Метод синектики пример: что относится к методам, виды аналогий и примеры

Содержание

Метод аналогий — креативная Синектика вам в помощь

  1. Главная
  2. Статьи

09-05-2022

Этот креативный метод предназначен для активации вашего творческого мышления, преодоления привычных шаблонов.

Еще полезная информация в статье «Как мыслить нешаблонно?»

Метод синектики применяется для решения креативных задач и поиска новых идей используя аналогии из других сфер и областей деятельности и «переноса» их на вашу проблему.

Синектика – это сочетание разнородных, часто не совместимых, элементов в процессе постановки и решения задач.

Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи между словами, понятиями, чувствами, эмоциями, мыслями, впечатлениями и т.п.

Автором (У. Гордоном) этот метод задумывался как разновидность мозгового штурма, т.е. коллективного решения креативных задач, но я с успехом использую его в гордом одиночестве.

При работе по этому креативному методу применяются следующие виды аналогий: прямая, символическая, фантастическая, личная.

При работе по прямой аналогии нужно найти похожие (аналогичные) решения в других областях жизни и деятельности человека: природа, быт, бизнес, промышленность, наука и т. д. Например, в рекламе автоматического сварочного оборудования, основным отличием которого являлась скорость работы, использовалась аналогия со швейной машинкой.

При символической аналогии необходимо всю вашу креативную задачу свести к короткому выражению или символу, отражающему суть вашей проблемы. Это могут быть некие образы, знаки, метафоры. Главное очень четко и лаконично выразить суть разрабатываемой задачи. Самый простые примеры: мороженное – сладкий лед, или название этого блога – «креативный мозг».

При применении фантастической аналогии для решения креативной задачи поместите ее в нереальную среду, используйте фантастических героев или антигероев, технику.

Личная аналогия (эмпатия) предполагает, что вы представите себя объектом (его частью) или элементом (элементами) той креативной задачи над которой работаете. Суть этого приема в том, что нужно почувствовать, как объект влияет на свое окружение, а окружающая среда на него. Например, при разработке плаща-дождевика, его внутреннюю поверхность сделали с небольшим рельефом, и он перестал «прилипать».

Тема статьи: Синектика – метод аналогий, креативная техника для активации творческого мышления и преодоления шаблонов.

Автор: Евгений Вагнер.

Материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.

Чек-лист 99 принципов креативности.

Самый эффективный креативный метод №10.

Новая книга «Авторские креативные методы для решения творческих и бизнес-задач».

Для того, кто хочет быть тотально креативным человеком предлагаю все книги со значительной скидкой.

#креативность #творчество

 

Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:

Взгляните на эти публикации, там много интересного:

    Горшочек вари или 4 метода творческого подхода к решению задач / Хабр

    В недавно прочитанной книге Дмитрия Чернышева «Как люди думают», обратила внимание на методы, которые помогают находить идеи и придумывать что-то новое. Методов, конечно, гораздо больше. Тот же ТРИЗ, о котором столько говорят, но я решила остановиться на тех, которые приводит автор книги.

    Метод синектики


    Разработан американским изобретателем Уильямом Гордоном. Образовано из греческих корней и может быть переведено как «совмещение разнородных элементов».

    Гордон считал, что основной источник креативности — в поиске аналогий и выделял четыре вида — прямую, символическую, фантастическую и личную.

    При прямой аналогии

    рассматриваемому объекту находится аналогия в окружающем нас мире. В природе или технике.

    Символическая

    — основана на использовании различных сравнений, метафор и поиске парадоксов в привычных и знакомых вещах или явлениях. Этот тип аналогии направлен на поиск необычного в обычном и обычного в необычном, то есть определение и характеристику предметов и явлений с неожиданной стороны.

    Фантастическая аналогия

    свободна от любых ограничений, которые накладывает на нас реальность. Представление исследуемого объекта в нереальных, фантастических условиях, где не действуют привычные законы и явления. Это позволяет придумать решение без привязки к объективной реальности.

    Личная аналогия

    ставит человека на место рассматриваемого объекта. Необходимо представить себя в роли изучаемого предмета и примерить на себя его функции. Личная аналогия дает возможность отбросить стереотипные ограничения мышления и взглянуть на предмет с необычного ракурса.

    Если еще короче, то прямые аналогии — реальные, символические —  абстрактные, фантастические —  нереальные, субъективные —  телесные.

    Ярким примером применения метода синектики на практике является инновация в производстве картофельных чипсов Pringles.

    Американская компания Kellogg, занимающаяся выпуском сухих завтраков, столкнулась с неразрешимой проблемой: как уменьшить объем воздуха в упаковке с чипсами, чтобы сделать ее более компактной, но при этом не допустить крошения хрупкого продукта. К решению задачи руководство компании привлекло У. Гордона. С помощью метода синектики он провел аналогию между чипсами в упаковке и опавшей листвой, которую собирают в мусорные пакеты. Сухая листва заполняет собой больше пространства, нежели влажная. Влажные листья более мягкие и пластичные, поэтому их можно упаковать в пакеты для мусора в большем объеме, и тем самым сэкономить на количестве используемых пакетов. По этой аналогии он предложил производителям новый метод формовки и смачивания сухой картофельной муки, из которой изготавливаются чипсы. Это позволило сделать упаковку более компактной.

    Метод фокальных объектов


    Был изобретен в 1923 году. Основателем является профессор Берлинского университета Фридрих Кунце. Позднее методом заинтересовался американский исследователь Чарльз Вайтинг, который со временем доработал и усовершенствовал его.

    Именно он придумал название «метод фокальных объектов». В основе названия лежит понятие «фокус», то есть подразумевается фокусировка внимания на выбранном объекте.

    Процесс прост: к исследуемому объекту присоединяются свойства и характеристики других, подобранных случайным способом, объектов.

    Метод состоит из шести последовательных шагов.

    1. Выбираем фокальный объект, то есть предмет, который нужно усовершенствовать или проблема, требующая решения.
    2. Подбираем несколько случайных объектов, в роли которых могут выступать различные слова и понятия. Их можно взять из книги, газеты, журнала, словаря. Это должны быть имена существительные и их тематика должна быть отличной от тематики самого объекта.
    3. Выделяем различные свойства, характеристики, функции и признаки выбранных случайных предметов и записываем на бумаге.
    4. Найденные свойства и характеристики поочередно присоединяем к главному объекту.
    5. С помощью различных ассоциаций происходит дальнейшее развитие придуманных вариантов.
    6. Оцениваем полученные результаты с точки зрения эффективности, полезности и возможности практической реализации.

    Пример: Возьмем фонарик и дополним его свойствами из слов очки, валенки, парашют. Можно получить теплый (н-р ручка с подогревом), цветной (разные цвета излучаемого света), модный фонарик.

    Морфологический анализ


    Для генерации новых идей. Придумал швейцарский астроном Фриц Цвикки. Основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения.

    Последовательность действий при этом следующая:

    1. Точно сформулировать проблему.
      Например: Визитка. Более точно: яркая уникальная визитка стоматолога, которую сложно забыть).
    2. Определить важнейшие элементы объекта.
      Пример: форма, покрытие визитки
    3. Определить варианты исполнения элементов.
    4. Основная рекомендация — никаких оценок вариантов не следует проводить до полного оформления морфологического множества.
       Пример параметров объекта: форма визитки — шар, прямоугольник и др., покрытие — пластик, картон, колбаса и др..
    5. Занести их в таблицу.
    6. Оценить все имеющиеся в таблице варианты, проанализировать и оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнуты
      Примеры: круглая съедобная, прямоугольная из пластика и др. Выбрать оптимальный вариант.

      Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

      Метод ментальных карт


      Автор методики британский психолог Тони Бьюзен. По его мнению, креативность напрямую связана с памятью.

      Как нарисовать ментальную карту:

      1. Взять лист бумаги и написать в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключить ее в замкнутый контур.
      2. От центральной темы нарисовать ветви и расположить на них ключевые слова, которые с ней связаны.
      3. Продолжать расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.
      4. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося дерева надолго остается в памяти.

      Правила работы с ментальными картами

      Техника кажется интуитивно понятной, однако приведенные ниже правила помогают существенно повысить ее эффективность.
      • Пишите одно слово на одной ветви. Такой подход значительно экономит время и место и способствует лучшей читаемости карты.
      • Располагайте лист горизонтально — такую карту будет удобнее читать.
      • Ключевые слова размещайте прямо на линиях, отображающих их взаимосвязь. Не заключайте их в какие-либо рамки. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово.
      • Используйте разные цвета для основных ветвей, чтобы они не сливались визуально.
      • Варьируйте размер букв в надписях и толщину ветвей в зависимости от степени удаленности от главной темы.
      • Располагайте ветви равномерно — не оставляйте пустого места и не размещайте ветви слишком плотно.
      • Используйте рисунки и символы (как минимум — для центральной темы, лучше — для всех основных ветвей).

      Если вы рисуете сложную карту, есть смысл вначале набросать мини-карту с основными ветвями, чтобы определить структуру будущей карты, поскольку выбор основных ветвей влияет на организация и читаемость карты
      И последний совет из книги

      «Придумать даже самую замечательную идею — это только полдела. Ее нужно донести до собеседника. Убедить его. Нет ничего страшного в том, что вашу идею сразу не примут. Билл Гейтс говорил своим сотрудникам, что, если никто не смеялся хотя бы над одной из их идей, они, возможно, недостаточно творчески подходят к работе. Это барьер, который нужно преодолеть»

      Новых творческих идей и вдохновения!

    Синектика | eduTOOLBOX

    В 1961 году Уильям Гордон разработал модель стимулирования творчества с помощью аналогий или метафор. Предпосылка Гордона заключалась в том, что творческие люди регулярно используют аналогиональное мышление, чтобы поддерживать новые способы рассмотрения вопросов или проблем. Ключом к успешному уроку, включающему синектику , является задача, требующая от отдельных лиц или групп учащихся обнаружения физических, символических или поведенческих связей между знакомым и незнакомым, а также умения описывать эти вновь определенные отношения.

    Синектический триггерный механизм — это задача или вопрос, который способствует появлению новых идей и мыслей. Например, при изучении формы и функции в биологии учащимся показывают изображения различных типов транспортных средств, таких как внедорожники, спортивные автомобили, седаны и т. д., а также изображения животных с определенными структурными адаптациями. В этом случае изображения используются, чтобы вызвать аналогии между непохожими вещами, такими как гепард и скоростная спортивная машина.

    Реализация

    1. Подготовьте графический органайзер Synectics для каждого учащегося.

    2. Этот обучающий инструмент зависит от конкретной ситуации. Тщательно подумайте об идее, ситуации, концепции, событии или условии, которые вы хотите, чтобы студенты исследовали.

    3. Используйте синектический триггерный механизм, такой как картинка, стихотворение, песня, рисунок и т. д., чтобы начать собственное рассуждение по аналогии.

    · Используйте идеи из природного или искусственного мира, связи с историческими событиями, вашей школой и т. д.

    4. Придумайте личную аналогию для любого из вышеперечисленных элементов.

    · Примечание. Используйте идеи, которые не имеют прямого отношения к предмету.

    · Если аналогия настолько очевидна, что все ее сразу «понимают» без необходимости оригинального мышления, то найдите другую.

    5. Проанализируйте связи, которые, по вашему мнению, существуют в вашей аналогии.

    6. Прежде чем приступить к личным аналогиям, потренируйтесь строить аналогии на примерах вещей, которые имеют сходство, которое легко определить.

    · Акула очень похожа на торпеду, потому что …

    · Ветряная турбина очень похожа на солнечную панель, потому что …

    7. Затем переходите к аналогиям, требующим более абстрактного мышления.

    · Приготовление кофе очень похоже на мозговой штурм, потому что …

    · Вождение электромобиля очень похоже на уплату налогов, потому что …

    Классное руководство

    процесс, представляя свою собственную аналогию и объясняя связь с классом.

    2. Предложите учащимся быстро разместить слова в каждом из четырех квадрантов. Прежде чем выбирать эти слова, следует немного подумать.

    3. Попросите учащихся ввести понятие, идею, условие и т. д., которые вы хотите изучить, в центральное поле.

    4. Для каждого квадранта попросите учащихся завершить эту основу предложения: Слово в центральной рамке очень похоже на элемент в квадранте, потому что…

    5. Поделитесь со всем классом случайными примерами студенческих аналогий.

    6. Предлагаемая формирующая оценка: плюс-минус-интересно.

    Синектическая модель обучения — Джон Дабелл

    Преподавание и обучение 

    Джондабелл 3 комментария творческое мышление, формирующая оценка, метафора, сравнение, синектика, Уильям Дж. Гордон

    Вы пробовали рассуждать по аналогии?

    В 1961 году Уильям Дж.Дж. Гордон и его коллеги разработали модель творческого мышления под названием «Синектика».

    Синектика — это греческое слово, означающее объединение различных идей.

    Модель изначально была разработана для повышения творческого самовыражения, эмпатии и проницательности, а также для помощи «творческим группам» в промышленных и других организациях в разработке качественных продуктов и решении проблем. Они были использованы в качестве стимула для чипсов Pringles для пропитанных повязок для ран.

    Я всегда называл эту модель «рассуждения по аналогии», потому что она использует сравнения для проведения ярких и образных сравнений между двумя, казалось бы, не связанными между собой объектами, понятиями, процессами или событиями.

    Это творческий процесс установления связей, который можно использовать по любому предмету в рамках учебной программы.

    Хотя существуют различные типы аналогий (прямые, личные и символические), я всегда находил метод прямой аналогии наиболее эффективным для групповых дискуссий.

    Seligmann (2007) приводит пример сравнения сердечно-сосудистой системы с автомагистралью. Учащиеся могут предположить, что они похожи, потому что клетки крови подобны грузовикам, путешествующим по сосудистой системе, доставляющим кислород к органам тела, а сгусток крови подобен пробке, мешающей клеткам крови выполнять свои жизненно важные поставки.

    Я видел похожий пример в прекрасной книге Марсело Старикоффа и Алана Риса «Начни думать»:

    Кровь похожа на томатный кетчуп, потому что….

    1. оба содержат сахар и соль
    2. оба содержат воду
    3. оба вязкоупругие

    На уроках много возможностей для развития синектического мышления. Вы можете поделиться следующими примерами со своим классом и посмотреть, какие идеи дети могут придумать вместе. Попросите детей придумать по три идеи на каждый пример:

    • Ваша личность похожа на снежинку, потому что…
    • Преподавание похоже на исследование космоса, потому что…
    • Акула похожа на торпеду, потому что…
    • Кит похож на подводную лодку, потому что…
    • Учитель подобен волку, потому что…
    • Класс похож на муравейник, потому что….
    • Гражданская война подобна извержению вулкана, потому что…
    • Математика похожа на арахисовое масло, потому что…
    • Десятичная точка похожа на бетонный столб, потому что…
    • Чтение похоже на ныряние за жемчугом, потому что…
    • Обучение похоже на американские горки, потому что…

    Сравнение двух подобных вещей часто приводит к тому, что дети задают ряд интересных вопросов, которые выявляют не только сходство, но и различия.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *