Метод психодиагностический в психологии: Методы и методики психодиагностики

Психодиагностические методы исследования

Психодиагностические методы исследования
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика

Психодиагностические методы исследования делятся на две группы: методы высокого уровня формализации и малоформализо-ванные методы (рис. II.1).
К методам высокого уровня формализации относятся следующие типы методик: тесты; опросники; психосемантические методики; методики проективной техники; психофизиологические методики. Эти методики называются строгоформализованными.

 


Для строгоформализованных методик характерны: – стандартизация процедуры проведения (регламентация): точное соблюдение инструкций, строго определённые способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого;

– стандартизация оценки выполнения: единообразие проведения обработки и представления результатов диагностических обследований;
– надёжность: точность измерения, а также устойчивость результатов к действию посторонних случайных факторов;
– валидность: «понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (А. Анастази). В данном, ставшем классическим определении под словом «тест» подразумевается термин «строгофомализованная методика». Валидность – это комплекс сведений о том, относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы с помощью данной методики, а также о степени обоснованности выводов при использовании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания. Иными словами, валидность – это определённая гарантия соответствия результатов, получаемых при помощи данной методики, замыслу её создателя.
Строгоформализованные методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который даёт возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
К малоформализованным методам относятся: наблюдение, беседа и интервью, анкетный опрос и количественно-качественный анализ продуктов деятельности (контент-анализ). Применение этих методов даёт очень ценные сведения об испытуемом, но процедуры достаточно трудоёмки (наблюдения за обследуемым могут осуществляться в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности специалиста, проводящего психолого-педагогическое оценивание. Только высокий уровень культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
В ходе проведения психологической диагностики строгоформа-лизованный и малоформализованный методы, как правило, взаимно дополняют друг друга. В полноценном обследовании необходимо их гармоничное сочетание. Например, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемым с помощью интервью, беседы, наблюдения.
Следует отметить, что по сложившейся традиции многие авторы называют словом «тест» методики, относящиеся к другим классам строгоформализованных методик. Например, широко известный 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла называют «тест Кеттелла», проективную методику, разработанную Г. Роршахом, – «тест Роршаха», также существуют «тест Люшера», «тест Розенц-вейга» и т.д. Это устоявшиеся названия, и при их использовании необходимо помнить о данном терминологическом нюансе.
Любая строгоформализованная методика (СФМ) представляет собой объективное и стандартизованное измерение образцов или проб поведения. Психологические тесты проводятся на малой выборке тщательно отобранных образцов поведения индивидуума. А. Анастази проводит здесь аналогию с биохимиком, который делает заключения о составе крови пациента или качестве питьевой воды на основании одной или нескольких взятых проб [7].
Соответствие СФМ изучаемому аспекту поведения зависит от содержания и количества заданий. Диагностическая или предсказательная ценность строгоформалиованной методики зависит от того, насколько она может служить индикатором измеряемой области поведения. Отметим, что задания, из которых сконструирована психодиагностическая методика (в отличие от тестов достижений, применяющихся в качестве методов оценки в образовании), не обязательно должны иметь близкое сходство с прогнозируемым поведением. Так, в невербальных интеллектуальных методиках (тест Равена) или в проективных методиках (тест Роршаха) степень соответствия характеристик деятельности человека в ситуации тестирования и в других ситуациях (как в настоящем, так и в будущем) определяется различными типами валидности.

Психодиагностический метод конкретизируется в трёх основных диагностических подходах, которые исчерпывают всё множество строгоформализованных психодиагностических методик. В рамках объективного подхода разрабатываются тесты и психофизиологические методики, в рамках субъективного подхода – опросники и психосемантические методики, в рамках проективного подхода – методики проективной техники. Далее будут рассмотрены подходы к классификации перечисленных методик.
Существует несколько классификаций строгоформализованных методик по форме.
А. Классификация по форме проведения испытания: индивидуальные и групповые методики.
В ходе индивидуального обследования взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Начиная с армейских тестов «Альфа» и «Бета», разработано достаточно много тестов, опросников и психосемантических методик, позволяющих обследовать одновременно группу людей.
Следует отметить, что в ходе группового испытания гораздо сложнее отследить состояния испытуемого, которые могут повлиять на результат (болезнь, утомление, беспокойство, тревожность). Как правило, лица, не знакомые с процедурой группового тестирования, оказываются в менее выгодном положении. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирование важно для испытуемого, желательно дополнять результаты группового обследования тестирования индивидуальным.
Приведём пример. Высокий результат, полученный испытуемым по результатам группового обследования интеллектуальных способностей с помощью теста Равена, свидетельствует о хорошем уровне развития целостного восприятия, произвольного внимания, оперативной памяти, различных видов мышления. Если же испытуемый получает низкий балл, должна быть дополнительная, желательно индивидуальная проверка интеллектуальной сферы с помощью других методик.
Обследование с применением методик проективной техники в подавляющем большинстве случаев желательно проводить только индивидуально, так как при групповом обследовании сложнее наблюдать за поведением испытуемого при выполнении задания, фиксировать его высказывания, паузы и другую информацию, играющую определяющее значение при составлении диагноза. Отдельные категории лиц (дети младшего возраста, пожилые люди, испытуемые с ограниченными интеллектуальными или физическими возможностями), обследование которых можно проводить только индивидуально.
Существуют определённые правила проведения группового обследования.
1. Количество испытуемых в группе должно определяться возрастными нормами группового обследования: дети дошкольного возраста – 4–6 человек, школьники – до 15 человек, взрослые – до 30–50 человек.
2. При проведении группового обследования у экспериментатора должно быть достаточное число ассистентов (не менее 1–2 ассистента на группу дошкольников или школьников, не менее 1 ассистента на 10 взрослых испытуемых).
3. Во время проведения обследования испытуемые должны сидеть по одному за столом (если обследование проходит в большой аудитории, испытуемые должны сидеть на расстоянии не менее 1 м друг от друга).
4. Каждый испытуемый должен быть обеспечен индивидуальным набором методик. При проведении обследования с помощью опросников каждый испытуемый должен быть обеспечен буклетом с текстом опросника (желательно выполненным типографским способом).
5. При групповом обследовании необходимо строго придерживаться инструкции, соблюдать единообразие условий проведения эксперимента.

Б. Классификация по форме ответа: устные и письменные методики.
Устными чаще всего бывают методики, разработанные исключительно для индивидуального обследования. Методики, при выполнении которых испытуемому требуется самостоятельно заполнять бланки, называются письменными и могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом обследовании.
Как устные, так и письменные ответы могут либо формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), либо выбираться из предложенных ответов (закрытые ответы). В письменных методиках ответы даются испытуемым в тестовой тетради или на отдельном бланке ответов. Для анализа устных ответов испытуемого целесообразно использовать диктофон.
В. Классификация по типу инструментария, который используется при тестировании: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные.
– Бланковые (тесты «карандаш и бумага»): бланк или тетрадь, в котором содержится инструкция по применению, примеры решения заданий, сами задания и графы для ответов (для ответов может быть отдельный бланк, что позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно).


– Предметные: диагностический инструментарий представлен в виде предметов: кубиков, карточек. Обследования с использованием предметных методик чаще всего проводятся индивидуально, к их числу относятся многие проективные методики (тесты Роршаха, Люшера, Сонди, ТАТ и др.), а также интеллектуальные тесты (субтесты теста Кеэса, кубики Коса и др.).
– Аппаратурные тесты – это тип методик, требующий применения специальных технических средств или оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Это приборы для исследования времени реакции, изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последнее практически все аппаратурные тесты компьютеризированы.
– Компьютерные тесты – автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого с персональным компьютером. Многие известные методики в настоящее время имеют компьютерную версию (MMPI, 16-ФЛО, тест Люшера). Эти версии, строго говоря, требуют дополнительных проверок на надёжность и валидность и выработки статистических норм. Особенно это касается теста Люшера, поскольку важный для результата оттенок цвета на образцах существенно зависит от настроек монитора.

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.

Основы. Методы психодиагностики

Информация о материале
Психодиагностика
Просмотров: 1151

Мы решили провести контрольное исследование, чтобы протестировать эффективность активных вопросов для тех, кто проходил подготовку в качестве персонала, обслуживающего полеты авиакомпании.

Информация о материале
Психодиагностика
Просмотров: 9025

Огромную помощь психологу-практику в проведении диагностики и установлении личностных черт пациента оказывают стандартные методики тестирования, разработанные и усовершенствованные ведущими специалистами на протяжении двадцатого столетия.

Информация о материале
Психодиагностика
Просмотров: 22564
Постановка и выбор психодиагностических за­дач в каждой конкретной ситуации предполагает различение ситуации клиента и ситуации экспер­тизы.
Информация о материале
Психодиагностика
Просмотров: 3008

Мы начали исследование с устойчивым потоком участников моих семинаров по лидерству, на которых люди ежедневно отвечали на шесть активных вопросов в течение десяти рабочих дней.

Информация о материале
Психодиагностика
Просмотров: 46865

Психологические исследования внимания, как правило, ставят своей задачей ис­следование произвольного внимания — его объема, устойчивости и распределения.

Информация о материале
Психодиагностика
Просмотров: 41612
Распространение практических психологиче­ских исследований в различных сферах производ­ства, медицины, образования, требующих приме­нения психодиагностических методик, остро ставит вопрос о нормативной регуляции подобной практики.
Информация о материале
Психодиагностика
Просмотров: 62979

Психология – наука, которая изучает человека, его психические свойства и поведение в различных ситуациях. В психологии существует несколько основных методов исследования человека, которые помогают специалисту правильно оценить психологическое состояние и сделать соответствующие заключения:

Информация о материале
Психодиагностика
Просмотров: 34610

Психодиагностика задается перечислением трех областей психологического знания: предметной (областью психологии, изучающей данные явле­ния), психометрикой (наукой об измерении инди­видуальных различий в диагностируемых перемен­ных) и практикой использования психологического знания.

Информация о материале
Психодиагностика
Просмотров: 25739
Психодиагностический метод отличается опре­деленной спецификой по отношению к традицион­ным исследовательским методам психологии — неэкспериментальному (описательному) и экспе­риментальному.

Еще статьи…

  1. Методы изучения личности и межличностных отношений
  2. Тесты и тестирование
  3. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям

Психодиагностическое тестирование Лос-Анджелес | Тестирование психического здоровья

Сбор полного профиля личности

Психодиагностическое тестирование используется для диагностики и уточнения проблемы, связанные с поведением, личностными чертами, настроением, эмоциональным функционированием, и познавательные процессы. Обычно включает в себя сложные и обширные работа, чтобы отличить психологический вклад, который может сбить с толку точная диагностика и лечение. Отчет часто используется для ответа на конкретные реферальные вопросы. Они могут включать потребность в дополнительной диагностике уточнение, документирование нескольких сосуществующих психологических расстройств, психологические расстройства, вторичные по отношению к медицинским показаниям или наркотикам жестокое обращение/зависимость, а также изучение влияния современных психосоциальных стрессоров на одна адаптивная способность.

Позвольте нам помочь вам найти ответы

Чтобы записаться на прием к доктору Тансману из отдела психологической оценки Услуги в ее Лос-Анджелесе, Роллинг-Хиллз, Пасадене, Ирвине или Калабасасе. офис, звоните по телефону (310) 734-0306 или свяжитесь с нами онлайн сегодня!

Психодиагностическая оценка

Области, в которых может быть полезна психодиагностическая оценка:

  • Когда клиент не реагирует только на психофармацевтическое лечение и необходимо уточнение диагноза.
  • При наличии в анамнезе травмы (особенно длительного воздействия) и наличии опасения, что текущие симптомы могут быть частично связаны с этими опыт.
  • Когда злоупотребление психоактивными веществами подозревается в качестве основной причины других психологические расстройства или когда они развились как вторичная проблема из-за к неспособности человека использовать более здоровые и адаптивные механизмы преодоления.
  • Когда есть проблемы в межличностных отношениях, особенно когда эти проблемы значительно влияют на функционирование человека.
  • Когда есть история или текущая проблема с самоконтролем, членовредительством или суицидальные мысли.
  • Когда есть подозрение, что у взрослого может быть СДВГ или другое обучающее инвалидность, которая ранее не диагностировалась.

Чего ожидать от психодиагностической оценки

Доктор Тансман встретится с вами для первоначального сеанса, на котором она соберет всю соответствующую историю, справочную информацию и текущие симптомы. Это возможно, что она посоветуется с членами семьи, учителями и/или врачей, с вашего согласия, для того, чтобы собрать полный профиль человек.

Тип и количество проводимых тестов зависит от направляющего вопроса, в результате получается рентабельный процесс. Затем доктор Тансман напишет отчет. что может занять несколько недель, и состоится еще одна сессия, на которой она просмотрите отчет вместе с вами, и любые ваши вопросы или вопросы будут адресованный.


Наши офисы в Калифорнии

Лос-Анджелес

10323 бульвар Санта-Моника,
Люкс 111
Лос-Анджелес, Калифорния


  • Посмотреть в Google

    Телефон: (310) 734-0306

    Роллинг Хиллз

    609 Глубокая Долина Драйв
    Люкс 200
    Rolling Hills, CA 90274
    Посмотреть в Google

    Телефон: (562) 850-1033

    Пасадена

    117 Э Колорадо бульвар
    Люкс 600
    Пасадена, Калифорния 91105
    Посмотреть в Google

    Телефон: (626) 658-3611

    Ирвин

    19800 бульвар Макартур
    Люкс 300
    Ирвин, Калифорния 92612
    Посмотреть в Google

    Телефон: (949) 577-7881

    Калабасас

    4500 Парк Гранада бульвар
    Люкс 202
    Калабасас, Калифорния 91320
    Посмотреть в Google

    Телефон: (818) 538-2250

    Получить дополнительную информацию

    Что такое психодиагностика и почему она важна

    Перейти к основному содержанию

    Нана Шпи

    Нана С.

    Нана С.

    HRBP, Деловой партнер по отношениям с сотрудниками, HR, Партнер по персоналу, Психометрист.

    Опубликовано 22 февраля 2021 г.

    + Подписаться

    By Merriam-Webster Психодиагностика — это раздел психологии, связанный с использованием тестов для оценки личности и определения факторов, лежащих в основе человеческого поведения.

    Речь идет об использовании интервью, тестов и анкет для оценки и количественного определения когнитивных (сильных и слабых сторон), характера и мотивационных (интересов) черт.

    Психодиагностика – это дисциплина, которая занимается психологической оценкой и диагностикой, персонологией, посредством использования интегрированного репертуара опросников, личностных инвентаризаций, батарей и методов тестирования (психометрических и проективных), клинических интервью, нейропсихологических обследований и наблюдательных оценок; тип используемых методов и инструментов время от времени меняется в зависимости от контекста и цели оценки, возраста и типа возможных трудностей оцениваемых субъектов.

    Области Практическое использование Результаты психодиагностической работы:

    1. Оптимизация процессов обучения и образования
    2. ПРИМЕРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКА найм.

      Правильно подобранные методы психодиагностики помогут лучше выявить личность, способности, мотивы и потенциал кандидата или сотрудника. Во многих случаях эти знания можно значительно ускорить и уточнить. Психодиагностическое тестирование обеспечит более высокую степень объективности полученных знаний и предоставит расширенные возможности сравнения с общими эталонами или конкретной сравнительной группой. Это также может помочь вам лучше выявлять среди кандидатов людей, способных на исключительную стилизацию или скрытые таланты, и более последовательно обеспечивать окупаемость инвестиций в набор или развитие.

      Психодиагностика — это дисциплина, которая оценивает и количественно определяет когнитивные (сильные и слабые стороны), характер и мотивационные (интересы) черты человека.

      Обычно батарея тестирования включает (в зависимости от потребности клиента) от 2 до 8 психологических опросников и тестов работоспособности, дополняющих друг друга и дающих пластический образ человека. Они оценивают стратегии преодоления стресса, межличностные стратегии, мотиваторы производительности, целостность личности, саморефлексию, эмоциональную стабильность и зрелость, роли в команде, способность видеть связи и предоставлять неискаженную информацию. Результатом является письменный отчет с диаграммами.

      Правильно подобранная психодиагностика может помочь лучше определить личность, способности, мотивы и потенциал кандидата или сотрудника

      Интересуют подробности и как я могу помочь вам нанять подходящего сотрудника? Свяжитесь со мной.

      • Выгореть. Откуда он взялся и как его предотвратить.

        26 авг.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *