование – метод получения новых знаний путем вывода по аналогии. Модель при этом определяется как некоторая система отношений, присущая другому объекту или абстрактной конструкции. Логической основой метода моделирования является умозаключение по аналогии, когда посылка относится к одному объекту, а вывод – к другому. Вывод о тождестве некоторых отношений делается на основании тождества других отношений в тех же системах.

Е. С. Кузьмин и В. А. Богданов выделяют 3 функции моделей:

  1. логическая функция (упорядочивание, структурирование имеющихся данных),
  2. образная функция (наглядность представления о структуре),
  3. практическая функция (обеспечение возможности перехода к методикам и технике сбора данных, к измерительным процедурам).

Основы применения метода в советской психологической науке заложены А. А. Братко, И. Б. Новиком, К. Б. Батороевым. Представления о средствах и целях моделирования в социальной психологии разработаны Е. С. Кузьминым. Традиционно модели разделяют на вещественные и знаковые. Вещественные модели имеют природу, сходную с природой изучаемого объекта. В частности, при изучении одних социально-психологических явлений (например, убеждение группы) в качестве модели избираются другие (например, убеждение индивида). Знаковая модель отражает свойства изучаемого объекта, не имея общей с ним природы; такая модель может быть представлена формулой или рисунком.

Примером может послужить известная знаковая модель П. В. Симонова, отражающая зависимость эмоциональной реакции организма от познавательной активности:

Э = f (П, (Ин-И с) …),

где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Одна из наиболее известных знаковых моделей в теории коммуникации – модель массовой коммуникации Г. Лассуэлла: коммуникатор – сообщение – канал – реципиент – эффективность.

         Е. С. Кузьмин и В. А. Богданов, вслед за А. Молем [56], применявшим кибернетический метод при изучении социодинамики культуры, выделили следующие этапы моделирования:

1) нахождение образной аналогии между изучаемой системой и другой, более изученной;

2) проверка обоснованности найденного образа, его соответствия наблюдаемой реальности;

3) введение аналогии в логические рамки, которые позволяют проверить степень полноты соответствия аналогии реальным данным;

4) проверка существенности, ценности аналогии, т. е. установление значимости в модели и прототипе тех отношений, которые пока не были приняты во внимание.

После признания полезности модели-аналога начинаются этапы детализации модели:

5) установление масштабов входящих в логическую модель величин и пределов их изменчивости (области валидности), при которых данная аналогия является вполне справедливой;

6) исследование возможностей интерпретации в терминах модели второстепенных отношений прототипа, от которых отвлекались на первых этапах;

7) описание предложенной модели максимально формальным образом [52].

Использование метода моделирования в ходе исследования массовой коммуникации позволяет выделить основные направления анализа, определить структурные и функциональные отношения между факторами коммуникации. Значительные объемы аудитории массовой коммуникации, например, телевидения и Интернет, затрудняют ее исследование. Однако построение моделей массовой коммуникации в рамках ограниченной общности позволяет получить достаточно валидные данные о процессах распространения информации.

        Например, в ходе деловой игры «Выборы–2005» в Студенческий совет факультета психологии ИГУ, организованной Лабораторией социальной психологии, была смоделирована ситуация непосредственного агитационного воздействия кандидатов на избирателей. Изучение закономерностей воздействия проводилось по результатам наблюдения открытых дебатов кандидатов перед аудиторией электората – первокурсников. Результаты исследования позволили определить характеристики речевой активности, сопутствующие эффективности непосредственного агитационного воздействия.

Таким образом, достоинством метода моделирования по сравнению с другими методами исследования массовой коммуникации является возможность создания ситуации коммуникативного воздействия и контроля над ней.

 

                                                Эксперимент – предыдущая | следующая – Метод семантического дифференциала

Оглавление

Количественные и качественные методы психологического исследования массовой коммуникации

Консультация психолога детям, подросткам, взрослым

 

Методы инженерной психологии

Инженерная психология  – это научная отрасль, которая изучает психологические особенности человеческого труда при взаимодействии с техническими средствами в ходе производственной и управленческой деятельности. Результаты исследований инженерной психологии применяются для оптимизации человеческой деятельности в системах «человек-машина» (СЧМ), а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.

Традиционно выделяют следующие методы инженерной психологии.

Организационные методы, которые обеспечивают комплексный подход к исследованию СЧМ (главным является не синтез изолированных исследований, а «синтез нового» знания).

Эмпирические методы получения новой информации, которые, в свою очередь, подразделяются на:

  • психофизиологические методы (исследование или испытание): исследование раскрывает механизмы и закономерности; испытание определяет при помощи тестов тождественность человека и машины;
  • физиологические методы, определяющие затраты организма, «психофизиологическую ценность» успехов в труде;
  • наблюдение и самонаблюдение;
  • эксперимент, подразделяющийся на лабораторный, производственный, формирующий;
  • диагностические методы, включающие тесты, анкеты, социометрию, беседы-интервью;
  • приёмы анализа продуктов деятельности, подразделяющиеся на хронометрию, циклографию, профессиографическое описание, трудовой метод, оценку изделий;
  • метод моделирования, подразделяющиеся на предметное, математическое, кибернетическое, психологическое, статистическое. Данный метод является- наиболее специфичным для инженерной психологии, которые определяется самой особенностью работы человека-оператора, который взаимодействует в меньшей мере с реальным объектом, чем с его информационной моделью.

Способы обработки данных, бывают количественными и качественными; математические способы, подразделяющиеся на статистическую обработку, определение зависимостей и соотношений; разновидность математических методов, являющуюся имитационной, то есть моделированием при помощи ЭВМ обособленных трудовых процессов и труда в целом.

Приёмы интерпретирования данных, как целостный, системный подход.

Особенности метода моделирования

Так как метод моделирования – наиболее специфичный для инженерной психологии, мы рассмотрим его подробнее. Как было отмечено, необходимо учитывать специфику отношений человека с техники, выражающуюся в дистантности работы с объектом управления, работе с образными моделями являются определяющими и специфичными методами. Этими методами является моделирование деятельности оператора в системе «человек — машина».

Б. А. Смирнов определял сущность метода моделирования в качестве изучения деятельности и построения на этом основании исследования психологической, математической или статистической модели. Важно то, что модели необходимо «воспроизводить» моделируемый объект не полностью, а только более важные его элементы, связи и отношения, это  позволит проще и доступнее вычленять и подвергать анализу довольно сложные объекты.

Виды моделирования деятельности оператора

Б. А. Смирновым выделяются некоторые виды моделирования деятельности оператора.

Психологическое моделирование

Психологическое моделирование, при котором замещается настоящая деятельность какой-либо её модификацией (с помощью имитаторов, макетов, испытательных стендов). 

Можно выделить два главных вида психологического моделирования: 

  1. внешнее воспроизведение, имитация работы и рабочего места оператора; 
  2. воспроизведение определяющих сторон деятельности, но внешне не похожих. К примеру, в моделировании групповой деятельности согласно гомеостатической методике: некоторые люди моются в разных душевых кабинах и им нужно отрегулировать воду таким образом, чтобы все были довольны. По внешним признакам это вообще не похоже на реальную работу операторов, но всё-таки по факту является моделированием сложных взаимоотношений в бригаде операторов.

Математическое моделирование 

Оно является исследованием деятельности, опираясь на математические модели (с помощью формул, неравенств, закономерностей), в тех ситуациях, когда такая модель начинает соответствовать настоящему процессу труда.

Статистическое (имитационное) моделирование

Статистическое моделирование, именуемое ещё имитационным, по сути является имитацией процесса работы оператора с помощью ЭВМ (учитывая воздействие и просчёт всевозможных факторов, куда относится и прогноз случайных факторов).

Достоинствами статистического моделирования в сравнении с психологическим моделированием состоит в том, что в этом случае существует вероятность применять его на всех этапах проектирования СЧМ (в ситуации отсутствия настоящей деятельности, когда ещё нет, что «имитировать»). Также в этом виде моделирования можно учитывать основные психофизиологические закономерности работы оператора (математикой предлагаются только абстрактные модели, где нет реального соответствия настоящему процессу, а он только предполагается.

К недостаткам статистического моделирования можно отнести то, что метод статистического моделирования является численным, что является причиной того, что результаты, которые получаются при этом виде моделирования, будут соответствовать заданным начальным условиям и исходным данным (изменчивость этих условий и данных не будет учитываться). Как говорит Б. А. Смирнов, по этой причине если изменить условия, то моделирование нужно будет проводить заново.

Значимость методов моделирования

Для каждого этапа моделирования эффективным будет свой метод моделирования. Таким образом, лучше всего использовать следующие методы:

  1. на первых этапах моделирования лучше всего использовать методы математического и статистического моделирования;
  2. на более поздних этапах моделирования выгодно использовать психологическое моделирование;
  3. на этапе эксплуатации более результативным будет исследование деятельности оператора в реальных условиях, но в некоторых случаях полезно будет применить и математическое моделирование.

Моделирование: что это такое и какие его виды бывают в психологии?

Моделирование: что это такое и какие его виды бывают в психологии? — да, терапия помогает!

психология

16 апреля 2023

Обучение через наблюдение очень важно для развития людей. Большая часть навыков, которые мы приобретаем, зависит от наблюдения за поведением других, особенно в детстве.

В этой статье мы опишем, что такое моделирование , один из терминов, которые используются для описания определенных аспектов социального обучения. Мы также объясним процессы, которые позволяют моделировать, и какие типы моделирования существуют.

  • Статья по теме: «5 техник модификации поведения»

Что такое моделирование?

Моделирование — это тип обучения, основанный на имитации поведения, выполняемого моделью , обычно кем-то другим. Этот процесс происходит ежедневно и может использоваться в качестве терапевтического метода для облегчения приобретения и изменения поведения.

Термин «моделирование» имеет значение, аналогичное «Имитация», «социальное обучение», «обучение с наблюдением» и «заместительное обучение». Каждая из этих концепций подчеркивает различные характеристики этого типа обучения.

Таким образом, в то время как «моделирование» подчеркивает тот факт, что существует модель для подражания, «социальное обучение» — это широкое понятие, подчеркивающее роль этого процесса в социализации, а «замещающее обучение» означает, что последствия поведения модели узнает наблюдатель.

Моделирование имеет разные функции. В основном служит для приобретения новых моделей поведения , например ручные навыки, но также может подавлять или подавлять поведение; Это зависит от ожиданий человека в отношении последствий.

Считается, что Альберт Бандура является самым выдающимся автором в области моделирования и социального обучения. Хорошо известен эксперимент, проведенный им в 1963 году с Ричардом Уолтерсом, который показал, что дети имитируют или не подражают поведению взрослых в зависимости от того, замечают ли они, что их поощряют или наказывают.

  • Статья по теме: «Теория социального научения Альберта Бандуры»

Задействованные процессы

Согласно Бандуре, обучение путем моделирования происходит благодаря вербальному и воображаемому посредничеству: когда мы учимся путем подражания, мы делаем это через символических представлений наблюдаемое поведение и его последствия.

Для этого автора есть четыре процесса, которые позволяют получить и выполнить поведение. Внимание и удержание необходимы для приобретения объективного поведения, а воспроизведение и мотивация необходимы для выполнения.


1. Внимание

Люди узнают новое поведение только путем наблюдения, если мы можем обратить внимание на поведение модели . Различные типы переменных облегчают или затрудняют процесс ухода.

Например, нам легче подражать моделям, которые похожи на нас по своим физическим или социальным характеристикам, а также тем, кого мы считаем престижными и получающими наибольшее вознаграждение.

Вероятность обучения путем подражания также зависит от самого субъекта; таким образом, тревога и сенсорный дефицит, например слепота, затрудняют внимание к модели. С другой стороны, мы склонны больше подражать другим людям Если ситуация неопределенная и задача средней сложности .

2. Запоминание

Для имитации поведения необходимо, чтобы мы могли представить его в виде образов или вербально без присутствия модели. Когнитивный обзор поведения модели очень важен для удержания.

Еще одна переменная, относящаяся к поддержанию обучения, — это его значимость, то есть то, что мы можем связать его с другими предыдущими знаниями . Конечно, физические характеристики человека также влияют; Например, людям с деменцией гораздо труднее приобрести поведение.

3. Воспроизведение

Воспроизведение – это процесс, посредством которого обучение трансформируется в поведение. Сначала генерируется схема действия , эквивалентная наблюдаемой; затем начинается поведение и результат сравнивается с такой ментальной схемой. Наконец, вносятся коррективы, чтобы приблизить реальное поведение к идеальному.

4. Мотивация

Обучение может происходить без подражания; В конечном итоге это зависит от функциональной ценности, которую человек приписывает приобретенному поведению. В этот процесс вмешивается ожидание подкрепления.

Должна существовать вероятность получения стимулов для поведения ; Они могут быть прямыми, а также замещающими и самопроизвольными. Поэтому мотивационные процессы являются ключевыми в подражании.

  • Статья по теме: «Типы мотивации: 8 источников мотивации»

Типы моделирования

Различные типы моделирования классифицируются в соответствии со многими различными переменными, такими как сложность имитируемого поведения, возможности модели или социальная адекватность поведения. Давайте посмотрим, какие они наиболее важные виды моделирования .

1. Активный или пассивный

Мы говорим об активном моделировании, когда наблюдатель имитирует поведение модели после наблюдения за ней. Напротив, при пассивном моделировании поведение приобретается, но не выполняется.

2. Объективное поведение или промежуточное поведение

Критерием различения в данном случае является трудность поведения для имитации . Если объективное поведение простое, его можно смоделировать напрямую; Однако чем оно сложнее, тем сложнее будет его воспроизвести, поэтому в этих случаях оно делится на разные более простые поведения, которые называются «промежуточными».

3. Положительный, отрицательный или смешанный

При положительном моделировании выученное поведение воспринимается социальной средой как адекватное, в то время как в отрицательном приобретает деструктивное поведение . Например, когда ребенок видит, как его отец нападает на его мать. В случае смешанного моделирования сначала усваивается неадекватное поведение, а затем приемлемое.

4. Живой, символический или тайный

В этом случае релевантной переменной является способ представления модели. Если он присутствует, то это живое моделирование; если вы наблюдаете это косвенно, как в видеозаписи, то моделирование символическое ; наконец, мы говорим о скрытом моделировании, если человек, который учится, делает это, воображая поведение модели.

5. Индивидуальное или групповое

Индивидуальное моделирование происходит, когда присутствует только один наблюдатель, тогда как в группе больше людей, изучающих поведение.

6. Одиночные или множественные

Различие аналогично предыдущему случаю, хотя количество моделей различается, а не количество наблюдателей. Когда моделирование является множественным , обобщение обучения больше , потому что субъект подвергается различным поведенческим альтернативам.

7. Моделирование или самомоделирование

Иногда человек, который моделирует, является тем же человеком, который наблюдает ; в таких случаях мы называем этот процесс «самомоделированием». Символическое автомоделирование с помощью видеомонтажа оказалось очень полезным для лечения избирательного мутизма.

8. Совместное и неучастие

Мы говорим о совместном моделировании, когда наблюдатель взаимодействует с моделью , которая также может управлять подкреплением; это могло бы произойти, например, в случае с терапевтами или логопедами. Напротив, при моделировании без участия субъект не связан с моделью, а знает только последствия своего поведения.

9. Домен (мастерство) или копинг (копинг)

Критерием, отличающим эти два типа моделирования, является степень компетентности модели. В моделировании предметной области имитируемый человек с самого начала имеет возможность правильно, без ошибок, выполнять целевое поведение.

По минусам, модели совладания приобретают навыки , необходимые для осуществления поведения, аналогичного процессу, который будет иметь место у наблюдателя. Считается, что этот тип моделирования имеет тенденцию быть более эффективным, чем домен, потому что он более значим для наблюдателя.

  • Возможно, вам интересно: «10 наиболее часто используемых когнитивно-поведенческих техник»

Моделирование педагогической психологии (апрель 2023 г.).


Обучение моделированию

Что такое обучение моделированию?

Моделирование — это процесс обучения путем копирования поведения других. Его также называют Observational Learning . Люди моделируют друг друга естественно — например, дети используют моделирование, чтобы научиться завязывать шнурки на ботинках или пользоваться посудой. Моделирование обучения включает особый вид нейронов, известный как зеркальный нейрон . Людей с имитируемым поведением называют моделями .

В сфере образования моделирование используется преподавателями в качестве учебной стратегии, позволяющей сэкономить время на преподавании и улучшить свои навыки преподавания. Каждый раз, когда преподаватель объясняет студенту концепцию, он моделирует.

Согласно теории социального обучения Альберта Бандуры , чистый бихевиоризм не может объяснить, почему процесс обучения происходит в отсутствие внешнего подкрепления. Альберт Бандура чувствовал, что внутреннее психическое состояние или когнитивные процессы также должны играть роль в эффективности обучения и что процесс моделирования учитывает гораздо больше, чем имитация. В случае подражания человек почти не копирует то, что делает модель.

Что мы подразумеваем под ментальным моделированием?

В Structural Learning мы поощряем принципы активного обучения метапознания. Это вовлекает детей в создание моделей их мыслительных процессов. Используя нашу методологию построения блоков, ребенок может получить внутреннюю картину человеческого обучения и того, как оно происходит. Педагогика преимущественно основана на идее организации наших мыслей. Этот процесс моделирования позволяет ребенку видеть свои мысли и в то же время иметь возможность модифицировать их. Этот опыт дает возможности для положительного закрепления ключевых моделей поведения в процессе обучения. Выделение времени для обучения таким методикам дает детям возможность поиграть со своими новыми идеями. Социальное поведение, возникающее в результате этих действий, позволяет детям выражать свои мысли друг другу. Это действует как стартовая площадка для лучшего письма, поскольку ученикам дается время, чтобы репетировать то, что они собираются написать.

Использование моделирования для построения планов эссе

 

Каковы этапы обучения моделированию?

Согласно Albert Bandura — Social Learning Theory, эффективность обучения может проявляться при наблюдении за социальным поведением других и последующем моделировании того, что другие говорят или d o. Бандура объяснил определенные шаги в процессе моделирования, которые необходимо выполнить, чтобы обучение было успешным:

  • Во-первых, , нужно сосредоточиться на том, что делает модель — это называется вниманием.
  • Во-вторых , они должны помнить или сохранять то, что наблюдали; это называется удержанием.
  • В-третьих , они должны выполнять то поведение, которое наблюдали и сохраняли в памяти; этот шаг называется воспроизведением.
  • Наконец , им нужна мотивация. Они должны быть готовы копировать поведение, а мотивация к копированию зависит от того, что случилось с моделью. Если бы модель была наказана, у человека было бы меньше мотивации копировать модель. Это известно как заместительное наказание. С другой стороны, если бы модель поощрялась за поведение, у человека было бы больше мотивации копировать ее. Это называется косвенным подкреплением.

Создание моделей предложений с использованием наших блоков

Какие существуют типы моделей?

Бандура указана 3 Типы моделей:

Живая : Живая модель указывает на поведение человека. Например, Кэтрин встала на доску для серфинга, чтобы Стейси могла видеть, как она это делает.

Вербальная : Вербальная модель не включает в себя какой-либо акт выполнения поведения, а скорее описывает или объясняет поведение. Это лучшая стратегия в случае нехватки времени. Например, футбольный тренер говорит юным игрокам бить по мячу боковой частью стопы, а не носком.

Символический : Символическая учебная модель может быть реальными людьми или вымышленными персонажами, демонстрирующими поведение в рассказах, фильмах, видеоиграх, телешоу, источниках в Интернете и т. д. Например, видеомоделирование часто используется, чтобы помочь детям с нарушениями развития нервной системы учиться новые навыки. Он также используется, чтобы помочь детям с расстройством аутистического спектра уменьшить вызывающее поведение, такое как истерики и агрессия.

Создание моделей с помощью символов

Как вы можете мотивировать детей демонстрировать приемлемое поведение?

Бандура исследовала моделирующее поведение детей , в частности, моделирующее поведение взрослых, склонное к насилию и агрессивному поведению. Для эксперимента он использовал 5-футовую надувную куклу. В его эксперименте наказание учителей за агрессивное поведение повлияло на агрессивное поведение детей. В одном сценарии воспитатель демонстрировал агрессивное поведение по отношению к кукле, бросая, бить и даже бить куклу в присутствии ребенка. В ответ на поведение воспитателя наблюдались два типа ответов детей. Когда инструктора игнорировали или хвалили (и не наказывали за его поведение), ученики подражали тому, что делала инструктор, и даже повторяли ее слова. Они кричали, пинали и били куклу. С другой стороны, когда инструктора наказывали за плохое поведение, у студентов уменьшалась склонность выступать в роли инструкторов.

После этого эксперимента Альберт Бандура пришел к выводу, что люди видят и учатся, и эффективность их обучения может иметь как антисоциальные, так и просоциальные эффекты. Позитивные или просоциальные модели могут использоваться для стимулирования социально приемлемого поведения. Особенно родители должны обратить внимание на этот результат. Если они хотят, чтобы их дети читали, они должны читать им. Держите коллекцию книг дома. Пусть дети видят, как они читают. Расскажите о каких-нибудь новых или своих любимых книгах. Точно так же, если родители хотят, чтобы их дети были здоровыми, дети должны видеть, как их родители занимаются спортом, правильно питаются и проводят время, занимаясь физической культурой. Родители могут использовать ту же стратегию для развития таких качеств, как честность, вежливость и доброта в своих детях. Основная концепция заключается в том, что дети видят и учатся у своих родителей, даже ценностям своих родителей. Поэтому родители должны оставаться последовательными. Дети склонны копировать то, что делают их родители, а не то, что они говорят. Точно так же, родители, есть много общественных деятелей, таких как Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг-младший , которые считаются просоциальными моделями, поскольку они могут спровоцировать глобальные социальные изменения.

Структура навыков обучения

Каковы антисоциальные последствия моделирования обучения?

Важно обсудить антисоциальное моделирование или наблюдательное обучение . Исследования показывают, что дети склонны копировать агрессивное поведение своих родителей. По этой причине большинство детей, подвергшихся насилию, вырастают и сами становятся насильниками. Исследования показывают, что почти 30% детей, подвергшихся насилию, вырастают и в будущем становятся жестокими родителями. Люди с большей вероятностью будут следовать тому, что они знают. Когда дети видят, как их родители борются с разочарованием и гневом посредством агрессивных и насильственных действий, они также учатся вести себя таким образом. К сожалению, разорвать этот порочный круг сложно.

Исследования показывают, что жестокие видеоигры, фильмы и телевизионные шоу могут иногда выступать в качестве механизмов обучения навыкам 21-го века, но они также могут вызывать антиобщественное моделирующее поведение . Насилие в СМИ может не только спровоцировать агрессивное поведение, но и многократное столкновение с актами насилия также делает людей менее чувствительными к нему.

Что увеличивает вероятность того, что поведение будет имитировано?

По Альберт Бандура — Теория социального научения, ниже приведены факторы, повышающие вероятность того, что поведение будет имитировано.

  • Люди, получившие вознаграждение за свое поведение;
  • Люди, которых мы чувствуем как лелеющие и теплые;
  • Люди со схожими интересами или одного возраста и пола;
  • Люди более высокого социального статуса или те, кем мы восхищаемся;
  • Люди на авторитетной должности;
  • Когда ситуация незнакома , двусмысленна или запутана;
  • Когда нам не хватает уверенности в своих способностях или знаниях;
  • Когда мы были вознаграждены за подражание тому же поведению в прошлом

Согласно Альберту Бандуре — Теория социального обучения — обучение может происходить путем наблюдения за другими, а затем моделирования того, что другие говорят или делают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *