Метод наблюдения это в психологии: 3. Метод наблюдения в психологии.

Метод наблюдения в психологии | Советы психолога

Метод наблюдения в психологии подразумевает целенаправленное восприятие, изучение и регистрацию данных об объекте, который необходимо исследовать. При этом, наблюдающий не вмешивается в процесс жизнедеятельности объекта, за которым идет наблюдение, а также не создаются специальные условия для проявления того или иного явления или процесса.

Метод наблюдения отличается от простого созерцания тем, что у него есть конкретная цель, оно проводится по определенному плану, а также наблюдатель имеет необходимое оснащение для фиксации полученных данных.

Наблюдение является одним из главных методов исследования в психологии. Благодаря методу наблюдения можно накопить эмпирические данные, собрать первоначальные сведения, либо проверить их при помощи повторных наблюдений.

Объектом наблюдения может стать конкретный человек, либо группа людей или даже целая общность людей. К характеристикам объекта исследования относятся уникальность, неповторяемость или, наоборот, очень длительная повторяемость тех или иных психических явлений.

Основной проблемой метода наблюдения за человеком или группой людей является присутствие наблюдателя. Чтобы минимизировать его влияние на психологию людей, наблюдатель должен примелькаться среди толпы, стать частью толпы.

Кроме того, наблюдение, как метод в психологии, может быть проведено при помощи специального оборудования, например, скрытой видеокамеры или одностороннего стекла-зеркала. Такой способ полностью устраняет необходимость  личного присутствия наблюдателя, тем самым человек или группа людей, за которыми ведется наблюдение, чувствуют себя наиболее естественно и комфортно. Узнайте: как обрести уверенность в себе.

Метод наблюдения в психологии имеет еще один прием, когда наблюдатель находится среди членов группы. Но, у такого метода есть один нюанс – это невозможность проводить наблюдение за собой, а также двойственность позиции.

Предметом наблюдения служат внешние проявления психики человека. К ним относятся движения, мимика, моторика, слова, экспрессия звуков, неподвижные состояния, а также вегетативные реакции, например, потоотделение, покраснения, одышка, учащенное сердцебиение, побледнение и т. д.

Метод наблюдения в психологии имеет некоторую сложность, которая заключается в неоднозначности понимания внешних факторов по отношению к внутреннему содержанию. Одно и то же проявление в поведении человека может относиться к разным психическим процессам.

В процессе наблюдения психолог, который наблюдает, может иметь скрытую или открытую позицию. Психолог должен иметь избирательное восприятие, наличие которого обуславливается целью и установками наблюдения. Определенная установка помогает активизировать восприятие конкретных психических явлений. Однако излишняя установка на предмете может привести к предвзятости и неверной трактовке явления. Это можно сравнить, например, с тем, что тренер оценивает человека по телосложению, учитель – по знаниям, портной – по крою одежды и т.д. Узнайте: социальная психология личности. 

Кроме того, метод наблюдения в психологии тесно связан с таким феноменом, как проекция на объект собственного “Я”. Так, хороший психолог должен иметь достаточный опыт наблюдения, чтобы минимизировать проекцию собственных психологических характеристик на наблюдаемый объект. Например, это могут быть зрительное и слуховое восприятие, концентрация внимания, память, темперамент, эмоциональная устойчивость и т.д.

Метод наблюдения в зависимости от ситуации может иметь разные направления. Так, выделяют лабораторное наблюдение, полевое наблюдение, а также наблюдение, которое происходит в естественных условиях. Естественное наблюдение является самым трудоемким, поскольку в этом случае нельзя спровоцировать нужное событие, наблюдателю остается только выжидать. Зато этот метод в психологии является наиболее точным, потому что поведение человека, за которым идет наблюдение, является естественным, без искажений.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

Post Views: 27

Что такое естественное наблюдение? — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Психологические эксперименты и исследования Последнее обновление: 04/05/2016

Естественное наблюдение — довольно часто используемый психологами метод исследования. Этот метод подразумевает наблюдение за субъектами в их естественной среде. Он используется в ситуациях, когда провести адекватное исследования в лаборатории представляется нереальной задачей, повлечет за собой непомерные расходы или будет чрезмерно влиять на поведение субъекта.

Естественное наблюдение отличается от других методов наблюдения тем, что подразумевает отсутствие вмешательства со стороны исследователя.

Например, исследователи, заинтересованные в изучении конкретных аспектов поведения объектов в учебных условиях — взаимодействие между студентами или даже динамику отношений между преподавателем и студентами, — скорее предпочтут использовать естественное наблюдение в своих исследованиях.

Проведение таких исследований в лаборатории затруднительно, так как предполагало бы воссоздание обстановки в классе, и, скорее всего, повлияло бы на поведение участников исследования. Наблюдая за субъектами в естественной для них обстановке (в аудитории, где они учатся каждый день), исследователи могут получить больше информации об их поведении, поскольку они демонстрируют его в реальных условиях.

Преимущества и недостатки наблюдения за людьми в естественных условиях

Естественное наблюдение позволяет изучать явления, которые невозможно перенести в лабораторные условия из-за вопросов этики. Например, заинтересовавшись поведением человека в условиях лишения свободы, исследователи фактически ограничены в возможностях, поскольку по-настоящему воссоздать такие условия в лаборатории нельзя. Так что единственный выход — собирать информацию в реальных местах лишения свободы.

Это может поддержать валидность исследования. Конечно, результаты исследования, проведенного в лабораторных условиях, в большинстве случаев можно обобщить для населения в целом, но совсем другое дело — получить реальные данные.

Необходимо, однако, учитывать и потенциальные недостатки этого метода.

Прежде всего, исследователям трудно установить точную причину того или иного поведения. Да и экспериментатор не в силах контролировать внешние факторы.

Проблема заключается еще и в том, что люди могут вести себя иначе, если знают, что за ними следят. Иногда люди стараются вести себя лучше, чем обычно, чтобы соответствовать социальным критериям. Или ожиданиям специалистов, проводящих исследование.

Кроме того, став свидетелями одного и того же явления, два наблюдателя могут сделать абсолютно разные выводы, поскольку интерпретация поведения во многом зависит от профессиональных убеждений каждого исследователя.

Теги: Исследования, методы исследований

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Методы прямого наблюдения: практическое руководство для исследователей в области здравоохранения

[1] Fix GM, Hyde JK, Bolton RE, Parker VA, Dvorin K, Wu J, Skolnik AA, McInnes DK, Midboe AM, Asch SM, Gifford AL, Bokhour БГ, Моральный дискурс поставщиков услуг по ВИЧ в контексте их организации: этнографическое тематическое исследование, Обучающие пациенты.

101(12) (2018) 2226–2232. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[2] Керин С.Л., Майер Дж., Харрод М. и др., Идентификация и характеристика неудач в практике предотвращения передачи инфекционных агентов в больницах: качественное исследование, JAMA Internal Медицина (2018). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[3] Рубинштейн Э.Б., Миллер В.Л., Хадсон С.В. и др., Уход за выжившими после рака в передовой практике первичной медико-санитарной помощи: качественное исследование проблем и возможностей, JAMA Internal Medicine 177 (12) (2017) 1726–1732. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[4] Маккалоу М.Б., Чоу А.Ф., Соломон Дж.Л., Петракис Б.А., Ким Б., Парк А.М., Бенедикт А.Дж., Гамильтон А.Б., Роуз А.Дж., Взаимодействие контекстуальных элементов в реализация: этнографический пример, BMC Health Serv Res 15 (2015) 62. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[5] Кин М., Коуз-Лукас Дж., Карлайн Дж., Маукш Л., Использование формы наблюдения, ориентированной на пациента: Оценка программы онлайн-обучения, Обучение пациентов и консультирование 98(6) (2015) 753–761. [PubMed] [Google Scholar]

[6] Wolfe HL, Fix GM, Bolton RE, Ruben MA, Bokhour BG, Разработка рейтинговых шкал наблюдения для оценки коммуникации, ориентированной на пациента, в рамках целостного медицинского подхода к уходу, Explore (Нью-Йорк) (2020). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[7] Fix GM, Bokhour BG, Понимание контекста переживаний пациентов для изучения соблюдения рекомендаций по вторичной профилактике после операций на сердце, Хронические заболевания 8(4) (2012) 265–77. [PubMed] [Академия Google]

[8] Sankar A, Golin C, Simoni JM, Luborsky M, Pearson C, Как качественные методы способствуют пониманию приверженности к комбинированной антиретровирусной терапии, Jaids-Journal of Acquired ImmunoDeficiency Syndromes 43 (2006) С54–С68. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[9] Ван дер Стратен А., Стадлер Дж., Люкке Э., Лаборде Н., Хартманн М., Монтгомери Э.Т. Перспективы использования пероральных и вагинальных антиретровирусных препаратов для профилактики ВИЧ: Качественное исследование VOICE-C в Йоханнесбурге, Южная Африка, J Int AIDS Soc 17 (3 Приложение 2) (2014) 19146. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[10] Hunleth JM, Steinmetz EK, McQueen A, James AS, Beyond Adherence: Health Care Disparities and the Struggle to Get Screened for Colon Cancer, Quality research. 26(1) (2016) 17–31. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[11] Bernard HR, Research Methods in Anthropology: Quality and Quantitative Approaches, Alta Mira, Walnut Creek, CA, 2002. [Google Scholar]

[12] Spradley JP, Включенное наблюдение, Холт, Райнхарт и Уинстон 1979. [Google Scholar]

[13] Мид М. Совершеннолетие на Самоа: психологическое исследование примитивной молодежи для западной цивилизации, Уильям Морроу и Ко. 1928. [Google Scholar]

[14] Палинкас Л., Ааронс Г., Хорвиц С., Чемберлен П., Хёрлбурт М., Ландсверк Дж. Смешанные методы в исследованиях по внедрению, администрация и политика в области психического здоровья и исследований служб психического здоровья 38(1) (2011) 44–53. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[15] Fetters MD, Curry LA, Creswell JW, Achieving Integration in Mixed Methods Designs—Principles and Practices, Health Services Research 48(6) (2013). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[16] Вайзель Д.Б., Рубен М.А., Бланч-Хартиган Д., Холл Дж.А., Мейер Э.К., Блюм Р.Х., Сочувствующее и клиническое поведение резидентов в смоделированной встрече с информированным согласием, Анестезиология 132 (1) (2020) 159–169. [PubMed] [Google Scholar]

[17] Бланч-Хартиган Д., Рубен М.А., Холл Дж.А., Шмид Маст М., Измерение невербального поведения в клинических взаимодействиях: практическое руководство, Patient Educ Couns (2018). [PubMed] [Google Scholar]

[18] Kuhn H, Park A, Kim B, Lukesh W, Rose A, Доля работы, подходящая для фармацевтов в антикоагулянтных клиниках, Am J Health Syst Pharm 73(5) (2016) 322–7. [PubMed] [Академия Google]

[19] Амбади Н., Розенталь Р., Полминуты: прогнозирование оценок учителей на основе тонких срезов невербального поведения и физической привлекательности, Журнал личности и социальной психологии. 64 (3) (1993) 431–441. [Google Scholar]

[20] Гость Г., Банс А., Джонсон Л. Сколько интервью достаточно? Эксперимент с насыщением и изменчивостью данных, полевые методы 18 (1) (2006) 59–82. [Google Scholar]

[21] Альтманн Дж. Наблюдение за поведением, поведение 48 (1974) 1–41. [Google Scholar]

[22] Мерфи Н.А. Использование тонких срезов для поведенческого кодирования // Журнал невербального поведения. 29(4) (2005) 235–246. [Google Scholar]

[23] Стрит Р.Л., Макул Г., Арора Н.К., Эпштейн Р.М. Как общение исцеляет? Пути, связывающие общение врача и пациента с результатами в отношении здоровья, обучением пациентов и консультированием 74 (3) (2009) 295–301. [PubMed] [Google Scholar]

[24] Ротер Д., Ларсон С., Система анализа взаимодействий Ротера (RIAS): полезность и гибкость для анализа медицинских взаимодействий, Обучающие советы пациентов 46 (4) (2002) 243–51. [PubMed] [Академия Google]

[25] Bylund CL, Makoul G, Эмпатическая коммуникация и гендер при встрече врача и пациента, Обучающие пациенты 48(3) (2002) 207–16. [PubMed] [Google Scholar]

[26] Musante K, DeWalt BR, Включенное наблюдение: руководство для полевых исследователей, Rowman Altamira; 2010. [Google Scholar]

[27] Suen HK, Ary D, Analyzing Quantitative Behavioral Observation Data, Psychology Press; 1989. [Google Scholar]

[28] Лопетеги М., Йен П.Ю., Лай А., Джеффрис Дж., Эмби П., Пейн П. Исследования движения времени в здравоохранении: о чем мы говорим?, J Biomed Inform 49(2014) 292–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[29] Stuckey HL, Kraschnewski JL, Miller-Day M, Palm K, Larosa C, Sciamanna C, «Взвешивание» двух качественных методов: интервью с самоотчетом и прямое Наблюдения за выбором продуктов питания участниками, полевые методы 26(4) (2014) 343–361. [Google Scholar]

[30] Эванс С., Ламберт Х. Реализация общественных мероприятий по профилактике ВИЧ: выводы из проекта по этнографии, социальным наукам и медицине 66 (2) (2008) 467–478. [PubMed] [Академия Google]

[31] Рич М., Ламола С., Амори С., Шнайдер Л. Астма в жизненном контексте: оценка видео вмешательства/профилактики (VIA), педиатрия 105 (3 часть 1) (2000) 469–77. [PubMed] [Google Scholar]

[32] Смит-Моррис С., Лопес Г., Османелли Л., Гетц Л., Диксон-Лоусон К. Этнография, верность и доказательства, которые добавляет антропология: дополнение процесса верности в клинических испытаниях поддерживаемого трудоустройства, Med Anthropol Q 28(2) (2014) 141–61. [PubMed] [Google Scholar]

[33] Goodwin MA, Stange KC, Zyzanski SJ, Crabtree BF, Borawski EA, Flocke SA, Эффект Хоторна в исследованиях прямого наблюдения врачей и пациентов, Journal of Evaluation in Clinical Practice 23(6) (2017) 1322–1328. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[34] Finley EP, Huynh AK, Farmer MM, Bean-Mayberry B, Moin T, Oishi SM, Moreau JL, Dyer KE, Lanham HJ, Leykum L, Hamilton AB, Периодические размышления: метод управляемых дискуссий для документирования явления реализации, Методология медицинских исследований BMC 18(1) (2018) 153. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[35] Evans C, Lambert H, Реализация общественных мероприятий по профилактике ВИЧ: выводы из проектной этнографии, Soc Sci Med 66 (2) (2008) 467–478. [PubMed] [Академия Google]

[36] Bunce AE, Gold R, Davis JV, McMullen CK, Jaworski V, Mercer M, Nelson C, Этнографическая оценка процесса в первичной медико-санитарной помощи: объяснение сложности реализации, BMC Health Serv Res 14(1) (2014) 607. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[37] Leslie M, Paradis E, Gropper MA, Kitto S, Reeves S, Pronovost P, An Ethnographic Study of Health Information Использование технологий в трех отделениях интенсивной терапии, исследования в области здравоохранения 52(4) (2017) 1330–1348. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[38] Neuwirth EB, Bellows J, Jackson AH, Price PM, Как Kaiser Permanente использует видеоэтнографию пациентов для улучшения качества, например, при формировании более эффективных переходов на лечение, по вопросам здравоохранения 31(6) (2012) 1244–1250. [PubMed] [Google Scholar]

[39] Палинкас Л.А., Зацик Д., Процедура быстрой оценки, информированная клиническая этнография (RAPICE) в прагматических клинических испытаниях внедрения услуг в области психического здоровья: методы и прикладное исследование, Adm Policy Ment Health 46(2) (2019) 255–270. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[40] Боас Ф., Читатель Франца Боаса: формирование американской антропологии, 1883-1911, University of Chicago Press; 1989. [Google Scholar]

[41] Мартин Э. Женщина в теле: культурный анализ репродукции, Beacon Press; 2001. [Google Scholar]

[42] Бенедикт Р. Образцы культуры, Mariner Books; 1989. [Google Scholar]

[43] Голафшани Н. Понимание надежности и достоверности качественных исследований. Качественный отчет. 8(4) (2003) 597–607. [Академия Google]

[44] Raisio H, Планировщики реформы здравоохранения и коварные проблемы: серьезно ли воспринимаются коварные проблемы или их вообще замечают? Журнал организации и управления здравоохранением 23(5) (2009) 477–93. [PubMed] [Google Scholar]

[45] Slattery P, Saeri AK, Bragge P, Совместное проектирование исследований в области здравоохранения: быстрый обзор обзоров, Политика и системы исследований в области здравоохранения / BioMed Central 18(1) (2020) 17. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[46] McCarron TL, Moffat K, Wilkinson G, Zelinsky S, Boyd JM, White D, Hassay D, Lorenzetti DL, Марлетт Н.Дж., Носеворти Т., Понимание вовлеченности пациентов в процесс принятия решений в системе здравоохранения: совместно разработанный предварительный обзор, Syst Rev. 8(1) (2019 г.) 97. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Преимущества и недостатки метода наблюдения

следующий → ← предыдущая

Самый популярный метод сбора данных о многочисленных объектах вокруг нас — это наблюдение и исследование окружающей среды. Вещи разнообразные процессы также должны наблюдаться и контролироваться. Таким образом, наблюдение является основным подходом к сбору информации о чем-либо. Исследователи иногда используют наблюдения для своих различных исследовательских проектов в научной манере, хотя важно помнить, что не все наблюдения являются научными.

Что такое метод наблюдения?

Мы всегда замечаем и наблюдаем за событиями вокруг нас в нашей повседневной жизни. Такое наблюдение часто приводит к выбору. Например, когда мы идем по улице, мы видим машины и людей, движущихся в разных направлениях. Основываясь на этих выводах, мы могли решить, переходить ли улицу. Мы можем действовать, следуя такому решению. Во время вождения мы также следим за тем, горит зеленый свет или нет, а также за дорожными условиями, другими движущимися транспортными средствами, пешеходами или велосипедистами и т. внезапно прыгает перед движущимся транспортным средством.

Активный сбор информации из первоисточника называется наблюдением . Наблюдение за живыми существами использует органы чувств. Наблюдение в науке также может относиться к интерпретации и записи данных с использованием научных инструментов. Этот термин может также применяться к любым данным, собранным в ходе научной деятельности. Наблюдения могут быть качественными, что означает, что отмечается только отсутствие или наличие свойства, или количественными, что означает, что наблюдаемому явлению присваивается числовое значение путем его подсчета или измерения.

Качественное наблюдение — это метод, используемый для сбора данных путем наблюдения за субъектами в естественных условиях, после чего данные анализируются. Основой для наблюдения является отношение и убеждения субъекта, поведенческие модели, психологический склад и другие факторы. Подход наблюдения предполагает внимание, ощущение, документирование и наблюдение за действиями, отношениями и чертами вещей, явлений или живых существ. Исследователи используют эту технику, чтобы понять поведение и личность субъекта.

С другой стороны, научное наблюдение должно быть систематическим, преднамеренным и определенным, чтобы дать описание, установить отношения между событиями, выявить причины этих отношений и проверить гипотезы.

Исследователь может использовать наблюдательный подход для документирования поведения младших школьников. Если дети чувствуют себя в безопасности, делясь своими обеденными коробками в таком раннем возрасте, исследование будет полезным для исследователя. В этом случае исследователь может беспристрастно наблюдать и фиксировать информацию. Поскольку это требует полного согласия участника исследования, подход к сбору данных наблюдения связан с несколькими этическими проблемами.

Типы методов наблюдения

  • Контролируемые наблюдения

Обычно проводимые в психологической лаборатории контролируемых наблюдений являются систематическими наблюдениями. Многие переменные находятся под контролем исследователя, включая участников, место наблюдения, время исследования, контекст, в котором оно проводилось, и многое другое. Исследователь будет часто разрабатывать коды для представления различных моделей поведения на протяжении всего исследования. Затем они могут классифицировать поведение по нескольким категориям и легче исследовать данные, чем создавать исчерпывающий отчет.

  • Натуралистическое наблюдение

Другой формой метода исследования наблюдения, используемого исследователями рынка, является натуралистическое наблюдение . Исследователи рынка изучают действия участников в естественной обстановке, проводя такого рода наблюдения. Как правило, не существует устоявшихся норм поведения. Вместо этого исследователь будет делать подробные записи и кодировать информацию позже.

В некоторых научных дисциплинах, включая антропологию, лингвистику, социальные науки и психологию, натуралистическое наблюдение, также известное как полевая работа, представляет собой методологию исследования, при которой данные собираются без вмешательства наблюдателя в том виде, в каком они происходят в природе.

  • Участник наблюдения

Включенное наблюдение — последний метод наблюдения. Поскольку за участниками будут наблюдать в их естественной среде, это наблюдение натуралистично. Отличие состоит в том, что исследователи рынка будут заискивать перед окружением.

Одной из форм техники сбора данных, используемой учеными-практиками в качественных исследованиях и этнографии, является включенное наблюдение. С определенной группой людей и их традициями необходимо близко и близко познакомиться посредством интенсивного взаимодействия с людьми в их культурном контексте, как правило, в течение длительного периода времени.

Преимущества метода наблюдения

Для сбора данных в исследованиях международного рынка используется наблюдение. Он превратился в самую сложную современную исследовательскую методологию. Преимущества метода наблюдения включают следующее:

  • Самый простой метод

Самым популярным и простым способом получения данных, несомненно, является наблюдение. Это требует лишь небольшой технической экспертизы. Несмотря на то, что это требует от исследователя определенных технических знаний, научное контролируемое наблюдение все же проще, чем другие подходы. В своей повседневной жизни каждый на этой планете становится свидетелем самых разных вещей. Человек может стать совершенным в наблюдении за своим окружением с небольшой практикой.

  • Полезно для выдвижения гипотез

Одним из ключевых источников для разработки гипотез является наблюдение. Исследователь может хорошо познакомиться с явлением, которое он регулярно наблюдает. Он узнал об их обычаях, предпочтениях, проблемах, представлениях, различных занятиях и многом другом. Все это помогает ему в разработке гипотезы о них. Поэтому быть хорошим наблюдателем необходимо любому исследователю.

  • Повышенная точность

Данные, полученные путем наблюдения, зачастую более точны, чем данные, полученные с помощью интервью или анкетирования. Исследователь должен опираться на информацию, предоставленную респондентами, при использовании альтернативных методов, таких как интервью или анкетирование. Таким образом, это косвенные подходы, и следователю нужна помощь в проверке достоверности предоставленной им информации. Однако при наблюдении наблюдатель может сразу же убедиться в правоте наблюдателя. Он может использовать различные инструменты для проверки согласованности их поведения.

  • Общий метод

Будь то научные или социальные науки, во всех них обычно используется наблюдение. В связи с этим его применение более широкое. Этому довольно просто следовать и принять в качестве регулярной практики.

  • Наблюдение — единственный подходящий инструмент в определенных случаях

Единственным вариантом при работе с животными является наблюдение. Наблюдение может иметь дело с такими явлениями, как младенцы или животные, которые не могут словесно выразить свои чувства или действия, не говоря уже о том, чтобы дать словесную информацию о своем поведении. При исследовании младенцев наблюдение необходимо, потому что они не могут общаться или понимать вопросы исследователя. Наблюдение будет единственной полезной техникой для тех, кто не слышит, имеет серьезные аномалии или сумасшедший, отказывается сотрудничать, слишком застенчив или не говорит на языке исследователя.

  • Независимо от готовности людей сообщить

Наблюдение не зависит от желания людей предоставить различную информацию о себе. Часто некоторые люди чувствуют себя неловко, говоря о себе с посторонним. Некоторым людям нужно больше времени или опыта, чтобы предоставить исследователю важную информацию. Хотя наблюдение не всегда может решить эти вопросы, тем не менее оно требует менее активного сотрудничества и готовности к ответу. Всегда можно наблюдать за кем-то, не осознавая этого.

  • Прямота

Основное преимущество наблюдения заключается в его простоте. Наблюдателю не нужно расспрашивать субъектов об их действиях и отчетах других. Данные могут быть собраны, как это происходит. Им нужно только наблюдать за тем, как люди ведут себя и говорят. Наблюдатель наблюдает за событиями по мере их возникновения, в то время как респонденты опроса могут иметь смутные или устарелые воспоминания о событиях, произошедших в далеком прошлом.

  • Настоящий и настоящий

Каждая информация должна начинаться с опыта или впечатления. Всегда нужно пытаться проводить прямое наблюдение, потому что это самый надежный метод. Его можно использовать как научный инструмент с использованием современных механических и электронных технологий, от самых неформальных до самых формальных. Он удовлетворяет требованиям конкретных обстоятельств. Данные, собранные посредством наблюдения, будут наиболее достоверными из всех собранных данных.

  • Улучшение понимания поведения потребителей

Наблюдение — единственный подходящий метод для несговорчивых людей, которые не решаются поделиться информацией о своем поведении. Информация, которую клиенты не могут или не хотят раскрывать, может быть получена путем наблюдения. Для исследования маленьких детей, неспособных понять наши вопросы или ясно выразить свои мысли, необходимо наблюдение.

Недостатки метода наблюдения

Есть некоторые ограничения на наблюдение. Наблюдение обычно стоит слишком много денег и занимает слишком много времени. Точно спланированные лабораторные эксперименты выполнить просто.

  • Отсутствие компетенции наблюдателя

Наблюдатель должен четко понимать поведение клиентов. Они должны быть свободны от предвзятости и иметь надежную систему отсчета. Некомпетентность наблюдателя может поставить под угрозу достоверность и надежность наблюдения.

  • Все случаи наблюдения могут не наблюдаться

Эти проблемы возникают из-за неопределенности события. Многочисленные общественные мероприятия имеют весьма неоднозначный характер. Определение их времени и местоположения является сложной задачей для исследователя. Инцидент может произойти без присутствия наблюдателя. С другой стороны, этого может не произойти, даже если наблюдатель всегда присутствует. Например, никогда нельзя быть уверенным, что два человека или группы будут спорить или драться. Точная дата мероприятия еще уточняется.

  • Не все события отдаются наблюдательным исследованиям

Большинство социальных явлений концептуальны. Например, чувства любви, привязанности и эмоций родителей к своим детям невидимы для наших органов чувств и не могут быть измерены с помощью методов наблюдения. Чтобы изучить эти явления, исследователь может использовать дополнительные методы, такие как тематические исследования, интервью и т. д.

  • отсутствие ясности

Наблюдатель часто предпочитает сосредоточиться на том, что он хочет увидеть. У людей могут быть разные точки зрения на происходящее, даже если они находятся в одинаковых условиях. Особенности, о которых сообщают разные свидетели, ставшие свидетелями одного и того же инцидента, зависят от их сильных личных интересов, эмоций, мотивов и т. д.

Чтобы построить свое наблюдение, наблюдатель должен полагаться на свою память. В таких обстоятельствах он должен немедленно отметить свое наблюдение. Таким образом, неправильная документация сводит на нет основную цель наблюдения.

  • Возможность искажения

Быть наблюдаемым мешает самому себе. Сам акт наблюдения несет в себе риск искажения явления. Он вносит смещение, непостижимое с точки зрения его направления и величины. Избавиться от этого искажения сложно. Но можно уменьшить на 9.0003

правильный выбор и размещение наблюдателей правильный выбор наблюдателей и их местонахождение, скрытая запись и другие усилия по доказательству нейтральности наблюдателей.

  • Отсутствие надежности

По данным П.В. Юнга, не предпринимается никаких попыток использовать точные инструменты во время наблюдения для проверки точности явления. Обобщения, сделанные с использованием подхода наблюдения, не очень заслуживают доверия, потому что социальные явления нельзя контролировать или подвергать лабораторным экспериментам. Опять же, сделать осмысленные выводы из наблюдения сложно из-за относительной природы социальных явлений и собственных предубеждений наблюдателя.

  • Неправильное восприятие

Наблюдение требует повышенного уровня технических навыков. Никогда нельзя быть уверенным, что они видят именно то, что, по их мнению, они видят. Одно и то же явление может быть воспринято двумя людьми по-разному. Сценарий может предложить что-то важное и полезное одному человеку, но ничего не предложить другому. Только наблюдатели, обладающие необходимыми техническими знаниями, могут проводить научные наблюдения.

  • Личная предвзятость наблюдателя

Зритель может иметь свои моральные нормы или определенные предубеждения по поводу происшествия, что делает социологическое исследование объективным.

  • Медленное исследование

П.В. Янг прав, когда говорит, что достоверные наблюдения нельзя ускорить и что одно только наблюдение не может позволить нам быстро завершить наше исследование. Иногда это может сделать наблюдателя и наблюдаемое менее заинтересованными в продолжении процедуры наблюдения.

  • Дорого

Это дорого стоит, занимает много времени и требует много работы. Путешествие, проживание в месте явления и покупка дорогостоящего оборудования — все это необходимо для наблюдения. В результате он считается одним из самых дорогих способов сбора данных.

  • Неэффективный подход

Полные ответы «не могут быть получены одним наблюдением», согласно П.В. Молодой. В результате несколько человек рекомендовали, чтобы наблюдение было подкреплено дополнительными методами.

  • Сложность проверки достоверности

Проверка достоверности наблюдения может быть сложной задачей. Многие наблюдаемые явления трудно определить достаточно точно, чтобы можно было сделать полезные обобщения. Валидность и надежность наблюдения, возможно, потребуется улучшить за счет некомпетентности наблюдателя.

Сравнительная таблица преимуществ и недостатков метода наблюдения

Преимущества Недостатки
Метод наблюдения прост, поскольку часто не требует технических навыков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *